Подрамники делятся на два типа: модульные и готовые. Готовые можно купить сразу в магазине, а модульный придется еще собрать. Готовые лучше использвать для маленьких картин (30х40 см).

Плюсы модульного подрамника – в случае провисания холста в пазы подрамника вбиваются клиношки (которые также можно купить в художественном магазине) и полотно натягивается. Чаще такая необходимость возникает для картин больших форматов.

Сторона подрамника с выемкой или скосом называется лицевой, она сделана для того, чтобы полотно не прилипало к раме.

Холст натягивается на лицевую сторону. Если Вы решили собрать модульный подрамник, то лучше в местах стыка закрепить еще и скобами.

Для натягивания холста на подрамник нам понадобиться:

  1. холст,
  2. подрамник,
  3. мебельный степлер,
  4. щипцы(по желанию),
  5. молоток.

Холст должен быть натянут до упругого состояния, без морщин и провисаний.

У готового подрамника надо немного смягчить углы, чтобы об них не порвался холст, для этого стучим немного боковой стороной молотка по всем четырем углам.
Затем вырезаем полотно на несколько сантиметров больше подрамника, чтобы после загнуть холст.


На рисунке ниже схематично изображен прямоугольный подрамник, а также указаны и пронумерованы точки – в какой последовательности забивать скобы.

Начинаем с более длинной стороны – находим середину и двумя скобами прикрепляем одну из сторон холста.

Далее надо забить скобу во вторую точку, т.е. натягиваем холст влево, держа края ткани всеми пальцами (чтобы она не порвалась и натянулась равномерно).

Вообще, натягивание холста требует сил и терпения. Попробуйте это делать вдвоем – один натягивает, другой забивает скобы степлером. Ткань должна быть сильно натянута, но, в то же время – не перетените, а то она может порваться.

Точка 3 – тоже натягиваем и вбиваем две скобы.

Затем переходим к дргуой стороне холста и забиваем 4 и 5 точку, при этом натягивая холст вертикально. Я использую щипцы для натягивания – это удобно и пальцы потом не болят.

Точка 6 не требует никаких усилий – лишь чуть-чуть потянуть.

А вот 7 – очень сильно надо натянуть!

Далее – 8 и 9 – тоже тянем всеми пальцами, но не сильно, т.к. 11 и 12 точки еще не забиты. Направление натяжения вертикальное.

После следуют 11 и 12.

После возвращаемся к короткой стороне с точкой 6, вбиваем крайние точки без особого натяжения, переворачиваем и, уже сильно натягивая, вбиваем по краям скобы. Дальше – равномерно, с натяжением, забиваем скобы. Интервал между скрепками – 4-6 см. Так действуем по всем сторонам подрамника.
Длинная сторона:


короткая:


Углы закрепляем в нахлест, двумя скобами.

Если по готовому натянутому холсту похлопать ладошкой, то будет ощущение, как от барабана.
Готовое изделие.

На просвет волокна должны быть перпендикулярны. У меня не совсем идеально)), но желательно к этому стремиться.

После того, как натянули полотно, его следует подготовить к грунтовке. Для этого нам понадобиться желатин. Разводим его в соотношении 1:6 (желатин: вода). Вода должна быть горячей (кипяток), но перед этим в желатин можно налить немного холодной воды минут на 10. После массу размешать и остудить. Получится по консистенции почти желе или чуть жиже. Этим надо покрыть холст два раза. Кисточку лучше взять большую (малярную). Интервал между покрытиями – 12 часов. После высыхания второго покрытия надо по холсту слегка пройтись наждачной бумагой(без фанатизма). Затем можно покрывать грунтом. Грунт покупается в магазине и разводится холодной водой до состояния сметаны. Им тоже надо два раза покрыть, только уже с интервалом 30-40 минут.

После этих процедур холст готов к работе.

Как натянуть холст на подрамник

Подрамники
Подрамник служит основой для натяжки холста. Подрамники бывают 2-х видов: модульные (сборные, клиновые) и глухие .
Модульные (сборные, клиновые) подрамники можно купить практически во всех художественных магазинах. Они продаются рейками по 2 штуки (с шагом в 5 см по длине) и стоят немного дороже глухих подрамников. Как правило, для картины среднего размера толщина подрамника 1.8 см.
Модульные подрамники имеют огромное преимущество: их углы жестко не скреплены и при провисании картины , можно в домашних условиях все исправить, нужно просто подбить клинья. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы молотком не испортить холст и не перетянуть его.
У глухих подрамников углы жестко соединены и если провиснет холст, то его придется перетягивать. Перетяжку холста должен делать только специалист!

