Великий русский писатель Антон Павлович Чехов - автор незабываемых литературных шедевров. Такие произведения для сцены, как "Чайка", "Три сестры", пьеса "Вишневый сад", уже более ста лет включаются в репертуары театров всего мира и пользуются неизменным успехом у публики. Однако передать подлинный персонажей получается далеко не в каждом зарубежном театре. Пьеса "Вишневый сад" - это последняя работа Чехова. Писатель собирался продолжить творчество на ниве театрального искусства, но помешала болезнь.

"Вишневый сад", история создания пьесы

Драматургия русского театрального искусства конца 19 века отличалась самоотверженностью авторов. Писатель плодотворно работал до последнего дня. Умер в 1886 году, на 63-м году жизни, от нервного истощения. Антон Павлович Чехов, будучи уже неизлечимо больным, работал, не покидая кабинета, создавая свои неповторимые шедевры. Чувства, обостренные недомоганием, повышали художественный уровень произведений.

Пьеса великого русского драматурга Антона Павловича Чехова "Вишневый сад", история создания которой связана с неблагоприятным периодом в жизни писателя, увидела свет в 1903 году. Перед этим на сцене столичного Художественного театра сыграли драму "Три сестры", которая имела небывалый успех. Тогда же Чехов решил приступить к работе над следующей пьесой. В письме к своей супруге - актрисе Ольге Леонардовне Книппер, он писал: "...а вот следующая пьеса, которую напишу, непременно будет смешная...".

Совсем не весело

Могла ли стать "смешной" последняя пьеса писателя, которую он создал перед самой смертью? Вряд ли, а вот грустной - да. Драма "Вишневый сад", история создания которой не менее трагична, чем сама пьеса, стала квинтэссенцией всей недолгой жизни великого драматурга. Персонажи в произведении прописаны с высокой художественной достоверностью, а события, хотя и разворачиваются в несколько неожиданном направлении, никакой особой интриги при этом не содержат. Приблизительно с середины спектакля ощущается фатальная неотвратимость.

Любовь Андреевна Раневская

История разорения усадьбы пожилой помещицы вызывает двойственные чувства. Относительное благополучие Любови Андреевны Раневской не вызывает сомнений, хотя это впечатление подкрепляется только косвенно. Ее имение продается за долги, однако остается возможность возвращения в Париж. Раневская расстается с вишневым садом, который составляет часть ее жизни, но наряду с этим будущее пожилой героини вырисовывается обнадеживающим. Писатель не стал переводить эпизод приобретения усадьбы купцом Лопахиным с последующей в категорию трагической безысходности. Хотя, безусловно, стук топора, вырубающего деревья, это удары по судьбе Раневской и ее родных.

Пьеса "Вишневый сад", история создания которой отражает желание Антона Павловича Чехова как можно глубже показать издержки того времени, выявляет разорение и запущенность помещичьих владений. Умирающие дворянские усадьбы, за которыми стояли сломанные судьбы людей, были показаны писателем с пугающей откровенностью. Трагичность событий, происходящих в жизни обитателей дворянских гнезд, - это часть российской действительности того времени, мрачной и непредсказуемой.

Итог всей творческой жизни

Пьеса которой взяты писателем из жизни, - последняя работа драматурга Чехова. Ее сюжет в чем-то переплетается с жизнью самого писателя. В свое время семья Антона Павловича вынуждена была продать дом в Таганроге. А знакомство драматурга с помещиком А.С. Киселевым - хозяином имения Бабкино, расположенного под Москвой, дало возможность глубже понять проблемы обедневших дворян. Имение Киселева было продано за долги, и бывший помещик поступил на службу в один из банков Калуги. Таким образом, Киселев стал прототипом персонажа Гаева. Остальные образы в пьесе "Вишневый сад" также были взяты из жизни. Персонажей рассматриваемого произведения можно встретить где угодно. Это обыкновенные простые люди.

Творчество и болезнь

Пьеса "Вишневый сад", история создания которой связана с мучительным недомоганием и преодолением болезни, была написана за несколько месяцев. Премьера состоялась 17 января 1904 года, в день рождения Антона Павловича Чехова. Московский художественный театр чествовал своего автора. Тяжело больной писатель нашел в себе силы и прибыл на премьеру. Никто не ожидал увидеть Чехова в театре, зрители устроили ему овацию, в зале собралась вся артистическая и литературная Москва. Рахманинов и Шаляпин, Горький и Брюсов - весь цвет творческого бомонда Москвы почтил Чехова своим присутствием.

