Кнуров

В "Бесприданнице" Островский изображает людей пустых, черствых, злых и бездушных, например Кнурова. Кнуров из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием, как характеризует его Островский. Этот человек «с громадным состоянием» очень высокого о себе мнения. Он не общается с людьми из простого общества, он общается с очень богатыми представителями, с миллионерами. Простой человек для него ничего не значит, даже если тот обладает прекрасными человеческими чертами характера. Он считает это недостойным себя. Островский показал Кнурова как человека умного, а точнее, изобразил только. Говорит он правильно, благопристойно. Держится как-то гордо, человек женатый, но ради своих прихотей и удовольствий он собирается взять с собой в Париж Ларису. Кнуров даже не задумывается о том, что этим он очень унизит и оскорбит молодую девушку. Он делает это ради своих развлечений. Это говорит об отсутствии в Кнурове человеческих черт, которыми должен обладать каждый человек.

Вожеватов

Такой фамилией А. Н. Островский наградил одного из героев пьесы «Бесприданница» неслучайно. Слово это прежде было общепонятным. "Марья малость рябовата, да смиренна, вожевата" - так характеризует сват невесту в стихотворении Некрасова "Сват и жених ". Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, представитель богатой торговой фирмы; по одежде европеец. Вожеватов является типичным представителем купеческого сословия XIX века. Им руководит холодный расчет, и главное в его жизни это деньги. Отношение к людям определяется его материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение и это доходит даже до открытых издевательств. Вожеватов был молод и мог жениться на Ларисе. Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя близость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственности заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у Вожеватова, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас, и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий
Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки.

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе.
Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя бли- зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственно- сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у
Вожева- това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу человека в прямом и переносном смысле.


Кнуров, Вожеватов и Лариса

Кнуров и Вожеватов являются типичными представителями купеческого сословия XIX века. Этими героями руководит холодный расчет, и главное в их жизни--- деньги.

Отношение к людям Кнурова, как и Вожеватова, определяется их материальным положением. Поэтому поведение Карандышева вызывает неодобрение у купцов, и доходит даже до открытых издевательств.

Нельзя не упомянуть также и о говорящих фамилиях, ведь это краткие характеристики героев. «Кнур» значит кабан, хряк. Кнуров даже прогуливается исключительно «для моциону», чтобы нагулять аппетит и съесть свой шикарный обед. Он скрытен, немногословен, но Гаврило говорит про него: «Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы?…А разговаривать он ездит в Москву, в Петербург да за границу, там ему просторнее». Мокий Парменыч отличается также целеустремленностью, добиваясь Ларисы, хотя его отношение к ней свинское. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующий дорогой оправы, поэтому Кнуров предлагает девушке унизительное положение содержанки.

Вожеватов, в отличие от Кнурова, был молод и мог жениться на Ларисе. Но ему неведомо чувство любви, он холоден, практичен и язвителен. «Да в чем моя бли-

зость?» -- говорит Вожеватов.--«Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери [матери Ларисы] иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которых девушкам читать не дают». И добавляет: «Я ведь насильно не навязываю. Что ж мне об ее нравственно-

сти заботиться; я ей не опекун». Василий Данилович безответственно относится к Ларисе, она для него как игрушка. Когда девушка просит помощи у Вожева-

това, он говорит: «Лариса Дмитриевна, уважаю я вас и рад бы… я ничего не могу. Верьте моему слову!» Кстати, именно Вожеватову приходит в голову решить судьбу Ларисы с помощью орлянки.

Итак, можно сказать, что в этом произведении А.Н.Островский хотел показать, что делают деньги с людьми. Даже в названии пьесы уже угадывается, о чем пойдет речь. Деньги убивают любовь, совесть, заставляют смотреть свысока на тех людей, у которых их нет. Монета решает судьбу человека в прямом и переносном смысле.

План

1. Введение

2.Кнуров в жизни

3.Кнуров и Лариса

4.Заключение

Мокий Парменыч Кнуров - собирательный образ человека новой эпохи со сказочным капиталом. Это представитель той неумолимой силы, которая медленно, но неуклонно подминает все под себя. "Владелец заводов, газет, пароходов" чувствует себя полным хозяином в этой жизни. Единственная власть, которую он признает - деньги.

