Александра Николаевна Пахмутова - легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.

Александра Пахмутова, биография которой берет начало в 1929 году, родилась в маленьком поселке Бекетовка, расположившемся рядом со Сталинградом. На сегодняшний день такого населенного пункта уже не существует, а родная улица Александры Николаевны входит в состав города Волгограда и носит название Омской. Родители Пахмутовой, Николай Андрианович и Мария Амплеевна, рано заметили, что их дочь отличается исключительной музыкальной одаренностью. С их одобрения девочка в три года стала учиться игре на фортепиано, а через несколько месяцев уже делала первые попытки сочинять собственные мелодии.

В пять лет маленькая Пахмутова написала первую полноценную пьесу для фортепиано под названием «Петухи поют», причем в музыкальную школу девочка отправилась только спустя два года. В родном поселке Александра совершенствовала игру на клавишных инструментах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем, после эвакуации, она продолжала развиваться как пианистка в Караганде.

Как только театр военных действий вышел за границу Советского Союза, Александра самостоятельно отправляется в Москву и в 14 лет поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени . Там девушка учится в специализированном классе фортепиано, а также посещает кружок юных композиторов, который организовали Виссарион Шебалин и Николай Пейко.


Александра Пахмутова в молодости

Эта знаменитая «Школа одаренных детей», как ее тогда называли, дала путевку в жизнь многим музыкантам и композиторам, ставшим впоследствии всемирно известными. Окончила ее и Александра Николаевна Пахмутова, а затем оказалась студенткой композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Диплом о высшем образовании будущая звезда получила в 1953 году, но еще около трех лет училась в аспирантуре, защитив впоследствии диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки».

Музыка

Примечательно, что Александра Николаевна пишет музыку в разных жанрах, включая и серьезные произведения для симфонических оркестров. Например, она сочинила «Русскую сюиту», «Концерт для трубы с оркестром», «Увертюру «Юность», «Оду на зажжение огня» и другие композиции. Кстати, первые два произведения из вышеназванных довольно часто исполняют зарубежные симфонические оркестры. А талантливые хореографы одесского Театра оперы и балета и московского Большого театра поставили на музыку Александры Николаевны Пахмутовой балет «Озаренность».

Писала композитор и мелодии для кинематографа. Популярными становились саундтреки из картин , «Три тополя на Плющихе», «Битва за Москву» и многих других. В 1980 году по специальному заказу Международного Олимпийского комитета Пахмутова сочинила музыку к официальному олимпийскому фильму «О спорт, ты - мир!». Но особое, пожалуй, даже ключевое значение в ее творчестве занимал жанр эстрады. Популярные песни Александры Николаевны имеют собственную индивидуальность, они вдохновляют слушателя, несут позитивную составляющую и надолго остаются в памяти.

Сквозь десятилетия прошли и не утратили актуальности лирические композиции «Нежность» (любимая песня ), «Старый клен», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», задорные песни «Главное, ребята, сердцем не стареть!» и «Хорошие девчата», патриотические песни «Орлята учатся летать» и «Созвездие Гагарина».

Песня «Мелодия» сразу попала в репертуар , который исполнил ее особенно проникновенно, так как в то время переживал период временного расставания с молодой женой . Супруга находилась в Италии на стажировке в оперном театре «Ла Скала».

Поучаствовала Пахмутова и в создании спортивных гимнов «Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей». Последняя песня стала хитом во время победного шествия сборной СССР по хоккею в 80-х годах. Слушатели и болельщики были уверены, что слова о великолепной пятерке относятся к , и . Но на самом деле музыкальная композиция создавалась в 1968 году, когда будущим звездам спорта было по 8-10 лет.

Среди любимых хитов Пахмутовой и – прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, Москва!». Первоначально текст должен был содержать в обязательном порядке строчку «До свиданья, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!». Но отношения СССР и США резко ухудшились за несколько месяцев до спортивного мероприятия, поэтому поменялась и концепция музыкальной композиции.

Были среди песен Пахмутовой и такие, которые одно время находились под запретом. Так произошло с музыкальной композицией «И вновь продолжается бой», где в звучании барабанной дроби представители худсовета услышали оскорбление памяти вождя. Но позднее песня вошла в репертуар и .

Песни Александры Пахмутовой входили в репертуар таких звезд, как и , Муслим Магомаев и , и , и , а также нескольких десятков других. Стоит отметить, что в свой репертуар произведения Пахмутовой включали не только советские, но и западные артисты. Например, бывший вокалист группы «Modern Talking» Томас Андерс, британский коллектив «Living Sound» и восточногерманская группа «Kreis».

Сотрудничала Александра Николаевна с видными поэтами, в том числе и с , но самый прочный и плодотворный творческий союз составляли Александра Пахмутова и Николай Добронравов. Огромное количество песен поклонники музыки услышали и полюбили благодаря этому дуэту. Одна их совместная песня, «Магнитка», в 2011 году даже была утверждена в качестве официального гимна города Магнитогорск. Такое решение приняло собрание депутатов городского Совета.

Александра Пахмутова заслужила своим творчеством множество орденов, званий и наград. На счету композитора три ордена «За заслуги перед Отечеством», государственные премии СССР и России, звание Народного артиста СССР и РСФСР.

