1879 г. Масло, холст.

Описание картины Маковского К.Е. «Русалки»

Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В. Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку. Творчеством художника он остался доволен.

Что же так потрясло критиков и императора?

Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, отмечавшийся в «русальную неделю» с 19 по 24 июня. Русалки считались силой темной, нечистой. Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода. Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.

Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю. Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам. Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки. Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.

Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.

Лучшие картины Маковского К.Е.

Поговорим еще немного о картинах, на которых художники изобразили русалок.
Иван Владимирович Космин.
Догадки о русалочках каждый раз встречаются в фольклере разных стран.

В большинстве случаев русалка это дух воды. Реже ужасными старухами.

Художники пытаются изобразить русалок с зелёными волосами.

В странах где русалок принимали за духов воды, там их представляли девушками с хвостами рыб.

Садко у морского царя. И.Репин.
В полнолуние выйдут русалочки на сушу и начнут причесывать гребнем свои струящиеся по

плечикам локоны с волос всегда струятся капельки водички.Лицом эти бледны, но они наделены

неземной красотой! Русалки завораживающе поют небывалым голосом сводя с толку

заплутавших путешественников. Горе тем попадёт под их чары! Попадёт тот под крепчайшие

объятия речной девы, и утянет она его на дно глубокого омута. Никто еще не спасался от неё в

водоеме, никто и не захотел бы уйти от такой красоты. В теплое время года выходят русалки из

рек и озер и идут рожь охранять да на ветвях березы кататься, а лунный свет становится для них

ещё ярче.

Виктор Корольков нарисовал русалок на русалочьей неделе.

Неделя русалок всегда начиналась с Троицына дня. Тогда ни одна уважающая себя девушка не

согласиться в одиночку без подружек уйти в лес, потому что боится на глаза русалкам попасться!

Они ведь могут увести за собою, задурманить до такой степени что не вернёшься назад, или даже

защекочет пока не умрёшь. А мужчинам и вовсе горе: русалки тоже хотят узнать, «что такое

любовь с человеком» и поэтому они на все способны! Они больше всего опасны в четверг-

русальичин велик день. В такие дни не в коем случае нельзя было купаться, а уж тем более

уходить из деревни, ну а если из деревни просто необходимо выйти то обязательно нужно было

взять с собой полынь, говоря русалки ненавидят его. Трудиться тоже запрещалось! Того кто

нарушит, русалки могли строго наказать, вытаптывая посевы и нанося порчу на домашний скот.

В троицкий четверг девушкам необходимо было сплести много веночков затем нужно было

отнести их в лес. Для того что сделать русалочек чуть добрее, вешали много пряжи на деревья.

Древнеславянский народ верил что Русалки

символизируют плодородие. А в XIX веке люди исполняли русалочки песни, то-есть хороводные.

Люди призывали дух русалки для того чтоб она помогла им на полях А когда в жизнь людей

попало христианство, то русалок начали принимать за нечистую силу. Люди начали сравнивать

русалок с вампирами! И даже находили сходства…

“У русалки мерцающий взгляд,
Умирающий взгляд полуночи,
Он блестит, то длинней, то короче,
Когда ветры морские кричат.
У русалки чарующий взгляд,
У русалки печальные очи.”

Николай Гумилев РУСАЛКА


Русалки – пришли из украинской мифологии. Персонаж в основном женский и появляющийся на земле во время зеленой денели (это неделя до православного праздника Троицы и неделю после) и по преданиям наших предков, именно в это время не рекомендовалось купаться в водоемах.

Русалки – это такие мифологические существа, которые всегда привлекали, привлекают и будут привлекать многих творцов: поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, писателей. Мир легенд и тайн манил к себе во все времена и века, желание соприкоснуться с этим миром, будоражит фантазию и заставляет создавать шедевры мирового искусства. Тайные и загадочные произведения завораживают и очаровывают любителей, знатаков искусства и людей далеких от искусства.

Одна из интересных работ, по моему субъективному мнению, английского художника 20 века Джона Уильяма Уотерхауса . Он известен своими мифологическими, женскими образами. И мне нравится его картина (ниже представлена в фото галлерее), на его полотне Русалка застыла расчесывая свои волосы, сидя на берегу моря, возможно увидела в далике человека и задумалась, мечтая о земной любви. В некоторых местах русалок считали злыми духами , у которых вместо ног – рыбий хвост. Они выплывали на берег, распевая восхитительные песни неземными голосами и расчесывая свои прекрасны косы, заманивали в воду и губили заблудших рыбаков и путников.

У древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. Они владели колодцами и озёрами и умели управлять стихиями природными. Прекрасные девушки с распущенными волосами, подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу. Со временем русалки стали сродни нечистой силы – души утонувших незамужних девушек , которые покончили жизнь самоубийством. Жили такие русалки в водоемах (озера, пруды, реки, болота), также для жилья могли выбирать дерево на берегу: иву или березу. Днем они водят хороводы и поют песни, по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы. Их боялись, они могли украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста (они тоже станут русалками), а заблудших людей могли защикотать до смерти, сбить с пути, заманить в воду или делать небольшие пакости, например, запутать сети у рыбаков, похитить и испортить пряжу, нитки, полотно. Также считалось, что русалки способны управлять природными стихиями и могли насылать бури, ливни, град, засуху на поля. Еще по народным поверьям русалки могут и спасти утопающего. Но чаще все же их боялись и в качестве защиты и оберегов использовали полынь, чеснок, хрен.

