Я редко пользуюсь услугами турфирм и предпочитаю отправляться в путешествия самостоятельно. Но впервые приехав в Рим, я об этом чуть не пожалел.

Дело в том, что большинство туристов попадает в Рим по воздуху — самолётом, через аэропорт Фьюмичино. Затем предстоит добраться из Фьюмичино собственно до Вечного города. Сделать это можно двумя путями — на автобусе или по железной дороге. Оба способа хороши, но упаси вас Бог покупать билеты, как я, заранее.

Италия — страна экспрессивных граждан, которые любят бороться за свои права примерно так же активно, как их соседи-французы. Поэтому в столице (а мы помним, что Рим — столица Италии) довольно часто проводятся забастовки. И если вы заранее купили билет на электричку, а железнодорожники в этот день устроили забастовку, то вернуть билет будет совершенно нереально.

Хотите избежать определенных проблем в пути — вам поможет туроператор Ведитур

Поэтому нам с женой пришлось потратиться второй раз и добираться до города на автобусе. Так что лучше до Рима покупать билеты в аэропорту, сориентировавшись по ситуации. Либо в кассе с сеньорой-кассиром, либо в автоматической кассе с понятным интерфейсом.

Выбор места ночлега

Дальше всё пошло как по маслу. При выборе гостиницы я прежде всего обращаю внимание на место её расположения. Удобная транспортная развязка, близость к центру — основное. А потом уже звёздность, чистота, тишина и прочие мелочи. Поэтому в Риме я выбрал для ночлега район вокзала Термини, откуда легко можно добраться до достопримечательностей даже пешком и где всегда можно найти свободный гостиничный номер или апартаменты.

Если вы не любитель сорить деньгами, рекомендую отдавать предпочтение второму варианту — апартаменты с кухней, кроме прочего, позволяют наслаждаться итальянскими деликатесами не переплачивая. Ибо большинство бюджетных ресторанов Рима предлагают туристам откровенно посредственные блюда, а в супермаркете вы обнаружите приличный выбор продуктов, способных осчастливить любого гурмана. Поверьте, процесс приготовления настоящей пасты и поедания её за бутылочкой аутентичной Вальполичеллы на тенистом римском балкончике вспоминается потом исключительно с удовольствием.

Осмотр достопримечательностей

Рим — один из тех городов, где вопрос, что посмотреть, задавать просто смешно. Любой школьник легко выдаст вам такие названия как Колизей, Ватикан и Пантеон. Их, и ещё энное количество церквей, пьяцц (площадей) и фонтанов невозможно пропустить, купив в Риме путеводитель на русском языке или составив маршрут ещё до поездки. Более важен вопрос, как именно осматривать эти достопримечательности. Точнее, как между ними перемещаться.

Я предпочитаю знакомиться с городом, передвигаясь преимущественно пешим ходом. И Вечный город отнёсся к этому благосклонно, допустив меня до своих скрытых жемчужин, неохваченных путеводителями. Вот топ-3 из тех, что понравились больше всего:

Церковь Санто-Стефано-Ротондо. На неё мы набрели, двигаясь от Латеранского дворца и Латеранской же базилики (где посетили и Святую лестницу, по которой Иисус поднимался на суд к Пилату) по направлению к Колизею.
Божественная ошибка — спутали улицу и сделали крюк по Via Santo Stefano Rotondo. За физические усилия нам воздалось мощными впечатлениями — стены необычной круглой церкви с колоннами, напоминающей больше языческий храм, оказались сплошь покрыты фресками с видом казней, которым подверглись некогда разные христианские святые. Весьма будоражит кровь.

Магическая дверь, или Дверь Алхимика — её мы обнаружили недалеко от наших апартов, на площади Виктора Эммануила II, заглянув в Гугль-карты. Легенда гласит, что на двери записана формула успешной алхимической трансмутации (превращения чего то там в золото). Увы, нам эту формулу расшифровать не удалось, но удовольствие от созерцания мистической древности мы получили.