Подрамник и сохранность картины
Некачественный подрамник отрицательно влияет на сохранность живописи . У картин современных живописцев очень часто бывают плохие подрамники. К сожалению, не все художники придают большое значение качеству подрамника. Дефекты подрамника не позволяют должным образом натянуть на него холст, что в конце концов приводит к разрушению грунта и живописного слоя картины. Качественный подрамник - основа долгой сохранности живописи.

Рассмотрим основные дефекты подрамника:

  • глухое соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают деформации холста и его провисание
  • на «глухие» углы подрамника художники прибивают фанерные треугольники, которые делают подрамник еще более жестким и неподвижным
  • отсутствие крестовины или перекладины - для картин большого размера. Подрамник с крестовиной или перекладиной не перекосится и углы останутся прямыми
  • отсутствие скосов на внутренних сторонах подрамника, отчего возникают заломы и осыпи красочного слоя
  • непрочный подрамник, который при натягивании холста дает перекос
  • ступенеобразное, неплотное соединение планок по углам и на крестовине. С этим дефектом холст деформируется, возникают заломы и осыпи красочного слоя и невозможно плотно соединить картину с рамой
  • подрамник сделан небрежно, из сырого дерева, вследствие чего, через довольно короткий промежуток времени подрамник "поведет" и его придется заменить (в некоторых случаях приходится заменить и раму)
  • подрамник сделан из дерева с сучками. Даже качественно сделанный подрамник, на котором есть сучки, со временем обязательно "поведет" и его придется заменить
  • подрамник с жуком-точильщиком. Благодаря деятельности этих насекомых дерево распадается, превращаясь в труху
  • подрамник заражен плесенью

Инструменты
Для натяжки холста вам понадобится степлер со скобами (рисунок №1), специальный инструмент для натяжки картин (рисунок №2), рулетка и молоток.

Сила натяжки холста
Необработанный холст сильно не натягивают, т.к. во время грунтовки он значительно растянется. Окончательным штрихом станет растяжка загрунтованного холста путем подбивания клиньев по углам. Для глухого подрамника желательно использовать загрунтованный холст. Его необходимо сильно натянуть, как барабан.

Натяжка холста на модульный подрамник

  • Измерить диагонали подрамника, они должны быть одинаковые!!! Закрепить степлером углы (по 2 скобки на угол)
  • Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием
  • При натяжке не мочите холст с негрунтованной стороны, это может привести к отслоению грунта
  • Вытащить скобки скрепляющие углы подрамника
  • Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6)
  • Вставить в пазы на углах подрамника по два деревянных клина и аккуратно подбить их молотком (рисунок №6)

Натяжка холста на глухой подрамник

  • Если есть возможность, то лучше такой подрамник вообще не использовать!!!
  • Проверить диагонали, они должны быть одинаковые!!!
  • Расположить рисунок картины на подрамнике ровно по горизонтали. Если у вас просто не грунтованный холст, важно расположить его так, чтобы направление нитей холста было параллельным краям подрамника
  • Используя инструмент для натяжки, закрепить степлером холст с 4 сторон, как показано на рисунке №3
  • Закрепить холст степлером через каждые 2-3 см по всему периметру подрамника, двигаясь от центра к краю, как показано на рисунке №4
  • Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием и достаточно сильно, поскольку если холст провиснет, надо будет заново его перетягивать
  • Продолжить натягивать холст на подрамник так, как показано на рисунке №5. На углах холст аккуратно подворачивается и пристреливается степлером
  • Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6), он вам еще пригодится при перетяжке картины

рисунок №1

Сегодня мы расскажем то, что будет интересно и полезно знать всем любителям живописи про составляющие картины на холсте, которая выполнена маслом, акрилом или темперой. А также поделюсь информацией, которую знают преимущественно только сами художники или реставраторы. Итак, основные части картины — это непосредственно сам холст, на который нанесена живопись, подрамник и рама.

Важно знать, в чём заключается различие между рамой и подрамником. Дело в том, что рама играет декоративную функцию, так что в принципе в отдельных случаях её может и не быть, в некоторых особых случаях картина выглядит самодостаточно без рамы. Подрамник же является каркасом для натяжки холста.

