Как живут выпускники художественных вузов?

Дата публикации 31.10.2013

Член Союза художников Владимир МИХАЙЛОВ, кроме того что художник – мастер художественного слова. Например, спрашиваешь его о том, как он подрабатывал, будучи студентом Академии художеств, и Владимир отвечает примерно так:

– Единственный год постоянного заработка был 2004-й, когда на втором курсе мы с другом снимали мастерскую на улице Репина. Мы в ней и жили, и работали, и друзей встречали. Тогда один из моих товарищей набрал несколько человек, которые хотели у меня учиться рисовать. Как уже у этакого профессионала, хоть и начинающего. И вот ко мне ходили ученики – им нравилось очень. Я их учил только карандашом рисовать. В течение года они ходили два раза в неделю. Каждый платил по 50 рублей за занятие. Когда приходило пять человек, я соответственно получал 250 рублей. Все это были взрослые люди, которые учились просто для себя. Леня, например, был старше меня. Одна ученица даже была из Тайваня. Она мне портрет заказала. Который я ей так и не написал…

Если Владимира не остановить, то он так и будет на заданную тему делать набросок, дополняя его все новыми штрихами – ответвлениями, отступлениями, уточнениями. Задать новый вопрос можно, только перебив художника. Но и тогда повторится та же история. Потому что Владимир – человек, не говоря уж о том, что очень эрудированный и красноречивый, – очень увлекающийся. Собственно, и художником он стал потому, что однажды увлекся рисованием. Дело было так…

Наступил, вдруг, одиннадцатый класс. А с ним и вопрос: что делать после школы? Кроме хорошей успеваемости, в багаже Володи различные увлечения: история, театр, спорт, рисование, литература… Выбор дальнейшего пути, как обычно в такой ситуации и бывает, решил случай. Семья вспомнила, что есть такой институт имени Герцена (в котором когда-то училась мама). А в нем есть художественно-графический факультет. И почему бы не пойти туда?

Мыслей о том, чтобы быть художником, у Володи, как он утверждает, и в помине не было. Но поскольку он идеей поступить на художника-преподавателя тогда увлекся, то за несколько месяцев серьезных занятий с педагогами подготовился. И поступил. Ну, и учился. Как ему свойственно, с энтузиазмом.

Но на четвертом курсе вдруг оглушило: «А что же я буду делать после окончания?! Учителем рисования я быть не хочу!» А вуз ведь педагогический. Там преподавалось великое разнообразие художественных и художественно-прикладных предметов. На том уровне, который более чем достаточен для школьного педагога. И все же недотягивает до уровня художника.

– У меня все было хорошо, – вспоминает Владимир. – Я даже шел на красный диплом. Но вдруг наступил кризис. На что я потратил четыре года?! Что буду делать потом?.. Художником я стать еще не мог. Да и по-прежнему не хотел… Я впал в настоящую депрессию. Друзья, видя мое состояние, затащили меня на подготовительные курсы в Академию художеств им. Репина. И за три месяца тяжелейших занятий вернули меня к жизни.

Владимир оставил институт им. Герцена и поступил на отделение реставрации в Академию художеств. Правда, баллов хватило только на платное место. Начались денежные затруднения.

– Обучение стоило тогда 17 тысяч рублей в год – большие для нашей семьи деньги, – вспоминает Владимир. – И тогда друг семьи сказал: «Я помогу, я куплю твою работу!» И купил мою копию с картины «Семейство молочницы». По сути это, конечно, было меценатство. Я пошел еще работать продавцом музыкальных дисков и кассет. Еще одну работу отнес продавцам на Невский. И благодаря всему этому вкупе удалось оплатить обучение. Но дальше учиться платно не было возможности...

Поэтому через год Владимир снова сдавал вступительные экзамены. Успешно сдал. И снова стал учиться на первом курсе – теперь уже бесплатно. А после второго курса, то есть после семи лет обучения в высших художественных учебных заведениях Михайлов почувствовал потребность перейти на отделение станковой живописи, то есть стать таки художником. И только через четыре года (курс высшего образования в Академии художеств не 5, а 6 лет) наконец им стал – блестяще защитив диплом.

