Определение понятия «хор»

А.А. Егоров в своей работе «Теория и практика работы с хором» определяет хор как более или менее многочисленную группа певцов, исполняющих вокально-хоровое произведение. При этом каждая партия поется несколькими однородными голосами. Этим хоровой коллектив, как вокальная организация, значительно отличается от камерного вокального ансамбля (дуэта, трио, квартета и т.д.), в котором каждая отдельная партия всегда поручается только одному исполнителю. Наиболее типичным, чистым видом хорового коллектива является хор a cappella, т.е. коллектив, поющий без инструментального сопровождения. Другой вид хорового коллектива - хоровой коллектив с сопровождением фортепиано, ансамбля инструментов или же оркестра - является уже не вполне самостоятельным: он делит свои исполнительские задачи с инструментальным сопровождением.

В.Г. Соколов: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для передачи мыслей, чувств, идейного содержания, которые заложены в произведении».

П.Г. Чесноков: «Хор a cappella» представляет собой полноценное объединение значительного числа человеческих голосов, способное передавать тончайшие изгибы душевных движений, мыслей и чувств, выраженных в исполняемом сочинении. Хор - это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенной ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы».

Таким образом, хор - понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). Базисная основа каждой хоровой партии - унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения - звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор - это ансамбль вокальных унисонов. Хоровое исполнительство выражении двумя формами музицирования - пение без сопровождения (a cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования - в натуральном или темперированном строе - повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре - основные условия его профессионализма.

Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера/ дирижера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта. Синтез двух видов искусств (музыки и поэтики) вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально- литературной интерпретации.

Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:

А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.

Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:

В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.

1. (С 1 +С 2)+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2)+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2)

1. (С 1 +С 2) + (А 1 +А 2)+Т+Б
2. (С 1 +С 2)+А+(Т 1 +Т 2)+Б
3. (С 1 +С 2)+А+Т+ (Б 1 +Б 2)
4. С+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
5. C+(A 1 +A 2)+T+(Б 1 +Б 2)
6. C+A+(T 1 +T 2) + (Б 1 +Б 2)

1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2)+(Б 1 +Б 2)
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2)+Т+(Б 1 +Б 2)

(С 1 +С 2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.

В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.

На сцене стройными рядами стоят женщины в одинаковых красивых платьях. За ними, поднявшись на небольшие возвышения, мужчины в строгих черных костюмах.

Взмах руки дирижера, и зазвучало хоровое пение. Словом "хор", которое произошло от греческого choros и латинского chorus , что значит толпа, собрание , называют коллективы людей, исполняющих вокальную музыку и произведения, сочиненные для этого коллектива.

Разумеется, не всякий коллектив можно назвать хором. Бывают вокальные ансамбли, состоящие из нескольких, иногда более десяти, человек. Хор отличается от них значительно большим числом исполнителей.

Все участники хора разделены на несколько групп, чаще всего - на четыре. В детском хоре голоса делятся на высокие и низкие; высокие голоса - сопрано, низкие - альты.

Взрослые хоры могут быть разными по составу: мужскими, женскими и смешанными. В смешанном хоре присутствуют все основные голоса: сопрано (высокие женские), альты (низкие женские), тенора (высокие мужские) и басы (низкие мужские). Иногда, если исполняемое сочинение имеет не четыре разных партии, а большее количество, каждая из групп подразделяется на первые и вторые голоса: первые и вторые сопрано, первые и вторые альты и так далее.

Для хорового пения композиторы сочиняют специальные произведения: песни, хоры, хоровые поэмы. Д. Д. Шостакович написал 10 хоровых поэм на слова поэтов-революционеров.

Хор - одно из главных "действующих лиц" многих опер . Без него не обходится ни одна массовая сцена. Вспомним хотя бы "Сцену под Кромами" из оперы Мусоргского "Борис Годунов", где показана картина народного волнения. Образ восставшего народа передан через хоровую песню "Расходилась, разгулялась...".

М. Мусоргский. Хор "Гайда! Расходилась, разгулялась"
(опера "Борис Годунов" 4 действие, 3 картина)
Скачать

Величественный хор "Славься" звучит в финальной сцене оперы Глинки "Иван Сусанин".

М. И. Глинка. Хор "Славься"
(из эпилога оперы "Иван Сусанин")
Ваш браузер не поддерживает audio элемент.
Скачать

Хор - непременный участник исполнения ораторий и кантат , где ему отводится очень большое место.