Личная жизнь

Николай Добронравов и Александра Пахмутова создали не только творческий союз, но и семью. Будущие супруги познакомились еще в дни молодости, в 1956 году. Тогда Добронравов работал на Всесоюзном радио, где читал стихотворения в детской программе «Пионерская зорька». А Пахмутову пригласили написать музыку для этих стихов, чтобы получились детские песенки. Первой совместной композицией стала песня «Лодочка моторная», после которой появились более сотни великолепных шлягеров.


В тот же год изменилась и личная жизнь Александры Пахмутовой: они с Николаем Николаевичем полюбили друг друга с первого взгляда. Через три месяца Добронравов ведет Александру в ЗАГС, и они официально становятся мужем и женой. Композитор решила не надевать белого платья с фатой. Ее мама пошила элегантный розовый костюм, и в нем невеста предстала на собственной свадьбе. Медовый месяц молодые супруги провели у родственников в Абхазии, а по возвращении в Москву с головой окунулись в работу.

Собственных детей Александра Пахмутова и ее муж не имели. Но нерастраченную любовь они реализовали в творчестве: их дуэт создал огромное количество молодежных и детских хитов, так что детьми Пахмутовой были ребята всей страны. Кроме того, супруги внимательно следили за молодыми дарованиями и опекали талантливых исполнителей, поэтому сегодня многие музыканты и певцы называют Александру Николаевну и Владимира Владимировича вторыми родителями.


Мало кто знает, что эта миниатюрная женщина (рост Пахмутовой – 149 см) серьезно увлечена футболом и считает себя поклонницей этой игры. Вместе с мужем они поддерживают сборную России, а сама Пахмутова – преданная болельщица команды «Ротор» из ее родного Волгограда. В дуэте с мужем они даже написали футбольную песню «Это наша игра», посвященную российским спортсменам. Остается добавить, что еще в 1968 году имя Александры Николаевны Пахмутовой было увековечено, причем во вселенских масштабах: крымские ученые назвали новый астероид именем «Пахмутова».

Александра Пахмутова сейчас

Сейчас Александра Пахмутова остается активным участником культурной жизни страны. Композитор ежегодно посещает музыкальные фестивали, где предстает в качестве гостьи или члена жюри. В Нижнем Новгороде проходит конкурс-фестиваль песен композитора «Надежда», в финале которого судейскую коллегию возглавляет сама автор. Пахмутова также курирует музыкальный проект «Белый пароход», который проходит в городах Дальнего Востока. Помимо Пахмутовой, этот конкурс для детей из неблагополучных семей и инвалидов поддерживают Николай Добронравов, оперная певица , актер .

С участием Пахмутовой и Добронравова на телеэкране выходят передачи, посвященные их творчеству. В конце 2017 года на «Первом канале» супруги выступили в программе «Сегодня вечером», а годом ранее стали гостями ток-шоу «Наедине со всеми».

Не остается в стороне и авторская деятельность композитора. В феврале состоялась премьера новой песни Пахмутовой и Добронравова «Курская дуга», которая была написана специально для военного телефильма «Крепкая броня». Работа длилась полтора месяца, а потом готовый материал был записан на киностудии «Мосфильм» при участии симфонического оркестра под управлением С. И. Скрипки, хора Сретенского монастыря и солиста . Сам фильм, для которого создавалась эта музыкальная композиция, транслировалась в эфире «Первого канала» во время майских праздников 2018 года.

Дискография

  • 1960 – «Песни Александры Пахмутовой»
  • 1963 – «Таежные звезды»
  • 1975 – «Дарите радость людям»
  • 1980 – «Любовь моя - спорт»
  • 1981 – «Птица счастья»
  • 1985 – «Битва за Москву»
  • 1995 – «Симфонические произведения»
  • 1996 – «Зарево любви»
  • 2003 – «Нам не жить друг без друга»
  • 2011 – «Волшебный Новый год»

Пахмутова Александра Николаевна (р. 1929) – легенда советской музыки, композитор, пианистка. Написала более 400 песен, большая часть из которых стала символом эпохи СССР, их исполняли звезды эстрады первой величины и крутили на всех радиостанциях страны. В советский период она была самым востребованным композитором, удостоилась дважды Государственной премии СССР, премии имени Ленинского комсомола, звания Героя Социалистического Труда и Народной артистки СССР.

Детство

Родилась Александра 9 ноября 1929 года под Сталинградом в маленьком поселке Бекетовка (сейчас это поселение вошло в городскую черту Волгограда).

Ее папа, Николай Андрианович, 1902 года рождения, трудился на местном лесозаводе. Он обожал музыку, хотя никакого специального образования не имел. Самостоятельно обучился игре на балалайке, арфе, скрипке, очень хорошо играл на имеющемся в доме фортепиано.

Мама, Мария Амплеевна, 1897 года рождения, работала на электростанции. В семье кроме Али (так родители ласково называли Александру) было еще две дочери и сын.

С ранних лет папа обучал игре на фортепиано и детей. Однажды родители пошли в кинотеатр на музыкальный фильм и взяли с собой трехлетнюю Сашеньку. Вернувшись домой, они пришли в полное изумление, когда малышка уселась за инструмент и точь-в-точь воспроизвела только что услышанную в кино мелодию.

