"Молодёжный театр на Таганке, созданный Юрием Любимовым, продолжает традиции революционного театра - традиции Маяковского, "Синей блузы", Всеволода Мейерхольда, Бертольта Брехта. Тонкий психологический диалог, театр теней, кинематограф, пантомима, эстрада, игра света - всё слилось в необыкновенном сплаве, раскалённом энтузиазмом молодых артистов. Он очень молод, этот театр. Он делает лишь первые шаги. Но эти шаги решительные. И пусть они твёрдо звучат в нашем искустве!"
Александр Свободин, театральный критик
"Кругозор" № 6 1965 г.

Московский театр драмы и комедии был основан в 1946 году, главным режиссёром стал Александр Плотников, а труппу составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Первой премьерой нового коллектива стал спектакль «Народ бессмертен» по роману Василия Гроссмана. Театру было предоставлено помещение бывшего электротеатра (кинотеатра) "Вулкан" 1911 года постройки (архитектор Г.А.Гельрих). Собственно кинематограф существовал там только до революции, а в 1920-1930-е годы этот зал стал театральной площадкой.

1915 год:

В начале 60-х годов Театр драмы и комедии оказался одним из наименее посещаемых театров столицы, - в январе 1964 года Плотникову пришлось уйти в отставку, должность главного режиссёра доверили Юрию Любимову, в то время более известному как актёр Театра имени Вахтангова и педагог училища имени Щукина.

В театр Любимов пришёл со своими учениками по Щукинскому училищу и их дипломным спектаклем - «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б.Брехта. Спектакль стал дебютом на профессиональной сцене для Зинаиды Славиной, Аллы Демидовой, Бориса Хмельницкого, Анатолия Васильева. Любимов значительно обновил труппу, произведя дополнительный набор молодых артистов, - в театр были зачислены Валерий Золотухин, Инна Ульянова, Вениамин Смехов, Николай Губенко, Владимир Высоцкий, а в конце 60-х - Леонид Филатов, Феликс Антипов, Иван Бортник, Виталий Шаповалов.

Под руководством Любимова Театр драмы и комедии на Таганке сразу же приобрел репутацию самого авангардного театра страны. Как ранний «Современник», театр обходился без занавеса и почти не использовал декорации, заменяя их различными сценическими констукциями. В спектаклях активно применялись пантомима, теневой театр, по-брехтовски использовалась музыка. Само название театра со временем стало короче: Театр на Таганке.

На некоторые спектакли практически невозможно было купить билет, рассказывают, что театралы с вечера занимали очередь в кассу. В репертуаре театра в первые годы были поэтические представления «Товарищ, верь…» (по А.Пушкину), «Послушайте!» (по В.Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е.Евтушенко), драматические постановки "Десять дней, которые потрясли мир" (Дж.Рида), «Мать» М.Горького, «Что делать?» Н.Чернышевского, «…А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Дом на набережной» Ю.Трифонова.

1966-1970 гг.:

1967-1970 гг.:

Народ на таганские спектакли ломился, а вот идиллические отношения между художником и чиновником быстро сошли на нет. Главный режиссёр Юрий Любимов не собирался прогибаться и власть употребила силу: новые спектакли не разрешали, гастроли отменяли. Помимо претензий к репертуару искусствоведам в штатском не нравилось участие в спектаклях Владимира Высоцкого - поэта, исполняющего под гитару собственные песни весьма сомнительного содержания. Хотя сам Высоцкий скромно отвечал в интервью, что "без Театра на Таганке не было бы Высоцкого", он был краеугольным камнем в любимовской постройке, исполнителем главных ролей в лучших спектаклях: "Гамлет", "Вишнёвый сад", "Жизнь Галилея", "Пугачёв" и других. Несмотря на все трудности, 1960-1970-е годы стали золотым веком Таганки.