Как живут выпускники высших художественных учебных заведений?

По словам моего собеседника, их можно разделить на несколько условных категорий.

Категория первая. Это люди, которые в профессиональном плане перегорают или не выдерживают конкуренции. Они идут в смежные профессии – такие, как дизайн. В особо редких случаях вообще меняют сферу деятельности.

Вторая категория – выпускники, которые остаются преподавать: либо в своем вузе, либо в другом. Преподают они за смешные деньги – это может быть всего несколько тысяч рублей. Но при этом попадают в структуру, где у них появляются связи, статус, возможность выставить свои работы и, соответственно, продать их.

…Говорить о заработках художников сложно, но можно

– Мой первый серьезный заработок произошел при следующих обстоятельствах, – вспоминает Владимир. – Будучи студентом Академии, я писал в Эрмитаже копию одной из картин Рубенса. Ко мне подошел бельгийский турист и стал предлагать деньги. Я говорю: «Это учебная копия, она не продается». Но бельгиец был настойчив. В результате уже у себя дома со своей учебной копии я написал и копию для заказчика. И он купил у меня ее за 1500 евро. А сейчас самая моя дорогая работа, которую я написал за месяц, была куплена за 187 тысяч рублей.

Справка

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Художника считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Художники потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Заработная плата

средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Художника нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Художника , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Художника , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Основными трудовыми обязанностями художника-иллюстратора является создание иллюстраций к книгам, к статьям в журнале, газете. Художник-график занимается оформлением книг, иллюстраций к литературным произведениям, журнальной и газетной графикой, созданием различных рисунков, гравюрой - созданием печатных художественных произведений на металле, дереве, картоне, пластмассе, линолеуме и литографией - гравюрой на камне, а также натурными набросками, эскизами к произведениям архитектуры, скульптуры, живописи, компьютерной графикой. Художник-карикатурист занимается созданием карикатур, комиксов на определенную тематику с использованием определенной цветовой гаммы. Художник-копиист создает профессиональные копии известных картин. Художник миниатюрной живописи работает над созданием миниатюр (росписей) на любом материале - например, на стекле, фарфоре, кафеле. Художник-модельер создает эскизы и разработкой образцов новых актуальных моделей одежды. В обязанности художника-реставратора входит восстановление произведений искусства, имеющих историческую и культурную ценность.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Художника - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Художника важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Профессия художника не является карьеристской, карьерный рост складывается в зависимости от творческого потенциала специалиста. В будущем художник может занять должность руководителя творческой группы, директора художественного агентства.

С завидной периодичностью меня спрашивают — какой ВУЗ я закончила и куда посоветую поступать. А еще — не поздно ли начинать в 23 года (30, 40 и далее с вариациями:)? Так что вот мой публичный ответ:)

Сначала я просто отвечу на вопрос. И, кстати, сразу прошу меня простить, если мой пост кому-то покажется пафосной речью или не дай Бог, "мемуарами профи", это просто мой опыт и мои выводы из него. Если бы я прочитала это послание сама, будучи студенткой, наверное, во-первых, я перестала бы метаться (какой же ВУЗ самый-самый?), а во-вторых грустно бы вздохнула (ничего нового, усердие и труд все перетрут) Но обо всем по порядку:)

Я закончила МПГУ им. Ленина художественно-графический факультет .
Я не советую этот ВУЗ, и не считаю его самым плохим местом для обучения рисованию. На протяжении всего времени, что я там училась, мне все время хотелось уйти и поступить куда-то еще. Мне казалось, что нас плохо учат, хотя сама я систематически и нещадно прогуливала часть занятий:) Нас не учили тому, что нужно современному художнику, и я думаю, современному педогогу тоже. Все знания были устаревшими. А даже относительно новые дисциплины (компьютерная графика), тем не менее, абсолютно не пригодились. Гораздо полезнее был бы тот же Фотошоп. Но нас учили, кажется, программе Paint.

