Реалистическое направление в искусстве и литературе 19 века.

В 19 веке общество начинает стремительно развиваться. Появляются новые технологии, развивается медицина химическая промышленность, энергетика машиностроение, и транспорт. Население начинает постепенно перебираться из старых сел в города, стремясь к комфорту и современной жизни.
На все эти изменения не могла не отреагировать культурная сфера. Ведь изменения в обществе – как экономические, так и социальные - начали создавать новые стили и художественные направления. Так, на смену романтизму, приходит крупное стилистическое направление – реализм. В отличие от своего предшественника, этот стиль предполагал отражение жизни в том виде, в каком она есть, без всяких прикрас и искажений. Это стремление было не новым в искусстве – оно встречается и в античности, и в средневековом фольклоре, и в эпоху Просвещения.
Более яркое свое выражение реализм находит уже с конца 17 века. Возросшее осознание людей, которым надоело жить несуществующими идеалами, рождает объективное отражение – реализм, что в переводе с французского означает «вещественный». Некоторые тенденции реализма проявляются в живописи Микеланджело Караваджа и Рембранта. Но максимально целостной структурой взглядов на жизнь реализм становится только в 19 веке. В этот период он достигает своей зрелости и расширяет свои границы на всю Европейскую территорию, и, конечно, Россию.
Героем реалистического направления становится человек, воплощающий в себе разум, стремящийся вынести приговор отрицательным проявлениям окружающей жизни. В литературных произведениях исследуются общественные противоречия, все чаще изображается жизнь обездоленных людей. Основоположником европейского реалистического романа считается Даниэль Дефо. В основе его произведений – доброе начало человека. Но его могут изменять обстоятельства, он подвержен воздействию внешних факторов.
Во Франции основоположником нового направления стал Фредерик Стендаль. Он в буквальном смысле слова поплыл против течения. Ведь в первой половине 19 века в искусстве властвовал романтизм. Главным героем был «необыкновенный герой». И вдруг, у Стендаля появляется совсем другой образ. Его герои реально проживают жизнь не просто в Париже, а в провинции. Автор доказал читателю, что описание повседневности, истинных человеческих переживаний, без преувеличений и прикрас, можно довести до уровня искусства. Еще дальше пошел Г. Флобер. Он раскрывает уже психологический характер героя. Для этого требовалось абсолютно точное описание мельчайших деталей, отображение внешней стороны жизни для более детальной передачи ее сущности. Его последователем в этом направлении стал Ги де Мопассан.
У истоков развития реализма в искусстве 19 века в России стояли такие авторы, как Иван Крылов, Александр Грибоедов, Александр Пушкин. Первые наиболее яркие элементы реализма появились уже в 1809 году в дебютном сборнике басен И.А. Крылова. Главное в основе всех его басен – конкретный факт. Из него формируется характер, рождается та или иная поведенческая ситуация, которая обостряется за счет использования устоявшихся представлений о характере зверей-персонажей. Благодаря выбранному жанру, Крылов показал яркие противоречия в современной жизни – столкновения сильных и слабых, богатых и бедных, высмеивая чиновников и вельмож.
У Грибоедова реализм проявляется в использовании типичных характеров, оказавшихся в типичных обстоятельствах - основной принцип этого направления. Благодаря такому приему, его комедия «Горе от ума» актуальна и в сегодняшние дни. Характеры, которые он использовал в своих произведениях можно встретить всегда.
Реалист Пушкин представляет несколько иную художественную концепцию. Его герои ищут закономерности в жизни, опираясь на просветительские теории, общечеловеческие ценности. Важную роль в его произведениях занимает история и религия. Это сближает его произведения с народом и его характером. Еще более острой и глубокой народность проявилась в творчестве Лермонтова и Гоголя, а позднее в произведениях представителей «натуральной школы».
Если говорить о живописи, то главным девизом художников-реалистов 19 века было объективное изображение действительности. Так, французские художники, в середине 30-х годов 19 века во главе с Теодором Руссо начали рисовать сельские пейзажи. Оказалось, что самая обыкновенная природа, без прикрас, может стать уникальным материалом для творения. Будь то хмурый день, темное небо перед грозой, уставший пахарь – все это своеобразный портрет реальной жизни.
Гюстав Курбе – французский живописец второй половины 19 века – своими картинами вызывал гнев в буржуазных кругах. Ведь он изображал правдивую жизнь, то, что видел вокруг себя. Это могли быть жанровые сцены, портреты и натюрморты. К самым знаменитым его работам относят «Похороны в Орнане», «Пожар», «Олень у воды» и скандальные полотна «Происхождение мира» и «Спящие».
В России родоначальником реализма в искусстве 19 века стал П.А. Федотов («Сватовство майора»). Прибегая в своих работах к сатире, он обличает порочные нравы и сочувствует бедным. В его наследии множество карикатур и портретов.
Во второй половине 19 века тему «народного быта» подхватывает И.Е. Репин. В его известных картинах «Отказ от исповеди» и «Бурлаки на Волге» обличена жестокая эксплуатация народа и назревающий в народных массах протест.
Реалистические направления продолжили свое существование и в 20 веке в творчестве литераторов и художников. Но, под воздействием нового времени, начали приобретать другие, более современные черты.