Отец стал регулярно заниматься с Александрой, и к пяти годам девочка уже сочинила свою первую пьесу на фортепиано, которую назвали «Петухи поют». Видя в дочери такие способности, родители отдали ее с семи лет в музыкальную школу в Сталинграде. Приходилось ездить, так как родной поселок располагался в 18 км от города.

Александра отучилась четыре года. Потом грянула война, и Пахмутовы уехали в эвакуацию в Казахстан в город Караганду. Мама и сестра устроились работать на завод, а двенадцатилетняя Аля оставалась на хозяйстве. В доме, где они обустроились, имелся аккордеон. Управившись со всеми делами, девочка самостоятельно училась играть на инструменте.

Когда немецкие войска были отброшены от Сталинграда, семья вернулась в Бекетовку. Аля стала ездить с выступлениями в город, где оставались еще расположения военных частей и в госпиталях находились раненые бойцы. Для них она играла на аккордеоне.

Юность

Осенью 1943 года отца по работе направили в Москву в командировку. Александра стала упрашивать взять ее с собой. Она очень хотела учиться дальше в музыкальной школе, но в Сталинграде после жестоких боев не осталось ничего, и Аля надеялась, что ей удастся продолжить учебу в столице. Николай Андрианович немного колебался, но потом взял дочь с собой.

Александра успешно прошла собеседование в Центральной музыкальной школе при консерватории (тогда она носила название Московской Школы одаренных детей). У семьи Пахмутовых были дальние родственники в столице, и они любезно согласились принять Алю к себе на период учебы.

Уже со второго года обучения Александра вошла в состав кружка юных композиторов. Семья, у кого она жила в Москве, занимала одну небольшую комнату в коммунальной квартире. Фортепиано у них не было, и юная Пахмутова каждый день приходила в школу на два часа раньше, чтобы до начала занятий попрактиковаться на инструменте.

В 1948 году она окончила музыкальную школу и стала студенткой Московской государственной консерватории. Факультет выбрала композиторский, обучалась на курсе у выдающегося педагога, советского композитора В. Я. Шебалина. Окончила учебное заведение в 1953 году на «отлично», ее выпускное сочинение – оратория «Василий Теркин». В 1956 году защитила диссертацию на тему “Партитура оперы Глинки «Руслан и Людмила»” и окончила консерваторскую аспирантуру.

Творчество

Дебютной музыкальной композицией, которая получила широкую известность в советской стране, для Александры Пахмутовой стала «Песня о тревожной молодости». Она впервые прозвучала в киноленте «По ту сторону» и была написана в соавторстве с поэтом Львом Ошаниным.

В дальнейшем Пахмутова сотрудничала со многими известными поэтами-песенниками: Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Сергей Гребенников, Римма Козакова, Роберт Рождественский.


Поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова

Но самым плодотворным получилось ее творческое сотрудничество с мужем – поэтом Николаем Добронравовым. Они жили в ногу со временем, неслучайно именно Пахмутовой и Добронравову руководство страны поручало важные творческие заказы. Так, например, они писали песню «До, свидания, Москва!» для церемонии закрытия Летней Олимпиады в 1980 году. Прошло почти сорок лет и все равно каждый раз мы с замиранием сердца смотрим, как под эту трогательную мелодию улетал в небо олимпийский мишка.

Большинство песен Пахмутовой знают практически все на постсоветском пространстве. Ведь свои произведения она посвящала знаковым событиям в жизни государства, при этом находила проникновенные, тонкие и берущие за душу интонации. Знаменитый советский дирижер Евгений Светланов говорил, что композиции Александры Николаевны обладают той «мелодической изюминкой, которая на сердце ложится сразу, и в сознании остается надолго».


Александра Пахмутова в Братске со строителями ГЭС

С ее мелодиями начинали свое первое вращение турбины Братской ГЭС, осваивалась целина, из морских глубин возвращались подводные лодки, спортсмены выигрывали олимпийские медали. По праву можно сказать, что песни Пахмутовой стали музыкальным сопровождением жизни Советского Союза. Ее мелодии звучали повсюду – будь то комсомольская стройка или правительственное собрание, летняя Олимпиада-80 или полет первого человека в космос.

Кроме эстрадных песен, Пахмутова написала много произведений в жанре академической, камерной и симфонической музыки, концерты для фортепиано, балеты, сюиты.

Но главными в своем творчестве Александра Николаевна всегда считала песни. Ведь именно они звучали на каждой танцевальной площадке Советского Союза и в каждом доме. Для композитора самое важное – суметь достучаться до сердец своих слушателей. И Пахмутовой это удалось, ее мелодии дарят душевную искренность и человеческое тепло, фальшивых нот в них нет:

  • «Беловежская пуща»;
  • «Трус не играет в хоккей»;
  • «Белоруссия»;
  • «Старый клен»;
  • «Весна 45-го года»;
  • «Нежность»;
  • «Где ты, где ты, отчий дом?»;
  • «Надежда»;
  • «Герои спорта»;
  • «Любовь, комсомол и весна»;
  • «Главное, ребята, сердцем не стареть»;
  • «Команда молодости нашей»;
  • «Знаете, каким он парнем был»;
  • «Как молоды мы были»;
  • «И вновь продолжается бой»;
  • «Птица счастья».

