17 сентября 1864 - 25 апреля 1913

украинский писатель, общественный деятель

Биография

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 17 сентября 1864 в Виннице. Его матерью была Гликерия Максимовна Абаз.

Позднее Коцюбинские оставили Винницу, и переехали жить в село, а затем - в городок Бар. Здесь Михаила отдали в начальную школу (1875-1876).

В 1876-1880 годах Коцюбинский учился в духовном училище в Шаргороде. В этот период произведения Тараса Шевченко , Марка Вовчка произвели на Михаила такое сильное впечатление, что он и сам захотел стать писателем. После окончания Шаргородской семинарии в 1880 году Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский , намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. В 1881 году семья Коцюбинских, которая некоторое время переезжала с места на место, вернулась в Винницу. В 1882 году Коцюбинский арестован за связь с народовольцами, а после освобождения взят под надзор полиции.

Из-за тяжёлого материального положения семьи юноше не удалось продолжить образование: мать ослепла, а впоследствии (в 1886 году) умер отец. Ответственность за довольно большую семью (8 человек) легла на плечи Михаила. В 1886-1889 годах он даёт частные уроки и продолжает учиться самостоятельно, а в 1891 году, сдав экзамен экстерном при Винницком реальном училище на народного учителя, работает репетитором.

В 1892-1896 годах Коцюбинский был в составе Одесской филлоксерной комиссии, боровшейся с вредителем винограда - филлоксерой. Работа в сёлах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов: «Для общего добра», «Пе-коптьор», «Дорогой ценой». Затем писатель работал в Крыму, который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского. В 1898 году Михаил Михайлович переехал в Чернигов . Сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал «Земский сборник Черниговской губернии». В сентябре 1900 года устроился в городском статистическом бюро, где работал до 1911 года. В Чернигове встретил Веру Устиновну Дейшу, влюбился, и она стала его женой. Здесь выросли его дети - Юрий , Оксана, Ирина, Роман. Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодёжь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василь Блакитный , Николай Вороной , Павло Тычина.

Впоследствии М. Коцюбинский начал путешествовать. Он объездил почти всю Европу. Это был не только зов его души, но и потребность в лечении. Он часто посещал итальянский остров Капри, где проходил лечение. В 1911 году Общество сторонников украинской науки и искусства назначило М. Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год, чтобы он мог уволиться со службы. Однако писатель чувствовал себя все хуже. Его мучили астма и туберкулез.

В больнице М. Коцюбинский узнаёт о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко (об их дружбе подробно рассказывает Н. Шурова в книге «Я весь был, как песня»).

Весной 1913 года М. Коцюбинского не стало. Похоронили писателя на Болдиной горе в Чернигове .

Творчество

М. Коцюбинский начал печататься в 1890 году. В своих общественно-политических, философских и эстетических взглядах он прошёл сложный путь от либерального народничества и культурничества к революционно-демократическому мировоззрению, проявляя глубокий интерес к марксизму. Со 2-й половины 90-х годов Коцюбинский выходит в своём творчестве за рамки национально-крестьянского быта, запечатлевая жизнь различных слоёв буржуазного общества. Основные произведения Коцюбинского - повесть «Fata morgana» (1904-1910) и другие произведения, написанные в 1904-1912 годах, - дают широкую панораму событий периода Революции 1905-1907 годов и наступившей затем реакции. Писатель рисует картины народной расправы над угнетателями, рождение новой деревни, собирающей вместе с рабочим классом силы для революционного натиска. Он показал в своих новеллах истерзанную погромами городскую провинцию («Смех», «Он идёт», 1906), гневное брожение в народе («Как мы ездили в Криницу», 1908; «Что записано в книгу жизни», 1911), героев революционного подполья, противопоставленных ренегатам («В дороге», «Неизвестный», 1907; «Сон», 1911), отвратительные маски реакции («Persona grata», 1908; «Подарок на именины», 1912), страстно изобличал декадентов как «мародёров революции» в искусстве («Intermezzo», 1909), либералов как пособников реакции («Кони не виноваты», 1912). Торжествующим гимном всепобеждающей правде жизни прозвучала повесть «Тени забытых предков» (1912).

В историю украинской литературы М. Коцюбинский вошёл как художник революции, оказавший большое влияние на развитие украинской советской прозы (А. Головко , А. Довженко , Ю. Яновский , Олесь Гончар и другие). Максим Горький , с которым Коцюбинский был близко знаком, высоко ценил его творчество. Ленин, также хорошо знакомый с Коцюбинским, назвал его ближайшим к большевикам писателем.