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В своём исторически конкретном значении термин "реализм" обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с другими направлениями в 20 в. (вплоть до современности).Говоря о реализме середины XIX в., имеют в виду определенную художественную систему, нашедшую теоретическое обоснование как эстетически осознанный метод.

Во Франции реализм связывается прежде всего с именем Курбе. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как провозглашал Эмиль Золя, на точную науку стало основным требованием этого художественного течения. Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане . Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также ). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collиge Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже, Курбе посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. в Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра. На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена. Затем он отказался от получения формального художественного образования и стал работать в мастерских Суисса и Ляпена. В мастерской Суисса не было специальных занятий, студенты должны были изображать обнажённую натуру, и их художественные поиски не ограничивались. Такой стиль обучения хорошо подходил Курбе.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри ). С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

Между 1844 и 1847 годами Курбе несколько раз посетил Орнан, а также путешествовал в Бельгию и Нидерланды, где ему удалось установить контакт с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. Впоследствии это заложило основы широкой известности живописи Гюстава Курбе за пределами Франции. Примерно в это же время художник устанавливает связи в парижских артистических кругах. Так, он посещал кафе Brasserie Andler (находившееся непосредственно около его мастерской), где собирались представители реалистического направления в искусстве и литературе, в частности, Шарль Бодлер и Оноре Домье.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.

В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию. Уровень его неприязни прочих художников дошла до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны.

После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете в 1877.ТворчествоКурбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись -- предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык» .Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане», собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все пять -- в Лувре, в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лильском музее), «Разбиватели шоссейного камня» (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в 1945), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем», «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи, в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе -- автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира», «Спящие» и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма."Похороны в Орнане"Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, - на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.

Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: "Похороны крестьянина могут нас растрогать... Но не следует настолько локализовать это событие". Однако для реалистов крайне важна была именно такая "локализация". Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени. Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти. Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.

Жан Батист Камиль Коро (фр. Jean-Baptiste Camille Corot, 17 июля 1796, Париж -- 22 февраля 1875, там же) -- французский художник, пейзажист. Занимался вначале этюдами с натуры под руководством Мишалона (фр. Achille-Etna Michallon, 1796--1822), а потом, учась у Бертена (фр. Jean Victor Bertin, 1775--1842), потерял немало времени в следовании по академическому направлению этого художника, пока не отправился в 1826 году в Италию и не принялся здесь снова за непосредственное изучение природы. Делая этюды в окрестностях Рима, он быстро усвоил себе понимание, главным образом, общего характера пейзажа, хотя внимательно вникал и в его детали и усердно списывал скалы, камни, деревья, кусты, мох и т. п. Впрочем, в его первых итальянских произведениях ещё заметно стремление к ритмичности расположения частей и к стильности форм.

Впоследствии работал в Провансе, Нормандии, Лимузене, Дофине, окрестностях Парижа и в Фонтенбло, причём его взгляд на природу и исполнение становились всё свободнее и независимее. В картинах, написанных по возвращении его из Италии, он не гонится за точным воспроизведением данной местности, но старается передать единственно впечатление от неё, пользуясь её формами и тонами лишь для того, чтобы выразить при их помощи свое поэтическое настроение.

