ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Д. Д. ШОСТАКОВИЧА

1906 , 12 (по новому стилю 25) сентября - В Петербурге родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

1916–1918 - Учился в музыкальной школе у И. Гляссера. К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки.

1919 - Поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по двум специальностям: фортепиано - у Л. Николаева и композиции - у М. Соколова и М. Штейнберга.

1925 - По окончании консерватории в качестве дипломной работы Шостакович представил Первую симфонию.

1927 - Шостакович участвовал в I Международном конкурсе им. Шопена в Варшаве, где был удостоен Почетного диплома.

1927–1930 - Шостакович - аспирант класса композиции М. Штейнберга. Пишет Вторую симфонию «Октябрю», Третью - «Первомайскую», оперу «Нос».

1930–1931 - Премьера балетов «Золотой век», «Болт».

1932 - Брак с Ниной Варзар.

1933 - Написан Концерт для фортепиано с орк. № 1 (c-moll), впервые исполненный самим Д. Д. Шостаковичем.

1934 , 22 января - Постановка оперы «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. Лескова. Премьера состоялась на сцене Ленинградского государственного академического Малого оперного театра (МАЛЕГОТа), дирижер - С. Самосуд.

1935 - Написан балет «Светлый ручей». Шостакович в составе группы советских артистов выехал в турне по Турции.

1936 - Рождение дочери Шостаковича - Галины.

1936–1937 - Написаны Четвертая и Пятая симфонии.

1937–1948 - Шостакович - педагог (с 1939 г. - профессор) Ленинградской консерватории, а с 1943 г. одновременно являлся преподавателем композиции и в Московской консерватории.

1938 - Родился Максим Шостакович - сын композитора.

1939 , 5 ноября - Состоялась премьера Шестой симфонии в исполнении оркестра Ленинградской государственной филармонии под управлением Е. Мравинского.

1941 , 16 марта - Было опубликовано постановление Совета народных комиссаров СССР о присуждении Шостаковичу Сталинской премии за Фортепианный квинтет (в последующие годы неоднократно получал эту премию, позже переименованную в Государственную).

1941–1942 - Шостакович был зачислен заведующим музыкальной частью в театре народного ополчения в Ленинграде. Написаны следующие произведения: Седьмая симфония (посвящена городу Ленинграду), опера «Игроки» по пьесе Н. Гоголя (неоконч.), 6 романсов на слова английских поэтов.

1943–1945 - Написаны Восьмая и Девятая симфонии.

1946 - Шостакович переехал в Москву.

1948 - Проходил I Всесоюзный съезд композиторов СССР, на котором состоялся «суд» над Шостаковичем: он был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий, а из концертной жизни исчезли почти все его произведения. Закончен Концерт для скрипки с орк. № 1 (а-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1949 - Шостакович в составе делегации поехал в США на конгресс деятелей науки и культуры. Были написаны оратория «Песнь о лесах» и музыка к кинофильму «Падение Берлина».

1950–1952 - Поездка в ГДР на фестиваль, посвященный двухсотой годовщине смерти И. С. Баха. Сочинены 24 прелюдии и фуги, Десять поэм на сл. революционных поэтов конца XIX - начала XX столетия, Кантата «Над Родиной нашей солнце сияет».

1953 - Всемирный совет мира присудил ему Международную премию мира. Написана Десятая симфония.

1954 - Смерть Нины Васильевны Шостакович - первой жены композитора.

1955 - Шостакович стал членом-корреспондентом Германской академии искусств в Западном Берлине, почетным членом Шведской музыкальной академии.

1957 - Второй брак композитора с Маргаритой Андреевной Кайновой. Написана Одиннадцатая симфония, Концерт для фортепиано с орк. № 2 (F-dur), посвященный Максиму Шостаковичу, им же и впервые исполненный.

1958 - Стал почетным членом академии «Санта-Чечилия» в Риме; получил звание доктора honoris causa Оксфордского университета; стал лауреатом премии имени Сибелиуса; ему было присвоено звание командора французского Ордена искусства и литературы. Написана оперетта «Москва, Черемушки».

