Сочинение на тему «Кто виноват в смерти Бэлы?» М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени»

Произведение Лермонтова «Герой нашего времени» — это весьма противоречивый роман, в котором так много трагичного и печального. Каждая глава наполнена трагичными событиями, и первой жертвой ошибок Печорина стала девушка Бэла. Она черкесская княжна, она не похожа на тех, кого раньше встречал главный герой. Он не является кокеткой как многие леди, она больше похожа на своевольную дикарку. Именно это интригует и влечет Печорина к девушке.
Главный герой просит брата Белы совершить похищение девушки для него. Но горная княжна не готова терпеть такую наглость. После похищения она становится замкнутой и агрессивной. Бэла была насильственно вырвана из ее привычного окружения, из родных краев. Попытки Печорина расположить девушку к себе не увенчиваются успехом. Но отказы девушки еще больше раззадоривают главного героя, ему становится все интереснее покорить горную красавицу. Настойчивость Печорина и его харизма спустя время все же помогают растопить сердце девушки.
Шаг за шагом Печорин располагает красавицу к себе, и герои обретают краткое счастье. Но в тихую гавань влюбленных было суждено вместить урагану. Печорин переоценил серьезность своих намерений. Ему больше не интересна Бэла, он находит ее скучной. Дикарство девушки надоело ему столь быстро, как и кокетство цивилизованных красавиц. Бэла перестала интересовать главного героя, как только открыла свои объятия истинной любви.
Во всей любовной истории прослеживается трагическое противоречие: Печорин был страстно влюблен в холодную Бэлу, и перестал интересоваться ей, как только девушка полюбила его. Такое несовпадение заканчивается трагедией для девушки. Нельзя однозначно ответить на вопрос, кто же виноват в смерти девушки. На мой взгляд, Печорин виноват в том, что осмелился разрушить мир Бэлы, не предложив ей свой мир. Он поступил импульсивно и не обдуманно, не размышляя о возможных последствиях своих действий. Но в то же время он не виновен в том, что его чувства прошли и он не хочет насильно быть с девушкой.
Но ведь Печорин был несчастен и поэтому так неистово пытался найти свой кусочек любви, которая помогла бы залечить старые раны. Но главный герой ведет себя подобным образом потому, что был поставлен в узкие рамки общества, он был гоним и не принят. Главный герой, под влиянием общества совершает ужасные поступки, ломая судьбы другим людям. Поэтому, на мой взгляд, в гибели Бэлы нельзя назвать лишь одного виновного.

На вопрос Виноват ли Печорин в гибели Беллы? Срочно надо сочинение!! ! Помогитее! Очень нужно до завтра! заданный автором Невроз лучший ответ это Печорин не виновен в гибели Бэлы, его вина лишь в том, что он отнял её у мужчины, который был в неё влюблён и не захотел смириться с потерей любимой женщины. В гибели Бэлы виновен только Казбич.
…Понимая, что скрыться от преследователей не удастся, Казбич кинжалом ранил Бэлу. «Такой злодей: хоть бы в сердце ударил - ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину... самый разбойничий удар!» Печорин напрасно целовал холодные губы Бэлы, ничто не могло привести ее в себя. Бэлу привезли в крепость, где ее осмотрел лекарь. На следующий день после ранения Бэла пришла в себя ночью стала бредить. Когда бред прошел, Бэла «начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой»… После долгих мучений, спустя два дня девушка умерла….После того как Бэла умерла, Максим Максимыч и Печорин выходят на крепостной вал: «...долго мы ходи¬ли взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия, хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся... У меня мороз пробежал по коже от этого смеха...» Бэлу похоронили за крепостью, у речки…Но Максим Максимович высказывает мысль о том, что хорошо, что Бэла умерла, потому что она бы не выдержала охлаждения Печорина к ней....
В предисловии к роману «Герой нашего времени» Лермонтов замечает: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоучения. Она не угадывает шутки, не чувствует иронии... Она еще не знает, что в порядочном обществе и в порядочной книге явная брань не может иметь места; что современная образованность изобрела орудие более острое, почти невидимое и тем не менее смертельное, которое под одеждою лести наносит неотразимый и верный удар... Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».
Новаторство Лермонтова в «Герое нашего времени» во многом определяется диалектическим подходом к «истории души человеческой», легшим в основу метода психологического реализма. Чтобы выявить процесс духовного искажения личности порочной средой, его типичность и неизбежность, писатель оттеняет формирующие характер моменты в жизни других персонажей романа, людей добрых и чистых сердцем. Максим Максимыч до глубины души потрясен равнодушием Печорина при встрече старых друзей после разлуки. Жестока была и Бэла, не замечая привязанности и преданности штабс-капитана...
Создавая крупным планом психологический портрет Печорина писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, а с другой - олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.
По выражению Белинского,
Бэла - «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе».
Печорин - «В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры... - противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека». «Это переходное состояние духа, в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет и в котором для человека есть только возможность чего-то действительного в будущем и совершенный призрак в настоящем. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии». «Нет, это не эгоизм! Эгоизм не страдает, не обвиняет себя, он доволен собой, рад себе. Страдание есть удел одной любви».