Кафе-мороженое. Одно на весь Рим. Не знаю, любите ли вы мороженое. Я, если честно, к нему равнодушен. И всё великолепие разноцветных витрин с этим традиционным итальянским лакомством не действует на меня никак. Поэтому, когда жена потянула меня в сторону от туристических троп, я поддался исключительно из-за верности неизведанному.

Нашей целью было кафе с названием GELATERIA SALARIA — GELATO D’AUTORE. Дословный перевод: «Кафе-мороженое на улице Салариа (что соответствует действительности) — авторское мороженое». Довольно незатейливо, чего не скажешь об ассортименте заведения, включающем такие изыски как мороженое из маракуйи с базиликом, ананасовое с мелиссой или корично-миндальное.
Выбор широк, все ингредиенты натуральные, качество и вкус — выше всяких похвал. Точный адрес: Via Salaria, 260. Идти 10 минут от Галереи Боргезе, 30 минут от пьяцца Барберини и минут на 5-10 дольше от фонтана Треви, где вы в любом случае окажетесь, осматривая Рим.

Кто не слышал о царице Клеопатре. Общеизвестно, что она являлась и является одним из самых известных мировых секс-символов. С античных времён и до наших дней. Однако, интересно, - в жизни Клеопатра отнюдь не была той божественной красавицей, какой её изображали и изображают на картинах, в кинематографе и проч.

Сохранилось несколько её изображений, показывающих реальный облик египетской правительницы (кстати седьмой по счёту с таким именем), последней представительницы эллинистической династии Лагидов.

Например, её бюст из Шершелл в Алжире (античный город Цезарея Мавританская), хранящийся в Берлинском музее Altes и созданный после смерти Клеопатры по случаю брака её дочери от брака с Марком Антонием, Клеопатры Селены, с царем Мавритании Юбой II. Передает внешность Клеопатры в её последние годы. Судите сами:

Ещё один бюст, изображающий предположительно Клеопатру:

Ну и как она Вам? Впрочем ничего удивительного, нос с горбинкой был отличительной чертой представителей династии Лагидов.

Впрочем, античные авторы честно признавали, что внешность знаменитой египтянки далека от совершенства и Клеопатра покоряла сердца мужчин иным способом, нежели красотой своего лика. Вот как описывал её римский историк Плутарх:

Ибо красота этой женщины была не тою, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик, сочетавшийся с редкою убедительностью речей, с огромным обаянием, сквозившим в каждом слове, в каждом движении, накрепко врезался в душу. Самые звуки ее голоса ласкали и радовали слух, а язык был точно многострунный инструмент, легко настраивающийся на любой лад, — на любое наречие… (Плутарх, «Антоний», 27 ).

Хотя конечно же, она носила в особо торжественных случаях ту самую диадему в древнеегипетском стиле, которая нам известна по многочисленным фильмам. Само собой разумеется, эллинистические правители всячески демонстрировали преемственность своей власти от древних фараонов и подданые их точно также боготворили, хоть и не хоронили в пирамидах.

Давайте лучше посмотрим как образ царицы отразился в произведениях искусства в древности и в наши дни. Понимаю -тема сия неисчерпаема.

Люди Октавиана подбежали к ничего не подозревавшему караулу и раскрыли двери, но нашли Клеопатру уже мертвой (она умерла от укуса змеи, которой нарочно подставила свою руку ). В царском одеянии она лежала на золотой постели.


Пьеро ди Козимо. Клеопатра. 1485-1490 годы.


Джиованни Джампиетрино. Смерть Клеопатры. Около 1520 года.


Микеланджело Буанаротти. Клеопатра. 1533 - 1534 годы.


Массимо Станционе. Клеопатра. 1630 год.


Гвидо Рени. Клеопатра. 1635 - 1640 годы.


Алессандро Турчи. Смерть Клеопатры. 1640 год.


Леонард Керн. Клеопатра. 1652 год.


Якоб Йорданс. Праздник Клеопатры. 1653 год.


Гвидо Кагначчи. Смерть Клеопатры. 1659 год.


Жерар де Лайрессе. Клеопатра. 1680 год.


Ян де Брей. Пир Антония и Клеопатры. 1669 год.


Джованни Баттиста Тьеполо.Пир Клеопатры 1746-1747 годы.

