Анна Голубева
Конспект занятия «Звуки [л], [л’]. Буква Л, л»

Звуки [л], [л’]. Буква Л л.

I. Организационный момент.

«Скажи наоборот»

Высокий – низкий

Широкий – узкий

Грустный – весёлый

Трусливый – смелый

Добрый – злой

Большой – маленький

Теплый – холодный

Короткий – длинный

Правый – левый

Черный – белый

Старый – молодой

Тяжелый – легкий

Здоровый – больной

II. Основная часть.

1. «Отгадай загадки» (Определение позиции звуков л ль в словах; характеристика звуков)

Не умеет он смеяться,

И не любит раздеваться.

Кто с него кафтан снимает,

Слёзы часто проливает.

С веточки на веточку

Прыгает, резвится,

Ловкая, проворная,

А не птица.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

Л: Какой одинаковый звук слышится во всех отгадках? Какой это звук? (согласный, звонкий, твердый). Где находится звук Л в первой отгадке? И т. д.

Самый кислый в мире фрукт

Так не зря его зовут

Витаминов полон он

Это желтенький.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище - каждому нужна.

Л: Какой одинаковый звук слышится во всех отгадках? Какой это звук? (согласный, звонкий, мягкий). Где находится звук ЛЬ в первой отгадке? И т. д.

Л: Ребята сравним два звука. Они оба какие? (Оба согласные, звонкие, НО звук л – твердый, а звук ль – мягкий.)

2. «Речевая зарядка» (Замени твердый звук на мягкий)

3. Работа с буквой Л.

Ребята звуки л ль мы обозначаем буквой Л. Если звуки согласные, значит и буква согласная.

4. «Волшебная дорожка» (чтение слов, слогов).

Помогите ласточке долететь до своего гнездышка. Для этого прочитаем слоги и слова на дорожке из облаков.

5. Физминутка.

Рано утром, на рассвете произносят, вытягивая губы трубочкой,

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, потирают ладони возле ушей.

То ли аист, то ли ветер, те же движения

Шу-шу-шу, шу-шу-шу,

Пролетел среди берез глиссандо вверх

А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а! с постепенным крещендо, руки вверх.

Новость свежую принес! глиссандо вниз, руки вниз.

А-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а! с постепенным диминуэндо

И сейчас же слухи, слухи…

З-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з-з! зудящий звук со сжатыми зубами,

Зажужжали словно мухи…

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Пробежал по лесу гул… слог произносят на сильном, коротком

Гу-гу-гу! Гу-гу-гу! выдохе.

Тут спросонок лес вздохнул

Уф-уф-уф! Уф-уф-уф! сильный короткий выдох

И посыпалась роса…

Динь-динь-динь-динь!

6. «Предложение рассыпалось»

Алла, молоко, пить.

Зубы, заболеть, у, Лена.

Пластилин, из, лепить, Лёня.

Лебеди, над, летать, лесом.

Тюльпаны, лейка, Мила, поливать, из.

Клава, лес, видеть, лиса, в.

7. Звукобуквенный анализ слова ЛИСА.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это?.

8. Анализ предложения. Работа в кассах.

Купить, Лида, лук.

Л: Ребята, я сказала предложение? Исправьте предложение. (Лида купила лук.)

Сколько слов в предложении?

Какое первое слово? второе? третье?

Выложите схему предложения.

А теперь составьте, это предложение в кассах.

III. Итог занятия.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Буква С, звуки [с]-[с’]» Тема: Буква С, звуки с, сь Форма: Путешествие в страну Звукарию. Задачи: 1. Познакомить с артикуляцией звуков с, сь, закрепить зрительный.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С». НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С» Составила: учитель-логопед Тарасова И. Г. Цель: - учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте «Буква М. Звуки [м] - [м’]» МДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Сказка» г. Тамбов Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.

Конспект занятия «Звуки [Н]-[Н′], буква Н. Научим Незнайку». Цель: познакомить с буквой Н Задачи: выделение звука [Н] из ряда звуков, слогов, слов; дифференциация звуков по твердости-мягкости; закрепление.

