Суфийская притча

К суфийскому мастеру как-то подошёл один никому не известный учёный и задал дурацкий вопрос. - Пошёл вон! - сказал суфий. Учёный ушёл, но заявил при этом во всеуслышание, что данный суфий просто не умеет вести себя вежливо, даже если захочет, и что...

  • 2

    Вежливость Притча от Сергея Шепеля

    Женщина, отдыхавшая в санатории, забежала в палату, где проживала её подруга, и громко сказала: - Привет, как дела? Чем занимаешься? - Тише, - отвечала та, - моя соседка ещё спит. Вбежавшая женщина подошла к спящей женщине и начала трясти её, а когда та...

  • 3

    Вежливый Кролик Камбоджийская притча

    Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и...

  • 4

    Воздух, смягчающий удары Современная притча

    Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он...

  • 5

    Гипнотическая сила слов Современная притча

    Однажды Мастер рассказывал о гипнотической силе слов. Кто-то из задних рядов выкрикнул: - Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что всё время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, ...

  • 6

    Доброта и вежливость Притча неизвестного происхождения

    Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. - Зачем тебе это? - спросил мастер. - Хочу стать сильным и непобедимым. - Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость снискают тебе уважение других. ...

  • 7

    Долг превыше всего Притча про Насреддина

    Насреддина не пригласили на угощение по случаю помолвки, но он сам пришёл в положенное время. Его спрашивают: - Ведь тебя не звали, зачем ты пришёл? - Если хозяин дома такой невоспитанный и не знает законов вежливости, это не значит, что я должен...

  • 8

    Известный мастер ушу Притча от Павла Федотова

    Как-то раз неуязвимый мастер Цзи Ши тренировался на своей горе. Смотрит, к нему поднимается известный мастер ушу. «Интересно, - думает Цзи Ши, - с чем пожаловал этот известный мастер ушу?» Известный мастер ушу дал пару советов неуязвимому мастеру Цзи Ши. ...

  • 9

    Нерешённый вопрос Суфийская притча

    Двое достопочтенных граждан из Страны Дураков прослышали, что некто, называемый Вежливым Человеком, ныне находится в их столице. Горя желанием встретиться с ним, они пришли на главную городскую площадь. Там они увидели чужестранца, сидящего на скамейке. ...

  • 10

    Поправка Суфийская притча

    Абдулла бен Яхья показал посетителю рукопись, написанную им самим. Тот указал: «Здесь ошибка!» Абдулла бен Яхья вымарал указанное слово и вписал его заново - так, как подсказал гость. Когда посетитель ушёл, Абдуллу спросили: - Отчего вы пошли на это, ...

  • 11

    Почему великан помог?

    Жители горной деревни возили виноград на продажу в город по узкой горной дороге, которая шла мимо замка великана. Высокая каменная ограда с железными воротами окружала замок. Чтобы великан не трогал крестьян, они оставляли ему корзину с виноградом возле...

  • 12

    Примерное наказание Притча от Омара Хайяма

    Мне рассказывали, что Абу Абдаллах Хатиб был воспитателем эмира Абу-л-Аббаса, брата Фараха ад-Даула - султана Рея, который стал визирем в империи Малик Шаха. Абу Абдаллах сел у окна, и эмир Абу-л-Аббас, бывший мальчиком, был внизу перед ним. Один слуга...

  • 13

    Самый достойный Притча от Александры Лопатиной

    Прекрасная принцесса попросила мудреца: - Помогите мне найти достойного жениха. Мудрец собрал всех влюблённых юношей и объявил: - Вы должны добыть для принцессы золотой цветок из горной пещеры. В пещере жили злые гномы. Одни юноши надеялись добыть цветок...

  • 14
  • "Нужно ли целовать руку женщине, несущей чемодан?" (с)

    У Эллочки-людоедки в запасе было тридцать слов. Для того, чтобы прослыть вежливым, во Франции достаточно семи: "Здравствуйте!", "Простите", "Спасибо", "Мне жаль!" ("Désolé(-e)") и "Хорошего дня / вечера!".