Той же цели содействуют также фигуры, которые он помещает в своих пейзажах, составляя из них идиллические, библейские и фантастические сцены. Хотя его упрекали за излишнюю сентиментальность, однако от многих из его произведений веет также и неподдельно светлым, жизнерадостным чувством. Это был, по преимуществу, живописец тихо спящих вод, широких, бедных горизонтов, задёрнутых туманом небес, дремлющих лесов и рощ, -- настоящим Феокритом пейзажной живописи. Кроме неё, он занимался гравированием иглой и «крепкой водкой». Лучшие его картины«Вид Ривы» (1835; в марсел. музее),Итальянское утро» (1842; в авиньонском музее),

  • · «Воспоминание об озере Неми» (1865),
  • · «Идиллия»,
  • · «Восход солнца в Виль-д"Авре» (1868; в руанском музее),
  • · «Нимфы и сатиры приветствуют пляской восход солнца» (1851; Лувр),
  • · «Утро» и «Вид в окрестностях Альбано» (там же).
  • · В собрании бывшей Кушелевской галереи находились два образца живописи Каро: «Утро» и «Вечер».Жан Франсуа Миллем (фр. Jean-Franзois Millet, 4 октября 1814 -- 20 января 1875) -- французский художник, один из основателей барбизонской школы.
  • · Милле родился в семье зажиточного крестьянина из маленькой деревушки Грюши на берегу пролива Ла-Манш близ Шербура. Его художественные способности были восприняты семьёй как дар свыше. Родители дали ему денег и позволили учиться живописи. В 1837 г. он приехал в Париж и два года занимался в мастерской живописца Поля Делароша (1797--1856). С 1840 г. молодой художник начал выставлять свои работы в Салоне. В 1849 г. художник поселился в Барбизоне и прожил там до конца своих дней. Тема крестьянской жизни и природы стала главной для Милле. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», -- говорил он о себе. «Сборщицы колосьев»Тяжесть труда крестьян, их нищета и смирение отразились в картине «Сборщицы колосьев» (1857 г.). Фигуры женщин на фоне поля согнуты в низком поклоне -- только так им удастся собрать, оставшиеся после жатвы, колосья. Вся картина наполнена солнцем и воздухом. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта.
  • · Картина «Анжелюс» (1859 г.) показала, что Милле способен передать в своих работах тонкие эмоциональные переживания. В поле застыли две одинокие фигуры -- муж и жена, заслышав вечерний колокольный звон, тихо молятся об умерших. Неяркие коричневатые тона пейзажа, освещённого лучами заходящего солнца, создают ощущение покоя. «Анжелюс»В 1859 году Милле по заказу французского правительства написал полотно «Крестьянка, пасущая корову». Морозное утро, иней серебрится на земле, женщина медленно бредёт за коровой, её фигура почти растворилась в утреннем тумане. Критики назвали эту картину манифестом бедности.
  • · В конце жизни художник под влиянием барбизонцев увлёкся пейзажем. В «Зимнем пейзаже с воронами» (1866 г.) нет крестьян, они давно ушли, бросив пашню, по которой бродят вороны. Земля прекрасна, печальна и одинока. «Весна» (1868--1873 гг.) -- последняя работа Милле. Полная жизни и любви к природе, сияющей яркими красками после дождя, она закончена незадолго до смерти художника.20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо. Милле никогда не писал картин с натуры. Он любил ходить по лесу и делать маленькие зарисовки, а потом по памяти воспроизводил понравившийся мотив. Художник подбирал цвета для своих картин, стремясь не только достоверно воспроизвести пейзаж, но и достичь гармонии колорита.

Живописное мастерство, стремление без прикрас показать деревенскую жизнь, поставили Жана Франсуа Милле в один ряд с барбизониами и художниками реалистического направления, работавшими во второй половине XIX в.

Франсуа Милле в литературе: Марк Твен написал рассказ "Жив он или умер?" в котором с юмором описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины. Художники руководствовались высказыванием о том, что денег, потраченных на похороны и эпитафии мастеров, умерших от голодной смерти, с лихвой хватило бы им на безбедную жизнь. Выбор пал на Франсуа Милле. Написав несколько картин и несколько мешков набросков и он "после тяжелой и продолжительной болезни умер". Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес "свой" гроб. Цена на картины сразу подскочила и художники смогли добиться своей цели - получить за свои картины реальную цену при жизни.

Французский реализм связан прежде всего с именами Стендаля и Бальзака, и это исторически справедливо. Однако нельзя забывать, что у них были талантливые предшественники, в произведениях которых реалистические принципы письма обозначились весьма определенно. Речь идет о поэте Пьере-Жане Беранже, получившем широкую известность своими песнями, и прозаике Поле-Луи Курье, знаменитом памфлетисте, возвратившем французскому языку, по словам Стендаля, «прежнюю простоту». Песни Беранже и памфлеты Курье способствовали выработке реалистической поэтики. Эту же цель преследовали бытовые, нравоописательные и «физиологические» очерки, явившиеся массовой школой французского реализма.

