Манеж – это площадь или здание для тренировки лошадей. В Петербурге было построено много манежей, в них проводились полковые сборы и парады. До настоящего времени хорошо сохранились такие манежи, как Михайловский манеж (ныне Зимний стадион) архитектора В. Бренны, манеж 1-го Кадетского корпуса на Васильевском острове и другие.

Конногвардейский манеж был построен в 1804 – 1807 годах под руководством архитектора Джакомо Кваренги для прославленного Конного полка. Казармы полка размещались в конногвардейском переулке, а здание Манежа протянулось вдоль Конногвардейского бульвара. На месте бульвара до XIX века находился Адмиралтейский канал.

Конногвардейский полк был создан еще на основе лейб-шквадрона А. Д. Меншикова, домовой драгунской роты генерала-фельдмаршала Б.П. Шереметева и драгунской роты Санкт-Петербургского губернского батальона. Этот полк принимал участие в русско-турецкой и русско-шведской войнах, а также в отечественной войне 1812 года. Он считался одним из самых привилегированных полков, пользовавшимся особым вниманием императоров.

Здание Манежа выполнено Кваренги в строгом классическом стиле. Главный фасад, обращенный к Исаакиевскому собору, украшает глубокий восьмиколонный портик. Над входом в здание размещается барельеф со сценами спортивных конных состязаний в античном цирке. Все скульптуры и барельефы манежа повествуют об истории укрощения коня человеком.

Внутри манежа – огромный зал. Широкая лестница, ведущая к парадному входу в здание, украшена скульптурными группами. По краям лестницы. на высоких пьедесталах размещены статуи обнаженных юношей, рядом с которыми – разгоряченные вздыбленные кони.

Юноши – Кастор и Полидевк, близнецы Диоскуры. По древнегреческим преданиям они были детьми Зевса и земной женщины, но Кастор родился смертным, а Полидевк унаследовал бессмертие отца. Братья были очень дружны. И когда Кастор погиб в бою, с разрешения Зевса Полидевк разделил с братом свое бессмертие. С этой поры они были неразлучны, но один день проводили с богами на Олимпе, а другой – в царстве умерших.

В 1817 году около Конногвардейского манежа установили уменьшенные мраморные копии огромных статуй, находящихся в Риме (скульптор П. Трискорни). В первой половине XX века под руководством архитектора Н.Е. Лансере Манеж был переоборудован в гараж. Был надстроен второй этаж с ведущими на него пандусами. С 1967 года помещение Конногвардейского манежа используется как выставочный зал.

На углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара . Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Проект Кваренги на практике реализовывал архитектор Гирше.

В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д. И. Иенсена.

В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Петра Клодта. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных групп Аничкова моста .

Благодаря большим размерам помещения Конногвардейского манежа использовались для выставок. 19 сентября 1850 года Вольное Экономическое Общество демонстрировало здесь русским земледельцам жатвенные машины, локомобили и молотилки.

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода , перестроенному зданию Адмиралтейства . В 1872-1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д. И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.

Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены "Конногвардейский марш" и вальс "Петербургские дамы".

В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н. Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.

Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони...
А.С.Пушкин

Мало кто сейчас знает, что более 100 лет скульптуры Трискорни украшали не Манеж, а Конногвардейский плац и находились не на Исаакиевской площади, а в Конногвардейском переулке.

Здание Конногвардейского манежа было построено архитектором Дж. Кваренги в 1807 году к 100-летию Лейб-Гвардии Конного полка. Манеж предназначался для тренировок в верховой езде. В первые годы существования манежа у современного входа стояли не Диоскуры, а два кентавра. С 1817 года их сменили мифологические братья-близнецы Полидевк и Кастор, прозванные Диоскурами. Они умели укрощать диких коней.

