Актуальность: в старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения сотрудничать, повышается внимание к сверстнику, как к партнеру, для совместной деятельности и общению.

Проблема: в ходе длительных наблюдений за поведением и самостоятельной деятельностью детей, за жизнью в группе во время образовательного процесса, режимных моментов, мы отметили, что многие дети не умеют общаться со сверстниками, договариваться, решать проблемные ситуации мирным путём, защищать свою точку зрения без ссор, обид и драк. Дети ставят свои приоритеты выше, не считаясь с мнением и нуждами других детей.

Масштаб проекта: краткосрочный (2 месяца).

Цель: приобщение детей к установленным нормам общественного поведения и правилам отношений со сверстниками, создание представлений о дружбе.

1. Обобщить, расширить и углубить знания детей о дружбе и друзьях.

2. Побуждать детей к коллективной деятельности, способствовать возникновению и накоплению положительного опыта общения и воспитывать социально-коммуникативные навыки (отзывчивость, доброта, сочувствие, сострадание, сопереживание, дружелюбие, умение договариваться друг с другом).

3. Систематизировать сведения детей о культуре поведения в обществе и отношениях между людьми.

I. Подготовительный этап:

1. Чтение «Праздник дружбы» И. Вачкова, обсуждение, беседа и вопросы по содержанию.

II. Этап реализации:

1. Беседа о дружбе и друзьях «Кто такой друг?», «Что такое дружба?».

2. Чтение: Виктор Драгунский «Друг детства». Обсуждение и беседа по содержанию.

3. Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях.

4. Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

5. Чтение В. Осеевой «Три товарища».

6. Чтение стихов о дружбе: Ю. Энтин «Про дружбу», А. Кузнецова «Подружки», Т. Агибалова «У меня теперь есть друг», В. Бережная «Дружба — это теплый ветер…», Л. Квитко «Два друга», В. Викторов «Дружат дети всей Земли».

7. Составление рассказа «Мой лучший друг».

8. Беседа — рассуждение «Зачем нам друзья?».

9. Драматизация сказки «Кот, петух и лиса».

11. Просмотр мультфильма «Самый большой друг», обсуждения и беседа по содержанию.

12. Продуктивная деятельность: рисование «Портрет друга», аппликация «Подарок другу», конструирование из бумаги «Игрушка для друга».

13. Слушание и заучивание песен о дружбе «Настоящий верный друг», заучивание стихотворение «Всем советуем дружить».

14. Разрешение проблемной ситуации «Кто кого обидел?».

Заключительный этап:

1. Составление правил дружбы.

Итоговое мероприятие: викторина «О дружбе и друзьях».

Ожидаемый результат: дети классифицируют сведения о дружбе и друзьях, нормах поведения и правила отношений со сверстниками, улучшится атмосфера в группе.

Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №410»
Месторасположение: Пермь, ул. Капитанская 21

Проект старшейгруппы « Вода »

Вода - основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Сроки: краткосрочный (1 неделя).

Участники: дети, воспитатели, родители.

Место проведения: групповая комната, наблюдения на участке.

Актуальность проекта:

Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода нужна для всех живых существ; без неё не могут жить растения, животные, человек.

Цель проекта:

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни;

Задачи проекта:

-формировать у детей знания о свойствах воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, текучая, растворитель), о разных её состояниях;

-учить наблюдать простейшие связи круговорота в природе;

- познакомить с обитателями водоёмов;

-учить выделять наиболее характерные сезонные изменения в природе;

- воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу;

-воспитывать интерес у детей к живой природе.

Методы исследования:

-Наблюдения,

-беседы с детьми о воде,

-чтение художественной литературы,

-рассматривание иллюстраций,

- самостоятельное рисование,

-заучивание стихотворений,

- отгадывание загадок,

- физ.минутки, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры,

-информационные листы для родителей

Наблюдения :

- За «огородом» на подоконнике,полив цветов;

- Наблюдения на прогулках затающим снегом, капелью.

Ход проекта:

1. Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию (можно ли прожить без воды) .

2. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

-Кому нужна вода?

-Кто живёт в воде?

-Где в природе встречается вода?

Поэтапное решение проблемы:

Цель : Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах.

3.Проведение темы по всем образовательным областям.

4.Экспериментальная деятельность.

5. Выставка работ детей;

6.Выход: Викторина «КАПИТОШКИНЫ ЗАБАВЫ»

Художественная литература:

- Чтение рассказов, стихов, сказок о воде. «Дождик»Л.Квитко; «Первый снег» Я.Аким; «Град» Г. Цыферов; «Крокодиловы слёзы» Х.Лаиглессия; «Данка по воду пошла» ; «Как черепаха по воду ходила»; «Обвал»Борис Житков; «Весна» Богдан Чалый; «Кто в море живёт» С. Сахарнов; «Я под краном руки мыла»; «Горные ручьи»Д.Максимович.

Заучивание пословиц, поговорок и стихотворений.

Загадывание тематических загадок.

Трудовая деятельность .