Конспект занятия «Звуки [в], [в’], буква В» Тема «Звуки [в], [в"] и буква В» Цели: 1) учить чётко произносить звуки [в], [в"] изолированно, в слогах, словах, предложениях; 2) дифференциация.

Непосредственная образовательная деятельность «Звуки [Н]-[Н’]. Буква Н» НОД. Тема: Звуки Н-Нь, буква Н. Цели:1. Правильное произношение и различение звуков Н-Нь. 2. Звуко-слоговой анализ и синтез слов САНИ, ТАНК.

Тема: Буква Л.
Цель: Познакомиться с буквой Л. Закрепить слияние букв в один слог и в
слова. Повторить умение проводить звуковой анализ изученных слогов и слов.
Повторить понятия «звук», «буква», «гласный, согласный звук», «мягкий,
твердый звук», «звонкий, глухой звук». Печатание данных слогов.
Учить выделять согласный звук из начала, конца слова.
Учить соотносить звук с символом.
Закрепление знаний о буквах Ы, Ш, Р, А,О,У, М, С, Х.
Развивать фонематические процессы, мелкую моторику руки, логическое
мышление.
Воспитывать аккуратность, целеустремленность.
Оборудование: предметные картины, символы, буква Л, Ы, Ш, Р, Х, М,
А,О,У.
Ход занятия:
I.Организационный момент:
Игра «Нет чего?»
Нет льда
Нет снега
Нет сугроба
Нет горок
II. Знакомство с новой темой:
1. Артикуляционная гимнастика:
Заборчик
Вкусное варенье
Маляр
2. Дыхательная гимнастика: «Сдуй снежинку»
Сделать глубокий вдох и сдуть с ладошек снежинки. Плечи не поднимаются,
Нет снеговика
Нет инея
Нет зимних забав
Нет мороза
Нет метели
Нет снегопада
Нет холода
Нет зимы
щеки не надуваются.
Все снежинки улетели, и получился снегопад.
3. Повторение чистоговорок:
Ла –ла –ла – лопата и пила,
Ла – ла – ла – наша лодочка плыла,
Ло – ло – ло – как на солнышке тепло,
Лы – лы – лы – мы мыли полы,
Ла – ла – ла – ласточка гнездо взвила,
Лы – лы – лы – прилетели две пчелы.
4. Беседа:
Какой звук мы с вами проговорили очень четко?
Какой это звук?
Какой буквой обозначается этот звук?
5. Чтение слогов:

Показываем пальчиком первую букву А, и передвигаем палец ко второй, Л.
А______________Л
АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
6. Игра «Вспомни слово»
Вспомните слова, которые начинаются на букву Л.
7. Игра «Повтори, не ошибись»
Лодка, лопата, лампа, лось
Лошадь, ласточка, луна, лужа
Лыжи, лыко, лак, лупа
Лук, лама, лом, лоза
ФИЗМИНУТКА «СНЕЖИНКИ»
На поляну, на лужок,
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
8. Чтение слогов и слов:
ЛУ ЛА ЛО САЛО МАЛ
ЛУША УШЛА ЛЫ МЫЛО МАЛО
Что означает это слово? Сколько слогов в слове? Назовите первый слог,
второй. Сколько всего звуков?
Придумайте предложение со словом «Луша».
Придумайте предложение со словом «УШЛА», «МЫЛО».
9. Закрепление:
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ
АЛ ОЛ УЛ ЫЛ
Показываем пальчиком первую букву Л, и передвигаем палец ко второй, А.
Тяните первую букву до тех пор, пока не дойдете пальчиком до второй буквы.
10. Чтение текста:
Луша мала.
Саша мал.
Мы малы.
Мама ушла.
Что означает это предложение?
Сколько слов в предложении?
11. Работа в тетрадях:
Напишите букву Ы.
Из каких элементов она состоит?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 442 г. Челябинска

Конспект урока русского языка

«Звук и буква Л»

подготовила

учитель – логопед

Цыпина Ольга Александровна

г. Челябинск

2013

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

— уточнить артикуляцию звука «л»;

— закрепить чёткое и правильное произношение звука «л» в слогах, в словах различной слоговой структуры (1, 2-х, 3-х, 4-х сложные слова), в предложениях, чистоговорках и стихотворениях.