Кнуров ведет обеспеченную размеренную жизнь. Любая его прихоть может быть моментально исполнена. Мокий Парменыч привык к всеобщему почитанию. Он четко делит людей на два класса: имеющих и не имеющих деньги. С точки зрения наличия капитала он оценивает возможности и пользу окружающих.

Круг общения Кнурова невелик. В пьесе в него входят лишь Вожеватов, Паратов и семья Огудаловых. С первыми его связывают деловые отношения. Мокий Парменыч прекрасно понимает, насколько важно поддерживать хорошие отношения с деловыми партнерами. Вряд ли это общение можно назвать дружбой. В любом случае, в провинциальном городке более близких, а тем более равных ему людей, все равно нет.

Мокий Парменыч по-своему добр, но его расположение к людям опять же зависит от возможной выгоды. Он может высказать искреннее сочувствие чужому горю, но окажет помощь лишь в том случае, если это принесет ему какую-нибудь пользу. Высокое мнение Кнурова о себе ярче всего проявляется в его отношении к Карандышеву. Капиталист откровенно презирает мелкого чиновника, который не смог добиться более высокого положения.

Мокий Парменыч уже давно отметил для себя красоту дочери Хариты Игнатьевны. Главная проблема заключается в том, что делец женат. Он не прочь взять Ларису "на содержание", но девушка еще ничем не запятнала своей репутации. Кнуров честно признается Вожеватову, что ему уже поздно открыто соперничать с многочисленными поклонниками Ларисы. Он предпочитает действовать обходными путями. Понятие любви совершенно незнакомо Кнурову. Он даже хвалит Вожеватова за отсутствие этого чувства, бесполезного в торговых делах.

Любовь для Мокия Парменыча - тот же самый товар, а Лариса - "дорогой бриллиант", требующий "дорогой оправы". Кнуров точно так же презирает Хариту Игнатьевну, но поддерживает с ней хорошие отношения и дает деньги с целью завладеть Ларисой. К этой цели он идет долго и настойчиво. Предстоящая свадьба девушки представляется ему удобным шансом. Карандашев не сможет достойно обеспечить Ларису. Вот тогда-то Кнуров и надеется использовать свой шанс.

Вся низость и бессердечность Мокия Парменыча и Вожеватова проявляется в сцене розыгрыша Ларисы в орлянку. Таким образом они решают судьбу живой девушки, даже не спросив ее мнения. Лариса представляется им простой, но невероятно красивой вещью, у которой обязательно появится хозяин. "Победивший" Кнуров, отбросив всякий стыд, прямо обращается к Ларисе с предложением стать его содержанкой. Свои слова он подкрепляет значительной фразой: "Для меня невозможного мало".

Мокий Парменыч - не просто всесильный, невероятно богатый делец. Деньги извратили его мышление. Для Кнурова все окружающее (даже люди) - объект купли-продажи. Его отношение к Ларисе, как к вещи, лежит в основе трагедии всей пьесы.

Мы подготовили для вас цикл уроков с общим названием «Навигатор». Каждый урок содержит краткие сведения о конкретном произведении русской литературы и помогает сориентироваться в дополнительных материалах, посвящённых ему. Предлагаю поговорить о пьесе Островского «Бесприданница».

Местом действия становится приволжский город Бряхимов , в образе которого можно найти черты современного автору Нижнего Новгорода (в пореформенное время, воссозданное в пьесе, там жило много разбогатевших предпринимателей - «миллионщиков», как их тогда называли, - и неслучайно тема денег занимает столь важное место в произведении). Название Бряхимов не выдумано: такой город действительно некогда существовал, упоминался в летописях (здесь возникают ассоциации с древностью, архаичностью - и, действительно, в Бряхимове, несмотря на промышленные и торговые успехи, царят консервативные, а порой и дремучие нравы).