1959–1960 - Написан Концерт для виолончели с орк. № I (Es-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу. Поездка в Польшу в качестве почетного гостя III фестиваля «Варшавская осень», далее в составе советской делегации отправился в Соединенные Штаты, затем поездка в ГДР.

1961 - Премьера Двенадцатой симфонии (посвященной памяти В. И. Ленина).

1962 - Брак с Ириной Антоновной Супинской. Написана Тринадцатая симфония.

1963 , 8 января - Премьера новой редакции оперы «Леди Макбет Мценского уезда» под названием «Катерина Измайлова» на сцене Государственного музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (дирижер - Г. Проваторов).

1963–1966 - Шостакович руководил аспирантурой на композиторском факультете Ленинградской консерватории.

1966–1967 - Написаны Концерт для виолончели с орк. № 2 (G-dur), посвященный М. Л. Ростроповичу, и Концерт для скрипки с орк. № 2 (cis-moll), посвященный Д. Ф. Ойстраху.

1968–1969 - Написаны симфоническая поэма «Октябрь», Четырнадцатая симфония.

1972 , 8 января - Состоялась премьера Пятнадцатой симфонии, которой дирижировал М. Шостакович.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Достоевский автора Селезнев Юрий Иванович

Основные даты жизни и творчества Ф. М. Достоевского 1821, 30 октября (11 ноября нового стиля) - Рождение Ф. М. Достоевского.1831 - Покупка М. А. Достоевским, отцом писателя, сельца Дарового и деревеньки Чермашни в Тульской губернии.1831, август - Эпизод с мужиком Мареем.1833 -

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА 1564, 23 апреля. Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне. В этом городе он прожил детство и юность.1582. 28 ноября. Шекспир получает разрешение на венчание с Энн Хетеуэй.1583. 26 мая. Крещениа дочери Шекспира Сьюзен.1585, 2 февраля.

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Брюсов автора Ашукин Николай Сергеевич

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Чехов. Жизнь «отдельного человека» автора Кузичева Алевтина Павловна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА 1860, 17(29) января - у Павла Егоровича и Евгении Яковлевны Чеховых родился третий сын.27 января - младенец крещен в Успенском соборе Таганрога и наречен Антонием.1867 - Антон и его брат Николай обучаются в греческой приходской

Из книги Аксенов автора Петров Дмитрий Павлович

Основные даты жизни и творчества В. П. Аксенова 1932, 20 августа - родился в Казани.1937 - арест родителей.Отправка в приемник для детей «врагов народа» в Кострому и возвращение в Казань - в семью Матильды и Евгения Котельниковых.1948 - отъезд в Магадан к матери - Евгении

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Шостакович Дмитрий Дмитриевич - выдающийся русский композитор, музыкальный и общественный деятель; талантливый педагог, профессор и народный артист. В 1954 году был удостоен Международной премии мира. Родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-химика, который к тому же был страстным ценителем музыки. Мать Дмитрия была талантливой пианисткой и педагогом по музыке, а одна из его сестер впоследствии тоже стала пианисткой. Первое музыкальное произведение маленького Мити было связано с военной темой и называлось «Солдат».

В 1915 году мальчик был отдан в коммерческую гимназию. Параллельно он занимался музыкой сначала под присмотром матери, затем в Петроградской консерватории. Там его учителями стали такие именитые музыканты, как Штейнберг, Розанова, Соколов, Николаев. Первым по-настоящему стоящим произведением стала его выпускная работа - симфония №1. В 1926 году в его творчестве наметился период смелых стилистических экспериментов. Каким-то образом он предвосхищал музыкальные открытия и новшества в сфере микрополифонии, сонорики, пуантилизма.