В первой половине XIX века на литературной арене Франции появляются великие писатели, принесшие ей мировую славу: Фредерик Стендаль (псевдоним Анри-Мари Бейля; 1783- 1842), Оноре де Бальзак (настоящая фамилия -Бальса; 1799- 1850) и Проспер Мериме (1803-1870).

Стендаль (романы «Армане», «Красное и черное», «Пармская обитель», «Люсьен Левен», «Ламьель», повесть «Воспоминания эгоиста», новелла «Ванина Ванини», книги «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция», «О любви», «Жизнь Россини», «Расин и Шекспир» и другие сочинения) был создателем реалистического психологического романа. В этом была его главная заслуга, мимо которой не прошло мировое литературное движение.

Стендаль был демократом, который искал причины явлений в окружающей действительности. Он питал исключительный интерес к человеческому уму и его связям с чувствами. Стендаль привык думать, что в основе всех действий человека лежит личное, эгоистическое желание, которое, однако, должно быть подчинено нравственному чувству. Огромное значение он придавал воле и считал ее одной из главных сил личности.

В художественных произведениях Стендаль в отличие от других реалистов, в частности от Бальзака, делает более сильный акцент на внутреннем мире человека, чем на обществе и на внешнем окружении героя. Человек привлекает его не столько как социальный продукт, сколько жизнью своего сознания. Но все же Стендаль не отказывается от социально-исторического детерминизма. Так, окружая Пьетро, героя новеллы «Ванина Ванини», романтическим ореолом, Стендаль мотивирует его страстность национальностью (итальянец), особой ролью религии в его сознании (после поражения он, патриот, чувствует себя наказанным и прибегает к помощи религии), социальным чувством, повелевающим ему предпочесть любви женщины любовь к родине. Излагая принципы творчества, Стендаль пользуется своим опытом и черпает изображенные им характеры из числа людей, которые ему знакомы: «Я беру одного из людей, которых я знал, и говорю себе: этот человек приобрел определенные привычки, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем я придаю ему немного более ума». Стендаль считал, что человеком (а во многом и обществом) управляют страсти. Главнейшая из них - любовь, ставшая центром его художественного интереса.

Стендаль выделяет четыре любовные страсти («О любви»): «страсть-любовь», «страсть-честолюбие», «страсть-влечение», «страсть физическую». Преимущественное внимание уделяется двум первым, из них «страсть-любовь» - истинная и вечная, а «страсть-честолюбие» - лицемерная и рожденная XIX веком.

Психологизм Стендаля строится на контрасте «страсти-любви» и «страсти-честолюбия», с одной стороны, и на контрасте страстей и разума - с другой. Герой Стендаля, как впоследствии Печорин у Лермонтова, замечает, что в нем в одном лице словно бы существуют два: один живет и действует, а другой за ним наблюдает. Из опыта созерцания писатель делает важный вывод: «У души есть только состояния, у нее нет устойчивых свойств». Наиболее глубоким способом выявления внутреннего мира, жизни души служит внутренний монолог, свойственный всем основным героям писателя - Жюльену Сорелю, Люсьену Левену, Фабрицио дель Донго и др.

В душевной жизни Стендаля интересует движение мысли, поскольку страсти пронизаны рациональным началом. Писатель останавливается перед исследованием душевных состояний, лишь указывая на них. Однако поступки героев всегда изображаются им в совокупности с реакциями на них, и это дает представление о бесконечной индивидуальности разумного и чувственного опыта людей.

Французский реализм.