Скульптуры Диоскуров выполнил в мраморе известный итальянский скульптор Паоло Трискорни в 1810 году. Существует правдоподобная версия Ю.Захарова о том, что Диоскуров выполнил Трискорни в Карраре, а в Петербург они прибыли в 1816 году. По заказу Джакомо Кваренги, Паоло Трискорни выполнил Диоскуров, прообразом которых послужили скульптуры, установленные на самом высоком холме Рима -Квиринале, где стала потом селиться высшая церковная власть. Безусловно, невооруженным взглядом заметны различия питерских близнецов и римских, хотя некоторые ошибочно считают трискорниевых Диоскуров точной копией Квиринальских братьев. Паоло Трискорни работал и умер в Карраре, а в Петербурге, довольно удачно занимался коммерцией его брат Августин Трискорни.

В 1840 году наши скульптуры неожиданно перенесли к казармам Конногвардейского полка в Конногвардейском переулке. Столичное духовенство, смущавшееся видом мужских гениталий, потребовало убрать “неприличные обнаженные фигуры”, оказавшиеся по соседству со строящимся кафедральным Исаакиевским собором.

Надо заметить, Римскую церковь не смущали античные скульптуры, даже факт обнаружения этих статуй в термах Константина никак не повлиял на судьбу Диоскуров. Удивительно, но первый проект фонтана был воплощен в 1588 году по заказу ПАПЫ Сикста V. Тогда статуи Кастора и Поллукса были перенесены из терм Константина и добавлены в архитектурный ансамбль фонтана. В конце 1780-х гг. по приказу ПАПЫ Пия VI площадь была перестроена, а Фонтан Диоскуров перенесён на современное место, где был дополнен обелиском.

Санкт-Петербургские Диоскуры отправились на выселки от кафедрального собора, где простояли целых 104 года.

В архиве семьи Тэрвидис сохранилась фотография Надежды Владиславовны Тэрвидис-Гавриловой, дочери Дин Санны, подруги моей прабабушки. Они проживали в квартире №3 нашего дома, Надежда работала гимнасткой в Госцирке. На фотографии на заднем плане хорошо видны скульптуры в Конногвардейском переулке. Фотография была сделана в начале 1950-х годов.

После войны советское правительство вдруг вспомнило про "сосланные" скульптуры в конце Почтамтской и решило вернуть их на первоначальное место -Исаакиевскую площадь.

В 1954 году Диоскуры вернулись обратно к Манежу. Старые постаменты из полированного красного гранита остались на месте бывшего Конногвардейского плаца, а новые – из блоков серого гранита, мягко говоря, коротковаты…

Существует предание, что император Николай Первый, учитывая казус с наготой скульптур, попросил скульптора Клодта прикрыть отдельные фрагменты обнаженного тела будущих укротителей Аничкого моста. А старожилы поговаривали, что экипаж барона Клодта обогнал императорского кучера, за что получил нагоняй от барона. Сын скульптора пошёл по стопам отца и стал художником. Много преданий передавались из поколения в поколения - об императорском коне - Лорде и др. Кстати, император изображен в мундире полковника конного полка, как и император Николай Второй на 300-летние Дома Романовых в рассказе "Портрет последнего императора".

В доме на Почтамтской №20, уж так тесен мир, проживала семья часовщика дяди Павла. Пращуром мамы дяди Павла, Софьи Адамовны, был тот самый скульптор, Петр Карлович Клодт. Скульптор скончался в нищете, как это у нас полагается, как и скульптор памятника Александра Невского в наши дни. Барон Клодт покоится в Александро-Невской лавре...

Сейчас многое изменилось, спилили тополя, да и чугунной ограде досталось в 1990-е годы - почти всю разломали на цветмет, многие фрагменты отломаны. Только братья-близнецы радуют глаз у манежа, а пустые постаменты в Конногвардейском переулке, как будто ждут кого-то...

Как известно, Лейб-гвардия Конного полка всегда славилась красотой и величием своих построек. Центральный выставочный зал, который ранее был зданием Конногвардейского манежа, является одним из немногих сооружений начала XVIII века, сохранившихся до наших дней. Знаменитый зодчий Джакомо Кварнеги возводил это здание на совесть.