Даже сейчас ее лирические композиции не оставляют равнодушными уже внуков и правнуков тех людей, которые когда-то затаив дыхание слушали их на премьерном показе кино или по радио.

И, конечно же, невозможно представить без музыкального сопровождения Александры Николаевны советские и российские киноленты:

  • «Девчата»;
  • «Сын за отца»;
  • «Три тополя на Плющихе»;
  • «Битва за Москву»;
  • «Рожденная революцией»;
  • «Полынь – трава горькая»;
  • «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя».

За свой уникальный многолетний труд Пахмутова удостоена множества наград – ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» I, II, III степеней. Александра Николаевна – почетный гражданин городов Москвы, Усть-Илимска, Волгограда, Магнитогорска, Братска, Луганска.

В 1971 году ей присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1977 – Народной артистки РСФСР, в 1984 – Народной артистки СССР, в 1990 – Героя Социалистического Труда.

Личная жизнь

Музыка помогла Александре найти не только творческого партнера, но и спутника жизни. С молодым поэтом Николаем Добронравовым она познакомилась в 1956 году на Всесоюзном радио. Он декламировал в студии детского вещания свои стихи, а она сочиняла музыку к передачам «Внимание, на старт!» и «Пионерская зорька». Им предложили совместно написать детскую песню. Первой работой этого успешного творческого и семейного союза стала песенка «Лодочка моторная».

А спустя три месяца после премьеры песни Пахмутова и Добронравов стали мужем и женой. Пышной свадьбы у них не было по простой причине отсутствия денег. Мама с сестрой пошили Але розовый костюм, в котором она и пошла в ЗАГС. В знойный августовский день их бракосочетания пошел сильнейший ливень, что молодые супруги посчитали хорошим знаком.

В медовый месяц они поехали в Абхазию к родственникам Пахмутовой, а в первую брачную ночь гуляли по берегу Черного моря, любуясь лунной дорожкой. Александра Николаевна говорила в интервью, что их первый совместный отпуск был достаточно скромным, но самым счастливым в жизни. Молодые супруги дни напролет купались в море и загорали, а вечером тетя Али угощала их национальными блюдами Кавказа и вином.

С той поры прошло больше шестидесяти лет, супруги по-прежнему вместе, счастливы и называют друг друга Алечка и Колечка. Их считают самой крепкой парой в советском искусстве и самой гостеприимной. В их доме часто собирались музыканты и артисты, и все отмечали удивительно теплую атмосферу.

Своих детей у супругов нет, но всю нерастраченную родительскую любовь они дарили детским и молодежным творческим коллективам, с которыми работали и писали для них песни. И также Пахмутова с Добронравовым помогали пробиваться в жизни многим талантливым ребятишкам из неблагополучных семей.

Супруги обожают футбол. Вместе смотрят все матчи сборной России, в национальном чемпионате Александра Николаевна болеет за команду из родного города – волгоградский «Ротор».

Секрет своего счастья видят в том, что вовремя могли уступать, отходить каждый от своих принципов и не придирались друг к другу.

Эту женщину, обладающую маленьким ростом и вместе с тем огромным талантом и широкой душой, знают все без исключения жители нашей Родины. Если спросить в далеких уголках Сибири или в предгорье Кавказа, слышал ли хоть кто-нибудь слова ее песен: «Надежда, мой компас земной…» или «Буду любить тебя всегда, я не могу иначе», или «Опустела без тебя земля…», многие обязательно ответят утвердительно. Пахмутова Александра Николаевна является, без сомнения, величайшим талантом нашего времени. О ее биографии и личной жизни пойдет речь в данной статье.

Великий композитор и Народная артистка СССР Пахмутова Александра Николаевна родилась довольно давно, в 1929 году. Недавно ей исполнилось 87 лет! Ее биография началась в маленьком поселке с названием Бекетовка. Он находился тогда возле Сталинграда. Сейчас этот населенный пункт расформирован. На его месте стоит улица Волгограда, которая называется Омская. Свои первые личные музыкальные произведения маленькая Саша начала сочинять в трехлетнем возрасте! Она тогда ее не знала нот. А в пять лет она создала первую в жизни музыкальную пьесу, которая называлась «Петухи поют».

Родители Саши были простые люди. Непонятно от кого девочке передался уникальный музыкальный талант. Видя, как маленький вундеркинд пытается создать свои первые музыкальные пьесы, не зная нот, родители отдали ее в музыкальную школу. Там она проучилась пять лет. Потом началась страшная война.

В годы Великой Отечественной семья Пахмутовых переехала в Караганду. Там, в эвакуации, Александра Николаевна, продолжала учиться в местной музыкальной школе. После возвращения семьи домой в 43 –м году, Саша объявила родственникам свое личное желание, что она хочет продолжить обучение музыкой в Москве. Так девочка не побоялась в четырнадцать лет во время войны отправиться одна впервые в жизни в столицу и поступить в музыкальную школу при консерватории.

Там был специальный класс, подготавливающий будущих композиторов. Он служил в разное время подготовкой многих известных композиторов. Сашу приняли в него. Это был важный момент в ее биографии.

