Располагается Введенское кладбище в юго-восточной части Москвы, в районе Лефортово. Его общая площадь порядка 20 гектар. Первые захоронения были проведены в 1771 г., во время бушевавшей тогда эпидемии чумы. В XVIII-XIX веках это кладбище называли Немецким, так как там в основном хоронили католиков и лютеран.

До 1917 г. Введенское кладбище было в Москве единственным, где хоронили «западных христиан». После революции стали хоронить без учета принадлежности к той или иной конфессии. А на сегодняшний день здесь больше русских и еврейских захоронений, чем лютеранских и латинских.

По внешнему виду это место захоронений так и осталось «иноверческим». Это бросается в глаза еще на входе – ворота сделаны в готическом стиле, а на самом кладбище возвышаются латинские распятия, скульптуры, полные аллегорий, часовни и портики с дверцами в потусторонний мир и все прочее, свойственное архитектурному стилю Западной Европы. С первого же взгляда понятно, что все здесь совсем не такое, как на русских православных местах захоронений. На земле Введенского кладбища есть четырнадцать часовен и две лютеранские церкви. Вся территория по периметру была обнесена стеной из кирпича, которая была построена в XIX веке. Но в 1960 году территорию было решено увеличить, поэтому соорудили открытый колумбарий.

Многие заслуженные москвичи-деятели культуры, науки, спорта, бизнеса и политики упокоились здесь. Одним из самых уважаемых могилок на Введенском кладбище с 1853 года остается захоронение тюремного врача Федора Гааза. Он обессмертил себя тем, что всегда, как мог, облегчал страдания ссыльных и заключенных, которые в те годы были поистине ужасны. К оградке его могилы прикреплены настоящие кандалы, а памятник доктору, говорят, был возведен на деньги заключенных, которые по копейке собрали необходимую сумму.

Здесь же нашли свое упокоение солдаты Наполеона и немецкие солдаты времен первой мировой войны, умершие в госпиталях. Во времена ВОВ на Введенском кладбище хоронили летчиков-французов из авиационного полка «Нормандия-Неман», павших в воздушных боях.

В наше время на Введенском кладбище тоже хоронят, но только кремированных родственников уже покоящихся тут. Кроме своего скорбного предназначения кладбище имеет еще одно – это достопримечательность, оно является одним из самых интересных мест захоронений в культурном плане. Можно часами неспешно бродить здесь, читая на могильных плитах знакомые каждому культурному человеку имена, вспоминая жизненные достижения этих людей, размышляя об ушедших и переосмысливая свою жизнь. Здесь чувствуется не только скорбь, но и умиротворенность, торжественность смерти. В таком месте охотно верится, как сказал Б. Акунин, что смерть – это не стена, а двери.

С давних времен на берегу Яузы, на окраине Москвы, селились пришлые люди чужой веры, ищущие в стране русинов славы и денег. Православные прозвали их немчинами, а место - Немецкой слободой.

Молодой царь Петр, приверженец европейского уклада жизни, с удовольствием бывал в слободе. Вскоре у него появился настоящий друг и соратник - швейцарец Лефорт. Он оказал большое влияние на формирование мыслей и целей Петра, а значит, и всего Российского государства. Его именем до сих пор называется район, где располагалась Немецкая слобода.

Франц Яковлевич Лефорт похоронен с почестями на вершине Введенской горы. Грозная эпитафия на памятнике вселяла страх, и со временем его разрушили, а прах перезахоронили на Введенском кладбище.

История возникновения погоста

Еще пытался ввести запрет на захоронения возле храмов, что в те времена было принято. Его дочь Елизавета во время царствования также приказывала переносить кладбища, которые могли встретиться ей на пути следования.

Окончательную точку поставили Екатерина II и чума, собравшая богатый урожай в Москве 1771 года.

За чертой города, возле Введенских гор, сейчас Лефортовский холм, на берегу речки Синички отвели участок под Немецкое (Иноверческое) кладбище. Изначально там планировалось хоронить лютеран, католиков, англиканцев.

Постепенно территория разрослась за овраг и речку. Земляной вал заменили каменной стеной. Расширили вход со стороны улицы Наличной и открыли второй с противоположной стороны на Госпитальном валу.

В XIX веке начали появляться захоронения людей других вероисповеданий. Стало иначе называться и само кладбище - Введенское.

В середине XX века территория еще раз увеличивалась. В это же время появилась стена колумбария.

