Александрова Мирослава 6 кл

Доклад ученицы МБУ ДО ДМШ "Лесные Поляны" Александровой Мирославы

(6 класс, специальность фортепиано, общеразвивающая программа) для лучшего восприятия музыки Й. Гайдна,

понимания особенности стиля композитора, звукоизвлечения, присущего эпохи композитора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Характеристика творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Сонатная форма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Биография

  1. Детские годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  2. Первые годы самостоятельной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  3. Период творческой зрелости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  4. Поздний период творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

История создания фортепиано. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Характеристика творчества

Франц Йозеф Гайдн – один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений в самых разных жанрах. Основную, наиболее знáчимую часть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии (среди них: «Прощальная», «Траурная», «Утро», «Полдень», «Вечер», «Детская», «Часы», «Медведь», 6 Парижских, 12 Лондонских и др.), 83 квартета (шесть «Русских», 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Искусство Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля было народное творчество и музыка повседневного быта. Музыка Гайдна проникнута не только ритмами и интонациями фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом и жизненной энергией. Большинство произведений написано в мажорных тональностях.

Гайдн создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов. В зрелых симфониях (Лондонских) окончательно сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл. В симфонии – 4 части, в сонате, концерте – 3 части.

Симфонический цикл

1 часть - быстрая. Сонатное аллегро (человек действует);

2 часть - медленная. Анданте или Адажио (человек отдыхает, размышляет);

3 часть - умеренная. Менуэт (человек танцует);

4 часть - быстрая. Финал (человек действует вместе со всеми).

Сонатная форма или форма сонатного аллегро

Вступление – экспозиция – разработка – реприза - кода

Экспозиция - включает в себя главную и побочную партии, между которыми находится связующая, а завершает экспозицию заключительная партия.

Разработка - центральный раздел формы сонатного аллегро , а также некоторых свободных и смешанных форм , где разрабатываются темы экспозиции . Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.

Реприза - раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде.

Ко́да («хвост, конец, шлейф»)- дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.

Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы – от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.

  1. Детские годы

Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене. Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).

Постоянное участие в исполнении музыки – не только церковной, но и оперной – более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку.

  1. 1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал. Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).

В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма . Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.

  1. Период творческой зрелости

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство Гайдновских симфоний (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер. Всего 24 оперы в разных жанрах, среди которых наиболее органичным для Гайдна был жанр buffa . Большим успехом у публики пользовалась, к примеру, опера «Вознагражденная верность». В середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).

  1. Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии.

В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма. Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

31 мая 1809 г. Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

История создания фортепиано

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино . На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох.

В 1711 году Бартоломео Кристофори изобрел клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Новый инструмент сначала получил название «Gravecembalo col piano e forte», позже сокращенное до «Piano forte». А еще позже обрел современное название « Фортепиано ».

Прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесины и клавикорды . Фортепиано обладает огромным преимуществом перед этими музыкальными инструментами, это возможность варьировать динамику звучания, способность воспроизводить огромный спектр оттенков от pp и p до нескольких f. У старинных инструментов клавесина и клавикорда есть ряд отличий.

Клавикорд - небольшой музыкальный инструмент, с соответствующим его размерам тихим звучанием. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна. В целях уменьшения размеров инструмента количество струн клавикорда было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала (посредством соответствующего механизма) несколько клавиш. Клавикорду не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако, в зависимости от характера нажима на клавишу, мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того - тонам мелодии может быть придана известная вибрация. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две - такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда , клавесин обладает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четырех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Клавесин , скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В клавесине бывает один или два мануала (реже три), а звук извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина - довольно резкий, но слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные

ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Клавикорд

Клавесин

Список литературы

Е.Ю.Столова, Э.А.Кельх, Н.Ф.Нестерова «Музыкальная литература»

Л.Михеева «Энциклопедический словарь юного музыканта»

И.А.Браудо «Клавести и клавикорд»

Д.К.Салин «100 великих композиторов»

М.А.Зильберквит «Школьная библиотека. Гайдн»

Ю.А.Кремлев «Й.Гайдн. Очерк жизни и творчества»

Л.Новак «И.Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение»

МБУ ДО ДМШ Лесные поляны

Доклад на тему: Ф. Й. Гайдн

Выполнила: ученица 6 класса по

специальности фортепиано

Александрова Мирослава

Проверила: Елисова Нонна Львовна

ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АВСТРИЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: КЛАССИЦИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СТРУННЫЙ КВАРТЕТ РЕ МИНОР»

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В МНОГОЧИСЛЕННЫХ СЦЕНАХ СВАДЕБ НА ЭКРАНЕ. В ТОМ ЧИСЛЕ В ФИЛЬМЕ «СВАДЕБНЫЕ ПРИЛИПАЛЫ».

МУДРЫЕ СЛОВА: «Я БЫЛ ОТРЕЗАН ОТ МИРА. ВОКРУГ НЕ БЫЛО НИКОГО, КТО БЫ СМУЩАЛ МЕНЯ ИЛИ ИЗВОДИЛ. Я БЫЛ ОБРЕЧЕН НА ОРИГИНАЛЬНОСТЬ».

На протяжении тридцати лет Йозеф Гайдн был слугой. Следует признать, высокопоставленным слугой, и все же, как обыкновенный повар, он ежедневно выслушивал распоряжения своих хозяев.

Слуга, по определению, обязан постоянно кланяться, шаркать ножкой и всячески лебезить, однако преимущества его положения также очевидны. Многие годы у Гайдна была публика, всегда готовая слушать его сочинения, качественный оркестр под рукой и досуг, чтобы заниматься тем, что его более всего интересовало в музыке.

Разумеется, Гайдн был счастлив, когда в конце концов оказался предоставленным самому себе, но пользы, которую принесли ему годы, проведенные в услужении, он никогда не отрицал. Этот опыт помог ему превратиться в одного из самых оригинальных - и влиятельных - композиторов своего времени.

СИЛЕН ТАЛАНТОМ, БОГАТ НИЩЕТОЙ

Гайдн родился в семье колесных дел мастера в австрийской деревне Рорау неподалеку от венгерской границы. Его отец Матиас самостоятельно выучился играть на арфе и долгими зимними вечерами развлекался тем, что наигрывал народные мелодии. Второй сын Матиаса, Йозеф, с ранних лет подпевал отцу красивым высоким голосом. Родители отметили, что мальчик на удивление точно попадает в ноты. Рорау мало что могла предложить музыкально одаренному ребенку, и когда Гайдну было всего шесть лет, его отправили в город Хайнбург к пожилому родственнику, школьному учителю.