Начало творческого пути

Когда Пахмутовой Александре Николаевне исполнилось девятнадцать лет, она поступила в Московскую Консерваторию. Она училась на композиторском отделении у наставника Шебалина В.Я. У него же позже Александра закончила аспирантуру. По окончании консерватории ей вручили красный диплом. Затем Александра защитила диссертацию на тему «Партитура оперы «Руслан и Людмила».

Всю свою жизнь Александра писала различные музыкальные произведения, не переставая. В качестве дипломной работы она представила личное сочинение в виде концерта для фортепиано с оркестром. Это было довольно серьезное произведение для двадцатитрехлетней девушки. За всю свою творческую биографию Александра Николаевна написала множество различных музыкальных произведений в разных жанрах. Ее инструментальные концерты, сюиты весьма популярны за рубежом. Их исполняют различные оркестры.

В 24 года Александра Николаевна сочинила произведение для оркестра, которое назвала «Русская сюита». Двумя годами позже в ее творческой биографии появился созданный ею концерт для трубы с оркестром. Кроме того она написала оркестровый концерт, который позже был переделан композитором в балет. Она назвала его «Озаренность».

В 1980-м году специально для важного события в жизни страны – Летней олимпиады в Москве Пахмутова сделала личный подарок – написала Оду на зажжения огня. Ее должен был исполнять симфонический оркестр и смешанный хор.

Другие произведения

Также композитором сочинены вокальные циклы. Среди них можно выделить: «Обнимая небо» и «Созвездие Гагарина». Они посвящены советской космонавтике, и в частности первому космонавту – Юрию Гагарину. В 60-х годах эта тема занимала большое место в советской культуре. Наш народ гордился достижениями в космонавтике.

Цикл «Таежные звезды» – лиричен, напевен, романтичен. Он посвящен советским таежникам, геологам. Людям, чья профессия сопряжена с трудностью и романтикой одновременно.

Интересны кантаты, написанные автором. Это: «Василий Теркин» (написанная специально к поэме Твардовского), «Отрядные песни» (для пионерских лагерей), «Прекрасная, как молодость, страна» (отличается широким размахом мелодий, масштабностью, любовью к Родине).

Интересны инструментальные произведения композитора. Среди них: Увертюра «Веселые девчата» (из фильма «Девчата»), «Карнавал», «Ритмы времени», «Аутфакт». В них Пахмутова показала свою современность, умение не отставать от моды и времени.

Музыка к кинофильмам

Очень много написано Александрой Николаевной за творческую биографию музыки к различным кинофильмам. Это и песни, и инструментальные произведения, звучащие за кадром и иллюстрирующие события. Они точно передают характер фильма, отображают суть и настроение происходящего. Например, музыка к фильму «Девчата» – задорная, как молодая жизнь главных героинь. Музыка к фильму «Три тополя на Плющихе» очень романтична и лирична, отображает личное настроение героев. В том же фильме звучит песня Пахмутовой «Нежность», которая потом стала самостоятельно исполняться и вскоре получила большую популярность.

В 80-м году вышестоящие органы поручили композитору написать произведение специально для документального фильма «О, спорт, ты – мир!». Музыка к фильму называется «Элегия».

У Пахмутовой одинаково талантливо получалось писать героические, патриотические произведения (про страну, коммунизм, Ленина, спорт, войну) и лирические, молодежные. Так, например ее музыка «Робинзонада» к фильму «Моя любовь на третьем курсе» не похожа на остальные. От нее веет юностью, первой любовью.

Особое внимание стоит отвести музыке для младшего поколения. Конечно, все знают веселую песенку, которая легко запоминается, написанную для мультфильма «Веселая карусель. Кто пасется на лугу?». Слова песенки незатейливы: «На лугу пасутся ко…козы? Нет, не козы!» В конце называется правильный ответ: коровы. Но мало кто знает, что эту песню написала Пахмутова.

Песни

Пахмутовой написано огромное количество песен. Не зря ее называют «композитором-песенником». За всю творческую биографию она написала более ста известных песен для взрослых и сорока песен для детского хора.

Александра Николаевна сотрудничала в течение своей жизни со многими известными певцами. Среди них особо выделяются: Анна Герман, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский, Александр Градский, Надежда Бабкина, Людмила Зыкина, Юрий Богатиков, Юрий Гуляев, София Ротару, Эдуард Хиль, Альберт Асадуллин, ВИА «Песняры», «Сябры».

Некоторые песни в разное время исполняли разные певцы. Например, песня «Старый клен» из кинофильма «Девчата», которую некоторые считают даже народной, исполнялась Л. Овчинниковой, Н.Бабкиной и коллективом «Русская песня», Львом Лещенко, Николаем Погодиным, А.Абдаловой и М. Кизиным. Песня «Как молоды мы были» исполнялась А.Градским, Э.Пьехой, Т. Гвердцители, А.Асадуллиным, Е.Камбуровой.

Песню «Нежность» («Опустела без тебя земля») из фильма «Три тополя на Плющихе» исполняли: Т. Синявская, М. Кристалинская, Т. Петрова, А.Баянова, Т.Буланова и даже Томас Андрес (спел ее на английском языке). Но есть у песен и личные исполнители. Например, известную песню «Пока не поздно» пел только И.Кобзон. Песню «Темп» пела только София Ротару. «Ты – моя надежда, ты – моя отрада» исполнял Лев Лещенко. «Яростный стройотряд» пел А.Градский. Песню «Команда молодости нашей» исполняла Людмила Гурченко.

