Закрепление знаний о геометрических фигурах

Конспект урока математики

Если проанализировать содержание учебников математики для начальных классов, то можно увидеть, что геометрическому материалу в них отведено от одного до четырех процентов учебного времени. Поэтому педагоги самостоятельно подбирают геометрический материал для уроков, так как понимают необходимость его использования для развития наглядно-образного мышления младших школьников.

2-й класс

Тема. "Закрепление знаний о геометрических фигурах".

Цели. Закрепить знания о геометрических фигурах; умение решать примеры в столбик на сложение и вычитание двузначных чисел; развивать наблюдательность, познавательные способности, мышление, пространственное воображение, навыки узнавания геометрических фигур; умение использовать математические термины; воспитывать правильное научное мировоззрение; расширять представление об окружающем мире.

Оборудование. Учебник "Математика" для 2-го класса, ч. 2, 2002, авт. М.И. Моро; карта-схема "Полет в космос"; методическое пособие "книжка"; линейки; цветные мелки; веревочки; перфокарты; наборы геометрических фигур; магнитофон; запись музыки "Взлет", "Приземление"; мелодия песни "Чему учат в школе"; цветные карандаши.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке математики мы закрепим ваши знания о геометрических фигурах и умение решать примеры в столбик на сложение и вычитание двузначных чисел. Но урок у нас необычный. Мы совершим полет в космос. Во время полета будьте дружны, поступайте по-товарищески, не забывайте, что мы единый коллектив.

III. Подготовительная беседа

На доске открывается карта-схема полета.

У. Начинаем подготовку к полету. Как звали первого космонавта нашей страны?

Дети. Юрий Алексеевич Гагарин.

У. Как назывался космический корабль, на котором Юрий Алексеевич Гагарин поднялся в космос?

Д. "Восток".

У. Какие современные космические корабли вы знаете?

Д. "Шатл", "Колумбия", "Союз".

IV. Устный счет

На партах у учеников наборы с геометрическими фигурами.

У. Открываем конструкторское бюро. Работаем в парах. Из набора геометрических фигур строим космическую ракету.

Дети выполняют задание.

– Из каких геометрических фигур состоит наша ракета?

Д. Из треугольников и квадрата.

У. Сколько треугольников?

Д. Три.

У. Почему вы решили, что это треугольники?

Д. Фигуры имеют три угла, три вершины, три стороны.

У. Посмотрите на центральную часть ракеты. Какая это фигура?

Д. Прямоугольник.

У. Что вы знаете о прямоугольнике?

Д. Он имеет четыре стороны, четыре вершины, четыре прямых угла.

У. Что вы еще знаете об этой фигуре?

Д. Противоположные стороны прямоугольника равны.

У. Измерьте длину сторон прямоугольника. Чему они равны?

Д. 10 см и 5 см.

У. Найдите периметр прямоугольника. Давайте вспомним, что называется периметром.

Д. Периметр – это сумма длин всех сторон.

У. Чему же равен периметр?

Д. 30 см.

У. Как вы находили периметр?

Дети отвечают.

– Молодцы! Чтобы наша ракета взлетела, нужно узнать зашифрованное слово. Для этого выполните вычисления и воспользуйтесь буквенным ключом. Считайте устно, а ответы записывайте в тетрадь.

На магнитной доске первый лист методического пособия "книжка".

Дети выполняют задание.

– Запишите ответы на второй строчке в порядке возрастания, а под ними – буквы.

У. Какое слово получилось?

Д. Взлет.

У. Начинаем отсчет дружно, все вместе.

Д. 5, 4, 3, 2, 1 – пуск!

Звучит музыка "Взлет", на карте-схеме проводится линия к Луне.

V. Закрепление пройденного материала

У. Мы с вами совершили посадку на Луну. Но первые люди спустились на поверхность Луны еще в 1969 году. Это были американские астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин. Здесь нам предстоит выполнить математическое задание – решить примеры из задания № 1 на с. 33. Работаем по вариантам.
Вариант 1 – примеры под цифрой 2.
Вариант 2 – примеры под цифрой 3.
Приступаем к работе.