— закрепить обобщающее понятие «транспорт».

2. Коррекционно-развивающие:

— Развитие фонематического восприятия и слуховой памяти;

— развитие навыка звукового анализа и синтеза слов со стечением согласных (с опорой на кинестетические и слуховые ощущения), слогового анализа слов, анализа предложения с предлогом;

— развитие просодической стороны речи (работа над силой голоса);

— развитие внимания и произвольного запоминания;

— развитие мелкой моторики;

— развитие общих моторных навыков.

3. Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать навык самоконтроля за устной речью.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

ноутбук, диск с записью аудиописьма, запись с музыкой шума воды; схема для характеристики звука «л» и акустико-артикуляционного образа звука; Звуковичок Л; образец букв Л, л; картинки из «Весёлой азбуки»; схема написания букв Л, л; предметные картинки с изображением транспорта; слоговые таблицы для чтения; предметные картинки с изображением плота и лодки; схемы для звукового анализа слов со звуком «л»; касса букв; сюжетная картинка к сказке «Золушка»; предметные картинки с изображением персонажей сказки: Золушка, Фея – волшебница; слоговые схемы; карточка для преобразования слова Золушка (калушЗо); таблица с буквами и фигурами для игры «Заколдованное слово»; карточки со словами для составления предложения; схемы предложений.

Раздаточный материал: символы звуков для звукового анализа слов; разрезные азбуки; магнитная азбука, кубики с буквами; простые карандаши; карточки для игры «Заколдованное слово»;

Лексический материал:

Части речи

Слова

предметы

Бал, лук, стол, стул, слон, волк, плот, лодка, луна, мыло, лодка, галка, лапа, транспорт, Золушка, тепловоз, теплоход, палочка, волшебница, велосипед.

действия

Ехать, плыть, подниматься, спускаться, была.

признаки

Волшебная, злая.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы, целей занятия.

— Ребята, вы любите сказки? А какие вы сказки знаете?

Сегодня я предлагаю вам послушать одну волшебную сказку. Усаживайтесь поудобнее и слушайте. Логопед включает волшебный экран, а вместо сказки — аудиописьмо от Злой Колдуньи.

Текст письма: «Ну, что, детишки, послушали сказочку? А сказку — то вашу я заколдовала. Отправляйтесь в сказку, да выполните мои задания. А если справитесь, то расколдую я вашу сказку. Хоть ничего-то у вас не получится, но, так и быть, дам вам подсказку: вам поможет звук, который есть в названии моего имени. Ну, прощайте, мне пора».

— Ребята, как вы думаете, кто это? Из какой сказки? Какая Колдунья? (злая). Логопед предлагает детям отправиться в сказку на помощь героям

— А с каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? (со звуком «л»).

Есть этот звук в слове «Колдунья»? (ответы детей).

Путешествовать с нами будет Звуковичок «Л». На пути нам будут встречаться предметы, в названиях которых живёт звук «л». Нужно будет не забывать чётко и правильно произносить этот звук. Чтобы быть готовыми к заданиям Злой Колдуньи, давайте вспомним, как правильно произносится этот звук.

2. Акустико – артикуляционный образ звука «л».

Губы слегка в улыбке.

Зубы с ближены.

Узкий кончик языка поднят за верхние зубы к бугоркам.

«Горлышко работает».

Воздушная струя слабая, теплая.

3. Произнесение звука «л» изолированно. Работа над силой голоса.

Чтобы напугать Колдунью, как мы произнесём «л»? (по схеме)

— хором:: лллЛЛЛ, ЛЛЛллл (с движениям): тихо – громко; громко – тихо;

— индивидуально (дети со стёртой дизартрией).

4. Характеристика звука «л». Дети рассказывают про звук по схеме:

Звук «л»: согласный, твёрдый, звонкий.

5. Знакомство с буквой Л.

Звук «л» на письме обозначается буквой Л.

— Рассматривание образца букв Лл;

на что похожа буква Л? (ответы детей).

— ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА:

«Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш».

(Б. Заходер)

— Анализ образца: из скольких и каких элементов состоит буква Л?

