Сколько денег на самом деле тратила бывшая «первая леди» на свои наряды

Раиса Горбачева произвела настоящую революцию в СССР, когда взяла и вышла из «сумрака». До нее первые лица не то чтобы прятали своих женщин - просто в Союзе как-то не принято было выставлять их напоказ. Простые люди обычно даже не догадывались, как выглядят «вторые половины» руководителей страны.

А Раиса Максимовна не только повсюду сопровождала своего мужа - Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева , расточая приветливые улыбки и запросто отвечая на приветствия первых лиц различных стран. Она еще и наряжалась так, что страна каждый раз замирала у экранов телевизоров в ужасе и восхищении.

Терпеливая клиентка

Женщины потом судачили, что на эпатажные наряды первой леди тратятся миллионы казенных рублей. Жадно приникнув к голубым экранам, считали, сколько раз в день супруга генсека меняет костюмы. Прикидывали, сколько стоит каждая блузка. И завидовали. Ведь им недоступны были такие наряды, советские женщины в то время шили себе одежду сами, по выкройкам из журналов «Работница» и «Крестьянка».

Чем хуже становилась экономическая ситуация в стране, тем больше раздражались «крестьянки и работницы» при виде подтянутой, цветущей, ухоженной Раисы. В стране - развал, все в дефиците. А тут - идеально скроенные модные костюмчики по фигуре, элегантные пальто и шубы, изысканные вечерние платья, шляпки…

Люди решили, что ее одевает Вячеслав Зайцев или даже сам Ив Сен-Лоран . В действительности же супруга генсека посещала московский Дом моды «Кузнецкий мост», где для нее работали первоклассные мастерицы.

Как говорит искусствовед «Кузнецкого моста» Алла Щиланина , Раиса Максимовна обычно сама привозила ткани, обсуждала предложенные художником Тамарой Макеевой эскизы. Чаще всего одобряла, на примерках вела себя терпеливо. Иногда вносила какие-то предложения - например, очень любила блузки с различными бантами, необычными воротниками. В Доме мод часто появлялась с цветами и конфетами для персонала, у которого остались о ней самые приятные воспоминания.

Раиса Максимовна была хорошо знакома и с Ивом Сен-Лораном, и с Пьером Карденом . При этом Карден всегда восхищался ее хорошим вкусом в одежде. Он подчеркивал, что первая леди СССР могла бы позволить себе и более смелые и яркие наряды, обладая хорошей фигурой и изысканным вкусом. Вероятно, добавлял Карден, она просто не хочет смущать советских женщин, поэтому одевается достаточно скромно.

Капризная хозяйка

О своеволии Раисы Горбачевой много рассказывали очевидцы - люди из охраны и прислуга. Например, начальник охраны, полковник Виктор Кузовлев , вспоминает, как на важное совещание, назначенное на 11.00, Горбачев явился после полудня. И рядом с ним важно шла его супруга, а затем без тени сомнений она уселась вместе с учеными, специалистами и руководством за стол. Оказалось, что опоздал генсек из-за жены - она долго собиралась!

Первая леди быстро привыкла к тому, что все ее приказы и капризы выполняются беспрекословно. Например, от нее буквально не было покоя начальнику 9-го управления (служба охраны) Юрию Плеханову : Раиса Максимовна привыкла звонить ему по много раз в день, требуя повышенного внимания, советуясь по каждому пустяку. Плеханов настолько устал от такой требовательности, от положения игрушки в руках жены генсека, что просил отставки или перевода, а позднее примкнул к восставшим против Горбачева членам ГКЧП.

Личный повар семьи Горбачевых, Евгения Ермакова , рассказывала, как часто Раиса Максимовна доводила ее до слез своими противоречивыми приказами. Например, заказывала обед к 14.00, но до последних минут повар не могла согласовать с ней меню - Горбачева тянула с решением, и только мастерство поварихи позволяло ей с честью выходить из положения, но скольких нервов ей это стоило!

По требованию Раисы Максимовны в каждую страну, в каждый зарубежный город, куда она отправлялась с мужем, на самолетах доставляли автомобили отечественного производства - специально для нее, чтобы она могла ездить на них с личным шофером. Это, конечно, было очень накладно для государства.

