В одном королевстве жил-был король со своей королевой, и было у них две дочки, две маленьких принцессы, Ника и Лика. Внешне принцессы были очень похожи одна на другую: розовые щёчки, светлые кудряшки, но вот по характеру они были совершенно разными.

Ника была очень вежливой, со всеми всегда здоровалась, говорила «спасибо», «пожалуйста», «извините». И всё всегда с улыбкой.

Лика же наоборот совсем не знала вежливых слов. Вместо того, чтобы говорить «пожалуйста» она топала ножкой и требовала: «Принесите да подайте!». Казалось, что про «спасибо» она вообще никогда не слышала. Да и грубила всем подряд направо и налево.

Мама-королева качала головой и говорила:

— И что же это такое произошло? Почему наши дочки такие разные? Вроде, воспитываем мы их одинаково.

Но никто из придворных мудрецов не мог дать ей ответа на этот вопрос.

Один раз отправились принцессы Ника и Лика в близлежащий лес на прогулку. Погода стояла чудесная, птички щебетали, бабочки порхали над цветами! Лика ушла вперёд, а Ника задержалась посмотреть на пчёлок, собирающих мёд. Вышла Лика на полянку и увидела, что посреди неё лежит, отдыхает огромный Дракон.

— Ну-ка отойди! Мне пройти надо! – грубым голосом сказала принцесса Дракону.

— А что, волшебного слова ты не знаешь? – спросил её Дракон.

— Какого-такого волшебного слова?! Ты что, не слышал, что я тебе сказала отойти, — ответила Лика.

— Ну и грубиянка, — ответил Дракон, но подвинулся, чтобы дать принцессе пройти.

Лика прошла поляну, а потом, повернувшись к нему, произнесла:

— Развалился здесь, и ещё каких-то волшебных слов требует! Противный дракон!

Тут Дракон не выдержал и поднялся на лапы. Его голова нависла над принцессой.

— Это что ещё за невежливая девчонка?! Вместо того, чтобы мне спасибо сказать, она ещё и обзывается! Вот я сейчас тебя съем! Терпеть не могу таких невоспитанных! – заревел он и разинул пасть.

Принцесса Лика сильно испугалась, что Дракон сейчас, и правда, съест её. Тут вдруг за спиной у Дракона раздался приятный тоненький голосок принцессы Ники:

— Здравствуйте! Не ешьте, пожалуйста, мою сестру. Извините её.

— Это твоя сестра? – удивился Дракон. – Как же так получилась, что ты такая воспитанная девочка, а она грубиянка?

— Не знаю, — пожала плечами Ника, — никто в нашем королевстве этого понять не может.

Хм…, — почесал Дракон затылок своей задней лапой. – Мне кажется, что я понял, в чём дело. Такое было с одним из моих двоюродных братьев. Когда он учился разговаривать, то случайно потерял вежливые слова и был ужасно грубым, пока ему не помогла одна Добрая Фея.

— Может быть, Вы знаете, где живёт эта Фея? – спросила Ника.

— Да, совсем недалеко! За лесом! – кивнул Дракон. – Взбирайтесь ко мне на спину. Я вас живо домчу до этой Доброй Феи.

Принцессы забрались на спину Дракона, и он, взмахнув крыльями, поднялся в небо. Принцесса Лика пыталась даже рта не открывать. Дело было не только в том, что Дракон напугал её, но и в том, что ей самой надоело быть такой грубой и невоспитанной. Даже если она и хотела сказать что-то красивое, то когда она начинала говорить, у неё получались сплошные грубости. Она очень надеялась, что Дракон оказался прав и Добрая Фея сможет ей помочь.

Добрая Фея, действительно, оказалась очень доброй. Она выслушала Дракона и Нику и с радостью согласилась помочь бедняжке Лике. Фея принесла свою толстую волшебную книгу, нашла в ней нужное заклинание и произнесла его, взмахнув волшебной палочкой.

— Спасибо, — вымолвила Лика тот час же.

— Получилось! Получилось! – обрадовались все.

— Никто не поможет понять, почему вежливые слова иногда теряются, — объяснила Добрая Фея. – Хорошо, что есть специальное заклинание, которое помогает их вернуть.

— Я так рада, я так рада! Спасибо всем, друзья! Я больше никогда не буду грубить и буду доброй и воспитанной принцессой, – пообещала Лика.

Так и произошло. Лика стала такой же воспитанной и вежливой, как и её сестра Ника. А с Драконом они с тех пор большие друзья, и он часто прилетает на чай с пирожными во дворец к принцессам.

Цели и задачи

— формировать представления о нравственных качествах, культуре поведения.