Произведения Коцюбинского переведены на многие языки мира. По произведениям Коцюбинского созданы фильмы «Кровавый рассвет» (1957), «Кони не виноваты» (1957), «Дорогой ценой» (1958), «Тени забытых предков» (1965).

Память

  • Михаилу Коцюбинскому посвящены два литературно-мемориальных музея - в Виннице (1927) и в Чернигове (1935).
  • В честь Коцюбинского названы населённые пункты:
    • пгт Коцюбинское Киево-Святошинского района Киевской области;
    • пгт Михайло-Коцюбинское Черниговского района Черниговской области.

Озвучте свое мнение!

Михайло Коцюбинский - писатель, заставивший говорить об Украине всю Европу

Михаил Михайлович Коцюбинский родился 17 сентября 1864 года в Виннице . Умер 25 апреля 1913 года в Чернигове. Классик украинской литературы. Вывел национальную литературу на европейский уровень. Его называли украинским импрессионистом.

Достижения Михайло Коцюбинского.

1. Михайло Коцюбинский – один из самых оригинальных украинских писателей . Он вывел литературу на европейский уровень, разнообразив ее многогранными направлениями, в том числе модернизмом. Именно его творчество впервые в украинской литературе включило импрессионизм, глубокий психологизм, элементы экспрессионизма, неореализм и др. трендовые течения искусства и культуры того времени.

2. Активно боролся против устаревших сентиментальных традиций в литературе . Во многом благодаря этому, а также сложившимся социальным и политическим условиям жизни, когда интеллигенция бездействовала, "пассивно созерцала жизнь" после крушения своих националистических и народнических идеалов, Коцюбинский приходит к импрессионизму – самому комфортному для него направлению и одновременно творческому методу отображения реальности.

На Коцюбинского-импрессиониста и великолепного представителя психологизма немалое влияние также оказали Нечуй-Левицкий, Панас Мирный, Ги де Мопассан, Чехов, шведские писатели и ряд других заметных литераторов.

Коцюбинский не раз подчеркивал : настало время покончить с ограниченностью и провинциальной тематикой украинской литературы, традиционным описанием сельского быта; украинскому писателю необходимо приняться за темы философские, социальные, психологические, исторические…

3. Уже в ранних произведениях Коцюбинского проявились элементы импрессионизма , психологизма, а также новое для украинской литературы "пограничное состояние" человека, находящегося в отчаянии, проявились, которые еще были тесно связаны с сельской жизнью, но, отмечают критики, отличались от аналогов куда более глубоким и многогранным охватом темы автором. Это, например, повесть "На віру", рассказы "Ціпов’яз", "Для загального добра" и др.

Писатель проявляет огромный потенциал исследователя человеческих душ, удивительно точно проникая в особенности психологических мотивов тех или иных поступков человека.

Особенно ярко это выявляется на контрасте отображения русифицированного города, поглощенного страстью наживы, и украинского села, сохранившего первозданную чистоту с его гармоничным укладом жизни, пускай и наивных, но действенных понятий о добре и зле ("П’ятизлотник", "Помстився"; "Ціпов’яз", "По-людському").

4. Коцюбинский по-новому отобразил проблемы современной ему интеллигенции . Он впервые заявил, что во многом неудачи интеллигенции связаны со страхом.

Страх как психологическое явление представлял для Коцюбинского особый интерес, что нашло отражение в бессмертном творении – сказке "Хо".

Писатель подчеркивает, что страх навязывается интеллигенции с детства, а в дальнейшем поддерживается обществом, находящимся в "ненормальном состоянии". Поэтому, считает классик, интеллигенция такая трусливая за исключением немногих ее представителей, способных мыслить независимо, видеть все с объективной точки зрения и предпринимать конкретные действия на благо Украине.

В дальнейшем психологический анализ в творчестве Коцюбинского становится все обширнее и глубже , в наиболее полной форме проявляя себя в таких шедеврах его творчества, как "Лялечка", "Поединок", "Цвіт яблоні" и др.

Перед революцией 1905-1907 гг. Коцюбинский опубликовывает рассказ "Fata Morgana", который наряду с последующими "Intermezzo", Persona grata, "Лошади не виноваты", этюды "Хвала жизни", "На острове", повести "Тени забытых предков" и др. становятся вершиной творчества писателя.