В начале 1970-х было принято решение о реконструкции театра. Архитектор Александр Анисимов проделал большую работу над эскизами, учитывая пожелания Юрия Любимова. Хотя стройка началась в 1972 году, открылся новый театральный зал только в апреле 1980 года. Причиной долгостроя послужили и недостаток финансирования, и нехватка стройматериалов, и корректировка планов Любимовым. В итоге удалось сохранить и старый театр, и пристроить к нему здание из красного кирпича с новой сценой. Любимов как будто предчувствовал, что в театре позднее начнутся скандалы и труппа разделится надвое. А пока Высоцкий пел про кирпичики, которые "напоминают всем казённый дом".

1987 год:

После смерти Высоцкого театр переживал смутные времена, его словно преследовал злой рок. Таганку 1980-х годов кто-то из артистов назвал "террариумом единомышленников". Юрий Любимов конфликтовал с властями и в 1984 году был лишён советского гражданства. Труппа Таганки ждала его возвращения и бойкотировала известного режиссёра Анатолия Эфроса, которого назначили вместо Любимова. В 1987-1989 годах театром руководил Николай Губенко, способствоваший возвращению Юрия Любимова на Родину. Но и здесь не обошлось без конфликтов, в 1992 году театр разделился на любимовский "Театр на Таганке" (старая сцена) и губенковское "Содружество актёров Таганки" (новая сцена).

В Нижнем Таганском тупике в 1990-е годы открылся Музей Высоцкого, а позднее и клуб "Высоцкий".

История театра началась в 1911 году, когда на Таганке открылся электротеатр немого кино «Вулкан». До 1964 года в разное время здесь находились филиал Малого театра, Театр Сафонова, Московский театр комедии и драмы.

В 1964 году главным режиссёром был назначен Юрий Любимов - реформатор русского театра.

Юрий Петрович обновил труппу и привел молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знамениты х артистов. Спектакли Любимова сделали Таганку одним из главных театров страны, «глотком свободы» для советских граждан. Некоторые из них, в том числе «Добрый человек из Сезуана», « Мастер и Маргарита» и «Тартюф» - есть в репертуаре по сей день.

В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за границу. Главным режиссёром стал Анатолий Эфрос. Он поставил несколько спектаклей, среди которых - «У войны не женское лицо», «На дне» и «Мизантроп». Спустя 5 лет Любимов вернулся к руководству, но вскоре произошел раскол, и часть труппы организовала новый театр - «Содружество актеров Таганки».

В 2011 году Юрий Петрович покинул театр, и Таганку возглавил Валерий Золотухин. При нем было выпущено 6 премьерных спектаклей, некоторые из которых — «Венецианские близнецы», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Нет лет» — можно увидеть на сцене театра и сегодня.

В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. На Таганке стартовала лаборатория «Репетиции» - проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссёров, а репертуар пополнился спектаклями «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. В 2018 году Максим Диденко - один из самых востребованных российских режиссеров - представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого, а иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три «Золотые Маски» — первые в истории театра.

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

Тот самый театр, где когда-то работал Высоцкий, и где начинал свою большую карьеру Золотухин. Театр, начинавший свою работу не с постановок драмы, а с инсценировок поэтических произведений Пушкина и Маяковского. Театр драмы и комедии, театр на Таганке. Об истории знаменитого московского театра расскажет сегодня сайт.

Театр драмы и комедии

Театр на Таганке был создан в 1946 году, почти сразу после окончания войны. В то время главным режиссером назначили Александра Плотникова, который предложил для премьерного спектакля «Народ бессмертен» по мотивам романа Василия Гроссмана. Труппу набрали быстро — из учеников московских театральных студий и различных театров помельче.

Театр на Таганке был создан почти сразу после окончания войны


Правда, дело как-то не задалось: театр не пользовался популярностью у зрителей. К 1964 году ситуация сложилась настолько плохая, что Театр драмы и комедии имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости театром. Именно тогда главным режиссером назначили Юрия Любимова, в то время актера театра имени Вахтангова, который и сделал театр на Таганке таким, каким мы его знаем и любим.