Оборудование

Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа

Инсценирование отрывков из сказки «Гуси- лебеди».

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Учитель . Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей.)

Тогда мы с вами сейчас отправимся в волшебную страну Вежливость.

Но смогут отправиться в эту страну только те дети, которые знают вежливые слова.

Игра «Вежливые слова»

Учитель . Кто желает отправиться в путешествие, тот «кладет» в волшебный кузовок вежливое слово. (Дети по очереди называют вежливые слова.) Итак, все слова собраны, пора в путь.

Дети поют песню «Вместе весело шагать».

Учитель . Как вы думаете, кто живет в этой сказочной стране? В ней живут вежи. Кто такие вежи? Правильно, это существа, которые знают правила вежливости. Но на страну Вежливость очень часто нападают другие сказочные герои — это невежи. Они хотят завоевать эту страну и превратить всех в невеж.

Конкурс рисунков «Сказочный герой»

Учитель . Давайте нарисуем их портреты. Одни дети рисуют сказочного героя вежу, а другие — невежу. А вы себя считаете вежей или невежей? Почему? (Дети рассуждают.)

На стенде вывешиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди».

Вот мы и в городке. Давайте пройдемся по улице сказок.

Что это за сказка нас встречает? (Сказка «Гуси- лебеди».)

Инсценирование отрывков из сказки

Учитель. Давайте разыграем разговоры девочки с яблонькой, печкой и речкой.

Девочка . Яблонька, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Яблонька . Съешь моего лесного яблочка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и садовые не едятся.

Девочка . Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Печка. Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Девочка . У моего батюшки и пшеничные пирожки не едятся.

Девочка. Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди моего братца унесли?

Речка . Попей моего киселька, скажу.

Девочка . У моего батюшки и сливочки-то не едятся.

Учитель . Измените разговор девочки так, чтобы сказочные герои ей помогли.

Вопросы для обсуждения:

— Почему яблонька, печка и речка помогли девочке?

— Как вы думаете, лучше быть вежей или невежей? Почему?

А вот и Вежливый сад. Давайте пройдемся по Вежливому саду.

Игровая ситуация «Вежливый сад»

Педагог рассказывает о поведении детей на различных примерах. Если поведение вежливое, то дети поднимают руки вверх (дерево высокое, красивое, оно радуется жизни); если поведение невежливое, то дети опускают руки вниз (дерево огорчается, ветки опущены вниз, стыдно).

Это могут быть такие ситуации:

— поздороваться при встрече;

— на прощанье буркнуть под нос «ну, пока!»;

— наступить на ногу товарищу и не извиниться;

— специально толкнуть товарища;

— уступить место в автобусе пожилому человеку;

— жаловаться на всех подряд.

Обсуждение стихотворения «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

— В гостях, медведь,

Нельзя реветь!

Нельзя грубить и чваниться.

Знакомым надо кланяться,

Снимать пред ними шляпу,

Не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох,

И не ходить на четырех... —

Так Мишку лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Знакомым место уступал,

Снимал пред ними шляпу.

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос,

Топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом

На публику в метро

И старикам, старухам

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести...

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили.

С. Маршак

Вопросы для обсуждения:

— Стал ли медведь воспитанным? Почему, как вы думаете?

— Можно ли научиться вежливости?

— Какого человека можно назвать вежливым?

Чтение стихотворения «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы —

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы — то есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой —

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я.

Был вежлив этот мальчик.

И право, очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил.

«Спасибо!» — говорил.

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу не берите!

С. Маршак

Подведение итогов

Учитель вместе с детьми делает вывод о том, что вежливости можно и нужно учиться. Умение вести себя в обществе, контролировать свои поступки, оценивать себя и окружающих необходимо в повседневной жизни и позволяет стать полноценным членом общества.

Кристина Шустова
Конспект занятия «Путешествие в страну доброты и вежливости»

Цель : способствовать нравственному развитию личности ребенка.

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с понятием «доброта » . Формировать представления, в чем она проявляется.

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Формировать нравственные качества личности : внимательность, доброжелательность , любовь к ближнему.

Учить создавать «картину» (на подносе с манкой) пальчиками на манке.

Развивающие :

Развивать эстетическое восприятие, обогащать детей художественными впечатлениями. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Продолжать активизировать словарь путем употребления в речи «вежливых » слов.

Развивать культуру общения.

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное , вежливое отношение к окружающим.

Вызвать желание оказывать помощь друг другу.

Создать доброжелательную атмосферу для развивающей деятельности.

Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми.

Развивать культуру общения.

