Один из самых ярких представителей сюрреализма - Сальвадор Дали был не только выдающимся живописцем и графиком, но и скульптором, создающим свои творения исключительно из воска. Его сюрреализму всегда было тесно в рамках холста, и он прибегал к трехмерному изображению сложных образов, которые потом ложились в основу его живописных работ.

Коллекционер Исидр Клот, когда-то выкупивший у художника его восковые фигуры, заказал бронзовые отливки. Вскоре коллекция из оригинальных бронзовых скульптур произвела фурор в мировом искусстве. Множество скульптур Дали впоследствии были многократно увеличены в размерах и стали украшением не только музейных залов, но и площадей многих городов мира.

Музей Сальвадора Дали в Париже

В Париже на Монмартре есть целый музей, посвященный этому гениальному испанскому художнику. Величайшие произведения искусства, созданные в прошлом веке, вызывают неподдельный интерес у публики и не могут оставить равнодушными ни одного зрителя: они пробуждают либо восторг, либо негодование.


Танец Времени I.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219414890.jpg" alt="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреалистическое пианино Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Изысканные предметы и формы вдохновляли художника на создание множества неповторимых сюрреалистических образов. В этой скульптуре деревянные ноги рояля мастер заменил танцующими изящными женскими ножками. Этим самым он оживил инструмент и превратил его в объект наслаждения одновременно музыкой и танцем. На крышке рояля мы видим сюрреалистический образ Музы, пытающейся воспарить над реальностью.

Космический слон.


К образу слона Сальвадор Дали обращался и в живописи, о чем свидетельствует полотно "Искушение святого Антония", и неоднократно в скульптуре - "Космический слон", "Ликующий слон". Эта бронзовая скульптура изображает шествующего слона на тонких длинных ножках через космическое пространство, и несущего на себе обелиск, символизирующий технический прогресс. Мощное тело на тонких ногах, по задумке автора - не что иное, как "контраст между незыблемостью Прошлого и хрупкостью Настоящего".

Сюрреалистический Ньютон


В своем творчестве великий испанец неоднократно обращался к личности Ньютона, открывшему закон всемирного тяготения, тем самым отдавая дань уважения великому физику. Во всех скульптурах Ньютона, созданных Дали, неизменной деталью является яблоко, которое и повлекло за собой великое открытие. Две больших сквозных ниши в скульптуре символизируют забвение, так как в восприятии многих людей Ньютон – это только великое имя, которое лишено души и сердца.

Человек-птица

человека полуптицей, или птицу получеловеком". Сложно определить какая часть из этих двух доминирует, ибо человек не всегда тот, кем он проявляется. Автор хочет оставить нас в сомнении - это его игра.

Видение ангела

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0015.jpg" alt="Женщина в огне. Автор: Сальвадор Дали. Фото: dolzhenkov.ru." title="Женщина в огне.

Навязчивость двух идей: пламя страсти и женское тело с потайными выдвижными ящичками, в которых хранятся тайны каждой женщины, у Сальвадора Дали ярко проявились в сюрреалистической скульптуре "Женщина в огне". Под пламенем художник подразумевал подсознательное страстное желание и пороки всех женщин - нынешних, прошлых и будущих, а выдвижные ящички символизируют сознательную секретную жизнь каждой из них.

Улитка и ангел

Сюрреалистический воин.

Сюрреалистический воин.
Сюрреалистический воин Дали символизирует все победы: реальные и метафизические, духовные и физические.

Дань Терпсихоре

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0009.jpg" alt="Космическая Венера. Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Космическая Венера.

Эту скульптуру еще называют «красотка без головы и конечностей». В этой работе художник воспевает женщину, красота которой - временна, быстротечна и тленна. Тело Венеры разделено на две части яйцом, что создает фантастическое впечатление невесомости скульптуры. Само же яйцо выступает символом того, что внутри женщины находится целый неизведанный мир.

Лошадь под седлом времени

Образ наполнен экспрессией, вечным безостановочным движением, первородной свободой и неподвластностью человеку".

Космический носорог

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/000dali-0013.jpg" alt="Святой Георгий и Дракон.Автор: Сальвадор Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Святой Георгий и Дракон.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416024.jpg" alt="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." title="Сюрреализм Сальвадора Дали. | Фото: dolzhenkov.ru." border="0" vspace="5">


Испания. Ночная Марбелья. Скульптуры Сальвадора Дали

Десять бронзовых изваяний, созданных по восковым образцам скульптур Сальвадора Дали, расположены прямо под открытым небом на набережной Марбельи в Испании.

