Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Могучая кучка» (а также Бала́киревский кружок , Новая русская музыкальная школа или, иногда, «Русская пятёрка» ) - творческое содружество русских композиторов , сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835-1918). Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов (1824-1906).

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М. П. Мусоргский, меньше других - Ц. А. Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста », «Снегурочка », «Хованщина », «Борис Годунов », «Князь Игорь» . Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и Богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т. д.).

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского , Добролюбова , Герцена , Чернышевского . Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев , Сеченов , Ковалевский , Боткин .

Собрания балакиревского кружка протекали всегда в очень оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями А. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским , И. С. Тургеневым , художником И. Е. Репиным , скульптором М. А. Антокольским . Тесные, хотя и далеко не всегда гладкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским .

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

С прекращением регулярных встреч пяти русских композиторов приращение, развитие и живая история «Могучей кучки» отнюдь не завершились. Центр кучкистской деятельности и идеологии в основном благодаря педагогической деятельности Римского-Корсакова переместился в классы Петербургской консерватории , а также начиная с середины -х годов и в «беляевский кружок », где Римский-Корсаков в течение почти 20 лет был признанным главой и лидером , а затем с началом XX века разделил своё лидерство в составе «триумвирата» с А. К. Лядовым , А. К. Глазуновым и чуть позднее (с мая 1907 года) Н. В. Арцыбушевым . Таким образом, за вычетом балакиревского радикализма «беляевский кружок» стал естественным продолжением «Могучей кучки».

Сам Римский-Корсаков вспоминал об этом вполне определённым образом:

«Можно ли считать беляевский кружок продолжением балакиревского, была ли между тем и другим известная доля сходства, и в чём состояло различие, помимо изменения с течением времени его личного состава? Сходство, указывавшее на то, что кружок беляевский есть продолжение балакиревского, кроме соединительных звеньев в лице моём и Лядова, заключалось в общей и тому и другому передовитости, прогрессивности; но кружок Балакирева соответствовал периоду бури и натиска в развитии русской музыки, а кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперёд; балакиревский был революционный , беляевский же - прогрессивный …»

- (Н.А.Римский-Корсаков, «Летопись моей музыкальной жизни»)

Среди членов беляевского кружка Римский-Корсаков называет в качестве «связующих звеньев» отдельно самого себя (как нового главу кружка вместо Балакирева), Бородина (в то недолгое время, которое осталось до его смерти) и Лядова. Со второй половины 80-х годов в составе беляевской «Могучей кучки» появляются такие разные по дарованию и специальности музыканты, как Глазунов , братья Ф. М. Блуменфельд и С. М. Блуменфельд, дирижёр О. И. Дютш и пианист Н. С. Лавров . Чуть позже, по мере окончания консерватории в число беляевцев вошли такие композиторы, как Н. А. Соколов , К. А. Антипов , Я. Витоль и так далее, включая большое число более поздних выпускников Римского-Корсакова по классу композиции. Кроме того, и «маститый Стасов» сохранял всегда хорошие и близкие отношения с беляевским кружком, хотя влияние его было «уже далеко не тем», что в кружке Балакирева. Новый состав кружка (и его более умеренный глава) определили и новое лицо «послекучкистов»: гораздо более ориентированное на академизм и открытое множеству влияний, прежде в рамках «Могучей кучки» считавшихся недопустимыми. Беляевцы испытывали на себе массу «чуждых» воздействий и имели широкие симпатии, начиная от Вагнера и Чайковского, и кончая «даже» Равелем и Дебюсси . Кроме того, следует особо отметить, что, будучи преемником «Могучей кучки» и в целом продолжая её направление, беляевский кружок не представлял собой единого эстетического целого, руководствующегося единой идеологией или программой.

В свою очередь, и Балакирев не потерял активность и продолжил распространять своё влияние, выпуская всё новых учеников в бытность свою на посту главы придворной Капеллы . Наиболее известным из его учеников позднего времени (впоследствии закончившим также и класс Римского-Корсакова) считается композитор В. А. Золотарёв .