Часто, особенно на премьерах песни, партию рояля исполняет сама Пахмутова. Слова для ее песен писали Н.Добронравов, Р.Рождественский, А. Вознесенский, М. Матусовский, Р.Казакова. Но больше всего, конечно, песен Пахмутовой написано Николаем Добронравовым.

Много у композитора патриотических, боевых песен. Они были написаны в Советскую эпоху. Это: «Комсомольская путевка», «Любовь, комсомол и весна», «И вновь продолжается бой» и т.д. Они потрясают четкостью мелодии, активностью, энтузиазмом, которые были свойственны только тем годам.

Также у Пахмутовой огромное количество лирических песен про любовь, веру, дружбу, отчий дом. Они, как правило, нежны, напевны, протяжны. Мелодии их просты, легко запоминаются. Трогательную песню «Ты – моя мелодия» исполняли: М.Магомаев, Р.Ибрагимов, В. Ободзинский. Много душевных песен композитора спели М.Кристалинская и замечательная певица с редким и прекрасным тембром Анна Герман. Среди них: «И меня пожалей», и, конечно, «Надежда». Пахмутова вообще очень любила эту певицу, считала ее образцом женственности и доброты.

Интересен факт, что песня «О горе Магнитной», которую исполнял Лев Лещенко, стала гимном города Магнитогорска. И совсем недавно песня «Ярославль мой, город – князь» была утверждена как гимн города.

Очень задушевно исполняла песню Пахмутовой «Я не могу иначе» Валентина Толкунова. Молодые исполнители тоже пели песни Пахмутовой. Среди них: Дима Билан, Марк Тишман и др. Духовную песню «Веры токая свеча» прекрасно исполнил Александр Малинин. Также ее исполняли: Ирина Шведова, Зара, Л.Гурченко.

Трогательную, красивую песню «Беловежская пуща» с широким размахом мелодии, довольно трудную в исполнении пели разные исполнители: «Песняры», «Сябры» и др.

Много можно рассказывать о песнях композитора, но пора поговорить о заслуженных наградах Пахмутовой.

Награды

Пахмутова несколько раз получала различные наград. В 90-м году ей присвоили звание Героя Социалистического Труда. Также ее дважды награждали орденом Ленина, дважды – орденом Трудового Красного знамени. Трижды президент Путин и президент Медведев вручали ей Ордена «За заслуги перед Отечеством» (1й, 2й и 3й степени). Пахмутова дважды награждалась Государственной премией СССР, Государственной премией Российской Федерации.

Премию Ленинского комсомола вручили композитору за песни о комсомоле. В 16-м году Пахмутова получила премию от Министерства обороны России. В 71-м году она стала Заслуженным деятелем искусств России. В 77 –м году ей присвоили звание Народной артистки России. В 84-м году она стала Народной артисткой СССР.

Н. Добронравов и А. Пахмутова

Александра Николаевна является почетным гражданином городов: Москвы, Луганска, Братска, Волгограда, Усть-Илимска, Магнитогорска. Также она – почетный профессор Московского университета.

В 2000-м году Пахмутова была награждена белорусским орденом Франциска Скорины.

Интересно, что в честь выдающегося композитора-песенника назвали астероид «Пахмутова» в 68-м году.

Личная жизнь

Личная жизнь композитора Александры Николаевны Пахмутовой известна всем. Не секрет, что в ее биографии был всего один муж. На совместном семейном фото супруги выглядят очень трогательно. Они смогли пронести свою любовь через годы. Поэт – песенник Николай Николаевич Добронравов и Александр Николаевна Пахмутова вместе более шестидесяти лет!

Они познакомили в 56-м году на радио. Николай должен был читать свои стихи в программе «Пионерская зорька». А Александру пригласили туда же с целью написать музыку на эти стихи. Молодые люди влюбились друг в друга с первого взгляда. Раз и навсегда!

Через несколько месяцев после знакомства Николай понял, что Александра Николаевна Пахмутова – его суженая и сделал ей предложение. Интересно, что невеста шла под венец не в белом платье. Она ввела новшество – надела на бракосочетание розовый костюм. В нем невеста смотрелась элегантно и неотразимо. Медовый месяц молодожены провели в Абхазии.

Этот прочнейший супружеский союз не дал детей, к сожалению. Но зато это плодотворнейший творческий союз. В их биографии – множество написанных совместных песен.

Интересны подробности личной жизни композитора. Она очень любит футбол, является болельщицей. На фото видно, что она – очень маленького роста. Ее рост – всего 1 метр 49 см!

Легенда советской популярной музыки, композитор Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка, который сегодня является частью Волгограда. Музыкальные способности девочки были настолько очевидны, что уже в 3 года родители стали учить ее игре на фортепиано.

Александра Пахмутова, 1930 годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Именно музыка помогла Пахмутовой найти своего «принца» и главного партнёра в творчестве. С молодым поэтом Николаем Добронравовым они познакомились в студии детского вещания на Всесоюзном радио. Пахмутова писала музыку для программ «Пионерская зорька», «Внимание, на старт!», а Добронравов читал в этих программах стихи собственного сочинения. Практически сразу они написали свой первый дуэт, — «Лодочка моторная» — ещё через три месяца расписались в ЗАГСе.