/ Дали - дизайнер / Телефон-омар

За пределами холста. Сюрреалистические предметы - телефон-омар

Что будет, если соединить индустриальный предмет с объектом живой природы, вещь, имеющую практическое предназначение с тем, что несет в себе лишь символику? Сальвадор Дали не задавался этими вопросами, он просто объединял несовместимое, шокируя и наслаждаясь полученным результатом.

Непонятная и абсурдная на первый взгляд, завораживающая своим глубоким внутренним смыслом комбинация телефона с омаромом (лангустом) рождает предмет, в высшей степени сюрреалистический.

Телефон будущего, или Аппарат, усиливающий половое влечение

«Телефон-омар», также известный как «Телефон-афродизиак» (Aphrodisiac Telephone), родился в мозгу Сальвадора Дали в 1935 году. Выполняя заказ еженедельного нью-йоркского издания American Weekly, Дали нарисовал «телефон будущего» - аппарат, у которого вместо ручки… омар.


Как потом, в 1938 году объяснял сам Дали, в основе этой идеи лежит простой тезис, что лангусты в будущем заменят телефоны. Известно, что омары, как и многие другие морепродукты, - афродизиак. Для Дали это животное долгое время было символом сексуального желания. Омар появлялся и в некоторых других живописных и фотоработах работах маэстро.

Согласно замыслу Дали, гениталии омара находятся на уровне микрофона телефонной трубки. Таким образом, говорящий должен будет приблизить к ним свои губы. Пожалуй, это один из самых наглядных примеров символизации секса и сексуального желания посредством животных и продуктов.

Еще чуть позже, в своей «Тайной жизни…» Дали напишет: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом».

В настоящее время существует 5 официальных цветных копий «Телефона-омара». Среди них есть как абсолютно похожие, так и различающиеся моделями телефонных аппаратов. Один телефон хранится в музее Дали в Лондоне, второй - в музее телекоммуникаций, в немецком Франкфурте, третий - в фонде Эдварда Джеймса,в Нью-Йорке, четвертый - в Австралийской национальной галерее, в Канберре, пятый выставлен в Tate Gallery, в Лондоне.


Существует также 6 белых копий удивительного телефона. Одна из них экспонируется в Институте искусств в Миннеанаполисе, вторая - в Сент-Петерсберге, штат Флорида, в музее Сальвадора Дали . Остальные находятся в частном культурном центре, расположенном в португальском Белеме и принадлежат коллекционеру Джо Берардо.


Вам понравился сайт? Хотите сказать спасибо? Поставьте прямую активную гиперссылку в виде

Самый известный дизайнер-сюрреалист - Эльза Скьяпарелли. Она постоянно сотрудничала с фотографами и художниками (кстати, не только с сюрреалистами, но и дадаистами). Именно Скьяпарелли сделала сюрреализм модным. Самые известные ее вещи неизменно связаны с именем Сальвадора Дали. Художник создал принты для легендарного платья с нарисованными порезами и прорехами, а также предложил разместить изображение огромного лобстера на белоснежном платье. Лобстеры часто становились арт-объектами в его руках. Дали придумал телефон с трубкой в виде гигантского лобстера, а во время создания сюрреалистичного павильона «Сон Венеры» украсил обнаженные тела моделей морепродуктами.

Если вам также хочется примерить лобстера, то в вашем распоряжении моносерьги, бисерные броши, кольца и крупные кулоны.

Анатомия

Скьяпарелли также сотрудничала с Жаном Кокто. Совместно с этим артистом она придумала знаменитое пальто с профилями людей, практически соприкасающихся носами и своими профилями, формирующими силуэт цветочной вазы. В сюрреализме человеческое тело - объект для экспериментов. Оно распадается на части, искажается, порой пугает. В этом смысле украшения - отличная почва для подобных экспериментов: расшитые пайетками и камнями руки, запонки в виде сердец и подобные вещи сегодня делают многие бренды.

Губы и глаза

Сюрреалисты часто превращали женские губы, накрашенные яркой помадой, в объекты искусства, дизайна: вспомнить хотя бы флакон духов или диван Сальвадора Дали. В модном мире губы тоже часто украшали одежду (например, знаменитое платье из коллекции Сен-Лорана 1971 года, с губами из алых и малиновых пайеток). В ситуации с украшениями привычные материалы становились чем-то неожиданным, чем-то большим, чем просто красивыми побрякушками в виде звезд или цветов. Броши с жемчужными зубами, сапфировые слезы и сердца из рубинов стали настоящими арт-объектами.

Сюрреализму всегда было нелегко в двух измерениях живописи. Дали - несомненно живописец. Но и ему, время от времени, было необходимо создавать объемные модели своих сложных образов, чтобы самому лучше понять собственную идею и способ ее воплощения на холсте.