Смотрю: Печорин на скаку приложился из ружья… «Не стреляйте! – кричу я ему. – берегите заряд; мы и так его догоним». Уж эта молодежь! вечно некстати горячится… Но выстрел раздался, и пуля перебила заднюю ногу лошади: она сгоряча сделала еще прыжков десять, споткнулась и упала на колени; Казбич соскочил, и тогда мы увидели, что он держал на руках своих женщину, окутанную чадрою… Это была Бэла… бедная Бэла! Он что-то нам закричал по-своему и занес над нею кинжал… Медлить было нечего: я выстрелил, в свою очередь, наудачу; верно, пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опустил руку… Когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле нее Бэла; а Казбич, бросив ружье, по кустарникам, точно кошка, карабкался на утес; хотелось мне его снять оттуда – да не было заряда готового! Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле. Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями… Такой злодей; хоть бы в сердце ударил – ну, так уж и быть, одним разом все бы кончил, а то в спину… самый разбойничий удар! Она была без памяти. Мы изорвали чадру и перевязали рану как можно туже; напрасно Печорин целовал ее холодные губы – ничто не могло привести ее в себя.

Печорин сел верхом; я поднял ее с земли и кое-как посадил к нему на седло; он обхватил ее рукой, и мы поехали назад. После нескольких минут молчания Григорий Александрович сказал мне: «Послушайте, Максим Максимыч, мы этак ее не довезем живую». – «Правда!» – сказал я, и мы пустили лошадей во весь дух. Нас у ворот крепости ожидала толпа народа; осторожно перенесли мы раненую к Печорину и послали за лекарем. Он был хотя пьян, но пришел: осмотрел рану и объявил, что она больше дня жить не может; только он ошибся…

– Выздоровела? – спросил я у штабс-капитана, схватив его за руку и невольно обрадовавшись.

– Нет, – отвечал он, – а ошибся лекарь тем, что она еще два дня прожила.

– Да объясните мне, каким образом ее похитил Казбич?

– А вот как: несмотря на запрещение Печорина, она вышла из крепости к речке. Было, знаете, очень жарко; она села на камень и опустила ноги в воду. Вот Казбич подкрался, – цап-царап ее, зажал рот и потащил в кусты, а там вскочил на коня, да и тягу! Она между тем успела закричать, часовые всполошились, выстрелили, да мимо, а мы тут и подоспели.

– Да зачем Казбич ее хотел увезти?

– Помилуйте, да эти черкесы известный воровской народ: что плохо лежит, не могут не стянуть; другое и ненужно, а все украдет… уж в этом прошу их извинить! Да притом она ему давно-таки нравилась.

– И Бэла умерла?

– Умерла; только долго мучилась, и мы уж с нею измучились порядком. Около десяти часов вечера она пришла в себя; мы сидели у постели; только что она открыла глаза, начала звать Печорина. – «Я здесь, подле тебя, моя джанечка (то есть, по-нашему, душенька)», – отвечал он, взяв ее за руку. «Я умру!» – сказала она. Мы начали ее утешать, говорили, что лекарь обещал ее вылечить непременно; она покачала головой и отвернулась к стене: ей не хотелось умирать!..