Эти произведения моментально завоевывают огромную популярность в Украине и далеко за ее пределами: их переводят на многие языка мира, по ним снимают художественные фильмы "Кровавый рассвет", "Кони не виноваты", "Дорогой ценой", "Тени забытых предков"

5. Еще одна неоценимая заслуга Михайло Коцюбинского – значительное обогащение литературного украинского языка . Он привнес собственные новаторские элементы в стилистику и манеру подачи материала, огромное внимание уделял словотворчеству, часто использовал оригинальные языковые конструкции. И вместе с тем все это происходило на основе народного языка, гармонично и даже естественно с ним сливалось, что, как отмечают литературоведы, порой казалось, что это сам язык эволюционирует.

Интересные факты о Михайло Коцюбинском.

Литературный дебют Коцюбинского провалился . В 1884 г. Михайло написал рассказ "Андрей Соловко, или Вчение мир, а невчение тьма", который критики оценили скептически. А один из них посоветовал молодому человеку больше не заниматься литературой.

Отец писателя работал мелким служащим, часто менял работу , поэтому семья долгое время фактически "кочевала", переезжая с место на место.

12-летним подростком Михаил влюбился в 16-летнюю девушку , и чтобы привлечь ее внимание, решил стать "большим человеком", а для этого запоем читал книги. Под влиянием творчества Т. Шевченко и М. Вовчка, которые потрясли молодого человека до глубины души, у него появляется желание стать писателем.

После смерти отца Михаил вынужден был заботиться о большой семье из 4 человек (мать к тому времени была слепа), поэтому с молодых лет зарабатывал частным репетиторством, продолжая заниматься образованием самостоятельно.

В 1882 году Коцюбинский арестован за связь с национально-освободительным движением , а после освобождения полиция установила за ним тайное наблюдение. При этом его квартиру несколько раз обыскивали.

В 1890 году во Львове знакомится с И. Франко , с которым в дальнейшем устанавливаются очень хорошие отношения. Кроме того, здесь Коцюбинский налаживает контакты с редакциями журналов "Звонок", "Правда", "Заря" и многими другими изданиями Западной Украины.

В доме классика (Чернигов) постоянно собирались представители творческой элиты Украины , среди которых были Павло Тычина, Василь Блакитный, Николай Вороной.

В 1911 г "Общество сторонников украинской науки и искусства" назначило Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год , чтобы он мог освободиться от службы и полностью посвятить себя творчеству.

Коцюбинский много путешествовал . Он объездил почти всю Европу. Часто бывал на острове Капри (Италия), где проходил лечение. Там же встречался с М. Горьким, а в одно время – 1911-1912гг – жил у него дома, где написал "Лошади не виноваты" и "Подарок на именины".

Сын Михайло Коцюбинского – Юрий Коцюбинский – известный политический, военный, партийный деятель. Также у него был сын Роман и две дочери: Оксана и Ирина.

Биография М. Коцюбинского.

Из Винницы семья переехала в городок Бар, где будущий писатель обучался в начальной школе с 1875 по 1876гг.

С 1876 по 1880гг М. Коцюбинский учится в духовном училище в Шаргороде.

В 1880г Михаил Коцюбинский намеревался поступить в университет города Каменец-Подольский, но в связи с частыми переездами семьи его желание не осуществилось и он вернулся в Винницу.

В 1886-1889гг он дает частные уроки, продолжая самостоятельное обучение.

В 1891 году сдает экстерном экзамен при Винницком реальном училище на народного учителя, после чего работает репетитором.

В 1892-1896гг Коцюбинский был в составе Одесской филоксерной комиссии работает в Молдавии и после – в Крыму. Пишет цикл молдавских рассказов, среди которых "Для общего добра", "Дорогой ценой", "Пе-коптьор".

С 1898 г живет в Чернигове, где работает делопроизводителем при земской управе, заведующим столом народного образования, редактором "Земского сборника Черниговской губернии", в городском статистическом бюро.

В Чернигове встречает свою будущую жену Веру Дейша, от которой у него было четверо детей: Юрий, Оксана, Ирина, Роман

Похоронили великого писателя Украины на Болдиной горе в Чернигове.

Увековечивание памяти М. Коцюбинского

Михаилу Коцюбинскому посвящены два литературно-мемориальных музея - в Виннице и в Чернигове.

