Актёру не всегда нужны слова, чтобы передать свои чувства и мысли зрителю. Он может это сделать при помощи жестов, мимики, пластики. Вид сценического искусства, где действующие лица изъясняются без слов, только посредством языка тела – вот что такое пантомима.

Искусство пантомимы известно с древнейших времён. Её зачатки можно найти в языческих религиозных ритуалах примитивных культур. В Риме во времена правления Августа она выделилась в самостоятельный вид театра, став модным развлечением при императорском дворе. В Средние века на пантомиму начались гонения, но она продолжала жить и развиваться в выступлениях бродячих комедиантов по всему миру.

Различают 4 вида пантомимы:

  • Танцевальная пантомима – берёт начало в культуре первобытного общества, некоторые элементы до сих пор сохранились в народных плясках у людей различных национальностей.
  • Классическая пантомима – произошла из зрелищных представлений древней Греции и Рима, включает в себя три составляющих: стихи, музыку, действие.
  • Акробатическая пантомима – родом из театров Востока, сопровождается прыжками и жонглированием.
  • Эксцентрическая пантомима – в основе лежит комическая ситуация и используется гротесковый реквизит.

Искусству пантомимы доступны любые жанры: от трагедии до юморески, от остросатирической миниатюры до драматической новеллы. Очень трудно определить границы между ними, они часто бывают тесно взаимосвязаны и как бы проникают друг в друга. Пантомима может исполняться только одним актёром или целой группой мимов. Неизменным остаётся одно: без единого слова донести до зрителя историю, воссоздать характер, рассмешить или взволновать.

Развитие искусства пантомимы в России

В России искусство пантомимы берёт начало в народных обрядах и праздниках, которые не обходились без игры, пляски и песни. Люди рядились в животных, пародировали различных персонажей. Игры часто сопровождались элементами пантомимы, когда движениями и жестами пояснялись слова песен. Такие сценки часто встречались в обрядах, приуроченных к праздникам: Масленице, Святкам, Рождеству. Примеры игры-пантомимы можно увидеть в самодеятельных представлениях, посвящённых различным событиям: концу жатвы, сватовству, свадьбе и т. д. Постепенно элементы пантомимики стали проникать в различные сферы искусства:

  • в русский профессиональный балетный театр;
  • на балаганные подмостки театральных площадей;
  • арены цирков;
  • драматические театры;

Со временем, переходя с площади на сценические подмостки, пантомима приобретает техническую виртуозность, обогащаясь выразительными приёмами. К искусству пантомимики обращались Станиславский и его великие ученики, среди которых были титаны театральной системы образования Вахтангов, Мейерхольд, Таиров.

Пантомимика стала широко применяться в театральной среде во время обучения актёров мастерству перевоплощения. С её помощью они учатся выражать мысли и чувства без слов, делая упор на внутренние ощущения.

Во времена Советского Союза пантомима проходила сложный путь, иногда даже просто предавалась забвению. Поскольку идеология нуждалась более всего в разговорной драме. В послевоенное время была практически одна маленькая площадка при Всесоюзном институте кинематографии, где сохранялись традиции пантомимического искусства.

Лишь в 60-х годах наметилась тенденция к её возрождению. Ярким примером этого может служить пантомима «Девушка, хулиган и шарик» в исполнении артистов Натальи и Олега Кирюшкиных. Номер был показан в 1973 году на гала-концерте Всемирного фестиваля молодёжи в Германии, транслировался в прямом эфире и имел огромный успех.

Всего 6 минут длилась пантомима, где мальчик-хулиган в рыжих конопатках и хрупкая девочка играют трогательную историю о вечной проблеме добра и зла. Публика рукоплескала и не отпускала артистов со сцены 20 минут.

Просматривая видео пантомимы «Девушка, хулиган и шарик» становится ясно, как выразительной пластикой без единого слова можно передать чувства и мысли. На глазах рождается сказка: появляется юная девочка с обыкновенным воздушным шариком в руках. Девочка танцует, радуясь жизни. Неожиданно возникает хулиган, уверенный в своей силе, пытается отобрать шарик. Но происходит чудо, которое хорошо передаёт даже старое снятое видео. Шар становится тяжёлым, и парень не в силах даже поднять его с земли. Тогда девочка объясняет, что шарик нуждается в любви и бережном отношении. Постепенно хулиган понимает, что шар не может служить злу и насилию, а только добру. Они уходят, взявшись за руки. Видео пантомимы транслировалась на экранах больше двух лет, его и сейчас хорошо помнят советские зрители.

Так, пантомимическое искусство возвращалось к людям, несмотря на то, что чиновники смотрели на него с некоторым опасением.

Пантомима для детского развития

Пантомимическое искусство нашло широкое применение не только на сцене. Оно очень важно для развития детей: дошкольников и школьников. Пантомима решает несколько задач:

  • развивает творческое мышление;
  • учит корректному выражению чувств и эмоций;
  • расширяет кругозор детей;
  • раскрепощает, снимает скованность;

В зависимости от возраста детей подбираются задания или сценки с элементами пантомимы. Это может быть конкурс, игра, даже постановка целого представления, в основе которого будет лежать заранее написанный сценарий.