В Хайнбурге Гайдн провел два года, постигая различные премудрости, но по-настоящему заманчивые горизонты открылись перед ним, когда в городе побывал проездом директор капеллы венского собора Св. Стефана. Услышав, как поет юный Гайдн, венский музыкант определил его в соборный хор мальчиков.

Увы, мальчишечьим сопрано уготована короткая жизнь. Подростком Гайдн, беспокоясь за свое будущее, всерьез подумывал сохранить голос, пополнив ряды кастратов, но отец каким-то образом узнал о его планах и срочно выехал в Вену, чтобы помешать сыну их осуществить. Когда у Гайдна сломался голос, директор хора немедленно его уволил. Шестнадцатилетний юноша оказался на улице с тремя рубашками, потрепанным пальто и обширными музыкальными познаниями.

КУЛИНАРНЫЙ СЕКРЕТ ФРАУ ГАЙДН

По счастливой случайности Гайдн встретил отзывчивого знакомого, который не позволил ему спать на улице. Спустя некоторое время Гайдн «разбогател» настолько, что смог снять себе жилье в Вене - убогую комнатенку на шестом этаже без печки и даже без окна; но он сумел наскрести на пианино, а больше ему ничего и не надо было.

Играя в венских оркестрах, изредка исполнявших его собственные сочинения, Гайдн постепенно привлек внимание знатных меломанов, и в 1759 году он получил место капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина. Таким образом у молодого человека появилось достаточно средств, чтобы жениться. Он влюбился в Терезу Келлер, дочь постижёра, но родители постановили отдать Терезу в монахини. Однако Келлеры, наметанным глазом увидев в Гайдне добротного жениха, уговорили его жениться на сестре Терезы - Марии-Анне.

Если этот союз и внушал кому-либо трепетные надежды, очень скоро они были развеяны в прах. Мария-Анна, будучи старше мужа, обладала сварливым характером, но ее самый непростительный изъян - с точки зрения мужа - состоял в том, что она совершенно не интересовалась музыкой. «Ей все равно, за кем быть замужем - за сапожником или художником», - жаловался Гайдн. Детей у них не было, и спустя несколько лет семейная жизнь свелась к сценам ревности и взаимным оскорблениям. По слухам, фрау Гайдн использовала партитуры мужа в качестве бумаги для выпечки.

ИЗ ГРЯЗИ В КНЯЗИ

Несмотря на семейные трудности, дела у Гайдна шли отлично. В 1761 году его взяли помощником капельмейстера к князю Палу Анталу Эстерхази, богатому и влиятельному венгерскому дворянину, имперскому фельдмаршалу и, кстати, покровителю музыкантов. Гайдну предписывалось дирижировать вышколенными оркестром и хором Эстерхази и сочинять музыку как для ежедневного пользования, так и для особых случаев, а взамен композитору полагалось завидное жалованье, уютное жилье и щедрая дотация на приобретение одежды. Семейство Эстерхази было настолько довольно Гайдном, что с ним не захотели расставаться, когда князь Пал Эстерхази умер и титул перешел к его младшему брату Миклашу, который позднее назначил Гайдна главным капельмейстером.

Высокая должность не отменяла того факта, что Гайдн оставался на положении слуги - в его контракте содержалось недвусмысленное требование ежедневно являться к князю за распоряжениями. Гайдн потратил немало сил и времени, угождая самолюбивому князю и придворным; его письма пестрят льстивыми фразами («лобзаю край вашей мантии»!), без которых обращение слуги к знатному вельможе было немыслимо. Одной из самых сложных обязанностей Гайдна было посредничество между оркестрантами и двором; за доброту и щедрость по отношению к музыкантам его прозвали Папа Гайдн.

ДЕКОЛЬТЕ КОКЕТЛИВОЙ ГРАФИНИ ТАК ПОРАЗИЛО МОЛОДОГО И НЕЖЕНАТОГО ГАЙДНА, СИДЕВШЕГО ЗА КЛАВЕСИНОМ, ЧТО БЕДНЯГУ БРОСИЛО В ЖАР.

Каждую весну княжеский двор выезжал в загородное поместье Эстерхази, где оставался до поздней осени. Зимы в Вене были прискорбно короткими, и в итоге Гайдн провел тридцать лет в стороне от музыкальной жизни. В изоляции ему пришлось экспериментировать на свой страх и риск. Не обладая ни блестящей интуицией Моцарта, ни самозабвенным интересом Баха к теории музыки, Гайдн продвигался вперед не впечатляющими рывками, но медленно, шаг за шагом. Со временем он стал замечательным композитором и музыкальным реформатором. Он преобразил симфоническую форму, сделав ее такой, какой мы ее знаем сегодня. По сути, он создал струнный квартет, раз и навсегда определив его структуру, в рамках которой композиторы с тех пор и творят. Хотя многие сочинения Гайдна появлялись лишь с единственной целью потрафить вкусам патронов (он написал бессчетное количество трио с участием любимого струнного инструмента князя Миклаша - баритона, ныне вышедшего из употребления, - и немало комических опер для придворного театра в поместье Эстергази), однако Йозеф Гайдн создавал и другие произведения, те, что завоевали признание слушателей стройностью, изяществом и жизнеутверждающей интонацией.

НАКОНЕЦ-ТО СВОБОДЕН

Почти тридцатилетнее вынужденное затворничество закончилось в 1790 году со смертью князя Миклаша. Наследовал Миклашу его сын Антон, к музыке не расположенный. В результате Гайдн обрел свободу в профессиональной жизни. (В личной жизни он тоже чувствовал себя свободным от обязательств; с некоторых пор они с Марией-Анной жили раздельно, и Гайдн заводил романы на стороне, неизменно благопристойные.) Он проехал по Англии и Италии с триумфальными гастролями, дирижируя своими собственными сочинениями, и неоднократно выступал в Вене.

Князь Антон умер в 1795 году, его сменил Миклаш II, решивший возродить музыкальную славу дома Эстерхази. Поскольку этот Миклаш Эстерхази, в отличие от своих предшественников, не собирался жить в деревенской глуши, Гайдн вернулся на службу - скорее, из любезности, чем по причине искреннего рвения. В эти годы Гайдн работал над ораториями «Сотворение мира» и «Времена года», которые ныне считаются его лучшими работами: изобретательность композитора и красота произведений действительно бесспорны. С наступлением нового, девятнадцатого века Гайдна оставили и силы, и здоровье. Его последние годы были омрачены жестокостями войны между Австрией и наполеоновской Францией. 12 мая 1809 года французы начали мощную бомбардировку Вены, пушечные ядра падали в нескольких метрах от дома Гайдна. Столица Австрии скоро капитулировала, однако французы поставили у порога Гайдна почетный караул. Он умер 31 мая, сразу после полуночи.

