Возникновение и развитие культурно-познавательного туризма неразрывно связано с историей возникновения понимания культурных ценностей, признания необходимости их систематизации и разработке нормативных актов по охране. В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, что связано с глобальными процессами создания общего информационного пространства. Тенденция направлена в сторону перемещения культурного наследия из сферы преимущественно декоративного элемента жизни общества в базовую ценность современной цивилизации. Памятники природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Современный этап истории развития культурно-познавательного туризма. Конец XX начало XXI века - этап осознания опасности глобального и бесконтрольного использование культурных ресурсов. Характеризуется наличием следующих факторов: межкультурное влияние, создание единого информационного пространства, законодательное регулирование, разработка и внедрение программ по сохранению культурного наследия. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

  • 2. Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
  • 3. Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ
  • Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
  • Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
  • 2. Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
  • 3. Взаимоотношение культуры и общества
  • 4. Взаимодействие природы и культуры
  • Вопросы к лекционному занятию №3:
  • 4. Основополагающие формы культуры: мифология, религия, искусство, наука
  • 3. Идеалы, нормы и ценности, их роль в культуре
  • Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г.
  • Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
  • Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
  • Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
  • Тема 1.2. Основные объекты культурного наследия (2 часа)
  • 1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
  • 2. Формы и категории нематериального наследия
  • 3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
  • 4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
  • Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
  • Тема 1.3. Культурный туризм как вид туристической деятельности (2 часа)
  • 1. Роль элементов культуры в формировании туристического продукта
  • 2. Историко-культурный потенциал как основа культурно-познавательного туризма
  • 3. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма
  • Вопрос 1. К критериям качества туристского продукта в виде культурного наследия не относится:
  • Вопрос 2. Соотнесите названия и разновидности культурного туризма:
  • Вопрос 3. Функцией культурно-познавательного туризма не является:
  • Тема 1.4. Проблемы сохранения объектов всемирного культурного наследия (2 часа)
  • 1. Причины разрушения мирового культурного наследия Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
  • 3. Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь
  • Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.
  • Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.
  • Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.
  • Назовите объекты охраны юнеско в Беларуси.
  • Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)
  • Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)
  • 1. Типология культуры. Принципы типологии культур
  • 2. Исторические типы культуры
  • 4. Понятие стиля в культуре
  • Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
  • Вопрос 1. Появление изображений примитивного земледельческого календаря характерно для стиля:
  • Тема 2.4. Памятники культуры античности (2 часа)
  • 1. Динамическая характеристика культуры античности
  • 2. Характеристики стилей различных периодов культуры античности
  • Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
  • Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
  • 1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
  • 2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств
  • Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
  • Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
  • Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
  • Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 4. Основные признаки готического стиля в архитектуре:
  • Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения (2 часа)
  • Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
  • Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
  • Памятники культуры эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись от кватроченто до маньеризма.
  • Тема 2.7. Памятники культуры эпохи просвещения (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
  • Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Особенности стилей культуры XVIII века.
  • Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века (2 часа)
  • 1. Стили европейской культуры XIX века
  • Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
  • Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 3. Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма :

    – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

    Данные тенденции диверсификации культурно-познавательного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

    В новом контексте глобальной миссии культурно-познавательного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

    1) познание культуры и культурного наследия,

    2) охрана и возрождение культуры,

    3) диалог культур.

    То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции :

    1) культурно-познавательная и образовательная,

    2) культуроохранная и консервационная,

    3) коммуникационная и миротворческая.

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

    Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».

    «При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:

      полное и гармоничное развитие человеческой личности;

      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

      равные права в определении своей судьбы;

      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.

    Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме.

    В основе культурно-познавательного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами , что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.

    Немаловажную роль играет и природная любознательность человека , туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.

    Имеют место здесь и современные условия жизни общества: научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм (въездной, выездной, внутренний ) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека , затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурно-познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии.

    Вопросы для групповой рефлексии:

    Какие из объектов историко-культурного потенциала Республики Беларусь являются наиболее привлекательными для культурно-познавательного туризма?