Когда ребёнок не посещает детский сад и мама занимается с ним дома, особенно важно с пользой проводить его досуг. Если за окном осень, холодно и дождь, а телевизор надоел, на помощь придёт игра в пантомиму без слов. Малышам до 4 лет можно предложить простые задания, например, показать, как мама выполняет ту или иную работу:

  • подметает пол;
  • развешивает бельё;
  • моет посуду и т. д.;

Для дошкольников предлагают задания посложнее: разыграть отдельные сценки на определённую тему. На тему «Осень» показать, как собирать грибы в лесу или прятаться от дождя. На зимнюю тему: кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика. Если ребят много, есть возможность разыграть пантомимические смешные сценки, к примеру, по басням. Взрослый будет читать текст, а дети изображать героев и их действия.

Школьников уже можно просить изображать не только движения, но и чувства:

  • показать человека, получившего радостное известие;
  • на улице холодно, осень, слякоть и идёт дождь;
  • когда навстречу несётся громадная собака;

Для школьников педагоги могут давать самые разные творческие задания:

  • изобразить, какие профессии они знают, или кем хотят стать;
  • показать походку: курицы, индюка, гуся, пингвина и т. п.

Детский праздник: день рождение или Новый год – ещё один повод поиграть в пантомиму. Новогодняя пантомима для детей может также включать в себя разные коллективные сценки и задания:

  • изобразить космонавтов на орбите, которые водят хоровод вокруг ёлки;
  • изобразить пантомимой мигающую гирлянду из лампочек;

Таких заданий и конкурсов можно придумать достаточно много, всё зависит от фантазии и желания взрослых сделать досуг детей полезным и увлекательным. Талантливый педагог может создать для детей театр пантомимы.

В последние годы растёт популярность пантомимического искусства. Актёру-миму, как и любому танцору, необходимо каждый день выполнять упражнения для того, чтоб в совершенстве владеть своим телом. Кроме того, он должен обладать большим обаянием, чувством юмора и трудолюбием.

ПАНТОМИМА (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все), искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов.

Истоки пантомимы восходят к языческим религиозным ритуалам, к искусству древнегреческих мимов. Как вид театра появилась в Римской империи в эпоху Августа (27–14 до н.э.) В средневековье пантомима была запрещена церковью, но продолжала жить в искусстве странствующих мимов, гистрионов , жонглеров, скоморохов и менестрелей. Расцвела в 16–18 вв. в импровизационной комедии дель арте , театре бродячих итальянских актеров, которые включали в представление бессловесную интермедию . Первой пантомимой стала бытовая (любовная) мелодрама , арлекинада . В 18–19 вв. арлекинада превратилась в излюбленный жанр французского балаганного театра.

В театре нового времени пантомима впервые появилась в виде театрализованного балета (пантомима Д.Уивера в театре «Друри-Лейн» в Лондоне, 1702). В течение 18 в. существовала в театрах в качестве интермедий в антрактах трагедий и комедий , став предтечей водевиля . В 1750 пантомима стала составной частью драматического балета Ж.Ж.Новера.

Этапным в развитии пантомимы стало творчество Ж.Г.Б.Дебюро в парижском театре «Фонамбюль» (1819), когда он вывел на подмостки Пьеро, и Пьеро стал классическим персонажем пантомимы, а Дебюро положил начало лирической поэтической пантомиме.

В конце 19 в. пантомима развивается в европейских мюзик-холлах и театрах миниатюр как отдельные эстрадные номера. В 20 в. зародилась марсельская школа пантомимы во главе с Л.Руффом. В Англии в труппе Ф.Карно впервые выступил Ч.Чаплин . В Германии пантомимой занимался М.Рейнхардт .

Взлет пантомимы во второй половине 1950-х связан с появлением беспредметной пантомимы на основе наследия Дебюро. В 1933 Ж-Л.Барро стал использовать пластику как самодостаточный язык. М.Марсо (1923–2007) изобрел маску клоуна Бипа. Современный мим в совершенстве владеет телом и знает язык балета, он акробат, жонглер, драматический артист. Он философ: его искусство мимики и жеста обладает широтой обобщения, богатством ассоциаций и оттенков настроения (Лошадь Барро, В мастерской масок Марсо).

Виды пантомимы:танцевальная (произошла из культуры первобытного общества, сохранилась в плясках многих народов);

классическая – из зрелищ древней Греции и Рима , соединяет действие, музыку, стихи;

акробатическая (пришла из восточного театра, сочетается с прыжками, жонглированием);

эксцентрическая (строится на комической ситуации с использованием гротескового реквизита).