Конногвардейский манеж

Начало строительства Конногвардейского манежа датируется 1804 годом. Удобное месторасположение, вдоль Адмиралтейского канала, позволило решить вопрос с доставкой необходимых строительных материалов, которые транспортировались водным путем. Неповторимый фасад Манежа, обрамлявший прямоугольную постройку, украшен массивными колоннами и длинной лестницей. Приглашенный заграничный скульптор Августино Трискорни придал ему торжественность за счет барельефа, на котором изображено награждение победителей в конных состязаниях. Статуи античных богов и героев на фронтоне постройки по сей день привлекают к себе внимание туристов.

Спустя два года, после того как зодчий начал возводить свое строение, он заказал у итальянских скульпторов статуи из мрамора. Самой знаменитой из них является сцена с изображением седлания коня. Кроме того, до сих пор это произведение искусства считается одним из самых эффектных и знаменитых во всем Петербурге. А государственный орел на тимпане здания придавал манежу официальный статус.

Именно в XVIII веке формируется образ Санкт-Петербурга, который можно видеть и по сей день. Конногвардейский манеж, а ныне Центральный Выставочный зал, вписался в этот образ очень органично. Государственный орел на типмане здания появился лишь в 1844 году, заменив декоративные украшения, которые ему предшествовали. А первый ремонт и реставрация были проведены уже в 1853 году; они придали свежесть и первозданность постройке Гвардейского полка. В том же году с фасада были сняты итальянские скульптуры, утратившие красоту под воздействием большого количества осадков.

В конце XVIII века будущий Центральный выставочный манеж был обновлен архитектором Д. Гримом. В первую очередь он наладил систему отопления и обновил облицовку постройки, придавая ей первозданность. Камень ризалит теперь встречался здесь часто, особенно в императорских ложах. Кроме того, Грим несколько расширил здание Манежа за счет нового вестибюля, где было принято встречать гостей и царских особ.

Выставочный зал

До Октябрьской революции на территории Конногвардейского манежа нередко проводились светские мероприятия и рауты, а также выставки и экспозиции. А уже после нее, когда конногвардейский полк был полностью расформирован, здание долгое время не использовалось. Период Великой Отечественной войны окончательно разрушил это эту удивительную постройку. Власти Санкт-Петербурга приняли решение возродить Манеж в 1973 году, а чуть позже было решено переконструировать его под выставочный зал, который можно наблюдать и по сей день. Сегодня капитальный ремонт и реконструкция идут полным ходом.

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге составляет с Исаакиевским собором единую архитектурную композицию. Старинное здание прекрасно сохранилось и является не только одной из достопримечательностей города, но и модным выставочным комплексом.

Строительство Конногвардейского Манежа

Во времена Петра I на месте современного Конногвардейского бульвара находился Галерный канал, по которому лес доставлялся на верфь Адмиралтейства. В начале XIX века казармы Лейб-гвардии конного полка переносят с окраины Петербурга в центр.

Для возвращавшейся с наполеоновских войн привилегированной гвардейской роты, которой покровительствовал сам император, рядом с Исаакиевским собором возводят целый комплекс: казармы для солдат и жилье для офицеров, полковой храм, а также помещение для выучки коней.

Архитектором Конногвардейского манежа стал создавший в Петербурге немало прекрасных зданий. Площадку для верховой езды лейб-гвардейцев он строит в 1804-1807 гг, предусматривая, что неподалеку будут располагаться стойла. Кстати, они сохранились до наших дней на ул. Якубовича.

Кваренги пришлось решать непростую задачу: как вписать в узкое пространство бывшего канала здание с определенным функциональным назначением, при этом сохранить архитектурное и стилевое единство Исаакиевской площади?

Архитектор находит гениальный выход. Боковые фасады прямоугольного вытянутого здания оформляются просто, без излишеств, зато фасад, выходящий на площадь, декорируется в эффектном классическом стиле. Он украшается элегантным пропорциональным портиком, который венчает треугольный фронтон. На фронтоне располагались барельефы, выполненные по рисункам Кваренги, на них изображалась раздача призов после конных соревнований.

Образующий фасадный портик двойной ряд колонн подчеркивает основательность всего здания, выглядит торжественно и нарядно.