Дело не ограничивалось только прямым преподаванием и классами свободного сочинения. Всё более частое исполнение на сценах императорских театров новых опер Римского-Корсакова и его оркестровых сочинений, постановка бородинского «Князя Игоря» и второй редакции «Бориса Годунова» Мусоргского, множество критических статей и растущее личное влияние Стасова - всё это постепенно умножало ряды национально ориентированной русской музыкальной школы. Многие ученики Римского-Корсакова и Балакирева по стилю своих сочинений вполне вписывались в продолжение генеральной линии «Могучей кучки» и могли быть названы если не её запоздалыми членами, то во всяком случае - верными последователями. А иногда случалось даже так, что последователи оказывались значительно «вернее» (и ортодоксальнее) своих учителей. Невзирая на некоторую анахроничность и старомодность, даже во времена Скрябина , Стравинского и Прокофьева , вплоть до середины XX века эстетика и пристрастия многих из этих композиторов оставались вполне «кучкистскими» и чаще всего - не подверженными принципиальным стилевым изменениям. Однако со временем всё чаще в своём творчестве последователи и ученики Римского-Корсакова обнаруживали некий «сплав» московской и петербургской школы, в той или иной мере соединяя влияние Чайковского с «кучкистскими» принципами. Пожалуй, наиболее крайней и далёкой фигурой в этом ряду является А. С. Аренский , который, до конца своих дней сохраняя подчёркнутую личную (ученическую) верность своему учителю (Римскому-Корсакову), тем не менее, в своём творчестве был гораздо ближе к традициям Чайковского. Кроме того, он вёл крайне разгульный и даже «аморальный» образ жизни. Именно этим прежде всего объясняется весьма критическое и несочувственное отношение к нему в беляевском кружке. Ничуть не менее показателен и пример Александра Гречанинова , тоже верного ученика Римского-Корсакова, большую часть времени жившего в Москве. Однако о его творчестве учитель отзывается гораздо более сочувственно и в качестве похвалы называет его «отчасти петербужцем». После 1890 года и участившихся визитов Чайковского в Петербург , в беляевском кружке нарастает эклектичность вкусов и всё более прохладное отношение к ортодоксальным традициям «Могучей кучки». Постепенно Глазунов, Лядов и Римский-Корсаков также и лично сближаются с Чайковским, тем самым положив конец прежде непримиримой (балакиревской) традиции «вражды школ». К началу XX века большинство новой русской музыки всё в большей степени обнаруживает синтез двух направлений и школ: в основном через академизм и размывание «чистых традиций». Немалую роль в этом процессе сыграл и лично сам Римский-Корсаков. По мнению Л. Л. Сабанеева , музыкальные вкусы Римского-Корсакова, его «открытость к влияниям» были значительно гибче и шире, чем у всех его композиторов-современников.

Многие русские композиторы конца XIX - первой половины XX веков рассматриваются историками музыки как непосредственные продолжатели традиций Могучей кучки; среди них

Отдельного упоминания заслуживает и тот факт, что знаменитая французская «Шестёрка », собранная под предводительством Эрика Сати (как бы «в роли Милия Балакирева») и Жана Кокто (как бы «в роли Владимира Стасова») - явилась прямым откликом на «русскую пятёрку» - как называли в Париже композиторов «Могучей кучки». Статья известного критика Анри Колле , оповестившая мир о рождении новой группы композиторов, так и называлась: «Русская пятёрка, французская шестёрка и господин Сати» .

Напишите отзыв о статье "Могучая кучка"

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыша. - М .: «Советская Энциклопедия», 1990. - С. 348. - 672 с. - 150 000 экз. - ISBN 5-85270-033-9 .
  2. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - девятое. - М .: Музыка, 1982. - С. 207-210. - 440 с.
  3. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический музыкальный словарь. - М .: «Советская Энциклопедия», 1966. - С. 48. - 632 с. - 100 000 экз.
  4. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - девятое. - М .: Музыка, 1982. - С. 293. - 440 с.
  5. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - девятое. - М .: Музыка, 1982. - С. 269. - 440 с.
  6. Римский-Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни. - девятое. - М .: Музыка, 1982. - С. 223-224. - 440 с.
  7. Сабанеев Л.Л. Воспоминания о России. - М .: Классика-XXI, 2005. - С. 59. - 268 с. - 1500 экз. - ISBN 5 89817-145-2 .

8. Панус О.Ю. "Золотая лира, золотые гусли" - М."Спутник+", 2015. - С.599 - ISBN 978-5-9973-3366-9