Предварительная работа :

Цикл бесед «Кого мы называем добрыми , «Что такое хорошо и что такое плохо?» , «Добрые дела и поступки » .

Слушание песен В. Шаинского «От улыбки» , «Дружба» , «Вместе весело шагать» , В. Иванова «Ты да я, да мы с тобой» .

Сюжетно-ролевые игры на темы : «семья» , «больница» .

Дидактические игры : «Хорошо или плохо?» , «Объясни, почему нельзя» , «Что я чувствую» .

Чтение сказок, рассказов, стихов в которых говориться о добрых людях : «Гуси-лебеди» , «Морозко» , «Кот, петух и лиса» , А. Барто «Вовка – добрая душа » , В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо» .

Материалы и оборудование : музыкальный центр и проектор, записи мелодий, презентация : «Путешествие в страну Вежливости и Доброты » , карточки с хорошими и плохими поступками, подносы с манкой, шаблоны солнышек с пластилиновой основой, глазки, носики, тонкая мишура на проволоке золотого цвета, бисер красного цвета.

Ход образовательной деятельности :

Дети входят в зал под музыку и встают полукругом.

Ребенок : Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро .

«Доброе утро солнцу и птицам!»

«Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым , доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель : Ребята, каждое утро надо начинать с хорошим настроением. Давайте образуем крепкую и добрую «цепочку дружбы» и ласково поздороваемся с гостями и со своими друзьями.

(Все берутся за руки и хором говорят : «Доброе утро )

Воспитатель : Чувствуете, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта . Давайте произнесем «волшебные» слова :

Дети :

«Я хороший и добрый ребенок ,

Всем детям, всем людям на свете я желаю здоровья».

Воспитатель : Посмотрите ребята друг на друга. Улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут нам сегодня хорошими помощниками.

Звучит песня «Улыбка» (в исполнении Л. Гурченко) Дети садятся на стульчики.

Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?

Дети : Со слова «Здравствуйте» .

Воспитатель :

Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого .

– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.

(Слайд 1 пещерные люди)

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди : у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было, сказал им :

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше. С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

Ребята сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну . А как называется эта страна , попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова .

– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь . Как она называется?

Дети : Страна Вежливости и Доброты .

Воспитатель : Молодцы, ребята! А вы хотите побывать в Волшебной стране ? Я тоже очень хочу.

Глазки скорее закройте, друзья!

В сказку свою приглашаю вас я!

Воспитатель : 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать!

Звучит музыка, открыв занавес, появляется Фея.

Фея : Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости. Я – фея этой доброй страны , в ней все жители добрые , вежливые , хорошие люди. Злые становятся здесь добрыми , сердитые – ласковыми, непослушные – послушными. И главное : все кто попадает в мою страну , хотят делать добрые дела . А вы хотите?

Ребята в нашей стране выросло волшебное дерево добра . Посмотрите. Только одно огорчает : дерево стоит одинокое. Чтобы его оживить и на нем появились плоды, нам с вами нужно наполнить волшебное сердце нашего дерева в этом нам помогут ваши добрые сердца . Ребята тогда давайте начнем наполнять наше сердце добрыми делами .

Ребята, а что такое доброта ?

Какого цвета доброта ?

Как вам кажется, какая доброта на вкус ?

А если ее потрогать какая доброта на ощупь ?

С какой погодой можно связать доброту ?

Фея : Молодцы ребята, какие были интересные необыкновенные высказывания о доброте . И за это вы получаете свое первое сердечко. Вот и прибавилось еще немного доброты в нашей волшебной стране . Ребята посмотрите, что произошло с нашем деревом. Оно начало расцветать.

Воспитатель : Ребята, а вы много добрых слов знаете ? Вот сейчас и проверим.

Игра называется «Замени слово добрым словом »

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Равнодушный – заботливый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

Крикливый – молчаливый

Трусливый - храбрый

Молодцы ребята. Получите сердечко. Вот наше сердце еще одним добрым делом пополнилось . (В большое сердце кладется маленькое сердечко.)

Игра «Выбери хорошие поступки»

Воспитатель : Ребята перед вами карточки с хорошими и плохими поступками. Выберите любую карточку и объясните, как вы думаете какой это поступок.

Ответы детей : ….

Воспитатель, Фея : Молодцы ребята, вы и с этим заданием справились. Теперь я точно уверена, что вы умеете отличать хорошие поступки от плохих. Вот вам еще одно сердечко. Посмотрите, наше дерево все больше расцветает.

Физкультминутка

Воспитатель : А сейчас ребята объявляется музыкальная пауза

Волшебные слова.

Слова и музыка В. В. Скурлатовой.