Два последних вида пантомимы активно используются в цирке , существуют также такие виды цирковых пантомим как батальная, зоопантомима, приключенческая и водяная феерия со сценическими эффектами и массовыми сценами. Пантомимы со спецэффектами и массовыми сценами – высшее достижение манежного искусства, всегда становятся событием в цирке (Октябрь на арене (1927), Москва горит (1930), Выстрел в пещере (1954), Конный ансамбль донских казаков (1947), Медвежий цирк В.Филатова (1957), Бумбараш (1977)).

Жанры пантомимы: Пантомиме подвластно все: трагедия , драма, новелла, памфлет, сказка, миф , поэма, эстрадная миниатюра. Это может быть пантомима одного актера или коллектива мимов. Лаконичному, метафоричному искусству пластики доступна та же глубина философского обобщения, то же богатство красок и полутонов, которым обладает искусство драматическое.

В России истоками пантомимы стали святки, масленница, различные обряды (сватовство), а также, как и в Европе, балаганные ярмарочные театры и клоунада.

С 1910-х в творчестве режиссеров модерна возникла драматическая пантомима (К.Маржданов Слезы , Н.Евреинов Кривое зеркало , В.Мейерхольд Шарф Коломбины , А.Таиров Покрывало Пьеретты , Ящик с игрушками ). Традиции пантомимы театра дель арте эстетически переосмысливались и стилизовались с позиций режиссерского театра, сопровождались музыкой, чтением стихов, хореографией. В 1930–1940-х развитие пантомимы в России замедлилось, культивировался приоритет слова, как искусства, более понятного массам. Даже в цирках мимов заменили говорящие клоуны. Зато значительное место в те же годы пантомима стала занимать в балете. Возникли драмбалеты, хореодрамы Л.Лавровского, Р.Захарова, в которых чистая танцевальность была вытеснена пантомимой.

Традиции пантомимы сохранились в творчестве актера Камерного театра А.Румнева , актеров П.Алексеева, А.Райкина , К.Райкина , мимов С.Каштеляна, Н.Павловского, Р.Славского.

Подъем пантомимы во второй половине 1950-х связан со знакомством русской публики с искусством беспредметной пантомимы Декру, Барро, Марсо, а также с творчеством Дебюро, о котором советские зрители узнали из фильма М.Карне Дети райка (1944). Появились такие произведения русского пантомимического жанра, как Жемчужина А.Румнева, Звездный дождь Л.Енгибарова, Бумажный солдатик и Причуды мима А.Жеромского.

И на Западе, и в России существуют два типа пантомимы – с участием одного актера (Л.Енгибаров, А.Елизаров, А.Жеромский, бывшие «лицедеи»: Р.Городецкий, Петербург, Н.Терентьев, Чикаго, С.Шашелев/Чора, Л.Лейкин и В.Кефт, США) и пантомима театральная с коллективом актеров, декорациями, сценарием (Экспериментальный театр-студия под руководством А.Румнева, Московский театр мимики и жеста Всероссийского общества глухонемых под руководством П.А.Савельева, Московский театр пластической драмы ОКТАЭДР под руководством Г.Мацкявичуса., клоун-мим театр «Лицедеи», Театр В.Полунина , театр бывшего «лицедея» А.Адасинского «Дерево», Дрезден).

Пантомима существует и в виде отдельных номеров на эстраде (В.Арьков, Э.Коновалов, И.Рутберг, А.Чернова и Ю.Медведев, пластический дуэт, создавший в Театре на Таганке спектакль по песням Б.Окуджавы Работа есть работа, С.Власова и О.Школьников, Б.Амарантов, Н.и О.Кирюшкины).

Елена Ярошевич

Словарь Ушакова

Пантомима

пантоми ма , пантомимы, жен. (от греч. pantomimos - все представляющий, изображающий без слов) (театр. ). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями.

| Сценарий для такого представления, а также сопровождающая его музыка.

Культурология. Словарь-справочник

Пантомима

(греч. pantomimоs , букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя.

Античный мир. Словарь-справочник

Пантомима

(греч. pantomimes - все воспроизводящий подражанием)

в Древ. Риме танцевальное представление, передающее содержание жестами и пластикой. Иск-во П. развилось из ритуал, танцев, но впоследствии приобрело развлекательный характер. Сюжетами для П. служили преим. трагедии и эпос. Исполнителями вначале были мужчины, выступавшие в масках; женщины были допущены в III - IV вв. Наибольшей популярности жанр П. достиг в эпоху Рим. империи и был запрещен имп. Юстинианом (527 - 565) из-за фривольного содержания.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Словарь музыкальных терминов

Пантомима

(от гр. panta - все и mimeomai - подражаю)

1. Искусство выражать мысли и чувства средствами мимики и жестов.

2. Театральный спектакль, в котором художественный образ создается средствами мимики, жестов и сопровождается музыкой.

3. Один из основных элементов балетного искусства (наряду с танцем).

Энциклопедический словарь

Пантомима

(от греч. pantomimos, букв. - все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа - пластика, жест, мимика.