Отрывок, характеризующий Могучая кучка

– Ничего, гранату… – отвечал он.
«Ну ка, наша Матвевна», говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый номер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение. Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков.
– Ишь, задышала опять, задышала, – говорил он про себя.
Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.
– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос:
– Капитан Тушин! Капитан!
Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему:
– Что вы, с ума сошли. Вам два раза приказано отступать, а вы…
«Ну, за что они меня?…» думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.
– Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…
Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь.
– Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. Через минуту приехал адъютант с тем же приказанием.
Это был князь Андрей. Первое, что он увидел, выезжая на то пространство, которое занимали пушки Тушина, была отпряженная лошадь с перебитою ногой, которая ржала около запряженных лошадей. Из ноги ее, как из ключа, лилась кровь. Между передками лежало несколько убитых. Одно ядро за другим пролетало над ним, в то время как он подъезжал, и он почувствовал, как нервическая дрожь пробежала по его спине. Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его. «Я не могу бояться», подумал он и медленно слез с лошади между орудиями. Он передал приказание и не уехал с батареи. Он решил, что при себе снимет орудия с позиции и отведет их. Вместе с Тушиным, шагая через тела и под страшным огнем французов, он занялся уборкой орудий.
– А то приезжало сейчас начальство, так скорее драло, – сказал фейерверкер князю Андрею, – не так, как ваше благородие.
Князь Андрей ничего не говорил с Тушиным. Они оба были и так заняты, что, казалось, и не видали друг друга. Когда, надев уцелевшие из четырех два орудия на передки, они двинулись под гору (одна разбитая пушка и единорог были оставлены), князь Андрей подъехал к Тушину.
– Ну, до свидания, – сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.
– До свидания, голубчик, – сказал Тушин, – милая душа! прощайте, голубчик, – сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Ветер стих, черные тучи низко нависли над местом сражения, сливаясь на горизонте с пороховым дымом. Становилось темно, и тем яснее обозначалось в двух местах зарево пожаров. Канонада стала слабее, но трескотня ружей сзади и справа слышалась еще чаще и ближе. Как только Тушин с своими орудиями, объезжая и наезжая на раненых, вышел из под огня и спустился в овраг, его встретило начальство и адъютанты, в числе которых были и штаб офицер и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина. Все они, перебивая один другого, отдавали и передавали приказания, как и куда итти, и делали ему упреки и замечания. Тушин ничем не распоряжался и молча, боясь говорить, потому что при каждом слове он готов был, сам не зная отчего, заплакать, ехал сзади на своей артиллерийской кляче. Хотя раненых велено было бросать, много из них тащилось за войсками и просилось на орудия. Тот самый молодцоватый пехотный офицер, который перед сражением выскочил из шалаша Тушина, был, с пулей в животе, положен на лафет Матвевны. Под горой бледный гусарский юнкер, одною рукой поддерживая другую, подошел к Тушину и попросился сесть.
– Капитан, ради Бога, я контужен в руку, – сказал он робко. – Ради Бога, я не могу итти. Ради Бога!
Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где нибудь сесть и везде получал отказы. Он просил нерешительным и жалким голосом.
– Прикажите посадить, ради Бога.
– Посадите, посадите, – сказал Тушин. – Подложи шинель, ты, дядя, – обратился он к своему любимому солдату. – А где офицер раненый?
– Сложили, кончился, – ответил кто то.
– Посадите. Садитесь, милый, садитесь. Подстели шинель, Антонов.
Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи. Его посадили на Матвевну, на то самое орудие, с которого сложили мертвого офицера. На подложенной шинели была кровь, в которой запачкались рейтузы и руки Ростова.
– Что, вы ранены, голубчик? – сказал Тушин, подходя к орудию, на котором сидел Ростов.
– Нет, контужен.
– Отчего же кровь то на станине? – спросил Тушин.
– Это офицер, ваше благородие, окровянил, – отвечал солдат артиллерист, обтирая кровь рукавом шинели и как будто извиняясь за нечистоту, в которой находилось орудие.
Насилу, с помощью пехоты, вывезли орудия в гору, и достигши деревни Гунтерсдорф, остановились. Стало уже так темно, что в десяти шагах нельзя было различить мундиров солдат, и перестрелка стала стихать. Вдруг близко с правой стороны послышались опять крики и пальба. От выстрелов уже блестело в темноте. Это была последняя атака французов, на которую отвечали солдаты, засевшие в дома деревни. Опять всё бросилось из деревни, но орудия Тушина не могли двинуться, и артиллеристы, Тушин и юнкер, молча переглядывались, ожидая своей участи. Перестрелка стала стихать, и из боковой улицы высыпали оживленные говором солдаты.
– Цел, Петров? – спрашивал один.
– Задали, брат, жару. Теперь не сунутся, – говорил другой.
– Ничего не видать. Как они в своих то зажарили! Не видать; темь, братцы. Нет ли напиться?
Французы последний раз были отбиты. И опять, в совершенном мраке, орудия Тушина, как рамой окруженные гудевшею пехотой, двинулись куда то вперед.