    На прошлой неделе мой начальник, набирая очередной вежливо-гневный мэйл, неожиданно спросил: "Вам не кажется, ИринА, что с вежливостью во Франции большие проблемы?" ИринЕ, выросшей в Привокзальном микрорайоне, так не кажется. Когда мне хочется усомниться в галантности обитателей Шестиугольника, я вспоминаю, как однажды, прожив полтора года во Франции, вернулась на каникулы в Архангельск и пошла к бабушке в гости. Из подъезда как раз выходил сосед, интеллигентный мужчина лет сорока пяти - я знала его как минимум лет двадцать, но мы никогда не здоровались. От неожиданности я воскликнула: "Здравствуйте!" Сосед посмотрел на меня, высморкался и пошел дальше.

    Франция же с первых минут приучает говорить "Бонжур!": практически с самого начала я стала здороваться с водителями автобусов, кассирами, мусорщиками, соседями - даже с теми противными с пятого этажа, которые постоянно жаловались на меня консьержке. "Здравствуйте, мадам! Простите, что беспокою, но не найдется ли у вас монетки?" - спрашивают нищие в метро тоскливым утром. Жизнь, конечно, от этого не налаживается, но даже равнодушный "Бонжур" лучше, чем ничего. На самом деле, одним словом "здравствуйте" дело не должно ограничиваться. "Bonjour qui ? - муштровали малышей строгие мамы в шестнадцатом аррондисмане. - Ты должен обязательно прибавить "Bonjour Madame" или "Bonjour Monsieur", иначе не комильфо! Ты же не хочешь, чтобы тебя считали невежливым, Пьер-Антуан?" Четырехлетнему Пьеру-Антуану было все равно, но после трех исправлений сработало классическое детское "ладно, только отвяжись", а позже навязанная вежливость переросла в привычку. Кстати, Мадам и Месьё здесь вообще все: никаких "Девушка, вы выходите?" и "Женщина, вы загородили обзор" во Франции не будет, даже к неопрятному мужчине, спящему на матрасе у бутика "Шанель", принято обращаться на "Вы" и называть его "Месьё".

    По популярности с "Бонжур!" может сравниться только "Спасибо!" Из курса устной речи за третий год обучения на архангельском инфаке я запомнила две вещи: вместо "я хочу" в любой ситуации нужно использовать мягкое "я хотела бы", а благодарить стоит всегда и обильно. Наша преподавательница, женщина невероятно строгая, после нескольких поездок во Францию поняла, что говорить "спасибо" в этой стране нужно как можно чаще, что и пыталась заставить нас делать все оставшееся до выпуска время. Я не поддавалась и всегда посмеивалась над этой привычкой, пока несколько месяцев назад одна недавно заехавшая во Французскую Республику русскоговорящая приятельница не рассказала следующую историю: ей преподнесли красивый подарок, причем дарительница, пожилая дама, не смогла приехать сама, и девушка передала слова благодарности через подругу. Мадам обиделась и намекнула, что неплохо было бы сказать "спасибо" лично. Моя знакомая возмущалась, что не должна сто пятьдесят раз кланяться: "Я один раз сказала "спасибо" - сколько можно?" Я же пришла в ужас: за эти годы помимо любви к круассанам у меня развилась способность (по крайней мере, внешняя) к благодарности - я скажу "Спасибо" и один раз, и второй, и догоню и еще раз скажу.

    Другое жизненно необходимое во Франции слово - "Простите!" С "пардон" главное - правильно выбрать интонацию, от гневной до игриво-ласкательной, тогда оно поможет вылезти из переполненного трамвая, безобидно прервать уже второй час рассказывающего о своей незабываемой поездке в Бретань коллегу или избежать конфликта после того, как вы наступили кому-то на ногу. Высший пилотаж - говорить "Пардон?", когда на ногу наступают вам.

    "Мне жаль" - еще одна универсальная фраза, на этот раз для продвинутого уровня. "Je suis désolé (-e)" или, в укороченном варианте вечно стремящихся к языковой экономии французов, просто "Désolé(-e)", добавленное в конце фразы, доказывает, что вы не просто чего-то не знаете или не умеете, а сожалеете (пусть зачастую всего лишь вербально) об этом. Как-то знакомый неаполитанец приехал в Париж и искал дорогу. По-французски он знал лишь базовый набор фраз, поэтому встал с написанным на бумажке адресом у метро и останавливал всех подряд. За десять минут он насчитал пять фраз "Простите, я не знаю, мне жаль!"