Мастер работал исключительно с воском, поскольку никогда сам не рассматривал свои скульптуры, как самостоятельные произведения. Мир узнал о Дали-скульпторе только благодаря коллекционеру Исидру Клоту, который выкупил у мастера его восковые модели и по ним заказал бронзовые отливки. Представленные публике скульптуры произвели сенсацию в мире искусства. Многие скульптуры впоследствии были многократно увеличены и украсили не только музейные коллекции, но и площади многих городов.

По своему содержанию абсолютно все скульптуры Дали - пластическое воплощение образов, хорошо знакомых по его живописным работам. Благодаря объемности, многие образы приобрели дополнительную выразительность и эстетическое звучание.


Адам и Ева


Работа представляет собой композицию из фигур Прародителей, а также Змея, изогнутого в виде сердца. В эту фигурную петлю Ева подает яблоко Адаму. Автор трактует библейскую историю, как познание радостей плотской любви через преступный грех, привлекательный и вожделенный.
Фигуры людей выглядят несколько обобщенно, они лишены индивидуальных черт, что несомненно сделано осознано. Змей - напротив, выполнен тщательно и точно. Центр композиции четко обозначен яблоком с дерева Познания. Бронза позволила обозначить акценты, выделив их цветом. Змей выполнен в золотистых цветах, а яблоко - идеальная сфера - зеркально отполирована и выглядит почти перламутровой.


Профиль времени


Один из любимых образов художника - пластичные, текучие часы. Подобных скульптур у Дали несколько. Профиль времени - самая известная из всех. Феномен времени - особенно важен для художников сюрреализма, воспринимающих время, как непременный атрибут всех своих сюжетов, загадочных, сложных и неясных. Быстротечность, иллюзорность и неуловимость времени - предмет пристального внимания автора.

Святой Георгий и Дракон


Классический сюжет в трактовке автора выглядит несколько иначе, чем мы привыкли его видеть. Иконический символ Святого на коне, поражающего копьем Дракона, дополнен небольшой фигурой женщины, стоящей несколько поодаль, которая подняла руку, приветствуя подвиг Георгия. Автор тем самым напоминает о тех, ради кого был совершен подвиг, о даме, во имя которой рыцари совершают все свои подвиги, о любви и защите слабых. Художник раздвигает рамки классического сюжета, заставляет зрителя пересмотреть свое отношение к классике.


Космическая Венера


Известные всему миру формы античной Венеры в работе Дали несколько изменены, осовременены, эротизированы. Скульптура дополнена деталями, которые и заключают в себе идею автора. Первая деталь - "текущие часы", призванные напомнить зрителю об изменчивости вкусов и эстетических представлений людей. Вторая деталь - золотое яйцо - символ великого предназначения женщины - дарить жизнь. Символы вечного и проходящего объединены в работе. Автор иронизирует над изменчивостью человеческих вкусов, противопоставляя им вечную и постоянную мудрость природы.


Персей


В этом случае автор обращается к мифологии, причем, использует для образца известную статую Челлини. В скульптуре великого сюрреалиста Персей изображен схематично, детали не проработаны. Лицо полностью отсутствует. Голова Горгоны также весьма схематична. По своему содержанию работа представляет собой трактовку содержания мифа. Герой убил Горгону, уничтожающую взглядом, только потому, что сам сумел избавиться от лица, самого уязвимого места.

На сегодняшний день в европейских и находится более трех сотен скульптур . Большинство из них - третьи и четвертые копии, отлитые в оригинальных формах коллекционера Клота. Оригиналы скульптур хранятся в его частной коллекции.

Несомненно имя Сальвадора Дали известно по всему миру. И в этом прежде всего заслуга его самого: Дали был художником, скульптором, писателем, режиссером. Он имел свой своеобразный взгляд на мир и был ярким представителем сюрреализма.

Сюрреализм - направление в искусстве, родиной является Франция, отличительная черта которого сочетание парадоксальных форм и иллюзий. Еще имеет такое понятие: совмещение сна и реальности. Это направление имеет множество последователей, в числе которых и был Сальвадор Дали.

На его творчество большой отпечаток наложила его муза, а по совместительству жена Гала. Именно ее часто изображал художник на своих полотнах. Также многим запомнились скульптуры великого испанца.

Среди них как раз и находится телефонная трубка с расположенным на ней омаром. Сам омар выполнен из гипса, а телефон настоящий. Дали в этой скульптуре хотел показать протест всему миру против развития техники. Он считал, что технологические коммуникации отдаляют людей друг от друга.


Сама экспозиция впервые была представлена в 1936 году на Лондонской выставке сюрреалистического искусства. Всего скульптура была выполнена в пяти вариантах и ее сейчас можно посмотреть в различных музеях мира: в Австралии, в Ливерпуле и так далее.