Дети выполняют задание в тетрадях.
У доски – два ученика.

Вариант 1

Вариант 2

Проводится проверка примеров.

– Как записывают примеры в столбик на сложение и вычитание двузначных чисел?

Д. Единицы пишут под единицами, десятки пишут под десятками.

У. Как складывают двузначные числа?

Д. Единицы с единицами, десятки с десятками.

У. Как вычитают двузначные числа?

Д. Единицы вычитают из единиц, десятки вычитают из десятков.

У. Хорошо. Закройте учебник. Можно отправляться на другую планету.

VI. Физкультминутка

Учитель включает аудиокассету. Под музыку песни "Чему учат в школе" дети выполняют физические упражнения.

VII. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Мы прилетели на планету Марс.

На карте-схеме проводится линия.

– Вы хотели бы что-нибудь узнать об этой планете?
Марс – планета Солнечной системы, четвертая от Солнца.

По усмотрению учителя можно подобрать материал для небольшого сообщения о Марсе.

Вот какое задание вам предлагается на Марсе: Найдите знакомые вам геометрические фигуры. Вспомните, как они называются.

На магнитной доске открывается второй лист методического пособия "книжка".

Дети отвечают.

– А теперь давайте сделаем некоторые построения.

На классной доске построение выполняет учитель, дети работают в тетрадях, выполняя все этапы задания.

– Начертите прямую линию. Можем ли мы изобразить всю прямую?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Она продлевается в обе стороны бесконечно.

У. Что же мы чертим?

Д. Часть прямой.

У. Отметьте на ней точку А . Как получить отрезок?

Д. Надо поставить еще точку.

У. Обозначим ее буквой С . Назовите отрезок.

Д. Отрезок АС .

У. Что такое отрезок?

Д. Часть прямой, ограниченная двумя точками.

У. Отметьте красным карандашом отрезок АС . Как называются незакрашенные части прямой?

Д. Лучи.

У. Верно. Покажите их. Что такое луч?

Д. Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца.

Учитель раздает детям веревочки.

У. А сейчас попробуем получить эти фигуры практически – на веревочке. Ваши пальчики – это точки.
Покажите отрезок. Покажите луч.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Летим дальше. Наш путь лежит на планету Юпитер. Пока ракета идет на автопилоте, вам предстоит выполнить еще одно интересное задание. На столе у вас перфокарты. Надо самостоятельно найти периметр фигуры, данной в ней.

Детям предложено четыре варианта карточек. Они выполняют задание, записывая решение в тетрадях.

– Мы прибыли на планету Юпитер (на карте-схеме проводится линия ). Это самая большая планета Солнечной системы. Посмотрите на карту-схему. Какая геометрическая фигура изображает наш маршрут?

Д. Ломаная.

У. Сколько в ней звеньев?

Д. Три.

У. Постройте самостоятельно ломаную из трех звеньев с длинами 7 см, 3 см, 2 см. Работаем цветными карандашами.

Найдите длину ломаной, начертите отрезок такой же длины.

Дети выполняют задание.

– Много интересных математических заданий выполнили мы, путешествуя по планетам Солнечной системы. Пора возвращаться на Землю, где нас любят и ждут. Чтобы вернуться, надо дружно всем вместе отгадать кроссворд.

VIII. Итог урока

На магнитной доске – третий лист методического пособия "книжка".

1. Мера длины, состоящая из 10 дм.
2. Геометрическая фигура с равными сторонами, но непрямыми углами.
3. Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца.
4. Самая маленькая геометрическая фигура.
5. Прямоугольник с равными сторонами.
6. Знак (символ) для обозначения числа.
7. Следующее число за числом 3.

Ответы: 1. Метр. 2. Ромб. 3. Луч. 4. Точка. 5. Квадрат. 6. Цифра. 7. Четыре.

У. Какое слово получилось в выделенных клетках?