    Вопросы для самостоятельного изучения:

      Программный специализированный туризм.

    Тема эссе: « Ожидания от туристической поездки»

    Темы рефератов:

      Организационные формы культурного туризма.

      Современные виды культурно-познавательного туризма.

    Контрольные вопросы:

    Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

    Культурно-познавательный туризм на сегодняшний день является одним из самых распространенных типов туризма. Интересующиеся культурой, достопримечательностями, историей тех или иных регионов люди делают данный вид туризма все популярней. Во время экскурсий человек получает более точную и развёрнутую информацию о том, что его интересует. В наше время люди всё больше и больше путешествуют, пытаясь познать наш мир, понять законы его существования и разобраться в том, как же всё начиналось, и к чему мы, в конечном счете, пришли. В этих вопросах нам и помогает разобраться культурно-познавательный туризм, ведь желание людей обогащаться духовно даёт возможность дальнейшего развития.

    Подвиды культурно-познавательного туризма:

    Культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    Культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    Культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    Культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    Культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    Культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    Культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    Культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).



    Основные экскурсионные центры России - Москва с величественным архитектурным ансамблем Кремля, дворцовый Санкт-Петербург, древние города Золотого кольца, на северо-западе страны находится «Серебряное кольцо России», охватывающее древнерусские города Новгород, знаменитый кремлем XI-XV веков, и Псков с музеем-заповедником «Пушкинские горы», жемчужиной Беломорья и гордостью Русского Севера называют Соловецкие острова. Поволжские города - Нижний Новгород, Волгоград, Астрахань - крупнейшие туристские центры.

    В современной Европе туристов особенно привлекают памятники древнеримской и древнегреческой культуры, средневековья, эпохи Возрождения. Большой интерес представляют и современные сооружения, нередко уникальные (например, Эйфелева башня в Париже). Европа уже многие века представляет собой комплекс государств, концентрирующих в себе большую часть мирового интеллекта. Не случайно здесь находится множество высших учебных учреждений, научных институтов, музеев, постоянно проводятся научные форумы, и поэтому развивается научный туризм. К нему примыкает и туризм фестивальный (включая спортивный). Самые посещаемые достопримечательности Европы: Эйфелева башня (Париж, Франция); Лувр (Париж, Франция); Собор Святого Петра (Рим, Италия); Базилика Сакре-Кер (Париж, Франция); Диснейленд (Париж, Франция); Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция); Гранд-базар (Стамбул, Турция).



    Эпоха античности занимает особое место в истории Европы. Древние народы и цивилизации оставили нам богатое наследство. Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства. V век до нашей эры называют «золотым веком» в истории Афин. В это время Афины обогатили мировую культуру такими ценностями, которые, по словам афинского историка, достойны быть «предметом удивления для современников и потомков». Достопримечательности Афин Агора-городская площадь Афин; Ареопаг; Арка Адриана; Акрополь-старинный город на холме; Афинский университет; Башня Ветров- древнейший метеорологический памятник; Библиотека Адриана; Памятник Лисикрата; Театр Диониса; Храм Гефеста; Храм Зевса.

    Рим - один из старейших городов мира. Достопримечательности древнего Рима: Арка Константина, Императорский форум, Колизей, Пантеон, Римский форум, Стена Аврелиана, Храм Ромула.

    Архитектурные «чудеса» Ближнего Востока: Пирамиды Гизы-Египет; Петра-Иордания; Храм Огня в Азербайджане; Мечеть Имама Иран; Персеполь Руины древней столицы Персии Иран; Храмовая гора В настоящее время представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманские святыни - Аль-Акса (дальняя мечеть) и Куббат ас-Сахра (известная также как Купол Скалы, или «Купол над Скалой») Израиль; Могила царицы Нофретари Египет; Софийский собор Турция.

