"А жизнь идет..." - третий роман трилогии лауреата Нобелевской премии К. Гамсуна, великого норвежского писателя. Книги объединяет образ Августа - бродяги, исколесившего весь мир.
Август наделен кипучей энергией, которая почти всегда расходуется впустую. Голова его полна всевозможных проектов, которые должны оживить город, обогатить жителей, превратить Полен в крупный промышленный центр. Но из его затей ничего не выходит.

"Безумный норвежец". Лауреат Нобелевской премии. Один из величайших писателей XX столетия. Гений не только скандинавской, но и мировой литературы. Судьба его была трудной и неоднозначной. Еще при жизни ему довелось пережить и бурную славу, и полное забвение, и новое возвращение к славе - на сей раз уже не всенародной, но "элитарной".

"Август" - вторая книга трилогии великого норвежского писателя, лауреата Нобелевской премии К. Гамсуна. Главный персонаж романа Август - мечтатель и авантюрист, столь щедро одаренный природой, что предосудительность его поступков нередко отходит на второй план. Он становится своего рода народным героем, подобно Пер Гюнту Г. Ибсена.

В романах "Бенони" и "Роза" нашло свое отражение сформировавшееся как раз к этому моменту твердое убеждение автора в необходимости для современного человека вернуться к патриархальным формам жизненных отношений.
Гамсун в дилогии вновь встречается с персонажами своих ранних произведений, с торговцем Фердинандом Маком, уже знакомым читателям по роману "Пан".

История о сильной неслучившейся любви, где переплелись честь и гордыня, болезнь и смерть. И где любовь осталась единственной, мучительной, но неповторимой ценностью...

Кнут Гамсун - Воинствующая жизнь (cборник)

Кнут Гамсун (настоящая фамилия - Педерсен) родился 4 августа 1859 года, на севере Норвегии, в местечке Лом в Гюдсбранндале, в семье сельского портного. В юности учился на сапожника, с 14 лет вел скитальческую жизнь.

Три самых известных произведения Кнута Гамсуна, в которых наиболее полно отразились основные темы его творчества.
"Голод" - во многом автобиографичный роман, принесший автору мировую славу. Страшная в своей простоте история молодого непризнанного писателя, день за днем балансирующего на грани голодной смерти.
Гамсун-2009 Год Гамсуна: мероприятия Статьи о Гамсуне Книги и рецензии Малая проза Гамсуна Гамсун в стихах и прозе Гамсун и театр Международная конференция в ЦДЛ Эссеистика Гамсуна Конкурс кукол - Сказочная страна Гамсуна Дни Гамсуна в Санкт-Петербурге

Кнут Гамсун - краткая биография

Hamsun, Knut
4 августа 1859 – 19 февраля 1952
Нобелевская премия по литературе, 1920

(настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в долине Гудбрансдален, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его родители, Тора (урождённая Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде по материнской линии. Следующие шесть лет провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.

Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть. Будучи не в состоянии выносить издевательства, в 1873 убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде. Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный» ("Den Gaadefulde"), которая была опубликована в 1877 , когда было 18 лет.

В следующем году преподает в школе в Вестеролене, а затем становится помощником судебного шерифа, в библиотеке которого открывает для себя Бьернстерне Бьернсона, Генрика Ибсена и Других ведущих скандинавских писателей. В это время выпускает роман «Бьёргер» ("Bjørger", 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.

На деньги нурланского торговца в 1878 отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии. В 1882 , заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и вынужден работать сначала батраком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте. Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.

Когда приехал в 1884 в Осло, все симптомы болезни, по-видимому, бронхита, исчезли, Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакоты. Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид, так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» ("Sult").

«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал репутацию серьезного писателя. В этой повести порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования. Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию». Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.

Как сказал один из переводчиков, современный американский поэт Роберт Блай, «живость и острота прозы потрясли всех». Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Собственную концепцию субъективной прозы сформулировал в эссе, озаглавленном «О бессознательной духовной жизни» ("Fra det ubevidste Sjæleliv") и появившемся в том же году, что и «Голод».

Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств» снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» ("Mysterier", 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» ("Pan", 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам, и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который, в конечном счете, приводит героя к самоубийству.

– признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» ("Ved rikets port", 1895), «Драма жизни» ("Livets spill", 1896) и «Вечерняя заря» ("Aftenrøde", 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах оказался неспособен изобразить характеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений сжигал до их публикации, однако в 1904 он издает сборник стихов «Дикий хор» ("Det vilde kor"), который не уступает его лучшей прозе.