В Виннице установлен памятник классику украинской литературы.

В память Коцюбинского в Украине выпущена памятна монета

В честь Коцюбинского названы два поселка городского типа: Коцюбинское – в Киево-Святошинском районе Киевской области и Михайло-Коцюбинское – в Черниговском районе Черниговской области. Также в честь классика названы улицы в центре Киева, других городах Украины, в Москве (ул. Коцюбинского), а в г. Виннице – проспект Коцюбинского.

Улица М. Коцюбинского в Киеве

В 1970 году на киностудии им. Довженко снят художественный биографический фильм "Семья Коцюбинских".

По произведениям Михайло Коцюбинского сняты фильмы:

"Кровавый рассвет" (1957);

"Лошади не виноваты" (1957);

"Дорогой ценой" (1958);

"Тени забытых предков" (1965).

С 1981г ежегодно присуждается Всеукраинская литературная премия им. М. Коцюбинского.

С 1992 г ежегодно присуждается Черниговская областная премия им. М. Коцюбинского автором литературных, художественных и научных достижений, связанных с Черниговской областью.

Михаил Коцюбинский в соцсетях.

В "Одноклассниках" также найдены группы созданные почитателями творчества М. Коцюбинского:

На бесплатном видеохостинге Youtube выложен рассказ А. Сизоненка "Мій Михайло Коцюбинський" (2003):

М. Коцюбинский в поисковой системе Яндекс.

Как видно, пользователи поисковой системы Яндекс в ноябре 2015 года интересовались запросом "Михайло Коцюбинський" 7 361 раз.

А согласно данному графику, можно проследить, как изменялся интерес пользователей Яндексе к запросу "Михайло Коцюбинський" за последние два года:

  • наивысший интерес по данному запросы был зафиксирован в январе 2015 года (23 306 запросов);
  • меньше всего интереса было проявлено в июле 2015 года (1020 запросов);
  • Михаи́л Миха́йлович Коцюби́нский (укр. Миха́йло Миха́йлович Коцюби́нський ; 17 сентября (1864-09-17 ) , Винница - 25 апреля , Чернигов) - украинский писатель , общественный деятель, классик украинской литературы. Отец украинского советского государственного и партийного деятеля Юрия Коцюбинского .

    Биография

    Михаил Михайлович Коцюбинский родился 17 сентября 1864 в Виннице . Его матерью была Гликерия Максимовна Абаз.

    Позднее Коцюбинские оставили Винницу, и переехали жить в село, а затем - в городок Бар . Там Михаила отдали в начальную школу (1875-1876).

    В 1876-1880 годах Коцюбинский учился в духовном училище в Шаргороде . В этот период произведения Тараса Шевченко , Марко Вовчок произвели на Михаила такое сильное впечатление, что он и сам захотел стать писателем. После окончания Шаргородской семинарии в 1880 году Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский , намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. В 1881 году семья Коцюбинских, которая некоторое время переезжала с места на место, вернулась в Винницу. В 1882 году Коцюбинский арестован за связь с народовольцами , а после освобождения взят под надзор полиции.

    Из-за тяжёлого материального положения семьи юноше не удалось продолжить образование: мать ослепла, а впоследствии (в 1886 году) умер отец. Ответственность за довольно большую семью (8 человек) легла на плечи Михаила. В 1886-1889 годах он давал частные уроки и продолжает учиться самостоятельно, а в 1891 году, сдав экзамен экстерном при Винницком реальном училище на народного учителя, работал репетитором.

    В 1892-1896 годах Коцюбинский был в составе Одесской филлоксерной комиссии, боровшейся с вредителем винограда - филлоксерой. Работа в сёлах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов: «Для общего добра», «Пе-коптьор», «Дорогой ценой». Затем писатель работал в Крыму , который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского. В 1898 году Михаил Михайлович переехал в Чернигов . Сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал «Земский сборник Черниговской губернии». В сентябре 1900 года устроился в городском статистическом бюро, где работал до 1911 года. В Чернигове встретил Веру Устиновну Дейшу, влюбился, и она стала его женой. Здесь выросли его дети - Юрий , Оксана, Ирина, Роман. Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодёжь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василь Блакитный , Николай Вороной , Павло Тычина .