«Напоим цветы водой» , «Расти семечко».

Цель: дать представление о том, что без воды всё живое погибает, цветы и растения засыхают, теряют листья.

ПОНЕДЕЛЬНИК.

Утренняя беседа: «Что мы знаем о воде?»

Познание (расширение кругозора)

Тема: «Вода-источник жизни».

Цель: Расширять познания по теме, воспитывать бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу.

-Рисование «Берегите воду».

Цель:- Прививать бережное отношение к воде,как к источнику жизни;

-Учить рисовать

- Пальчиковая игра « звенит капель»

Чтение худ.литературы: «Весна» Богдан Чалый;

П.и «Ручеёк»

ВТОРНИК.

Утренняя беседа « откуда берётся вода?»

Развитие речи «Разучивание стихотворения « Волшебница – вода ».

Цель: развивать слуховую память,артикуляционный аппарат,учить произносить стихотворение в разном темпе и с выражением.

Математика «Потерялись капельки».

Цель: закреплять счёт в пределах 10,закреплять знания цветов, продолжать учить сравнивать 2 группы предметов.

Пальчиковая игра «А я по воду пошёл».

Чтение худ. литературы: «Я под краном руки мыла».

Д.и «угадай-ка»(учить отгадывать загадки по теме)

СРЕДА.

Утренняя беседа: «Можем ли мы прожить без воды?»

Экспериментальная деятельность: «Вода в различных состояниях.

Свойства воды».

Цель:

-Наблюдение за водой в различных её состояниях (снег, лёд, пар).

- Пронаблюдать свойства воды (без запаха, бесцветная,прозрачная,растворитель,текучая).

Аппликация « Стакан газированной воды».

Цель: Закреплять знание различных напитков на основе воды, продолжать учить аккуратно вырезать мелкие детали из цветной бумаги (пузырьки газа) и наклеивать на композицию.

Чтение худ.литературы: «Горные ручьи» Д.Максимович.

Вечернее развлечение« Надувание мыльных пузырей.»

Задачи : доставить детям удовольствие, создать радостное настроение и положительный эмоциональный настрой; следить за правильностью выполнения вдоха (через нос, учить направлять струю воздуха при выдохе).

ЧЕТВЕРГ.

Утренняя беседа «Весенние изменения в природе. Состояния воды»

Развитие речи: « составление рассказа по картине «Круговорот воды в природе».

Цель: -Учить составлять рассказ по картине, развивать связную речь и последовательность,дополнять рассказ товарища.

Игра-эксперимент «Тонет- не тонет»

Задачи: обогащать чувственный опыт детей, их представления о многообразии свойств предметов окружающего мира, развивать умение узнавать и называть их.

Чтение худ.литературы:«Крокодиловы слёзы» Х.Лаиглессия;

ПЯТНИЦА.

Утренняя беседа « Что мы знаем о воде?- говорят она везде!»

Рисование «На воде» - коллективное

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования на поверхности воды, учить выполнять несложные изображения, развивать творческие способности, фантазию.

Викторина «Капитошкины забавы»

Подготовила и провела воспитатель старшей группы Микуленене Н.О.

Выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников ребенка. На основе исследований Запорожца, Поддъякова и др. в качестве центрального явления общественной жизни для познания дошкольников была вычленена трудовая деятельность людей, обуславливающая все другие явления.

Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В.Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, которые носят отражательный характер, где ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности, отношения между людьми и события, детям трудно направить содержание игры, расширить ее, организовать детский коллектив. Отражению полученных представлений в самостоятельных играх малышей на бытовую тематику их стимулирует постоянное пополнение знаний о социальной действительности, о деятельности людей. Закон "Об образовании" призывает сделать родителей равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Внедряя эту программу, перед воспитателем ставилась цель: способствовать формированию детско-родительских отношений, организовать общение родителей и детей таким образом, чтобы оно влияло на полноценное психическое и познавательное развитие ребенка, способствовало их взаимопониманию, учило взаимодействию. Для выполнения этой задачи, наряду с другими, была использована такая форма работы как «Встреча с интересным человеком». Огромная роль в процессе формирования положительного отношения к труду у детей принадлежит взрослым, особенно близким людям. Заложенное в дошкольном детстве гуманное, созидательное отношение к труду ребенок пронесет через всю жизнь. От этого будет зависеть, на что человек направит силу своего ума - на созидание или на разрушение. Дошкольное детство - самый благоприятный период, в котором закладывается созидательное отношение к трудовой деятельности человека. Тип проекта: творческий, групповой. Продолжительность проекта:долгосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 5-7лет. Основной целью является создание условий для расширения и углубления представлений дошкольников о различных профессиях. Для достижения поставленной цели разработала анкету для родителей (Приложение №1), диагностический инструментарий с целью выявления знаний дошкольников о профессиях (Приложение №2) примерное перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с профессиями (Приложение№3), организована традиция «Встреча с интересными людьми», где с успехом проходят и экскурсии. Исходя из поставленной цели были определены и задачи:

1)развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность;

2) формировать у детей понятие "трудовая деятельность";

3)демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека;

4)обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе общения с другими людьми;

5)развивать монологическую и диалогическую речь;

6) воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми»:

1. Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения , но подробно останавливается только на одном виде труда.

2. Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

3. Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники.

4. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности: профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы; домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т.п; труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т.п. хобби и увлечения (труд для души): ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т.п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др. Традиционные встречи с интересными людьми с участием родителей начинают проводиться со старшей группы и продолжаются до момента расставания с детским садом. Чаще всего они проходят в группе. На момент пребывания детей в средней группе (сентябрь) был составлен вопросник для родителей, который помог узнать профессии, хобби, любимые домашние занятия родителей, а также бабушек и дедушек. На родительском собрании воспитателем было рассказано о желании проводить "Встречи с интересными людьми". Родителям было объяснено, какие задачи они помогут решить в воспитании и образовании детей. Получив согласие родителей на помощь в такой работе, воспитатель наметил план встреч таким образом, чтобы они (встречи) помогли расширить сферу познавательной деятельности детей, учитывая зону их ближайшего развития, и способствовали формированию детско-родительских отношений. В этом заключался первый этап работы . Второй этап - это подготовка мероприятия. Он предусматривает параллельную работу, с одной стороны с детьми, с другой - со взрослым. Первые встречи проводятся с сотрудниками группы и детского сада. Прежде всего, пробуждался интерес детей к предстоящей встрече или теме. Например, если это встреча с человеком, увлекающимся вышиванием, в группу вносилась вышивка. Рассматривалась с детьми. Воспитатель восхищался работой и умелыми руками взрослого, который это выполнил, вызывая эмоционально-положительный отклик у детей. Таким образом, вначале у детей обязательно закладывалось положительное отношение, и только потом давалась информация. Предлагалось узнать дома у взрослых - умеют ли они вышивать, есть ли дома вышивки, журналы или книги, в которых были бы рисунки, образцы, какие-либо сведения об этом искусстве. В группе открывалась выставка из экспонатов, которые дети приносили из дома. Постепенно шло погружение в тему.

Рассказывалось об истории вышивки,

Показывались пяльцы, наперсток, разные иглы, объяснялось, зачем они нужны, как их можно использовать ,

Вносились образцы, выполненные в разной технике,

Демонстрировались разнообразные нитки: мулине, шелк, ирис, шерсть,

Показывались образцы тканей: ситец, лен, вафельная ткань и др.

Рассказывалось, что вышивку можно очень широко использовать - украшать ею одежду, постельное белье, шторы, это могут быть просто картины и разнообразные украшения,

Обращалось внимание на аккуратность, чистоту вышивок,

Демонстрировалось, как можно перенести рисунок с бумаги на ткань (через копировальную бумагу, через кальку, с помощью синьки).

Понимание детей подводилось к выводу, что нужно многое знать и уметь, чтобы получились хорошие работы. Выяснялось, что у одной из девочек мама умеет вышивать. Дети выразили желание пригласить ее на встречу. Может возникнуть вопрос - зачем детям так много знать, когда еще и встречи не было? Оказывается, только на основе имеющихся знаний у детей появляется интерес, а, следовательно, и вопросы, и мероприятие, в таком случае, проходит более оживленно. Детям предлагалось подумать, что бы им хотелось узнать у человека, с которым планируется встреча. Индивидуально с каждым обговаривались вопросы, давалась установка на то, что вопрос надо запомнить. Вместе с детьми решали, что подарить гостю. Хорошо, если это будет то, что взрослый мог бы использовать в труде, о котором будет рассказывать. Например, игольница для человека, увлекающегося вышивкой, альбом - для коллекционера марок, книжка с домашними рецептами, проиллюстрированная детьми - для того, кто любит печь. Примерно по такому плану идет работа с детьми перед каждой встречей. Параллельно велась работа с взрослыми. Давался перечень детских вопросов, советы, что понадобится на мероприятии. Родителям подсказывалось, как использовать имеющиеся у детей знания и как их можно расширить. Например, любителю вышивать, советовалось на встрече показать детям канву из соломки, ее дети еще не видели, внести капроновые нитки, с ними дети еще не знакомы. Любителю домашней выпечки предлагалось принести разнообразные пряности, чтобы дети могли понюхать и попробовать. Родителям озвучивались педагогические приемы, которые можно было бы использовать в процессе встречи. Например, во время встречи с пекарем предлагалось вылепить булочки всем вместе. Обращалось внимание взрослого на то, что у встречи должен быть положительный эмоциональный фон.