Реализм 30-40х годов

Реализм - это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателœей-реалистов. Οʜᴎ обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целœенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30- 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную ʼʼЧеловеческую комедиюʼʼ; Виктор Гюго - ʼʼСобор Парижской богоматериʼʼ, ʼʼДевяносто третий годʼʼ, ʼʼОтверженныеʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Гюстав Флобер - ʼʼГоспожа Бовариʼʼ, ʼʼВоспитание чувствʼʼ, ʼʼСаламбоʼʼ Проспер Меримо - мастер новелл ʼʼМатео Фальконеʼʼ, ʼʼКоломбаʼʼ, ʼʼКарменʼʼ, автор пьес, исторических хроник ʼʼХроника времен Карла10ʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
В 30 - 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения ʼʼДомби и сынʼʼ, ʼʼТяжелые временаʼʼ, ʼʼБольшие ожиданияʼʼ, являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе ʼʼЯрмарка тщеславияʼʼ, в историческом произведении ʼʼИстория Генри Эсмондаʼʼ, сборнике сатирических эссе ʼʼКнига снобовʼʼ, образно показал пороки, присущие буржуазному обществу. В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всœего произведения, норвежских писателœей: Генриха Ибсена - драмы ʼʼКукольный домʼʼ (ʼʼНораʼʼ), ʼʼПриведенияʼʼ, ʼʼВраг народаʼʼ призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы ʼʼБанкротствоʼʼ, ʼʼСвыше наших силʼʼ, и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы ʼʼГолодʼʼ, ʼʼМистерииʼʼ, ʼʼПанʼʼ, ʼʼВикторияʼʼ, в которых изображен бунт личности против обывательской среды.

Революция 1789ᴦ., время острой политической борьбы. Во Франции меняется пять политических режимов:1.)1795 – 1799 период Директории, 2.) 1799 – 1804 период консульства Наполеона. 3) 1804 – 1814 – период наполеоновской империи и войн.4) 1815 – 1830 – период реставрации.5) 1830 – 1848 период июльской монархии, 6)революция 1848, укрепление буржуа. Реализм во Франции оформился теоретически и слово. Литература делится на два этапа: Бальзаковский и флоберовский. I) 30 –года под реализмом подразумевается воспроизведение различных явлений природы. 40-е, реализм – установка изображения современной жизни, основанное не только на воображении, но и на непосредственном наблюдении. Черты: 1) анализ жизни, 2) утверждается принцип типизации3) принцип циклизации4)ориентация на науку5)проявление психологизма. Ведущий жанр – роман. II) 50е перелом в понятии реализм, что было связанно с живописным творчеством Курбе, он и Шанфлери сформулировал новую программу. Проза, искренность, объективность в наблюдаемом.

БЕРАНЖЕ Пьер-Жан - французский поэт-песенник. Первыми значительными произведениями Б. в данном роде являются его памфлеты на Наполеона I: ʼʼКороль Иветоʼʼ , ʼʼПолитический трактатʼʼ . Но расцвет сатиры Б. падает на эпоху реставрации . Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Б. длинный ряд песен, памфлетов, в к-рых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, к-рые сам Б. называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в эпоху Б. революционную роль, впоследствии окончательно перешедшую к пролетариату. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Б. утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной, связанной с народными массами. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по крайне важно сти связанной с насилием (ʼʼИдеяʼʼ, ʼʼМысльʼʼ). В одной из песен этого цикла Б. называет своих учителœей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье . Перед нами таким образом последователь утопического домарксова социализма. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник навлекает на Б. судебное преследование, оканчивающееся трехмесячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвертый сборник имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на данный раз на 9 месяцев. При всœем том участие Б. в политической жизни в собственном смысле слова (если не касаться революционного действия песен) выливалось в довольно умеренные формы, напр.
Размещено на реф.рф
в виде поддержки либералов в революции 1830. В последние годы Б. отошел от общественной жизни, посœелившись под Парижем, перешел в своем творчестве от мотивов политических к социальным, разрабатывая их в духе народничества (ʼʼРыжая Жаннаʼʼ, ʼʼБродягаʼʼ, ʼʼЖакʼʼ и др.).

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honoré de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Попытка сколотить состояние на издательско-типографском делœе (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан . Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни , несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч ,в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы . В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста͵ однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия. В 1834 у Бальзака возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всœеобщих взаимозависимостей в мире, Бальзак задумал всœеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека.Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современные Бальзаку естественно-научные теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5)сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр.
Размещено на реф.рф
соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую комедию" вошло 90 произведений. Бальзак б ыл первым великим писателœем, уделившим пристальное внимание материальному фону и ʼʼобликуʼʼ своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Гобсек 1830), в Неведомым шедевр (1831), Евгения Гранде , Письма к незнакомке о любви к польской графинœе.

Тема урока: Критический реализм во французской живописи 19 века.