Чтоб вежливыми стать ,

Нам очень важно знать

И говорить всегда

Волшебные слова

«Здравствуйте» при встрече,

«Добрый день » и «добрый вечер »

За помощь «спасибо» и «благодарю»

За шалость, «извините»

«Пожалуйста, простите»

Ну, а на «прощание»

Скажем «до свидания» !

Давайте дружить

И вежливыми быть ,

Других не обижать

И не забывать :

Припев (повторяется)

Дети уходят парами, и садятся на стульчики Дети идут парами по кругу, взявшись за руки, другая рука на поясе.

Дети поворачиваются друг к другу

Дети кланяются друг другу, разводя руки в стороны

Руки на поясе, повороты в право и влево с приседаниями

Хлопки в ладоши и кружатся парами «Лодочка»

«Грозят пальчиком, рука на полочке»

Дети обнимают друг друга.

Два раза приседаем.

Махи крест на крест прямыми руками над головой.

Дети взялись за руки, идут по кругу сначала в одну сторону, потом в другую

Дети поворачиваются друг к другу.

Воспитатель : Ребята, а мы с вами продолжаем наполнять волшебное сердце добротой , теплом, нежностью….

Игра «Доскажи словечко»

Для нас здесь задание "Доскажи словечко" Я начну, а вы продолжайте, хором дружно отвечайте. (Слайды с правильными ответами)

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день )

Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)

Если друг попал в беду (помоги ему)

Решай споры словами, (а не кулаками)

Где бы ни были, на прощание говорим мы (до свидания)

Ребёнок вежливый и развитый говорит , встречаясь (здравствуйте)

Фея : Молодцы ребята. Вот вам еще одно сердечко. И наше волшебное дерево становится все красивее и красивее.

Воспитатель : Давайте никогда не будем забывать добрые , вежливые слова . Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Звучит музыка и дети исполняют песню «От улыбки» .

(Выносят подносы с манкой)

Фея : Ребята смотрите, какие чудесные подносы я вам приготовила. Давайте здесь попробуем нарисовать что-нибудь хорошее, доброе , радостное, светлое. Это будет «Картина доброты » .

(Дети рисуют пальчиком на подносе с манкой – солнышко, травку, цветы, дерево).

Фея : Молодцы ребята. Ваши картины получились просто замечательные, это потому что вы нарисовали их от доброго сердца . И мне хочется вас отблагодарить еще одним сердечком добрых дел .

Воспитатель : А теперь поиграем. Надо быть очень внимательным. Слушайте, не отвлекайтесь, если вы согласны, то отвечайте : «Это я, это я, это все мои друзья» , а если нет - молчите.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром » скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы,

Забывает умываться?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Вместо доброго «Спасибо»

У кого из вас в порядке

Сумка, книжки и тетрадки?

Кто быть вежливым желает ,

Малышей не обижает?

Фея : Молодцы. Вот вам еще одно сердечко.

Фея : Ребята я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу Землю освещает большое солнце.

Оно светит каждый день, согревая нас своим теплом. (Открывается занавес и появляется большое солнце)

Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко. Может, вы знаете, где оно может находиться?

Ответы детей :….

Фея : правильно оно светит в каждом из нас. Это маленькое солнышко своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее . Это солнышко вызывает у нас стремление помогать друг другу.

Воспитатель : Ребята Я вас приглашаю за столы, где мы с вами сейчас сделаем солнышки.

(Дети делают солнышко. В это время в большое сердце кладем шоколадные сердца)

Воспитатель : Ребята, какие у вас волшебные солнечные теплые получились солнышки. Давайте мы с вами сейчас скажем друг другу самые искренние, нежные, добрые , ласковые слова.

(Дети друг другу говорят комплименты)

Воспитатель : Ребята как много мы с вами сегодня хороших поступков и добрых дел сделали . Скажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

Фея : Ребята как же вы друг друга любите, какие вы ласковые нежные, добрые . И я вам дарю еще одно сердечко. Посмотрите, наше волшебное дерево расцвело. Благодаря вашей теплоте, доброте , отзывчивости.

Ребята чудеса произошли не только с нашим деревом добра , но и в нашем сердце произошли волшебные превращения наши сердечки превратились в сладкие сердца. Благодаря вам ребята. И я хотела бы вас ими угостит.

(Фея угощает ребят и благодарит ребят.)

Фея. Ребята спасибо вам, что вы такие добрые , отзывчивые, искренние, нежные. За ваши добрые сердца . Оставайтесь такими на долгие года.

Воспитатель : Ребята скоро вы пойдете в школу. Вот вам мое пожелание.