СТРАННЫЕ ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ГОЛОВЫ ГАЙДНА

Поскольку вокруг бушевала война, Гайдна хоронили второпях. Однако в 1814 году князь Миклаш II испросил разрешения перевезти прах композитора в поместье Эс- терхази в Айзенштадте. Тело эксгумировали, но когда официальные представители открыли гроб, они к своему ужасу обнаружили, что у тела отсутствует голова.

К охоте за головой Гайдна приступили немедленно. И выяснилось, что два страстных энтузиаста френологии - науки, ныне почившей, но весьма популярной в девятнадцатом веке (френология претендовала на определение свойств личности по шишкам на черепе), - подкупили могильщика, с тем чтобы заполучить голову композитора. Эти двое горе-френологов, Розенбаум и Петерс, хранили череп Гайдна в сделанном на заказ черном ящике.

Когда тело без головы привезли в Айзенштадт, князь Эстерхази почувствовал себя глубоко оскорбленным. Он приказал полицейским обыскать дом Петерса, но позднее узнал, что жена Розенбаума спрятала череп в соломенном матрасе и во время обыска возлежала на кровати, притворяясь, будто спит. В итоге князь заплатил Розенбаумам, и в обмен на внушительный чек они отдали ему череп - по их уверениям, подлинный.

В конце концов череп Гайдна оказался в одном из венских музеев, где и пролежал до 1954 года, когда князь Пал Эстерхази воссоединил тело композитора с головой в захоронении, которое находится в австрийском городе Айзенштадте (земля Бургенланд). Так, спустя 131 год, Гайдн опять обрел целостность.

МАЛЕНЬКИЙ БАРАБАНЩИК

Иоганн Матиас Франк, родственник и опекун малолетнего Гайдна в Хайнбурге, руководил местным оркестром, игравшим на городских праздниках и похоронах. Внезапная кончина ударника поставила Франка в весьма затруднительное положение, и ему ничего не оставалось, как наскоро научить семилетнего Гайдна, обнаружившего раннюю музыкальную одаренность, играть на барабане. Но беда была в том, что барабан оказался слишком тяжел для маленького мальчика. Сметливый Франк нашел горбуна, согласившегося привязать барабан себе на спину, и юный Гайдн весело и налегке маршировал по улицам Хайнбурга, отбивая ритм на горбуне, шествовавшем перед ним.

ДРУЗЬЯ НАВЕКИ

Гайдн познакомился с Моцартом в Вене в 1781 году, и они сразу подружились, несмотря на разницу в возрасте, составлявшую 24 года. Каждый признавал за другим подлинный музыкальный талант. Моцарт утверждал, что искусству струнных квартетов он выучился у Гайдна, а Гайдн однажды объявил отцу Моцарта: «Скажу вам по чести и призываю Господа в свидетели, ваш сын - величайший из всех известных мне композиторов».

Моцарт умер, когда Гайдн находился в длительной отлучке в Лондоне. Поначалу Гайдн отказывался верить в смерть друга, надеясь, что это всего лишь ложные слухи. Но печальное известие подтвердилось, и Гайдн впал в глубокую скорбь. Много лет спустя, в 1807 году, когда кто-то из приятелей заговорил о Моцарте, Гайдн разрыдался. «Простите, - сказал он, - каждый раз, когда я слышу имя Моцарта, я должен, должен его оплакать».

ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ!

В 1759 году, получив первую прибыльную должность в качестве домашнего музыканта у графа Карла фон Морцина, Гайдн был довольно молодым человеком, чья профессиональная занятость и высокие моральные устои до той поры оберегали его от знакомства с радостями плоти.

Однажды, когда Гайдн сидел за клавесином, хорошенькая графиня фон Морцин наклонилась, чтобы взглянуть на ноты, по которым он играл, и девственнику Гайдну открылся великолепный вид на декольте графини. Музыканта бросило в жар, и он прекратил играть. Графиня осведомилась, в чем дело, и Гайдн воскликнул: «Но, Ваше сиятельство, от такого зрелища любой опустит руки!»

Гайдн обладал незаурядным композиторским чувством юмора. Музыканты придворного оркестра Эстерхази, скучая по родным, расстраивались всякий раз, когда переезд в город из деревенского поместья опять откладывался, и Гайдн придумал, как ненавязчиво выразить их чувства в очередной симфонии, которую он сочинял. В его «Прощальной» симфонии отсутствует привычный грандиозный финал, вместо этого музыканты завершают свои партии одну за другой, и, заканчивая, каждый задувает свечу и уходит. В самом конце на сцене остаются лишь первые скрипки. Князь понял намек: на следующий день после исполнения «Прощальной» симфонии он отдал команду готовиться к отъезду.

Другая симфония предназначалась специально для лондонской публики, которая, как заметил Гайдн, имела неприятную привычку задремывать во время исполнения медленных частей. Для своей следующей симфонии Гайдн сочинил невероятно нежное, спокойное Andante: под конец этой медленной части звуки совсем замирали, а затем в наступившей тишине оркестр взрывался музыкой и громом литавр. На премьере публика едва не попадала с кресел - так родилась симфония «Сюрприз».

ЗАКЛЯТЫЕ ВРАГИ

Хотя друзья Гайдна прекрасно знали, что композитор давно не живет со своей женой, уровень взаимной враждебности супругов не переставал их удивлять. Однажды некий приятель обратил внимание на большую стопку нераспечатанных писем на столе Гайдна. «А, это от моей жены, - объяснил композитор. - Она пишет мне раз в месяц, а я отвечаю ей раз в месяц. Но ее письма я не вскрываю и почти уверен, что она не читает моих».