— Показ написания букв Л л на доске (логопедом).

— «Рисование» букв Л,л пальчиком в воздухе (схема).

Дифференцированное задание: обводка трафаретов, конструирование буквы, выкладывание, нахождение буквы Л среди других букв, среди неправильно напечатанных букв — зачеркнуть неправильные буквы, найти букву – наложенные изображения (в зависимости от модальности восприятия ребёнком материала).

Проверка выполнения задания детьми.

6. Закрепление обобщающего понятия «транспорт».

Теперь можно отправляться в путь.

Не забывайте, что в названиях предметов должен обязательно присутствовать звук «л».

На чем можно ехать? (на велосипеде, на тепловозе), плыть? (на лодке, теплоходе).

— Как можно одним словом назвать перечисленные предметы? (транспорт). Повторение слова хором и индивидуально.

Чтобы появился транспорт, нужно прочитать волшебные слова:

7. Автоматизация звука «л» на материале слогов.

Дети читают слоговые дорожки:

ЛА – ЛО – ЛУ — ЛЫ

ПЛА – ПЛО – ПЛУ – ПЛЫ

8. Автоматизация звука «л» на материале слов.

Теперь добавьте к слогу ПЛО звук «т». Что появится? (ПЛОТ).

Что такое плот? (ответы детей). Плот – это скрепленные в несколько рядов бревна для переправы на них по воде. Какой это транспорт? (водный).

9. Звуковой анализ слова ПЛОТ. Схема слова .

10. Выкладывание слова ПЛОТ из букв разрезных азбук. (Дифференцированное задание: 1 ребёнок выкладывает слово на доске, 2-й — из букв магнитной азбуки, 3-й — из кубиков, остальные — из букв разрезных азбук у себя на столе).

— Добавьте к слогу ПЛЫ звук «ть». Мы можем на ПЛОТУ ПЛЫТЬ.

Звучит музыка. Дети «плывут» на плоту.

11. Путешествие в сказку «Золушка».

Посмотрите, ребята, мы попали в какую-то сказку. Рассматривание картины (на сюжетной картинке изображены: дворец, лестница, силуэты

персонажей сказки и слоговые схемы под силуэтами). Давайте прочитаем название сказки: калушзо. Все буквы перепутались. Прочитайте в нужном порядке (над буквами определенная цифра). Получилось слово (ЗОЛУШКА).

Логопед показывает картинку с изображением Золушки.

— Ребята, давайте вернём предметы, в названиях которых есть звук «л»:

Куда очень хотела попасть Золушка? (на бал).

Кто помог Золушке попасть на бал? – (волшебница).

С помощью какого предмета Фея совершала превращения?- (с помощью палочки),

А какая была палочка? – (волшебная).

На сюжетную картинку возвращаются исчезнувшие предметы после слогового анализа слов:

12. Слоговой анализ слов, выделение ударного слога, звука.

___________ ____________ ___________

___ ___ ___ __ __ __ __ _____

ЗОЛУШКА ВОЛШЕБНИЦА БАЛ

13. Психогимнастика. Развитие мимических движений.

— Покажите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал.

— Изобразите злую мачеху, ленивых и злых сестёр.

— Покажите, какое доброе лицо у Волшебницы.

— Ребята, мы вернули всех героев. Теперь Золушка обязательно попадет на бал и познакомится там с принцем.

Нам пора возвращаться домой.

14. Игра «Заколдованное слово». Печатание и чтение слов с буквой Л.

Задание: замените фигуры буквами.

Дети разгадывают зашифрованные буквы, печатают на карточках слова и читают названия (стол, стул, луна, мыло, лодка, слон, волк, галка, лапа, лук).

— Ребята, у кого название транспорта?

Появляется лодка. На лодке мы поплывем обратно в детский сад.

15. Автоматизация звука «л» в предложениях (чистоговорках).

Лу-ло-ла-ла – взяли в руки два весла — громко

Ло-лу-ла-ло – вот волшебное весло — тихо

Дети имитируют взмахи вёслами. Наша волшебная лодка перенесла нас

обратно в детский сад.

16. Анализ предложения. Составление схемы предложения.