В темноте как будто текла невидимая, мрачная река, всё в одном направлении, гудя шопотом, говором и звуками копыт и колес. В общем гуле из за всех других звуков яснее всех были стоны и голоса раненых во мраке ночи. Их стоны, казалось, наполняли собой весь этот мрак, окружавший войска. Их стоны и мрак этой ночи – это было одно и то же. Через несколько времени в движущейся толпе произошло волнение. Кто то проехал со свитой на белой лошади и что то сказал, проезжая. Что сказал? Куда теперь? Стоять, что ль? Благодарил, что ли? – послышались жадные расспросы со всех сторон, и вся движущаяся масса стала напирать сама на себя (видно, передние остановились), и пронесся слух, что велено остановиться. Все остановились, как шли, на середине грязной дороги.
Засветились огни, и слышнее стал говор. Капитан Тушин, распорядившись по роте, послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня, разложенного на дороге солдатами. Ростов перетащился тоже к огню. Лихорадочная дрожь от боли, холода и сырости трясла всё его тело. Сон непреодолимо клонил его, но он не мог заснуть от мучительной боли в нывшей и не находившей положения руке. Он то закрывал глаза, то взглядывал на огонь, казавшийся ему горячо красным, то на сутуловатую слабую фигуру Тушина, по турецки сидевшего подле него. Большие добрые и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему.
Со всех сторон слышны были шаги и говор проходивших, проезжавших и кругом размещавшейся пехоты. Звуки голосов, шагов и переставляемых в грязи лошадиных копыт, ближний и дальний треск дров сливались в один колеблющийся гул.
Теперь уже не текла, как прежде, во мраке невидимая река, а будто после бури укладывалось и трепетало мрачное море. Ростов бессмысленно смотрел и слушал, что происходило перед ним и вокруг него. Пехотный солдат подошел к костру, присел на корточки, всунул руки в огонь и отвернул лицо.
– Ничего, ваше благородие? – сказал он, вопросительно обращаясь к Тушину. – Вот отбился от роты, ваше благородие; сам не знаю, где. Беда!
Вместе с солдатом подошел к костру пехотный офицер с подвязанной щекой и, обращаясь к Тушину, просил приказать подвинуть крошечку орудия, чтобы провезти повозку. За ротным командиром набежали на костер два солдата. Они отчаянно ругались и дрались, выдергивая друг у друга какой то сапог.
– Как же, ты поднял! Ишь, ловок, – кричал один хриплым голосом.
Потом подошел худой, бледный солдат с шеей, обвязанной окровавленною подверткой, и сердитым голосом требовал воды у артиллеристов.
– Что ж, умирать, что ли, как собаке? – говорил он.
Тушин велел дать ему воды. Потом подбежал веселый солдат, прося огоньку в пехоту.
– Огоньку горяченького в пехоту! Счастливо оставаться, землячки, благодарим за огонек, мы назад с процентой отдадим, – говорил он, унося куда то в темноту краснеющуюся головешку.
За этим солдатом четыре солдата, неся что то тяжелое на шинели, прошли мимо костра. Один из них споткнулся.
– Ишь, черти, на дороге дрова положили, – проворчал он.
– Кончился, что ж его носить? – сказал один из них.
– Ну, вас!
И они скрылись во мраке с своею ношей.
– Что? болит? – спросил Тушин шопотом у Ростова.
– Болит.
– Ваше благородие, к генералу. Здесь в избе стоят, – сказал фейерверкер, подходя к Тушину.
– Сейчас, голубчик.
Тушин встал и, застегивая шинель и оправляясь, отошел от костра…
Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион за обедом, разговаривая с некоторыми начальниками частей, собравшимися у него. Тут был старичок с полузакрытыми глазами, жадно обгладывавший баранью кость, и двадцатидвухлетний безупречный генерал, раскрасневшийся от рюмки водки и обеда, и штаб офицер с именным перстнем, и Жерков, беспокойно оглядывавший всех, и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами.
В избе стояло прислоненное в углу взятое французское знамя, и аудитор с наивным лицом щупал ткань знамени и, недоумевая, покачивал головой, может быть оттого, что его и в самом деле интересовал вид знамени, а может быть, и оттого, что ему тяжело было голодному смотреть на обед, за которым ему не достало прибора. В соседней избе находился взятый в плен драгунами французский полковник. Около него толпились, рассматривая его, наши офицеры. Князь Багратион благодарил отдельных начальников и расспрашивал о подробностях дела и о потерях. Полковой командир, представлявшийся под Браунау, докладывал князю, что, как только началось дело, он отступил из леса, собрал дроворубов и, пропустив их мимо себя, с двумя баталионами ударил в штыки и опрокинул французов.
– Как я увидал, ваше сиятельство, что первый батальон расстроен, я стал на дороге и думаю: «пропущу этих и встречу батальным огнем»; так и сделал.
Полковому командиру так хотелось сделать это, так он жалел, что не успел этого сделать, что ему казалось, что всё это точно было. Даже, может быть, и в самом деле было? Разве можно было разобрать в этой путанице, что было и чего не было?
– Причем должен заметить, ваше сиятельство, – продолжал он, вспоминая о разговоре Долохова с Кутузовым и о последнем свидании своем с разжалованным, – что рядовой, разжалованный Долохов, на моих глазах взял в плен французского офицера и особенно отличился.
– Здесь то я видел, ваше сиятельство, атаку павлоградцев, – беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков, который вовсе не видал в этот день гусар, а только слышал о них от пехотного офицера. – Смяли два каре, ваше сиятельство.
На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.