    Впоследствии М. Коцюбинский стал путешествовать. Он объездил бо́льшую часть Европу. Это был не только «зов его души », но и потребность в лечении. Он часто посещал итальянский остров Капри , где проходил лечение. В 1911 году «Общество сторонников украинской науки и искусства» назначило М. Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год, чтобы он мог уволиться со службы. Однако писатель чувствовал себя всё хуже. Его мучили астма и туберкулез .

    В больнице М. Коцюбинский узнал о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко (об их дружбе подробно рассказал Н. Шурова в книге «Я весь был, как песня»).

    Весной 1913 года М. Коцюбинского скончался. Был похоронен на Болдиной горе в Чернигове .

    Творчество

    Коцюбинский был и остаётся одним из самых оригинальных украинских прозаиков. Он знал девять иностранных языков, среди которых греческий , крымскотатарский, цыганский ; одним из первых в украинской литературе осознал потребность её реформирования в направлении современной европейской прозы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. До сих пор некоторые исследователи модернизма Коцюбинского осторожно называют его импрессионистом в литературе.

    Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, переводы, очерки, но вскоре главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием становится художественная проза. Из первых опытов Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы «Андрей Соловейко, или Учение свет, а неучение тьма» (1884), «21-го декабря, на введение» (1885), «Дядя и тётя» (1885).

    Печататься Коцюбинский начал в 1890 году - львовский детский журнал «Звонок» опубликовал его стихотворение «Наша хатка». В том же году побывал во Львове , установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Иваном Франко . Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891 года он поехал в с. Лопатинцы на Винничине, где совместил работу домашнего учителя в семье местного служащего (бухгалтера сахарозавода) с углублённым изучением жизни села, народного языка, культуры и начал серьёзную литературную работу. Только за 1891 год из-под его пера вышли рассказы «Харитя», «Ёлка», «Пятизлотник», повесть «На веру», стихотворная сказка «Завистливый брат». Произведения привлекли внимание литературной общественности, показали, что в украинскую прозу пришёл талантливый писатель.

    В начале 1890-х одов часть молодой украинской интеллигенции, захваченной либерально-просветительскими идеями, образовала организацию «Братство тарасовцев», с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связь. Эта связь отразилась на его творчестве. В сказке «Хо» (1894) Коцюбинский превознёс значение либерально-просветительской деятельности.

    Годы пребывания Коцюбинского на правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений «Для общего блага» (1895), «Посол чёрного царя» (1897), «Ведьма» (1898), «В узах шайтана» (1899), «Дорогой ценой» (1901), «На камне» (1902), «В грешный мир», «Под минаретами» (1904). Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть «Для общего блага» была напечатана в переводе на русский язык в журнале «Жизнь» (1899, кн. 12).

    Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филлоксерной комиссии стал периодом интенсивного роста писателя. Оставив работу в комиссии, он после безуспешной попытки устроиться на работу в Чернигове , где жила семья, уехал в Житомир , где занял различные должности в редакции местной газеты «Волынь». В начале 1898 года Коцюбинский наконец получил работу в черниговском земстве.

    Важным моментом мировоззренческо-писательской эволюции Коцюбинского был рассказ «Куколка» (1901). В «Куколке» Коцюбинский предстал выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой его творчества.

    Несколько особняком в творчестве Коцюбинского стоят произведения на темы из прошлого украинского народа - «На крыльях песни» (1895) и «Дорогой ценой» (1901). Их объединяет романтично-возвышенная, героическая тональность.

    Новелла «Цвет яблони» была в украинской литературе новаторской

    I Коцюби́нский

    Михаил Михайлович , украинский писатель, общественный деятель, революционный демократ. Родился в семье мелкого чиновника. В 1880 окончил Шаргородское духовное училище. За связь с народовольцами был в 1882 арестован, а после освобождения взят под надзор полиции. Учительствовал, работал статистиком. Печататься начал в 1890. В своих общественно-политических, философских и эстетических взглядах К. прошёл сложный путь от либерального народничества и культурничества к революционно-демократическому мировоззрению, проявляя глубокий интерес к марксизму. Со 2-й половины 90-х гг. К. выходит в своём творчестве за рамки национально-крестьянского быта, запечатлевая жизнь различных слоев буржуазного общества. Основные произведения К. - повесть «Fata morgana» (ч. 1-2, 1904-10) и др. произведения, написанные в 1904-1912, - дают широкую панораму событий периода Революции 1905-07 и наступившей затем реакции. Писатель рисует картины народной расправы над угнетателями, рождение новой деревни, собирающей вместе с рабочим классом силы для революционного натиска. Он показал в своих новеллах истерзанную погромами городскую провинцию («Смех», «Он идёт», обе - 1906), гневное брожение в народе («Как мы ездили в Криницу», 1908, «Что записано в книгу жизни», 1911), героев революционного подполья, противопоставленных ренегатам («В дороге», «Неизвестный», 1907, «Сон», 1911), отвратительные маски реакции («Persona grata», 1908, «Подарок на именины», 1912); страстно изобличал декадентов как «мародёров революции» в искусстве («Intermezzo», 1909), либералов как пособников реакции («Кони не виноваты», 1912). Торжествующим гимном всепобеждающей правде жизни прозвучала повесть «Тени забытых предков» (1912).