Пышного торжества не устраивали: на это попросту не было денег. На невесте был скромный розовый костюмчик, сшитый мамой. Когда Пахмутова и Добронравов расписывались, в жаркий августовский день вдруг хлынул ливень. Влюблённые сочли это хорошим знаком.

В свадебное путешествие уехали к родственникам в Абхазию и провели первую брачную ночь в лунных дорожках Чёрного моря. Как рассказывают в своих интервью Пахмутова и Добронравов, этот отпуск, несмотря на всю его скромность, они считают самым счастливым в жизни. Тётя Александры Николаевны готовила им вкуснейшие кавказские блюда, молодожёны целыми днями купались в море, обсуждали совместные творческие планы… С тех пор были написаны десятки совместных произведений, не устаревающие многие годы хиты («Нежность», «Старый клён», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были»), спортивные гимны («Команда молодости нашей» и «Трус не играет в хоккей»), задорные песни («Главное, ребята, сердцем не стареть!»).

Слева направо: композитор Оскар Фельцман, монгольская певица Цэцэгээ Дашцэвэгийн, поэт Николай Добронравов, певица Галина Ненашева, певец Иосиф Кобзон, председатель жюри, композитор Александра Пахмутова, кубинская певица Лурдес Гиль и поэт Роберт Рождественский. III Международный фестиваль молодежной политической песни в Сочи. 1969 г. Фото: РИА Новости / Б. Елин

Пахмутову и Добронравова считают неразлучным творческим дуэтом и едва ли не самой гостеприимной в советском искусстве парой. В их дом всегда приходили пить чай и музицировать знаменитые артисты, музыканты.

Как рассказывает в своих интервью Лев Лещенко, в доме Пахмутовой и Добронравова всегда удивительно теплая атмосфера, называют композитор и поэт друг друга не иначе, как Колечка и Алечка. Александра Николаевна признаётся, что каких-то особенных рецептов семейного счастья у них с Николаем Николаевичем нет.

Они просто стараются не придираться друг к другу по мелочам и не «принципиальничать». А Добронравов, рассказывая о том, на чём основана их семья, любит цитировать Антуана де Сент-Экзюпери : «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Это на самом деле так в их случае. Пахмутова и Добронравов перенесли немало трудностей, но никогда не разобщались и вместе боролись за свое место в искусстве. Однажды они признались в интервью «АиФ», что у них «полно песен, которые запрещали». Не могла пробиться к публике песня, посвящённая ветеранам Первого Белорусского фронта. Цензуре не понравились слова: «Любимцем нашим был маршал Рокоссовский , и лично маршал Жуков повёл нас на Берлин». Как так, как можно называть и воспевать этих военачальников, если у нас есть один герой: Леонид Ильич Брежнев ?! Пахмутова звонила «наверх», ругалась, кричала. Придирались не только к словам, но и к музыке. В песне «И Ленин такой молодой» звучали барабаны, был задан бешеный ритм. Чиновники сочли песню «сумасшедшей» и положили на полку на полтора года. Пахмутова отказалась менять даже ноту. И всегда во всех решениях её поддерживал любимый человек, лучший друг и партнёр по творчеству Николай Николаевич Добронравов.

Интересно, что творчество Пахмутовой и Добронравова не только стало основой их собственного семейного счастья, но и вершило личную жизнь других знаменитых артистов. Однажды романтические отношения Муслима Магомаева и Тамары Синявской дали трещину.

Тамара Ильинична тогда была замужем за другим человеком и в какой-то момент решила ради Магомаева не разводиться. Тогда Пахмутова с Добронравовым, узнав, что звёзды поссорились, написали две песни. Одну — «Мелодию» — для Муслима Магометовича: «Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей». Вторую — «Прощай, любимый» — для дивы Большого театра Синявской: «Весь мир наполнен песней лебединой, прощай, любимый, мой неповторимый». Как рассказывали потом в своих интервью Тамара Ильинична и Муслим Магометович, эти потрясающие мелодии и щемящие душу стихи произвели на них настолько большое впечатление, что Синявская развелась и они с Магомаевым расписались в 1974 году. Всю жизнь легендарная пара считала две эти песни, написанные к их несостоявшемуся расставанию, своими музыкальными талисманами любви.

Глядя сегодня на Пахмутову и Добронравова, трудно поверить, что они женаты более полувека. Они смотрят друг на друга влюблёнными глазами, часами разговаривают, полны творческих планов. Своих детей у знаменитой пары нет, но они считают своими талантливых ребятишек из необеспеченных семей, которым помогают пробиться в жизни.

Александру Николаевну Пахмутову без преувеличения можно назвать живой антологией советской песни. Она посвящала свои произведения знаковым событиям в жизни государства, однако умела при этом находить проникновенную и берущую за душу интонацию. Что же касается лирических песен Пахмутовой, то они не оставляют равнодушными даже правнуков тех, кто когда-то с замиранием сердца слышал их по радио или на премьере кинофильма. Кроме того, жизнь Александры Николаевны – не только пример неувядающего таланта, но и редкая история настоящей и верной любви.


