Для людей, ведущих здоровый образ жизни, поход в баню является одним из важнейших составляющих поддержания тела в отличной форме. Но не многие знают, что русская баня разительно отличается от таких же заведений у других народов мира. Иностранцы, побывавшие в парной, не могут спокойно переносить повышенную влажность и битье березовым веником. «Заморские» гости часто интересуются: когда на Руси появились бани? И что заставляет людей так по-варварски истязать себя в небольшом жарком помещении?

От кочевых племен к князьям Киевским

Даже углубившись в изучение исторических летописей, невозможно точно сказать, когда появилась первая баня на Руси. Ведь еще кочевые племена скифов использовали специальные палатки из деревянных жердей, накрытых шкурами животных и с очагом посередине, для проведения ритуального очищения, да и просто мытья в походах.

Перед очищением на костре раскаляли добела камни, которые после поливали водой или отварами трав. А скифские женщины растирали на разогретых камнях веточки кипариса и кедра с водой. Полученную кашицу наносили на кожу и держали в течение дня. Смывали такую маску теплой водой на следующий день. Такая процедура способствовала не только очищению кожных покровов от грязи и воспалительных заболеваний, но и предавало ей неимоверно свежий аромат.

Деревянный сруб или каменные хоромы

Изучая работы ученые нашли данные о том, в каком веке на Руси появились бани. Монах пишет о том, что уже в 5-6 вв. племена славян использовали для мытья мыльни с горячим паром и вениками.

Языческие верования того времени отождествляли мытье в парной с очищением души и тела от скверны и единения с силами природы: с духами воды, земли, воздуха и огня. Все важные события в жизни человека того времени, от рождения до смерти, были тесно связаны с жаром черной мовни.

Долгое время баня звалась черной из-за дыма, скапливавшегося в помещении во время протопки. Только после того, как на Руси появились бани с дымоходом, они стали просто мыльнями. Само строение представляло собой деревянный домик с печью, с помощью которой и натапливали помещение до требуемой температуры.

Из-за того, что такое «хлипкое» строение легко воспламенялось, еще князь Владимир издал указ, которым повелевал строить бани у рек во избежание массовых пожаров. Когда на Руси появились бани из камня, точно неизвестно, но уже в середине 17 века существовали общественные парные в крупных городах.

Женские и мужские

Вплоть до правления Екатерины Великой помещения парных были общие как для женщин, так и для мужчин. В таких заведениях можно было не только помыться, но и пообщаться с другими людьми, услышать последние новости. В большом помещении могли находиться члены нескольких семей с детьми разного возраста, и такое поведение считалось нормой.

В каком году появились бани на Руси, разделенные по половому признаку? В 1743 году сенатский указ разделил помещение бани на две части: мужскую и женскую. С этого момента на территории мужской бани допускались особи другого пола в возрасте до семи лет, то же было и с женской половиной.

Роскошь или необходимость

На Руси парные были почти в каждом дворе, если позволяли его размеры. Раз в неделю, чаще всего в субботу, протапливали и мылись всей семьей. У тех же, кто не имел большого подворья и мыльни, была возможность посетить общие парные.

Такие заведения работали за небольшую плату, попариться мог любой желающий. Еще во время правления Владимира Красно Солнышко бани использовали для лечения различных хворей. А веком позже известный монах-врачеватель Агапий исцелял больных только баней и целебными травами. Следуя уставу святого места, все страждущие посещали купальни три раза в месяц.

«Наши» за границей

Когда на Руси появились бани, более-менее ясно. Но со временем русские парные стали модными и в других странах. А началось все с поездки Петра Великого во Францию. Сопровождавшие царя гвардейцы из-за длительного «ничегонеделанья» начали терять здоровье. Чтобы служивые люди не теряли форму, Петр распорядился соорудить на берегу Сены настоящую русскую парную.

Европейцы пришли в ужас, увидев на берегу реки раскрасневшихся от пара мужчин, бросавшихся в холодную воду. На что великий царь поведал о пользе для здоровья таких процедур.

Эмиграция русских во время революции также дала свои результаты: о существовании таких полезных для здоровья процедур узнала Америка, Англия и Африка.

Здоровье и долголетие

Когда на Руси появились бани, наши предки сразу же заметили их целебные свойства. После прогревания организм легко переносил различные нагрузки, легче восстанавливался после тяжелых болезней.

Татары, французы и другие народы долгое время считали, что благодаря именно такому «дикому» способу оздоровления русские мужчины имели крепкое здоровье и невероятную выносливость, а женщины славились своей красотой, молодостью и приятным цветом кожи.

Благотворно влияют на все органы и системы организма:

  • нервную систему (успокаивают и расслабляют);
  • сердечно-сосудистую (ускоряют кровообращение, в результате улучшается работа головного мозга);
  • дыхательную;
  • эндокринную.