    В историю украинской литературы К. вошёл как художник революции, оказавший большое влияние на развитие украинской советской прозы (А. Головко, А. Довженко, Ю. Яновский, О. Гончар и др.). М. Горький, с которым К. был близко знаком, высоко ценил его творчество. Произведения К. переведены на многие языки мира. По произведениям К. созданы фильмы «Кровавый рассвет» (1957), «Кони не виноваты» (1957), «Дорогой ценой» (1958), «Тени забытых предков» (1965). К. посвящены два литературно-мемориальных музея - в Виннице (1927) и в Чернигове (1935).

    Соч.: Твори, т. 1-6, К., 1961-62; в рус. пер. - Сочинения, т. 1-4, М., 1965.

    Лит.: Горький М., М. М. Коцюбинский, Собр. соч., т. 14, М., 1951; Иванов Л., Михаил Коцюбинский. Критико-биографический очерк, М., 1956; Коцюбинская-Ефименко З., М. М. Коцюбинский. Мастерство писателя, М., 1959; Колесник П., Коцюбинський - художник слова, К., 1964; Калениченко Н., Великий сонцепоклонник, К., 1967; Франко I., З останнix десятилiть XIX в. Лiтературнокритичнi статтi, К., 1950; Костенко М., Художня майстернicть М. М. Коцюбинського, К., 1961; Грицюта М., М. Коцюбинський i народна творчicть, К., 1958; М. Коцюбинський. Бiблioграфiчний покажчик. К., 1964.

    П. И. Колесник.

    II Коцюби́нский

    Юрий Михайлович , советский государственный и партийный деятель. Сын М. М. Коцюбинского (См. Коцюбинский). Родился в Виннице. Член Коммунистической партии с 1913. С 1914 член Черниговского комитета РСДРП. Во время 1-й мировой войны 1914-18 был мобилизован (в 1916) в армию; окончил Одесское военное училище, прапорщик. Служил в Петрограде, вёл революционную агитацию среди солдат. Участник Февральской революции 1917. Член Военной организации большевиков. За антивоенную пропаганду арестовывался Временным правительством. С 20 октября (2 ноября) 1917 член ВРК, комиссар гвардейского Семёновского полка. Участник штурма Зимнего дворца 25 октября (7 ноября) 1917. Присутствовал на 1-м и 2-м съездах Советов. Комендант Московско-Нарвского района. Возглавлял сводный красногвардейский отряд в боях с войсками Керенского - Краснова. На 1-м съезде Советов Украины (декабрь 1917) избран в состав первого Советского правительства - заместитель народного секретаря по военным делам. С января 1918 главнокомандующий советскими войсками на Украине; руководил операцией по разгрому националистических войск и освобождению Киева от Центральной рады; член Всеукраинского ВРК. После оккупации Украины немецкими войсками член повстанческого Украинского правительства и областного комитета партии. В 1919 член Военно-революционного совета Украинского фронта; председатель Черниговского губкома КП (б) Украины. В 1920 член Полтавского губкома КП (б) Украины. В 1921-22 дипломатический представитель Украины в Вене. С 1925 советник посольства СССР в Австрии, в Польше. С 1930 заместитель наркома земледелия УССР; заместитель председателя СНК и одновременно председатель Госплана УССР. Неоднократно избирался членом ЦК КП (б) Украины, член Оргбюро ЦК КП (б) Украины.

    • - Михаил Михайлович – укр. писатель, революц. демократ. Взгляды К. формировались под влиянием революционно-демократич. идей Шевченко, Белинского, Добролюбова, Чернышевского...