Цель : Познакомить учащихся с представлением о критическом реализме, проанализировать творчество наиболее ярких представителей этого художественного направления в изобразительном искусстве

XIX века: Оноре Домье, Гюстава Курбе, Жана Франсуа Милле.

Выяснить, на что хотели обратить внимание общества художники – реалисты своими картинами.

Доказать, что реалистическое искусство стремившееся к точному отображению окружающего, невольно обличало буржуазную действительность

Научиться понимать произведения искусства и передавать свои о них впечатления.

Оборудование урока: мультимедийная установка;

Репродукции картин Домье:

Репродукции картин Милле:

Репродукции картины Курбе

Вводное слово учителя

Грохотом пушек и дымом сражений начался во Франции XIX век.

Искусство каждой эпохи и страны теснейшим образом связано с историческими условиями, особенностями и уровнем развития того или иного народа. Оно обусловлено политико-экономическими, религиозно-философскими учениями и отражает насущные проблемы жизни общества. В то же время искусство живет и развивается по своим собственным законам, решает свои, художественные задачи, объединяясь в различные направления. Некоторые из них мы уже изучили. А на этом уроке познакомимся ещё с одним художественным направлением в изобразительном искусстве и проанализируем творчество наиболее ярких представителей этого направления.

А сейчас посмотрите на таблицу и определите, какое направление в искусстве описано в каждой из колонок.

Классицизму, с его культом разума и идеей долга перед государством, противопоставил стремление к безграничной свободе личности и её духовному самосовершенствованию.

Учитель. Посмотрите на картины и определите, к какому из известных вам течений они относятся и кто автор этих картин.

Слайды

    Никола Пуссен. (классицизм)

    « Танец под музыку времени».

2.Эжен Делакруа. (романтизм)

    «Гамлет и Гораций на кладбище» 1839г.

    «Охота на львов в Марокко». 1854г.

3.Теодор Жерико (романтизм)

    «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущей в атаку» 1812.Лувр. Париж.

    «Плот «Медузы»»

Учитель. Следующее задание на самоконтроль. Соотнесите соответствие между элементами данной картины.

Учитель.

А теперь проверьте свои ответы и скажите, сколько ошибок вы допустили.

Ответы. А) 2

Б) 4

В) 1,3

Г) 5

Учитель . Ребята, мы познакомились с творчеством представителей романтизма. Чьё творчество вам больше всего запомнилось и понравилось?

Примерные ответы учащихся.

    А.Дюма

    В.Гюго

    Женщины-писательницы

    Ч.Диккенс

    Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ».

Учитель. А теперь посмотрите на эти картины и скажите, к какому известному вам художественному стилю они относятся?

Слайд. Картины Жана Франсуа Милле. (Реализм)

Анализ картин.

«Чесальщица шерсти»

«Крестьянин разбрасывает сено»

«Землекопы»

(На картинах показан без прикрас тяжелый физический труд).

Учитель. Если классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, то художники, с творчеством которых мы сегодня познакомимся, сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Именно они своим творчеством ознаменовали появление нового направления в искусстве – реализма.

Определение записываем в третью колонку таблицы.

Слайд. Реализм.

Стиль в искусстве, ставящий перед собой задачу дать наиболее полное, адекватное отражение действительности.

Как вы думаете, от какого слова произошло это название? (реальный, настоящий)

Учитель. Ребята, скажите, какое общество приходит на смену традиционному обществу? (Индустриальное общество).

Учитель. Этот процесс был мирным? (Он сопровождался войнами, революциями, восстаниями)

Учитель. Это было время изменения социального состава общества и острых противоречий между различными его слоями, время формирования новых ценностей общества. В этом изменившемся мире романтический герой не находит своего места. Реалисты рассматривают своих героев как порождение общества, в котором столько уродливых тайных и явных пороков. И своему искусству художники отводили роль критика этого общества. Поэтому это новое творческое направление ещё называют критическим реализмом.

Крупнейшими представителями реализма во Франции являются Гюстав Курбе, Оноре Домье, Фердинанд Милле.

История реализма как направления в искусстве связана с пейзажной живописью Франции, с так называемой барбизонской школой. Барбизон - деревня, куда съезжались художники для написания сельских пейзажей. Они открыли красоту природы Франции, красоту труда крестьян, что явилось освоением реальности и стало новизной в искусстве.

Ключевой фигурой во французском реалистическом искусстве, бесспорно, является Гюстав Курбе.

Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Курбе.

(Гюстав Курбе родился 10 июня 1819 г. в небольшом городке Орнане, на границе со Швейцарией.