Модное место

До начала 19 века «торговые» мыльни были местом для мытья и сбора сплетен. Но после постройки больших каменных зданий в центре больших городов - с отдельными кабинетами, уютными буфетами - бани стали основным местом, где предпочитали собираться представители знатных семейств.

Аристократы собирались в узком кругу для решения важных проблем, чтения литературы и простого отдыха. Вслед за русскими такие парные стали посещать и иностранцы.

Самыми известными «светскими» банями по праву можно назвать Сандуновские, которые в свое время собирали весь цвет аристократии. А на сегодняшний день этот объект является памятником архитектуры.

Новое время, новые бани

История появления бань на Руси долгая и захватывающая. Сегодня, спустя несколько столетий, настоящую парную сложно отыскать в больших городах. Все чаще жители мегаполисов отдают предпочтение зарубежным аналогам, которые не требуют использования веника, да и по температурному режиму значительно отличаются от настоящей русской парилки.

Финская сауна, турецкий хамам, римские термы пленили умы людей двадцать первого века. Новомодные тенденции, привитые славянам в погоне за здоровым образом жизни, идут вразрез с понятиями правильного существования в гармонии с природой. Не зря язычники 5-6 веков считали нормой очищать свое тело с помощью веничков именно в жарком и влажном помещении баньки и выпивать в процессе большое количество травяных настоев.

Когда вы видите в городе табличку «Русская баня», можете быть уверены, что ничего общего со старинным оригиналом не найдете. Такие заведения, обустраиваемые в квартирах или торговых центрах, больше похожи на сауны.

А вот получая предложение посетить загородную парную, не отказывайтесь. Именно там вы сможете ощутить настоящее единение с природой. Баня, протапливаемая дровяной печью, стоящая на берегу реки, подарит удовольствие и заряд здоровья, энергии на долгое время, произведет неизгладимое впечатление.

История славянских народов скрывает много тайн и загадок. Но благодаря летописям ученые разгадали уже множество тайн. Возможно, монголы были правы, и именно баня являлась средством для поддержания здоровья тела и духа у русских дружин несколько веков назад.

Впервые о русской бане упоминается в "Повести временных лет". Это X век. Но некоторые историки считают, что баня на Руси появилась намного раньше, в V–VI веках. Издревле она считалась сакральным местом, где одновременно господствуют четыре стихии: вода, огонь, земля и воздух. Они очищают человека не только физически, но и духовно.

Русская баня кардинально отличается от европейских и азиатских - высокой температурой жара и таким неотъемлемым атрибутом - как березовый веник. Русский банный ритуал приводил в шок приезжающих иностранцев, которые называли происходящее действо пыткой и самоистязанием.

Когда англичане попали на Русь через Север, то отметили, что эти варвары топят избы "по-черному", потом в них семьями купаются, истязая друг друга хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд.

Первыми русскими банями были влазни по-черному. Печь там была без трубы. Дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Стены и потолок моментально становились закопченными, черными - что и дало название таким баням.

Парились в них лишь после того, как хорошо проветрят. Открывали все окна и двери, чтобы дым уходил наружу. Позже стали ставить печи с дымоходом. И такие бани назывались белыми. Парились на Руси и в обычных домашних печах. У них были просторные устья – почти полтора метра глубиной и около полуметра высотой. После приготовления еды, из теплой печи убирали золу, смывали копоть, настилали солому. Ставили кадку с горячей водой, чтобы сбрызгивать свод печи, залезали внутрь, ложились и парились.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ.

Без бани не обходилось ни одно торжество. Так, после рождения ребенка это событие обязательно нужно было «обмыть» в бане. Без нее не обходился и свадебный обряд. Накануне бракосочетания невеста с подругами ходила в баню. Соответственно, и жених с друзьями посещал парную. На следующий день после свадьбы молодожены также шли в баню. По выходе из нее - их встречала сваха и угощала жареной птицей и "банником" - хлебом, которым мать невесты благословляла к венцу молодых.

Иностранцев поражало, что русские предпочитают баню в качестве места общения. Как писал курляндец Яков Рейтенфельс, "русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом".

Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю. Суббота считалась банным днем. Не работали даже присутственные места. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’, чтобы избежать пожаров. В домашних банях мылись всей семьей.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что "русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню".

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения не домашним, а большим общественным баням, где люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие "просветители" и "моралисты" того времени называли общие бани главным очагом разврата. Хотя и в Европе в то время совместный помыв мужчин и женщин был делом обычным.

Но свобода нравов и отношений, царившие в русских банях, приводила иностранцев в удивление. По их мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей - как они говорили - каждому цивилизованному (то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки.

Только после Указа Екатерины Великой совместный «помыв» был запрещен. В 1743 году бани разделили на женские и мужские. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами.

Но самыми знаменитыми и роскошными были Сандуновские бани в Москве. В этом банном дворце бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

В 1992 году Сандуны были объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. Русские парные бани за границей не прижились. Но иногда в Европе можно увидеть указатель с названием местечка несущем в себе слово banya.