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Убийство Моцарта автора Вейс Дэвид

37. Йозеф Дейнер На следующий день Джэсон явился к Гробу, не сомневаясь, что тут же получит тысячу гульденов. Но банкир заявил:– Не хочу быть невежливым, но боюсь, что это нарушит условия господина Пикеринга, который оговорил, что сумму эту следует выплатить его

Из книги 100 великих военачальников автора Шишов Алексей Васильевич

РАДЕЦКИЙ ФОН РАДЕЦ ЙОЗЕФ 1766-1858 Австрийский полководец. Фельдмаршал.Йозеф Радецкий родился в Требнице (ныне в Чехии). Происходил из старинного аристократического рода, из которого вышло немало известных военачальников Австрийской империи.Военную службу Йозеф фон

Из книги Сексуальный миф Третьего Рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Портрет в интерьере. Озабоченный Мефистофель. (Йозеф Геббельс) «Каждая женщина привлекает меня подобно пламени. Я брожу вокруг подобно голодному волу, но в то же время как робкий мальчик. Я иногда отказываюсь себя понимать». Эти слова написал в дневнике Йозеф Геббельс,

Из книги Командиры «Лейбштандарта» автора Залесский Константин Александрович

Основатель «Лейбштандарта». Йозеф (Зепп) Дитрих Зепп Дитрих был, безусловно, самым известным представителем не только «Лейбштандарта», но и всех войск СС. На его долю достались и высшие отличия: он был одним из немногих генерал-полковников войск СС, один из двух кавалеров

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БРЕЙЕР ЙОЗЕФ. Йозеф Брейер родился 15 января 1842 г. в Вене. Его отец, Леопольд Брейер, был преподавателем в синагоге. Мать умерла, когда Йозеф был еще маленьким, его воспитанием занималась бабушка. Было решено не отдавать Йозефа в начальную школу, вместо этого отец сам

автора Ильин Вадим

Из книги 100 великих оригиналов и чудаков автора Баландин Рудольф Константинович

Франц Йозеф Галль Франц Йозеф Галль. Гравюра XVIII в.Энтузиасты познания – едва ли не самые оригинальные люди, а их чудачества не только занятны, но и поучительны.…На одном из парижских кладбищ в августе 1828 года прошли странные похороны. Гроб был заколочен наглухо: у

Из книги Партитуры тоже не горят автора Варгафтик Артём Михайлович

Франц Йозеф Гайдн Господин стандарт Герой этой истории, без всякого преувеличения или ложного пафоса, может быть смело признан родным отцом для всей классической музыки и для всех ее несгораемых партитур. Дирижер Геннадий Рождественский как-то заметил, что в сознании

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

15. Йозеф фон Штернберг И всё же она отказала… Заинтригованный рассказами Лени, Штернберг отправился на киностудию, чтобы самому увидеть Марлен. Он нашёл её в буфете, где она пила кофе в перерыве между съёмками. Особого впечатления актриса на режиссёра не произвела. Она

Из книги Смертельный гамбит. Кто убивает кумиров? автора Бейл Кристиан

Глава 7. Франц Фердинанд Карл Людвиг Йозеф Фон Габсбург Эрцгерцог Д’Эсте Любовники и любовницы. Дерзкий мальчишка. Кронпринц без панталон. Секс втроем. Трагическая развязка. Расплата. Чудеснейший человек, сказывали, добрый и благожелательный - одним словом,

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Радец-Йозеф фон Радецкий (1766–1858) Йозеф фон Радецкий прожил на белом свете 92 года - прямо скажем, редкий случай для полководца. Своей славой он обязан двум главным противникам: наполеоновской Франции, которая не раз посягала на могущество Австрийской империи, и

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

«Ангел смерти» Йозеф Менгеле Йозеф Менгеле, самый известный из нацистских преступников-врачей, родился в 1911 году в Баварии. Изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934 году вступил в CA и стал членом НСДАП, в 1937 году вступил в СС. Работал в

Из книги Моя жизнь автора Райх-Раницкий Марсель

ЙОЗЕФ К., ЦИТАТА ИЗ СТАЛИНА И ГЕНРИХ БЁЛЛЬ Слой льда, по которому я двигался, был очень тонким, он мог провалиться в любую минуту. Как долго будет терпеть партия положение, когда тот, кто исключен из нее, постоянно публикует критические статьи, и - что было необычным - нигде

Из книги Бетховен автора Фоконье Бернар

«Папа Гайдн» Людвиг сидит за фортепиано. Его репутация пианиста-виртуоза уже прочно утвердилась в Бонне. Его манера игры мощная, но, как говорит Вегелер, «неровная и жесткая». Чего ей не хватает? Нюансов, некоторого изящества… Конечно, мы никогда не узнаем, каким пианистом

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

42. Йозеф Геббельс Берлинская премьера фильма, назначенная на 4 декабря 1930 года, обещала быть «горячей». Немецкие газеты наперебой обсуждали и сам роман, и снятый по нему американцами фильм. Диапазон оценок был чрезвычайно широк. В одних газетах и роман, и фильм обливали

Содержание статьи

ГАЙДН, (ФРАНЦ) ЙОЗЕФ (Haydn, Franz Joseph) (1732–1809), австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. Родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье в Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии). Его отец, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мать, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау. Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами (которые в 16 в. стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турков), но благодаря исследованиям Э.Шмидта выяснилось, что род композитора был чисто австрийским.

Ранние годы.

Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: «Мой отец... был горячим любителем музыки и играл на арфе, совершенно не зная нот. Пятилетним ребенком я абсолютно точно мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца поручить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки... Когда мне исполнилось семь лет, ныне покойный капельмейстер фон Ройтер [Г.К.фон Ройтер, 1708–1772], проезжая через Хайнбург, случайно услышал мой слабый, но приятный голос. Он взял меня с собой и определил в капеллу [собора cв. Стефана в Вене], где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры [Н.Порпора, 1685–1766], который жил тогда в Вене».

В 1757 Гайдн принял приглашение австрийского аристократа графа Фюрнберга провести лето в его поместье Вейнцирль, которое соседствовало с большим бенедиктинским монастырем в Мельке на Дунае. В Вейнцирле родился жанр струнного квартета (первые 12 квартетов, написанные летом 1757, составили опусы 1 и 2). Спустя два года Гайдн стал капельмейстером графа Фердинанда Максимилиана Морцина в его замке Лукавец в Чехии. Для капеллы Морцина композитор написал свою Первую симфонию (ре мажор) и несколько дивертисментов для духовых (некоторые из них были сравнительно недавно, в 1959, обнаружены в одном дотоле не исследованном пражском архиве). 26 ноября 1760 Гайдн заключил брак с Анной Марией Келлер, дочерью графского парикмахера. Этот союз оказался бездетным и вообще неудачным: сам Гайдн обычно называл супругу «исчадьем ада».

Вскоре граф Морцин ради сокращения расходов распустил капеллу. Тогда Гайдн принял предложенное ему место вице-капельмейстера у князя Пауля Антона Эстерхази. Композитор приехал в княжеское имение Эйзенштадт в мае 1761 и оставался на службе в семье Эстерхази в течение 45 лет.