    Глава 1. Культурный туризм в ресурсной системе туристской деятельности

    1.1. Факторы и условия развития культурного туризма

    Культурный туризм облегает собой визит исторических, культурных или географических достопримечательностей. Культурный туризм - показывают самый популярный и массовый вид туризма. Цель таких путешествий - знакомиться с туристскими достопримечательностями (памятниками истории, архитектуры, искусства; природными и этническими особенностями; современной жизнью народа и т.п.).

    Направления культурного туризма:

    Знакомство с многообразными историческими, архитектурными или культурными эпохами посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;
    - посещение культурных представлений: посещение фестивалей (музыкальных, театральных, кино), религиозных праздников, боя быков, выставок и т.д.;
    - посещение лекций, семинаров, курсов научного языка;
    - участие в фольклорных фестивалях .

    Культурный туризм владеет значением для самих туристов (познавательное, образовательное, рекреационное и т.д.) и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Положительное значение туризма очевидно, прежде всего, той экономической выгодой, которую могут обрести города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов ремесел, промыслов и т.д. Явно также совершенствование качества жизни жителей за счет реставрации или реконструкции жилого фонда, улучшения инфраструктуры поселений и территорий. В социальной обществе туризм решает, представляя новые рабочие места, проблему занятости жителей; приобщает их к ценностям международной культуры, в том числе путем общения.

    Культурный туризм - важный фактор в современном обществе.

    Культурный туризм имеет дело с двумя основными составляющими: природным и культурным наследием. Это и специальные культурные ландшафты, и памятники архитектуры, и музеи разных типов, и исторические города и поселения, и археологические раскопки, и ремесла, и праздники, и, наконец, народная кухня.

    Сущинская М.Д. пишет, что культурный туризм соединяет в широкий спектр потребительской туристской деятельности, формирующей понимание отличительных характеристик отдельной дестинации, будь то культурно-историческое наследство, нынешнее искусство, манера жизни, а также бизнес-практики, обеспечивающей доступность и интерпретацию культуры дестинации.

    Выделение культурного туризма как специфического сектора в системе туризма проводится по трем линиям:

    1. Характер деятельности туриста, заключающийся в приобретении нового опыта и впечатлений для ублаготворения культурной нужды. Этот признак вырабатывает концептуальное различие культурного туризма от других видов туристской деятельности.
    2. Мотивация туристов, вовлеченных в культурный туризм. Этот признак охарактеризует вид спроса туристов в культурном туризме.
    3. Характеристика предложения - особенных туристских ресурсов, втягиваемых в процесс удовлетворения спроса в сфере культурного туризма.

    Охарактеризовав культурный туризм по этим признакам, можно дать его развернутое определение, соответствующее современному пониманию культурного туризма, аккумулирующее ряд наиболее известных подходов:

    Культурный туризм - это перемещение индивидов за пределы их постоянного места проживания, мотивированное полностью или частично интересом посещения культурных достопримечательностей, включая культурные события, музеи и исторические места, художественные галереи и музыкальные и драматические театры, концертные площадки и места традиционного времяпрепровождения местного населения, отражающие историческое наследие, современное художественное творчество и исполнительские искусства, традиционные ценности, виды деятельности и повседневный стиль жизни резидентов, с целью получения новой информации, опыта и впечатлений для удовлетворения их культурных потребностей .

    Примерно до 80-х годов былого столетия культурный туризм анализировалcя как относительно незначительная ниша туристского рынка. Сегодня, согласно новым данным, культурный туризм является главным направленностью массовой туристской активности. Мировая туристская организация оценила масштабы этой деятельности в 2007 г. на уровне 40% от всего числа поездок (в 1995 г. - 37%), а ее ежегодный рост - на уровне 15%.

    Туризм расширяет ареал своей деятельности за счет повышения доступности и досягаемости туристских объектов в результате развития транспортных средств в сочетании с широкой информатизацией. Досягаемость многих аттрактивных туристских объектов, которая сложилась в последние десятилетия, обусловлена, в частности, быстрым развитием транспорта, в т. ч. специализированного туристского, делающего возможным посещение самых удаленных и неприступных уголков нашей планеты без нанесения ущерба окружающей среде.