Первые письменные упоминания о банях на русских землях были найдены в записях Геродота. Этот эллин достаточно много путешествовал и побывал даже в Северном Причерноморье, посетил устье Днепро-Бугского лимана. Здесь он услышал легенду, которую запомнил и впоследствии записал.

Согласно легенде у греческого героя Геракла было три сына. Однажды отец предложил Агафирсу, Гелону и Скифу испытать свою силу, натянув лук, с которым мог справиться только он. Два старших отпрыска потерпели неудачу и только младшему - Скифу удалось совладать с луком отца. За это тот отдал ему во владение причерноморские степи. Конечно, это только легенда, но на найденной в скифском кургане возле Никополя серебряной вазе изображены люди могучего, богатырского вида, объезжающих диких степных жеребцов.

Скифские бани

Далее в своих записях Геродот переходит от легенд к описанию жизни потомков Скифа. Так он детально рассказывает о сооружениях, которые степные кочевники использовали для очищения. Они устанавливали три длинные палки, наклоняя их верхними концами друг к другу. Далее жерди обтягивали войлоком, а в центр ставили чан с раскаленными камнями. Это, конечно, очень отдаленно напоминает современное строительство бань под ключ , но принцип использования раскаленных камней сохранился и до наших дней.

Далее историк описывает, что скифы рассаживались вокруг чана и бросали на камни семена конопли. Согласно Геродоту от камней поднимался очень сильный пар, а кочевники наслаждались и при этом издавали громкие звуки от удовольствия. По заверениям историка, с эффектом скифской бани не может сравниться ни одна из тех, что ему довелось посетить в Элладе.

Геродот оставил упоминания о некоторых банных ритуалах скифов. Так они обязательно очищали себя паром после погребения усопших. А вот скифские женщины использовали для очищения состав, приготовленный путем растиранием на камне с углублением кусочков кипариса, ладана, кедра с небольшим количеством воды. Полученным «тестом» они обмазывались с ног до головы, смывая его только на следующий день. От этого кожа становилась чистой и приобретала приятный аромат.

Бани в славянских летописях

Русская баня достаточно часто упоминается в летописях X-XIII веков. Правда, называли ее тогда мовня, мовница, мовь, мыльня, влазня. О ее популярности в Древней Руси говорит тот факт, что побежденные племена нередко выплачивали дань … березовыми вениками.

Много интересного о банных традициях славян можно узнать из «Повести временных лет», созданной летописцем Нестором, жившим в XI - нач. XII века. Он упоминает об апостоле Андрее, который во время своих странствий посетил Великий Новгород. Здесь он лицезрел деревянные бани, в которых обнаженные люди хлестали себя вениками, а после окатывали холодной водой.

Достойно также внимания упоминание деяний внучки князя Владимира Мономаха - Евпраксии, жившей в первой половине XII века. Она с детства увлекалась народной медициной. Современники описывают, что княжна с помощью целебных трав и бани лечила не только знать, но и простых людей. Ее прозвали Добродеей, поскольку она «леками людям добро делала».

В пятнадцатилетнем возрасте Евпраксия была просватана за царевича из Византии. Переехав в Царьград, она выучила греческий язык и увлеклась чтением трудов знаменитых Гиппократа, Галена, Асклепиада. Со временем она стала выдающимся врачевателем, умело объединив знания греческих ученых и славянские традиции. Она всегда радела за чистоту тела, утверждая, что хорошая баня предохраняет от болезней, укрепляя тело.

Бани при Петре I

Русский царь Петр I был большим поклонником русских банных традиций. Даже пребывая в Париже (1718 г.), он приказал обустроить в одном из домов на берегу Сены баню для гренадер. Парижане были весьма удивлены, видя как разгоряченные солдаты бросались в реку, где плавали и ныряли. По мнению французов это было смертельно опасно для здоровья. Однако Петр I на опасения королевского гофмейстра Вертона ответил: «Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русской баней».

А вот как описывает некто Берхольц банные традиции при дворе Петра I:

  • на полку укладывают сено, а поверх - чистую простыню;
  • на раскаленные камни льют воду необходимой «теплоты»;
  • затем парят тело березовыми вениками, которые раскрывают поры, усиливают испарину;
  • далее энергично скребут по коже пальцами, отделяя «нечистоты»;
  • после натирают все тело мылом, чтобы не осталось и следа грязи;
  • окатывают теплой либо холодной водой.

По утверждению оставившего это описание Берхольца мытье в бане очень приятно. После него «чувствуешь себя как бы вновь рожденным».

Стоит отметить, что царь не только чтил традиции русской бани, но стал родоначальником водолечебных курортов в России. Петр I распорядился разыскивать по всей стране «лечительные воды». Так в Карелии «молотовый работник» Иван Рябоев обнаружил источник возле Олонца. Оказалось, что его вода содержит большое количество железистых соединений, поэтому получила название «марциальной» в честь бога войны (а значит и железа) Марса.