Пьеса "Вишневый сад", герои и персонажи

Действующие лица театральной постановки 1904 года:

  • Главный персонаж - помещица Любовь Андреевна Раневская.
  • Ее дочь Аня, 17 лет.
  • Брат Раневской - Гаев Леонид Андреевич.
  • Приемная дочь Любови Андреевны Варя, 24 года.
  • Студент - Трофимов Петр.
  • Помещик, сосед - Борис Борисович Пищик.
  • Купец - Ермолай Алексеевич Лопахин.
  • Гувернантка - Шарлотта Ивановна.
  • Конторщик - Епиходов Семен Пантелеевич.
  • Горничная - Дуняша.
  • Старый лакей - Фирс.
  • Молодой лакей - Яша.
  • Почтовый чиновник.
  • Прохожий.
  • Прислуга.
  • Гости.

Пьеса "Вишневый сад" - чеховский шедевр - создана в последний год жизни писателя, и поэтому может по праву считаться прощальным обращением великого драматурга к людям.

Бессмертная пьеса "Вишневый сад" Чехова стала достойным завершением творческого пути писателя и драматурга. Вот ее краткое содержание.

Имение помещицы Раневской с великолепным вишневым садом должно быть продано за долги. Сама Любовь Андреевна последние пять лет живет за границей вместе со своей дочерью Аней семнадцати лет. Брат Раневской (Гаев Леонид Андреевич) и Варя (приемная дочь Любови Андреевны) обитают пока в имении, которое уже не спасти. Дела Раневской идут из рук вон плохо - шесть лет прошло, как умер муж. Потом погиб маленький сын (утонул в реке). Тогда-то Любовь Андреевна и уехала за границу, чтобы как-то забыться. Завела любовника, за которым потом пришлось ухаживать по причине его болезни.

Возвращение домой

И вот теперь, накануне торгов, хозяйка имения вместе с дочерью Аней возвращается домой. На станции путешественниц встречают Леонид Андреевич и Варя. Дома их ждет давний знакомый купец Лопахин и горничная Дуняша. Позже приходит конторщик Епиходов, чтобы отчитаться.

К усадьбе подъезжают экипажи, встреча радостная, но каждый говорит только о своем. Сама Любовь Андреевна в слезах ходит по комнатам, вспоминает былые годы и на ходу выслушивает новости. Дуняша делится с барыней радостью о том, что Епиходов сделал ей предложение.

Любовь Андреевна останавливается, чтобы перевести дух, и тут Лопахин напоминает ей о том, что имение вот-вот будет продано, однако его еще можно спасти, если сад вырубить, а землю раздать по частям в аренду дачникам. Мысль вполне здравая, если не считать глубокую ностальгию Раневской по прошлому. Предложение Лопахина ее ужасает - как можно уничтожить вишневый сад, ведь в нем вся ее прошлая жизнь!

Друг семьи Лопахин

Разочарованный Лопахин уходит, а вместо него появляется Петя Трофимов - "вечный студент", прыщавый молодой человек, бывший когда-то учителем сына Раневской. Он слоняется по гостиной без всякого толка. Гаев, оставшись наедине с Варей, начинает строить планы о том, как спасти имение от разорения. Вспоминает тетку в Ярославле, о которой никто ничего не слышал в последние пятнадцать лет, но при этом все знают, что она очень богата. Леонид Андреевич предлагает написать ей письмо с поклоном.

Вернулся Лопахин. Он вновь принялся уговаривать Раневскую и ее брата отдать имение в аренду, хотя те его не слушают. Отчаявшись в чем-то убедить этих "странных, не деловых, легкомысленных" людей, Лопахин собирается откланяться. Любовь Андреевна просит его остаться, поскольку "с ним веселее". Петя завладел всеобщим вниманием и принялся поносить интеллигенцию, которая любит философствовать, а с людьми обращается как со скотиной. Лопахину удается ввернуть несколько слов о том, как вокруг мало порядочных людей. Затем его перебивает Раневская и напоминает, что скоро день торгов.