Ночью она начала бредить; голова ее горела, по всему телу иногда пробегала дрожь лихорадки; она говорила несвязные речи об отце, брате: ей хотелось в горы, домой… Потом она также говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку…

Он слушал ее молча, опустив голову на руки; но только я во все время не заметил ни одной слезы на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать, или владел собою – не знаю; что до меня, то я ничего жальче этого не видывал.

К утру бред прошел; с час она лежала неподвижная, бледная, и в такой слабости, что едва можно было заметить, что она дышит; потом ей стало лучше, и она начала говорить, только как вы думаете о чем?.. Этакая мысль придет ведь только умирающему!.. Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой. Мне пришло на мысль окрестить ее перед смертию; я ей это предложил; она посмотрела на меня в нерешимости и долго не могла слова вымолвить; наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась. Так прошел целый день. Как она переменилась в этот день! бледные щеки впали, глаза сделались большие, губы горели. Она чувствовала внутренний жар, как будто в груди у ней лежала раскаленное железо.

Настала другая ночь; мы не смыкали глаз, не отходили от ее постели. Она ужасно мучилась, стонала, и только что боль начинала утихать, она старалась уверить Григория Александровича, что ей лучше, уговаривала его идти спать, целовала его руку, не выпускала ее из своих. Перед утром стала она чувствовать тоску смерти, начала метаться, сбила перевязку, и кровь потекла снова. Когда перевязали рану, она на минуту успокоилась и начала просить Печорина, чтоб он ее поцеловал. Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу… Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно…

Половину следующего дня она была тиха, молчалива и послушна, как ни мучил ее наш лекарь припарками и микстурой. «Помилуйте, – говорил я ему, – ведь вы сами сказали, что она умрет непременно, так зачем тут все ваши препараты?» – «Все-таки лучше, Максим Максимыч, – отвечал он, – чтоб совесть была покойна». Хороша совесть!

После полудня она начала томиться жаждой. Мы отворили окна – но на дворе было жарче, чем в комнате; поставили льду около кровати – ничего не помогало. Я знал, что эта невыносимая жажда – признак приближения конца, и сказал это Печорину. «Воды, воды!..» – говорила она хриплым голосом, приподнявшись с постели.

Он сделался бледен как полотно, схватил стакан, налил и подал ей. Я закрыл глаза руками и стал читать молитву, не помню какую… Да, батюшка, видал я много, как люди умирают в гошпиталях и на поле сражения, только это все не то, совсем не то!.. Еще, признаться, меня вот что печалит: она перед смертью ни разу не вспомнила обо мне; а кажется, я ее любил как отец… ну да бог ее простит!.. И вправду молвить: что ж я такое, чтоб обо мне вспоминать перед смертью?

Только что она испила воды, как ей стало легче, а минуты через три она скончалась. Приложили зеркало к губам – гладко!.. Я вывел Печорина вон из комнаты, и мы пошли на крепостной вал; долго мы ходили взад и вперед рядом, не говоря ни слова, загнув руки на спину; его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя. Наконец он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я, знаете, больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся… У меня мороз пробежал по коже от этого смеха… Я пошел заказывать гроб.

Откопал старые, покрытые пылью, выцветшие школьные дневники-тетради, стал перебирать...
Тетрадь по литературе, 8-й класс. Сочинение (орфография и пунктуация сохранены).



Сочинение на тему: «Виновен ли Печорин в гибели Бэлы»

«Печорин (П.) в главе Бэла появляется к читателям из разговора Максим Максимыча, офицера под началом которого П. служил в крепости на левом фланге, с автором. Там Печорин со слов Максима Максимыча предстает пред нами в облике... «...престранного и, должно быть, богатого человека...»

На самом же деле Печорин хотя и был человек со странностями, но уж никак не тот человек которого называют богатым.

Печорин в крепости знакомиться с Бэлой. Или даже не знакомиться а скорее всего навязывает знакомство, но это у него получается как-то не грубо, нагло, а ласково, нежно.