Публикации раздела Музыка

10 фактов из истории «Могучей кучки»

«Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок. Сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия. Название закрепилось с легкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова - это в России. В Европе содружество музыкантов именовали просто - «Группой пяти». Интересные факты из изстории музыкального сообщества собирала Наталья Летникова.

Милий Балакирев.

Цезарь Кюи.

Модест Мусоргский.

Николай Римский-Корсаков.

Александр Бородин.

1. Первый шаг к появлению «Могучей кучки» - приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева. Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушенной публики, но и самого известного музыкального критика того времени - Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения композиторов.

2. Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. В 1857 году - с выпускником военного училища Модестом Мусоргским , в 1862-м - с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым , в то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным . Так сложился музыкальный кружок.

3. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Вместе единомышленники читали Белинского и Чернышевского , вместе выступали против академической рутины, искали новые формы - под общей идеей народности как главного направления развития музыки.

4. «Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов» . Фраза стала крылатой - и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».

5. Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития - исключительно силой искусства.

6. Народная песня как основа для классики. Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника - «40 русских народных песен».

7. От песенного жанра к крупным формам. Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».

8. Коллеги и друзья. Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями -

«МОГУЧАЯ КУЧКА» (Ба-ла-ки-рев-ский кру-жок, Но-вая рус-ская му-зы-каль-ная шко-ла) - творческое содружество русских композиторов во главе с М.А. Балакиревым, сложившееся в конце 1850-х - начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге.

По-на-ча-лу - воль-ное объ-е-ди-не-ние ода-рён-ных лю-би-те-лей; ор-га-ни-за-тор-ский та-лант и музыкальная эру-ди-ция Ба-ла-ки-ре-ва обу-сло-ви-ли бы-ст-рый профессиональный рост чле-нов круж-ка.

По-ми-мо Ба-ла-ки-рева в «Могучую кучку» вхо-ди-ли А.П. Бо-ро-дин, Ц.А. Кюи, М.П. Му-сорг-ский, Н.А. Рим-ский-Кор-са-ков, при-мы-ка-ли к ней А.С. Гус-са-ков-ский, H.H. Ло-ды-жен-ский, Н.В. Щер-ба-чёв, со вре-ме-нем ото-шед-шие от ком-по-зи-тор-ской дея-тель-но-сти.

Об-раз-ное на-име-но-ва-ние «Могучая кучка» дал идео-лог круж-ка В.В. Ста-сов в статье «Сла-вян-ский кон-церт г. Ба-ла-ки-ре-ва» (по по-во-ду кон-цер-та в честь славянской де-ле-га-ций на Все-российской эт-но-гра-фической вы-став-ке 1867 года). Тер-мин «Но-вая рус-ская му-зы-каль-ная шко-ла» пред-ло-жен са-ми-ми ком-по-зи-то-ра-ми «Могучей кучки» в знак пре-ем-ст-вен-но-сти с ис-кус-ст-вом стар-ших мас-те-ров - М.И. Глин-ки и А.С. Дар-го-мыж-ско-го . Тес-но свя-за-на с «Могучая кучка» бы-ла Л.И. Шес-та-ко-ва (се-ст-ра Глин-ки и про-па-ган-дист его со-чи-не-ний).

Цен-тром музы-каль-но-про-све-ти-тель-ской дея-тель-но-сти «Могучей кучки» яви-лась Бес-плат-ная музыкальная шко-ла (соз-да-на в 1862 году по ини-циа-ти-ве Ба-ла-ки-ре-ва и Г.Я. Ло-ма-ки-на), в кон-цер-тах ко-то-рой ис-пол-ня-лись про-из-ве-де-ния чле-нов круж-ка и близ-ких по на-прав-ле-нию русских и за-ру-беж-ных ком-по-зи-то-ров.

Дея-тель-ность «Могучей кучки» - важ-ней-ший этап в раз-ви-тии русской му-зы-ки, оп-ре-де-лив-ший её пу-ти в конце XIX - начале XX векав. Её выс-шие дос-ти-же-ния свя-за-ны с жан-ром опе-ры («Бо-рис Го-ду-нов» и «Хо-ван-щи-на» М.П. Му-сорг-ско-го, «Князь Игорь» А.П. Бо-ро-ди-на, «Пско-ви-тян-ка», «Сне-гу-роч-ка» и «Сад-ко» Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва).

В сим-фо-ническом твор-че-ст-ве ком-по-зи-то-ров «Могучей кучки» важ-ную роль вы-пол-ня-ют про-грамм-но-изо-бра-зительные и жан-ро-вые эле-мен-ты (сим-фо-нии Бо-ро-ди-на и М.А. Ба-ла-ки-ре-ва; сим-фо-нические про-из-ве-де-ния Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва). В ка-мер-ном во-каль-ном твор-че-ст-ве пси-хо-ло-гизм и по-этичность оду-хо-тво-рён-ность со-че-та-ют-ся с ост-рой жан-ро-вой ха-рак-тер-но-стью, дра-ма-тиз-мом. В ка-мер-ных ин-ст-ру-мен-таль-ных жан-рах про-из-ве-де-ния вы-даю-щей-ся ху-дожественной цен-но-сти бы-ли соз-да-ны толь-ко Бо-ро-ди-ным (2 струн-ных квар-те-та, фортепианный квин-тет). В об-лас-ти фортепианной му-зы-ки ко-ло-ри-стическим свое-об-ра-зи-ем от-ли-ча-ет-ся фан-та-зия «Ис-ла-мей» Ба-ла-ки-ре-ва, глу-би-ной, ори-ги-наль-но-стью за-мыс-ла и со-вер-шен-ст-вом во-пло-ще-ния - цикл «Кар-тин-ки с вы-став-ки» Му-сорг-ско-го.