С начала XX в. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» ("Børn av tiden", 1913) и его продолжение «Местечко Сегельфосс» ("Segelfoss by", 1915). Согласно Джеймсу У. Макфарлейну, одному из переводчиков, эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».

В переезде на ферму в 1911 отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Этими настроениями проникнут роман «Плоды земли» ("Markens grøde"), который был издан в 1917 В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.

Именно «за такое монументальное произведение, как "Плоды земли"», в 1920 был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе... правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию отказался.

Год спустя после выхода «Соков земли» приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной. Роман «Женщины у колодца» ("Konerne ved vandposten") появился в 1920 Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» ("Siste kapitel", 1923), мрачный роман о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию «Бродяги» ("Landstrykere", 1927), «Август» ("August", 1930) и «А жизнь идет» ("Men livet lever", 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер. Последний роман «Круг замкнулся» ("Ringen sluttet") издан в 1936 В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который, тем не менее, остается, по словам, «властелином в своем роде».

С возрастом становится все более реакционным: в 1934 он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны и его жена были арестованы. Осенью 1945 писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал. «На заросших тропинках» ("På gjengrodde stier"), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 , когда было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение во время войны. Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

В 1898 женился на Берглют Бех, от брака с которой у него была дочь. В 1906 супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года. Они поженились в 1909 , у них родилось двое дочерей и двое сыновей. В ходе расследования дела в 1947 Мария раскрыла интимные подробности их брака, и разгневанный отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952

Многие критики сходятся во мнении, что, с присущими ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы. «На сегодняшний день – это единственный норвежский писатель, не считая Ибсена и Унсет, который является классиком мировой литературы», – считает Харальд Нэсс. С ним согласен Альрик Густафсон, который заявляет, что книги подкупают не обличением, а «чисто литературными достоинствами и запоминаются великолепно очерченными живыми характерами, невиданным богатством литературных приемов и, быть может, в первую очередь своим стилем, который по чуткости, искренности звучания является чистейшей поэзией».

Основные произведения:

  • "Голод" (1890)
  • "Мистерии" (1892)
  • "Пан" (1894)
  • "Виктория" (1898)
  • "Под осенней звездой" (1906)
  • "Бенони" (1908)
  • "Странник играет под сурдинку" (1909)
  • "Плоды земли" (1917)
  • "Женщины у колодца" (1920)
  • "Последняя глава" (1923)
  • "Бродяги" (1927)
  • "Август" (1930)
  • "А жизнь идëт" (1933)
  • "Круг замкнулся" (1936)
  • "На заросших тропинках" (1949)
  • Кнут Гамсун - краткая биография

    Кнут Гамсун. ГАМСУН (Hamsun) (настоящая фамилия Педерсен) Кнут (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах “Голод” (1890), “Мистерии” (1892), “Пан” (1894), “Виктория” (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    ГАМСУН (Hamsun) Кнут (1859 1952), норв. писатель. В кн. «В сказочной стране» («In eventyrland», 1903), написанной после путешествия на Кавказ, Г. говорит о Л., относя его к числу «величайших гигантов поэзии, известных всему миру великих русских… … Лермонтовская энциклопедия

    - (Hamsun), настоящая фамилия Педерсен (Pedersen) (1859 1952), норвежский писатель. В психологических романах «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898) изобразил бунт личности против обывательской среды, сложную жизнь… … Энциклопедический словарь

    Гамсун (Hamsun) (псевдоним; настоящая фамилия Педерсен, Pedersen) Кнут (4.8.1859, Лом, 19.2.1952, Норхольм), норвежский писатель. Сын деревенского портного, Г. с 14 лет вёл скитальческую жизнь, менял профессии. Литературную деятельность начал в… … Большая советская энциклопедия

    - (Hamsun, Knut) (1859 1952), норвежский писатель. Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с… … Энциклопедия Кольера

    - (наст. фам. Педерсен; 1859–1952) – норв. писатель. Род. в семье деревенского портного. В детстве жил на С. Норвегии (Нурланн), где отец занимался сельским хозяйством в маленькой усадьбе Гамсун (отсюда пс.). Литер. деятельность начал в 1877. В… … Энциклопедический словарь псевдонимов

    ГАМСУН Кнут - ГАМСУН (Hamsun) (наст. фам. Педерсен, Pedersen) Кнут (1859—1952), норвежский писатель. Ром. «Голод» (1890), «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898), «Под осенними звездами» (1906), «Бенони» (1908), «Странник играет под сурдинку»… … Литературный энциклопедический словарь