В 1762 князь Пауль Антон скончался; преемником стал его брат Миклош «Великолепный» – в это время род Эстерхази прославился на всю Европу своим покровительством искусствам и художникам. В 1766 Миклош перестроил фамильный охотничий дом в роскошный дворец, один из самых богатых в Европе. Эстерхазу, новую резиденцию князя, называли «венгерским Версалем»; среди прочего там имелся настоящий оперный театр на 500 мест и театр марионеток (для которого Гайдн сочинял оперы). В присутствии хозяина концерты и театральные представления давались каждый вечер.

Гайдн и все музыканты капеллы не имели права покидать Эстерхазу, пока там находился сам князь, и никому из них, за исключением Гайдна и дирижера оркестра, скрипача Л. Томазини, не дозволялось привозить во дворец свои семьи. Случилось так, что в 1772 князь задержался в Эстерхазе дольше обычного, и музыканты попросили Гайдна написать пьесу, которая напомнила бы его высочеству, что ему давно пора возвращаться в Вену. Так появилась знаменитая Прощальная симфония , где в финальной части оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намек понял, и на следующее утро все было готово к отбытию в столицу.

Годы славы.

Постепенно слава Гайдна начала распространяться по Европе, чему способствовала деятельность венских фирм, занимавшихся перепиской нот и продававших свою продукцию на территории всей Австро-Венгерской империи. Много сделали для распространения музыки Гайдна и австрийские монастыри; копии разных его произведений хранятся в ряде монастырских библиотек в Австрии и в Чешской Республике. Парижские издатели печатали гайдновские сочинения без согласия автора. Сам композитор в большинстве случаев вовсе не знал об этих пиратских изданиях и, разумеется, не получал от них никакой прибыли.

В 1770-х годах оперные представления в Эстерхазе постепенно переросли в постоянные оперные сезоны; их репертуар, состоявший главным образом из опер итальянских авторов, разучивался и исполнялся под руководством Гайдна. Время от времени он сочинял собственные оперы: одна из них, Лунный мир по пьесе К. Гольдони (Il mondo della luna , 1777), была с большим успехом возобновлена в 1959.

Зимние месяцы Гайдн проводил в Вене, где познакомился и подружился с Моцартом; они восхищались друг другом, и ни один из них не позволял никому дурно отзываться о своем друге. В 1785 Моцарт посвятил Гайдну шесть великолепных струнных квартетов, и как-то на квартетном собрании, устроенном в квартире Моцарта, Гайдн сказал отцу Вольфганга, Леопольду Моцарту, что его сын – «величайший из композиторов», которых он, Гайдн, знает по отзывам или лично. Моцарт и Гайдн во многом обогащали друг друга творчески, и их дружба – один из самых плодотворных союзов в истории музыки.

В 1790 скончался князь Миклош, и на некоторое время Гайдн получил свободу передвижения. Впоследствии князь Антон Эстерхази, наследник Миклоша и новый хозяин Гайдна, не испытывая особенной любви к музыке, вообще распустил оркестр. Узнав о смерти Миклоша, И.П. Заломон, немец по происхождению, работавший в Англии и добившийся там большого успеха в организации концертов, поспешил прибыть в Вену и заключить с Гайдном контракт.

Английские издатели и импресарио уже давно пытались пригласить композитора в английскую столицу, но обязанности Гайдна как придворного капельмейстера Эстерхази не допускали длительных отлучек из Австрии. Теперь композитор охотно принял предложение Заломона, тем более что тот имел в запасе два выгодных контракта: на сочинение итальянской оперы для Королевского театра и на сочинение 12 инструментальных композиций для концертов. На самом деле Гайдн не стал сочинять заново все 12 пьес: несколько ноктюрнов, до того неизвестных в Англии, были написаны ранее по заказу неаполитанского короля, а в портфеле композитора имелось также несколько новых квартетов. Таким образом, для английских концертов сезона 1792 года он написал только две новые симфонии (№№ 95 и 96) и поставил в программы еще несколько симфоний, которые пока не исполнялись в Лондоне (№№ 90–92), а были сочинены ранее по заказу графа д"Оньи из Парижа (т.н. Парижские симфонии ).

Гайдн и Заломон прибыли в Дувр в первый день нового, 1791 года. В Англии Гайдна принимали с почетом повсюду, и принц Уэльский (будущий король Георг IV) оказал ему множество знаков внимания. Цикл гайдновских концертов Заломона имел огромный успех; во время премьеры Симфонии № 96 в марте медленную часть пришлось повторить – «редкий случай», как заметил автор в письме домой. Композитор решил остаться в Лондоне и на следующий сезон. Для него Гайдн сочинил четыре новые симфонии. Среди них была знаменитая симфония Сюрприз (№ 104, Симфония с ударом литавр : в ее медленной части нежная музыка внезапно прерывается оглушительным ударом литавр; Гайдн будто бы сказал, что хотел «заставить дам подскочить на креслах»). Для Англии композитор сочинил также прекрасный хор Буря (The Storm ) на английский текст и Концертную симфонию (Sinfonia concertante ).

По дороге домой летом 1792 Гайдн, проезжая через Бонн, познакомился с Л. ван Бетховеном и взял его в ученики; стареющий мастер сразу распознал масштабы дарования юноши и в 1793 предрек, что «его признают когда-нибудь одним из лучших музыкантов Европы, и я буду с гордостью называть себя его учителем». До января 1794 Гайдн жил в Вене, потом уехал в Англию и оставался там до лета 1795: эта поездка оказалась не менее триумфальной, чем предыдущие. В это время композитор создал свои последние – и лучшие – шесть симфоний (№№ 99–104) и шесть великолепных квартетов (ор. 71 и 74).

Последние годы.

После возвращения из Англии в 1795 Гайдн занял свое прежнее место при дворе Эстерхази, где теперь правителем стал князь Миклош II. Главной обязанностью композитора было сочинение и разучивание ежегодно новой мессы ко дню рождения княгини Марии, супруги Миклоша. Таким образом на свет появились шесть последних гайдновских месс, в том числе Нельсоновская , всегда и везде пользовавшаяся особыми симпатиями публики.

К последнему периоду гайдновского творчества относятся и две большие оратории – Сотворение мира (Die Schöpfung ) и Времена года (Die Jahreszeiten ). Во время пребывания в Англии Гайдн познакомился с творчеством Г.Ф. Генделя, и, по-видимому, Мессия и Израиль в Египте вдохновили Гайдна на создание собственных эпических хоровых произведений. Оратория Сотворение мира была впервые исполнена в Вене в апреле 1798; Времена года – тремя годами позже. Работа над второй ораторией, кажется, истощила силы мастера. Последние годы Гайдн провел в тишине и спокойствии в своем уютном доме на окраине Вены, в Гумпендорфе (ныне в черте столицы). В 1809 Вена была осаждена наполеоновскими войсками, и в мае они вошли в город. Гайдн был уже очень слаб; он поднялся с постели только для того, чтобы исполнить на клавире австрийский национальный гимн, который сам же сочинил несколькими годами ранее. Гайдн умер 31 мая 1809.