История захоронений

Введенское кладбище существует более двух веков, и благодаря этому уже давно превратилось в музей под открытым небом.

По именам на могилах можно узнать о тех, кто внес определенный вклад в развитие государства, упрочил его славу и мощь.

То, что захоронения производились от разных конфессий, наложило ощутимый отпечаток на архитектуру надгробий. Памятники, некрополи и часовни представляют собой яркие образцы классицизма, готики, стиля ампир. Многие из них созданы великими мастерами.

К сожалению, надгробия на могилах до начала XIX века практически не сохранились.

Храмы и часовни

Когда-то на территории находились 2 лютеранские церкви и 14 часовен. К концу XIX века Северный вход украсила общая часовня со звонницей для отпевания. Архитектор Роде спроектировал ее в тем самым подчеркнув изначальное единство всех европейских религий.

В начале XX века появилась большая готическая часовня, оформленная деталями в стиле модерн. После революции в ней разместили административные помещения. Через 70 лет здание вернули в лоно церкви, отреставрировали и заново освятили. Сейчас в нем ведутся службы на русском и финском языках.

Кладбище Введенское примечательно тем, что здесь находятся могилы видных церковных деятелей. После революции, во время гонений служителей культа, на территории некрополя начинают хоронить православных священников. До начала Великой Отечественной войны эти могилы находились под защитой лютеранской общины Москвы.

Могилу "златоуста православия" митрополита Трифона посещал патриарх Алексий II и отслужил молебен.

Из-за тяжелой болезни избежал репрессий протоиерей Алексей Мячев. Запрет властей общаться с верующими намного сократил его жизнь. Похоронен рядом с супругой на немецком кладбище. В 2000 году причислен к лику святых. Новообретенные мощи перенесены в храм Святого Николая в Москве.

Долгое время оставалась заброшенной могила старца Зосимы. Существует история о блаженной нищенке Тамаре, которая жила на кладбище и собирала милостыню. На собранные деньги она расчистила и частично восстановила часовню семьи Эрлангер. Она же привела в порядок могилу старца и способствовала строительству небольшой часовни из металла над ней.

Благодаря этой самоотверженной женщине можно прийти на поклонение к Зосиме и попросить совета в семейных делах, помощи в выборе второй половины.

Архитектурное наследие, исторические могилы и некрополи

Старые европейские погосты больше напоминают галереи, где представлены образцы многих направлений в искусстве. Не исключение в этом кладбище Введенское. Многие и архитекторы приложили руку к изготовлению склепов, часовен, надгробий.

Об античной усыпальнице Boray до сих пор ходят легенды. До конца Второй мировой войны в арке стояла статуя Христа работы знаменитого Романелли. Во время дождя с руки спасителя стекали капли, эту воду считали святой, способной излечивать недуги.

Паломничество к статуе было несовместимым с идеологией страны того времени, статую убрали. Сейчас она находится на территории семинарии в Сергиевом Посаде.

Внутреннее убранство часовни семьи Эрлангер украшает панно, выполненное по эскизам Петрова-Водкина. В эту часовню приносят записки с просьбами, здесь творят молитву Господу, зажигают свечи. Никто уже не помнит, когда она стала привлекать православных христиан.

На главной аллее много надгробий разных стилей, датируемых первой половиной XIX века. Ярким образцом готики является могила генерала графа Палена.

Хорошо сохранился до наших дней склеп Мусиной-Пушкиной, выполненный в манере ампир. Некогда белые стены потемнели от времени, обросли мхом, но все равно сохраняют свое безмолвное величие.

С середины девятнадцатого века сохранились гранитные памятники черного и красного цвета. Ампир на кладбище представлен в виде усеченных колонн, стел, валунов.

С начала 1900 годов в надгробиях используется символика профессиональной принадлежности. На могиле Мейена - памятник в виде деталей, имеющих отношение к железнодорожному делу. У авиатора Букина памятник венчает пропеллер.

Очаровывает могила писателя Пришвина. Скульптор Коненков изваял легендарную птицу Феникс, чтобы она своими крыльями охраняла покой великого мастера описания природы.

Военные и братские могилы

Кладбище Введенское может похвастаться тем, что на его земле находится территория европейского государства. Это небольшое место, окруженное цепью, которая крепится к вкопанным в землю пушкам, является братской могилой французских солдат. Они погибли в Москве и ее окрестностях во время Отечественной войны 1812 года.