Дети читают слова, составляют предложение из разбросанных слов (была, на, Золушка, балу) — Золушка была на балу.

— Сколько слов в предложении? (4 слова).

— Назовите 1-е, 2-е, 3-е, 4-е.

— Выложите схему к этому предложению.

17. Итог занятия. Автоматизация звука «л» на материале скороговорок, стихотворений .

— Какой звук помогал нам?

— В какой сказке были в гостях? Назовите слова со звуком «л».

— Кто расскажет стихотворение со звуком «л»? (опрос детей).

— Поощрение медальками самых активных на занятии детей.

Список использованной литературы

1. Волина В.В. Праздник букваря. – М.: « АСТ – ПРЕСС», 1995.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов).- М.: ВЛАДОС, 1999.

Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» г. Губкин Белгородской области.
Конспект фронтально-подгруппового занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему:
«Звук Л. Буква Л»
(Из цикла сказок «О царевиче Проше и жителях Буквограда»)
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о звуке Л и букве Л. Совершенствовать умение выделять звук Л из начала, середины и конца слова. Учить выполнять звукобуквенный анализ слова ВОЛК. Закрепить знания о диких животных.
2. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными, составлять рассказы о волке и лосе.
3. Развивать произвольную память, связную речь.
4. Воспитывать самостоятельность в выполнении заданий сказочного героя.
Материал: звуковые пеналы, мальчик - звук Л, буква Л, карточки, кукла царевича Проши, предметные картинки, цветные карандаши, игрушки.
Ход.
Логопед. Сегодня к нам на занятие пришел царевич Проша (показывает куклу). Мы очень рады ему. Проша немного грустный. Почему?
Проша. Вчера я ходил в зоопарк и видел там животных. Но забыл их названия. Помню, что в их названиях был звук Л.
Логопед. Не расстраивайся, Проша.
- Дети, поможем Проше вспомнить названия животных.
- Если в названиях животных был звук Л, сначала предлагаю рассказать все о звуке Л.
Дети. Звук Л – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Вот и звук Л. Почему Звук Л носит синюю рубашку?
Дети. Потому что звук Л твердый.
Проша. Я люблю петь песни согласных звуков.
Логопед. Сейчас мы порадуем тебя и споем песенки.
Игра «Пропой цепочку слогов»
ЛА – ЛО – ЛО – ЛА
ЛЫ – ЛЫ – ЛУ – ЛА
ЛУ – ЛО – ЛО – ЛУ
ЛЭ – ЛА – ЛЭ – ЛА
ЛЫ – ЛУ – ЛУ – ЛЫ
Проша. Какие хорошие песенки.
Логопед. У нас есть картинки диких животных, которых ты мог видеть в зоопарке.
- Кто это?
Дети. Это лось.
Логопед. Где стоит звук Л в слове ЛОСЬ?
Дети. В слове лось Звук Л стоит в начале слова.
Проша. Вспомнил. В зоопарке был лось, но не один. А сколько их было, не помню.
Логопед. Сейчас дети будут задавать тебе вопросы, и ты вспомнишь, сколько лосей было в зоопарке.
Ребенок. В зоопарке было два лося?
Проша. Нет.
Ребенок. В зоопарке было три лося?
Проша. Нет.
Ребенок. В зоопарке было четыре лося?
Проша. Нет.
Ребенок. В зоопарке было пять лосей.
Проша. Да. В зоопарке было пять лосей.
- Я вспомнил, что в названии следующего животного звук Л стоял в середине слова, и он был зубастый и серый.
Дети. Это волк.
Логопед. Сейчас мы выполним звукобуквенный анализ слова ВОЛК (у детей карточки с четырьмя квадратами вверху и четырьмя квадратами внизу).
Возьмите цветные карандаши и раскрасьте звуки цветными карандашами.
- Какой первый звук в слове ВОЛК?
Дети. В слове ВОЛК первый звук В. Звук В – согласный, звонкий, твердый.
Проша. Я знаю, какого цвета должна быть рубашка звука В. А дети знают?
Дети. Рубашка должна быть синей с колокольчиком.
Логопед. Назовите второй звук и раскрасьте его.