Но к чему же эта информация, спросите Вы и что с ней делать? Поскольку мы тоже за практичность знаний, мы подходим к главному.

Холст должен иметь достаточное натяжение. Ни одна хорошая картина не может быть написана на провисающем холсте. Если со временем натяжение холста стало слишком слабым, или на холсте в углах появились небольшие складки, в некоторых случаях Вы можете решить эту проблему самостоятельно.

Имея представление о том, что такое подрамник, Вы с лёгкостью найдёте нужный элемент. Развернув к себе картину тыльной стороной, Вы сможете определить к какому типу относится подрамник, это очень просто, их бывает всего два: раздвижной и глухой. По наличию пазов в углах подрамника можно определить раздвигается подрамник или нет.

Как правило в этих пазах уже можно обнаружить клинья. Если пазы есть, а клиньев нет – не расстраивайтесь, в любом художественном магазине их можно приобрести за небольшие деньги.

Теперь нужно разбить картину на клиньях, для этого нужно всего лишь постучать молотком по торцевой части клина, и подрамник начнёт раздвигаться. Постарайтесь чтобы все стороны были разбиты одинаково, чтобы натяжение холста оставалось равномерным, что предупредит в дальнейшем

Кроме этого следует отметить. Прочитав эту статью и столкнувшись с описанием данной проблемы, Вы начинаете понимать одну важную вещь — рама картины не должна быть вровень к размерам подрамника, а иначе его некуда будет разбивать. К сожалению, любая написанная на холсте картина рано или поздно доживёт до этого этапа. Поэтому не следует покупать для картины на холсте уже готовую раму, придётся её заказывать в багетной мастерской заново, с уточнением, чтобы размер багета был не 40х50, а 40,6х50,6. Хороший сотрудник багетной мастерской при приёме заказа сам прибавит достаточное количество миллиметров, если Вы уточните, что картину нужно разбить на клиньях.

Таким образом, Вы можете сэкономить время и деньги, если уверены, что у Вас всё получится, ведь на самом деле ничего сложного в этой операции нет. Но нужно понимать, что когда холст уже имеет серьёзные деформации, то нужно обращаться к реставратору.

В том случае, когда на поверхности картины, которая радует Ваш глаз, появились фалды, лучше не тянуть с решением вопроса – это может вызвать ещё большие осложнения. И если подрамник оказался нераздвижным – выход только один – поменять подрамник и перетянуть холст, в таком случае Вам понадобится специалист.

Мастер- класс Натальи Деревянко с ЯМ

В последнее время, с развитием техники, новых материалов и быстроты жизни по-новому посмотрела на печать, и особенно печать на холсте, ведь оригиналы у меня все выполнены в технике масла на холсте. Очень люблю фактуру холста, объем подрамника, ну и новый плюс, картину на подрамнике можно вешать на стену без рамы. Сегодня это очень популярно. Одно время жила в Италии, как известно рамы у них отменные, но и цены не малые, поэтому все современные работы развешивают в домах без рам - так называемая галерейная натяжка.

Хочу рассказать и показать печать на холсте и его оформление.

Прежде всего подготовка цифрового файла для печати. Я сканирую свои работы, чтобы качество было выше, иногда даже с расширением 800 dpi. Если это большая работа, сканирую её по-частям и собираю в единое целое. После этого обязательно небходимо добавить, именно дорисовать (не растянуть) поля по 3 см с каждой сторны, которые будут органичным продолжением рисунка. Зачем? Эти поля пойдут на торцы подрамника и при этом, сама картинка не исказится - хвост кота или шляпа девочки не загнутся на торцы. Да это кропотливо, но небходимо. Лучше всего это сделать в фотошопе инструментом Клон.

У себя в магазине на ЯМ я продаю цифровые изображения уже с полями и необходимого вам размера. Так как весят они не мало отсылаю посредством файлообменника. Это очень удобно для пересылки в Россию, ведь у служб доставки есть ограничения на размер картин, да и подстраховуются они, требуя разрешение для пересылки, а цифровой файл получил и смело иди в студию печати.