Но тем не менее, при желании, всегда найдется хотя бы один педагог, который будет вдохновлять своим примером. И даже один человек может настроить на нужный лад. Для меня этим человеком стал мой преподаватель по рисунку — Лушников Борис Васильевич. Б.В. говорил всегда тихо, нудно и долго. Хвалил больше не рисунки, а какие-то мои находки и мое усердие. В общем, по началу он мне казался больше забавным человеком.

Но однажды он отметил один из моих набросков галочкой и рассказал, чем он ему приглянулся. Потом стал отмечать портреты и в конце концов заметил во мне что-то там " такое". Меня это просто окрылило! Честно говоря, другие преподаватели на меня не производили особого впечатления, а вот Борис Василичу я показывала свои работы (и живописные тоже) все время. Просто приносила папки и мы их долго обсуждали в коридоре. Я продолжала к нему ездить даже после окончания ВУЗа.

После окончания худ-графа в моей папке лежала куча портретов наших натурщиц (гребчиха, плавчиха, парень Филипп и еще множество странных персонажей) Слово "портфолио" я узнала только когда вознамерилась устроиться художником в издательство. И сразу поняла, что никакого "портфолио" у меня нет. Работы мои посмотрели без явного удовольствия и вернули со словами — иди еще учись. И я была подавлена.
Я пробовала отдать работы на вернисаж на Крымском валу и мне сказали, что это дилетантство. Для интереса, работа была вот эта.
Откровенно говоря и работы-то такой не было — "художник". Поэтому я устроилась в смежную, как мне казалось, профессию. Дизайнер интерьера. Потом попробовала в полиграфию. Рисовала для сайтов, упаковок, открыток… Параллельно изучала Фотошоп, Иллюстратор, Автокад, Архикад и кучу всяких других уже никому давно не нужных программ)

И тоже, регулярно чувствовала: да, я знаю что такое тень-полутень-рефлекс; я в курсе как расположены цвета на цветовом круге; я знаю, что такое лессировки и люблю, когда под упругой кистью щетины звенит холст. Но все эти знания были где-то в параллели с тем, что нужно было делать на самом деле. И мне это очень не нравилось. Я приходила с работы домой и понимала, что сил на творчество уже нет. Это был самый сложный период.

Я к чему? К тому, что часто, если не всегда, учиться придется самим. Да, вы можете получить полезные знания в художественном ВУЗе. Вы отточите навыки, и приноровитесь без ошибок рисовать "реалистично". Лично мне без этих 5-ти лет было бы крайне сложно. Я считаю, что классическая школа нужна . И в принципе, наверное почти не важно где вы получите эти базовые знания. Но они должны быть.

У меня, я помню, что-то прямо переключилось. И забавно, что один из парней нашего общежития (закончивший марийское художественное училище, традиционно-сильное) мне сказал именно так. "Ты рисуй, и потом что-то переключится. Ты заметишь."

И вдруг поняла, что теперь я вижу . Я вижу ошибки перспективы, я вижу, что что-то не так. Я перестала смотреть на чью-то работу и думать, что она хороша, потому что "тут такое красивое синее небо". Что я вижу ее целиком. И скопируй хоть 100% такое же небо себе в работу, она не будет выстреливать так же. Мне не обязательно было спрашивать у педагога: "посмотрите пожалуйста, ну как?" (в надежде получить одобрение)
В общем, вдруг я поняла, что мыслительный и наблюдательный процесс он занимать должен очень большую дозу времени. Сотни сточенных карандашей, настроенный глазомер и испорченные листы и я сама себе позволила подняться на ступень выше. Я поняла, что есть вещи, которые хороши. Что я не стесняюсь больше их показывать. И случилось это примерно через 5 лет после окончания МПГУ. Кстати, именно в это время кто-то стал считать меня "заносчивой" и нескромной. Почему-то считается, что приличный художник не должен знать себе цену. Он обязан быть скромным и бедным. Но это ладно, я отвлеклась:)

Таким образом, даже отучившись в ВУЗе, вам снова придется учиться . Но это уже другой путь. Очень интересный и познавательный. И тут вам поможет исключительно ваша наблюдательность, терпение, смелость.