Становление стиля.

Стиль Гайдна органически связан с почвой, на которой он вырос, – с Веной, великой австрийской столицей, которая была для Старого Света таким же «плавильным котлом», каким был Нью-Йорк для Нового Света: итальянская, южно-германская и другие традиции сплавлялись здесь в единый стиль. Венский композитор середины 18 в. имел в своем распоряжении несколько разных стилей: один – «строгий», предназначавшийся для месс и прочей церковной музыки: в нем по-прежнему главная роль принадлежала полифоническому письму; второй – оперный: в нем итальянская манера преобладала вплоть до времен Моцарта; третий – для «уличной музыки», представленной жанром кассаций, часто для двух валторн и струнных или для духового ансамбля. Попав в этот пестрый мир, Гайдн быстро создал собственный стиль, притом единый для всех жанров, будь то месса или кантата, уличная серенада или клавирная соната, квартет или симфония. По рассказам, Гайдн утверждал, что больше всех на него повлиял К.Ф.Э.Бах, сын Иоганна Себастьяна: действительно, ранние сонаты Гайдна весьма точно повторяют модели «гамбургского Баха».

Что же касается гайдновских симфоний, то они прочно связаны с австрийской традицией: их прообразами послужили произведения Г.К.Вагензейля, Ф.Л.Гассмана, д"Ордонье и в меньшей степени М.Монна.

Творчество.

Среди наиболее известных произведений Гайдна – Сотворение мира и Времена года , эпические оратории в манере позднего Генделя. Эти произведения сделали автора знаменитым в Австрии и Германии в большей степени, нежели его инструментальные опусы.

Напротив, в Англии и Америке (а также во Франции) фундаментом гайдновского репертуара является оркестровая музыка, причем некоторые из симфоний – хотя бы та же Симфония с ударом литавр – пользуются, заслуженно или нет, особым предпочтением. Популярность сохраняют в Англии и Америке и другие Лондонские симфонии ; последняя из них, № 12 ре мажор (Лондон ), по праву считается вершиной гайдновского симфонизма.

К сожалению, произведения камерных жанров в наше время не столь известны и любимы – быть может, потому, что практика домашнего, любительского квартетного и вообще ансамблевого музицирования постепенно сходит на нет. Профессиональные квартеты, выступающие перед «публикой», – не та среда, в которой музыка исполняется только ради самой музыки, а гайдновские струнные квартеты и фортепианные трио, содержащие в себе глубоко личные, сокровенные высказывания музыканта, самые его глубокие мысли, предназначены прежде всего для исполнения в интимной камерной обстановке среди близких людей, но вовсе не для виртуозов в парадных, холодных концертных залах.

Двадцатое столетие возродило к жизни гайдновские мессы для солистов, хора и оркестра – монументальные шедевры хорового жанра со сложным аккомпанементом. Хотя эти сочинения всегда были основополагающими в церковно-музыкальном репертуаре Вены, они ранее никогда не распространялись за пределы Австрии. В настоящее время, однако, звукозапись донесла до широкой публики эти прекрасные произведения, в основном принадлежащие к позднему периоду творчества композитора (1796–1802). Среди 14 месс наиболее совершенной и драматичной является Missa in Angustiis (Месса во времена страха , или Нельсоновская месса , сочиненная в дни исторической победы английского флота над французами в сражении у Абукира, 1798).

Что касается клавирной музыки, то следует особенно выделить поздние сонаты (№№ 50–52, посвященные Терезе Дженсен в Лондоне), поздние клавирные трио (почти все созданные во время пребывания композитора в Лондоне) и исключительно выразительное Andante con variazione фа минор (в автографе, хранящемся в Нью-Йоркской публичной библиотеке, это сочинение названо «сонатой»), появившееся в 1793, между двумя поездками Гайдна в Англию.

В жанре инструментального концерта Гайдн не стал новатором, да и вообще не испытывал к нему особого тяготения; наиболее интересный образец концерта в творчестве композитора – несомненно, концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (1796), написанный для инструмента с клапанами, отдаленного предшественника современной вентильной трубы. Кроме этого позднего сочинения, следует назвать Виолончельный концерт ре мажор (1784) и цикл изящных концертов, написанных для неаполитанского короля Фердинанда IV: в них солируют две колесных лиры с органными трубами (lira organizzata) – редкие инструменты, напоминающие по звучанию шарманку.

Значение творчества Гайдна.

В 20 в. обнаружилось, что Гайдна нельзя считать, как полагали ранее, отцом симфонии. Полные симфонические циклы, включавшие менуэт, создавались уже в 1740-е годы; что еще раньше, между 1725 и 1730, появились четыре симфонии Альбинони, тоже с менуэтами (их рукописи нашли в немецком городе Дармштадте). И.Стамиц, умерший в 1757, т.е. в то время, когда Гайдн начинал работать в оркестровых жанрах, был автором 60 симфоний. Таким образом, историческая заслуга Гайдна – не в создании жанра симфонии, а в подытоживании и совершенствовании того, что было сделано его предшественниками. Зато Гайдна можно назвать отцом струнного квартета. По всей видимости, до Гайдна не существовало жанра, обладающего следующими типическими признаками: 1) состав – две скрипки, альт и виолончель; 2) четырехчастность (аллегро в сонатной форме, медленная часть, менуэт и финал или аллегро, менуэт, медленная часть и финал) или пятичастность (аллегро, менуэт, медленная часть, менуэт и финал – варианты, не изменяющие форму по существу). Эта модель выросла из жанра дивертисмента в том виде, в каком он культивировался в Вене в середине 18 в. Известно немало пятичастных дивертисментов, написанных разными авторами около 1750 для разных составов, т.е. для духового ансамбля или для духовых и струнных (особенно популярным был состав из двух валторн и струнных), но до сих пор не удалось обнаружить цикла для двух скрипок, альта и виолончели.

Ныне мы знаем, что среди множества технических новаций, приписывавшихся ранее Гайдну, большинство, строго говоря, не являются его открытиями; величие Гайдна состоит скорее в том, что он сумел осмыслить, возвысить и довести до совершенства существовавшие ранее простые формы. Хотелось бы отметить одно техническое открытие, в основном принадлежащее лично Гайдну: это форма рондо-сонаты, в которой принципы сонаты (экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо (А–В–С–А или А–В–А–С–А–В–А). Большинство финалов в поздних инструментальных сочинениях Гайдна (например, финал симфонии № 97 до мажор) представляют собой великолепные образцы рондо-сонаты. Этим способом было достигнуто отчетливое формальное различие между двумя быстрыми частями сонатного цикла – первой и заключительной.