С готовым цифровым файлом на флешке (разрешение 300 dpi, палитра RGB, натуральный размер) иду в студию печати. В принципе, если у нас есть хороший широкоформатный струйный принтер можно распечатать и дома:) Но такового в наличии не оказалось, поэтому иду и в студию и не в ближайшую, а ту которая специализируется на печати на холсте. Почему? Потому что цена у тех кто на этом не специализируется в пять раз выше, во-вторых они берут самый дешевый искусственный холст, ну и просто опыта у них маловато... Заказываю печать на немецком коттоновом холсте, это тот же холст который используется для живописи маслом и акрилом. Такой холст бывает разной ширины: 61 см, 91 см, 107 см, 127 см, 152 см. Поэтому, конечно выгоднее заказывать печать сразу нескольких работ. Вот результат после печати

После этого разрезаем, но не обрезаем лишние поля, они понадобятся для захвата холста пальцами и загиба на торцы и обратную сторону. Покупаем подрамники или заказываем в багетной мастерской. Сегодня в любом магазине для хобби или живописи можно купить уже готовый подрамник или заготовки для него, ассортимент размеров огромный.

Берем степлер и начинаем натягивать. Если обычный холст смачивают перед натяжкой, холст с печатью мочить нельзя т.к. повредим изображение. Тянем всегда начиная с середины, вбивая скобы друг напротив друга

Доходим до углов и аккуратно заворачиваем углы. Вот так "внахлест" неправильно заворачивать углы. Так они смотрятся неаккуратно и напоминают коробку для конфет.

Вот так правильно. "Нахлест" прячется в середину и получаются четкие уголочки

После этого мягкой кистью вскрываем дамарным лаком для финишных работ. Есть и другие лаки, главное чтобы они были для финиша, а не для живописных работ.

Очень хорошо смотрится несколько работ, причем необязательно их вешать в одну линию, можно самому поэксперимнтировать:)

Подрамник служит основой для натяжки холста. Подрамники бывают 2-х видов: модульные (сборные, клиновые) и глухие .
Модульные (сборные, клиновые) подрамники можно купить практически во всех художественных магазинах. Они продаются рейками по 2 штуки (с шагом в 5 см по длине) и стоят немного дороже глухих подрамников.
Модульные подрамники имеют огромное преимущество - их углы жестко не скреплены и при провисании , проблему можно легко и быстро исправить в домашних условиях - нужно просто подбить клинья (рисунок №6). Делать это нужно очень аккуратно, чтобы молотком не испортить холст и не перетянуть его.
У глухих подрамников углы жестко соединены и если провиснет холст, то его придется перетягивать. Перетяжку холста должен делать только специалист!
Как правило, для картины среднего размера используют подрамник толщиной 1.8 см., а для галерейной натяжки - 3см.

Подрамник и сохранность картины

Некачественный подрамник отрицательно влияет на сохранность . У картин современных живописцев очень часто бывают плохие подрамники. К сожалению, не все художники придают большое значение качеству подрамника.
Дефекты подрамника не позволяют должным образом натянуть на него холст, что в конце концов приводит к разрушению грунта и живописного слоя картины.
Качественный подрамник - основа долгой сохранности живописи.

Рассмотрим основные дефекты подрамника

  • Глухое соединение углов, не дающее возможности регулировать натяжение холста, отчего возникают деформации холста и его провисание.
  • На «глухие» углы подрамника художники прибивают фанерные треугольники, которые делают подрамник еще более жестким и неподвижным.
  • Отсутствие крестовины или перекладины - для картин большого размера. Подрамник с крестовиной или перекладиной не перекосится и углы останутся прямыми.
  • Отсутствие скосов на внутренних сторонах подрамника, отчего возникают заломы и осыпи красочного слоя.
  • Лучше выбирать подрамник, у которого закруглены все места возможного соприкосновения с холстом (все стороны на лицевой части подрамника), так вы избежите серьезного повреждения холста при транспортировке.
  • Непрочный подрамник, который при натягивании холста дает перекос.
  • Ступенеобразное, неплотное соединение планок по углам и на крестовине. С этим дефектом холст деформируется, возникают заломы и осыпи красочного слоя и невозможно плотно соединить картину с рамой.
  • Подрамник сделан небрежно, из сырого дерева, вследствие чего, через довольно короткий промежуток времени подрамник "поведет" и его придется заменить (в некоторых случаях приходится заменить и раму).
  • Подрамник сделан из дерева с сучками. Даже качественно сделанный подрамник, на котором есть сучки, со временем обязательно "поведет" и его придется заменить.
  • Подрамник с жуком-точильщиком. Благодаря деятельности этих насекомых дерево распадается, превращаясь в труху.
  • Подрамник заражен плесенью.