По традиционным украинским представлениям русалки внешне мало отличаются от людей, это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие. А, к примеру, в Греции их называют Сирены – это прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног. В Прибалтике Ундины – типичные русалки с рыбьими хвостами.

Поэтому и на полотнах художников русалки имеют разный внешний вид и характер. Но чаще на полотнах – это все ще красивые девицы с печальными глазами и задумчивым взглядом и в тоже время соблазняющие и привлекающие мужчин своим видом, движением, танцем, голосом.

“Русалка”. 1992.Сергей Петрович Панасенко (Михалкин).





Виктор Низовцев “В зеркале. Иары”
Земной младенец ДЖ.Кольер. 1909

РУСАЛКИ В ЖИВОПИСИ «Оставляя с Троицына дня воды и рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, русалки выбирают себе развесистую, склонившуюся над водою иву или плакучую берёзу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собою и водят весёлые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растёт гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее. Тем не менее, от русалок не столько пользы, сколько вреда: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами, или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними, то все-таки не забывают спутывать у рыбаков сети, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разосланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Кроме церковного ладана (незаменимого средства против всякой нечистой силы) – против чар и козней русалок отыскалось ещё снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, – это «полынь, трава окаянная, бесколенная». Надо только пользоваться её силой и применять её на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: – Что у тебя в руках: полынь или петрушка? – Полынь. – Прячься под тын, – громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать «петрушка», то русалка ответит: – Ах, ты моя душка, – и примется щекотать до тех пор, пока не пойдёт у человека изо рта пена, и не повалится он, как мёртвый, ничком. Хотя во Владимирской губ. и помнят ещё древних русалок и признают даже два их вида (водяных и домашних), но ни те, ни другие не отмечаются такими нежными, привлекательными чертами, как южные их сёстры. Поверья северян и южан связаны между собой лишь в том общем убеждении, что русалки – людские дети, умершие некрещёнными, либо потонувшие или утопившиеся девушки. Во многих местах думают, что это – дети, обмененные в то время, когда роженицу оставляют одну в бане, и она лежит без креста, а ребенок подле неё спит некрещённым. Всем русалкам разрешается выходить из воды ещё на Светлое Воскресенье, когда обносят кругом церкви плащаницу. И потому в это время надо запирать двери в храм как можно крепче, из опасения, как бы не набежали русалки…»- из главы «Русалки» книги «Нечистая, неведомая и крестная сила» С. В.Максимова (1831-1901) – известного в конце XIX – начале XX в. писателя, этнографа-беллетриста, путешественника, исследователя обычаев, традиций, языка, верований русского народа, почётного академика Петербургской АН (1900).

Многие художники посвящали свои картинам загадочным, удивительным, сказочным и мифологическим девам рек, морей и океанов. Русалки издревле занимали умы людей, потому нет ничего удивительного в том, что даже самые великие художники обращали на этих прекрасных и опасных созданий своё внимание.

Русалки - это мифологические и сказочные существа, которые присутствуют в мифологии многих народов мира. Удивительная особенность этих существ заключается в том, что они совмещают в себе такие вещи, которые вызывают искреннее любопытство у людей. И дело здесь даже не в том, что русалки - это жительницы подводного мира, который долгое время не был изучен людьми и представлял собой некий загадочный мир, населённый диковинными существами. Причина здесь кроется совсем в другом.

Русалки обладают двумя основными характеристиками, которые при этом прекрасно уживаются друг с другом.

Во-первых, русалки - это прекрасные девы. В разных культурах мира русалки представлялись или с рыбьим хвостом или полностью схожие с человеком, однако в первую очередь они были настоящими красавицами, равных которым просто нет. Пожалуй, любовь мужчины к русалке воспета во всех культурах мира.

Во-вторых, русалки - крайне опасные существа (если судить по тем же мифам и сказкам). Встреча с русалками, нимфами, нереидами и т. д., не сулит ничего хорошего человеку. Во многих преданиях говорится, что встреча с русалкой может быть очень опасной для человека, так как, несмотря на то, что они безумные красавицы, в первую очередь они остаются созданиями своего мира, который враждебен миру человека.


Именно эта двойственность и возбуждает интерес человека. Прекрасная дева, в которую можно влюбиться с первого взгляда, и которая всегда останется для человека неприступной, к которой нельзя приблизиться и к которой нельзя притронуться - это тот самый фактор, который вызывает интерес и любопытство к сказочным (а может быть и не сказочным) существам.





К. Васильев — Русалка

Дж. Уотерхаус — Русалка