Однако систематического художественного образования Курбе не получил. С 1839 г. юноша жил в Париже, копировал картины старых мастеров в Лувре.

В 1848 году во Франции произошла буржуазно-демократическая революция, свергнувшая буржуазную Июльскую монархию и установившая. Вторую республику (1848-52 гг.). Курбе принял сторону восставших, хотя и не участвовал в боевых действиях. В том же году в Салоне Курбе выставил сразу десять своих картин, которые были встречены весьма благосклонно.

Революционные события 1848 г., свидетелем которых был Курбе, во многом предопределили демократическую направленность его творчества

Стремление раскрыть поэзию повседневной жизни и природы французской провинции приводит Курбе к созданию монументальных, проникнутых реалистическим пафосом полотен

В 1871 г. во время Парижской Коммуны Курбе возглавлял комитет, постановивший снести Вандомскую колонну как символ монархии. Вандомская колонна была сооружена в честь победы .

После падения Коммуны Курбе был арестован и приговорен к тюремному заключению. Художник был вынужден бежать из Франции. Последние годы жизни он провел в Швейцарии. Умер Курбе 31 декабря 1877)

Учитель. Наступил момент познакомиться с картинами этого художника.

Слайд. Гюстав Курбе.
1. Дробильщики камней.

Учитель. Что мы видим на картине. Какие персонажи?

Примерное описание картины.

(На одной стороне картины изображен старик, он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани вся в заплатах, из когда- то голубых порванных носков и лопнувшей снизу обуви торчат пятки. В таких же лохмотьях изображен и его юный напарник. Ему очень тяжело, это видно по его позе. Эта картина является олицетворением нищеты)

2. Полотно «Похороны в Оране» без сомнения принадлежит к числу самых выдающихся работ Курбе. Главное в картине – отношение к происходящему. Как люди изображенные на картине, относятся к церемонии погребения?

(Священник монотонно читает молитву, Могильщик, для которого похороны – повседневная работа, повернул голову к священнику, словно вопрошая: когда же ты кончишь говорить? Единственные, кому не безразлично происходящее, - старики, участники Великой Французской революции. Это видно по лицам, всецело поглощенным думами о жизненном пути своего товарища. Сражаясь за республику, эти старики знали, ради каких идеалов стоит жить, поэтому смерть не страшна, если жизнь прожита достойно. И художник сознательно, в композиции,

сделал акцент именно на них).

Учитель. В 1849 году в Барбизоне поселился Жан Франсуа Милле. Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Милле.

(Он родился в Нормандии. Живописи учился в Париже. Сначала писал портреты, потом обратился к пейзажу и стал подлинным поэтом сельской Франции. Он рисовал крестьян, которые засевают поле, рубят дрова или делают бочки. Одним из любимых персонажей Милле стала крестьянка, кормящая ребенка кашей, пасущая гусей или несущая тяжелую вязанку хвороста.)

Учитель. Так почему же Жан Франсуа Милле в своем творчестве изображал сельских тружеников? Давайте познакомимся с некоторыми его картинами и тогда мы сможем ответить на этот вопрос.

Учитель. В письме своему другу Милле писал: «Вы сидите под деревьями, испытывая, приятное чувство покоя… и вдруг вы замечаете, что на тропинку выходит несчастная фигура, нагруженная вязанкой хвороста. Неожиданность появления этой фигуры всегда вас поражает и мгновенно направляет мысль на печальный удел человечества – усталость».

Одна из лучших картин Милле, гордость Лувра, изображает собирательниц колосьев.

Кого Милле изобразил на этой картине?

(Бедных женщин, которых пускали на уже сжатое поле собирать оставшиеся на нем колосья. На фоне уходящей к горизонту равнины в плавном, медленном ритме они наклоняются и распрямляются. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Используемые тона дают ощущение глубины, делая фигуры объемными. Без этого изображение выглядело бы плоским.

Учитель. Ещё одна прославленная эти художником картина «Человек с мотыгой».

Кто изображен на этой картине?