Давайте дети дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как травы с лугом

Как ветер с морем,

Поля с дождями

Как дружит солнце

Со всеми нами.

Дети уходят под музыку.

КОУ «Полтавская школа-интернат VIII вида»

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в страну Вежливости»

Полыгалова ГалинаВалентиновна – учитель музыки

Тарабунова Алена Анатольевна – учитель начальных классов

2012

Цель: Привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи:

1.Способствовать развитию познавательной активности, актёрских способностей;

2.Способствовать развитию высших психических функций;

3.Развивать художественную и музыкальную речь учащихся, прививать интерес к чтению;

4. Учить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, фортепиано, ноутбук.

Ход внеклассного мероприятия:

1.Ведущий . Добрый день, дорогие дети и взрослые! (Слайд 1)

2.Ведущий . Здравствуйте!

1.Ведущий . Ребята, вы получили пригласительные билеты.

Билеты эти волшебные, в каждом конверте находится вежливое слово.

Посмотрите, какие вежливые слова у вас в конвертах?

2.Ведущий . — Мы приглашаем вас в путешествие по волшебной стране Вежливости. Путешествовать мы будем в корзине с воздушными шарами. Думаю, что в пути нам будет интересно .

Ребята, перед нашим путешествием посмотрите мультфильм «Невежи» и подумайте, можно ли взять героев мультфильма с собой? (Слайд 2)

( Просмотр мультфильма «Невежи»).

Ребята, какие герои мультфильма были невежами?

Изменились ли они? Мы их возьмем с собой в путешествие?

Итак, сегодня мы посетим город Приветствий, море Вежливости, Замок рыцарских манер, а также заглянем в страну Грубиянию. (Слайд 3)

1.Ведущий . Наше путешествие начинается. Внимание! Нас ждет Город Приветствий . (Слайд 4)

1 ученик.

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

2 ученик.

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку

— Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

3 ученик.

— Нам желают “Доброго пути!”

— Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Только к доброму чему-нибудь.

— Спасибо, ребята. Какое сегодня число? Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! (Слайд 5)

Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и, конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

2.Ведущий . Слово «здравствуйте» — очень интересное слово. (Слайд 6) Вдумайтесь в его значение: «здравствуйте» — мы желаем друг другу здоровья (здравия). Поэтому людям приятно слышать это слово. Люди разных национальностей здороваются каждый на своем языке. Давайте послушаем, как приветствуют друг друга немцы, казахи, татары, украинцы.

(Выслушиваются ответы детей). -Молодцы!

1.Ведущий . Итак, что празднуют люди мира в сегодняшний день?

Что означает слово «Здравствуйте»?

2.Ведущий . А сейчас перед нами море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости» . (Слайд 7)

Ребята, какого человека можно назвать вежливым? (Ответы детей). (Слайд 8) Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Хорошими манерами обладает тот, кто не ставит людей в неловкое положение. Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им вреда, неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости.

1 ученик.

Достаётся недёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего?

Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся

Все земные труды.

Может, вырастил деревце

Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?

Гидростанцию? Дом?

Согреваешь планету

Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасёшь кому?

Делать людям хорошее –

Хорошеть самому.

1.Ведущий . Много славных дел ждёт нас, но прежде всего мы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Об этом вам расскажет песня «Ежели вы вежливы»

(Исполнение песни «Ежели вы вежливы»).

1.Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

То место без протеста уступите старухе.

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

2.Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

3.Ежели вы вежливы, тогда в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмете не навеки. И ежели вы вежливы тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

1.Ведущий . Давайте поиграем в игру «Продолжи фразу». (Слайд 9)

Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем?

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день)

Когда нас старшие бранят за шалости,

Мы говорим …(простите, пожалуйста)

И во Франции и в Дании

Всем, прощаясь, говорят… (до свидания).

— Хорошо, с этим заданием вы справились.

Ребята, вам нравится, как готовят в школе повара? Какое волшебное слово вы говорите им? (Ответы детей).

2.Ведущий . Из истории слова «Спасибо» (Слайд 10)

Знаете, откуда явилось это слово? В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему: — Спаси вас Бог!

Сочетание «Спаси, Бог» превратилось в короткое «спасибо». Так появилось всем нам знакомое с детства слово. Забывать это слово никогда не стоит. Даже есть пословица: «Своего спасибо не жалей!»

1 ученик.

Если, словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить: «Спасибо!»

1.Ведущий . Итак , какие волшебные слова встретились нам в море Вежливости?