Дети. В слове ВОЛК второй звук О. Звук О – гласный. Его рубашка должна быть красной.
Логопед. Почему вы раскрасили рубашку звука Л, синим цветом, с колокольчиком?
Дети. Потому что звук Л – согласный, звонкий, твердый.
Логопед. Расскажите все о следующем звуке в слове ВОЛК.
Дети. В слове ВОЛК четвертый звук К. Звук К – согласный, глухой, твердый.
Логопед. Под каждым звуком напишите букву, в которой живет этот звук.
Проша. Я вспомнил, что в названии следующего животного звук Л стоял в конце слова.
Дети. Это крокодил.
Проша. Вы знаете, какой крокодил?
Дети. Крокодил зеленый, длинный, хищный, зубастый, Африканский, злой.
Проша. В зоопарке крокодил был не один, а их было вот сколько (показывает цифру шесть)
Дети. В зоопарке было шесть крокодилов.
Проша. Молодцы, дети. Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Вот мы в зоопарк пришли – идут на месте
Много там зверей нашли – развести прямые руки в стороны
Лоси на лугу пасутся – поднять скрещенные руки над головой и расставить пальцы
Волк заставил отшатнуться – наклоны туловища влево и вправо
Крокодилы крепко спали – закрыть глаза
На песочке отдыхали – присесть
Проша. Давайте устроим в вашей группе зоопарк и будем размещать в нем разных животных.
Логопед. Предлагаю построить для животных вольеры и поместить в них лося, крокодила и волка.
- Зоопарк устроен. Уважаемые посетители зоопарка. Мы стоим у вольера с хищными Африканскими крокодилами. Африканский крокодил достигает в длину от четырех до шести метров. У крокодила длинный хвост. Тело, хвост и конечности покрыты роговыми щитками. Глаза у крокодила приподняты и расположены в верхней стороны головы, что позволяет им держаться на поверхности пресного водоема, выставив на воздух лишь ноздри и глаза. Охотятся крокодилы ночью на водных птиц. Едят рыбу, моллюсков, червей. Самка откладывает от десяти до ста яиц, величиной с куриные. Живут крокодилы от восьмидесяти до ста лет.
- Кто хочет рассказать о лосе.
Ребенок. Лось – дикое, травоядное животное. Лось самое высокое животное, после жирафа. Туловище у лося короткое, а ноги длинные. Рога носят только лоси – папы. Летом лоси питаются травой, грибами, водорослями водоемов. Детеныши у лося и лосихи лосята.
Логопед. В следующем вольере расположился волк.
Ребенок. Волк – хищное животное. Тело волка покрыто серой шерстью. Волки создают семью на всю жизнь. В волчьей семье папа – волк, мама – волчица, детеныши – волчата.
Спит волк в логове.
Волк – стайное животное. В каждой стае есть вожак. Вожак ведет стаю на охоту. Волки охотятся на больных и слабых животных, поэтому их называют санитарами. Дичью для волков бывают лоси, зайцы, кабаны, косули, бобры. Когда пищи мало они едят лягушек, ящериц, жуков, ягоды, грибы, траву.
Итог занятия.
Проша. Спасибо, что вы помогли вспомнить мне названия животных. Мне понравилась ваша экскурсия по зоопарку. У себя во дворце я тоже устрою зоопарк и буду вести экскурсии. Я приглашу вас в свой зоопарк.
Логопед. Вы, ребята, оказались настоящими друзьями и помогли Проше в его беде. Я оцениваю вашу работу на занятии вот такой цифрой (показывает цифру пять). Попрощайтесь с Прошей.

Надежда Корсакова
Конспект занятия «Звук [Л] и буква «Л»

Тема : Звук /Л/ . Буква Л .

Цель : Закрепление произношения звука Л в слогах , словах, предложениях, познакомить с буквой Л .

Оборудование : Мячи различного диаметра, по форме, карточки с заданиями, фишки, кукла.

Ход занятия

1. Орг. момент.

Собери из букв слово , буквы на мячах . Прочитай, что написано. 4 мячика с буквами на них . ЛАДА

Кукла Лада, пришла поиграть, приготовила сюрприз.