Стук топора как финал всей жизни

Наступает 22 августа - день, на который назначены торги. Накануне вечером в имении устраивается бал, приглашены музыканты, заказано угощение. Но никто не пришел, кроме почтового чиновника да начальника станции, а ведь когда-то на паркете гостиной танцевали генералы и знатные вельможи.

Раневская беседует с Петей Трофимовым и признается ему, что ее жизнь потеряет смысл, если не будет вишневого сада. Потом делится с учителем сокровенным: оказывается, ей каждый день присылают телеграммы из Парижа от бывшего любовника, в которых он слезно умоляет ее вернуться. Как говорится, нет худа без добра. Петя осуждает ее за потакание "ничтожеству, мелкому негодяю". Раневская сердится, называет Петю "чудаком, чистюлей и занудой". Они ссорятся.

Приходят Лопахин с Гаевым и объявляют, что имение продано, и что его купил Лопахин. Купец счастлив, ведь ему удалось обставить на торгах самого Дериганова, обойти его на целых девяносто тысяч рублей. И теперь Ермолай Лопахин сможет вырубить вишневый сад, разделить землю на участки и сдать их в аренду дачникам. Слышен стук топора.

Разорение помещичьих усадеб

"Вишневый сад", тема которой была столь злободневной для конца 19 века, отличается максимально реалистичным отображением событий. Дворяне жили на широкую ногу, постоянно одалживали деньги, а залогом для ссуды всегда было имение. И вполне закономерно, что оно затем шло с молотка. У Раневской Любови Андреевны вырубили вишневый сад, пройдясь топором по ее душе. А другие помещики, разорившись, кончали жизнь самоубийством, и это случалось довольно часто.

Характеристика "Вишневого сада" как публичной театральной пьесы может быть сведена к короткой формулировке: вишневые сады как смысл чьей-то жизни уязвимы и обречены на гибель в условиях великосветского общества и помещичьих долговых расписок.

О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года.

Поначалу она задумывалась им "как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом". В 1903 году, когда продолжается работа над "Вишневым садом", А. П.Чехов пишет друзьям: "Вся пьеса веселая, легкомысленная". Тема пьесы "имение идет с молотка" - отнюдь не была новой для писателя.

Ранее она была затронута им в драме "Безотцовщина" (1878-1881). На протяжении всего творческого пути Чехова интересовал и волновал психологический трагизм ситуации продажи имения и утраты дома. Потому в пьесе "Вишневый сад" отразились многие жизненные впечатления писателя, связанные с воспоминаниями о продаже отчего дома в Таганроге, и знакомством с Киселевыми, которым принадлежало подмосковное имение Бабкино, где семья Чеховых гостила летом 1885-1887 годов. Во многом образ Гаева был списан с А. С.

Киселева, ставшего членом правления банка в Калуге после вынужденной продажи имения за долги. В 1888 и 1889 годах Чехов отдыхал в имении Линтваревых, близ Сум Харьковской губернии. Там он воочию увидел запущенные и умирающие дворянские усадьбы. Такую же картину Чехов мог детально наблюдать и в 1892-1898 годах, живя в своем имении Мелихове, а также летом 1902 года, когда он жил в Любимовке - имении К. С. Станиславского.

Все более крепнущее "третье сословие", которое отличалось жесткой деловой хваткой, постепенно вытесняло из "дворянских гнезд" их разоряющихся хозяев, бездумно проживавших свои состояния. Из всего этого Чехов и почерпнул замысел пьесы, где впоследствии отразились многие подробности жизни обитателей умирающих дворянских усадеб.

Работа над пьесой "Вишневый сад" требовала от автора чрезвычайных усилий. Так, он пишет друзьям: "Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями". Чехов, постоянно борющийся с приступами болезни и бытовыми неурядицами, пишет "бодрую пьесу". 5 октября 1903 года известнейший русский писатель Н. К.

Гарин-Михайловский сообщает в письме одному из своих корреспондентов: "Познакомился и полюбил Чехова. Плох он.

И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму "Сад вишневый". Также Чехов отправляет несколько писем режиссерам и актерам, где детально комментирует некоторые сцены "Вишневого сада", дает характеристики его персонажей, делая особенный упор на комедийных чертах пьесы.

Но К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, основатели Художественного театра, восприняли ее как драму. По словам Станиславского, чтение пьесы труппой было встречено "единодушно восторженно". Он пишет Чехову: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться.

Слышу, как Вы говорите: "Позвольте, да ведь это же фарс". Нет, для простого человека это трагедия...

Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь". Постановка пьесы потребовала особого театрального языка, новых интонаций. Это прекрасно понимали и ее создатель, и актеры.

Мне представилось, что "Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей". Однако режиссерская интерпретация "Вишневого сада" не удовлетворяла Чехова. "Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте", - пишет автору Станиславский, утверждая свое видение и логику движения пьесы к драматическому финалу, означавшему конец прежней жизни, утрату дома и гибель сада.

Чехова крайне возмущало, что спектакль лишался комедийных интонаций. Он считал, что Станиславский, исполнявший роль Гаева, слишком затягивал действие в четвертом акте. Чехов признается жене: "Как это ужасно! Акт, который должен продолжаться 12 минут maximum, у вас идет 40 минут. Сгубил мне пьесу Станиславский". В декабре 1903 года Станиславский жаловался: "Вишневый сад" "пока не цветет.

Только что появились было цветы, приехал автор и спутал нас всех. Цветы опали, а теперь появляются только новые почки". А. П. Чехов писал "Вишневый сад" как пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утратах, о стремительно ускользающем времени. Однако в начале XX века это не представлялось далеко бесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала самые разные оценки.

Не стала исключением и комедия "Вишневый сад", где новым и неожиданным были характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драматургии. Например, А. М. Горький охарактеризовал чеховский "Вишневый сад" как перепев старых мотивов: "Слушал пьесу Чехова - в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового - ни слова. Всё - настроения, идеи - если можно говорить о них - лица, - всё это уже было в его пьесах.

Конечно - красиво и - разумеется - со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска - не знаю".

Несмотря на постоянные разногласия, премьера "Вишневого сада" все-таки состоялась 17 января 1904 года - в день рождения А. П. Чехова. Художественный театр приурочил ее к 25-летию литературной деятельности А. П. Чехова.

В зале собралась вся артистическая и литературная элита Москвы, а в числе зрителей были А. Белый, В. Я. Брюсов, А. М.

Горький, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин. Появление на авансцене после третьего акта автора было встречено долгими аплодисментами.

Последняя пьеса А. П. Чехова, ставшая его творческим завещанием, начинала свою самостоятельную жизнь.

Требовательная российская общественность с большим восторгом встретила пьесу, чей светлый дух не мог не покорить зрителя. Постановки "Вишневого сада" с успехом шли во многих театрах России. Но, тем не менее, Чехов так и не увидел спектакль, всецело отвечавший его творческим замыслам. "Глава о Чехове еще не кончена", - писал Станиславский, признавая, что А. П. Чехов далеко обогнал развитие театра.

Вопреки критическим прогнозам "Вишневый сад" стал неувядающей классикой отечественного театра. Художественные открытия автора в драматургии, его самобытное видение противоречивых сторон жизни необычайно четко проявились в этом вдумчивом произведении.