Любимица страны

Раиса Максимовна понимала, что большая часть советского народа относится к ней не лучшим образом. Но уже после отставки Горбачева, в июле1999 года, у нее был диагностирован лейкоз. И тогда отношение народа чудесным образом изменилось: за нее начали волноваться, слали ей приветы, молились о ее здоровье.

Будучи тяжело больной, она с горечью говорила: «Наверное, мне надо было тяжело заболеть и умереть, чтобы меня поняли». К сожалению, ничего не помогло: Раиса Горбачева, казавшаяся победительницей по жизни, первая из «первых леди» СССР, скончалась в сентябре 1999 года в одной из лучших немецких клиник.

Интересные факты

До появления Раисы Горбачевой иностранные делегации в СССР встречала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова . Супруги руководителей государства в кадре не появлялись.

О стройной и подтянутой Горбачевой говорили, что это первая жена генсека, которая весит меньше своего мужа. Пока Раиса Горбачева была жива, ее супруг не весил больше нормы - 85 кг, потому что она всегда следила за его питанием и здоровьем. После смерти жены Михаил Сергеевич резко сдал - диабет, развившийся на нервной почве, повлек за собой прибавление в весе.

Раиса Максимовна хорошо знала английский язык - в отличие от своего мужа, благодаря чему могла свободно общаться с Маргарет Тэтчер и даже переводить супругу слова англоязычных глав государств.

Супруга Михаила Сергеевича вела активную благотворительную деятельность. Она работала в фонде «Помощь детям Чернобыля», в благотворительной ассоциации «Гематологи мира - детям», помогала Московской Центральной детской больнице.

(Visited 919 times, 2 visits today)


Псевдонимы:

Раиса Адамовна Кудашева (урождённая княжна Гедройц) – русская и советская поэтесса и писательница - родилась в семье Адама (чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника) и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой). Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки.

Первые стихи написала еще в детстве, но первое её стихотворение «Ручейку» было опубликовано в 1896 году в журнале «Малютка», когда за плечами остались годы учебы в начальной школе и в женской гимназии госпожи Пуссель. Тогда её стихи печатались в таких женских журналах, как «Подснежник», «Светлячок» , «Солнышко» и «Малютка» . В значительной части они представляли собой авторизованные поэтические переводы детских стихов европейских авторов. Также Кудашева известна как переводчица в прозе. В 1899 году была напечатана в журнале «Русская мысль» её единственная повесть для взрослых «Лери».

Но самой известной и знаменитой работой стал стишок «Ёлка», который в 1905 году был положен на музыку композитором Л. Бекманом и получил название «В лесу родилась Ёлочка». Долгое время песенка считалась народным творчеством. Собственно, скромность самой Кудашевой, подписывающей свои публикации криптонимом «Р.К.», немало тому и поспособствовала. А сам криптонимом «Р.К.» - многими воспринимался как «перевёртыш» псевдонима князя Константина Романова.

Кудашева, с юности сохранявшая инкогнито, признавалась впоследствии: «Я не хотела быть известной, но не писать не могла », да и в высших кругах во времена её юности сочинительство считалось делом несколько предосудительным. Только в 1941 году Детиздат ЦК ВЛКСМ выпустил, наконец, сборник песен «Ёлка», где были раскрыты эти таинственные буквы. Составительница сборника писатель и редактор Эсфирь Эмден , готовя сборник, выяснила, что так подписывала свои стихотворения, сказки, рассказы, печатавшиеся в дореволюционных изданиях, детская писательница Раиса Адамовна Кудашева.

Что касается личной жизни, то после смерти отца Раиса была вынуждена наняться гувернанткой «в хороший дом». Князь-вдовец Алексей Кудашев три года присматривался к благородной и воспитанной барышне, пока не сделал предложение. Мальчик обожал мачеху, кстати, и сочинила-то «Елочку» Раиса именно в подарок своему воспитаннику Алеше. Но безмятежный период продолжался недолго. Во время Первой мировой войны пасынок погиб на фронте, муж не смог перенести потери и умер, Раиса Адамовна осталась совсем одна. В советское время, лишившись состояния и скрывая своё дворянское происхождение, жила в коммуналке, работала учительницей, а затем довольно длительное время библиотекарем.