Надгробие на бывшей могиле летчиков из полка "Нормандия-Неман" просто и лаконично. Прах перевезли на родину, а надгробие стоит, как дань дружбе и единству народов в страшной войне.

Гранитные обелиски на братских могилах напоминают о беспримерном подвиге советских солдат, погибших на подступах к столице.

Могилы известных людей

То, чем может гордиться Введенское кладбище - могилы знаменитостей. Здесь нашли свое упокоение Герои войны и труда, политики, историки, военные, люди искусства, спорта, литературы.

Пожалуй, самое почитаемое место - могила «святого доктора» Гааза. Он потратил всю свою жизнь и средства, чтобы воплощать в жизнь евангелистское выражение «спешите делать добро». Все главные атрибуты его деятельности воплотились в надгробии. Тяжелый валун - символ непосильной ноши, возложенной на себя тюремным врачом, креста, который он с честью нес до последних дней. Кандалы - достижение, которым можно гордиться.

Мало кто знает, что ресторан "Эрмитаж" в Нескучном саду Москвы организовал Люсьен Оливье. Почести его салату воздает не одно поколение россиян за новогодним столом. Его могилу можно найти на 12-м участке кладбища.

Книгоиздателю Сытину благодарны молодые поэты и писатели начала XX века. Поклониться этому человеку от лица всех, кого он сделал узнаваемыми и знаменитыми, можно на 14-м участке.

Яркая личность, непревзойденный комментатор Николай Озеров покоится на 21-м участке.

Совсем недавно нашел свой последний приют на 6-м участке весельчак и балагур писатель-сатирик Аркадий Арканов.

Желающим отдать последний долг любимым актерам обязательно нужно посетить Введенское кладбище. Могилы знаменитостей можно найти без труда по указателям. Вот только несколько имен:

  • яркая и удивительная оперная дива ;
  • самая лучшая в мире бабушка Татьяна Пельтцер;
  • хозяйка квартиры на Бейкер-стрит Рина Зеленая;
  • хохотушка и певунья из «Девчат» Люсьена Овчинникова;
  • создатель бессмертных «Покровский ворот» Михаил Козаков;
  • актриса с 70-летним стажем, прекрасная

Этот список можно продолжать очень долго.

План кладбища

Изначально территория кладбища делилась по конфессиям. По два участка отводилось лютеранам и католикам. По одному - англиканам и лютеранам-реформаторам. Каждый участок также был приписан к определенному приходу.

Современное Введенское кладбище разделено на номерные участки для лучшего ориентирования и поиска нужного захоронения. Всего их тридцать. По периметру вдоль ограды расположены стены для захоронения урн с прахом.

На территории находится администрация, контора ритуальных услуг, производственные службы, церковь для отпевания.

Как добраться?

Находится в черте города, что позволяет желающим легко найти и посетить Введенское кладбище.

Как доехать от метро «Бауманская»? К сожалению, эта станция в данный момент закрыта, и путь на городском транспорте не очень удобен, так как прямого маршрута нет. Но для любителей пеших прогулок будет приятно и познавательно прогуляться. Дорога займет не более 40 минут и доставит истинное наслаждение.

Более удобный путь - от метро «Электрозаводская» на автобусе маршрута 59 или на маршрутном такси 636. Ехать около 30 минут до остановки «Музей «Лефортово».

Самый быстрый маршрут - от станций метро «Семеновская» и «Авиамоторная». Сесть на трамвай №№ 32, 43, 46 и через 25 минут выйти на остановке «Введенское кладбище». Как доехать и каким транспортом воспользоваться - зависит только от личных предпочтений и начальной точки.

Адрес и время работы

Почтовый адрес: Введенское кладбище, Наличная, 1.

Некрополь открыт для посещения:

  • октябрь-апрель - с 9.00 до 17.00;
  • май-сентябрь - с 9.00 до 19.00.

По непроверенным данным, профессиональное фотографирование со штатива и видеосъемка запрещены. Охрана ревностно следит за поведением посетителей.

Есть возможность организовать экскурсию для группы или индивидуально. За два часа можно увидеть и узнать много интересного об истории места и людях, нашедших здесь последний приют.

Ещё

Тайны Введенского кладбища
Мертвая рука и надгробие на колесах, подземные катакомбы и надписи на склепе, сакральная «Вампирка» и рецепт салата оливье, унесенный в могилу

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище.


Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.


2. Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года

3. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Южные ворота

4. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота

5. Москва. Введенское (Немецкое) кладбище. Северные ворота


Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.


6. Лютеранская церковь

7. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны

8. Уборка на могилах ветеранов Великой Отечественной войны


В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.


9. Могила балерины Ольги Лепешинской

10. Могила актера Геннадия Бортникова

11. Памятник генералу Никите Лебеденко


Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.


12.


Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.


15.


Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.


19.


Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.


22. Часовня

23. Беломраморная статуя Христа перед усыпальницей Рекк-Третьяковых


Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.


25. Мавзолей Людвига Кноппа


В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.


28. Католическая месса в День всех усопших праведных

29. Католическая месса в День всех усопших праведных

30. Католическая месса в День всех усопших праведных


Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.


31.

32. Могила генерала Карла Стааля

33. Могила Христиана Мейена


Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».


34. Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина

35. Могила художника Аполлинария Васнецова


На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.


37.


Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».


40. Могила Теодора фон Эйнем

44. Указатель к могиле Люсьена Оливье


В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».


45. Могила доктора Гааза

46. Могила доктора Гааза

47. Могила доктора Гааза

48. Могила доктора Гааза

49. Могила доктора Гааза


Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

История Введенского некрополя

Находится в Юго-Восточном округе Москвы, в районе Лефортово . Общая площадь погоста - 20 га . Согласно историческим источникам, некрополь был образован в 1771 г., в то же самое время, что и . Введенское кладбище иногда называют Немецким , а связано это с тем, что на погосте изначально хоронили католиков и лютеран, то есть иноверцев. Такое название также связано с тем, что погост был основан рядом с Немецкой слободой.

Могилы знаменитостей и воинские захоронения на Введенском кладбище

Свой вечный покой на Введенском кладбище обрели и более 50 Героев Советского Союза и почти 30 Героев Социалистического Труда. Здесь также похоронены неизвестные , павшие в боях Великой Отечественной войны. Рядом с братскими могилами на кладбище установлен гранитный обелиск .

На некрополе также воздвигнуты два мемориала в память о французских воинах, погибших на фронтах войны в 1941-1945 гг. На Введенском кладбище сохранилась и братская могила, в которой были захоронены немецкие солдаты, участвовавшие еще в Первой мировой войне.

Схема Введенского кладбища

Часовня Введенского кладбища

В 1911 г. на территории Введенского погоста была возведена часовня , где поминальные службы могли проводить представители разных конфессий. Храм существует и сегодня.

Экскурсия по Введенскому кладбищу

Сегодня на Введенском кладбище возможно провести следующие виды захоронений: погребение урной в землю , в саркофаг и в открытый колумбарий . для его установки на Введенском кладбище можно заказать через тендер среди мастерских Москвы.

Адрес, как доехать, часы работы

Как добраться : на автобусе № 346м, на трамваях № 32, 43 и 46. Остановка - «Введенское кладбище».

Лефортово - известная многим москвичам историческая местность, связанная с Петром I и Францем Лефортом. Есть там небольшой уголок, который занимает всего 20 гектар земли, но его можно назвать "сгустком истории".

Это Введенское кладбище, одно из самых интереснейших кладбищ Москвы. Основано оно в 1771 году во время эпидемии чумы. Названо по местности - Введенские горы. Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу (река Синичка теперь течет под землей в трубе). В XVIII-XIX веках называлось Немецким кладбищем, т.к. там преимущественно хоронили лиц католического и лютеранского вероисповедания. Их по старой русской традиции принято было называть - "немцы", т.е. немые, не русские...

Лютеранская кирха-часовня, построенная в середине XIX века по проекту известного архитектора М.Д. Быковского

Планировка кладбища простая - Северные и Южные ворота соединены Главной аллеей, от которой в разные стороны расходятся поперечные и продольные аллейки-дорожки, которые делят территорию на 30 участков разной формы и величины. Кладбище чистенькое, многие аллейки заасфальтированы, кое-где дорожки вымощены каменными плитами. Ну а теперь об... "обитателях" этого кладбища - попробую свой рассказ проиллюстрировать фотографиями, т.к. это действительно необычные памятники и пожалуй ни на одном из московских кладбищ не увидишь такой интересной коллекции надгробий, да и люди под ними покоятся легендарные.

Веденское кладбище насчитывает примерно 12 склепов-захоронений, каждый представляет собой архитектурный шедевр, но к сожалению не все они в достойном состоянии.