Д. Молодцы.

На карте-схеме проводится линия к Земле.
Звучит музыка "Приземление"
.

У. Из полета возвратились
И на Землю приземлились.
О чем вы расскажете дома? Начните свой ответ с любого из таких предложений.

На магнитной доске – четвертый лист методического пособия "книжка".

Выслушиваются ответы детей.

– Спасибо за работу! Урок окончен.

Дети старшей группы знакомятся с тем, что геометричес­кие фигуры можно условно разделить ка две группы:плос­кие(круг, квадрат,овал, прямоугольник,четырехуголь­ник)и объемные(шар, куб, цилиндр],учатся обследоватьих форму, выделять характерные особенности этих фигур,находить сходство и отличие, определять форму предметов,сравнивая их с геометрическими фигурами как эталонами.

Методика формирования геометрических знаний в груп­пе детей шестого года жизни принципиально не изменяется.Однако обследование становится более детальным и подроб­ным.Наряду с практическим и непосредственным сравне­нием известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием широко используется как методический при­ем измерение условной мерой.Вся работа по формированиюпредставлений и понятий о геометрических фигурах строит­ся на сравнении и сопоставлении их моделей.

Для выявления признаков сходства и отличий фигур их модели сначала сравнивают попарно (квадрат и прямоуголь­ник,круг и овал),потом сопоставляют сразу три-четырефигуры каждого вида,например четырехугольники.

Так,знакомя с прямоугольником,детям показываютнесколько прямоугольников,разных по размерам,изготов­ленных из разных материалов(бумаги, картона,пластмас-

сы).«Дети, посмотрите на эти фигуры.Это прямоугольники».Обращается внимание на то, что форма не зависит от разме­ров.Предлагается взять в левую руку фигуру,а указатель­ным пальцем правой руки обвести по контуру.Дети выявля­ют особенности этой фигуры:попарно равны стороны, углы тоже равные.Проверяют это сгибанием,накладыванием од­ного на другой. Считают количество сторон и углов.Потом сопоставляют прямоугольник с квадратом,находят сходстваи отличия в этих фигурах.

У квадрата к прямоугольника по четыре угла и четыре стороны,все углы равны между собой.Однако прямоуголь­ник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороныравны,а у прямоугольника равны только противополож­ные,т.е. попарно.

Особое внимание в этой группе следует уделять изобра­жению геометрических фигур - выкладыванию из счетныхпалочек,из полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным(около стола воспитателя),так и разда­точным материалом.

На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланс-леграфе кз полсеок прямоугольник.«Как называется эта фи­гура?Сколько сторон у прямоугольника?Сколько угло.ь?»Дети показывают стороны, углы прямоугольника.Потом вос­питатель спрашивает:«Как я какие фигуры можно получить из прямоугольника(создать меньшие прямоугольники,квад­раты,треугольники)?»При зтом используются дополнитель­ные полоски бумаги.Дети считают стороны а полученныхфигурах.

На основе выявления существенных признаков геометри­ческих фигур подводят к обобщенному понятию четыреху­гольник. Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник,дети устанавливают,что у всех этих фигур по четыре сторо­ны и по четыре угла, что количество сторон и углов являет­ся общим признаком,который положен в основу определе­ния понятия четырехугольник.

В старшем дошкольном возрасте формируется способностьпереносить добытые знания в не знакомую ранее ситуацию,использовать эти знания в самостоятельной деятельности.Знания о геометрических фигурах широко используются,уточняются,закрепляются на занятиях по изобразительнойдеятельности,конструированию.

Такие занятия позволяют детям приобретать умения в де­лении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов гео­метрических фигур разных размеров.

Например,во время одного из занятий детям раздаютконверты с набором моделей геометрических фигур. Воспи­татель показывает аппликацию«робота»,составленного из квадратов и прямоугольников разных размеров и пропорций.Сначала все последовательно рассматривают образец. Уста­навливают,из каких частей(фигур) выполнена каждая де­таль(рис. 24). Потом по образцу выполняется работа. Педагогможет показать еще две-три картинки и предлагает выбрать одну из них, внимательно ее рассмотрев,сложить такую же.