    - (Knut Hamsun) норвежский писатель. Род. в 1860 г.; испытал много житейских трудностей в молодости, занимался сапожным мастерством, вел бродячую жизнь, дважды был в Америке. Выступил в литературе в 1888 г. этюдом Suit (Голод), переработанным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - … Википедия

    Гамсун, Кнут Кнут Гамсун Knut Hamsun Кнут Гамсун в 1890 г. (31 год) Дата рождения: 4 августа 1859(1859 08 04) … Википедия

    Книги

    • Кнут Гамсун. Полное собрание сочинений в 5 томах (комплект из 5 книг) , Кнут Гамсун. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1910 г. Издание А. Ф. Маркса. Типографские переплеты. Сохранность хорошая. В настоящий комплект вошло полное (на момент издания)собрание сочинений…
    • Кнут Гамсун. Собрание сочинений в 6 томах (комплект из 6 книг) , Кнут Гамсун. В своих книгах Гамсун создал сотни тончайших и живых психологических портретов, поражающих своим разнообразием. Его произведения - это не просто портреты людей, это в первую очередь поэзия,…

    (настоящая фамилия - Педерсен) (1859-1952) норвежский писатель

    Кнут Педерсен родился в семье портного в небольшой деревушке Лом, находившейся в самом сердце Гудсбранс-далленской долины, главного сельскохозяйственного района Норвегии. Он был младшим из четырех детей. Когда ему исполнилось три года, семья перебралась на север страны и поселилась на хуторе Гамсунд, расположенном неподалеку от городка Хаморой. Хутор принадлежал дяде Кнута по материнской линии, который предоставил жилье семье своей племянницы, обязав их работать вместо наемных батраков. До девятилетнего возраста Кнут прожил в традиционной обстановке северной деревни: помогал братьям пасти коров, ходил за водой, чистил хлев. После смерти отца семья оказалась в долгах. Чтобы рассчитаться с дядей, Кнуту с братьями пришлось трудиться не покладая рук. Впоследствии он вспоминал эти годы как самый тяжелый период в своей жизни.

    Когда ему исполнилось четырнадцать лет, он убежал из дома к родственникам в Лом. В течение нескольких месяцев мальчик прожил у них, но потом вернулся к матери. Правда, он отказался жить в доме дяди и начал работать помощником продавца в сельском магазине. Поскольку у него впервые появилось свободное время, Кнут начал учиться. За два года он освоил программу начальной школы. Получив аттестат, Кнут стал бродячим торговцем, но ожидаемого заработка не получил.

    Тогда он снова изменил профессию: переехал в норвежский город Буде и поступил в сапожную мастерскую. В течение двух лет Кнут работал подмастерьем и одновременно учился на курсах сельских учителей. Тогда он и написал свое первое произведение - повесть «Загадочный человек». Ее удалось напечатать на средства богатого благотворителя, но она осталась практически не замеченной критиками. Однако читатели охотно раскупали незатейливое повествование о любви сельского учителя и дочери священника. Первый небольшой заработок позволил Кнуту продолжить занятия литературой. Всего за несколько недель он написал стихотворную балладу «Свидание», которая была напечатана в городской газете. Кнут стал известной личностью в городке и получил должность помощника шерифа. Теперь у него появился не только стабильный заработок, но и возможность бесплатно заниматься в городской библиотеке, где он проводил все свободные вечера.

    За три последующих года Кнут написал свое первое большое произведение - роман «Бьергер», в котором рассказал о жизни выходца из простого народа. Готовя его к публикации, Педерсен подписал роман псевдонимом Гамсунд, в память о месте, где прошло его детство, но по вине печатника «д» отпало, и Кнут Педерсен стал Гамсуном.

    Скопив немного денег, он решил попытать счастья в столице и в 1878 г. отправился в Христианию (современный Осло). Там Кнут Гамсун предлагал свои произведения столичным издателям. Но никто не хотел печатать прозу начинающего автора. Гамсуну удается передать свой роман видному норвежскому писателю Б. Бьернсону. Прочитав произведение, тот откровенно признался автору, что у него есть литературный талант, но необходимо работать над стилем.

    Но Кнут Гамсун не смог продержаться на случайные литературные заработки, поскольку ему удавалось печатать лишь небольшие газетные статьи и рецензии. Истратив все сбережения, он решил отправиться в Америку. Друзья снабдили его рекомендательными письмами, и в 1882 г. Гамсун приехал в США, где поселился в штате Висконсин.