Гостю предлагалось подумать, какой подарок он приготовит детям, чтобы у них начал развиваться, а у кого-то и закреплялся интерес к этому виду деятельности. Это могла бы быть недошитая игрушка при встрече с помощником воспитателя, увлекающимся их шитьем, или жезл при встрече с полицейским. Часто встреча включала в себя практическую часть, и дети становились участниками трудовой деятельности. Например, любители домашней выпечки , готовили вместе с детьми печенье. Дети-поварята с удовольствием вымешивали тесто, раскатывали, лепили печенье, украшали его. Решая нравственные задачи, накануне мероприятия с детьми готовился подарок и приглашение для взрослого, организовывалась "школа этикета". Обговаривалось, как гостя будем встречать, где удобнее предложить раздеться, как пригласить в группу, показать выставку. Вместе решалось, где гостя лучше посадить, на каком стуле ему будет удобнее, где он сможет разместить свои экспонаты. Заключительный третий этап работы - проведение мероприятия. Встреча начиналась с приема. Дети встречали, помогали гостю раздеться, приглашали в группу, показывали выставку, предлагали занять заранее приготовленное место, разместить экспонаты. Затем воспитатель проводил знакомство. Представляя гостя, обязательно называлось его имя, отчество, профессия и лишь потом увлечение. Говоря о детях, обращалось внимание гостя на индивидуальные особенности каждого. (Это Марина- она самая внимательная, любит петь, Дима - озорной, увлекается спортом…). Основная часть встречи - это небольшой, яркий рассказ гостя о том, как он выбрал свою профессию или хобби и ответы на детские вопросы с демонстрацией способов работы, готовых изделий, материалов. Сюда может входить и практическая часть. В конце дети выражали родителю свою благодарность за интересный рассказ, преподносили подарок. Гость также благодарил детей за теплый прием, внимание и вручал свой подарок. Воспитатель обращал внимание на значимость того, чем занимается гость, восхищался "золотыми руками", которые помогают в жизни. Если позволяло время, гость приглашался к столу, и проводилось чаепитие. Такая работа планируется проводиться в группе в течение двух лет. Её результаты приносят свои плоды. К концу старшей группы у детей отмечается быстрая адаптация к незнакомым людям. Родители и гости, посещающие группу, отмечали раскованность детей. Они быстро идут на контакт, с удовольствием отвечают на вопросы, рассказывают о том, как живут, какие события происходят в группе, что узнают нового. С радостью знакомят взрослых с группой, проводят по ней экскурсии, объясняя, что где расположено, что появилось нового. Предлагают гостям поиграть в самые разнообразные игры, рассказывая правила. Знают имена и отчества почти всех родителей. Проявляют активное желание общаться с взрослыми, задавать им вопросы , передавать домашние задания.

Изменилось отношение родителей к жизни группы, вырос интерес к воспитательно-образовательному процессу. Постепенно родители перешли в ряды наших единомышленников. На родительских собраниях отмечается 100% посещаемость, иногда присутствуют по два человека от семьи. Взрослые обращаются за советом по самым разнообразным вопросам. Выросла инициатива родителей. Если в начале средней группы активно работал родительский комитет в составе трех человек, то, уже в подготовке семейного праздника активно участвовали 60% пап и мам, а в подготовке выпускного вечера 90% родителей. Уже после первой "Встречи с интересным человеком" дети стали спрашивать родителей, когда же они придут в гости в группу. Те мамы, у которых нет хобби и увлечений, забеспокоились. Стали советоваться с воспитателями, с чем они могли бы прийти на встречу с детьми.

Речь детей стала более четкой, последовательной, логичной. Ребята легко и грамотно излагали свои мысли, задавали много вопросов, правильно строя их.

Использованная литература:

«Беседа с дошкольниками о профессиях» Т.В. Попова, 2005г.

«Профессии. Какие они?» Т.А. Шорыгина, 2007г.

«Учимся, говорим, играем» Г.И Сергеенко, 2006г.

«Развитие речи в детском саду» Г.А. Кошлева,2009 г.

«ОБЖ для дошкольников» Т.П. Гарнилеева,

Приложение №1.

Уважаемые родители!

С целью обогащения знаний дошкольников об окружающем мире, просим ответить Вас на следующие вопросы:

1. Как называется ваша профессия? Знает ли ваш ребенок что-либо о вашей профессии?

2. Какими должен обладать знаниями и умениями человек данной профессии?

3. Какие орудия труда необходимы для вашей профессиональной деятельности?

4. Каков результат вашей профессиональной деятельности? Польза для общества?

5. Каковы ваши увлечения, хобби?

6. Интересуется ли ваш ребенок вашей профессиональной деятельностью или вашим увлечением?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2.

Диагностика «Выявление знаний дошкольников о профессиях» По методике Ф.Г.Даскаловой

Подготовка исследования. Составить вопросы для беседы по теме «Что такое профессия?».

Проведение исследования. С детьми 5-6 лет проводят индивидуальную беседу: «Что такое профессия? Какие ты знаешь профессии? Зачем люди трудятся?» После этого беседуют отдельно о каждой названной ребенком профессии, например: «Что делает повар? Что нужно ему для труда? Зачем повар трудится? Каким он должен быть?»

Обработка данных. Результаты по каждой беседе оформляются в таблицу.