Часовня над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Ф.Шехтелем, внутри - мозаичное изображение Христа Сеятеля работы К.Петрова-Водкина.

Часовня семейства Эрлангеров одна из самых почитаемых на Введенском кладбище, сейчас на фото видно, что она приведена в порядок, но были времена, когда обветшавшая часовенька была вся исписана пожеланиями страждущих... у часовни своя интересная история. Вот как ее рассказывает московский исследователь Ю.Рябинин. Я еще помню упоминаемую в рассказе блаженную Тамару, действительно благодаря ей и удалось сделать часовеньку такой, какая она сейчас...

"С этой часовней связана, пожалуй, самая замечательная история, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, - Тамару. Которая не только собирала пожертвования, не только сама расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, но и решительно поселилась на кладбище: она смастерила возле часовни шалаш, вроде кельи схимника-отшельника, и жила там довольно долго, пока не исполнила своего послушания. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше среди всей этой сумрачной готики... Утром работники отворяли ворота кладбища, и их в ограде как ни в чем не бывало встречал совершенно живой, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах. И, как обычно бывает в таких случаях, она превратилась в образ легендарный. Рассказывают, что ее видели в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.

Днем часовня Эрлангеров открыта, и всякий может там зажечь свечу и полюбоваться на шедевр. Многие, впрочем, не только любуются, но и оставляют на наружных стенах этой и других часовен свои «печалования» ко Господу. И право же, некоторые из них очень занимательные. Они красноречиво передают настроение и заботы наших современников. Вот некоторые. «Господи! Подай семейного счастья», «Господи, вразуми меня, пошли мне внутреннее удовлетворение», «Господи! Мне нужно очень много денег! Помоги мне!», «Господи, помоги найти работу. Владимир», «Господи, помоги сыну перевестись в хорошее место. Помоги мужу вылечиться от лютого недуга — пьянства. Помоги сыну сдать экзамены. Мне закончить учебу и пойти в отпуск..."

В непосредственной близости от часовни семейства Эрлангеров находятся три интересных склепа, с характерной готической архитектурой. К сожалению идентифицировать кто покоится в них не удалось...

Следуя от Южных ворот к Северным по Главной аллее, сворачиваем по указателю, ведущему к могилам летчиков авиаполка "Нормандия-Неман" и в непосредственной близости от них увидим еще один склеп. Увы, но находится он в еще более плохом и запущенном состоянии.

Еще два склепа, довольно ухоженных, с интересной архитектурой. Но вот установить кому они принадлежит опять не удалось.

Другие склепы находятся в еще более печальном состоянии и прикрыты в целях безопасности специальными сетками и поэтому увидеть их архитектуру весьма сложно. И еще один, в принципе архитектурно не очень привлекательный склеп - часовня старца Захарии, или, в монашестве Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины.

Табличка на часовне: "Прожил 86 лет (1850-1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого".

Продолжаю ранее начатый материал о захоронениях на Введенском кладбище. На этот раз рассказ о тех людях, кого условно можно назвать "нашими": деятелях искусства, культуры, литературы и живописи, военных, которые не были или лютеранами по вероисповеданию или же "немцами". В основном таких хоронили на Введенском после революции, когда разделение по религиозному признаку уже было не таким важным и особо не приветствовалось государством.

Готическая архитектура ворот Введенского кладбища

При входе на кладбище есть неплохой план кладбища с нумерацией участков и с указанием могил тех, кто захоронен на погосте. Это очень удобно и можно последовательно осматривать участки и находить нужных нам людей. Опять путешествие начинаю с 13 участка, расположенного рядом с воротами и около Главной аллеи.

Могила родителей Константина Сергеевича Станиславского (Алексеева). На табличке и могильном камне надпись:"Здесь захоронены Сергей Владимирович и Елизавета Васильевна Алексеевы, родители Константина Сергеевича Станиславского-Алексеева и его дочь-младенец Ксения "

Именно на 13-м участке находится семейное захоронение родственников корифея театра Константина Сергеевича Станиславского. Это захоронение его родителей, братьев и маленькой дочери, прожившей менее года. Здесь же недалеко похоронены и служители русской православной церкви - протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров и старец архимандрит Зосима (Иджидов Ф.Д.). О последнем я ранее писала в той части, где описаны склепы Введенского кладбища.

Могила композитора Ширинского В.П.