Внутренняя часть манежа представляла собой огромный зал для выучки коней и тренировок гвардейцев в верховой езде. Чтобы скакунов было удобнее заводить, ко входу пристроили пандусы.

Украшение Манежа

Только в 1817 портик был окончательно оформлен: по обе стороны от входа поставили скульптурные изображения юношей, укрощающих коней.

Живописные статуи из лучшего были скопированы с римских образцов итальянским скульптором Трискорни специально для Манежа в СПб. Фигуры изображали мифологических персонажей Кастора и Полукса, неразлучных братьев, сыновей Зевса.

Но украшали фронтальную часть недолго. Уже в 1840 по требованию священников Исаакиевского собора фигуры обнаженных язычников были переставлены в тыл, к казарменным воротам.

Лишь спустя почти сто лет, в 1954, скульптурные композиции вернулись на место.

Перестройка здания

В 70-е годы XIX ст. Конногвардейский манеж было решено перестроить. Выполнить заказ поручили архитектору Д. Гримму. Он сделал пристройку с западной стороны, расширив внутреннюю часть, и превратил обычную ложу в императорскую. Здание украшают и снаружи: на фронтоне размещают барельефы, выполненные из терракоты скульптором Д. Иенсеном. Барельефы соответствовали назначению здания и изображали конные состязания в античные времена. Современники признали их неудачными.

Железные кони в Манеже

После революции 1917 здание пустовало.

В 30-е годы прошлого столетия произошел пожар, уничтоживший внутреннее убранство. Перестроить здание поручили архитектору Н. Лансере, который разделил помещение на 2 этажа, убрал барельефы Иенсена и пристроил пандусы, после чего здание Конногвардейского манежа превратилось в гараж для автопарка НКВД.

Во время блокады Ленинграда манеж был поврежден. После ремонтно-восстановительных работ помещение отдали ленинградским художникам для проведения выставок.

В 1973 началась масштабная реконструкция внешнего и внутреннего убранства. Этим занимались реставраторы П. Архипова, М. Братчиков, А. Тульков, они постарались вернуть Манежу на Исаакиевской площади тот вид, который задумывал Д. Кваренги. Внутренняя просторная часть превратилась в экспозиционную территорию.

Зал торжественно открыли в 1977 г, приурочив событие к 60-летию революции. Первой стала выставка «Искусство принадлежит народу».

В 2000, а затем в 2001-2003 годах фасад и скульптуры Манежа снова реставрировали.

Немного мистики

Всякое примечательное здание в Санкт-Петербурге непременно овеяно легендой или имеет пару-тройку связанных с ним примет. Конногвардейский манеж - не исключение.

Хотя между зданием на Исааевской площади и Зимним дворцом расположен Александровский сад, считалось, что под землей оба здания соединены туннелем, по которому проскачет конный. Обыватели полагали, что таким образом император незамеченным проникает в манеж и смотрит на обучение своих любимцев, лейб-гусаров.

Современность Манежа

В наши дни Конногвардейский манеж - это прекрасный современный Его площадь - более 4,5 тысяч кв.м.

На этом крупнейшем в городе экспозиционном пространстве проводятся лекции, симпозиумы, круглые столы и семинары на разнообразные актуальные темы, кинопоказы, художники дают мастер-классы, устраиваются уникальные выставки. Манеж - непременная площадка для проведения международного культурного форума.

Выставки проводятся не только внутри здания, но и занимают территорию вокруг, знакомя петербуржцев и гостей города с явлением стрит-арта.

Кроме того, Манеж в СПб - это еще и концертная площадка, на которой звучит камерный хор, джаз, народные мелодии, электроакустика и многое другое.

Центральный выставочный зал "Манеж" работает с 11 до 20 часов, а по средам до 21 ч.

Для удобства посетителей открыты кафе и книжный магазин, действует wi-fi. Для отдыха и интернет-серфинга на 1-м этаже установлены удобные скамейки-парапеты.

Как найти

Конногвардейский манеж находится в центре Северной столицы, на Исаакиевской площади, 1. Пройти удобнее со стороны