    Развитие транспортных услуг в сочетании с широкой информатизацией создают возможность четко увязывать маршруты по времени пребывания в точках пересадок, в местах временного проживания туристов, делать туристские программы более выверенными и насыщенными. Это, в свою очередь, дает возможность разрабатывать максимально удобные для пользователя маршруты. Таким образом, потенциальные туристские объекты становятся не просто досягаемыми отдельным энтузиастам, но и реально доступными достаточно широким слоям путешественников, позволяя экономно расходовать их ограниченные ресурсы, в том числе временные, физические, психологические, финансовые.

    Это происходит на фоне того, что все больше людей могут позволить себе путешествия, поскольку рост их доходов одновременно сопровождается относительным снижением цен на туристские услуги, вызванной острой конкуренцией в туристской индустрии. С другой стороны, «стиль жизни» как комбинация характеристик трудовой и досуговой деятельности заменяет профессиональную позицию в трудовой сфере в качестве основы для формирования социального статуса человека. Соответственно, нарастает процесс «профессионализации» в досуговой деятельности и повышается значение формирования своеобразной «карьеры» в потребительской сфере. Туризм предоставляет широкие возможности для реализации этого процесса .

    Реакция на глобализационные процессы, ведущие к унификации стиля жизни и обеспечивающих его товаров и услуг в мировом масштабе, обусловливает рост значения локальных и региональных систем ценностей. Региональная и местная культура предоставляют эффективные средства для идентификации отличительных характеристик территорий и населяющих их людей.

    Данные общие условия развития туризма распространяются и на культурный туризм. Однако на развитие культурного туризма существенное воздействие проявляют и прочие факторы , как со стороны спроса, так и со стороны предложения услуг, обусловленные современными характеристиками социально-экономического формирования территорий разного ранга, трудовой и потребительской деятельности населения и туризма как отрасли бизнеса.

    Со стороны предложения:

    1. Рост числа и разнообразия культурных достопримечательностей. Этот фактор действует по нескольким направлениям. Во-первых , интенсивно осуществляются инвестиции в формирование культурных объектов. Это объясняется тем, что последние предназначены для повышения привлекательности данного места не только для посещения туристами, сколько для жизни и работы местных жителей, для обеспечения разнообразия их деятельности в условиях повышения значения досуга и гедонистической концепции жизнедеятельности и тем самым - для успешной конкуренции с другими местностями по поводу привлечения инвестиций и квалифицированной рабочей силы. Собственный театр, галерея, исторический музей и т.п. становятся атрибутом местной гордости и престижа (и борьбы за местную власть). Привлечение туристов зачастую становится второстепенной, но необходимой составной частью реализации таких проектов, поскольку местная аудитория слишком мала . Во-вторых , завершение этапа индустриального развития привело многие территории к необходимости радикальных изменений в профиле своей экономической деятельности для создания рабочих мест и на этой основе поддержания стандартов социального развития. Ответом на вызовы постиндустриальной экономики стало развитие так называемых творческих культурных. Культурные индустрии рассматриваются сегодня в качестве важнейшего катализатора как экономического развития городов, так и культурного обновления, которое нашло выражение в движении возрождения городов через культуру. В-третьих , расширение состава объектов, определяемых сегодня как культурные, в частности, за счет вовлечения в сферу культурного потребления объектов, отражающих производственную и бытовую традицию. Поиски утраченных корней стимулируют сохранение и использование в качестве культурных достопримечательностей тех атрибутов культуры, с которыми исторически связано формирование национальной, региональной или местной самобытности, уходящей под натиском постиндустриальной экономики и глобализационных унифицирующих процессов.
    2. Распространение государственной региональной и национальной, а также надгосударственных форм поддержки и стимулирования культурного туризма, в том числе путем финансирования сохранения культурных артефактов и реализации крупных культурных проектов. Так, Совет Европы активно способствует развитию культурного туризма как средства распространения европейской культуры.
    3. Растущая доступность информации о культурном развитии и достопримечательностях в условиях тотального распространения современных технологий. Виртуальное знакомство с культурными достопримечательностями, давая людям новые разнообразные информацию и образы, одновременно и постоянно стимулирует их на личное присутствие, на посещение новых туристских объектов.
    4. Новые и более совершенные коммуникационные технологии (как транспортные, так и информационные) создают возможность дифференциации туристских продуктов в расчете на узкие сегменты рынка, которые становятся в ценовом отношении конкурентоспособными с массовым, стандартизированным туристским предложение .