Инструменты

Для натяжки холста вам понадобится степлер со скобами (рисунок №1), специальный инструмент для натяжки картин (рисунок №2), рулетка и молоток.

Сила натяжки холста

Необработанный холст сильно не натягивают, т.к. во время грунтовки он значительно растянется. Окончательным штрихом станет растяжка загрунтованного холста путем подбивания клиньев по углам. Для глухого подрамника желательно использовать загрунтованный холст. Его необходимо сильно натянуть, как барабан.

Натягивать холст во влажном состоянии категорически не рекомендуется , поскольку нити такого холста деформируется безвозвратно. Хлопковые холсты или холсты с примесью хлопка страдают от влажного натягивания кратно сильнее. Смачивание холста имеет советские корни, когда наш художник имел дело с жесткими и ломкими холстами. Такие холсты были настолько неудобны в подготовительной работе, что их придумали "смачивать" для облечения натягивания на подрамник. Тогда же как в Европе такой практики никогда не было.

Натяжка холста на модульный подрамник

  • Измерить диагонали подрамника, они должны быть одинаковые!!! Закрепить степлером углы (по 2 скобки на угол).
  • Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием.
  • При натяжке не мочите холст с негрунтованной стороны, это может привести к отслоению грунта.
  • Вытащить скобки скрепляющие углы подрамника.
  • Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6).
  • Вставить в пазы на углах подрамника по два деревянных клина и аккуратно подбить их молотком (рисунок №6).

Натяжка холста на глухой подрамник

  • Если есть возможность, то лучше такой подрамник вообще не использовать!!!
  • Проверить диагонали, они должны быть одинаковые!!!
  • Расположить рисунок картины на подрамнике ровно по горизонтали. Если у вас просто не грунтованный холст, важно расположить его так, чтобы направление нитей холста было параллельным краям подрамника.
  • Используя инструмент для натяжки, закрепить степлером холст с 4 сторон, как показано на рисунке №3.
  • Закрепить холст степлером через каждые 2-3 см по всему периметру подрамника, двигаясь от центра к краю, как показано на рисунке №4.
  • Растягивать холст нужно инструментом для натяжки картин равномерно с одинаковым усилием и достаточно сильно, поскольку если холст провиснет, надо будет заново его перетягивать.
  • Продолжить натягивать холст на подрамник так, как показано на рисунке №3. На углах холст аккуратно подворачивается и пристреливается степлером.
  • Подогнуть и закрепить степлером лишний холст (рисунок №6), он вам еще пригодится при перетяжке картины.

Галерейная натяжка холста

Галерейную натяжку холста обычно используют для безрамного оформления картины. При галерейной натяжке холст закрепляется с обратной стороны подрамника и аккуратно заворачивается на углах.
В домашних условиях достаточно сложно натянуть холст таким способом, поэтому лучше обратиться в багетную мастерскую, в которой есть профессиональное оборудование - станок для галерейной натяжки.

Как купить готовый холст на подрамнике

  • Не покупайте готовый холст на глухом подрамнике.
  • Внимательно осмотрите подрамник на наличие дефектов.
  • Проверьте мягкость материала подрамника, если дерево слишком мягкое, то не покупайте такой холст. Такой подрамник несложно определить - он раза в два легче обычного подрамника.
  • Не покупайте готовый холст на подрамнике "Сонет" от производителя "Невская палитра". Если у вас холсты с подрамником этого производителя, настоятельно рекомендуем сразу заменить подрамник.
    Подрамник модульный, но сделан из очень мягкого дерева, которое мягче, чем прессованная бумага. Если вы захотите подтянуть холст, то ничего не получится - клинья входят в это дерево как в сливочное масло комнатной температуры.

рисунок №1

Степлер для крепления холста к подрамнику.
Если часто натягиваете картины, то рекомендуем купить профессиональный степлер Rapid R153 или Rapid R353.
К этому степлеру подходят любые, даже самые дешевые скобы 53 типа и он очень надежен - нашему степлеру 20 лет и он до сих пор работает.

рисунок №2

Плоскогубцы для натяжки холста

рисунок №3