Вершиной его раннего творчества стала опера «Нос» по одноименной повести Гоголя, которую он написал в 1928 г., а на сцене представил двумя годами позже. К тому моменту в Берлине музыкальный бомонд уже был знаком с его 1-й симфонией. Воодушевленный успехом, он написал и 2-ю, и 3-ю, затем и 4-ю симфонии, а также оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Сначала на композитора посыпалась критика, которая, однако, улеглась с появлением 5-й симфонии. Во время ВОВ он был в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и работал над новой симфонией, которая прозвучала сначала в Куйбышеве (ныне Самара), а затем в Москве.

С 1937 года он преподавал в Ленинградской консерватории, но вынужден был перебраться в Куйбышев, куда его эвакуировали. В период 1940-хх гг. он получил несколько Сталинских премий и почетных званий. Личная жизнь композитора была сложной. Его музой стала ровесница Таня Гливенко, в которую он был горячо влюблен. Однако, не дождавшись решительных действий с его стороны, девушка вышла замуж за другого. С годами и Шостакович женился на другой. Нина Варзар прожила с ним 20 лет и подарила двух детей: сына и дочку. Но свои главные лирические музыкальные композиции он посвятил именно Тане Гливенко.

Шостакович умер в 68-летнем возрасте 9 августа 1975 года после продолжительной болезни легких. Он был похоронен в Москве не Новодевичьем кладбище. В сердцах поклонников он так и остался Заслуженным деятелем искусств и талантливым артистом.

Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович в Санкт-Петербурге в 1906 году. Исключительно талантливый молодой человек получил музыкальное образование в Петроградской консерватории, в которую был принят в возрасте 13 лет. Он изучал фортепиано и композицию, а также параллельно занимался дирижированием.

Уже в 1919 году Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll. Время после революции было трудным, но Дмитрий учился очень усердно и почти каждый вечер посещал концерты Петроградской филармонии. В 1922 году скончался отец будущего композитора, и семья осталась без средств к существованию. Так молодому человеку пришлось подрабатывать тапером в кинотеатре.

В 1923 году Шостакович окочил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 - по композиции. Его дипломной работой стала Первая симфония. Ее триумфальная премьера состоялась в 1926 году, а уже в возрасте 19 лет Шостакович стал всемирно известным.

Творчество

В молодости Шостакович много писал для театра, он является автором музыки трех балетов и двух опер: «Нос» (1928) и «Леди Макбет Мценского уезда» (1932). После ожесточенной и публичной критики в 1936 году композитор изменил направление, и начал преимущественно писать произведения для концертного зала. Среди огромной массы оркестровой, камерной и вокальной музыки самыми заметными являются два цикла из 15 симфоний и 15 струнных квартетов. Они относятся к числу наиболее часто исполняемых произведений XX века.

В начале Великой Отечественной войны Дмитрий Дмитриевич Шостакович начал работать над Седьмой симфонией ("Ленинградской"), которая стала символом борьбы военного времени. В годы войны также была написана Восьмая симфония, в которой композитор отдал дань неоклассицизму. В 1943 году Шостакович переехал из Куйбышева, в котором проживал во время эвакуации, в Москву. В столице он преподавал в Московской консерватории.

В 1948 году Шостакович подвергся жестокой критике и унижению на съезде советских композиторов. Его обвинили в «формализме» и «пресмыкательстве перед Западом». Как и в 1938 году, он стал персоной нон-грата. Его лишили звания профессора и обвинили в профнепригодности.

Шостакович тесно сотрудничал с некоторыми из величайших исполнителей своего времени. Евгений Мравинский играл на премьерах многих его оркестровых произведений, а для скрипача Давида Ойстраха и виолончелиста Мстислава Ростроповича композитор написал пару концертов.

В последние годы Шостакович страдал от неудовлетворительного состояния здоровья и долгое время находился на лечении в больницах и санаториях. Композитор страдал от рака легких и заболевания, связанного с поражением мышц. Музыка его последнего периода, в том числе две симфонии, его поздние квартеты, его заключительные вокальные циклы и соната для альта op.147 (1975), является темной, отражающей много мучений. Он умер в Москве 9 августа 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Дмитрий Дмитриевич Шостакович был женат три раза. Нина Васильевна - первая супруга - была астрофизиком по профессии. но отказавшись от научной карьеры, она полностью посвятила себя семье. В этом браке появились на свет сын Максим и дочь Галина.