Театр на Таганке

Дебют Любимова

Дебютной постановкой Любимова в качестве режиссера на сцене театра на Таганке был спектакль по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставший настоящим символом театра и сохранившийся в репертуаре и по сей день. Это была дипломная постановка его учеников по Щукинскому училищу, которых он и привел с собой в труппу. Следующие спектакли только подкрепили успех Любимова. Одними из самых известных были «Десять дней, что потрясли мир» по Риду, «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Деревянные кони» и «Мастер и Маргарита».


Юрий Любимов, знаменитый режиссер тетра на Таганке

Брехт в основе Таганки

Вообще, Любимов был поклонником идей «эпического театра» Брехта. Немецкого драматурга он ставил в один ряд с такими знаменитыми писателями как Шекспир и Мольер. Взойдя на режиссерский трон, Любимов повесил в фойе театра портреты «трех столпов театра»: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Правда, райком партии настойчиво порекомендовал ему добавить к этой троице еще и Станиславского.

Юрий Любимов был поклонником идей «эпического театра»


Кстати, именно Любимов добавил к названию «Театра драмы и комедии» знаменитое «на Таганке», которое с легкой руки московских театралов быстро превратилось в просто «Таганку». Любимов перевернул все с ног на голову не только в области репертуара, но и относительно декораций. При нем довольно консервативный театр на Таганке стал самым авангардным театром страны. Театр обходился почти без занавеса и декораций, применяли пантомиму и теневой театр. Спустя 10 лет театр стал самым посещаемым в Москве.



Выставка в фойе театра

Поэзия и проза: новое видение

Любимов привнес в работу театра новые идеи. Например, слова на сцене перестали иметь такой большой смыл, на передний план вышли музыка, пени и движение. Первым спектаклем, основанном на стихах, стали «Антимиры» по Вознесенскому. На сцене появлялись Чехов и Брехт, Пушкин и Маяковский, Булгаков, Пастернак и Достоевский, здесь встречались Серебряный век и стихи военной поры. Все это органично уживалось в авангардном театре на Таганке.

Высоцкий за «Гамлета» получил гран-при на фестивале «БИТЕФ»


На сцене работали знаменитые актеры, в том числе Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Зинаида Славина, Алла Демидова и сам Владимир Высоцкий! Он был по-настоящему скандальной личностью, например, многие критики отмечали, что знаменитый монолог Хлопуши из «Пугачева» по Есенину он исполнял за гранью физических возможностей человека. А в 1976 на театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» с Высоцким в главной роли получил гран-при. В 80-х в честь артиста был поставлен спектакль, названный его именем, но он вскоре был запрещен.



Владимир Высоцкий в знаменитой роли Гамлета

Разлука и раскол

Из-за необычного взгляда на принципы театрального искусства у Любимова не прекращались проблемы с советской властью. Закончилось все тем, что в 1984 режиссер был вынужден покинуть страну и разлучиться с любимым театром. Полоса отчуждения длилась 5 лет, и жизнь театра на Таганке разделилась на «до» и «после».

Из-за проблем с советской властью Любимов покинул страну на 5 лет


Все это время на посту режиссера находился Эфрос, чье творческое видение в корне расходилось с точкой зрения Любимова. В начале перестройки Любимову позволили вернуться, и он с новыми силами принялся возрождать свое любимое детище. Именно благодаря нему на сцене Таганки появились знаменитые спектакли «Живой», Владимир Высоцкий" и «Борис Годунов», которые были запрещены. Поставил он и новые спектакли: «Самоубийца», «Электра», «Евгений Онегин».



Спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра на Таганке

В 1992 труппа театра раскололась надвое, и от Таганки отделилась группа, назвавшая себя «Содружество театров Таганки», которая под руководством Николая Губенко заняла новое здание театра на Таганке. Но это не сломило железную волю Любимова: он продолжил творческую работу, взялся за «Фауста» и даже поэзию обэриутов.