У детей этого возраста важно сформировать пра­ вильные навыки показа эле­ ментов геометрических фи­ гур.При пересчитывании уг­ лов дети указывают только на вершину угла.Им не объясняют,что такое вер­ шина угла, а просто пока­ зывают ее как точку пересе­ чения двух сторон.Стороны показывают,проводя паль­ цем вдоль всего отрезка, от одной вершины угла до дру­ гой.Угол как часть плоско- Рис<24 сти дети показывают одно-

временно двумя пальцами- большим и указательным.

В объемных фигурах (таких,как цилиндр,куб) они выде­ляют и называют боковые стороны и основания.При этом можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью.Дети шестого года жизни часто самостоятельно организу­ют дидактические игры, которые позволяют им закрепить иуточнить знания о геометрических фигурах. Так,они орга­низуют игры «Гаражи»,«Кто найдет?»,«Поручения»,«В ка­кую коробку?» и др.

Упражнения для самопроверки

овалом

четырехугольнике задача

Детей шестого года жизни знакомят с новой фигурой- ... и дают понятие о.... Основная... , стоящая перед воспитате­лем этой группы,заключается в том, что-

Составитель: Белова Ольга Юрьевна, воспитатель второй квалификационной категории МКДОУ № 45.

Тема: .

Адресат: воспитанники старшей группы

Объект: познание. Формирование элементарных математических представлений

Предмет: непосредственно-образовательная деятельность с использованием дидактических игр и продуктивной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая (6 – 7 детей) .

Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах» . Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах.

Образовательная область: познание.

Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.

Интеграция образовательных областей: «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Здоровье» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» .

Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.

Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

Задачи:

  • обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
  • способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
  • воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.

Методические приемы:

Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.

Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.

Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.

Игровые: создание игровой ситуации.

Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.

Интеграция областей:

познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах) ;

здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;

социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;

коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;

художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;

художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:

  • для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
  • для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Орг. момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.

Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.

1) Загадка:

Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)

Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение) .

Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)

Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник) .
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? -... (треугольник)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,

Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг) .

Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!

Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы... (овал)

Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.

Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция) .
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:

Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб) .

Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.

Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)
Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:

Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар) .

Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:

Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб) .
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили

И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (цилиндр) .
Вот колпак на голове –

Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.

Как же звать его тогда? (конус) .
Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.

Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида

Всем известна… (пирамида) .
Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник

Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма) .

2) Логические задачи:

Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.

Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?

Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?

2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)

Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.

Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.

3. Игра «Сложи картинку» .

Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.

4. Загадки от Маши и Медведя.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны

Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник) .
Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,

Потому что я… (квадрат) .
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -

Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал) .
Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)
Чуть приплюснутый квадрат

Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?

Как фигуру назовем? (ромб) .
Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы… (прямоугольник)

Это месяц в облаках
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь … (полукруг) .

5. Пальчиковая игра «Котята» (

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их) .

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу) .

Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?

Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?

А сколько кружков?

Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска» .

Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.

Сколько кружков?

Сколько треугольников?

Сколько квадратов?

Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.

Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.

Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)

Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)

В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)

На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)

Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)

Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)

Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги) . Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!

8. Итог занятия, рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?

Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты) .

Итог статьи.

Надеюсь, что предложенный мною конспект занятия по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах» будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками, и интересен детям. Занятие способствует воспитанию у детей интереса к геометрии, развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения.