Второй брак с Маргаритой Кайновой очень быстро распался. Третья жена Шостаковича - Ирина Супинская - работала редактором издательства «Советский композитор».

Д.Д. Шостакович появился на свет в Санкт-Петербурге. Это событие в семье Дмитрия Болеславовича Шостаковича и Софии Васильевны Шостакович произошло 25 сентября 1906 года. Семья была очень музыкальной. Мама будущего композитора была талантливой пианисткой и давала уроки фортепианной игры начинающим. Несмотря на серьезную профессию инженера, отец Дмитрия просто обожал музыку и сам немного пел.

В доме по вечерам часто устраивались домашние концерты. Это сыграло огромную роль в становлении и развитии Шостаковича, как личности и настоящего музыканта. Свою дебютную работу – фортепианную пьесу он представил в возрасте девяти лет. К одиннадцати годам их у него уже несколько. А в тринадцать лет он поступил в Петроградскую консерваторию на класс композиции и фортепиано.

Юность

Юный Дмитрий все своё время и силы посвятил занятиям музыке. О нем отзывались, как об исключительном даровании. Он не просто сочинял музыку, а заставлял слушателей погружаться в неё, переживать её звуки. Особенно им восхищался директор консерватории А.К. Глазунов, который впоследствии, после скоропостижной смерти отца выхлопотал для Шостаковича персональную стипендию.

Однако материальное положение семьи оставляло желать лучшего. И пятнадцатилетний композитор поступил на работу музыкального иллюстратора. Главной в этой удивительной профессии была импровизация. И он прекрасно импровизировал, сочиняя на ходу настоящие музыкальные картины. Начиная с 1922 и по 1925 годы, он сменил три кинотеатра, а этот бесценный опыт остался с ним навсегда.

Творчество

Для детей первое знакомство с музыкальным наследием и краткой биографией Дмитрия Шостаковича происходит ещё в школе. Из уроков музыки им известно, что симфония – это один из сложнейших жанров инструментальной музыки.

Дмитрий Шостакович сочинил свою первую симфонию в 18 лет, и в 1926 году она была исполнена на большой сцене в Ленинграде. А еще через несколько лет её исполняли в концертных залах Америки и Германии. Это был невероятный успех.

Однако, после консерватории перед Шостаковичем всё еще стоял вопрос о его дальнейшей судьбе. Он не мог определиться с будущей профессией: автор или исполнитель. Какое-то время он старался совмещать одно с другим. Вплоть до 30-х годов он выступал сольно. В его репертуаре нередко звучали Бах , Лист, Шопен , Прокофьев , Чайковский . А в 1927 году он получил почётный диплом на Международном конкурсе имени Шопена в Варшаве.

Но с годами, несмотря на возрастающую славу талантливого пианиста, Шостакович отказался от этого рода деятельности. Он справедливо полагал, что она реальная помеха композиции. В начале 30-х он искал свой неповторимый стиль и много экспериментировал. Он попробовал свои силы во всём: в опере («Нос»), песнях («Песня о встречном»), музыке для кино и театра, фортепианных пьесах, балетах («Болт»), симфониях («Первомайская»).

Другие варианты биографии

  • Каждый раз, когда Дмитрий Шостакович собирался жениться, непременно вмешивалась его мама. Так, она не позволила ему связать свою жизнь с Таней Гливенко, дочерью известного лингвиста. Не нравилась ей и вторая избранница композитора – Нина Вазар. Из-за её влияния и своих сомнений он не появился на собственной свадьбе. Но, к счастью, через пару лет они помирились и вновь пошли в ЗАГС. В этом браке родились дочь Галя и сын Максим.
  • Дмитрий Шостакович был азартным карточным игроком. Он сам говорил, что однажды в молодости выиграл крупную сумму денег, на которую потом приобрел кооперативную квартиру.
  • Перед смертью великий композитор болел много лет. Врачи не могли поставить точный диагноз. Позже оказалось, что это была опухоль. Но лечить было уже поздно. Умер Дмитрий Шостакович 9 августа 1975 года.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович - великий композитор, чьё имя известно не только в России.