Слава детской писательницы пришла лишь в начале 1950-х годов, когда советской писательской элите стало известно, что именно она является автором слов знаменитой песенки. Её приняли в Союз Писателей СССР, поставили на довольствие литератора по высшему разряду и стали печатать произведения после многолетнего перерыва. В новогоднем номере журнала «Огонек» 1958 года вышла небольшая заметка о Кудашевой: «Раиса Адамовна сейчас находится на пенсии. С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки» .

И началась волна популярности. Корреспонденты просили об интервью, издательства предлагали сотрудничество. В одном из писем Раиса Адамовна с грустью признавалась: «Не по силам затеяла дело. Слишком поздно эта история подошла ко мне. Если бы хоть немного пораньше» . Кстати, о мегапопулярности своей «Елочки» Кудашева узнала совершенно случайно, лишь в начале 20-х годов, когда однажды она ехала в поезде и пожилая попутчица, гордясь своей внучкой, попросила ее спеть чудесную песенку...

В 1958 году Раиса Кудашева признавалась корреспонденту «Огонька», что задумала повесть о мальчике. Ее действие должно было происходить в годы Великой Отечественной войны. Все детали были обдуманы, но перенести идеи на бумагу, имея восемьдесят лет за плечами, нелегко, и замысел остался, по-видимому, невоплощенным.

Скончалась Р.А. Кудашева 4 ноября 1964 года в Москве, похоронена на Пятницком кладбище, на скромной могильной плите - слова из песенки про елочку.

Фантастическое в творчестве:

Писательница представлена на Фантлабе как автор волшебных сказок.

© (по материалам сети)

Примечание к биографии:

  • Интернет-журнал любителей русской словесности. Выпуск 107, часть 1: .
  • Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней». История одной ёлочки .
  • По многим сайтам «кочует» утверждение, что Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек. Возможно, оно основано на многочисленных переизданиях «Ёлочки», возможно, частично и на каких-то журнальных публикациях начала ХХ века, приписываемых Кудашевой. По крайней мере, каких-то ссылок на конкретные произведения, кроме приведённых в библиографии, обнаружить не удалось.
  • В начале 2000-х годов сын родной сестры Раисы Кудашевой - писатель Михаил Холмогоров - предпринял попытку оформить (как единственный родственник) авторские права на литературное наследие. Но попытка оказалась неудачной: когда Раиса Кудашева скончалась, срок действия авторского права был другим и он давно истек, а закон обратной силы не имеет.
  • Страница:

    Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964, там же) — советская поэтесса, писательница.

    В лесу родилась елочка,
    В лесу она росла.

    Кудашева Раиса Адамовна

    Урождённая белорусско-литовская княжна Гедройц из рода литовского происхождения. Отец — чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

    О жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Н. А. Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище- второй квартал 11 участка.

    С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

    Раиса Адамовна Кудашева (1878-1964) - русская и советская поэтесса, писательница. Автор слов песни «В лесу родилась ёлочка».
    О жизни Раисы Кудашевой известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем.
    С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

    В лесу родилась елочка,
    В лесу она росла,

    Зимой и летом стройная, зеленая была.

    Метель ей пела песенку:
    "Спи, елочка, бай-бай!"
    Мороз снежком укутывал:
    "Смотри, не замерзай!"
    Мороз снежком укутывал
    "Смотри, не замерзай!"

    Трусишка зайка серенький
    Под елочкой скакал.

    Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

    Чу! Снег по лесу частому
    Под полозом скрипит;

    Лошадка мохноногая торопится, бежит.

    Везет лошадка дровеньки,
    А в дровнях мужичок,

    Срубил он нашу елочку под самый корешок.

    И вот она, нарядная,
    На праздник к нам пришла,

    И много, много радости детишкам принесла.


    Раиса Кудашева — автор стихотворения «Ёлка», часть этого стихотворения была положена на музыку. Так появилась песня «В лесу родилась ёлочка».
    В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка» (М.—Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.


    У речки над водицей
    Построен теремок
    Там с курочкой-сестрицей
    Жил братец-петушок.