    Классического "Au revoir", которому учат все учебники французского начиная со школьной "Синей птицы" и заканчивая вечной бордовой Поповой-Казаковой-Ковальчук, в чистом виде почти не бывает. Вместо "До свидания" во Франции вы услышите "Хорошего дня / вечера / завершения дня". В пятницу они сменяются почти обязательным вариантом "Хороших выходных!" Вообще, финальная фраза - повод проявить креативность: вам пожелают и хорошей поездки к вулкану, и вкусного кебаба, и отличного караоке.

    Вежливость французов куда-то стремительно теряется, когда речь идет об общественном транспорте. Чтобы прочувствовать тайную сторону вежливости, нужно спуститься в метро в утренний час-пик, часам так к восьми тридцати. "Пропустите!" - кричат те, кто выходит из вагонов метро, в то время как толпы штурмуют поезд с платформы. Беременные, женщины с маленькими детьми, пожилые люди могут долго стоять, пока кто-нибудь сердобольный не поднимется или не возопит: "Мадам, вы не хотите уступить место?" Сидящие в общественном транспорте мужчины в костюмах и с газетами - прекрасная иллюстрация к свободе, равенству и чему-то там еще. Мой коллега Ж. как-то рассказывал: "Иногда ты спускаешься на первый этаж и видишь, что внизу стоит твоя соседка, живущая за стенкой, счастливая мать с двумя детьми, коляской и кучей пакетов. А твоя квартира на третьем этаже без лифта, и ты понимаешь - черт, нужно бежать!" Видимо, такие мысли появляются у многих мужчин в кашемировых шарфах при виде женщин с колясками и бесконечно длинных лестниц в метро - им сразу становится интересна настенная карта или чудом пробившиеся через парижское метро сообщения на телефоне. Недавно я видела африканскую женщину в нарядном платье и чалме - и русскоговорящую девочку, которая, матерясь сквозь зубы, помогала ей тащить коляску вниз, пока мужчины придерживались аккуратной дистанции.

    Но французам по-прежнему нет равных в письменной вежливости: обилие витиеватых обращений и замысловатых конструкций может сбить с толку любого. "Дамы и господа! Ваша известная компания потеряла мой чемодан. Я глубоко расстроен этой ситуацией! Не могли бы вы принять меры?" - пишет один в мэйле к "Люфтганзе". "Мадам, с прискорбием сообщаем, что мы не можем предоставить вам социальное пособие до тех пор, пока вы не станете удовлетворять всем критериям. Позвольте заверить вас в нашем искреннем сожалении", - не отстает второй. "Уважаемые дамы и господа! Имеем честь сообщить вам, что 27 сентября в вашем доме будет проводиться работа по уничтожению потенциальных тараканов", - кричит объявление с кокетливыми рыжими насекомыми, вывешенное в лифте седовласой Мадлен, председателем жилищного комитета нашего дома. Эту страну действительно не победить.

    Сказка для детей старшего дошкольного возраста: «Страна Вежливости»

    Дворецкая Татьяна Николаевна
    ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
    Воспитатель

    Описание: Авторская сказка предназначена для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
    Назначение работы: Сказка приобщает детей к культуре общения и вызывает желание употреблять вежливые слова в повседневной жизни.
    Цель: Формирование у детей дошкольного возраста нравственных и
    морально- этических норм поведения
    Задачи:
    1. обогащение представлений о правилах и этике поведения;
    2. формирование положительного эмоционального отношения к выполнению правил поведения;
    3. использование проблемных ситуаций для закрепления усвоенных правил поведения;
    4. использование реальных жизненных ситуаций для пополнения личного опыта культурного поведения.