Так как в петровские времена почиталась античная культура, то наряду с русскими банями царь приказал соорудить термы. По его указу в Большом дворце, что находился в Царском селе (ныне Пушкино) построили Холодную баню. Она являлась копией римских терм и была выполнена «в древнем вкусе времен Августа и Цицерона».

На Руси бани использовались не только для очищения тела, но и в лечебных, оздоровительных целях. Так в архивах сохранилась запись от 11 мая 1733 года о том, что медицинская канцелярия выдала разрешение «завести в Москве лечебную баню». Ее владельцу предписывалось брать умеренную плату, а также запрещалось торговать вином, водкой и прочими горячительными напитками.

Мировое признание

После разгрома Наполеона и победного шествия русской армии по Европе, бани по нашему образцу начали строить в Швейцарии, Франции, Германии. Также оценить русские парилки в XVIII веке смогли жители Лондона и Нового Света.

Популярность русских бань постепенно растет благодаря особой организации в них пространства. Так у нас в одном помещении возможно сделать то, что турки и другие жители Востока делают в четырех и даже пяти комнатах. Также кардинально отличается способ подачи пара. В римских и турецких банях он образуется от поливания водой пола, под которым проходят горячие трубы. Это значительно усложняет регулировку влажности и температуры. Русские же бани лишены этого недостатка. Здесь пар образуется в результате испарения жидкости с раскаленных камней. Так что парильщик может легко и быстро создать себе нужные условия, просто плеснув воды или приоткрыв дверь.

Примечательно, что все методические пособия по физиотерапии признают русскую баню классическим методом теплолечения. А если добавить к теплу массаж березовым или дубовым веником, целебный пар из отваров лекарственных растений, обливание холодной водой, то получается идеальная процедура для оздоровления. Именно поэтому миллионы людей во всем мире используют самобытную русскую баню как средство для достижения бодрости, здоровья и отличного самочувствия.

Возникновение бань на Руси относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян. Еще и письменности не было, а в устном народном творчестве уже упоминали о ее целебной силе. Ведь тут сливались воедино две наиболее сильные природные стихии - огонь и вода, и древние славяне, которые, как известно, были язычниками, соединяя силы, привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества. Еще баня считалась олицетворением гостеприимства и домашнего очага.

Вспомните русские сказки: в них Иванушка требовал от Бабы-яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже разговоры вести.

Упоминание в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет» про славянские бани говорилось: «Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют
себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями.

Она, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. А непременный атрибут - березовый веник - хлещет разгоряченные тела так, что иностранцам это напоминает пытку. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. И слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

На Руси практически в каждом доме была баня. Топились они всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями, и в эти дни не работали. Но особенно ценились большие общественные бани, куда ходили не только ради мытья, а ради пара и отдыха, ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект.

Интересно, что в XV-XVII веках практиковался совместный помыв мужчин и женщин. В принципе, это было и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости. В баню приходили семьями, с
детьми. Здесь же, в общем зале, находились и «растиральщицы» - девушки легкого поведения. Кстати, подобные увеселения шокировали даже самого
Казанову! И только при Екатерине Великой сенатским указом было запрещено мыться мужчинам вместе с женщинами, а детей старше 7 лет предлагалось водить в свое отделение - по половому признаку.

Баня также играла важную роль не только в вопросе гигиены, но и в различных обрядах . Без нее не обходилось ни одно важное событие в семейной жизни. Накануне свадьбы подружки невесты обязательно парили ее в бане, сюда же отправляли жениха и невесту на второй день свадьбы. Считалось, это должно было обеспечить им счастливую совместную жизнь и многочисленное потомство. В деревнях роды женщин часто происходили в бане. Даже на поминках - и то нашлось место бане. Друзья умершего, принимавшие участие в похоронах, шли сюда после похорон и на сороковины. На могиле умершего иногда оставляли банный веник: это должно было символизировать очищение его души перед Богом.

Типы русских бань

  • «По-черному» - это самые первые бани. В них имелся открытый огонь, который прогревал все помещение. А дым выходил через дверь или отдушину в потолке. Обычно еще имелись каменка из валунов-окатышей и котел для горячей воды.
  • «По-белому» - в такой бане обязательно имелась печь с емкостью для нагревания воды. Конечно, в ней было намного проще и удобнее мыться. Кстати, такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри печи (печные устья в старинных русских домах имели очень широкие своды: полметра в высоту и полтора в глубину). В этом случае печь
    протапливалась, в чугунах нагревалась вода. После топки убиралась зола, насыпалась солома, и желающий помыться залезал в печь, где даже можно было осторожно париться веником.

И в завершение давайте поговорим о полезности русской бани :

  • под влиянием банных процедур повышается сопротивляемость к различным простудным заболеваниям, и организм закаляется;
  • активизация деятельности потовых и сальных желез способствует выведению из нашего организма шлаков, также прекрасно очищается кожа;
  • усиление деятельности сердца и легких во время посещения бани оказывает тренирующее воздействие и способствует их выносливости;
  • пребывание в парной помогает эффективному расслаблению мускулатуры и восстановлению работоспособности.