Вишнёвый сад Чехова.
Антон Павлович Чехов! Как много связанно с этим именем в душе русского человека. Он был наделён удивительным талантом и работоспособностью. Именно, эти качества поставили его в один ряд с лучшими представителями русской литературы.
Его всегда прельщало высокое искусство простоты и краткости, и в то же время, он стремился в своих произведениях к усилению эмоциональной и смысловой выразительности повествования.
Творчество А. П. Чехова пронизано постоянной борьбой с невыносимой тоской бытия. Один из немногих, чей взор был обращён не просто в будущее - он жил этим будущим. Своим пером заставляя и нас, читателей, задуматься о проблемах не сиюминутных, а куда более важных и значимых.
В 1904 году на сцене МХТ с триумфом прошла премьера пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад». После предыдущих, неоднозначных критических оценках Чеховских постановок, «Вишнёвый сад» был принят сразу и безоговорочно. Более того, пьеса дала толчок к зарождению «нового театра», тяготеющего к символизму и гротеску.
«Вишнёвый сад» стал эпилогом, реквиемом целой эпохи. Яркая пародия и отчаянная комедия с финалом, дающим нам некую надежду на будущее, вот, пожалуй главный, новаторский феномен этой пьесы.
Чехов довольно точно расставляя акценты, отчётливо даёт нам понимание того идеала, без которого, по его убеждению, невозможна осмысленная человеческая жизнь. Он уверен – прагматизм без духовности обречён. Именно поэтому, Чехову ближе не Лопахин, представитель зарождавшегося в России капитализма, а скорее «вечный студент» Петя Трофимов, на первый взгляд жалкий и смешной, но, именно за ним автор видит будущее, потому что Петя добрый.
Аня, ещё один персонаж, которому симпатизирует Чехов. Вроде бы неумелая и нелепая, но, есть в ней некое очарование и чисто, за что Антон Павлович готов ей всё простить. Он прекрасно понимает, лопахины, раневские и пр. не исчезнут из нашей жизни, будущее Чехов видит всё-таки за добрыми романтиками. Пусть даже в чём-то и беспомощными.
Негодование у Антона Павловича вызывает самодовольство Лопахина. При всём своеобразии Чеховского гуманизма, ни чувствовать, ни слышать этого нельзя. Забытый в заколоченном доме Фирс звучит метафорой, смысл которой, актуален и сегодня. Пусть Фирс глуп, стар, но он человек, а его забыли. Человека забыли!
Суть пьесы в её обыденности. Но, пустой, заколоченный дом с забытым в нем Фирсом и звук топора, вырубающего вишневый сад, производят гнетущее впечатление, затрагивая и обнажая тонкое и мучительное состояние нашей души. Как-то, устами своего героя, Шукшин сказал: «Не смерть страшна, а расставание».
Пьеса «Вишнёвый сад» А. П. Чехова, как раз об этом, о расставании. Расставании, в философском понимании, с жизнью. Пусть, по большому счёту, не совсем удавшейся, в чём-то несчастной, прошедшей в бесполезных стремлениях, но той, единственной, которой уже никогда не будет. Увы, понимание это, обычно приходит на излёте нашего существования на бренной земле.
«Вишнёвый сад» глубоко трагическая вещь, тем не менее, она названа Чеховым комедией. Парадокс? Отнюдь. Это, его последнее предсмертное произведение, своего рода прощание с читателем, эпохой, жизнью… Видимо поэтому, лейтмотивом через всю пьесу «разлиты» и страх, и грусть и в то же время радость.
Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией не для определения жанра, а как указание к действию. Играя пьесу как трагедию, трагизма не достигнуть. Она не будет ни грустной, ни страшной или печальной, она будет никакой. Только в комедийной интерпретации, достигнув диссонанса, можно добиться понимания остроты проблем человеческого бытия.
Размышления А. П. Чехова об общечеловеческих ценностях не оставляют равнодушными нас и сегодня. Театральные постановки «Вишнёвого сада» на современной сцене тому подтверждение.

Художественная литература потому и называется художественной,
что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле.
Ее назначение – правда безусловная и честная».

А.П. Чехов

После пьесы «Три сестры», в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О.Л. Книппер он признается: «Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере по замыслу» .

Это последняя пьеса писателя, поэтому в ней – самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе России. В ней отразились многие жизненные впечатления А.П. Чехова. Это и воспоминания о продаже родного дома в Таганроге, и знакомство с Киселевым – владельцем имения Бабкино под Москвой, где Чеховы жили в летние месяцы 1885–1887 годов. А.С. Киселев, который после продажи имения за долги поступил на службу в качестве члена правления банка в Калуге, во многом стал прототипом Гаева.

В 1888 и 1889 годах Чехов отдыхал в имении Линтваревых близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. Таким образом в сознании писателя постепенно вызревал замысел произведения, в котором отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнезд.

Работа над пьесой «Вишневый сад» требовала от А.П. Чехова больших усилий. «Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями» , – сообщал он друзьям. Однако, превозмогая болезнь, бытовую неустроенность, Чехов создавал «большую пьесу».

Первое представление «Вишневого сада» на сцене Московского Художественного театра состоялось в день рождения А.П. Чехова – 17 января 1904 года. Художественный театр впервые чествовал своего любимого писателя и автора пьес многих постановок коллектива, приурочив это к 25-летию литературной деятельности А.П. Чехова.

Писатель был тяжело болен, но все же пришел на премьеру. Зрители не ожидали его увидеть и появление это вызвало громовые аплодисменты. В зале собралась вся артистическая и литературная Москва. В числе зрителей были Андрей Белый, Валерий Брюсов, Макси Горький, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и др.

Выявление жанра

Чехов назвал «Вишневый сад» комедией: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (из письма М.П. Алексеевой). «Вся пьеса веселая, легкомысленная» (из письма О.Л. Книппер).

Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни: «Это не комедия, это трагедия… Я плакал, как женщина…» (К.С. Станиславский).

А.П. Чехову казалось, что театр всю пьесу делает не в том тоне; он настаивал, что написал комедию, а не слезливую драму, предупреждал, что и роль Вари, и роль Лопахина – комические. Но основатели Художественного театра К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, высоко оценивая пьесу, восприняли ее как драму.

Есть критики, считающие пьесу трагикомедией. А.И. Ревякин пишет: «Признать «Вишневый сад» драмой – это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет… Пьеса “Вишневый сад” не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает ни трагикомических героев, ни трагикомических положений» .

Вывод

Спор о жанре пьесы продолжается по сей день. Диапазон режиссерских интерпретаций широк: комедия, драма, лирическая комедия, трагикомедия, трагедия. Ответить однозначно на этот вопрос невозможно.

В одном из писем Чехова есть такие строки:

«После лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здоров и весел, его всегда ожидают потери, он не может уберечься от смерти, хотя бы был Александром Македонским, – и надо быть ко всему готовым и ко всему относиться как к неизбежно необходимому, как это ни грустно. Надо только по мере сил выполнить свой долг – и больше ничего» . Эти мысли созвучны тем чувствам, которые вызывает пьеса «Вишневый сад».

Конфликт и проблематика пьесы

Вопрос

Какую же «безусловную и честную» правду мог увидеть Чехов в конце XIX века?

Ответ

Разрушение дворянских усадеб, переход их в руки капиталистов, что свидетельствует о наступлении новой исторической эпохи.

Внешний сюжет пьесы – смена владельцев дома и сада, продажа родового имения за долги. Но в чеховских произведениях особая природа конфликта, которая позволяет обнаружить внутреннее и внешнее действие, внутренний и внешний сюжеты. Причем главным является не внешний сюжет, разработанный достаточно традиционно, а внутренний, который В.И. Немирович-Данченко назвал «вторым планом», или «подводным течением».

Чехова интересуют переживания героя, не декларируемые в монологах («Чувствуют не то, что говорят» – К.С. Станиславский), но проявляющиеся в «случайных» репликах и уходящие в подтекст – «подводное течение» пьесы, что предполагает разрыв между прямым значением реплики, диалога, ремарки и смыслом, который они обретают в контексте.

Действующие лица в пьесе Чехова, по сути, бездействуют. Динамическую напряженность «создает мучительная несовершаемость» действий, поступков.

«Подводное течение» чеховской пьесы таит скрытые в ней смыслы, обнаруживает двойственность и конфликтность, изначально присущие человеческой душе.

Литература

1. Д.Н. Мурин. Русская литература второй половины XIX века. Методические рекомендации в форме поурочного планирования. 10 класс. М.: СМИО Пресс, 2002.

2. Е.С. Роговер. Русская литература XIX века. М.: Сага; Форум, 2004.

3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. От былин и летописей до классики XIX века. М.: Аванта+, 1999.

О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. Поначалу она задумывалась им "как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом". В 1903 году, когда продолжается работа над "Вишневым садом", А.П.Чехов пишет друзьям: "Вся пьеса веселая, легкомысленная". Тема пьесы "имение идет с молотка" - отнюдь не была новой для писателя. Ранее она была затронута им в драме "Безотцовщина" (1878-1881). На протяжении всего творческого пути Чехова интересовал и волновал психологический трагизм ситуации продажи имения и утраты дома. Потому в пьесе "Вишневый сад" отразились многие жизненные впечатления писателя, связанные с воспоминаниями о продаже отчего дома в Таганроге, и знакомством с Киселевыми, которым принадлежало подмосковное имение Бабкино, где семья Чеховых гостила летом 1885-1887 годов. Во многом образ Гаева был списан с А. С. Киселева, ставшего членом правления банка в Калуге после вынужденной продажи имения за долги. В 1888 и 1889 годах Чехов отдыхал в имении Линтваревых, близ Сум Харьковской губернии. Там он воочию увидел запущенные и умирающие дворянские усадьбы. Такую же картину Чехов мог детально наблюдать и в 1892-1898 годах, живя в своем имении Мелихове, а также летом 1902 года, когда он жил в Любимовке - имении К. С. Станиславского. Все более крепнущее "третье сословие", которое отличалось жесткой деловой хваткой, постепенно вытесняло из "дворянских гнезд" их разоряющихся хозяев, бездумно проживавших свои состояния. Из всего этого Чехов и почерпнул замысел пьесы, где впоследствии отразились многие подробности жизни обитателей умирающих дворянских усадеб.