Опо-ра на ар-ха-ический фольк-лор (вклю-чая вновь от-кры-тые бы-лин-ные на-пе-вы, ка-лен-дар-ные и другие об-рядо-вые пес-ни), зна-мен-ный рас-пев, на-пе-вы па-ра-ли-тур-гических ду-хов-ных сти-хов, сти-ли-за-ция (вслед за Глин-кой) ин-то-на-ций и рит-мов восточной му-зы-ки обу-сло-ви-ли осо-бен-но-сти музыкального язы-ка наи-бо-лее ода-рён-ных пред-ста-ви-те-лей «Могучей кучки» - А.П. Бо-ро-ди-на, М.П. Му-сорг-ско-го , Н.А. Рим-ско-го-Кор-са-ко-ва.

Мо-да-лиз-мы (в т. ч. сим-мет-рич-ные ла-ды), слож-ные мет-ры, гар-мо-ническая и тем-бро-вая ко-ло-ри-сти-ка, другие осо-бен-но-сти рит-ма, гар-мо-нии и музыкальной фор-мы, не впи-сы-вав-шие-ся в эс-те-тические сте-рео-ти-пы западно-ев-ропейской клас-си-ко-ро-ман-тической му-зы-ки и проч-но во-шед-шие в ар-се-нал чле-нов круж-ка, ста-ли зна-ком национального свое-об-ра-зия русской ком-по-зи-тор-ской шко-лы, спо-соб-ст-во-ва-ли её ми-ро-во-му при-зна-нию, ока-зав влия-ние, в ча-ст-но-сти, на французских ком-по-зи-то-ров. Прин-ци-пы гар-мо-ни-за-ции народных пе-сен-ных ме-ло-дий бы-ли вы-ра-бо-та-ны Ба-ла-ки-ре-вым в сборниках «40 рус-ских на-род-ных пе-сен» (на ос-но-ве собственных за-пи-сей, сде-лан-ных во вре-мя по-езд-ки по Вол-ге с по-этом Н.В. Щер-би-ной в 1860 годы).

Но-ва-тор-ская уст-рем-лён-ность чле-нов «Могучей кучки» сбли-жа-ла их с западно-ев-ропейскими ро-ман-ти-ка-ми - Г. Бер-лио-зом, Ф. Лис-том. Счи-тая ис-то-ком всей но-вой му-зы-ки твор-че-ст-во Л. ван Бет-хо-ве-на, они (осо-бен-но Ц.А. Кюи, сис-те-ма-ти-че-ски вы-сту-пав-ший в пе-ча-ти) од-но-сто-рон-не не-га-тив-но и пред-взя-то оце-ни-ва-ли музыкальное на-сле-дие до-бет-ховен-ско-го пе-рио-да, итальянскую опе-ру, твор-че-ст-во Р. Ваг-не-ра .

В русской музыкальной жиз-ни 1860-х годов «Могучая кучка» на-хо-ди-лась в кон-фрон-та-ции с Русским музы-каль-ным обществом и Санкт-Пе-тербургской консерваторией (во гла-ве с А.Г. Ру-бин-штей-ном).

К середине 1870-х годов «Могучая кучка» рас-па-лась, что в боль-шой ме-ре бы-ло вы-зва-но внутренние творческие рас-хо-ж-де-ния-ми, ес-тественным са-мо-оп-ре-де-ле-ни-ем ком-по-зи-то-ров круж-ка и лишь от-час-ти - ду-шев-ным кри-зи-сом М.А. Ба-ла-ки-ре-ва, его вре-мен-ным от-хо-дом от ак-тив-но-го уча-стия в музыкальной жиз-ни.

С «Могучей кучкой» пре-ем-ст-вен-но свя-зан Бе-ля-ев-ский кру-жок.

Исторические источники:

Рим-ский-Кор-са-ков H. A. Ле-то-пись мо-ей му-зы-каль-ной жиз-ни. СПб., 1909. М., 1955.

«Могучая кучка» - содружество российских композиторов, которое образовалось в 50-60 годах 19 столетия. Некоторые называют его как «Новая русская музыкальная школа». В кучку входило несколько чрезвычайно талантливых музыкантов того времени: Бородин, Римский-Корсаков, Римский-Корсаков, Мусоргский и Мусоргский. Некоторый период к ним примыкали Лодыженский, Гуссаковский и Щербачёв. Название для общества было придумано не просто так. На это сподвигла их статья, обозревавшая одно из произведений Балакирева. Она заканчивалась следующими словами:

Навсегда сохранили воспоминания о том, сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов.