Лариса Огудалова, девушка хорошей, но обедневшей фамилии, - бесприданница. Проворная мать хочет выдать её замуж за состоятельного человека, но, несмотря на красоту, ум и утончённость Ларисы, с предложениями руки и сердца многочисленные посетители их скромного дома не торопятся. Богатый купец Кнуров женат, друг детства Вожеватов увлечён делами и не спешит создавать семью, а тот, кого полюбила сама Лариса, - дворянин-повеса Паратов - уезжает и не подаёт о себе вестей. Устав от неопределённости своего положения, не желая больше быть объектом явной торговли, Лариса соглашается выйти замуж за небогатого и ничем не примечательного чиновника Карандышева. Он давно влюблён в Ларису, и даже явная невзаимность со стороны невесты его не смущает. Незадолго до свадьбы в город возвращается Паратов, желающий закрутить короткую интрижку и погулять перед собственной выгодной свадьбой. Он обманывает Ларису, заставляя поверить в его страстную любовь. Лариса с Паратовым едут на пароходе за Волгу, репутация Ларисы погибла. Растоптанный, потерявший всякую надежду, Карандышев стреляет в Ларису, а она спасает своего убийцу от суда, имитируя суицид.

Лариса Огудалова славится не только редкой утончённой красотой, но и творческой одарённостью: она «играет на разных инструментах, поёт», любит романсы (хотя в этом мы не можем не заметить дурного вкуса, некой ограниченности, но не будем её осуждать). Героиня всей душой стремится прочь из мира обывателей, тоскует по настоящему чувству, по подлинности. «…в Ларисе Дмитриевне земного, этого житейского, нет. Ну, понимаете, тривиального… Ведь это эфир», - признаёт даже циничный Кнуров. Но у этой отрешённости от обыденного есть и обратная сторона: Лариса порой оказывается слепа в оценке других людей, она видит в Паратове только создаваемую им иллюзию - вольную, красивую, иную жизнь, не замечая душевного убожества самого Паратова. Героиня способна на отчаянные поступки, она смело следует за Паратовым, теряя всё. Страшный поступок Карандышева освобождает героиню и от самоубийства, и от судьбы содержанки. Перед смертью так и не нашедшая любви Лариса говорит, что всех прощает и всех любит.

Карандышев: -ещё один «маленький человек» со своими комплексами, злобой и тщеславием. Искренне влюблённый в Ларису, он гораздо больше, нежели её спокойствия, хочет для себя своеобразной выгоды: торжества, публичной компенсации за прошлые унижения. На словах презирая мир, где правят деньги, Карандышев полностью подчиняется его законам. Убийство Ларисы для Карандышева не проявление ревности: он не ревнует, потому что и так знает, что нелюбим. Карандышев хочет присвоить красивую, недоступную, внутренне далёкую от него Ларису. Властвовать ей, подчинить её он может только в смерти.

Паратов: - « У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно», - так характеризует себя сам персонаж. «Промотавшийся кутила, развратный человек», - эти слова, сказанные Карандышевым, также оказываются точной характеристикой Паратова. Финансово «проигравший», Паратов совершает очередную выгодную сделку: продаёт не только свой пароход, но и себя самого богатой невесте в обмен на золотые прииски. При этом свои низменные действия Паратов пытается прикрыть в глазах окружающих высокими причинами, создать вокруг себя ореол тайны.

Кнуров: - циничный человек, влюблённый в Ларису, но не желающий разрушать свою семью. Относится к Ларисе как к драгоценной изящной вещице, предлагает ей роль содержанки.

Вожеватов: - странный персонаж с непонятными мотивами. Он друг детства Ларисы, интересуется ей, может себе позволить женитьбу. В чём же дело? Ищет богатую невесту? Или не хочет жениться на той, кто влюблена в другого? Или, скорее всего, этот прагматичный человек не хочет ни хлопот, ни расходов, ни экстремальных чувств. Как бы там ни было, он предаёт Ларису в конце, разыгрывая её, как вещь, в орлянку с Кнуровым, отказывая Ларисе даже в слове утешения.

Харита Огудалова: - «бойкая женщина», озадаченная деньгами. Эта небогатая вдова успешно выдала замуж двух старших дочерей (причём богатые женихи, как выяснилось позже, сломали жизнь девушкам, одна из них даже погибла от руки ревнивого супруга), но автор не показывает никаких переживаний Хариты Игнатьевны по этому поводу. Зато мы наблюдаем, как она старается хитростью, лицемерием, интригами не «продешевить», сбывая с рук красавицу-дочь.