Подсчитывают среднее число названных дошкольниками профессий и частоту повторения отдельных профессий в зависимости от пола и возраста. Данные заносят в таблицу

Примерное содержание представлений дошкольников о профессиях


Возраст детей

5 – 6 лет

6 – 7 лет

Осознают общественную значимость результатов труда взрослых.

Имеют полное представление о труде строителей (каменщика, маляра, плотника), крестьян (хлебороба, животновода, овощевода), работников швейной фабрики (закройщика, швеи), работников транспорта (шофера, водителя, машиниста).


Расширяются представления о труде взрослых: его содержаний, коллективном характере.

Имеют представления о профессиях моряка, космонавта, учителя, библиотекаря.

Складывается обобщенное представление о компонентах трудовой деятельности взрослых (цель, мотив, предмет, орудие труда, трудовые действия и результат); о роли техники в процессе труда и связи труда людей разных профессий.


Приложение №3

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом людей

старших дошкольников



Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников детского сада: воспитатель, помощник воспитателя, повара, работники прачечной, музыкальный руководитель, медсестра и т.д.

Расширять представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2.

Сентябрь

Труд людей в сельском хозяйстве: хлебороб

Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города. Дать представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии; воспитывать уважение к труду хлеборобов, пекарей, водителей и т.д.

3.

Октябрь

Труд работников почты

Расширять представления детей о том, что по почте можно отправить не только письма, но и посылки. Приемщица посылок принимает посылку , взвешивает, запечатывает, выписывает квитанции, выдает посылки. Почтальон доставляет почту на дом

4.

Ноябрь

Особенности труда людей в библиотеке

Пополнять знания детей о профессии библиографа: в библиотеке устраивают познавательные, научные, красочные выставки посвященные детским писателям и поэтам, выставки детских рисунков, детские праздники.

Активизировать словарь детей: формуляры, стеллажи, каталоги, полки, ксероксы, карточки


5.

Декабрь

Беседа с инспектором ДПС

Конкретизировать знания детей о профессии милиционера, он поддерживает порядок на дороге, следит, чтобы водители соблюдали правила дорожного движения. Активизировать словарь детей: пешеходный переход, тротуар, пешеход, пассажир, дорожные знаки, транспорт, инспектор ДПС

6.

Январь

Труд работников ателье

Формировать у детей представления о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит, в примерочной делают примерки одежды.

Активизация словаря: разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.


7.

Февраль

Труд строителей

Познакомить детей с обобщающим словом строитель. Дать представление детям строительных профессиях: каменщик, маляр, плотник, стекольщик и др. Учить детей группировать, объединять профессии по общему признаку.

8.

Март

Беседа с плотником.

Уточнять представления детей, что в своей работе плотник использует много инструментов. У каждого инструмента свое название, применение. Без инструментов нельзя выполнить какое-то действие, чтобы работа приносила людям пользу. Активизировать словарь детей: молоток, гвозди, рубанок, стамеска, дрель, шурупы, гайки, отвертка, ножовка.

9.

Март

Беседа о труде медицинских работников

Углубить представление детей о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице, на «скорой помощи»; благодарить за внимание и заботу.

10.

Апрель

Экскурсия в школу

Познакомить детей: с помещением школы, с понятиями – «урок», «перемена», учитель учит читать, писать, считать. Вызвать у детей желание пойти в школу

11.

Апрель

Беседа о профессии космонавта

Дать детям представление о профессии космонавта. Они ведут в космосе большую научно-исследовательскую работу: исследуют климат Земли, другие планеты, как ведут себя растения в невесомости. Космонавт должен быть отлично физически развитым, образованным, настойчивым и бесстрашным.

12.

Май

Беседы о труде людей разных профессий

Человек славен трудом, экскурсии к памятным местам в честь героев

Примерное перспективное планирование по ознакомлению с трудом взрослых в подготовительной группе


Срок

Содержание

Задачи

1.

Сентябрь

Труд работников просвещения: детский сад, школа

Продолжать формировать понимание трудовых процессов сотрудников детского сада ; учить строить наглядно-схематическую модель трудового процесса. Углубить представление детей о школе, о профессии учителя, школьных принадлежностях; воспитывать эмоционально-положительное отношение к школе и желание учиться.

2.

Октябрь

Труд работников торговли

Уточнять представления о труде работников торговли, о профессиях (кассир, продавец, водитель, товаровед), о функциях, которые выполняют представители этих профессий, о материалах, оборудовании, которыми пользуются.

3.

Ноябрь

Труд людей в библиотеке

Познакомить с историей происхождения и изготовления книги, ее составные части(обложка, переплет, страницы, иллюстрации); показать как она преобразовывалась под влиянием творчества человека; воспитывать бережное отношение к книге. Познакомить с работой читального и абонементного залов. Формировать представления о библиотеке и профессии библиотекаря

4.

Ноябрь

Экскурсия в парикмахерскую

Углубить представления детей о взаимосвязи труда всех работников парикмахерской: дамский мастер, мужской мастер, мастер по маникюру, визажист, кассир, администратор. Визажист-мастер по прическам и макияжу, эта профессия очень важна и нужна везде. Воспитывать у детей опрятность, аккуратность, желание следить за своим внешним видом.