Уже более полувека произведения Александры Пахмутовой являются тем музыкальным фоном, на котором выросло не одно поколение. Ее песни входили в репертуар звезд советской эстрады и многих современных исполнителей, они были визитной карточкой олимпиад и отображением знаковых событий в жизни советского государства. Считалось, что Пахмутова была обласкана властью и творила по ее заказу – но созданные ею песни становились по-настоящему народными, и до настоящего времени их с удовольствием поют в дружеских компаниях; к тому же Александра Николаевна, несмотря на настойчивые предложения, так и не

стала членом КПСС.

Александра Пахмутова появилась на свет 9 ноября 1929 года, в небольшом поселке Бекетовка под Сталинградом (сейчас входит в городскую черту Волгограда). Отец девочки, Николай Андрианович, работал на местном лесозаводе, но был в душе истинным музыкантом – в доме было фортепиано, на котором он хорошо играл. Однажды, возвратившись всей семьей из кинотеатра, где демонстрировался музыкальный фильм, родители с изумлением услышали, как трехлетняя Аля очень точно воспроизводит понравившуюся ей мелодию на фортепиано. Николай Андрианович стал сам заниматься с дочкой, и в четыре г

ода она уже написала первую фортепианную пьесу под названием "Петухи поют". С шести лет Аля стала заниматься в музыкальной школе Сталинграда, но окончить ее не успела. Началась война, и когда фашисты подошли к Сталинграду, семья Пахмутовых эвакуировалась в Караганду. Однако занятия музыкой девочка не оставила – она стала ученицей местной музыкальной школы (позднее преобразованной в музыкальное училище, а затем в колледж искусств). Несмотря на трудности жизни в эвакуации, успехи Али были очень значительными, и в 1943 году она решила продолжить обучение в Москве. Способная девочка была прин

ята в музыкальную школу для одаренных детей (ныне Центральная музыкальная школа при Московской консерватории) и стала заниматься по классу фортепиано у М. В. Васильевой. Заметив композиторский талант ученицы, педагог посоветовала ей также посещать занятия действовавшего в школе кружка юных композиторов, которыми руководили В. Шебалин и Н. Пейко.

Успешное обучение в Центральной музыкальной школе позволило Александре в 1948 году стать студенткой Московской государственной консерватории. Она занималась по классу композиции у своего давнего наставника Виссариона Яковлевича Шебалина и в 1953

году получила диплом с отличием.

Затем Александра Пахмутова поступила в аспирантуру и успешно защитила диссертацию по теме, связанной с оперой "Руслан и Людмила". К этому же времени относятся и первые песни Пахмутовой. В 1955 году она вместе с Андреем Эшпаем работала над музыкальным сопровождением кинофильма "Экран жизни", а также сотрудничала с музыкальной редакцией Всесоюзного радио. Особенно успешной была ее работа в популярных детских передачах "Внимание, на старт!" и "Пионерская зорька". Весной 1956 года Александра познакомилась с актером столичного ТЮЗа и начинающим поэтом Николае

м Добронравовым, на стихи которого она сочинила песню "Лодочка моторная". Творческое сотрудничество перешло во взаимную любовь, и в августе того же года состоялась скромная свадьба, после которой молодая пара, не имевшая собственного жилья в столице, поехала в свадебное путешествие в Абхазию, где проживала тетя Николая.

Успех пришел к ним не сразу. В 1958 году вышел на экраны фильм "По ту сторону", песня из которого "Забота у нас такая" (слова Л. Ошанина) стала очень популярной, а в следующем году благодаря семейному содружеству Пахмутова-Добронравов появилась песня "Геологи", которую н

е только запела вся страна, но даже взяли в свой репертуар французские певцы.

Александра Пахмутова создавала проникновенные песни о строителях сибирских электростанций, о том, что трус не играет в хоккей, о вечно молодом Ленине, о Юрии Гагарине. Все они, без преувеличения, были своеобразной песенной летописью того времени, и при этом их торжественность никогда не становилась официозной, а лирика – слащавой. "Песню о тревожной молодости" включила в свой репертуар даже немецкая группа "Rammstein", что же касается знаменитой "Нежности", то история космических полетов была бы без нее далеко

не полной.

Московская Олимпиада-80 проходила в очень непростой атмосфере, но буквально все не могли сдержать слез при полете Олимпийского Мишки под мелодию песни "На трибунах становится тише".

У Александры Николаевны не было детей, но множество своих песен она создала для них, в том числе и неувядаемые "Кто пасется на лугу?", "Орлята учатся летать", "Турнир эрудитов".

Среди произведений Пахмутовой – вокальные циклы, кантаты, инструментальная музыка, концерты для симфонического оркестра, один из которых был положен в основу балета "Озарение" (1974). Александра Пахмутова является Нар

одной артисткой СССР, Героем Социалистического труда, она награждена многими орденами, в том числе двумя орденами Ленина.

С 1968 по 1991 год Пахмутова была бессменным секретарем правления Союза композиторов СССР, а в настоящее время является членом Патриаршего совета по культуре.

Александра Николаевна и Николай Николаевич по-прежнему вместе. Они не частые гости на светских мероприятиях, но 3 ноября 2014 года присутствовали на праздничном концерте в Кремлевском дворце, посвященном юбилею Александры Пахмутовой, которую называют самым известным композитором-песенником советского времени.