Милле изобразил наёмного рабочего, подавленного и искалеченного непосильным трудом. Крупная одинокая фигура на фоне все того же бескрайнего поля обладала монументальностью и делала картину почти символической. Официальный критик писал: «Вообразите чудище без черепа, с потухшим взглядом, с оскалом идиота, стоящее криво, как огородное пугало, среди поля. Никакой свет интеллекта не очеловечивает этого дикаря на отдыхе. Что он собирается делать – работать или убивать?» Милле защищался от обвинений, объясняя, что он тоже не слеп к красоте природы: «Я очень хорошо вижу ореолы одуванчиков и солнце, стоящее очень высоко над землей, царящее в облаках. Но не хуже я вижу и дымящуюся равнину, работающих лошадей и на каменистом участке земли, измученного человека, хриплое дыхание которого слышится с утра, который пытается распрямиться на мгновение, чтобы вздохнуть. Драма совершается среди совершенства окружающего мира»

Учитель Милле любил природу и говорил про себя: «Я родился крестьянином, крестьянином и умру»

Какова основная тема работ Милле?

(Художник изображает крестьян, доведенных до полного физического истощения).

Учитель . Слова «покой» и «тишина» как нельзя лучше характеризуют картины Милле. На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. Художник говорил, что «обращается к обыденному, чтобы выразить возвышенное».

Его живопись, прежде всего, выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в Жан Франсуа Милле нашел свое призвание в изображении картин сельского быта. Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Учитель. Исторические события, происходившие во Франции начиная с революции 1830 г. и кончая Парижской коммуной, франко-прусской войной, нашли отражение в творчестве художника Оноре Домье.

Выступление учащегося с опережающим заданием о творчестве Оноре Домье.

(Жизнь Домье пришлась на одну из самых бурных страниц истории Франции: в трех революциях - 1830, 1848 и 1870 года - нация отстаивала свое право на Свободу, Равенство и Братство. Однако лишь после посмертных выставок Домье был признан выдающимся живописцем. В картинах он изображал свой любимый Париж, его скромных обитателей, которые ходят по улицам пешком, а не ездят в каретах, в театре теснятся на галерке, в поездах заполняют вагоны третьего класса. Они купаются в Сене прямо с набережных и тут же полощут белье, толпятся у витрин или сбегаются поглазеть на бродячих комедиантов. Но, если их заденут за живое, если власти слишком нагло начинают давить на их права, они, не задумываясь, начинают строить баррикады)

Слайд. « Вагон третьего класса»

Учитель. В «Вагоне 3-го класса» (1863-1865, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) Домье предстает как бы одним из пассажиров. Он всматривается в лица, воспринимая бытие каждого человека как особый мир, и пытается понять его. Поэтому так выразительно лицо старой женщины на переднем плане, ушедшей в воспоминания; задумчиво смотрит молодая мать на спящее у нее на руках дитя и т. д.

Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В людях, тяжелым трудом зарабатывающих свой хлеб, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Таков цикл «Прачки» (1850-1860). Домье жил на набережной острова Сен-Луи, и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы. Какие чувства вызывает эта картина у вас? К чему привлекает внимание общества художник этой картиной?

Ответы учащихся

Слайд «Прачки»

Последние годы жизни мастера отданы в основном, живописи, которая приобретает более глубокий философский смысл. В течение многих лет художника влечет тема «Рыцаря печального образа». Какого литературного героя называют рыцарем печального образа. Кто написал произведение о подвигах Дон Кихота? (Мигель Сервантес). Что искал и какие поступки совершал Дон Кихот, скитаясь по земле? (Искал добро и справедливость. Помогал униженным и обездоленным людям)

Целая серия картин посвящена Дон Кихоту и Санчо Пансе. Почему Домье обратился именно к этому литературному герою? (Отсутствие сострадания к людям, мало людей, которые бескорыстно совершают благородные поступки)

Цикл, посвященный героям романа Сервантеса, - это не иллюстрация общеизвестных сюжетов, а философские раздумья о жизни, о роли художника. Возможно, Домье не раз приходила в голову мысль: надо быть Дон Кихотом, чтобы верить в то, что средствами искусства можно победить силы зла, а ведь именно этим художники - реалисты занимались всю жизнь.

Подведение итогов.

Учитель.

    Ребята, назовите имена художников, с чьим творчеством мы сегодня познакомились

(Гюстав Курбе, Жан Франсуа Милле, Оноре Домье)

    К какому художественному стилю относится творчество этих художников? (к реализму)

    Почему? Потому, что эти художники сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами.

Художники ставили перед собой задачу наиболее полно отразить действительность.

Д/З. &7 стр.53-56.Описывая сюжеты картин, подготовить сравнительный анализ известных вам художественных направлений в искусстве.