Юрий Любимов покинул пост руководителя театра на Таганке в 2011 году


В 2011 Юрий Любимов все-таки покинул пост руководителя театра, и бразды правления перешли к Валерию Золотухину. Но из-за плохого здоровья Золотухин тоже был вынужден отказаться, и через полтора года новым директором был назначен Владимир Флейшер.

В здании на углу земляного Вала и Верхней Радищевской улиц расположился удивительный . Он успешно пережил испытание и славой, и расколом, и сегодня продолжает отстаивать право на собственное видение и прочтение, бережно храня традиции своего режиссера-основателя – Юрия Любимова. Спектакли «Таганки» выделяются яркими личностями актеров, азартной и интеллектуальной игрой, использованием в постановках всей палитры искусств: музыки, танца, цирка.

Официально театр был основан в 1946 г. и пережил свое второе рождение в 1964 г. с приходом легендарного режиссера – Юрия Любимова. В те годы Москва переживала настоящий всплеск в культурной жизни — в столице появилась целая плеяда молодых амбициозных актеров, радовавших зрителей новыми постановками. Но даже на этом фоне «Таганке» удалось сразу же громко заявить о себе: первый спектакль Ю. Любимова, «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта, моментально прославил театр и собирает аншлаги до сих пор. В театре по-прежнему царит восхищение прошлым «Таганки», где играли легендарные Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и где выходили лучшие спектакли того времени.

Эпоха Любимова и Высоцкого

Театр на Таганке возродил традиции Вахтангова и Мейерхольда. Его смелые спектакли наполняло ощущение творческой свободы: они всегда отличались новаторским подходом и злободневностью прочтения художественного произведения. Юрий Любимов, знакомый с системами Е. Вахтангова и , объединил в своем творчестве эти концепции и внедрил в них элементы эпического театра Брехта. Зритель активно вовлекался в происходящее на сцене, ощущая себя полноправным участником действия.

Большинство спектаклей шли без занавеса, в минималистических декорациях с применением сложных технических конструкций. Над ними работали ведущие художники страны: С. Бархин, Д. Боровский, Э. Кочергин, Э. Стенберг. Вместе с Юрием Любимовым они создавали историю «Таганки», выпуская резонансные спектакли — «Герой нашего времени» (по ), «Антимиры» (по А. А. Вознесенскому), «Мастер и Маргарита» (по М. А. Булгакову), запрещенный цензурой «Живой» (по Б. П. Можаеву) и многие другие.

Актеры «Таганки», яркие и многогранные, демонстрировали самые разные таланты: превосходное вокальное мастерство, пластика, пантомима; в некоторых постановках задействовался даже театр теней. Многие из них дебютировали на этой сцене и получили народное признание и славу: Алла Демидова, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и др. Но, пожалуй, одной из самых ярких звезд театра был Владимир Высоцкий. Каждая его роль становилась настоящим событием в культурной жизни Москвы; спектакли с его участием собирали неимоверные аншлаги с длинными очередями за «лишним билетиком». В 1971 г. на всю страну прогремел «Гамлет» в постановке Любимова с Владимиром Высоцким в главной роли, Аллой Демидовой в роли Гертруды и Вениамином Смеховым в роли Клавдия.

Раскол и поиски нового пути

Здание театра

Здание театра было перестроено из кинотеатра «Вулкан», одного из первых в Москве. В 70-е - 80-е годы XX века театр был реконструирован. За эту работу авторы проекта - архитекторы А. Анисимов, Ю. Гнедовский, и др. - получили Государственную премию СССР и премию Международной Академии архитектуры. В наше время в театре три зала со сценами на 800, 500 и 150 мест. Основная сцена представляет собой трансформируемый зал. В 2015 г. рядом с театром появилась улица Высоцкого, на которой в доме № 3 расположился Государственный культурный центр «Музей В. С. Высоцкого».

2016-2019 moscovery.com