Конспект занятия

Тема: «Обобщение знаний о геометрических фигурах»

Описание материала: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме «Обобщение знаний о геометрических фигурах». Он будет полезен педагогам, работающим со старшими дошкольниками. Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их свойствах.
Образовательная область: познание.
Вид непосредственной образовательной деятельности: формирование элементарных математических представлений.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Аудитория: конспект занятия рассчитан педагогов, работающих со старшими дошкольниками, а также для родителей старших дошкольников, детей 5 -7 лет.
Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
обучать умению находить геометрические фигуры в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.
Методические приемы:
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
Практические: раскрашивание рисунков, выделение и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Игровые: создание игровой ситуации.
Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку, добраться до дома.
Интеграция областей:
познание: (совершенствовать счетные навыки детей, упражнять в счете в пределах 10, учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах);
здоровье: закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях; способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой;
социализация: побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
коммуникация: осваивать элементарные навыки речевого этикета;
художественная литература: чтение стихов и загадок о геометрических фигурах;
художественное творчество: рисование котят с использованием геометрических фигур, раскрашивание раскрасок цветными карандашами.

Оборудование:
для педагога – компьютер, проектор, мультимедийная доска, картинки геометрических фигур, наглядные пособия с фигурами, картинки со сказочными героями;
для детей – раскраски, цветные карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.

Непосредственная образовательная деятельность.

1. Орг. момент.
- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.


Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы. Если мы будем правильно отвечать, то заработаем призы от наших героев.
1) Загадка:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)
- Наше занятие посвящено геометрическим фигурам. Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (учитель показывает рисунки фигур и читает стихотворение).



Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня… (квадрат!)



Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).



Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...(треугольник)



Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).



Долька арбузная – это полукруг,
Половина круга, часть его, кусочек.
Знание о формах очень важно, друг.
Не зря оно находится среди этих строчек!
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы...(овал)



Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник (трапеция).



Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).



Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (шестиугольник)



Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это… (шар).



Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это… (куб).



Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать (цилиндр).



Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда? (конус).



Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна… (пирамида).



Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это… (призма).

2) Логические задачи:



Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.



- Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?



- Как называются фигуры? Что у них общего? Какая фигура лишняя и почему? Какая по счету из фигур самая большая? А какая самая маленькая?
2. Физкультминутка (выполняется по рисунку на доске)


Сколько точек в этом круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
3. Игра «Сложи картинку».
- Маша и медведь предлагают сложить картинки из геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.




4. Загадки от Маши и Медведя.
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).

Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).

Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).

Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки! (круг)

Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? (ромб).

Эта фигура брат нашему квадрату
Но у него только по две стороны равны,
А углы все одинаковы…(прямоугольник)



Это месяц в облаках
И пол - яблока в руках.
Если круг разломишь вдруг,
То получишь …(полукруг).

5. Пальчиковая игра «Котята» (автор: Пахомова Е.В.)
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).



- Сравните котят. Чем они похожи и чем отличаются?
- Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
- А сколько кружков?
- Попробуйте нарисовать своих котят. Можно использовать другие фигуры.

6. Практическая работа «Геометрическая раскраска».



- Маша и Медведь просят вас раскрасить цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы нашли.
- Сколько кружков?
- Сколько треугольников?
- Сколько квадратов?
- Сколько прямоугольников?

7. Проверка знаний.
- Дети, Маше и Медведю очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. Они для вас приготовили сюрприз. А сейчас им нужно отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем добраться до дома. А поможет нам в этом карта, на которой объекты изображены геометрическими фигурами.
- Как нам пройти через реку? (по мостику или на лодке)
- Какие мы увидели геометрические фигуры? (полукруг, трапеция)
- В виде какой фигуры изображена тропинка в лесу? (кривая линия)
- На пути нам встретилось озеро, какой фигурой оно изображено? (овал)
- Вокруг озера тропинка ведёт мимо цветочной поляны? Какой фигурой она изображена? (кругом)
- Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой изображён забор у дома? (ломаная линия)
- Из каких фигур построен домик Медведя? (прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием!



8. Итог занятия, рефлексия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего понравилось? Что не понравилось?
- Оцените себя. Если вам понравилось занятие и вы довольны своей работой, поднимите зеленый кружок. Если не понравилось и вы чем-то не довольны, поднимите желтый кружок.
- Маша и Медведь благодарны вам за помощь. Они приготовили для вас сладкий приз (конфеты, фрукты).