В результате работы «Могучей кучки» было выдвинуто понятие новой русской музыкальной школы. Его создали сами члены сообщества, которые считали себя продолжателями идей Михаила Глинки и Александра Даргомыжского. Во Франции, к примеру, «Могучую кучку» так не называли. Их именовали более тривиально – Группа пяти.

«Могучая кучка» - содружество российских композиторов, которое образовалось в 50-60 годах 19 столетия // Фото: mr-fact.ru

Цель создания

Деятели культуры создавали свою группу для взаимной поддержки в борьбе за эстетические прогрессивные идеалы. «Могучая кучка» выступала против академической стабильности. Они хотели сделать музыкальные произведения более жизненными. При этом они желали, что все работы четко соответствовали современным музыкальным требованиям. Таким образом несколько человек возглавило передовое направление в национальной музыке.

Руководителем сообщества композиторов был избран Балакирев. Именно поэтому «Могучую кучку» еще называют Балакиревский кружок. Иногда с ними сотрудничал Стасов. Более того, он сыграл одну из главных ролей в разработке идейно-эстетических особенностей кучки. Он активно пропагандировал творчество отдельных ее участников.


Руководителем сообщества композиторов был избран Балакирев // Фото: ria.ru


Начиная с 1864 года Кюи систематически печатался. Он был воплощением тенденций и взглядов «Могучей кучки» в целом. Некоторые мысли выражали и иные представители: Римский-Корсаков и Бородин. В основе работы сообщества лежало создание бесплатной музыкальной школы. Ее основы были заложены в 1862 году Балакиревым и Ломакиным. На ее основе создавалось множество произведений, большинство из которых принадлежали именно кучке. Также над ней работали и иные близкие по духу отечественные и зарубежные композиторы.

Особенности творчества

Все пять композиторов, которые входили в сообщество, предпочитали в своих произведениях использовать сказочные или народные мотивы. Иногда также и встречались российские исторические сюжеты. Гении музыки не переставали вести поиск нравственных идеалов в исконных началах. В связи с этим в они основной упор делали на народную песню. Каждый вел свой собственный поиск старинных крестьянских напевов. По их мнению, именно в такой музыке было заключено уникальное мышление русского народа. Собранные мотивы подвергались обработке и по-новому представали в произведении перед слушателем. Римский-Корсаков вместе с Балакиревым даже выпустили целый сборник народной песни в 1860 году.


Все пять композиторов, которые входили в сообщество, предпочитали в своих произведениях использовать сказочные или народные мотивы // Фото: wikipedia.org


Если говорить об интонационной выразительности, то здесь авторитетом был Александр Даргомыжский. В своих операх «Русалка» и «Каменный гость» композитор наиболее точно выразил идею «слова». Этого композитора по сей день, как и Глинку считают отцом российской музыкальной культуры. В камерном творчестве прекрасно себя проявил Бородин. В фортепианном – Мусоргский и Балакирев.

Основным противником «Могучей кучки» стала академическая школа. Особенно композиторов недолюбливали в Петербургской консерватории. Ее в те времена возглавлял Рубинштейн. Содружество в свою очередь нелестно отзывались и о консерваторах, говоря, что те следуют шаблонам и не позволяют идти музыке по собственному пути, в том числе и по национально-народном. С временем этот конфликт сошел на нет. Более того в 871 году Римского-Корсакова даже пригласили преподавать в Петербургскую консерваторию.

Значение пятерки композиторов в русской музыке

Очень сложно переоценить огромнейший вклад музыкантов в отечественную и мировую музыку. В их операх впервые начала ярко отображаться национальная характерность. Появились народно-массовые сцены и размах русской души. Каждый из композиторов стремился к яркости и желал донести до слушателя определенные образы, для этого они делали крайне эффектные картины. Произведения «Великой пятерки» по праву можно считать гениальными составляющими мировой музыкальной сокровищницы.

Творческое содружество русских композиторов, возникшее на рубеже 50–60‑х гг. XIX в., в период общественно-демократического подъема в России и расцвета русской культуры. Известно также под названием Балакиревский кружок, или Новая русская музыкальная школа. Название «Могучая кучка» дал кружку В. В. Стасов. Кружок складывался в течение нескольких лет (1856–1862) вокруг М. А. Балакирева при активном участии Стасова.

«Могучая кучка. Балакиревский кружок». Картина А. В. Михайлова. 1950 г. (фрагмент).

Раньше других (1856) сблизился с Балакиревым военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Ц. А. Кюи. Зимой 1857 г. к ним присоединился офицер Преображенского полка М. П. Мусоргский , а в ноябре 1861 г. - 17‑летний выпускник Морского офицерского корпуса Н. А. Римский-Корсаков . Поздней осенью 1862 г. в доме профессора С. П. Боткина состоялось знакомство Балакирева с молодым адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии А. П. Бородиным . С осени 1865 г. после возвращения Римского-Корсакова из кругосветного плавания собрания кружка стали проходить в полном составе.