  • Посетите мастер-классы у тех людей, которые вас вдохновляют.

  • Попробуйте сделать копии того, что вам нравится.

  • Не бойтесь пробовать и ошибаться. Выкидывать листы и начинать заново.

  • Будьте с собой честны.

  • Не стесняйтесь рисовать на улице, не стесняйтесь рисовать в метро.

  • Просто отдайтесь этому процессу и постоянно подпитывайте свое вдохновение. Журналами, сайтами, живым общением, посещением выставок. У каждого - что-то свое.

Да, и не поздно ли начать сейчас? Я считаю, что поздно бывает наверное только в профессиональный спорт, а так, да, не поздно конечно. Никому, никогда и никуда.

Но, знаете что? Чтобы этот пост был таки полезным и информативным, то предлагаю тут рассказать художникам и о своем образовании в таком порядке:
1. Название вашего ВУЗа и общие впечатления о нем.
2. Считаете ли вы знания, полученные там, исчерпывающими и пригодными для дальнейшей работы?
3. Оглядываясь назад, изменили бы вы ход своего художественного образования? Поменяли бы что-то?

Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует.

Пабло Пикассо

Есть такое мнение, что художник - это кисточка Создателя. То есть, талант живописца — это дар Бога, который водит рукой художника, пишущего картины. Возможно, так оно и есть! Но одного таланта недостаточно: его надо развивать, направлять, совершенствовать. Для этого и существуют художественные ВУЗы, в которых сосредоточены многовековые знания по чёткости линий, игре красок, выдержанности стиля.

Несмотря на то, что в этой профессии, как и в любой другой творческой, профессионально состояться и стать успешным удаётся немногим, конкурсы в художественные ВУЗы традиционно высокие.

При поступлении в художественное учебное заведение, так же, как и в театральное, требуется сначала доказать наличие таланта, который впоследствии сможет проявить себя и удивить мир прекрасными картинами. В XVII веке на художника учились 15 лет. Сегодня обучение в ВУЗе проходит в течение 5 лет, но зато подготовка к поступлению занимает несколько лет. Талантливые начинающие художники, как правило, с детства посещают художественные кружки, детские художественные школы, заканчивают специализированные лицеи и училища. При художественных вузах существуют художественные школы или подготовительные курсы, где можно обучаться от 6 месяцев до 2 лет.

С самого начала надо определиться — в каком направлении вы будете строить свою карьеру. Художественные институты имеют несколько факультетов:

  • живописи;
  • графики;
  • реставрации и технологии живописи;
  • скульптуры;
  • архитектуры;
  • анимации и мультимедиа;
  • теории и истории искусства;
  • дизайна;
  • монументально-декоративного и прикладного искусства.

При поступлении в художественный институт абитуриент должен представить свои творческие работы: рисунок и живопись. Те, кто пройдет этот предварительный этап, допускаются к вступительным творческим экзаменам, которые проходят в мастерских вуза. На втором этапе в течение нескольких дней выполняются задания по:

И только после этих творческих конкурсов у абитуриента принимаются результаты ЕГЭ.

Кроме таланта и образования, художнику необходимы и такие прозаические качества как работоспособность, коммуникабельность и умение находить общий язык с заказчиками, владельцами галерей и музеев.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.

Микеланджело

Образование, полученное в столичных художественных вузах, считается очень престижным не только в России, но и во всём мире. Высочайший уровень преподавания, заданный основателями учебных заведений, и традиции русской художественной школы соблюдаются до сих пор.

Среди наиболее престижных художественных вузов особо можно выделить:

  • Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова; Московский художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова;
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова;
  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова;
  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.