Работа над пьесой "Вишневый сад" требовала от автора чрезвычайных усилий. Так, он пишет друзьям: "Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями". Чехов, постоянно борющийся с приступами болезни и бытовыми неурядицами, пишет "бодрую пьесу".

5 октября 1903 года известнейший русский писатель Н. К. Гарин-Михайловский сообщает в письме одному из своих корреспондентов: "Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму "Сад вишневый".

Также Чехов отправляет несколько писем режиссерам и актерам, где детально комментирует некоторые сцены "Вишневого сада", дает характеристики его персонажей, делая особенный упор на комедийных чертах пьесы. Но К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, основатели Художественного театра, восприняли ее как драму. По словам Станиславского, чтение пьесы труппой было встречено "единодушно восторженно". Он пишет Чехову: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: "Позвольте, да ведь это же фарс". Нет, для простого человека это трагедия... Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".

Постановка пьесы потребовала особого театрального языка, новых интонаций. Это прекрасно понимали и ее создатель, и актеры. М. П. Лилина (первая исполнительница роли Ани) писала А. П. Чехову 11 ноября 1903 года: "...Мне представилось, что "Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей".
Однако режиссерская интерпретация "Вишневого сада" не удовлетворяла Чехова. "Это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте", - пишет автору Станиславский, утверждая свое видение и логику движения пьесы к драматическому финалу, означавшему конец прежней жизни, утрату дома и гибель сада. Чехова крайне возмущало, что спектакль лишался комедийных интонаций. Он считал, что Станиславский, исполнявший роль Гаева, слишком затягивал действие в четвертом акте. Чехов признается жене: "Как это ужасно! Акт, который должен продолжаться 12 минут maximum, у вас идет 40 минут. Сгубил мне пьесу Станиславский".

В декабре 1903 года Станиславский жаловался: "Вишневый сад" "пока не цветет. Только что появились было цветы, приехал автор и спутал нас всех. Цветы опали, а теперь появляются только новые почки".

А. П. Чехов писал "Вишневый сад" как пьесу о доме, о жизни, о родине, о любви, об утратах, о стремительно ускользающем времени. Однако в начале XX века это не представлялось далеко бесспорным. Каждая новая пьеса Чехова вызывала самые разные оценки. Не стала исключением и комедия "Вишневый сад", где новым и неожиданным были характер конфликта, персонажи, поэтика чеховской драматургии.

Например, А. М. Горький охарактеризовал чеховский "Вишневый сад" как перепев старых мотивов: "Слушал пьесу Чехова - в чтении она не производит впечатления крупной вещи. Нового - ни слова. Всё - настроения, идеи - если можно говорить о них - лица, - всё это уже было в его пьесах. Конечно - красиво и - разумеется - со сцены повеет на публику зеленой тоской. А о чем тоска - не знаю".

Несмотря на постоянные разногласия, премьера "Вишневого сада" все-таки состоялась 17 января 1904 года - в день рождения А. П. Чехова. Художественный театр приурочил ее к 25-летию литературной деятельности А. П. Чехова. В зале собралась вся артистическая и литературная элита Москвы, а в числе зрителей были А. Белый, В. Я. Брюсов, А. М. Горький, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин. Появление на авансцене после третьего акта автора было встречено долгими аплодисментами. Последняя пьеса А. П. Чехова, ставшая его творческим завещанием, начинала свою самостоятельную жизнь.

Требовательная российская общественность с большим восторгом встретила пьесу, чей светлый дух не мог не покорить зрителя. Постановки "Вишневого сада" с успехом шли во многих театрах России. Но, тем не менее, Чехов так и не увидел спектакль, всецело отвечавший его творческим замыслам. "Глава о Чехове еще не кончена", - писал Станиславский, признавая, что А. П. Чехов далеко обогнал развитие театра.

Вопреки критическим прогнозам "Вишневый сад" стал неувядающей классикой отечественного театра. Художественные открытия автора в драматургии, его самобытное видение противоречивых сторон жизни необычайно четко проявились в этом вдумчивом произведении.