    В одном городе жила девочка Наташа, которая была очень не воспитана и груба. Девочке было 5 лет, и она часами напролет могла сидеть одна в своей комнате и играть в куклы.
    Но однажды, когда девочка как обычно играла, она услышала тихую мелодию. Музыка была необыкновенна прекрасная и Наташа сразу же принялась искать, откуда же она звучит? Первым делом девочка заглянула под кровать, но там было темно и тихо, она заглянула в тумбочку, но там лежали колготки и носочки, потом она обратила внимание на книжную полку, на которой стояло большое количество разных книг. Наташа подошла поближе, и чудесная музыка стала звучать чуть громче. Испытывая чувство волнения и интереса, девочка поставила стульчик и встав на него заглянула на полку с разноцветными книгами. Книги были такие разные тонкие и толстые, высокие и низкие, но только одна книга привлекла внимание маленькой девочки. Это была маленькая, розовая книжечка, которая озарялась радужным свечением, именно оттуда доносилась тихая и такая сказочная мелодия. Наташа не удержалась и взяла книгу в руки, и хотя девочка знала буквы, но читать она ещё не умела. Ей захотелось посмотреть картинки, и она, не раздумывая, открыла первую страницу.
    В один миг Наташа оказалась внутри сказочной страны. Перед её глазами блистал в своём великолепии сказочный замок.
    - Ой, как я здесь оказалась? - подумала девочка.
    - Интересно кто живёт в таком красивом замке?
    Она направилась по дороге, вдоль которой цвели необыкновенно красивые цветы, над которыми порхали удивительные, разноцветные бабочки. Наташа вошла внутрь замка и увидела большой зал, который переливался всеми цветами радуги от солнечных лучей. На троне из драгоценных камней сидела красивая, молодая женщина, которая приветливо улыбалась маленькой гостье.