Одной из центральных проблем становится место человека в мире сугубо денежных отношений , где он не существует как личность, а оказывается товаром. Разумеется, порой это делается неявно, а, например, под предлогом заботы или восхищения. Среди тех, кто подобен Кнурову и Вожеватову, Лариса не может найти любви, которая не была бы прикрытием выгодной жизненной сделки. Пьеса, начавшаяся со сделки - покупки парохода, - сделкой же и заканчивается, когда Кнуров предлагает Ларисе продать ему себя. «Уж если быть вещью, так одно утешение - быть дорогой, очень дорогой», - в отчаянии думает и сама Лариса.

Разумеется, это чудовищное унижение человеческого достоинства. Тема унижения последовательно пронизывает пьесу. «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески», - говорит Харита Игнатьевна, думая, что последующее богатство и приобретённый статус покроют былой позор. Наиболее ярко и последовательно тема унижения проявляется через образ Карандышева.

И, конечно, особое значение приобретает тема любви, которой не существует в подобной системе отношений. Желание обладать есть. У Кнурова, Вожеватова, Паратова, Карандышева. Но у них нет ни понимания, ни уважения, ни ответственности за другого. Кажется, и материнской любви здесь места не находится.

Масштаб проблемы здесь вполне типичен для драмы: столкновение героя с жизненными обстоятельствами, с обществом, с ближним окружением. При таком конфликте финал может стать не менее горьким, чем трагический. Именно так здесь и происходит. Итак, перед нами психологическая драма , раскрывающая катастрофу человеческой натуры.

Исключительную роль для понимания пьесы играют говорящие имена. Имя Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Образ птицы ассоциируется с красотой, простором, свободой и уязвимостью. Фамилия Огудалова, применительно к матери Ларисы, намекает на расчётливость и цинизм Хариты Игнатьевны: в диалектах среднерусских губерний глагол «огудать» означал «обольстить, обмануть, облапошить, обвести вокруг пальца».

Ещё один существенный приём - лейтмотивы . Например, всю пьесу пронизывает мотив денег . Вспомним про небольшую деталь - монетку: в экспозиции рассказывается, как Паратов стреляет в Ларису, которая держит в руке монетку, а в завершении пьесы разыгрывают в монетку, как вещь, саму Ларису. Важное место занимает в драме мотив блеска . В начале пьесы встречаем эпитет «блестящий (барин)» - это характеристика Паратова в списке действующих лиц. «Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует», - это говорит о Ларисе Кнуров, ценитель женской красоты, претендующий на роль «ювелира». «Она создана для блеску»; «Ты у меня заблестишь так, что здесь и не видывали». Золотые прииски невесты Паратова также наводят на мысль о блеске… «Ах, какая мысль блестящая!» - это про идею напоить Карандышева. А вот и слова Карандышева: «Лариса Дмитриевна знает, что не всё то золото, что блестит. … Она умеет отличать золото от мишуры. … Она искала для себя человека не блестящего, а достойного...». А вот и исполненные отчаяния слова самой Ларисы, решившейся на «сделку» с Кнуровым: «у меня перед глазами заблестело золото, засверкали бриллианты».

Существенную роль играют цыганские мотивы : не случайно на классическом фортепиано в доме Огудаловых лежит гитара, цыганский, вольный инструмент. Карандышев упоминает жизнь «цыганским табором», имея в виду толпы богатых гостей в доме Огудаловых. В цыганских мотивах мы видим и некоторую характеристику Ларисы: её мир не лишён романсовых шаблонов, это стиль не самого лучшего тона, хотя это попытки обрести свою личность, свой голос - не случайно в пьесе Лариса поёт…Обратим внимание на мотив птиц и, кроме имени героини, вспомним пароход «Ласточка»: Паратов по-хозяйски распоряжается «птицами» - сбывает с рук сначала «Ласточку», а потом Ларису, тоскующую по свободе чайку приволжского города. .

Предлагаем вам различные интерпретации произведения, в том числе комментарии современных учёных. Эти материалы помогут вам для ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Смотрите раздел . Если вам интересно, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, с кем писатель вступает в творческий диалог, посмотрите раздел . Если вам понравилось произведение и вы бы с удовольствием прочитали что-то похожее по стилю и атмосфере, откройте вкладку . Если хотите подумать о проблемах, которые затрагивает в пьесе автор и которые волнуют человечество на протяжении веков, загляните в . Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и самое главное - вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!