Словарь Ожегова

ПАНТОМИ МА, ы, ж. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов.

| прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Пантомима

  1. ж.
    1. :
      1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями.
      2. Соответствующий жанр в театральном искусстве.
    2. Цирковое представление феерического характера, в котором эффектные постановочные номера объединены определенным сюжетом.
    3. :
      1. Сюжетная сцена в балете, опере, драме, основанная на бессловесной драматически выразительной игре исполнителей.
      2. Игра актера в подобной сцене.
    4. Жест, выразительное телодвижение, служащее средством объяснения, разговора.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Пантомима

Театральн. представление, в котором мысль, чувство и страсть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимика играла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическое представление, П. впервые появились в Риме при Августе, в царствование которого жили знаменитые П. Батилл (см.) и Пилад (см.), которых считают основателями римской П. Древняя П. существенно отличалась от нашей тем, что в ней мимика лица актера не принимала участия, так как древние актеры выходили на сцену в масках; различные оттенки роли, поэтому, сводились исключительно к мимике тела, что привело пантомимов к необходимости выражать многообразие душевных движений условными знаками, которые зрителям были хорошо известны. Несмотря на такую ограниченность сценических средств, pимскиe П. умели свою игру доводить до высокой степени выразительности. Частного быта римская П. не касалась. Леда, Даная, Европа, Ганимед, Адонис, Марс, Венера, Геркулес, Эдип, вакханки - вот сюжеты П. Для каждой П. составлялось особое либретто, для руководства актеров, обыкновенно на греческом языке. В основание текста бралась трагедия, диалоги и хоры заменялись монологами, у римлян носивших название кантиков (cantica); под эти кантики, которые исполнялись хором певцов, актер жестикулировал свою роль и при помощи мимики выражал ее содержание. Пышная обстановка отвела П. первенствующее место на римской сцене; успеху римских П. не мало способствовал и их чувственный, развратный характер. В П. все возбуждало в зрителях животную чувственность некоторые писатели приписывали господство разврата в Риме в период империи именно влиянию П. Вернее, однако, думать, что П. были только отражением римской жизни. Сюжеты П. всегда касаются чувственной любви; для возбуждения чувственности актеры прибегают к самым грубым средствам и бесстыдным жестам. Соблазн П. еще увеличивается с III в. до Р. Хр. участием в них женщин (pantomimae), появлявшихся перед публикой совершенно нагими, в неприличных позах. В П. на римской сцене появлялись даже простые гетеры, так что названия гетера и танцовщица были однозначущи. Любовь к П. перешла и на исполнителей; любимые пантомимы шествовали по улице как триумфаторы, сопровождаемые огромной толпой. Запрещение Тиберия оказывать пантомимам почести соблюдалось недолго: уже Сенека называет римскую молодежь своего времени лакеями пантомимов. Заводить с пантомимами знакомство считали для себя за честь и удовольствие даже сенаторы; пантомимы - всегда любимцы римских дам; им покровительствует Август, не особенно их стесняет и Тиберий, вообще не любивший актеров; Калигула не скрывает своей привязанности к пантомиму Мнестеру, которому публично оказывал самые неприличные знаки внимания; при Нероне, который сам выступал в П., страсть к ним не знает пределов; Тит не любил игры пантомимов, при Домициане они опять в большом почете; Траян всеми мерами старается ограничить страсть римлян к П.; при Антонине П. опять в большом ходу. Позднейшие христиaнскиe императоры снисходительно смотрят на представления П., в которых цинизм растет с каждым поколением; в царствование Юстиниана в П. отличается бесстыдная Феодора. Единственное ограничение, которое установил Юстиниан - это запрещениe воздвигать пантомимам статуи на площадях подле статуй кесарей. Кроме Батилла и Пилада известны из пантомимов ученик Пилада, Гилас, затем Мнестер и Парис, один из приближенных Нерона (см. Парис). К самому позднему периоду римской империи относятся П. Камаралл и Фабатон. С падением римской империи пало драматическое искусство, пали и П. В средние века они еще сохраняются, но грубость актеров мешает их развитию. Развитие так называемого балета-пантомимы новейшего времени не могло идти вперед до половины XVIII в., пока актеры продолжали выходить на сцену в масках. В это время балет-П. начинает вытеснять оперу-балет, сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Ввел П. в балет впервые известный хореграф Новерр (см.), своим балетом "M édé e et Jason". Новерровский балет не был, однако, мимической драмой древних: у Новерра мимика подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. П. встречается не только в балете, но и в опере, напр. сцена Эльзы в первом действии "Лоэнгрина", Вагнера. Для старинной П. брали сюжеты весьма сложные; напр. Новерр пользовался сюжетом "Семирамиды" Вольтера, Галеоти - "Макбета" и "Ромео и Джульеты". Подобного рода П. имели до 5 актов.

I. Введение.

Древнее искусство пантомимы - искусство говорить о многом, не произнося ни слова, - переживает в наши дни свою вторую молодость.