Печорин влюблён в Бэлу, но влюблен не так как влюблен муж в свою жену, а как человек из общества любит дикарку. Его привлекает эта таинственность в ней, загадочность. Он думает что любовь Бэлы это тайна, но на самом-то деле Бэла любит Печорина той любовью которая не отличается от любви двух людей, или мужа и жены.

Добившись любви Бэлы, Печорин охладевает к ней, он уже не любит её, но всё ещё хранит в сердце нежность, ласку.

Постепенно и нежность улетает из сердца, и он уже не не может относиться к Бэле как раньше, он уже уходит надолго из крепости на охоту, избегая её и может быть отчасти Максим Максимыча.

Но Печорин не виноват что, стремясь добиться любви Бэлы, он стремился к любви дикарки к человеку из общества, не увидя же этой любви, а увидя любовь просто женщины к человеку он разочеравался и вынужден был, вынужден, по устройству своей души и характера, разлюбить её.

Бэла же любила безвоздмезно, безумно, можно сказать фанатично. Она не могла и думать разлюбить и видя, что Печорин разлюбил её и избегает, она постепенно чахнет, сохнет и в конце концов умирает.

Печорин, видя умирающую, любимую не так давно, женщину мучается, но ничего не может сделать потому что как указано выше он не может любить её из за того что он разочаровался в её любви и по устройству хар-ра он не может возвратить её к жизни.

Итак, подведём итог:

Печорин не виноват в смерти Бэлы, а виноваты его душа и характер, ищущие всегда чего-то нового, заманчивого, таинственного. И не могло и быть иначе. Но нельзя, конечно, сваливать всё на характер и душу. Устройство облика Печорина не ахти уж какое благородное. В следствии этого и Печорин виноват в смерти Бэлы.
Итак в смерти Бэлы, Печорин и виноват и не виноват.»

Оценка: ¾. (какая-то за грамотность, какая-то за стилистику? не помню за что там оценивали...)

М.Ю.Лермонтов роман "Герой нашего времени"

Михаил Юрьевич Лермонтов- русский писатель и поэт.В школьной литературе достаточно много произведений его авторства. Это и “Бородина ”, и “Мцыри”, и “Демон”. Ног также нельзя не упомянуть его известное творение “Герой нашего времени”.Это был первый в России психологический роман.Он состоит из пяти частей:”Бэла”, ”Максим Максимыч”, ”Тамань”, ”Княжна Мэри ”и”Фаталист”.И каждая из нах по-своему уникальна.

В первой части “Бэла”, рассказ ведётся от лица Максим Максимыча.Он знакомится с молодым человеком приехавшем отбывать службу на Кавказ, который влюбляется в Горянку и решает всеми силами добиться её, но он хотел облегчить свои старания и договорившись с братом девушки украл её из семьи.

Вскоре Бэла влюбилась в Печорина их счастье длилось несколько месяцев, пока юный офицер вновь не заскучал, ведь он не любил Бэлу, она была неким развлечением для него.Он холоден к ней, а она не может вернуться в семью, потому что почитает традиции своего народа.Но Печорин не единственный претендент на роль возлюбленного Бэлы.Разбойник-Казбич, который не имел ничего кроме своего любимого украденного коня, которого в последствии украл брат Бэлы по настоянию Григория.Офицер принёс беды в эту семью.Навсегда покинул семью Азамат, отца девушки убил Казбич, а позже и она погибает от его же рук.

Я считаю, что Печорин безусловно виноват в смерти Бэлы. Ведь горянка была для него предметом временного обожания, до тех пор пока офицеру не стало скучно.А ведь если бы не он всё могло бы сложиться иначе.Бэла бы вышла замуж за состоятельного горца и прожила бы с ним долгую жизнь. Её отец также был бы жив, а не убит от рук разбойника, Казбич не потерял свою любимую лошади, а Азамат не ушел бы из семьи.

Глава “Бэла” ещё раз доказывает нам, что Печорин приносит беды и слёзы людям с которыми он связывается.Читатель ещё несколько раз убедится в этом на примере последующих четырёх глав произведения.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-01-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.