12 августа 30 г. до н. э. египетская царица Клеопатра покончила жизнь самоубийством внутри мавзолея в Александрии. Она была последним независимым фараоном, которого знал Древний Египет. На протяжении двух десятилетий Клеопатра вела безжалостную борьбу за власть со своими братьями и сестрами, сражалась с будущим римским императором и была вовлечена в военные союзы, и амурные дела, с Юлием Цезарем и Марком Антонием. О ней вспоминают как об одной из самых ярких и очаровательных фигур античности, но многие факты ее жизни либо неизвестны, либо так и остаются мифами. У вас есть возможность узнать 10 удивительных фактов о легендарной Царице Нила.

1. Клеопатра не была египтянкой

Несмотря на то что Клеопатра родилась в Египте, корни ее рода уходят в Македонию и Грецию. Она принадлежала к династии Птолемея I Сотера (один из генералов Александра Великого). Птолемей взял бразды правления Египтом после смерти Александра в 323 г. до н. э. и стал основателем династии правителей, говорящих на греческом языке. Династия Птолемея правила в Египте на протяжении практически трех столетий. Несмотря на свое происхождение, Клеопатра переняла множество древних традиций страны, которой правила, и стала первой из династии Птолемея, кто выучил египетский язык.

2. Она была рождена в результате кровосмешения

Как и многие правители, члены династии Птолемеев заключали браки внутри своей семьи, чтобы сохранить чистоту родословной. Более десятка предков Клеопатры связывались узами брака со своими двоюродными братьями и сестрами, поэтому не исключено, что ее отец и мать также были братом и сестрой. В соответствии с традициями, Клеопатра вышла замуж за двух своих братьев, и каждый из них исполнял роль ее церемониального супруга и регента в разные периоды ее царствования.

3. Красота Клеопатры не была ее самым большим достижением

Римская пропаганда сделала из Клеопатры развратную соблазнительницу, которая использовала свою сексуальную привлекательность в качестве политического оружия. Несмотря на это, она должна была быть известной благодаря своему интеллекту, а не внешности. Она говорила на десятках разных иностранных языков и получила образование в области математики, философии, риторики и астрономии. Египетские источники позже описывали ее как правителя, который возведен в ряды ученых и пользуется их уважением. Также есть доказательства того, что Клеопатра не была настолько привлекательной, как в это принято верить. На монетах с ее портретом изображено мужественное лицо с крючковатым носом, хотя некоторые историки утверждают, что она специально приказала сделать свое изображение более мужественным и похожим на мужское. Со своей стороны древний писатель Плутарх утверждал, что красота Клеопатры не была уж такой несравнимой, но это компенсировалось «ласкающим слух» голосом и неотразимым шармом, которые и сделали ее такой желанной.

4. Она приложила руку к гибели троих братьев и сестер

Силовой захват власти и убийства были такими же традициями Птолемеев, как и браки внутри семьи, и Клеопатра со своими братьями и сестрами ничем не отличались. Ее первый муж, который был также и ее братом, Птолемей XIII выгнал ее из Египта, когда она попыталась полностью захватить власть, поэтому пара встретилась уже во время гражданской войны. Клеопатре удалось победить, так как она заключила союз с Юлием Цезарем, а Птолемей утонул в Ниле после поражения в бою. После войны Клеопатра вышла замуж за своего младшего брата Птолемея XIV, но предполагается, что он также был убит, когда она пыталась сделать своего сына своим соправителем. В 41 г. до н. э. она также устранила свою сестру Арсиною, которую считала конкуренткой в борьбе за престол.

5. Клеопатра знала, как лучше представить себя

Клеопатра считала себя живим воплощением богини и часто играла роль перед своими союзниками, чтобы добиться их благосклонности и укрепить свой божественный статус. Известный пример ее таланта к драматической игре: в 48 г. до н. э., когда во время ее вражды с братом в Александрию прибыл Юлий Цезарь, зная, что Птолемей будет мешать ей встретиться с римским полководцем, она завернулась в ковер. Некоторые источники говорят, что это был полотняный мешок. Таким образом ее занесли в личные покои Цезаря. Полководец был ослеплен внешним видом молодой царицы и согласился стать ее союзником.