Все больше и больше возникает у нас самодеятельных студий и коллективов пантомимы, поскольку специфика пантомимы содержит богатый материал для учебно-тренировочных заданий для студентов, актеров любителей, режиссеров профессионалов, актеров цирка и эстрады.

Прежде чем приступить к такой деятельности, очень важно знать базу, теорию пантомимы. Ведь на этих пластах лежит целая художественная ее ценность. Актер должен в совершенстве владеть своим телом, как художник кистью, чтобы выражать эмоции, переживания через свой инструмент – тело.

Пантомима, на мой взгляд, цельное художественное направление, наряду с драматическим театром, балетом, живописью и т.п. Этот жанр отличается особой гиперболизацией в пластике, мимике и жесте, включая актерское мастерство, когда как, это не драматическое актерское мастерство. Те же актерские достоверности, 1 план, 2 план, шлейф актера – но утрированно и обостренно, в результате чего, создается художественный объем, который выражается в характере персонажей, в фабуле постановки, режиссерской задаче.

Начну курсовую работу с теоретического разбора, раскрывающего суть жанра пантомимы, эстетики пантомимы, а затем их практическое применение в постановочной работе и анализ сделанной работы.



Пантомима.

Пантомима – это одно из самых древнейших видов художественного творчества человека. Греческое pantomimus означало "тот, кто изображает все". Пантомиму называли живописью в движении, рукам приписывался дар пения. Считалось, что жест способен передать неуловимые, почти неосознанные мысли и чувства.

Театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.

Как и любое искусство, пантомима мыслит художественными образами и воспроизводит жизнь не буквально, а с помощью своих специфических средств выражения – жестов. Случайных или ничего не значащих жестов в пантомиме быть не может. Жест должен быть сделан точно и вовремя, он должен быть скуп, но обладать драматической силой.

Пантомима имеет свои особенности, она требует действия, согретого правдой жизни и логикой.

История возникновения пантомимы

Как вид театрального искусства пантомима существует с древнейших времён.

Это не простое искусство. У него тысячелетние традиции, своя история.

Нищие, бесправные, не имеющие не только права жизни, но и права на смерть (их еще до конца XVIII века запрещали хоронить на городских кладбищах), бродили по миру народные комедианты. Их театральными залами были базарные площади, аудиторией- толпа, собравшаяся у бочек, на которые настилались доски. Под открытым небом расслышать слова трудно, - куда более выразительными в этом случае были движение, жест. Существовало еще одно обстоятельство: народные актеры являлись по самой своей природе крамольниками, им ненавистны были полицейские, торгаши, богачи. Скоморохи всех наций высмеивали ненавистных народу угнетателей. А это куда безопаснее было делать без слов.

Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, против их представлений издавали особые вердикты отцы церкви, их били кнутом и клеймили, но их веселое искусство нельзя было уничтожить. Любовь народа победила суровые законы и страх загробной кары.

Так, переходя из века в век, не только существовала, но и развивалась пантомима. Она перекочевала с площадей на арену цирка; появились не только талантливые клоуны, но на праздниках начали ставиться и большие пантомимные спектакли.

В начале XIX века в Англии настолько прославился клоун Джоэ Гримальди, что его стали называть Микеланджело буффонады. Великий трагический актер Эдмунд Кин учился у этого комика мимике. Диккенс написал историю жизни Гримальди. В Париже на подмостках маленького народного театра Канатных плясунов появился совершенно новый тип пантомимного комика. Гаспар Дебюро создал маску печального неудачника, доброго, но неловкого малого в просторном белом балахоне, с лицом, вымазанным мукой. Образ Пьеро стал типом, его рисовали художники, поэты посвящали ему стихи. Дебюро аплодировали Бальзак, Гейне, Беранже; знаменитые драматические актеры приходили в этот театрик учиться. Когда Дебюро умер, на памятнике написали: «Здесь покоится человек, который все сказал, хотя никогда не говорил».

Наиболее известными фигурами в Европейской классической пантомиме были Батист Дебюро (XIX век), Марсель Марсо, Этьен Декру, Жан-Луи Барро, (Франция), Адам Дариус (Финляндия), Борис Амарантов, Леонид Енгибаров, Анатолий Елизаров (Россия).

В начале и середине XX века произошёл очевидный и по сей день, досаднейший раскол в развитии и восприятии искусства пантомимы в Старом Свете и Северной Америке (особенно - в США, где, как ни печально, само слово «мим» («mime») по сей день является если не «ругательным», то, по крайней мере, носит саркастический характер). В то же самое время в Европе, в России (и впоследствии, как ни парадоксально - в СССР) пантомима была трансформирована в более синтетическое искусство и серьёзно использована в театре и в системе театрального образования такими титанами, как А. Арто, Б. Брехт, В. Мейерхольд, А. Таиров, М. Чехов, Ю.Любимов, Е.Гротовский, Е.Барба и многими другими).