2.Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Мы отправляемся в Замок рыцарских манер. (Слайд 11)

Рыцари – отважные и смелые люди, жившие в средневековье. Чтобы стать рыцарем, необходимо было пройти специальную подготовку. С 7 лет родители приставляли мальчика к опытному воину. Его обучали ездить верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом, танцевать, знать правила этикета. Но рыцарь не только обязан был владеть военными науками, но и поступать благородно, защищать слабых людей и униженных, быть вежливым, благородно относиться к женщинам.

1 Ведущий. В наше время рыцарем называют человека, готового на подвиг и самопожертвование во имя другого. Это вежливый, доброжелательный человек, спешащий на выручку слабому. Он без сомнения вступится за обиженного, кинется в горящий дом, спасая малыша. Еще один обычай дошел до наших дней: снимать перчатки, здороваясь. Обнажая руки, снимая перчатки, рыцарь тем самым демонстрировал, что он безоружен. Соблюдая правила этикета сегодня, мы показываем, что уважаем собеседника.

2.Ведущий . А сейчас я вам предлагаю проверить, кто у нас может быть рыцарем, кто самый вежливый.

Итак, задачи не на сложение, а на правила уважения. (Слайд 12)

Ситуация 1 . Ситуация в день рождения: дарят подарок в упаковке. Как его принять? (По этикету: необходимо развернуть упаковку, поблагодарить за подарок . Щ Если это сладости – угостить всех гостей). Щ

Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 10, а другому 9 лет? (кто вежливее). Щ

Ситуация 3 .Петя и Юра спешили в столовую и бежали вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась учительница. Мальчики пробежали мимо, и где – то с нижнего этажа послышалось: «Здрасьте, Лидия Ивановна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали и первыми ворвались в столовую. (Мальчики допустили три ошибки: по школе не бегают, при встрече с учителем ребята должны были остановиться, здороваться нужно вежливо).

Ситуация 4 . В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Тамара Алексеевна!». Какую ошибку допустил Иван? (Он должен поздороваться со всеми).

Ребята, вы хорошо решили ситуации. Послушайте стихотворения о вежливых словах.

(Инсценировка стихотворения «Вежливый поступок»)

Было лето, пели птички, Павлик ехал в электричке.

Вдруг на станции Фили две девчонки в дверь вошли.

Скромно стали в уголке и беседуют в сторонке

На английском языке.

Павлик понял: «Иностранки», это видно по осанке,

Может быть, они туристки? В первый раз у нас в стране?

И с трудом он по-английски произнес: «Позвольте мне

Пригласить вас на скамью, ну а сам я постою!»

Было лето, пели птички, две девчонки в электричке

Сели около окна.

— Между прочим, мы – москвички,- улыбается одна.

Павлик крикнул: — Как же так! Значит, я попал впросак?

И теперь не пьет, не ест он! Посочувствуем ему:

Уступил девчонкам место неизвестно почему.

(Стихотворение Юсупова «Простите!»)

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся: взглянул им в глаза

И робко и тихо “Простите” сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

— Мы купим другую, есть лучше в продаже…

Простите!” — казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

1.Ведущий .- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощения?

Итак, какого человека мы называем рыцарем в наши дни?

Мы думаем, что никогда не исчезнут смелые благородные люди – настоящие рыцари!

2.Ведущий.- Ребята, а сейчас давайте отдохнём.

(Физминутка. Игра “Вежливо — невежливо” ).

— Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши, когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами:

— Поздороваться при встрече;

— толкнуть и не извиниться;

— свистеть, кричать, шуметь в школе;

— уступить место старшим;

— не вставать на обращение учителя;

— помочь подняться по лестнице;

— попрощаться, уходя.

1.Ведущий. Продолжаем наше путешествие. Что такое вежливость, мы знаем, а что такое невежество? Как вы думаете? (Ответы детей).

Невежество – это грубость, хамство, невоспитанность. Тот человек, который не соблюдает правила приличия – невежливый человек.

А сейчас мы заглянем по соседству в страну Грубиянию. (Слайд 13)

Премьера мини-мюзикла «Страна Грубияния»

(музыка В. Юдиной, слова И. Сыроваткиной)

ПЕР ВОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Комната с большим окном. За сто лом сидит девочка Настя. Бабушка накрыла на стол к завтраку, но Настя ничего не ест. По полу раз бросаны игрушки. Около дивана стоит телевизор.)

ВЕДУЩИЙ (поет):

День сегодня неудачный,

встала Настя очень мрачной.

Зубы чистить неохота!

Маме скоро на работу,

Настя дуется, ворчит

и на бабушку кричит.

НАСТЯ (поет):

Есть яичницу не буду!

И не буду мыть посуду,

И спасибо не скажу,

На диване полежу!