Загадала слово. _ _ Л _ _ _ _.

Одну букву написала , а остальных не знает. Просит ей помочь разгадать слово.

2. Сообщение темы занятия .

Назови первый звук в имени девочки , назови букву , которая есть в загаданном слове?

Назови тему занятия . Тема – звук и буква Л .

Послушай, как говорит девочка : павка, вампа, мев, уак. Она правильно произносит звук Л в словах ?

Нет! Значит цель нашей деятельности какая?

Научиться правильно произносить звук Л . И отгадать слово.

Сегодня мы будем играть с Ладой, выполнять задания, артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, закреплять правильное произношение звука в словах и предложениях, читать, а чтобы нам было интереснее, в играх мы будем использовать мяч.

Кроме того, ты будешь оценивать выполненные задания с помощью фишек.

В конце мы посчитаем, каких фишек у тебя больше!

3. Пальчиковая гимнастика с использованием мяча.

Поработают наши ручки.

4. Артикуляционная гимнастика с использованием мяча.

Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Артикуляционная гимнастика с мячиком.

Наш язычок стал послушный, давайте произнесем звук [Л] .

5. Характеристика звука . Л показ буквы в слове .

Что делают наши зубки и язык, когда мы произносим этот звук . - Губы растягиваются в улыбке. - Язык поднимается вверх за зубки. - Скажи он гласный или согласный. (синий кружок) - Звонкий или глухой. Проверим. Закроем ручками уши, и послушаем как он звучит. Он напоминает гул летящего самолета : ЛЛЛЛЛЛЛЛЛ.

5. Игра «Доскажи словечко» . Использовать мяч, катим по столу. 1

Ла-ла-ла - есть у дворника МЕТЛА.

Ла-ла-ла - над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло - мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу - не могу найти ПИЛУ.

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА.

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ.

Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ.

6. Игра «Найди позицию звука Л » .2

Слова : лампа, вилка, стул, мел, лодка, палатка, платье. Карточка, фишка.

7. Дыхательная гимнастика с использованием теннисного мячика.

8. Динамическая пауза. Игра «Какой? Какое? Какая?» с использованием мяча.

Картинка. 3

9. Связь звука буквой . 4

Люди, видите слона?

Хобот есть. Нога видна. (Г. Виеру) .

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш . (В. Степанов) .

Напечатай букву Л в воздухе , на столе, обведи по точкам.

10. Напечатай букву Л . Закрепление буквы в слогах , словах, предложениях. Прочитай. 5

11. Работа с деформированным текстом. 6

Расставь правильно слова, прочитай, что получилось.

12. Связь с новым материалом.

Вспомни, какой цвет мы называли, когда играли со словами? Белый.

Выучить стихотворение…

Летят опилки белые

Летят из-под пилы,

Это плотник делает

Окна и полы.

Как ты слышишь звук Л в слове «летят» ? Твердо или мягко? Мягко.

На следующем занятии мы будем говорить о мягком звуке Ль .

13. Рефлексия. Итог занятия .

Итак, мы разгадали слово, помогли Ладе прочитать его. Что получилось?

Сегодня на занятии…

Сосчитай фишки, каких получилось больше? Оценка по карточке.

Ты был внимательным, активным, проявил смекалку! Вот тебе сюрприз от Лады. Воздушный шарик, ты его надуешь дома, будешь продолжать развивать сильный выдох, поиграешь с шариком дома!

Наша игра окончена. Лада пойдет отдыхать, а мы пойдем в группу!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Гласный звук [У]. Буква У» Тема: Гласный звук «У». Буква У. Цели: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, фонематического слуха; познакомить детей с гласным.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК - Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.

Конспект логопедического занятия «Звук [К] и буква К» Конспект логопедического занятия теме "Звук и буква К". Цели: Учить детей выделять звук К в словах (в конце, в середине слова, анализировать.

Конспект логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л» Тема: Звук "Л" и буква "Л". Цели: -автоматизация звука "Л" в слогах, словах и предложениях; -развитие фонематического слуха и восприятия;.

Тема: Звук [а], буква А. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: Звук [а], буква А. Цель: Закреплять правильное произношение.