В 1950-х годах, в Ленинграде, в ДК Промкооперации (позднее переименованном в ДК Ленсовета) Рудольф Славский создал первую в СССР студию пантомимы, из которой вышли В. Полунин (театр «Лицедеи»), В.Агешин, Н. Самарина, А. Елизаров и другие. Так же эта студия сильно повлияла на творчество Роберта Городецкого (театр «Лицедеи»). На основе опыта работы в студии Славский опубликовал книгу «Искусство пантомимы» (1962, книга переведена на несколько языков).

В 1960-х в Польше, Чехословакии и Прибалтийских Республиках СССР появился феномен театра пантомимы, наиболее значимыми деятелями, которого были Генрик Томашевский (Вроцлав, Польша), Ладислав Фиалка (Прага, ЧССР), и, наиболее значимый - Модрис Тенисон (Каунасский Театр Пантомимы, Литовская ССР).

М. Теннисон - художник-график, дал искусству пантомимы - новую энергетику, в результате привнесения которой, само действо в его постановке уже почти ничто не связывало с традиционной пантомимой. Единственным, и непреложным качеством, «удерживающим» его искусство в максимальном приближении к «пантомиме» был факт, что слово или звук (не путать с музыкальным сопровождением!) - по-прежнему оставались табу. Но, в отличие от классической пантомимы, краеугольным камнем которой является дивертисмент, состоящий из до блеска отточенных миниатюр (преимущественно комического свойства), в театрах, указанных выше (и в особенности - в театре М. Тенисона) зритель сталкивался с цельным, продолжительном действом, базированным на цельном сюжете, преимущественно аллегорического свойства.

Из театра М. Тенисона вышло 2 наиболее значимых философа новой пантомимы: Валерий Мартынов и Гедрюс Мацкявичюс .

Первый (В.Мартынов, Группа Пантомимы при Музее Электронной Музыки, Москва, 1972 - 1974) декларировал импровизацию, основанную на медитативном состоянии артиста, как единственный путь к выразительности .

Второй (Г. Мацкявичюс, Театр Пластической Драмы, Москва, 1972 - 1985) был более «консервативен» и использовал импровизацию, как часть своего творческого метода: провоцируя актера на импровизацию в рамках заданной поэтической (метафорической) темы , он добивался органичного результата, и впоследствии включал этот результат в зафиксированную канву создаваемого спектакля.

Исключительно важно отметить, что молчание актера на сцене в вышеозначенных театрах было не насильственно-привнесённым условием, а неотъемлемым и органическим элементом выразительности.

(К. Станиславский «Работа Актёра над Собой», «зона молчания»)

Отдельно стоит отметить феномен театра клоунады Вячеслава Полунина «Лицедеи». Будучи классическим мимом «по образованию», В. Полунин привнес в пантомиму - элемент клоунады . Это же, несколько раньше, в меньшем масштабе и в противоположной пропорции, делал Леонид Енгибаров, привнёсший элемент пантомимы в сольную цирковую клоунаду.

Как ни парадоксально, в Канаде, (провинция Квебек), основанный в 1984 году Cirque du Soleil, (Ги Карон (Guy Caron), Франко Драгоне (Franco Dragone) интуитивно возродил многие элементы постановочной методики Европейских театров пантомимы 60-х годов. Суть этого возрождения базировалась на синтезе циркового искусства, пластической импровизации, включающей элементы акробатики, гимнастики и хореографии, и цельной ассоциативной канвы, объединяющей весь спектакль.

В США в 70-е годы были осуществлены некоторые попытки возрождения пантомимы на новом уровне и для нового зрителя, но, как, ни печально, даже наиболее значимые из них (San Francisco Mime Troup и Bread and Puppet) - канули в небытие. Это - вполне объяснимо: обилие и разнообразие хореографических театров в США заняло «нишу зрительского интереса» к пластическому искусству, которая была практически свободна 30-35 лет назад в странах Восточной Европы и бывшего СССР, где единственной «дозволенной» формой физического представления был Классический Балет.

Представители современной пантомимы:

- Ваграм Зарян - французский актёр, танцор, режиссёр и хореограф, работающий в жанре современной пантомимы. Он создаёт труппу современной пантомимы - труппа Ваграм Зарян, которая воплощает на сцене произведения Модерн Арта через искусство жестов. Совместно с драматургом Флорентoм Браконом он ставит спектакль «Исповедь», с которым гастролирует в Восточной Европе и на международном фестивале пантомимы в Армении в Цахкадзоре в августе 2010-ого года. За ним следует ещё один спектакль «Илья», поставленный в Париже.

- Джеймс Тьерри - внук Чарли Чаплина, акробат, танцовщик, мим, актер и режиссер. Родители Тьерри - Виктория Чаплин и Жан-Батист Тьерри - являются одними из вдохновителей "Нового цирка", течения, объединяющего на арене драму, театр и традиционные цирковые жанры. Джеймс Тьерри работает в рамках этого направления со своей труппой "La Compagnie du Hanneton". После "Симфонии майского жука" он поставил спектакль «Сияющая пропасть». Джеймса Тьерри прославили шоу, в которых сочетаются театр, цирк и Пантомима.