Родился в Петербурге в 1906-м году. Окончил Петроградскую консерваторию по двум специальностям - как пианист и как композитор. Первая же симфония, написанная в качестве дипломной работы, принесла композитору известность.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович создал 15 симфоний, в том числе и знаменитую седьмую (Ленинградскую), посвящённую блокаде родного города.

Кроме того, композитор написал 15 струнных квартетов, получивших всемирное признание. Внёс вклад и в развитие оперного жанра.

В сороковых годах Дмитрий Дмитриевич преподавал также в Московской консерватории. Являлся почётным членом многих зарубежных академий и почётным доктором ряда университетов. Творчество Шостаковича оказало огромное влияние на развитие мирового музыкального искусства.

Предлагаем познакомиться с воспоминаниями о Дмитрии Дмитриевиче Шостаковиче из книги « » Владимира Владимировича Шахиджаняна.

С Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем я познакомился в 1955 году (мне тогда было пятнадцать лет) в доме известных в то время режиссеров Григория Львовича Рошаля и его жены Веры Павловны Строевой, в семье которых я долгое время воспитывался. Они боготворили этого застенчивого до болезненности человека и ценили его гениальность, близко к сердцу приняли переживания Дмитрия Дмитриевича по поводу постановления ЦК партии большевиков, где его музыка была названа сумбуром. В конце шестидесятых годов я работал на радио, в «Маяке» и «Последних известиях». Перед открытием очередного съезда композиторов меня попросили взять у Шостаковича интервью. Я был уверен, что мне он не откажет. Созвонились. Договорились о встрече. Встретились в Союзе композиторов Российской Федерации.

Понимаете ли, - начал Дмитрий Дмитриевич, - а может быть, не надо? Говорю я плохо, да и, признаюсь, не люблю говорить. Я ведь и на роль секретаря Союза композиторов с трудом согласился, и только потому, что, надеюсь, удастся помочь кому-нибудь. Вы знаете, я всегда боюсь кого-нибудь обидеть…

Дмитрий Дмитриевич, - продолжал я свои уговоры, - давайте попробуем. Назовете несколько имен талантливых композиторов, представляете, все услышат, молва разойдется кругами, им ваше имя поможет, никто их ругать не будет. Он постоял некоторое время в раздумье, нервно потирая подбородок. Я открыл на всякий случай репортерскую сумку и достал из нее микрофон. Тут в комнату вошла секретарша.


Дмитрий Дмитриевич, я хотела бы пораньше уйти, если вы не возражаете…

Конечно, конечно, идите… - тут же разрешил Дмитрий Дмитриевич, словно извиняясь, что не догадался сам пораньше ее отпустить.

Вам принесли зарплату. - Секретарша передала Шостаковичу конверт. Он не глядя положил его в карман. Секретарша вышла. Я включил магнитофон. Снова стук в дверь. Представительный молодой человек. Высокий, плечистый, элегантно одетый. Кивнув мне мимоходом, он подошел к Дмитрию Дмитриевичу и, протягивая руку, сказал:

Дмитрий Дмитриевич, не могли бы вы меня выручить, дать мне денег, поиздержался я чуть-чуть… Дмитрий Дмитриевич достал из кармана конверт и, вопросительно посмотрев на вошедшего, спросил:

Сколько вам нужно?

Да рублей пятьсот - шестьсот. Дмитрий Дмитриевич вытащил из конверта деньги и, невнимательно пересчитав, виновато, я подчеркиваю, виновато произнес:

Тут не хватает ста рублей, вы уж простите… Берите, сколько есть. Молодой человек взял конверт и, широко улыбнувшись, покинул кабинет. Я приготовился к записи.

Мы, советские композиторы, - начал, чуть волнуясь, гений, - готовимся к своему съезду Российской Федерации. - Он рукой придерживал не только подбородок, но и губы, и от этого некоторые слова его звучали не очень отчетливо. Я понимал, что ОТК на радио зарубит запись.