Сегодня практически каждый может стать обладателем собственной бани одновременно современной и практичной с одной стороны, и традиционной целительной, с другой стороны. Для этого нужны лишь некоторые капиталовложения, чтобы собственно эту баню купить. На рынке СНГ сегодня можно найти настоящих профессионалов этого дела, которые изготовят Вам сруб бани отличного качества, с соблюдением всех правил и норм, да её и в предельно сжатые сроки. И уже через собвсем небольшой промежуток времени Вы сможете насладиться магическим воздействием на свой организм настоящей русской бани.

Советы начинающим «парильщикам»

Перед посещением парильни не мочите голову. Сухие волосы предохраняют голову от перегревания, улучшают ощущение высокой температуры. Можно надеть шерстяную или фетровую шапочку и время от времени смачивать ее холодной водой.

В парильное отделение не разрешается входить намыленными, а тем более - мыться там с мылом.

Березовый веник наполнит парильню приятным ароматом, а «обработка» тела веником окажет благотворное массирующее действие, усилит влияние горячего пара.

Если решитесь облиться холодной водой, которая является эффективным средством для закаливания, не забывайте, что в закаливании важен
принцип постепенности. Начните с прохладной воды и постепенно перейдите к ледяной.

Парильню нельзя посещать беременным женщинам и маленьким детям. Процедура противопоказана при ряде заболеваний и даже при легких недомоганиях, сопровождающихся небольшим повышением температуры тела. Идти в баню не следует после обильной еды, и тем более натощак.

При условии соблюдения этих правил банька принесет несомненную пользу здоровью. Так что с легким паром вас!

Баня – это неотъемлемое понятие для истинно русского человека. Сложно представить, что когда-то, в седой древности бань могло и не существовать.

Баня благоприятно влияет на кожу и состав крови, улучшает пищеварение и дает заряд бодрости.

А ведь и правда, такое гениальное человеческое изобретение должно было где-то и когда-то появиться. Так кто же был первым счастливчиком, испытавшим на себе благотворное влияние бани?

История создания бани

Что такое баня? Если под ней подразумевать сам процесс воздействия пара на человека, то баня, как понятие, была еще у древнего человека. Вполне вероятно, что столь блаженное времяпровождение было свойственно еще нашим самым древним предкам. Именно в каменном веке стоит искать источники банного дела. Правда, тогда под баней подразумевалось куда более скромное понятие, а именно — горячие камни, от которых исходил пар. Уже тогда человек почувствовал, что пар благотворно влияет на его организм, прибавляет сил, помогает быстрее отдохнуть и вновь отправиться за добычей.

Существует несколько теорий относительно того, как человек обнаружил столь полезные свойства бани. Одна из легенд гласит, что история бани началась с открытия горячего источника. Разогретые камни источали пар, который казался очень приятным и бодрящим. Вторая идея говорит о том, что на очаг в жилище человека попала влага, и камни, из которых он был сложен, источали пар, понравившийся человеку. Но какой бы вариант ни оказался правильным, понятно одно — целебные свойства пара знакомы очень давно.

Египетская история

Уже в более цивилизованном и знакомом нам виде бани появляются в Древнем Египте. Там с их приятным и полезным воздействием знакомятся еще за шесть тысяч лет до нас с вами. Жрецы и высшие сословия общества придавали невероятное значение чистоте тела. Они омывались четырежды за день, дважды этот ритуал совершался ночью и дважды днем. Такой ритуал часто проводился именно с использованием бань, так как кроме чистоты, египтяне почитали массаж, умеренность в пище, что в комплексе позволяло сохранить молодость души и тела. А массаж после бани считался одним из наиболее целебных методов врачевания. Тогдашняя египетская медицина была признана одной из лучших, а врачи не обходились без водных процедур и неустанных рекомендаций пара и бани.

Древняя Индия и Греция

После египтян желание чистоты и отдыха захватило Индию (это случилось примерно за две тысячи лет до нашей эры). Здесь бани использовались и как прекрасное лечебное средство, и как источник личной гигиены.

Древняя Греция также не обошла стороной целебное воздействие пара. Здесь бани появились изначально у спартанцев. Они выглядели, как круглые небольшие здания, по середине которых имелся открытый очаг, где и нагревались камни, а также поддерживалась высокая температура внутри.

Римский культ бани

Особенной любовью пользовались бани в Древнем Риме, тут парение превратилось в настоящий культ, который захватил всех: от мала до велика, от богатого до бедного. Именно в Риме впервые появляется подразделение на частные и общественные бани.