Некоторые хоровые произведения пишутся без сопровождения. Такое исполнение принято называть а капелла .

Хор напоминает совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности: прозрачное пианиссимо и величественное фортиссимо , колоссальные нарастания и мгновенные спады звучности, замедление или ускорение темпа. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощенные в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины. Недаром хоровое пение - одна из самых любимых у нас в стране форм художественной самодеятельности.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют "прикрытым", "округлым" звуком. Это Ленинградская академическая капелла имени М. И. Глинки, Республиканская капелла имени А. А. Юрлова, Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио, хор мальчиков Московского хорового училища имени А. В. Свешникова. Народные хоры поют в особой манере, так называемым открытым звуком. Вспомните, например, звучание Хора имени Пятницкого, Северного народного хора и других подобных музыкальных коллективов.

Грегорианский Церковный хор

Хор Пермского музыкального колледжа

Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано , альты , тенора , басы . Но количество партий в принципе не ограничено, так как каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи ): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

Хор может петь в сопровождении инструментов или без них. Пение без сопровождения называется пением a cappella . Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр . Как правило, на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано ; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella .

История

Одними из первых певческих коллективов были древнегреческие хоры, использовавшиеся во время трагедий . Но в отличие от современной драматургии и театра сам он не являлся персонажем , а выполнял роль общественного мнения, определявшего выбор других персонажей. Древнегреческий хор всегда пел в один голос либо без сопровождения, либо под китару , также игравшую в унисон с хором.

Раннее христианство переняло античную традицию, и до X–XII веков хоры пели только в унисон или октаву. Затем началось разделение голосов на низкие и высокие и появление для них различных партий. До XV (а в церковном песнопении - до XVII века) в хоре состояли только мужчины (исключение - хоры монашек) .

Типы хоровых коллективов

Под наименованием тип хора понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, хор, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а хор, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа хоров: женские, мужские, детские, смешанные.

  • смешанный хор (наиболее распространенный тип хора) - состоит из женских и мужских голосов. Женские голоса составляют партии сопрано и альтов , мужские голоса составляют партии теноров и басов . Внутри каждой партии обычно бывают подразделение на первые (более высокие) и вторые (более низкие) голоса: сопрано I и II, альты I и II, тенора I и II, басы I и II;
  • хор мальчиков и юношей - состоит из тех же четырёх основных партий, что и смешанный, но партию сопрано исполняют мальчики, именующиеся дискантами, партию альтов - низкие мальчиковые голоса; партии теноров и басов в таком хоре, так же как и в смешанном, исполняются мужчинами;
  • мужской хор - состоит из теноров и басов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые (высокие) и вторые (низкие) тенора и первые и вторые басы. Партия первых теноров может быть расширена за счет певцов-контратеноров, поющих (фальцетом) ещё более высокую партию, по тесситуре находящуюся за пределами обычного мужского голосового диапазона;
  • женский хор - состоит из сопрано и альтов, с подразделением каждой партии на два голоса: первые и вторые сопрано и первые и вторые альты;
  • детский хор - состоит из двух партий: сопрано (дискантов) и альтов, иногда из трёх - сопрано (дискантов) I и II, и альтов; возможны и другие варианты.

Минимальное количество певцов в одной хоровой партии - 3 человека.

С точки зрения манеры пения различают:

  • академические хоры - поющие в академической манере. Академическая манера пения основана на принципах и критериях музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанров;
  • народные хоры - поющие в народной манере. Жанровыми признаками русских народных хоров являются: опора на местную или областную традицию бытового народного пения; использование натурального регистрового звучания голосов; подголосочно-полифонический распев песни как основа хорового многоголосия.

Виды хорового пения

По количеству участников различают:

  • вокально-хоровой ансамбль - от 12 до 20 участников;
  • камерные хоры - от 20 до 30-50 участников;
  • средние хоры - от 40 до 60-70 участников;
  • большие хоры - от 70 до 120 участников;
  • сводные хоры - до 1000 участников, собираются на время из разных коллективов. Такие составы имеют статус «хеппининг-перформанс» и не относятся собственно к исполнительскому искусству , так как представляют собой скорее пропагандно-просветительское направление.

Хоры могут иметь разный статус, например, профессиональные, любительские (самодеятельные), церковные и учебные хоры.