Дмитрий Дмитриевич, простите, пожалуйста, но, если нетрудно, уберите руку… звук… понимаете, будет неразборчивым.

Да, да, хорошо, - покорно согласился Дмитрий Дмитриевич и тут же руку убрал за спину. Но как только опять заговорил, его другая рука оказалась между губами, он как бы покусывал кончики пальцев, размышляя… Снова я остановил запись. Снова попросил убрать на этот раз левую руку. Дмитрий Дмитриевич скрестил обе руки за спиной и продолжил:

Для нас это большое событие… событие… - Возникла пауза. Дмитрий Дмитриевич легким движением взял очки и дужки от них зажал во рту. Я смирился и записывал, как записывается. Дмитрий Дмитриевич перечислил имена талантливых композиторов, которым, он считал, нужно всячески помогать, ибо они талантливы. Были названы Андрей Эшпай, Родион Щедрин, Владимир Дашкевич, Альфред Шнитке и Моисей Вайнберг. В Ленинграде, добавил Дмитрий Дмитриевич, работает невероятно талантливый композитор Исаак Шварц. В конце Дмитрий Дмитриевич довольно громко и внятно, хотя и с дужками во рту, сказал: «Я боюсь кого-нибудь обидеть». Мы закончили запись. И тут Шостакович заметил, что дужки очков во рту. Мы оба улыбнулись.

Что, невнятно получилось? Я же говорил: не умею выступать. Я уже хотел было попросить перезаписать весь текст или хотя бы внятно повторить фамилии композиторов, уж больно они неразборчиво были произнесены. Но тут в кабинет вошла молодая женщина. Мягкая, скромная.

Дима, - сказала она, но, увидев меня, поправилась. - Дмитрий Дмитриевич, мы хотели заехать в магазин…

Да, да, мне принесли зарплату, но вот ведь какая история, тут ко мне зашел один молодой человек, и я его выручил, он совсем без денег…

Кто он? - тихо спросила женщина.

Не знаю, - чуть оправдываясь, ответил Дмитрий Шостакович, - кажется, из консерватории. Они оба посмотрели на меня как бы извиняясь. Я решил поблагодарить за интервью и не мешать разговору гения с той, которую он любил. До меня донеслось еле слышное: «Опять то же самое». Я приехал на радио и принялся монтировать пленку для вечернего выпуска последних известий. Как я и предполагал, фамилии звучали абсолютно неразборчиво. Конечно, можно было дать и без них, но стоило ли? Нервничая, я вышел в холл покурить. И тут я увидел сидящего в кресле молодого человека, известного актера Виктора Чистякова, блестящего пародиста.

Виктор, - взмолился я (мы были довольно хорошо знакомы), - выручай. Послушай пленку. Переговори за человека, великого человека, несколько фамилий. Он их неразборчиво произнес. Мы сели в студии. Оператор Алла Петрищева дала пленку с крючка, есть такой термин у радистов, зазвучала речь Дмитрия Дмитриевича, а как только пошли фамилии, вступил Виктор Чистяков. С первого же дубля он произнес их четко, быстро, легко. И… самое удивительное, он не только блестяще подражал голосу Шостаковича, его интонации, он говорил, покусывая кончики пальцев. Запись получилась отличной. Прошла в эфир. Имена композиторов Андрея Эшпая, Родиона Щедрина, Владимира Дашкевича, Альфреда Шнитке, Моисея Вайнберга и Исаака Шварца прозвучали сверхразборчиво. Вечером я позвонил Дмитрию Дмитриевичу.

Все получилось, - удивленно произнес он. - И имена композиторов, вы так боялись, что будет непонятно, все было слышно, мне уже многие звонили. И хорошо, что последнюю фразу оставили - нельзя обижать друг друга, ведь действительно нельзя. Спасибо вам и большой привет Вере Павловне и Григорию Львовичу, мы же у них познакомились. Об этом эпизоде я всегда вспоминаю, когда смотрю на любительскую фотографию композитора, которую снял журналист Андрей Гречухин. Но она сделана в Большом зале консерватории после первого исполнения 14-й симфонии Дмитрия Шостаковича. А это уже другой рассказ.