5.

Декабрь

Труд работников ателье

Расширять представления детей о взаимосвязи труда разных профессий, занятых на одном производстве: приемщица, закройщик, портной, модельер. Углубить представления детей о назначении предметов, облегчающих труд в быту (швейная машина), определять их особенности. Модельеры разрабатывают новые современные модели обуви, платьев, костюмов и др. Чтобы стать модельером, нужно уметь рисовать и обладать хорошим вкусом; именно они диктуют моду для всех нас. Активизировать словарь детей: лекало, манекен, мерка, сантиметр, примерочная.

6.

Декабрь

Труд работников ДПС

Формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессиях милиционера, регулировщика, водителя, о работе светофора; закрепить с детьми правила поведения в транспорте и на улице.

7.

Январь

Труд военных, строителей, пожарных, спасателей.

Знакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильное решение в экстремальных ситуациях; воспитывать чувство ответственности. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать пожарных, спасателей.

8.

Февраль

Труд медицинских работников

Углублять знания детей о профессиях врача: терапевта, инфекциониста, хирурга, окулиста, стоматолога, рентгенолога. Уточнять знания детей о том, что врачи работают в поликлинике, больнице, им помогают медицинские сестры и санитарки. Они выхаживают тяжелых больных, делают уколы, дают лекарства, водят на процедуры. Санитарки следят за порядком и чистотой в палате, помогают мед.сестрам ухаживать за больными. Формировать умение, в случае необходимости, вызывать скорую помощь.

9.

Март

Труд мам

Расширить представления детей о профессиях мам. Их важности для людей ; воспитывать уважение к труду мамы и желание помогать ей.

10.

Март

Труд людей в сельском хозяйстве

Подводить к пониманию взаимосвязи сельскохозяйственных работ в разное время года и их влияния на результат труда (правильно и вовремя проведенные зимние и весенние работы – будет хороший урожай). Дать представление о том, что на результат сельского труда оказывают влияние погодные условия. Учить понимать взаимосвязь труда людей сельских и городских профессий (рабочие в городах на заводах изготавливают с\х технику, перерабатывают продукцию, которую поставляют жители села, и т.д.)

11.

Апрель

Наблюдение за работой сантехника, электрика, столяра, рабочего по ремонту мебели (в детском саду)

Формировать обобщенные представления о труде взрослых. О социальной значимости труда людей. Расширять знания о механизмах, оборудовании, инструментах, облегчающих труд. Воспитывать интерес и уважение к результатам их деятельности (бережное отношение к предметам и вещам).

12.

Апрель

Инженеры и изобретатели

Формировать представления детей о выдающихся людях России, об инженерах и изобретателях (И.П.Кулибине, А.С.Попове, А.Н.Туполеве); развивать познавательный интерес детей; воспитывать уважение и чувство гордости за выдающихся людей нашей страны.

13.

Май

Профессия диктор радио и телевидения, журналист

Дать представления детям о профессии диктора. Диктор должен знать отлично родной язык, чтобы правильно и четко, без запинок произносить слова; он должен быть дисциплинированным и вежливым. Дать представления о профессии журналиста – она очень важная и почетная; журналист первым узнает все новости, а потом их рассказывает нам.

14.

Май

Человек трудился всегда

Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, но его средства и формы изменялись в связи с техническим прогрессом; поддерживать у детей интерес к разным профессиям, их взаимосвязи; развивать способность к умозаключениям, суждениям

Тема работы «Вторая жизнь мусора»

Выполнили:
Селюнина София
Ромащенко Элина
Старшая логопедическая группа
БДОУ г. Омска «Детский сад
№ 207 комбинированного вида»

Руководитель:
Гринченко Елена Николаевна
воспитатель

Введение
Одна из проблем, с которой сталкивается каждый из нас ежедневно, — это мусор. Мы родились, живем и растем в городе Омске. Нам часто приходится видеть, как возле жилых домов стоят мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяются еще столько же мусора. И во всем этом роются бродячие собаки. А весной наш город превращается в мусорное поле. Но потом организовывают субботники, приезжают машины, весь мусор грузят и увозят. «Куда?» Взрослые отвечают: «На свалку!»

В Омске в данный момент существует один варианта утилизации мусора –вывоз на городскую свалку. Но решает ли это проблему утилизации бытовых отходов в экологическом смысле? Нет и еще раз нет. В ходе беседы по этой теме выявилась проблема : Что делать с мусором? А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?

Таким образом, цель нашей исследовательской работы – это узнать всё о способах утилизации мусора и научиться через практическую работу находить полезное применение бытовому мусору.

Задачи:
— узнать, каких бытовых отходов больше всего в детском саду и дома;
— познакомиться со способами «борьбы» с мусором;
— научиться изготавливать полезные изделия из бытового мусора;
— показать родителям, насколько интересным и радостным может быть творчество в домашних условиях и в детском саду.