См. также

Примечания

Литература

  • Анисимов А. И. Дирижёр-хормейстер. Творческо-методические записки.- Л.: «Музыка», 1976.- 160 с.
  • Асафьев Б. В. О хоровом искусстве: Сб. статей / Сост. и коммент. А. Павлова-Арбенина.- Л.: Музыка, 1980.- 216 с.
  • Виноградов К. Работа над дикцией в хоре.- М.: Музыка, 1967.
  • Дмитревская К. Русская советская хоровая музыка. Вып. 1.- М.: Советский композитор, 1974.
  • Дмитревский Г. Хороведение и управление хором.- Музгиз, 1957.
  • Евграфов, Ю. А. Элементарная теория мануального управления хором. - М.: Музыка, 1995
  • Егоров, А. А. Теория и практика работы с хором / А. А. Егоров. - Л. ; М.: Госмузиздат, 1951.

Что такое хор, а что не является хором, а может называться только собранием поющих? Что является хоровой звучностью, а что лишь звучанием голосов человеческих? Почему один коллектив поет великолепно, а другой - посредственно? Рассмотрим эти вопросы в данной статье.

Хор - собрание поющих людей

Прежде чем разбираться в том, что такое хор как понятие, отметим, что это - удивительное и превосходное изобретение человечества. Хоровое движение в последние годы набирает обороты. Огромное количество людей приходят в коллективы, постоянно появляются новые, все чаще проводятся фестивали и всевозможные конкурсы. Пение является самым доступным занятием как для ребенка, так и для пожилого человека, имеющего абсолютный или относительный слух, либо стремящегося обучиться хоровому пению. Существует масса любительских коллективов, где не нужно платить взносы и приобретать дорогой инструмент, надо только беречь свой голос и уметь правильно им пользоваться.

Что такое хор? Определение в словарях Даля, Ожегова и Ушакова

В толковом словаре Владимира Даля - это собрание певчих для согласного пения. Собрание определенного круга музыкантов для коллективной музыки. Бывает женский хор, мужской и смешанный. Хорища - в три сотни голосов. Хоровое пение определяется в словаре Даля как дружное и совместное.

В толковом словаре Ожегова это - ансамбль или некоторая группа певцов. Четырехголосный хор состоит из различных певческих голосов.

В толковом словаре Ушакова - в древнегреческой драме хором называется группа людей, участвующая в представлении с пением или пляской. Также он расшифровывает хор как коллектив певчих, которые исполняют преимущественно вокальную музыку. Разновидности хора по Ушакову:

  • хор оперного театра;
  • хор музыкантов;
  • хор балалаечников;
  • женский;
  • мужской;
  • церковный.

Этим словом называется и музыкальная пьеса, где всякая вокальная партия исполняется несколькими голосами.

Вот что такое хор как определение в толковых словарях маститых знатоков русского языка.

Зачем нужен хор человеку?

Пение в хоре доставляет удовольствие. Поющий человек наименее подвержен воздействию стрессам и депрессиям, так как вокал оказывает на него благотворное влияние и своеобразный психотерапевтическое воздействие.

Качественное хоровое пение во многом зависит от правильного дыхания, что положительно действует и на здоровье певцов. Хоровая музыка улучшает работу сердечно-сосудистой системы, повышает тонус головного мозга. В Австралии квалифицированные специалисты медицины обнаружили, что пение способно поправить здоровье людей, страдающих заболеваниями суставов и позвоночника. Еще один интересный факт заключается в том, что хоровое пение постепенно вводится в программу профилактики и лечения в различных медицинских учреждениях. Так, например, в одной из женских консультаций Саратова практикуются распевки беременными, что положительно влияет как на саму будущую маму, так и на ее плод. Хоровое пение предназначено и для детей - оно развивает их физически и духовно.

Что такое хор в музыке?

Профессиональные музыканты знают, что добиться идеального звучания хора, состав которого порой удивляет своей численностью, не так уж и просто. В музыкальных заведениях III и IV уровней аккредитации существует специальность «Хоровое дирижирование», где изучается одна из важнейших дисциплин для будущего профессионала - «Хороведение». Главная цель - достигнуть целостности и монолитности всех партий, чтобы звучание ансамбля ассоциировалось с единым живым организмом, слаженное и благозвучное звучание которого доставляло бы истинное наслаждение.

Таким образом, хор - это некое собрание поющих людей, идеальная звучность которого достигается за счет ансамблевого единства с выверенным строем и художественно выработанными нюансами. Хоровые коллективы могут состоять из любителей, звучание голоса которых порой ничуть не уступает настоящим профессионалам.