      Философская энциклопедия

    • - Журналист; родился 19 января 1965 г.; окончил исторический факультет Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена в 1989 г.; работал редактором отдела истории газеты "Смена"...
    • - сотр. журнал., украинский беллетр., черниговский статистик, р. 1864...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах "Правда", "Зоря", "Жите и Слово" и "Дзвiнок" появились его первые рассказы...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - выдающийся украинский писатель-беллетрист...

      Биографический словарь

    • - малорусский беллетрист. Литературную деятельность начал в 1890 г., когда в галицких журналах "Правда", "Зоря", "Жите и Слово" и "Дзвiнок" появились его первые рассказы. Лучшие из них переведены на русский язык...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - I Коцюби́нский Михаил Михайлович, украинский писатель, общественный деятель, революционный демократ. Родился в семье мелкого чиновника. В 1880 окончил Шаргородское духовное училище...

    Михаил Михайлович Коцюбинский (Михайло Михайлович Коцюбинський) - украинский писатель, общественный деятель, классик украинской литературы.

    Родился в г. Виннице в семье мелкого чиновника. Отец - Михаил Матвеевич, мать - Гликерия Максимовна Абаз; кроме Михаила у них было ещё четверо детей - два брата и две сестры. Детство и юность будущего писателя прошли в городах и селах Подолья, куда переводили отца по службе. Образование получил в Барской начальной школе (1875 - 1876) и Шаргородском духовном училище (1876 - 1880). В училище 12-летний Михаил влюбился в девушку старше него на 4 года, этот эпизод заставил его сильнее засесть за учёбу, дабы чего-то достичь и привлечь её внимание. Сильное впечатление в этот период на Михаила произвели книги Тараса Шевченко , Марко Вовчок , так что он сам захотел стать писателем.

    После окончания училища в 1880 году Коцюбинский поехал в Каменец-Подольский, намереваясь учиться в университете, но эта мечта не осуществилась. В 1881 году семья Коцюбинских, вернулась в Винницу. Коцюбинский смолоду занимал активную гражданскую позицию, пропагандировал революционные и освободительное идеи и в 1882 году был арестован за связь с народовольцами. На квартире Коцюбинских было сделано несколько обысков, а после освобождения Подольское жандармское управление установила за Михаилом тайный надзор.

    Из-за тяжёлого материального положения семьи юноше так и не удалось продолжить образование: мать ослепла, впоследствии, в 1886 году, умер отец. Ответственность за семью из четверых человек легла на плечи Михаила. В 1886-1889 годах он даёт частные уроки и продолжает учиться самостоятельно. В 1891 году экстерном сдаёт экзамен при Винницком реальном училище на народного учителя, продолжает заниматься репетиторством.

    Вначале 1890-х часть молодой украинской интеллигенции, проникнутая либерально-просветительскими идеями, образовала «Братство тарасовцев», с участниками которой Коцюбинский некоторое время поддерживал связи. В 1892-1896 годах Коцюбинский был в составе Одесской филлоксерной комиссии, боровшейся с вредителем винограда - филлоксерой. Богатая творческими достижениями пятилетняя служба в филлоксерной комиссии стала периодом интенсивного роста писателя: работа в сёлах Бессарабии дала ему материал для написания цикла молдавских рассказов, затем писатель работал в Крыму, который зажигал творческое воображение чувствительного к экзотике Коцюбинского.

    Оставив работу в комиссии в 1897, Михаил Михайлович предпринимает безуспешную попытку устроиться на работу в Чернигове, где он надеялся получить должность заведующего книжным складом в Черниговской губернской земской управе. После этого Коцюбинский временно поселился в Житомире, где с ноября 1897 по март 1898 занимал различные должности в редакции местной газеты «Волынь». В 1898 году Михаил Михайлович наконец переезжает в Чернигов, где сначала занимал должность делопроизводителя при земской управе, временно заведовал столом народного образования и редактировал «Земский сборник Черниговской губернии». В сентябре 1900 года устроился в городском статистическом бюро, где работал до 1911 года. В Чернигове женился на Вере Устиновне Дейше, дворянского роду, с которой познакомился ещё в конце 1894-го в Киеве на первом съезде «Громады». Здесь выросли его дети - Юрий, Оксана, Ирина и Роман. Сын Юрий - украинский советский государственный и партийный деятель, был членом первого советского правительства Украины, репрессирован; остальные дети тоже так или иначе связаны с советской властью.