Также интересное исследовательское занятие для старшей группы:

Основная часть
Что делать с мусором? Этой проблемой мы заинтересовались тогда, когда у нас в группе скопилось много пустых стаканчиков из-под мороженого, ложечек и коробочек из-под сока, которые не вошли в мусорное ведро. Няня дала нам мусорный пакет. Мы спросили: «Куда уносят мешки с мусором?». Нам ответили: «В мусорные контейнеры».

В течение недели мы проследили, что чаще всего выбрасывают в детском саду и дома. Узнали, что дома больше всего накапливаются бытовые отходы. Это бумага, пластмасса и пищевые отходы. А в детском саду в основном накапливается бумага. После этого мы решили провести опрос у детей нашей группы. Задавали вопросы: Кто больше всего мусорит? Куда вы выбрасываете мусор?

Нам стало интересно, что дальше происходит с мусором. Воспитательница сказала, что потом мусор увозят на свалку, сжигают или утилизируют. И нам дали домашнее задание: спросить у родителей, что такое утилизация, посмотреть в энциклопедии и в интернете.

Мы узнали, что утилизация – это когда мусор перерабатывают и используют второй раз. Это самый лучший способ избавиться от мусора. Но для этого нужно строить специальные заводы и учиться раскладывать мусор по разным пакетам. Интересно, а мы можем дать вторую жизнь мусору? Что мы можем сделать из мусора?

Осенью мы листья собирали,
Дружно в яму засыпали.
А весною на огороде
В почву их добавили,
Чтобы овощи росли,
Урожай нам принесли.
Из пробок и бутылок сшили нам дорожки,
Чтобы по ним ходили наши ножки.
Каждый день мы закаляемся,
Здоровьем наполняемся.

Как использовать бутылки
Нам придумать помогли.
На занятья физкультурой
Родители нам кегли принесли.
Мы газеты рвали, мяли,
Но выбрасывать не стали.
Её в рисунки добавляли
И поделки собирали.

Собрались мы в нашей группе
Чтоб научиться говорить.
Упражненья на дыханье
Надо часто проводить.
Из стаканчиков веселых
Получились ветрячки,
А из фантиков красивых
Сделали мы бабочки.
Теперь научимся мы быстро
Дышать и говорить отлично.

Ложечки нам тоже пригодились,
Мы по ним считать учились.
А если их правильно сложить,
Можно нужную фигуру получить.

А еще на праздник
Сщили нам наряды.
Показать их всем
Мы были очень рады.

Потом выставку организовали
И гостей мы приглашали.
Участвовал весь детский сад
В проекте «Мусор вокруг нас».

Мы узнали много нового и интересного о мусоре и о том, что такое утилизация. Научились создавать полезные вещи из мусора. В работе принимали участие дети нашей группы, родители и воспитатели. У нашей группы фантазии не занимать, а доказательство тому – это наши готовые изделия.

Выводы
Можно ли мусору дать «вторую жизнь»? Да. Мы узнали много нового и интересного о мусоре и о том, что такое утилизация. Научились создавать полезные вещи из мусора. В работе принимали участие дети нашей группы, родители и воспитатели. У нашей группы фантазии не занимать, а доказательство тому – это наши готовые изделия.

Название: Детский исследовательский проект для детей старшей группы «Вторая жизнь мусора»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Проектная деятельность, Старшая группа детского сада

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: БДОУ города Омска «Детский сад № 207 комбинированного вида»
Месторасположение: город Омск, Омская область

Номинация: Проект по экологии в старшей группе

Экологический проект «Сказочный урожай»
май — сентябрь 2017 год

Вид проекта : познавательно-исследовательский.

Тип проекта : среднесрочный (май-сентябрь).

Участники проекта : педагоги, родители, дети старшей группы № 35 «Сказка».

Актуальность:

Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.

Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены проектной деятельности, в процессе которой формируются знания об окружающем мире: воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Проекты и исследования расширяют кругозор детей, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию наблюдательности и любознательности. В проектной деятелности развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками, оценивать результаты.

Данный проект реализуется в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цели проекта :

1. Формирование экологического сознания и экологической культуры дошкольников;

2. Формировать у детей знания о мире культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

— продолжать знакомить с разнообразием растительного мира, отметить его как важнейшую часть живой природы;

— расширить знания детей о культурных растениях - о их видах, условиях выращивания, о необходимом уходе, сборе и хранении;

— формировать навыки исследовательской деятельности.

Развивающие:

— развивать воображение, творческие способности в процессе наблюдения и исследования культурных растений;

— развивать умения сравнивать и анализировать;

— пополнять словарный запас детей;

— развивать способность к речевому планированию-прогнозированию будущих изменений;

Воспитательные:

— формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними;

— воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе.

— воспитывать у детей самостоятельность, наблюдательность, любознательность.

Коммуникативные:

— приобщать детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формировать желание добиваться результата, действуя коллективно.