ВЕДУЩИЙ (продолжает петь):

Съела липкую конфету,

Перепачкала газету,

Кошке лапу отдавила,

воду в ванной не закрыла,

Разбросала все игрушки

И уселась на подушки.

НАСТЯ (поет):

Есть яичницу не буду!

И не буду мыть посуду,

И спасибо не скажу,

На диване полежу!

(Садится на диван, положив под се бя подушку.)

ВЕДУЩИЙ (поет):

Телевизор засветился.

На экране появился

вдруг какой-то старичок,

Спрыгнул на пол, поклонился,

Взял откуда-то крючок,

И крючком огромным этим

Настю он поймал, как в сети,

И куда-то поволок.

Ух, захватывает дух!

А потом на землю - бух!

(В это время из телевизора выле зает Гном с седой бородой, сачком накрывает Настю и утаскивает ее на другую половину сцены.)

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

(Улица. Забор и скамейка с отломан ными рейками, на стене дома афиши с оторванными краями. Теле фонная будка и телефон без трубки, куст сирени с изломанными вет ками. Крупными буквами надпись «СТРАНА ГРУБИЯНИЯ».)

НАСТЯ (оглядываясь):

Ой, как страшно сразу стало,

И куда же я попала?

Все вокруг совсем чужое,

Незнакомое такое,

Гном с седою бородою.

ГНОМ (поет):

Девочка, привет, привет,

жду тебя уже шесть лет.

Раньше ты бы не пришла:

Хорошо себя вела.

Уходить пора уж мне.

До свидания!

Ты живи теперь в стране

Грубиянии! (Уходит.)

НАСТЯ:

Это что там за урод?

вон еще один идет.

Зубы острые торчат,

Руки длинные до пят.

Глазки маленькие, злые,

признавайтесь, кто такие?

(Грубияны выходят по од ному, окружают Настю, разглядыв ают ее и поют.)

ГРУБИЯНЫ:

Грубиянами зовут,

Мы живем все время тут.

В нашей сказочной стране

Люди счастливы вполне.

Здесь не надо добрым быть

И «спасибо» говорить.

Можно топать и плевать,

даже младших обижать.

Грубиянами зовут,

мы живем все время тут.

И тебя - такой пустяк! -

поколотим просто так!

НАСТЯ:

Ну уж нет! Ведь я же Настя!

Постараюсь не пропасть я,

Жить невежей не смогу,

Захочу и убегу!

Что за глупая страна?

Очень странная она:

Фонари разбиты,

Продавцы сердиты,

Лужи грязные текут

И деревья не растут!

Вон какая-то гражданка

поскользнулась прямо в грязь.

Эй, гражданка-грубиянка,

Помогу вам не упасть!

Осторожней, лужа здесь!

ГРАЖДАНКА-ГРУБИЯНКА:

Уходи! Ко мне не лезь!

Эй, противная девчонка,

Отойди-ка ты в сторонку!

НАСТЯ:

Как вам, тетенька, не стыдно!

Слышать это мне обидно!

ВЕДУЩИЙ:

Вот малыш стоит, ревет,

Настя к мальчику идет.

НАСТЯ:

Что случилось, милый мой?

Провожу тебя домой!

ВЕДУЩИЙ:

А ребенок повернулся.

Хитро очень улыбнулся,

Изо всех ребячьих сил

В Настю камнем запустил.

НАСТЯ:

Ай! Какой ты хулиган!

Настоящий грубиян!

ВЕДУЩИЙ:

Очень хмурые мальчишки

Побросали в кучу книжки

И ломают жухлый куст -

Слышен только веток хруст.

НАСТЯ:

Эй! Ведь это же сирень -

Расцветет в весенний день!

ЗАБИЯКА:

Вовсе не сирень, а палки,

Пригодятся в перепалке,

в перебранке, ссоре, драке

Зря мы, что ли, забияки?

Да и ты подальше стой,

Вмиг расправимся с тобой!

НАСТЯ (поет) :

Вот теперь я поняла:

Плохо я себя вела,

Потому что стала тоже

Очень я на них похожа.

Не хочу быть больше грубой

Не хочу такие зубы,

Жить я с ними не хочу,

Мне другое по плечу.

Чтобы люди улыбались

Быть хорошими старались

Буду доброй с ними я -

вот секрет какой, друзья!

(Танцует, кружится, добирается до дивана и ложится на него, склады вая ладошки, как во время сна).

ВЕДУЩИЙ:

Вдруг, как в сказке, все смешалось

Закружилось, вдаль помчалось,

В се кругом переместилось

Настя дома очутилась!

НАСТЯ (просыпаясь, по ет):

Ну и чудо! Вот так сон!

Лучше всякой сказки он!