Эстетика

Эстетика – наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства.

Понятие «эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos - чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.

Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

Следовательно, Эстетика пантомимы - это ее чувственное познание, создающее прекрасное и выражающееся в образах, философствующее явление.

Пантомима – это известный с древнейших времен и неизменно популярный вид сценического искусства, основными выразительными средствами которого являются мимика и пластика артиста. Элементы пантомимы часто встречаются в народных танцах, распространены в современной актерской игре и широко применяются при обучении молодых артистов искусству игры на сцене.

«Пантомима – это поэзия тишины».Иозеф Михаэль Кройтцер.

Задачи, стоящие перед актером-мимом, по своей сути, неотличимы от задач актера драматического. Это:

  1. Создание яркого сценического образа.
  2. Непрерывное действие в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами.
  3. Эмоциональная выразительность и узнаваемость.

Главная разница в том, что мим не пользуется речью, отсутствие которой компенсируется разнообразием невербальных выразительных средств – пластикой, мимикой, жестикуляцией.

Несмотря на гротескный и утрированный характер жестикулятивных, мимических и пластических приемов, использующихся в пантомиме, все они родом из жизни, из свойственных человеку эмоциональных реакций и их физических выражений. Вот почему уроки пантомимы преподаются не только на факультете театрального искусства , но и в сферах, не связанных со сценической практикой: от уроков соблазнения девушек до методов ведения следствия и дипломатических переговоров.

Пантомима для детей


Любой современный детский театр пантомимы в Москве или театральный кружок начинает обучение маленьких артистов именно с пантомимики. Чаще всего малыши учатся изображать животных и играют в шарады, когда один ребенок показывает некую сценку, а остальные пытаются угадать слово. Польза таких упражнений для детского развития огромна, к ней можно отнести:

  • развитие воображения;
  • выработку умения правильно выражать эмоции;
  • раскрепощение и укрепление самооценки;
  • вкус к творчеству и творческое мышление;
  • расширение кругозора и приобретение ценного эмоционального опыта;
  • развитие навыков общения и взаимодействия с другими детьми.

Игра пантомима для детей подходит для любого возраста и рекомендуются к домашним занятиям. Это веселый, увлекательный и захватывающий способ провести время с пользой, который может заменить вашим детям бессмысленное просиживание за компьютером или экраном телевизора. Играть в шуточные пантомимические игры можно вдвоем или в большой детской компании, на днях рождения, елках, школьных утренниках или просто каждый день в свободное время.

Детские задания


Смешные задания для пантомимы могут быть разной сложности, в зависимости от возраста малыша. Для самых маленьких детей (до 4-х лет) подойдет вариант простого повторения за взрослыми. Дети очень любят подражать мамам и папам, показывая, как они делают уборку, готовят ужин, собираются на работу и прочее. Именно этим и следует заниматься с детьми, постепенно усложняя задания. Можно предлагать детям изображать разных домашних и диких животных, неживые предметы (например, транспорт), представителей профессий (например, полицейского, пожарника, доктора) и т. п.

Дети 4–6 лет вполне могут включать воображение и придумывать идеи для пантомимы самостоятельно, от вас требуется только предлагать им несложные темы. Ребенок учится вспоминать, что он обычно делает в разных ситуациях, и воспроизводить небольшие сценки из собственной жизни.

Примеры тем:

  • времена года,
  • детский сад,
  • во дворе.

Пантомима для детей начальных классов может включать задания на выражение чувств и переживаний. Переживания должны быть простыми и знакомыми школьнику, например, страх, радость, огорчение, удивление и т. д.

Примеры заданий:

  • папа принес новую игрушку;
  • у тебя день рождения;
  • к тебе бежит собака;
  • ты получил двойку (пятерку).

С подростками лучше всего заниматься в коллективе, т. к. первое, что вызывает интерес у подростка, – общение со сверстниками. Прекрасно подойдут сказки пантомимы по ролям для компании, шарады и подобные им игры. Загадывать лучше сложные слова для пантомимы, требующие работы воображения и поиска нестандартных подходов.

Это могут быть интересные животные:

  • хамелеон,
  • божья коровка.

Популярные телепередачи:

  • «Модный приговор»,
  • «Дом 2»,
  • «Большая Разница».
  • Сергей Зверев,
  • Тимати,
  • Борис Моисеев,
  • Ксения Собчак.
Подростки ценят юмор, поэтому лучше придумывать смешные слова для пантомимы. Загадывая знаменитостей или известные телешоу, останавливайтесь на тех, которые лучше всего поддаются пародии.