Подобное представление Клеопатра использовала немного позже, в 41 г. до н. э., во время встречи с Марком Антонием. Когда она ехала на встречу с римским триумфатором в Тарсе, она приказала построить золотую баржу с пурпурными парусами и веслами, украшенными серебром. Внешне она напоминала богиню Афродиту и сидела под позолоченным навесом, а ее слуги в костюмах амуров сжигали сладко пахнущий ладан. Антоний, который считал себя воплощением греческого бога Диониса, был мгновенно очарован.

6. Клеопатра жила в Риме во время убийства Цезаря

Клеопатра присоединилась к Юлию Цезарю в Риме в 46 г. до н. э., и ее присутствие вызвало настоящий переполох. Цезарь не скрывал, что они любовники, она также привезла в город их общего ребенка. Многие римляне были возмущены, когда он поставил ее позолоченную статую в храме Венеры-прародительницы. Клеопатра была вынуждена бежать, когда Цезаря убили в сенате в 44 г. до н. э., но до этого она успела оставить свой след в городе. Ее экзотическая прическа с жемчужными украшениями стала модным трендом, и по словам историка Джоана Флетчера, очень многие женщины начали подражать Клеопатре. Их статуи даже ошибочно принимались за изображения самой Клеопатры.

7. Клеопатра и Марк Антоний создали собственный клуб

Легендарный роман Клеопатры и Марка Антония начался в 41 г. до н. э. Их отношения имели политическое основание. Антоний был нужен Клеопатре, чтобы защитить трон и сохранить независимость Египта, в то время как полководцу был необходим доступ к богатствам страны. Но также они любили проводить время в компании друг друга. Согласно древним источникам, зиму 41-40 гг. до н. э. они провели вместе, отдыхая и наслаждаясь богатствами Египта, и даже создали собственный клуб, известный как «Неподражаемая печень». Клуб занимался тем, что организовывал ночные застолья, а его члены иногда участвовали в сложных играх и конкурсах. Говорят, что любимым занятием Антония и Клеопатры было бродить по улицам Александрии переодетыми и разыгрывать жителей города.

8. Она вела флот в морской битве

Клеопатра вышла замуж за Марка Антония и родила ему троих детей, но их отношения также стали причиной общественного скандала в Риме. Соперник Антония Октавиан использовал пропаганду, чтобы изобразить полководца как предателя, который стал жертвой интриги соблазнительницы. В результате в 32 г. до н. э. римский сенат объявил войну Клеопатре. Конфликт достиг своего апогея на следующий год, во время знаменитой битвы при Акциуме. Клеопатра лично возглавила несколько десятков египетских кораблей, но их было недостаточно для сражения с военно-морским флотом Октавиана. Битва вскоре обратилась в бегство, и Клеопатра с Антонием вынуждены были скрываться в Египте.

9. Клеопатра, возможно, не умерла от укуса змеи

Клеопатра и Антоний покончили жизнь самоубийством в 30 г. до н. э., после того как Октавиан преследовал их до Александрии. Если со смертью Антония нет никаких секретов (он убил себя мечем), то смерть Клеопатры не так однозначна. Легенда гласит, что она умерла от укуса египетской кобры в руку, но древний летописец Плутарх сообщает, что правды не знает никто. Он говорит, что Клеопатра могла спрятать смертельный яд в одной из своих расчесок, а историк Страбон отмечает, что она могла использовать роковую «мазь». Учитывая это, многие историки склоняются к мысли, что она могла использовать штифт, смоченный в каком-то мощном токсине, к примеру, змеином яде.

10. Фильм о Клеопатре, снятый в 1963 году, стал одним из самых дорогих за всю историю кинематографа

В 1963 году был снят фильм «Клеопатра». Первоначальный бюджет фильма с 2 миллионов долларов вырос до 44 миллионов, и только расходы на костюмы Тейлор насчитывают 200 000 долларов. Это был самый дорогой фильм на момент его выпуска, и он практически обанкротил студию, которая его снимала. Если учитывать инфляцию, то он остается одним их самых дорогих и на сегодняшний день.