Я, конечно же, уснула.

Приключенье хоть куда!

ВЕДУЩИЙ:

А за окнами мелькнула

Вдруг седая борода…

(Исполнение песни «Вежливый вальс»).

1.Настанет, друзья, счастливое время, настанут чудесные дни.

Ребята приветливы будут со всеми, грубить перестанут они.

Не будет детей нехороших, придут золотые года.

И в комнату в калошах не будут входить никогда.

2.Пусть грубость исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей

Появятся в каждой аптеке лекарства для грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле, шумел и ко всем приставал.

Ему прописали пилюли. Он выпил и вежливым стал.

Грубить не будут дети, не будут грызть ногтей,

И станут все на свете любить таких детей.

Подует ветер свежий, фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи, навеки пропадут.

(Артисты кланяются).

1.Ведущий. Ребята, а вы хотели бы жить в какой стране – Грубиянии или Вежливости? Почему?

Тогда давайте произнесём клятву вежливости: (Слайд 14)

Клянёмся вежливыми быть.

Всегда спасибо говорить.

Клянёмся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть.

Клянёмся вежливыми мы быть

Дела хорошие творить!

Итог мероприятия:

— Ребята, где мы сегодня побывали?

— Что интересного узнали?

-Для чего в нашей речи вежливые слова?

-Что особенно запомнилось?

2.Ведущий.- «Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть». (Слайд 15)

Так пусть же у каждого из вас появится желание стать самыми вежливыми ребятами в школе.

Рефлексия.

1.Ведущий.- Похлопайте все те, кому было интересно!

Поднимите руку, кто узнал что–то новое!

Закройте лицо руками, кому было скучно!

2.Ведущий .- Спасибо за внимание и активность во время нашего путешествия! До новых встреч!

Использованные ресурсы:

Литература:

Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2009г. №7

Настольная книга классного руководителя 1-4 классы

Интернет-сайты: сказочная страна

Кто-то из великих сказал, что притча несет в себе урок, постигнув который, мы станем ближе к Богу.

Молодая семья купила себе дом за городом. Они много просмотрели вариантов, объездили почти все окрестности и вот, наконец, увидели то, о чем мечтали столько лет.

Переезд не занял много времени. Счастливые супруги наслаждались приятными заботами. А их было много. Надо было разобрать вещи, навести порядок, познакомится с соседями.

Первое утро в новом доме выдалось солнечным. Решили завтракать в саду. Пока молодая жена готовила завтрак, ее муж решил посмотреть сад. И вдруг он наткнулся на кучу мусора, высыпанную просто на клумбу. Мужчина нахмурился, у кого только ума хватило такое сделать.

— А ведь вчера этого не было, — подумал он.

И тут его взгляд привлекло какое-то движение сбоку. Он повернулся и увидел своего соседа, который с кривой ухмылкой заходил в свой дом. Догадка мелькнула в голове мужчины, но он мотнул головой:

— Да быть такого не может. Как то плохо я о людях, — он взял совок, веник и собрал мусор в ведро. Решил, что молодой супруге об этой неприятной истории знать не обязательно.

На следующее утро история повторилась. Мужчина так расстроился, что не сумел скрыть это даже от жены.

— Может, мы его чем-то обидели? Хотя чем, мы с ним еще даже не знакомы, — мужчина вяло ковырял вилкой в тарелке.

— Успокойся, — сказала жена, — вот сейчас немного разберемся и я схожу к соседям с ответным визитом. Все наладится, — женщина ласково обняла мужа. Людям иногда очень нужны уроки вежливости.

Время близилось к обеду. Молодая супруга взяла самое большое ведро, имеющееся в доме, и насобирала в саду самых больших и красивых яблок. Яблоки вымыла, сложила в ведро. Потом срезала несколько роз и с этими дарами пошла к соседу.

Сосед открыл дверь сразу же, женщина даже не успела постучать.

— Добрый день, — сказала молодая женщина, — мы ваши соседи.

У мужчины лихорадочно забегали глаза.

— Это вот вам, — женщина поставила ведро перед соседом, — и это тоже вам.

Она протянула ему розы. Сосед подозрительно уставился на букет.

— Вы понимаете, какое дело. Мы тут уже второй день, а вот познакомится руки дошли только сегодня. А у нас принято всегда с добрыми людьми делиться тем, чем сам богат. Так что это вашему дому от нашего. До свидания.

И она пошла к калитке. Сосед смотрел ей вслед. Краска стыда медленно заливала его лицо. Урок был усвоен.

Вам понравилась притча ? Если вам не нравится ответ молодой женщины, вы вправе найти собственный.