Оркестровое письмо Гайдна обнаруживает постепенное ослабление связи со старой техникой basso continuo, при которой клавишный инструмент или орган заполнял аккордами звуковое пространство и образовывал «скелет», на который накладывались другие линии скромного оркестра тех времен. В зрелых произведениях Гайдна basso continuo практически исчезает, кроме, конечно, речитативов в вокальных произведениях, где еще необходим клавирный или органный аккомпанемент. В своей трактовке деревянных и медных духовых Гайдн с первых же шагов обнаруживает врожденное чувство колорита; даже в весьма скромных по составу партитурах композитор демонстрирует безошибочное чутье в выборе оркестровых тембров. Написанные с помощью весьма ограниченных средств, симфонии Гайдна, по выражению Римского-Корсакова, оркестрованы так хорошо, как никакая иная музыка Западной Европы.

Великий мастер, Гайдн неустанно обновлял свой язык; вместе с Моцартом и Бетховеном Гайдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль т.н. венского классицизма. Начала этого стиля лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть – между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.

Великий австрийский композитор Йозеф Гайдн — самый старший из венских классиков. За свою долгую жизнь он написал огромное количество произведений. Среди них 104 симфонии, более 80 квартетов, свыше 60 клавирных сонат. Гайдна называют «отцом симфонии и квартета», так как, по сравнению с предшествующими ему композиторами, ранее создавшими музыку в этих жанрах, он придал этим произведениям особое совершенство классической формы. «Гайдн — необходимое и крепкое звено в цепи симфонического композиторства; не будь его — не было бы ни Моцарта, ни Бетховена», — писал П.И. Чайковский.
Йозеф Гайдн 1732-1809

Музыка Гайдна отличается оптимизмом и выражает непосредственную радость мироощущения. Не случайно большинство его произведений написано в мажорных тональностях. Мелодии Гайдна напоминают австрийские народные песни и танцы, они отличаются необыкновенным изяществом и ясностью. Именно поэтому музыка великого мастера всегда с восторгом принималась не только его современниками, но и последующими поколениями.

Жизненный путь

Йозеф Гайдн родился в 1732 году в деревне Рорау, недалеко от Вены. Его отец был ремесленником, изготавливающим кареты. Кроме того, он был необыкновенно музыкально одаренным человеком и часто пел, аккомпанируя себе на арфе.

Музыкальные способности маленького Йозефа проявились в возрасте пяти лет. Он обладал высоким звонким голосом и прекрасной музыкальной памятью. Начальное обучение музыке он проходил в церковной школе города Хайнбурга. С 8 лет Йозеф пел в хоровой капелле при главном кафедральном соборе Святого Стефана в столице Австрии Вене. Позднее об этом периоде жизни Гайдн писал в своих воспоминаниях: «...продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у очень хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сольные сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе». Вместе с тем жизнь мальчиков в капелле была нелегкой. Многочисленные занятия, выступления и репетиции отнимали много сил. Однако уже в эти годы Гайдн начал писать свои первые сочинения.

Когда Иозефу исполнилось 18 лет и его голос стал ломаться, оказавшись непригодным для пения в детском хоре, его уволили из капеллы. Оказавшись без жилья и средств существования, Гайдн едва перебивался случайными заработками. Он давал уроки музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, участвовал в выступлениях ансамблей уличных музыкантов. Среди первых сочинений Гайдна, получивших признание публики, была музыкальная комедия «Хромой бес», которую он сочинил на либретто известного венского актера И. Курца.

Несмотря на первые творческие успехи, Гайдн понимал, что не имеет достаточных знаний, чтобы сочинять музыку. Не имея средств на обуче-| ние, он поступил аккомпаниатором в вокальный класс известного итальянского композитора, пев-I цаи педагога Никколо Порпоры, исполняя также обязанности лакея. Вместо оплаты за свой труд Гайдн мог пользоваться его ценными советами по композиции.

Служба в капелле князя Эстерхази

В возрасте 29 лет Гайдн, уже известный в то время , был приглашен на службу к богатому венгерскому князю Эстерхази. Около 30 лет провел он в небольшом венгерском городе Айзенштадте и летнем дворце Эстерхази. Гайдн исполнял обязанности придворного композитора и капельмейстера. Согласно договору, к приезду гостей князя он был обязан сочинять и разучивать с оркестром и певцами симфонии, квартеты, оперы. Кроме того, капельмейстер был обязан давать певцам уроки, следить за сохранностью инструментов и нот. Иногда князь приказывал композитору сочинить новое произведение к следующему дню.
Только благодаря своему необычайному таланту и огромному трудолюбию Гайдн справлялся со своими обязанностями.

Зависимое положение во дворце князя часто удручало композитора. Каждое утро, вместе с другими слугами, он должен был ожидать его распоряжений. Он не имел права продать или подарить свои произведения, уехать из княжеского поместья без согласия князя.

Служба у Эстерхази имела и свои положительные черты. Композитору было назначено высокое материальное вознаграждение. Благодаря высокопоставленным гостям князя, среди которых нередко присутствовали иностранцы, слава Гайдна распространилась далеко за пределы Австрии. Кроме того, он постоянно слышал свои произведения в исполнении оркестра и имел возможность исправить то, что, на его взгляд, недостаточно хорошо звучало.

Большую радость доставляли Гайдну его поездки в Вену, где он встречался с Моцартом. Композиторы играли друг другу свои новые сочинения, беседовали о музыке и творчестве. В знак особого дружеского расположения Моцарт посвятил Гайдну шесть замечательных струнных квартетов.

Некоторым из своих симфоний Гайдн давал названия: «Утро», «Полдень», «Вечер», «Медведь», «С ударом литавр».

Необычную историю создания имеет Симфония № 45, названная впоследствии «Прощальной». Однажды пребывание князя и его капеллы в летнем дворце затянулось до поздней осени. В холодную сырую погоду музыканты начали болеть. Кроме того, они уже несколько месяцев не виделись со своими семьями, которым жить в загородном дворце было запрещено. И тогда Гайдн решил «сказать» своему хозяину о недовольстве музыкантов необычным способом. В одном из концертов оркестр исполнял его новую симфонию. Однако ее музыка не была, как обычно, веселой и жизнерадостной. Она звучала тревожно и печально. После завершения 4-й части оркестр неожиданно заиграл снова. Исполнение еще одной, финальной части симфонии было необычным. Оркестранты постепенно один за другим гасили свечи на своих пюпитрах и безмолвно покидали сцену. Музыка звучала все тише и печальнее. До конца симфонию доиграли только двое скрипачей (один из них — Гайдн). Затем они погасили последнюю свечу и в темноте ушли со сцены. Намек композитора был понят. На следующий день князь приказал возвращаться в Эйзенштадт.