    Здравствуй, Наташа! - сказала незнакомка.
    - Кто Вы? Я Вас не знаю - с удивлением в голосе ответила девочка.
    - Конечно, ты меня не знаешь. Все жители Земли знакомы со мной, а ты не желаешь, и слушать обо мне и моих детях - с грустью в голосе ответила женщина.
    - Я Королева – Вежливости! И я приглашаю к себе в гости в нашу сказочную страну только тех мальчиков и девочек, которые никогда не произносят моих волшебных слов. Вот пришло твоё время Наташа, я хочу тебя познакомить с моими любимыми детьми» - произнесла женщина. Девочка повернула голову и увидела прекрасный сад, в котором играли дети, какие же, как она девочки и мальчики, но одежда у них была не обычная, а королевская. Королева протянула Наташе свою белоснежную руку, и они вместе вышли в дивный сад.
    - Вот мои дети, знакомься Наташа. У каждого есть своё имя. Королева подвела Наташу так близко, что девочка смогла даже разглядеть цвет глаз у детей.
    - Это мои сыновья, их у меня 6: принц Спасибо, принц Пожалуйста, принц Здравствуйте, принц Извините, принц Спокойной ночи и самый маленький принц Будьте добры.
    - Это мои дочки их тоже 6: Принцесса До свидания, принцесса Позвольте, принцесса Благодарю, принцесса Простите, принцесса Доброе утро и самая юная принцесса Добрый день.
    Наташа никогда раньше не думала, что с ней может произойти, что-то подобное. Дети Королевы очень понравились Наташе, и она даже хотела, с ними поиграть.
    - Мои дети хоть и маленькие, но они большие труженики, они уже много лет ходят по миру, и помогают простым людям и в радостях и бедах - продолжала свой рассказ прекрасная Королева.
    - Как это? - удивилась Наташа.
    Королева Вежливости улыбнулась и протянула руку в сторону, где стояли её дети.
    - А вот слушай. К примеру, мой сын принц Спасибо, с его помощью люди благодарят друг друга за какие-нибудь услуги, за помощь в делах.
    Или вот например принц Здравствуйте, с его помочью люди приветствуют друг друга на улице, а приходя к гости первое, что произносят люди это имя моего сына. Ты Наташа успела обидеть каждого из моих детей. Ты ни разу не произнесла, ни одного вежливого слова. Посмотри как им грустно от этого.
    Наташе стало стыдно.
    - Понимаешь Наташа, в нашей волшебной стране время не властно над возрастом и хоть они выглядят как твои сверстники, но это далеко не так. Я и мои дети много лет служим людям верой и правдой, с нашей помощью людям проще договориться между собой, проще выйти из любого конфликта или сложной ситуации, с нашей помощью на Земле заканчивались войны и кровопролитные сражения. Умение правильно использовать вежливые слова является культурой поведения в обществе. Такими словами закончила свой рассказ Королева.
    Наташа слушала Королеву очень внимательно. Но вдруг яркая бабочка взмахнула своими пестрыми крыльями, и грациозно села на огромные, старинные часы. Наташа хорошо знала цифры, но она ещё не понимала, сколько времени показывают часы?
    - Это что настоящие часы? - спросила Наташа у Королевы.
    Это часы - времени! Вот видишь, они стали идти совсем медленно и скоро могут совсем остановиться.
    - Почему? – искренне удивилась девочка.
    - А потому, что слишком много людей на Земле стали не воспитаны и грубы. Они забыли правила поведения и слова вежливости. И может так случится, что когда-нибудь часы - времени остановят свой ход, и мы навсегда исчезнем – с грустью в голосе произнесла Королева Вежливости.
    Наташе стало жалко Королеву Вежливости и её очаровательных детей. И она даже хотела заплакать от обиды.
    - А что нужно сделать, чтобы часы - времени стали ходить правильно, и никогда не останавливались? - с дрожащим от волнения голосом спросила девочка.
    - Нужно просто быть вежливыми и воспитанными людьми. И умело пользоваться такими маленькими, но такими важными и нужными словами и Королева показала рукой на своих прекрасных детей. Как только 1 невоспитанный ребёнок на Земле исправится, и станет вежливым часы на один тик-так пойдут быстрее. Только в этом случае мы не исчезнем не из человеческой речи, не из сказочной страны.
    - Ой, я всё поняла! - радостно воскликнула Наташа.
    - Наверное, это я виновата, это я не говорила хороших, вежливых слов. Это из-за меня Вы чуть не погибли. Я бы хотела вернуться домой и всё исправить, но я не знаю, как мне вернуться к маме?
    Наташа не успела договорить последнее слова, так теплый, лёгкий ветерок коснулся её щек, и где вдалеке заиграла такая знакомая и вместе с тем такая прекрасная мелодия. Радуга сверкнула яркими красками и исчезла без следа. Наташа протерла глаза, оглянулась. Она снова сидела на коврике в своей комнате, вокруг лежали её любимые куклы.
    - Наверное, я заснула, и мне приснился удивительный сон? - подумала девочка.
    Скрипнула дверь и на пороге появилась Наташина мама.
    - Пойдём кушать дочка, супчик уже готов! - нежно и ласково произнесла она.
    Наташа хотела, как обычно сказать: не хочу, не буду, я не голодная, отстань, я хочу играть. Но на этот раз девочка не спешила с ответом. А вдруг это была правда, а не сон и где то далеко в волшебной стране могут навсегда остановиться часы - времени? Что же тогда будет с доброй Королевой и её детками? Я же обещала всё исправить. Мама тем временем снова позвала Наташу обедать. Наташа повернулась, посмотрела на книжную полку, её щечки покрылись румянцем.
    Девочка улыбнулась и сказала: «Хорошо мамочка. Спасибо. Я очень проголодалась. И с большим удовольствием съем суп».
    И действительно на удивление мамы и бабушки Наташа съела весь суп и два кусочка хлеба. Когда тарелочка была уже пустой, Наташа сказала маме: «Благодарю тебя мамочка за такой вкусный обед».
    Наташина мама от удивления открыла рот: «Так на здоровье милая!». Наташа поцеловала свою маму.
    - Мама, а скажи, пожалуйста, что за розовая книжка хранится у меня в комнате на полочке?
    - Это детская книга она называется: Уроки вежливости, а почему ты спросила Наташа? - ответила мама.
    Девочка подошла к маме крепко обняла её на шею и сказала: «Мамочка эта книга волшебная. Прости, меня, пожалуйста, что я была такая не воспитанная девочка, теперь я буду каждый день всегда и всем говорить волшебные слова. Теперь-то я знаю, как они нужны и не обходимы!»
    Наташе стало так легко и весело, она смотрела на книжную полку, на которой стояла маленькая, но такая важная книжечка. И хоть она знала все буквы, но ещё не умела читать, но она точно знала, как именно выглядит каждое вежливое слово.

    Класс: 1

    Тема: Путешествие в страну вежливости.

    Цели:

    Обучающие: содействовать вежливому общению детей с окружающими;

    Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, воображение;

    умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

    Воспитывающие: стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.

    Оборудование: литературный ряд: стихи С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», «Невежливая вежливость» И. Кульской, наглядные пособия

    Ход мероприятия

    Организационный момент.

    На доску вывешены слова: спасибо, извините, здравствуйте, пожалуйста, будьте добры…

    Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас!