Сценарий сказки без слов для детей


Постановка полноценного спектакля-сказки без слов может стать замечательным времяпрепровождением для вашего ребенка и его друзей по случаю праздника или просто в свободное время. Для этого вам не потребуется специальный адаптированный сценарий сказки пантомимы для детей без слов, вы можете выбрать любую сказку в ролях и приспособить ее для постановки. Вот как это делается:

  1. Поиск сказки. Выбирая сказку, внимательно читайте текст, в нем должно быть как можно меньше «воды» и как можно больше действия. Проверить это можно очень легко: по мере чтения реплик, пытайтесь представить себе, как вы выражаете их суть без слов, с помощью жестов и мимики. Получается? Значит, это хороший текст, смело берите его в работу.
  2. Распределение ролей и подготовка. Обсудите сказку с детьми, предложите им самим выбрать себе роли, расскажите сюжет сказки в подробностях, но своими словами.
  3. Условное место действия и мизансцены. Договоритесь с маленькими артистами о том, как вы оборудуете игровую площадку, на какие зоны поделите в соответствии с требованиями сказки (дворец, башня, пещера, темный лес и т. д.). Каждый герой должен понимать, где ему полагается быть и что делать. Конечно же, дети не смогут все запомнить, но не волнуйтесь на этот счет, ведь вам выпадает роль ведущего сказки – единственного человека, который может и должен говорить. Вы будете руководить всем действом и сможете помогать актерам.
  4. Когда подготовительная работа закончена, можно открывать спектакль. Вы, как ведущий, объявляете выходы персонажей и читаете их текст, а дети-актеры переводят этот текст на язык жестов. Выглядит это примерно так:

Ведущий: «Я – Царь Горох, царь тридевятого царства!»

Ребенок с гордым видом бьет себя в грудь, поправляет воображаемую корону и рукой показывает, как широки его владения.

Пантомима для взрослых


Пантомима – это не только комплекс развивающих упражнений для детей, но и способ разнообразить любую взрослую вечеринку. Игра «Крокодил» не уступает по популярности даже «Мафии», т. к. отлично раскрепощает компанию и поднимает настроение. Помимо досуга в кругу друзей, «Крокодил» может быть использован в качестве тренинга для сотрудников, т. к. в процессе игры вырабатываются ценные навыки:

  • чувство команды, сплоченность;
  • умение и желание взаимодействовать друг с другом;
  • сообразительность и логика;
  • воображение и творческий подход к решению задач.

Как бы далеки ни были друг от друга два человека, в процессе игры они становятся союзниками, приобретают общие интересы и приятно проводят время вместе. Барьеры и дистанции исчезают сами собой. Людям гораздо проще общаться после подобных практик, поэтому сказка пантомима для корпоратива по ролям широко используется для создания здоровой и положительной атмосферы внутри коллектива.

Правила игры «Крокодил»:

  1. Игроку, который показывает загаданное слово, запрещено говорить, проговаривать слово губами и пользоваться любыми звуками.
  2. Запрещено показывать слово по буквам.
  3. Разрешается показывать каждое слово отдельно, если загадано словосочетание или фраза.
  4. Зрители могут задавать вопросы, действующий игрок может отвечать на них только средствами пантомимы.

Примеры слов

  • гидроэлектростанция,
  • магнитуда,
  • исторический материализм,
  • естественный отбор,
  • бином Ньютона.
  • вежливый олень,
  • неуловимый Джо,
  • белая горячка,
  • роды,
  • клизма,
  • конь в пальто,
  • жизнерадостный наркоман,
  • бомж оптимист.

Место действия:

  • необитаемый остров,
  • космический корабль,
  • подводная лодка,
  • северный полюс,
  • дно океана.

Обстоятельства:

  • задержали зарплату,
  • женился,
  • развелся,
  • уволился,
  • выиграл в лотерею,
  • перепил,
  • недоперепил.

Персонажи и герои:

  • Д’Артаньян,
  • Винни-Пух,
  • Всадник без головы,
  • Магистр Йода,
  • Кенни из «Южного Парка»,
  • Бендер из «Футурамы».

Задания для компаний и корпоративов


Вот еще несколько популярных игр с элементами пантомимы для подростков, подходящих также для взрослых компаний:

Оркестр (желательно выполнять под ритмичную инструментальную музыку)

  • Компания представляет собой оркестр, играющий на воображаемых музыкальных инструментах. Инструменты у всех разные.
  • Один из оркестрантов выбирается дирижером. Он стоит на виду у всех, изображая игру на своем инструменте.
  • Внезапно дирижер меняет свой инструмент на инструмент любого из оркестрантов, например, на флейту.
  • Обладатель флейты должен перестать играть и закрыть уши руками, а весь остальной оркестр принимается изображать игру на флейте по примеру дирижера.
  • Дирижер возвращается к своему инструменту, оркестр возвращается к своим. Все повторяется сначала.

Живописцы

  • Компания делится на 2 команды, каждая команда загадывает картину желательно с соответствующим количеством действующих лиц, чтобы участвовать могли все («Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо султану», «Не ждали» и т. д.).
  • У первой команды есть отведенное время на подготовку и показ своей картины в виде небольшого пантомимического этюда.
  • Второй команде дается время посовещаться, после чего нужно угадать, какую картину оживила команда №1.
  • Команды меняются, а в конце игры по очкам определяется команда-победитель.