Общепризнанным главой «Могучей кучки» стал Балакирев. На это ему давал право огромный талант, творческая смелость, внутренняя сила и убежденность в отстаивании национально-самобытных путей развития русской музыки. Он, по словам Стасова, приехал в Петербург «целым молодым профессором… русской национальной музыки». На собраниях «Могучей кучки» много внимания уделялось изучению лучших произведений классического наследия и современной музыки. Играли произведения Р. Шумана, Ф. Листа и Г. Берлиоза, но чаще Ф. Шопена и М. И. Глинки. Высоко ценили композиторы-«кучкисты» творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки.

Балакиревский кружок являлся для молодых музыкантов не только школой профессионального мастерства. Здесь складывались их общественно-эстетические взгляды. На встречах читали произведения мировой классической литературы, обсуждали политические, исторические события, изучали статьи В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена. Идеологом кружка был Стасов, его влияние на мировоззрение «кучкистов» было огромно. Нередко он подсказывал балакиревцам замыслы будущих произведений: предложил Бородину написать оперу по «Слову о полку Игореве», подал Мусоргскому мысль о «Хованщине». Стасов посвятил деятелям «Могучей кучки» ряд статей, создал монографии о Мусоргском, Бородине, Римском-Корсакове, Кюи; в работах «Наша музыка за последние 25 лет», «Искусство XIX века» большое внимание уделил деятельности «Могучей кучки».

«Могучая кучка» не была замкнутым кружком, её связи с художественной жизнью всегда отличались многосторонностью. Среди единомышленников и друзей балакиревцев - А. С. Даргомыжский, сестра Глинки Л. И. Шестакова, сестры А. Н. и Н. Н. Пургольд. С участием сестер в их доме состоялось исполнение «Каменного гостя» Даргомыжского, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Псковитянки» Римского-Корсакова.

Со второй половины 60‑х гг. деятельность «Могучей кучки» приняла широкий общественный размах. Этому способствовали растущие масштабы деятельности самого Балакирева. В 1862 г. он совместно с Г. Я. Ломакиным организовал Бесплатную музыкальную школу, дирижировал симфоническими концертами Русского музыкального общества, в которых исполнялась музыка его товарищей по кружку (см. Русская музыка XVIII - начала XX в.). В это время крепнут связи «Могучей кучки» с московскими музыкантами - П. И. Чайковским, Н. Г. Рубинштейном и другими. Отношения, связывавшие балакиревцев с деятелями музыкальной культуры, были подчас очень сложными. Они, например, недооценивали положительную роль созданной в 1862 г. консерватории, видя в ней рассадник «академизма» и «немецкого влияния». Со временем противоречия сглаживались, но даже и на первых порах они не были непреодолимыми, так как порождала их не личная вражда, а стремление к прогрессу национальной культуры и искренняя убежденность балакиревцев в том, что данный путь - единственно верный.

Всех членов «Могучей кучки» объединяло стремление продолжить дело Глинки во славу и процветание отечественной музыки. Как и у Глинки, жизнь народа стала главной темой их творчества, объектом постоянного наблюдения, изучения. Они воссоздавали её через события истории и через образы поэтических сказок и былин; через философские раздумья о судьбах Родины и яркие картины быта, через образы русских людей всех сословий и времен. По словам Стасова, балакиревцы развернули перед слушателями «океан русских людей, жизни, характеров, отношений».

Балакиревцы восхищались красотой русской народной песни. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100 - Римский-Корсаков. Любовь к русской песне отразилась и на стиле произведений самих композиторов, отличающихся ясным национальным колоритом. Живо интересовались «кучкисты» и песнями других народов России, особенно мелодиями Кавказа и Средней Азии.

Демократическая направленность творчества композиторов «Могучей кучки» выразилась и в стремлении создавать музыку яркую, доступную и понятную широкому кругу слушателей. Это было одной из причин обращения к вокальным жанрам (романс, опера), создания программных инструментальных произведений, сближавших музыку с литературой и живописью.

Просветительская деятельность «Могучей кучки» и работа Бесплатной музыкальной школы наталкивались на враждебное отношение реакционных дворянско-аристократических кругов. Балакирев был не в силах противостоять им и на длительное время отошел от музыкальной и общественной деятельности. За это время его ученики и товарищи стали уже зрелыми художниками. Каждый из них пошел своим путем, и кружок распался. Однако никто не изменил идеалам «Могучей кучки» и не отрекся от товарищей. Идеи балакиревцев получили свое развитие в творческой и просветительской деятельности композиторов нового поколения. Их творчество и передовые идеи оказали большое влияние и на развитие зарубежной (в частности, французской) музыки.