Частные бани служили дополнением роскошных дворцов, богатые римляне парились раз в день, превращая это в настоящий культ. Баня тут не ограничивалась исключительно наличием парной, здесь имелись обширные помещения для физических упражнений, массажа, удобные комнаты отдыха. Римляне в банях отдыхали не только телом, но и душой. Здесь общались на философские темы, рисовали, писали стихи, учились, пиршествовали, любили и расставались… При банях даже создавались отдельные библиотеки. На одной из стен древней бани была найдена надпись: «Баня, любовь и радость – до старости вместе». Эта надпись как нельзя лучше выражает отношение римлян к парилке. Именно тут появились общественные бани – термы, куда могли ходить обычные горожане. Отличительной чертой термов была роскошь и красота. Здесь везде красовался мрамор, мозаика в бассейнах, серебро и золото в отделке, драгоценные металлы рукомойников. И все это для простых смертных, а не императоров и знатных римлян.

Уже к концу первого века до нашей эры в Древнем Риме было построено более 150 общественных бань, каждая из которых могла служить образцом красоты и роскоши. В римских банях было несколько отделений для потения: с традиционной печкой и камнями, на которые выливалась вода (русская баня), а также парильни с сухим горячим воздухом (сауна).

Бани в Древнем Риме были не только средством гигиены и прекрасным способом провести время, они считались активным средством борьбы почти со всеми существующими болезнями. Асклепиад – знаменитый врач того времени – утверждал, что самое главное для выздоровления — это умеренная физическая нагрузка, чистота тела, диета, прогулки и хороший настрой. Именно баня давала практически половину успеха в выздоровлении, по мнению Асклепиада (за такое пристрастие к баням его прозвали «купальщиком»). Он оказался прав, термы действительно позволяли римлянам хорошо себя чувствовать и в полной мере наслаждаться жизнью.

Русская баня сквозь призму веков

История русской бани начинается еще в V веке. Уже тогда баня была известна по всей территории славянских земель, ею пользовались и князья, и простой люд, и богатые купцы, никто не пренебрегал таким удовольствием. Тогда баня имела много названий, именовали ее и мыльней, и мовней, и влазней (откуда и происходит украинское название бани – лазня), называлась баня также мовью. Но, несмотря на разные названия, функции у бани были не только и не столько гигиеническими, сколь обрядовыми. Так, перед большими праздниками или венчанием обязательно предписывалось посетить баню. Этот поход в парную сопровождался специальными обрядами и традициями.

Русская баня, а также весь обряд парной вызывал интерес у многих путешественников, например, многое о русской традиции банного дела писал Олеарий, известный ученный и путешественник. Немец с удовольствием наблюдал за процессом парения в бане и говорил, что русский люд очень крепко держится за традицию омовения в банях. Практически в каждом городе, селе и даже селении были частные и общественные бани, куда ходили все: от мала до велика.

Процесс омовения глазами иностранца выглядел так: люди заходят в нагретую комнату, где на камни льют воду, и парятся до изнеможения. После этого они выбегают на улицу и окатывают себя холодной водой, или катаются в снегу, чтобы потом снова вернуться в парную. Разгоряченная кожа, красные тела и веселые крики сопровождают этот процесс, и самое непостижимое, что всем это нравится. По мнению путешественника, именно нелюбовь Лжедмитрия к бане открыла в нем чужака.

Построить свою баню мог каждый, кто обладал достаточным количеством земли, поэтому семейные бани были очень популярными на Руси. Каждый горожанин и богатый селянин строил свою парную, где и собиралась вся семья, чтобы попариться, помыться и отдохнуть. Частные бани топились по субботам. Именно этот день считался банным и практически все семьи в полном составе отправлялись париться. Причем в домашних банях парились и мылись все вместе: мужчины, женщины и дети.

Кроме домашних, существовали также общественные бани, так называемое «торговые». Изначально эти бани также были общими, там одновременно парились и мужчины и женщины, наслаждаясь отдыхом и благотворным влиянием парилки. Но после 1743 года женские и мужские парилки были разделены, соответственно, женщинам не разрешалось заходить в мужские парные, а мужчинам не дозволялось посещать женские отделы бани.

На Руси баня кардинально отличалась от своей римской предшественницы, тут бани строились исключительно из дерева, а не из мрамора. Кроме того, русская баня не отличалась особенными изысками, выглядела просто и скромно. Все было подчинено главной цели оздоровления и отдыха. Кроме того, присутствовала только одна парилка, где температура изменялась в зависимости от высоты, чем выше полка – тем горячее. Таким образом, экономилось пространство, а простота конструкции позволяла заиметь баньку каждому.

В селах бани строили на берегу рек или озер, чтобы прямо из парилки можно было окунуться в прохладную воду. Для нагрева бани использовались печки, тепло от которых шло непосредственно в баню, раскаляя камни, на которые потом плескалась вода. В помещении бани было всего две комнаты – сама парилка, где и проходил банный процесс, а также предбанник, где раздевались, отдыхали между заходами баню, общались. Внешне баня выглядела, как небольшой бревенчатый домик, для его постройки не рисовали планы, а все секреты банного дела держали в голове, передавая по наследству.