    Зима уж серебрится,
    На речке стал ледок.
    "Вот славно прокатиться", -
    Подумал Петушок.

    Сестрица запрещала
    Кататься Петушку
    И даже не пускала
    Гулять по бережку.

    За ним следила зорко,
    Пугала Петушка:
    "Там поскользнёшься с горки,
    А речка глубока".

    К сестрице на рожденье
    хотели гости быть,
    пришлось для угощенья им
    жарить и варить.

    Стоит она у печки
    И жарит пирожки,
    А брат помчался к речке,
    Схватив свои коньки.

    Едва он прокатился
    И спел: "Кукареку!"
    Как лёд вдруг подломился...
    Ах, горе Петушку!

    Нельзя пошевелиться,
    Как ключ, идёт ко дну.
    -Ой-ой! Спаси, сестрица!
    Ой, курочкка, тону!

    На крик бежит сестрица,
    И гости вслед за ней:
    Сорока, Гусь, Синица,
    Снегирь да Воробей.

    Они с трудом немалым
    проказника спасли,
    Укрыли одеялом
    И в санках повезли.

    Пришёл смотреть больного
    Учёный доктор Гусь.
    "Здесь нет вреда большого,
    Я вылечить берусь".

    Пусть выпьет горькой хины
    Двенадцать порошков,
    Запьёт чайком с малиной
    И будет он здоров.

    Расселись гости наши
    Обед давно готов
    Гора овсянной каши
    И груды пирожков

    Как вдруг разволновался,
    Вскочил сестрицин брат
    Он очень испугался,
    Что гости все съедят

    Тут гости зашумели,
    Раздался смех кругом
    Как петушок с постели
    Свалился кувырком

    Смеялись птицы трелью
    Гусь начал гоготать
    И тут пошло веселье
    Пером не описать".


    Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. По одной версии, однажды в кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьезных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей. По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
    Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка…», «Ёлочка», «Лесовички», «Петушок» и других.
    Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей шёл уже седьмой десяток.

    Источникhttp://allforchildren.ru/poetry/author88-kudasheva.php

    Раиса Адамовна Кудашева (3 (15) августа 1878, Москва — 4 ноября 1964) — советская поэтесса, писательница. Урождённая белорусско-литовская княжна Гедройц из рода литовского происхождения. Отец — чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

    О жизни Раисы Кудашевой известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем.

    Стихи она писала с детства. Однако лишь в 1896 году отважилась одно из них послать в редакцию журнала «Малютка». Стихотворение называлось «Ручейку». Его напечатали. Автору было тогда 18 лет. И с тех пор стихи Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник»... Вот, к примеру, одно из ее стихотворений, вошедшее в сегодняшние школьные учебники:

    День прошел. Бегут гурьбой
    Наши школьники домой.
    — Ах, как славно мы учились!
    — Я две сказочки прочла!
    — Я писала все в тетрадку!
    — Я срисовывал лошадку!

    Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Степка-растрепка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»... , как и многие не знавший, кто является их автором, писал: «Эти стихи и сказки имели успех... Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем... Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль».

    В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась ее единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, ее первой большой любви к блестящему офицеру. Повесть не принесла Раисе Адамовне известности, хотя это была добротная «дамская» беллетристика. Впрочем, к славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла».

    В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка» (М.-Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.

    По одной версии, однажды в кабинет постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьёзных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей.

    По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

    Поздно пришли известность и признание к Раисе Кудашевой, в конце 50-х годов. Были напечатаны два интервью с писательницей: одно — в «Огоньке», другое — в «Вечерней Москве». В «Огоньке» — единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте. «Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной в 1958 году, — но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне».

    Последние годы Раиса Адамовна жила вместе со своей сестрой. Она умерла 4 ноября 1964 года. Умерла в том городе, где и родилась, в Москве. На ее могильной плите между датой рождения и датой смерти — черточка. Этот «иероглиф» зашифровал множество человеческих судеб. Хочется верить, что будущим исследователям жизни и творчества Раисы Кудашевой удастся расшифровать еще хотя бы несколько страниц из «книги жизни» этой замечательной женщины.