Художественно-эстетические:

— формировать у детей умение отражать в изобразительной деятельности свое отношение к живой природе;

Ожидаемый результат:

— повышение экологической культуры дошкольников, их родителей и педагогов;

— экологическое и эстетическое улучшение ситуации на территории дошкольного учреждения;

— повышение мастерства педагогов в организации активных форм сотрудничества с детьми и их родителями.

План реализации проекта:

1. Создание мотивационной ситуации для возникновения необходимости проектной деятельности.

2. Познавательно-исследовательская деятельность.

3. Сбор и систематизация материала, распределение по видам деятельности.

4. Подведение итогов проекта.

Продукт проектной деятельности:

— зарисовки культурных растений в онтогенезе;

— Дидактические игры на экологические темы;

— собранный урожай;

— выставка рисунков «Сказочный огород»;

— аппликация: «Друг-редиска»;

— выставка рисунков «Урожай у нас не плох»;

— папка с фотоотчетом о проделанной работе;

— собранный урожай.

Непосредственно-образовательная деятельность

Познавательное развитие

— Поддерживать и закреплять интерес детей к культурным растениям на грядке и к наблюдениям за ними;

— Закреплять и дополнять знания детей об уходе за культурными растениями;

1 Тема: «Чудо- Лук»

2 Тема: «Культурные растения» (беседа)

3 Тема: Викторина «Знатоки растений»

4 Тема: Экскурсия «Сады-огороды нашего детского сада»

Художественное творчество

— Развивать графические навыки образного мышления;

— Развивать умение отражать в изобразительном творчестве свое отношение к миру природы.

1. Тема: Выставка рисунков «Сказочный огород»

2.Тема: Аппликация: «Друг-редиска»

3 Тема: Выставка рисунков «Урожай у нас не плох»

— Обогащать знания детей о культурных растениях;

— Побуждать в детях желание беречь природу.

1 Тема: «Культурные растения - репчатый лук, петрушка и редиска».

2 Тема: «Как растет зелень на грядке».

3 Тема: «Давайте беречь природу!»

4 Тема: «Растения-помощники».

Игровая деятельность

Д/игры: «Что растет на грядке?», «Кто быстрее соберет овощи» (разрезные картинки).

Д/игры на развитие речи: «Доскажи словечко», «Назови как можно больше признаков», «Мы волшебники немного - был один, а стало много», «Две корзинки».

Д/игры на закрепление знаний цветовых оттенков: «Назови какого цвета», «Найди такой же по цвету», «Отгадай по описанию».

Подвижные игры: «Живой огород», «Садовник», «Солнышко и дождик», «Вершки и корешки».

Трудовая деятельность

Цель: дать представления о жизни растений, способах их размножения.

— Подготовка семян лука к посадке в индивидуальный горшочек;

— Посадка семян лука в специально подготовленный горшочек;

— Проверка семян лука на всхожесть;

— Подготовка почвы к посадке;

— Отбор семян;

— Проверка семян на всхожесть;

— Посадка семян редиса, петрушки;

— Высадка лука в индивидуальных горшочках.

Цель: закреплять умение поливать растения на грядке, помогать взрослым, формировать желание ухаживать за растениями, воспитывать эстетическое наслаждение от любования за результатом своего труда.

— Уход за ростками;

— Поливка грядок;

— Прополка сорняков.

Чтение художественной литературы

Цель: развивать интерес к литературе; развивать речь, память, внимание.

Стихи о культурных растениях:

Гуринович Ф. «Вместе с бабушкой полю…», Коркин В. «Что растет на нашей грядке», Кудлачев В. «Баба сеяла горох», Капустюк Н. «Без чеснока никак нельзя», «Всех с утра смешит петрушка», Петухова Т. «Загадки на грядке», «Огородная модница», Шемякина Н. «Ручной дождик».

Загадывание загадок, чтение сказок, рассказов, познавательных статей о культурных растениях:

Сабиров В. «О моркови», «Лук репчатый», Раенко Ю. «Сказка про овощи», Коваленко Т. «Сказка о полезных овощах», Орлова М. «Приключения зеленого огурчика и горошинки», Костенко Е. «Алеша и тыква».

Музыкальное развитие

Цель: продолжать формирование основ музыкальной культуры у детей.

Моцарт В. «Цветы», Чайковский П.И. «Вальс цветов»

Разучивание песен: Дымова Л. «Что у осени в корзине?», Волгина Т. «Урожай собирай».

Работа с родителями

— Беседа с родителями о роли экологического воспитания в жизни ребенка (коллективно / индивидуально);

— Выставка рисунков «Сказочный огород»;

— Выставка рисунков «Урожай у нас не плох;

Совместное с родителями оформление нашей грядки;

— Совместный сбор урожая.

Папка с фотоотчетом

Представлены все этапы данного экологического проекта.

Номинация: Проект по экологическому воспитанию в старшей группе

Должность: педагоги дошкольного образования
Место работы: МАДОУ «Детский сад №22 «Город Детства»
Месторасположение: МО Ленинский р-н, д. Дрожжино, ул. Южная, д. 11, кор. 1