Последний период

В 1790 году умер князь Эстерхази. Его наследник к музыке относился равнодушно. Он распустил капеллу. Однако желая, чтобы Гайдн продолжал числиться его придворным капельмейстером, молодой Эстерхази назначил ему пенсию. Этих денег было достаточно для того, чтобы больше нигде не служить. Гайдн был счастлив! Теперь, накануне своего шестидесятилетия, он был свободен от каких-либо обязательств и мог заниматься только творчеством.

Некоторое время спустя Гайдн принял предложение поехать с концертами в Англию. Совершая путешествие на корабле, он впервые увидел море. В Лондоне Гайдн дирижировал своими произведениями в концертных залах перед большим количеством слушателей. Эти выступления были восторженно приняты англичанами. Вторая поездка композитора с концертами в Англию также прошла с огромным успехом. Университет города Оксфорда присвоил Гайдну почетное звание доктора музыки. За эти годы композитор создал свои знаменитые 12 «Лондонских симфоний».

Самые значительные произведения Гайдна - оратории «Сотворение мира» и «Времена года», написанные им под впечатлением услышанных в Лондоне сочинений Генделя, созданные в этом жанре. Их исполнение в Вене имело огромный успех.

Последние годы жизни Гайдна

После 1802 года Гайдн больше ничего не написал. Последние годы жизни он жил в небольшом доме на окраине Вены. Уединенное жилище композитора нередко навещали друзья и почитатели его таланта. В мае 1809 года, незадолго до смерти Гайдна, Вену заняли войска Наполеона. Узнав об этом, уже тяжело больной композитор нашел силы подняться с постели и исполнить на клавесине сочиненный им ранее австрийский гимн.

Гайдн был похоронен в Вене. Позднее его останки перевезли в Айзенштадт, где он провел немалую часть своей жизни.

Введение

Франц Йозеф Гайдн (нем. Franz Joseph Haydn , 1 апреля 1732 - 31 мая 1809) - австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

1. Биография

1.1. Юность

Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 1 апреля 1732 года в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699-1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 г. Йозефа заметил Георг фон Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями). Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей, ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 г. ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В 1759 композитор получает должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказывается небольшой оркестр, для которого композитор сочиняет свои первые симфонии. Однако, вскоре фон Морцин начинает испытывать финансовые трудности и прекращает деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 Гайдн женится на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел.

1.2. Служба у Эстерхази

В 1761 году в жизни Гайдна происходит судьбоносное событие - его берут вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австро-Венгрии. В обязанности капельмейстера входит сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочиняет большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он даёт уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

1.3. Снова свободный музыкант

В 1790 году умирает Николаус Эстерхази, а его преемник, князь Антон, не будучи любителем музыки, распускает оркестр. В 1791 г. Гайдн получает контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работает в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон, где он для концертов Соломона написал свои лучшие симфонии, ещё более упрочили славу Гайдна.

Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года».

Проезжая через Бонн в 1792 г., он знакомится с молодым Бетховеном и берет его в ученики.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX столетий. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801 г.). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.

Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802 г.) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1803 г.). Последние наброски относятся к 1806 г., после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.

Творческое наследие композитора включает 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, оратории («Сотворение мира» и «Времена года»), 14 месс, оперы.

В честь Гайдна назван кратер на Меркурии.

2. Список сочинений

2.1. Камерная музыка

    8 сонат для скрипки и фортепиано (в том числе соната ми минор, соната Ре мажор)

    83 струнных квартета для двух скрипок, альта и виолончели

    6 дуэтов для скрипки и альта

    41 трио для фортепиано, скрипки (или флейты) и виолончели

    21 трио для 2 скрипок и виолончели

    126 трио для баритона, альта (скрипки) и виолончели

    11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

2.2. Концерты

35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:

    четыре концерта для скрипки с оркестром

    два концерта для виолончели с оркестром

    два концерта для валторны с оркестром

    11 концертов для фортепиано с оркестром

    6 органных концертов

    5 концертов для двухколёсных лир

    4 концерта для баритона с оркестром

    концерт для контрабаса с оркестром

    концерт для флейты с оркестром

    концерт для трубы с оркестром

    13 дивертисментов с клавиром

2.3. Вокальные произведения

Всего 24 оперы, в том числе:

    «Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.

    «Истинное постоянство»

    «Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.

    «Асмодей, или Новый хромой бес»

    «Аптекарь»

    «Ацис и Галатея», 1762 г.

    «Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)

    «Армида», 1783 г.

    «Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.

    «Обманутая неверность» (L’Infedelta delusa)

    «Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.

    «Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.

    «Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.

    «Вознагражденная верность» (La Fedelta premiata)

    героико-комическая опера «Роланд-паладин» (Orlando Раladino, по сюжету поэмы «Неистовый Роланд» Ариосто)

Оратории

14 ораторий, в том числе:

    «Сотворение мира»

    «Времена года»

    «Семь слов Спасителя на кресте»

    «Возвращение Товия»

    Аллегорическая кантата-оратория «Рукоплескания»

    ораториальный гимн Stabat Mater

14 месс, среди которых:

    малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)

    большая органная месса Es-dur (1766 г.)

    месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)

    месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)

    малая органная месса (В-dur, 1778 г.)

    Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)

    месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)

    месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)

    Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)

    месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)

    месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)

    месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

2.4. Симфоническая музыка

Всего 104 симфонии, в том числе:

    «Прощальная симфония»

    «Оксфордская симфония»

    «Траурная симфония»

    6 Парижских симфоний (1785-1786 гг.)

    12 Лондонских симфоний (1791-1792 гг., 1794-1795 гг.), в том числе симфония № 103 «С тремоло литавр»

    66 дивертисментов и кассаций

2.5. Произведения для фортепиано

    Фантазии, вариации

    52 сонаты для фортепиано

Йозеф Гайдн в художественной литературеЖорж Санд «Консуэло»Список литературы:

    немецкое произношение имени (info)

    Достоверных сведений о дате рождения композитора нет, официальные данные говорят только о крещении Гайдна, которое произошло 1 апреля 1732 года. Сообщения самого Гайдна и его родственников о дате его рождения различаются - это может быть 31 марта или 1 апреля 1732 года.