Особенностью русской бани являлись веники, париться с вениками — чисто русская традиция, неизвестная более ни в одной стране. Березовый веник, хорошенько распаренный и нагретый, создавал эффект массажа, глубокого, согревающего и бодрящего. Такое новшество в банном деле прекрасно воздействует на кожу, улучшает кровообращение, помогает прогреться.

Бани на Руси ценили за их лечебное воздействие, оздоровление и закалывание организма. Такие полезные свойства были открыты еще в X веке. Баня тогда была впервые устроена в печерском монастыре, где монахи опробовали на себе воздействие пара.

Кстати, вместе с классическими торговыми и домашними деревянными бани возводились на Руси и каменные бани, походившие своим устройством на древние римские термы. Например, первая каменная баня была сооружена в 1090 году в Переяславле и пользовалась невероятной популярностью среди горожан.

Еще одну веху в популярности русских бань поставил Петр 1, который сам был заядлым парильщиком и всячески популяризировал это полезное занятие. За время его правления в Петербурге не взимался никакой налог за строительство любого вида бань и парилок.

У русского человека была настолько сильная любовь к бане, что даже за ее неимением пытались воссоздать эффект парной. В горло самой обыкновенной печи, в которой готовили и которой отапливали помещение, клали доску, на которую ложился человек. Заслонкой закрывали горло печи и получался хороший банный эффект, а когда на стенки печки поливали водой, внутри лился аромат горячего хлеба. Такой способ использовали и для парения стариков, которым было тяжело посещать настоящую баню.

Банные традиции средневековой Европы

После победы Христианства над язычеством Римской империи банные традиции в Европе умирали, большинство роскошных терм были преобразованы в храмы. А сама традиция общественных умывален сходила на нет. Но на смену почти умершим римским традициям пришли турецкие. Из крестовых походов была привезена идея хаммам, которая довольно быстро популяризировалась. Уже к середине XIII века практически в каждом городе Европы была своя парная, немного напоминавшая турецкие бани, немного сохранившая традиции римских терм.

В Скандинавии банные традиции развивались по-своему и были подчинены местному климату. Здесь процветали сухие парилки, так называемые сауны, которые позволяли прогреться и при этом прекрасно закалять тело, что было немаловажно в климатических условиях тех мест.

В середине XIII века была запрещено общее купание в банях мужчин и женщин, но это не предусматривало устройство отдельных парилок, а предполагало разделение дней на мужские и женские. Но это не помешало проводить в банях кутежи и баня, несмотря на то, что многие медики били на сполох, оставалась местом тайных встреч, пьяных гулянок и других развлечений. Именно в этот период в Европе для постройки бани начинают требовать лицензии. Подобные лицензии можно было купить, взять в аренду или получить по наследству. С этого момента баня становится выгодным бизнесом, а обладатель лицензии может гарантировать себе безбедное существование, сооружая баню, или предоставляя имеющуюся лицензию в аренду. Стоит отметить, что лицензии выдавались навечно, соответственно, наследники могли использовать ее по собственному усмотрению.

Не менее почетной в то время была и роль банщика, им мог быть как сам хозяин бани, так и нанятый человек. Но к банщику выдвигались весьма высокие требования. Это должен был быть человек старше пятнадцати лет, умеющий читать и писать, знающий арифметику и обладающий определенными познаниями в языках. В функции банщика входило присматривать за топками, купальнями, содержать баню в порядке и распоряжаться всем имеющимся в бане персоналом. Банщик считался мастером на все руки, его охотно брали на работу, он пользовался уважением горожан, очень неплохо зарабатывал и знал множество тайн, которыми пользовался по своему усмотрению.

С течением времени бани зажили недоброй славы, этому способствовала и церковь. Бани стали постоянным местом увеселений, рассадником множества болезней и просто непристойным занятием. За несколько десятилетий в столицах Европы было уже невозможно разыскать баню, а к 1900 году таковых не осталось даже в небольших городках. Найти настоящую парилку можно было лишь в Альпийских селениях, странах Балтики, Финляндии и северных регионах России. Именно тут банная культура изначально закладывалась на основе стремления к здоровью, отдыху и душевному равновесию. Здесь бани сохраняли свой истинный смысл, давно потерянный в Европе.

Банная легенда Москвы – сандуновские бани

Наверное, в Москве, да и во всей России не сыскать более знаменитых бань, чем сандуновские. О них слышал каждый москвич, практически каждый приезжий и, конечно же, каждый любитель бани, вне зависимости от места проживания.

Сандуновские бани отвечают всем гигиеническим нормам и в то же время являются настоящими произведениями искусства.

Действительно сандуновские бани – это своего рода символ банного искусства России, это не только старейшие парилки в Москве, существующие и процветающие и поныне, но и настоящее произведение искусства, с соблюдением всех гигиенических норм. Их нередко именуют «Царь-банями», роскошью парилок этого заведения не пренебрегали ни короли, ни политики.