    Ребята, как вы думаете, что это за слова? Что объединяет эти слова? Определите тему классного часа. Сформулируйте, пожалуйста, цель занятия (Чему мы должны научиться)

    Наш сегодняшний праздник мы посвящаем вежливости.

    Знаете ли вы что такое вежливость? (Ответы учащихся)

    Часто ли в своей речи вы употребляете вежливые слова? Какие? В каких ситуациях?

    Я приглашаю вас в путешествии по стране вежливых слов. Мы посетим: море Вежливости, аллею Приветствий, поэтическую гору, остров Радости.

    Вы готовы?

    Море, которое мы должны переплыть – «Море вежливости»

    Сейчас я прочту стихотворение, а вы внимательно слушайте!

    Чтение учителем стихотворения «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.

    Ежели вы вежливы

    И к совести не глухи

    Вы место без протеста

    Уступите старухе.

    И ежели вы вежливы,

    То, сидя на уроке,

    Не будете с товарищем

    Трещать, как две сороки

    И ежели вы вежливы

    То в разговоре с тетей

    И с дедушкой, и с бабушкой

    Вы их не перебьёте.

    И ежели вы вежливы

    Тому, кто послабее,

    Вы будете защитником

    Пред сильным не робея

    Ежели вы вежливы.

    В душе, а не для виду

    В троллейбус вы поможете

    Взобраться инвалиду.

    И ежели вы вежливы

    Поможете вы маме

    И помощь ей предложите

    Без просьбы – то есть сами

    И ежели вы вежливы

    То всех благодарите

    И мячика у маленьких

    Без спросу не берите!

    Какие полезные советы вы узнали? (Выслушиваются ответы детей) Ура, ребята, мы только что переплыли через море вежливости. Продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».

    Послушайте, пожалуйста историю про «вежливого» мальчика Петю.

    «Невежливая вежливость» И. Кульская

    Обещал отцу Петрусь….

    Я за вежливость возьмусь.

    Буду всех благодарить,

    Первым здравствуй говорить!

    Вот мальчишка со стараньем

    Выполняет обещанье

    Видит – утром у сторожки

    Дремлет сторож на порожке.

    На посту он ночь не спал,

    Только-только задремал.

    А Петрусь как заорет:

    С добрым утром дед Федот!

    Дед ругнул его спросонок:

    Убирайся, пострелёнок!

    Вот Петрусь догнал Яринку,

    Да как дернет за косынку;

    Ты куда, Ярина, стой,

    Я здороваюсь с тобой! –

    Та отпрянула в сторонку….

    Как невежлива девчонка!

    Нес вожатый горку книг,

    А Петро с ограды – прыг!

    Чуть не сел ему на плечи:

    Извините, добрый вечер!

    Ты, – вожатый закричал, -

    И невежа и нахал!

    Петя очень удивлен:

    Разве был невежлив он?!

    Ребята, вы внимательно слушали рассказ о мальчике Пете? Тогда скажите, какие вежливые слова произносил Петрусь?

    Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

    Что бы вы ему посоветовали?

    Ребята, а вы всегда приветствуете друг друга?

    Когда вы слышите слово «доброта», то что представляете?

    Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других. Она не требует наград, если сделал добро – забудь, а если получил от других, то помни.

    Игра “Вежливо - невежливо”.

    Правила. Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами. Начнем.

    Поздороваться при встрече

    Толкнуть и не извиниться

    Свистеть, кричать, шуметь в школе.

    Уступить место старшим.

    Не вставать на обращение учителя.

    Помочь подняться по лестнице.

    Попрощаться уходя.

    «Поэтическая гора»

    Давайте поиграем в игру, продолжи фразу. Я начинаю, вы хором продолжаете. Попробуем? Тогда я начинаю

    Растает даже ледяная глыба от слова теплого……… (спасибо)

    Зазеленеет старый пень, когда услышит……………. (добрый день)

    Когда нас старшие бранят за шалости. Мы говорим …(простите нас пожалуйста)

    И во Франции и в Дании всем, прощаясь, говорят…………(до свидания)

    Хорошо, и с этим заданием вы справились

    Телеграмма! СОС с острова Радости «Подумай-ка»