Когда Дмитрию Шостаковичу было семнадцать лет, критики официально объявили его гением. В 18 лет, я подчеркиваю, в ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ он закончил Первую симфонию. Исполнение этого произведения принесло молодому композитору всемирную славу.

А до этого… А до этого он работал тапером в кинотеатре «Баррикады» в Петрограде, учился в консерватории, помогал матери, хотя сам испытывал нужду - на что поесть, на что купить новый костюм, как сэкономить деньги, чтобы осталось на книги. Когда я брал у Дмитрия Дмитриевича интервью для «Литературной газеты» и попросил его рассказать о юношеской жизни, он засмеялся (тихо-тихо, будто бы чего-то стеснялся) и вспомнил такую историю.

Знаете, мне повезло. Я очень рано понял: известность, популярность, тщеславие - это все суета. Надо работать, делать, писать. Помню, мне было 18 лет. Я пригласил знакомую девушку в кинотеатр «Баррикады». Приходим. А билетов нет. Как быть? Обращаюсь к администратору: «Я Шостакович, композитор, музыкант. Мне нужно два билета в кино. Помогите». Тут Дмитрий Дмитриевич выдержал паузу, чуть иронично посмотрел на меня и продолжил рассказ. «А я Рабинович, администратор, у меня билетов нет», - услышал я в ответ. И с тех пор, поверите, никогда не говорю: «Я Шостакович». Это неприлично, нескромно, нехорошо. Еще несколько историй.

В Большом театре утверждали музыку Государственного гимна. В Центральной, бывшей царской, ложе сидели Сталин и члены Политбюро, в партере - композиторы: Александров, Шостакович, Хренников, Хачатурян, Кабалевский и другие маститые музыканты. Прокофьев, хотя ему послали приглашение, как всегда, не явился. После того как прозвучали варианты гимна, всех пригласили в центральную ложу. Композиторы и члены Политбюро стояли, Сталин прохаживался. Наконец он сказал:

Есть такое мнение: удачнее всех мелодия товарища Александрова. - (Все закивали.) - Но только, профессор, - обратился Сталин к Александрову, - у вас там не все в порядке с инструментацией. Надо еще поработать.

Вы совершенно правы, товарищ Сталин, - разволновался Александров. - С инструментовкой… инструментацией меня подвели. Я поручил это Кнушевицкому, а он… Тут взорвался Шостакович:

При чем тут Кнушевицкий?! Композитор всегда сам отвечает за все от начала до конца! Шостакович осекся. Воцарилась тишина. Сталин продолжал ходить. Потом остановился возле Александрова, ткнул мундштуком в его плечо и сказал:

А что, профессор, ведь товарищ Шостакович прав - композитор сам за все отвечает.

Шостаковичу во время войны предложили поехать в США и выступить для мобилизации общественного мнения в пользу Советского Союза и его сражающейся армии.

Шостакович отказался. Тогда ему позвонил Сталин и тоже попросил. Шостакович согласился. Этот звонок поднял политический авторитет Шостаковича, и он воспользовался этим, чтобы освободить одного арестованного музыканта.

На одном из приемов, куда были приглашены деятели культуры, Жданов принялся разъяснять им историческое значение постановления об опере «Великая дружба» и, сев за рояль, показал Прокофьеву и Шостаковичу, какую музыку надо сочинять.

После постановления ЦК по вопросам музыки Шостакович долго не мог прийти в себя. «Я ему завидую», - сказал он о погибшем Михоэлсе.

Шостаковичу на приеме у английской королевы подали чай с лимоном. Выпив чашку, Шостакович достал ложечкой лимон и съел его. Двор был шокирован. Но королева невозмутимо достала свой лимон и тоже съела. Инцидент стал прецедентом: теперь при королевском дворе можно съесть лимон, вынув его из чая.