    Еженедельно в доме писателя собиралась литературная молодёжь города. Сюда приходили такие известные в будущем писатели и поэты, как Василь Блакитный , Николай Вороной, Павло Тычина .

    Была в жизни писателя ещё одна женщина - Александра Ивановна Аплаксина, младше его на 16 лет. Его многочисленные письма к ней - более 300 - стали важным источником информации к биографии писателя. Отношения Коцюбинского с Аплаксиной закончились с 1907 года, когда из анонимного письма о них узнала жена писателя.

    Впоследствии М. Коцюбинский стал путешествовать. Он объездил бо́льшую часть Европы, в частности побывал в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии. Это был не только «зов его души», но и потребность в лечении, его мучили астма и туберкулез. Он часто посещал итальянский остров Капри, где проходил лечение.

    В 1911 году «Общество сторонников украинской науки и искусства» назначило М. Коцюбинскому пожизненную стипендию в размере 2000 рублей в год, чтобы он мог уволиться со службы. Однако писатель чувствовал себя всё хуже. Последний раз находясь в больнице М. Коцюбинский узнал о смерти лучшего друга, композитора Н. В. Лысенко. А вскоре, весной 1913 года, умер и сам писатель. М. Коцюбинский был похоронен на Болдиной горе в Чернигове, любимом месте его ежедневных прогулок.

    Коцюбинский - один из самых оригинальных украинских прозаиков. Кроме украинского и русского он знал девять иностранных языков, среди которых греческий, крымскотатарский, цыганский; но главным источником обогащения языка литературы он считал общенародную речь. Коцюбинский одним из первых в украинской литературе осознал потребность её реформирования в направлении современной европейской прозы. Его творчество всегда было предметом споров литературных критиков. До сих пор некоторые исследователи модернизма Коцюбинского осторожно называют его импрессионистом в литературе.

    Коцюбинский начал пробовать свои силы в литературе рано, брался за поэзию, переводы, очерки, но вскоре главным полем его писательской деятельности, настоящим призванием, становится художественная проза. Из первых опытов Коцюбинского-прозаика до нас дошли рассказы «Андрей Соловейко, или Ученье свет, а неученье тьма» (написан в 1884), «21-го декабря, на введение» (1885), «Дядя и тётя» (1885). Печататься начал в 1890 году - львовский детский журнал «Дзвінок» (Звонок) опубликовал его стихотворение «Наша хатка». В том же году побывал во Львове, установив творческие контакты с местными литераторами и издателями, в частности Иваном Франко . Поездка положила начало постоянному сотрудничеству Коцюбинского в западноукраинских изданиях. В начале 1891 года он поехал в с. Лопатинцы на Винничине, где совместил работу домашнего учителя в семье местного служащего (бухгалтера сахарозавода) с началом серьёзной литературной работы. Только за 1891 год из-под его пера вышли рассказы «Харитя», «Ёлочка», «Пятизлотник», повесть «На веру», стихотворная сказка «Завистливый брат».

    Первый сборник автора, всего из трёх рассказов («Харитя», «Ёлочка», «Маленький грешник»), вышел в начале 1985-го в Чернигове. Повесть «На веру», из-за проблемной на то время морально-этической подоплёки произведения, автор изначально подписывал при подаче рукописи в издательство псевдонимом Захар Козуб.

    Годы пребывания Коцюбинского на правительственной службе в Молдавии и Крыму дали жизненный материал для его произведений «Для общего блага», «Посол чёрного царя», «Ведьма», «В узах шайтана», «Дорогой ценой», «На камне», «В грешный мир», «Под минаретами». Одним из свидетельств того, что Коцюбинский своими произведениями молдавско-крымского цикла выходил за пределы локальных проблем, является то, что его повесть «Для общего блага» была напечатана в переводе на русский язык в журнале «Жизнь» (1899, кн. 12).

    Важным моментом мировоззренческо-писательской эволюции Коцюбинского был рассказ «Куколка». В «Куколке» Коцюбинский предстал выдающимся мастером психологического анализа. Сосредоточение внимания на психологических коллизиях становится определяющей чертой его творчества. Романтично-возвышенная, героическая тональность объединяет произведения на темы из прошлого украинского народа - «На крыльях песни» и «Дорогой ценой».

    Новелла «Цвет яблони» была в украинской литературе новаторской