    Текст телеграммы: «Помогите! Будьте добры! Наш остров захватило зло, оно превратило все хорошие вежливые слова и поступки в злых служителей. Просим вас, пожалуйста, избавьте нас от этих слов!»(Учащиеся должны убрать из списка невежливые слова)

    ГРУБОСТЬ

    НЕЖНОСТЬ ВЕЖЛИВОСТЬ

    ЖАДНОСТЬ

    ЩЕДРОСТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ДОБРОТА

    ЖЕСТОКОСТЬ

    ДОБРОДУШИЕ ПОМОЩЬ ОТЗЫВЧИВОСТЬ

    СОЧУВСТВИЕ УВАЖЕНИЕ

    ДЕРЗОСТЬ

    БЛАГОДАРНОСТЬ

    Молодцы, доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро.

    Составим правила добрых поступков. (Выслушиваются ответы детей)

    Здоровайся при встрече.

    Не груби, даже если сердит.

    Проявляй доброжелательность.

    Будь вежлив и воспитан.

    Итог.

    - Как звучала тема нашего классного часа? Что полезного для себя вы взяли из нашего путешествия?

    Ребята, благодаря вашей находчивости, вашим знаниям мы с вами преодолели все препятствия в нашем путешествии. Будьте всегда вежливы, внимательны к окружающим, заботливыми.

    Муниципальный заочный конкурс методических разработок, направленных на профилактику асоциальных проявлений среди детей дошкольного возраста и несовершеннолетних

    "Дети разные важны"

    Занятие по воспитанию культуры поведения

    «Путешествие в страну Вежливости»

    Колесникова Светлана Валерьевна

    Педагог-психолог

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное

    учреждение детский сад общеразвивающего вида

    с приоритетным осуществлением деятельности

    по художественно-эстетическому развитию детей

    «Подснежник» пгт Подосиновец Кировской области

    2013г

    Пояснительная записка:

    Занятие с психологом в подготовительной группе по воспитанию культуры поведения «Путешествие в страну Вежливости»

    Цель Формирование представлений о нравственных нормах отношений с окружающими

    Задачи

    1. Формировать элементарные правила вежливости, представление о

    Хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и

    Других.

    2. Закрепить правила культуры поведения в общественных местах.

    3. Учить речевому общению в коллективе.

    Состав участников: дети подготовительной группы

    Материалы и оборудование:

    плакаты о правилах поведения в общественных местах,

    маски с разными выражениями лица,

    картинки с изображениями хороших и плохих поступков,

    ширма,

    мешочек,

    конфеты по количеству детей.

    Ход занятия

    Психолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу познакомить вас с чудесным человеком. Для этого нам придётся отправиться в путешествие в страну Вежливость. Но открою вам одну тайну. Туда могут попасть только вежливые ребята. Как вы думаете, почему страну назвали Вежливость? (ответы детей )

    Психолог: Кто, по-вашему, там может жить? (ответы детей )

    Психолог: Что такое вежливость? (ответы детей )

    Психолог : Какого человека называют вежливым? (ответы детей )

    Психолог: Какого человека называют невежливым? (ответы детей )

    Психолог: Как ведёт себя вежливый человек в общественных местах (в магазине, автобусе, за столом), как он разговаривает? (ответы детей )

    Психолог: А ведёт себя невежливый (грубый) человек? (ответы детей )

    Психолог: Назовите из своей группы детей, которые умеют вести себя вежливо, приведите примеры (ответы детей )

    Психолог: Ребята, перед вами лежат маски с изображением разных лиц. Выберите ту маску, которая больше всего подойдёт к вежливому человеку (дети выполняют задание )

    Психолог: А сейчас выберите маску, которая больше всего подойдёт к невежливому человеку (дети выполняют задание )

    Психолог: Вы отлично справились с заданием. А каких вежливых и невежливых (грубых) героев сказок вы знаете, приведите примеры (ответы детей)

    Психолог: Какие вы замечательные, как много знаете. Думаю, что таким гостям в стране Вежливость будут очень рады.

    Вбегает мальчик Толя (растрёпанный, рубашка выехала, шнурки не завязаны)

    Толя: Эй, куда это вы собрались?

    Психолог: Во-первых, здравствуйте! Во-вторых, представьтесь, пожалуйста! В-третьих, что вы тут делаете молодой человек? В-четвёртых, приведите себя в порядок.