В конце 13-го участка находится могила известного скрипача, музыканта и композитора Василия Петровича Ширинского. Он был основателем и руководителем известного квартета имени Бетховена. Свой Одиннадцатый струнный квартет Д.Шостакович посвятил именно В.П.Ширинскому.

Могила Народной артистки Максаковой М.П.

На 12-м участке рядом с дорожкой располагается надгробие народной артистке СССР Марии Петровны Максаковой. Эта знаменитая певица более 30 лет служила в Большом театре, исполняя ведущие партии во многих операх. Ее меццо-сопрано завораживало слушателей в партиях Кармен, Марины Мнишек, Любаши, а также в романсах и русских народных песнях. Рядом могила ее мужа - Максимилиана Карловича Максакова - оперного певца и режиссера.

Могила композитора Фомина Б.И. и его родных

Чуть-чуть наискосок от могилы М.П.Максаковой находится скромное черное надгробие, среди множества фамилий на нем есть и надпись - Фомин Борис Иванович. "Только раз бывает в жизни встреча, только раз с судьбою рвется нить, только раз в холодный хмурый вечер, мне так хочется любить..." Строчка из самого популярного романса, который входит в репертуар почти каждого певца, исполняющего песни в этом жанре. А музыку к романсу написал Борис Фомин. Своё наивысшее призвание Борис Фомин нашёл в романсе, сразу заявив себя его превосходным мастером. Один из первых - "Только раз бывает в жизни встреча", его он посвятил будущей теще, в прошлом цыганской певице Марии Фёдоровне Масальской. Знамениты и его "Дорогой длинною", "Эй, друг-гитара", "Твои глаза зеленые" и многие другие. Среди его романсов не было неудачных. Более популярных романсов, чем фоминские, в то время не было. К сожалению, в его время ещё более полно раскрыться в сочинениях романсов было невозможно из-за борьбы с этим жанром. Около года он пробыл в бутырской камере по нелепому обвинению. Сочинял он романсы и в это время - "Изумруд", "Оглянись", "Не говори мне этих слов небрежных". Но так уж вышло, что они были никому не нужны, как и их автор. Фомин понадобился, когда пришла война. В годы войны он сочинил 150 фронтовых песен, песни Фомина - "Жди меня", "Тихо в избушке", "Письмо с фронта" сразу после премьеры разлетались по России. Но закончилась война и Фомина забыли. В 1948 году его не стало, нужен был пенициллин, но... тогда это была редкость.

Могила Народного артиста Абдулова О.Н.

Еще немного вперед по Главной аллее и на 8 участке рядом с дорожкой находится надгробие Осипу Наумовичу Абдулову - народному артисту РСФСР. В 1929-1936 годах - актер театра-студии под руководством Ю. А. Завадского, в 1938-1942 годах - театра Революции, с 1943 года работал в театре им. Моссовета. Много снимался в кино. Он был ярким характерным актером, одна из его лучших ролей - роль Джона Сильвера в кинофильме "Остров Сокровищ". Играл он также в фильмах "Светлый путь", "Свинарка и пастух", "Пятнадцатилетний капитан". Осип Наумович был женат на Елизавете Моисеевне Метельской. Их сын - Всеволод Абдулов - известный актер, играл в фильмах: "Место встречи изменить нельзя", "Трест, который лопнул".

Могила поэта Кедрина Д.Б.

В самом конце 7-го участка кладбища похоронены для писателя - Степан Гаврилович Скиталец и Дмитрий Борисовчи Кедрин. Последний приобрел известность после публикации стихотворения "Кукла", горячо поддержанного М.Горьким. В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”,“Мне все мерещится поле с гречихой...” ,“Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”. Одно из самых значительных произведений Кедрова - стихотворная драма "Рембрандт" о трагической судьбе гениального художника. Поэт погиб в подмосковной электричке от рук бандитов 18 сентября 1945.

Могила художника Васнецова В.М. и семейные захороненния Васнецовых

Могила художника Васнецова А.М.

Могила писателя Пришвина М.М.

Если уйти с Главной аллеи на Большую боковую аллею и дойти до 18-19 участков, то сразу же откроется вид на несколько захоронений знаменитых людей, чьи имена дороги пожалуй всем любителям как русской живописи, так и русской литературы. Здесь почти рядом похоронены Виктор Михайлович Васнецов и Михаил Михайлович Пришвин, а через аллею напротив них - Аполлинарий Михайловчи Васнецов. Виктор Михайлович Васнецов известен своими сказочными картинами - "Аленушка", "Богатыри", "Иван царевич на сером волке" и т.д. Апполинарий Михайлович Васнецов (младший брат В.М.Васнецова) - прославился созданием исторических пейзажей и в особенности архитектурных пейзажей старой Москвы.