История сандуновских бань довольно интересно и примечательна. Появились они еще в XVIII веке, и свое имя им дал известный актер и служака двора Екатерины ІІ – Сила Николаевич Сандунов. Была у господина Сандунова жена, обладавшая прекрасным, просто ангельским голоском – Елизавета Уранова. Ее талантом прониклась сама императрица и взялась живейшим образом устраивать жизнь семейства, подарив певице неслыханной красоты драгоценности на весьма приличную сумму. Именно эти драгоценности и стали стартовым капиталом семейства. Продав их, господин Сандунов прикупил земель на берегу Неглинной, земли тогда были недорогими и получился весьма неплохой участок, к которому впоследствии он прибавил участки своих соседей, постепенно выкупая земли по берегу реки.

На образовавшейся территории были снесены все строения и сооружены настоящие каменные бани. Это было новинкой для России, так как ранее все бани в стране были исключительно деревянными, но новое строение привлекало все больше и больше внимания. В постройке учитывались всевозможные факторы: от гигиенических норм, до противопожарной безопасности. В результате бани прекрасно пережили пожар 1812 года и существовали на протяжении более чем восьмидесяти лет, сменив за это время не одного хозяина, но оставив себе имя первооснователя.

Правда, поменяв несколько владельцев и попав в руки господина Ганецкого, бани отправляются под снос, но с целью возведения на том же месте еще более роскошных парилок, которые превосходили своей красотой все существующее в банном деле. К тому времени речушка, на которой стояли бани, уже упрятана в подземный коллектор, что существенно упрощает строительство и делает санитарные условия участка еще лучше.

К 1896 году грандиозный по своим размахам банный проект почти закончен, несколько зданий включают сразу и отель, и квартиры служащих, и несколько магазинов, и огромное разнообразие бань. Тут были и более дешевые парилки с комфортными условиями без излишеств, и роскошные бани, предназначение для высшего сословия. В этих парилках было все, начиная от библиотек и комнат отдыха, и заканчивая роскошным бассейном. Отделка поражала воображение, внутреннее убранство напоминало роскошь терм Рима. Кроме всего это богатства, имелись два вида парных: классическая русская банька и ирландский вариант парной.

В целом Сандуновские бани вмещали три разновидности парных: по 50 копеек – это были элитные парные со всеми удобствами, более дешевый и экономный вариант – по 20 копеек. И, наконец, бани для бедняков и простых горожан по 5 копеек. В цену, нужно отметить, уже входила бесплатная мочалка и веник.

Довольно гибкая ценовая политика и прекрасное расположение бань быстро сделали их популярными среди всех слоев населения. Но цена и удобство были не единственными причинами популярности Сандуновских бань. Особенностью этих бань стала высочайшая гигиеничность, еще при их строительстве учитывались абсолютно все требования и правила гигиены, которые в то время были разрознены и действовали по отдельности. В бане абсолютно все можно мыть и чистить, от чехлов на стульях и занавесок, и до пола, стен и потолка. Благодаря такой устойчивости материалов, чистки тут проводись почти ежедневно, что привело к потрясающему результату – за всю историю практически ни единственного случая заболеваний или эпидемий, хоть как-то связанных с Сандуновскими банями.

Воду в бани доставляли отдельным водопроводом от Бобъегорской плотины, что гарантировало ее чистоту. Кроме того, для питья использовалась вода из вырытого на территории комплекса артезианского источника глубиной около 750 футов. Для поддержания образцовой чистоты среда и пятница были санитарными днями, когда все, вплоть до мельчайших деталей, проверялось, чистилось и отмывалось. Кроме того, налаженная система вентиляции позволяла осуществлять быструю и качественную очистку воздуха, а электрическое освещение предохраняло от появления копоти и гари.

Сандуновские бани, благодаря качеству строения и соблюдению всех санитарных норм, и поныне остаются одним из самых популярных мест в Москве, и, как ни парадоксально это звучит, являются символом русских банных традиций, хотя их устройство совсем не отвечает исконно русским представления о бане из дерева с маленьким предбанником и минимумом удобств.

Остается отметить, что история бань весьма многолика и разнопланова. Каждый народ обладает собственной историей создания парилок, их развития и способов применения. Где-то понятия о банях пересекались, смешивались, создавая новые симбиозы, а попадая в другие уголки, обрастали местными верованиями, приспосабливались. Но при этом практически нет народов, где бы банные традиции не существовали вовсе.

Объединяет все бани и общее начало, положенное еще древним человеком. И сколь бы разными ни были бани народов мира, будь то термы, сауны, парильни или помывочные, все они подчиняются единому правилу – нести пользу человеку, укреплять организм, улучшать здоровье, возвращать силы и возобновлять иммунитет.

Давайте прислушаемся к опыту наших предков и откроем для себя всю прелесть целебного воздействия пара, магической атмосферы парной и прекрасного чувства ободрения, которое окутывает нас после банной процедуры.