    Он не чурается никакой работы: служит приказчиком в лавке, конторщиком, разводит на свиноводческой ферме, но все свободное время посвящает литературному труду. Ему удается напечатать несколько очерков о жизни в США. На полученные деньги он даже смог совершить небольшое путешествие по стране. Через два года от тяжелого труда и недоедания Гамсун серьезно заболевает тяжелой формой бронхита и по совету врача возвращается на родину. В Норвегии он поселяется в усадьбе своих знакомых. Постепенно его состояние улучшается, и писатель возвращается к работе.

    В 1885 г. Кнут Гамсун печатает книгу о творчестве Марка Твена и переводы нескольких его рассказов. На полученные деньги он снова отправляется в США. Поселившись в Чикаго, зимой Гамсун работает кондуктором трамвая, а летом ездит по стране, перебиваясь случайными заработками. По вечерам он работает над новой повестью. Но так и не сумев обустроиться в Америке, писатель возвращается в Норвегию. По совету знакомых он посещает Копенгаген, где показывает начатую повесть редактору ежедневной газеты Э. Брандесу. Тот приходит в восторг от прозы Гамсуна и убеждает его написать роман на данном материале.

    Кнут Гамсун приступает к работе, и через несколько месяцев в одном из копенгагенских издательств выходит его роман «Голод». В нем писатель рассказывает историю становления художника. Главный герой во многом напоминает персонажей Достоевского, под влиянием которого в то время находился Гамсун. Писатель наделяет своего героя богатым воображением, он живет в мире, полном видений и снов.

    Критика восторженно оценила роман, который был переиздан большим тиражом. Гамсун становится профессиональным писателем и теперь уже может позволить себе сосредоточиться только на литературной работе. Издатели наперебой приглашают его выступить со статьями, обзорами, критическими эссе. Кнут Гамсун печатает книгу впечатлений о США «Духовная жизнь Америки» . Через два года выходит его второй роман «Мистерии», в котором рассказано о жизни небольшой норвежской деревушки, все жители которой занимаются рыболовством.

    После выхода романа в творчестве Гамсуна четко определились две линии: почвенническая и психологическая. Первая предполагала рассказы о жизни норвежской глубинки, а вторая - глубокое исследование психологии личности. В романе «Пан» (1894) Гамсун рассказывает о жизни философа и художника Т. Глана. Тот покидает город и живет кочевой жизнью охотника в прибрежных районах Норвегии. Писатель поэтически описывает норвежскую природу, которая становится полноправным художественным персонажем романа. Гамсун показывает, что нельзя абстрагироваться от окружающего мира, иначе наступает душевный надлом. Поэтому главный герой в конце романа и кончает жизнь самоубийством.

    Параллельно с прозой, Кнут Гамсун пишет и драматургические произведения, в частности трилогию, в которой показывает пессимистические настроения героя, принадлежащего к высшему обществу. Внешне его жизнь благополучна, но на самом деле, как и другие герои писателя, он страдает от неразрешимых противоречий, приводящих его к гибели. Хотя пьесы Гамсуна были поставлены в нескольких театрах, они не имели такой популярности, как его романы.

    В 1898 г. Кнут Гамсун женился на своей давней знакомой Б. Бех, вскоре у них родилась дочь. Правда, брак продолжался недолго: в 1906 г. супруги развелись. Через два года писатель женился на известной норвежской актрисе М. Андерсен, в браке родилось четверо детей: два сына и две дочери. Супруги счастливо прожили почти сорок лет, но в 1947 г., во время судебного разбирательства, они поссорились. Гамсун покинул семью и в течение трех лет не встречался со своей женой. Только в 1950 г. супруги вновь стали жить вместе.

    В начале XX в. писатель создает объемные романы, действие которых происходит на хуторах и в селах Норвегии. После развода с первой женой он приобретает небольшую ферму на юге страны в местечке Гримстаад. Там писатель ведет уединенный образ жизни, занимаясь сельскохозяйственным трудом.

    Гамсун вновь возвращается к истории Т. Глана. Но теперь он ведет повествование в подчеркнуто элегическом тоне, изображая норвежскую деревню как идеальное общество. В романе «Городок Сегельфос» он рассказывает историю двух богатых норвежских семейств. Сюжет произведения - приключенческая история о поисках клада - является лишь фоном, на котором писатель разворачивает перед читателями панораму жизни провинциального городка. Каждая глава романа представляет собой законченный эпизод с локальной интригой.