На памятнике писателю Михаилу Михайловичу Пришвину скульптор Коненков С.Т. изобразил птицу Феникс, символизирующую бессмертие. Пришвин автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей своей жизни.

Могила литератора В.Г.Черткова

Продвигаясь по Боковой аллее, доходим до большой клумбы и зайдя за памятник Н.Озерову, находим скромную могилу - это могила литератора Владимира Григорьевича Черткова, ближайшего друга и соратника Л.Н.Толстого. Он со дня знакомства с великим писателем в 1883 году и до кончины активно занимался пропагандой творчества Л.Н.Толстого. В 1897 году за активную деятельность был выслан из России. Находясь в Англии, издавал сочинения Л.Н.Толстого на английском языке, а уже в советское время был редактором 90-томного собрания сочинений Л.Н.Толстого.

Могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Т.Н.

Еще одно интересное захоронение - могила правнучки А.С.Пушкина Галиной Татьяны Николаевны. Для того, чтобы определить всю родословную надо поднять генеалогическое древо Пушкиных, пока, к сожалению, не очень понятно, по какой ветви идет родство с А.С.Пушкиным. Очень хотелось бы этот момент раскопать.

Когда-то на Руси всех иностранцев звали "немцами", от того, что не разумели те языка русского и по понятиям простого люда были... немыми. Вот и на Веденском кладбище принято было хоронить "немцев" - как немцев (германцев) по национальности, так и других - французов, поляков, тех кто был иной веры, чем православные.

Северные ворота, вид с территории кладбища

Архитектура входных ворот, выполненных в готическом стиле, надгробия, распятия, часовни - все совсем иное, чем на православных погостах. Итак продолжаю свой рассказ о Введенском кладбище, на этот раз немного о тех "немцах", что нашли свой покой здесь.

Одно из самых интересных захоронений кладбища - могила Патрика (Петра Ивановича) Гордона (1635-1699) - сподвижника Петра I, генерала русской армии. В 16 лет он покинул свою родину - Шотландию и, после двухлетнего обучения в Данциге, служил в течение шести лет в польских и шведских армиях. С 1661 года был на службе в русской армии. Участвовал в Крымских походах,в 1688 году поддержал Петра I и способствовал его победе над стронниками царевны Софьи. Гордон пользовался большим авторитетом у молодого царя и руководил его военными занятиями.В 1698 году принял участие в подавлении бунта стрельцов в Москве. На Введенском кладбище был перезахоронен в XIX веке, вместе с генералом Францем Лефортом.

Как и в прошлый раз разглядывать захоронения лучше начиная с Главной аллеи, двигаясь от Северных ворот к Южным. Недалеко от входа мы видим несколько черных внушительных памятников в одно ограде - это семейство Эйнем. Основатель фабрики "Красный Октябрь" - Фердинанд Теодор фон Эйнем (T.F. von Einem), немецкий подданный, который в 1850 году приехал в Москву в надежде начать свое дело. Вначале он занялся производством пиленого сахара, потом (в 1851 году) организовал на Арбате небольшую мастерскую по производству шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встречает своего будущего компаньона Юлиуса Гейса (J.Heuss), вдвоем они открыли на Театральной площади кондитерский магазин. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки, на Софийской набережной. В справочнике "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" об этом факте была сделана запись: "Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867 ". Фердинанд Эйнем умер в Берлине, но его наследники выполнили его последнюю волю - основатель фабрики "Красный октябрь" завещал похоронить его в Москве.

В шагах пяти от павильона Эрлангеров находится одно из самых почитаемых захоронений на Введенском кладбище - это могила Федора Петровича Гааза (1780-1853), "святого доктора", как его называли люди. Доктор Гааз сделался в России примером самого беззаветного, самого жертвенного служения людям. Его выражение "Спешите делать добро" стало девизом российской медицины. Доктор Гааз прославился своим радением о заключенных в тюрьмах и ссыльных в каторгу. Он был главным врачом московских тюрем. На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких гнали когда-то ссыльных в Сибирь. Федор Петрович добился того, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная "гаазовской" (именно эти "гаазовские" кандалы теперь и украшают его могилу), и еще чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Но рассказ о жизни "святого доктора" - это отдельная и большая тема. Этот человек более, чем достоин, чтобы о нем помнили. Кстати и помнят, в любое время года на его могиле можно увидеть живые цветы, а ведь прошло так много лет с момента его служения людям и смерти. Ф.П.Гааз все свое состояние употребил на нужды больных и заключенных. До последней копейки. Хоронили его на счет полиции. Но за гробом "святого доктора" на Введенские горы шли пости двадцать тысяч человек.