    Приводит себя в порядок

    Толя: Меня-то Толян зовут. Люблю вредничать, пакости разные устраивать, драться. Я вообще невоспитанный. Говорят меня перевоспитывать надо. А где это перевоспитывают, я не знаю.

    Психолог: Как вовремя. Мы как раз отправляемся в страну вежливости. Поедешь с нами? Может по дороге и перевоспитаешься. Ребята помогут стать тебе воспитанным и вежливым.

    Толя: Ладно. Уговорили. Только вам со мной не справиться. Я всё равно буду вам мешать и вредничать.

    Психолог: Нас с вами ждёт автобус. Как думаете, ребята, как надо заходить в автобус? (ответы детей )

    Психолог: По правилам кого первыми пропускают в автобус? (ответы детей )

    Психолог: Правильно. Я в вас и не сомневалась. Толя чтобы сесть в автобус тебе надо выполнить это первое правило, а то автобус уедет без тебя.

    Толя: Да это же проще простого.

    (дети садятся в автобус, (заранее расставлены стульчики), Толя достаёт конфету съедает и мусорит )

    Психолог: Толя, так в автобусе себя не ведут. Наши ребята хорошо знают правила и сейчас тебе расскажут. Расскажите, какие правила поведения вы знаете? (Показывает картинки, дети называют. Затем Толе предлагается повторить правила )

    Психолог: Что же это такое? Пока мы вспоминали правила, наш автобус остановился. Придётся выходить. Узнать в чём дело. (Дети выходят )

    Психолог: Вот в чём дело. Просто автобус не знает, по какой дороге нас везти дальше. Какую дорогу нам выбрать с изображением хороших поступков или плохих?

    Толя: Я хочу идти по дороге с плохими поступками. Кто со мной?

    Психолог: Толя, давай послушаем, что на это тебе ответят ребята. (Объяснение детей, почему надо идти по дороге хороших поступков. Проходят дорогу, описывая хорошие поступки на картинках. В конце пути стена-ширма ).

    Толя: Ну, вот тупик. Я же говорил вам, что надо идти по другой дороге.

    Психолог: Действительно – стена. Но ничего страшного нет. Я знаю, как её преодолеть: надо рассказать пословицы и поговорки о вежливости. (Дети рассказывают «Вежливости открываются все двери», «Ласковое слово и кошке приятно», «Доброе слово лечит, а злое калечит», «Ласковым словом и мёд растопишь»… стена падает, а за ней ребят встречает мистер Вежливость )

    М-р Вежливость: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть, спасибо, что навестили меня. Не испугались трудного путешествия. Только воспитанные и вежливые дети могут попасть в мою страну. У меня для вас есть волшебный мешочек, в нём лежит сюрприз, но открыть его можно только с помощью волшебных слов.

    Толя: Да ну, я его и так открою без ваших волшебных слов. Дайте-ка его мне (выхватывает мешочек и пытается открыть, но не получается) Эй, а ну открывайся! Я кому говорю! Это всё ваши волшебные штучки!

    М-р Вежливость: Молодой человек, боюсь без помощи ребят вам не справиться.

    Психолог: Поможем Толе? Какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)

    Толя: Ух, ты! Открылся! Вот это да! Оказывается вежливым быть здорово! А если я сейчас всем раздам сюрприз, мне будут говорить спасибо.

    Психолог: Это мы сейчас узнаем. Попробуй, раздай (раздаёт конфеты, ребята говорят спасибо)

    М-р Вежливость: Ребята, я рад был познакомиться с вами, но, к сожалению, вам пора отправляться в детский сад. Я думаю, вы сегодня повторили много правил вежливости и если будете их соблюдать, то мы обязательно ещё встретимся. А Толя пока погостит у меня ему надо ещё многому научиться. До свидания! (дети прощаются и уходят )

    Литература

    1. Собинина Н. «Азбука общения» г Мурманск
    2. Ситаров В.А., Маралов В.Г. «Проведение специальных занятий с детьми по формированию у них способности к ненасильственному взаимодействию»
    3. Фесюкова Л.Б. Демонстрационный материал «Я и моё поведение». «ТЦ Сфера» 2013г.

    Я, Колесникова Светлана Валерьевна, даю согласие на публикацию работы и размещение на Интернет-сайте МКОУ ДПО ИМЦ.