    Одновременно Кнут Гамсун работает над своим самым крупным произведением - романом «Соки земли» (1917). В нем писатель рассказывает историю любви двух норвежских крестьян, основой сюжета становится эпизод из библейской Книги Руфи. Главная героиня романа Ингер нанимается работницей в богатое имение, а затем становится женой хозяина. Гамсун показывает, что только связь с землей помогает героям выстоять в сложных жизненных обстоятельствах.

    После выхода «Соков земли» Гамсун ненадолго переехал в Осло. Вскоре он приобретает усадьбу Нерхольм и навсегда уезжает из города. В. Нерхольме Гамсун прожил почти безвыездно до конца своих дней. Он писал и работал в поле. Известность его продолжала расти. Сразу же после публикации в Норвегии роман «Соки земли» был переведен на многие европейские языки.

    В 1920 г. Кнут Гамсун был отмечен Нобелевской премией по литературе. В постановлении о награждении говорилось, что премия присуждена за «монументальное произведение, в котором рассказывается о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился». К этому времени у Гамсуна нарастает отчуждение от мира. Он пытается отгородиться от происходящих в нем перемен и даже отказывается выступить с традиционной нобелевской лекцией.

    Со временем, начинают меняться и политические убеждения Кнута Гамсуна. Из сторонника прогрессивных взглядов он превращается в приверженца фашизма. В 1934 г. писатель публикует статьи, в которых приветствует приход фашистов к власти в Германии и призывает к установлению подобного режима в Норвегии. Поступок Гамсуна вызывает яростные протесты со стороны его читателей, из многих стран ему приходят бандероли с книгами, которые возвращают писателю разочарованные поклонники.

    Хотя Кнут Гамсун никогда не состоял в фашистской партии, после начала оккупации Норвегии он активно сотрудничает с немецкими властями. Писатель выступает в профашистской печати, призывает прекратить сопротивление новой власти. В 1943 г. он совершает поездку в Германию по личному приглашению Гитлера. Он встречается с Геббельсом и Гитлером и выступает с восторженными статьями, в которых одобряет то, что происходило в Германии.

    Осенью 1945 г. Кнута Гамсуна и его жену арестовали по обвинению в сотрудничестве с фашистами. Писатель пробыл в тюрьме четыре месяца, но после инсульта его перевели в психиатрическую клинику, а затем в дом для престарелых. В 1947 г., когда врачи нашли состояние здоровья Гамсуна удовлетворительным, он предстал перед судом, был признан виновным и приговорен к штрафу в 500 000 норвежских крон (около 100 000 долларов). После Гамсун вернулся в свое имение, где возвратился к литературной работе. В 1949 г., когда писателю исполнилось 90 лет, он выпускает свою последнюю книгу - «По заросшим тропам», в которой рассказывает о собственном судебном процессе.

    Кнут Гамсун был полон творческих планов и даже начал работу над новым романом, но последовавшие один за другим два инсульта помешали ему завершить задуманное. В начале 1952 г. Гамсун скончался. На его похоронах присутствовал весь цвет норвежской интеллигенции. Кнут Гамсун является третьим норвежским писателем (наряду с Г. Ибсеном и С. Унсетт), которого считают классиком мировой литературы.

    ), в течение которых он сменил множество занятий. Писать начал с 17 лет. Первая книга «Загадочный человек. Нурланнская любовная история» (норв. Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland) появилась в 1877 году . В молодости много путешествовал, побывав, в частности, в США . После 1888 года обосновался вКопенгагене . В 1890 году у Гамсуна выходит новаторский психологический роман «Голод» (норв. Sult), принёсший ему славу.

    Первое издание романа «Голод» 1890

    О своем творчестве Гамсун писал так: «Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперек, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины».

    Гамсун в 1939 году.

    После окончания войны Гамсун был отдан под суд. Он избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту, однако был оштрафован по гражданскому иску. Позднее он описал судебный процесс в рассказе «По заросшим тропам». Сын писателя Арильд служил военным корреспондентом в специальном пропагандистском взводе, в 1943 г. вошедшем в специальный пропагандистский полк СС «Курт Эггерс» .

    После войны Гамсун некоторое время жил в доме для престарелых, а в 1950 году вернулся в Нёрхольм.

    Писатель умер 19 февраля 1952 года . Полное собрание его сочинений вышло в свет через два года после его смерти.