Если пройти вперед метров на 50, то увидим надгробие известного московского зодчего Франца Ивановича (Франческо) Кампорези (1754-1831). Он был представителем московского ампира и очень популярным в Москве архитектором. Из сохранившихся его зданий одно из лучших - дом князя Лобанова-Ростовского на Мясницкой улице (ныне это дом № 43). Архитектор также принимал участие в отделке интерьеров Екатерининского дворца в Лефортово.

Сворачиваем по указателю "К могилам полка Нормандия-Неман" - во время Великой Отечественной Войны на территории Введенского кладбища были похоронены французы - летчики, сначала эскадрильи, а затем и авиаполка "Нормандия-Неман", геройски защищавшие небо нашей страны и погибшие в боях на советско-германском фронте: Фуко Генри, Марселя Лефевра, Жуара Жуля, де Сейна Мориса, Бурдье Мориса, Анри Георга. В 1953 г. их останки были перевезены во Францию, но памятное место осталось.

На Введенском кладбище похоронены и другие французы, оказавшиеся в нашей стране не по долгу собственного сердца, а по велению своего Императора. Рядом с могилами летчиков возведен гранитный монумент войнам Великой Армии, установленный на месте братской могилы французов, умерших в Москве в 1812 г. Памятник представляет из себя четырехгранную стелу на постаменте, увеченную крестом. На лицевой стороне помещен орден почетного легиона и две памятных доски. На верхней высечено: "Militaires francais mort en 1812", а нижняя сообщает, что памятник был установлен в 1889 г. - в 75-летнюю годовщину войны. Рядом с каждой из сторон памятника лежит камень с надписью: "Militaires francais mort en 1812". Ограда памятника представляет собой восемь орудийных стволов, вкопанных в землю и соединенных цепью. Земля, на которой захоронены воины наполеоновской армии, и на которой стоит памятный знак летчикам авиаполка "Нормандия-Неман", является территорией республики Франция. Также здесь находится братская могила немецких солдат, умерших в российских госпиталях во время Первой Мировой Войны.

Интересные надгробные памятники с использованием женской архитектурной тематики (к сожалению имена, выбитые на них латиницей, мне ничего не говорят, может быть это были тоже известные личности своего времени). В православных традициях такого не было и получается, что Введенское кладбище еще можно рассматривать как музей архитектуры - готика, классицизм... смешение стилей.

Памятник-надгробие работы скульптора Л.Альтконе стоит на могиле известных артистов братьев Роберта и Рафаила Адельгейм. После окончания в 1888 году драматического отделения Венской консерватории они сначала играли порознь в театрах Германии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Россию, где они 40 лет уже вместе выступали на подмостках русских театров. "Отелло", "Король Лир", "Гамлет" и многие другие пьесы были в их репертуаре. Обоим было присвоено звание Народных артистов РСФСР.

Еще несколько интересных памятников-надгробий - под ними лежат известные ученые и деятели науки и культуры. На Введенских горах похоронены многие таких известных московских "иноверцев": биолог и естествоиспытатель, профессор Московского университета и директор университетского зоологического музея Карл Францевич Рулье (1814-1858); генерал П.П. Пален (1778-1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию. (Спустя много лет А.П. Ермолов писал в своих "Записках": "Глаза мои не отрывались от арьергарда и славного графа Палена. Отдаляющаяся армия, вверив ему свое спокойствие, не могла оградить его силами, неприятелю соразмерными, но поколебать мужество его ничто не в состоянии"); скрипичный мастер, получивший в 1924 году от рабоче-крестьянской власти довольно-таки экзотическое звание "заслуженного мастера Республики", чех Евгений Францевич Витачек (1880-1946); семья известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов. Феррейны на рубеже XIX-XX веков открыли в Москве целую сеть аптек (одна из которых была знаменита даже в советское время на всю Москву - на Никольской улице).,