    Со стороны спроса:

    1. В условиях глобализации и сопровождающей ее унификации стилей жизни культурные достопримечательности служат важным средством идентификации (этнической, национальной, конфессиональной, культурной), с одной стороны, и обеспечения культурного разнообразия - с другой. Именно в рамках культурного туризма развивается туризм, ориентированный на интересы национальных, конфессиональных и сексуальных и других субкультурных меньшинств.
    2. В связи с ускорившимся темпом жизни, когда на глазах одного поколения кардинально меняется уклад жизни, увеличивается число людей,«не поспевающих» за изменениями, испытывающими дискомфорт в современных условиях, или сожалеющих об утрате корней, прерывании традиций. Растущая по остроте и по количеству испытывающих ее людей ностальгия по прошлому стимулирует посещение мест, для одних создающих условия для «эмоционального» отдыха, поскольку сохранили черты и/или ассоциируются с приятными жизненными воспоминаниями, для других - являющихся формой поддержания связей с традициями, подпитки «корней» .
    3. Современный этап постиндустриального потребления, характеризующийся насыщением спроса на материальные продукты и разнообразные услуги, сопровождается «голодом» на чувства и эмоции. С другой стороны, в современном мире люди испытывают постоянные стрессы (на работе, на транспорте, в быту) и ищут возможность отдохнуть и развлечься, а если и обучаться, то «играючи». Культура как никакая другая сфера обладает зрелищно-развлекательным потенциалом и предоставляет широкие и разнообразные возможности для реализации соответствующих запросов современного потребителя.
    4. Растет знаковая ценность туризма для дифференциации статусной позиции. Упомянутая насыщенность спроса на материальные продукты и услуги приводит к утрате ими значения для дифференциации статусной позиции; на первый план выступает символическая знаковая ценность, символизирующая успех, образ жизни, идеологические пристрастия, персональные качества. Культурный туризм в силу разнообразия своей ресурсной базы создает многочисленные возможности для формирования символического образа самого потребителя.
    5. Широкомасштабный отказ от традиционного каждогоднего (обычно летнего) продолжительного отпуска в полезность нескольких более коротких по срокам, но более частых перерывов в работе, которое считается одним из последствий и признаков наблюдаемого тренда размывания границ времени труда и досуга. Важным критерием выбора профиля и места туристской деятельности становится насыщенность впечатлений, которые могут служить своеобразными «метками», позволяющими отделить досуг от работы, отпуск - от повседневного течения жизни; а, кроме того, субъективно увеличивают продолжительность короткого периода отдыха. Культурный туризм в разнообразии своих видов, ресурсов и форм предоставляет широкие возможности для получения ярких запоминающихся впечатлений и становится все более привлекательным направлением туристской деятельности .
    6. Повышение значения в постиндустриальном обществе досуга как средства самореализации приводит к изменению функциональной характеристики досуговой деятельности в целом и туристской, в частности: приоритетным в досуге становится возможность личного развития и раскрепощение творческой энергии. Именно культурный туризм становится важным средством саморазвития, особенно, в отношении творческого самовыражения, где он занимает доминирующие позиции в системе различных видов туризма.
    7. Культурные достопримечательности вошли в список «мест, обязательных для посещения», иначе говоря, их посещение приобрело черты ритуала, закрепляющего распространение этого действия в качестве социальной нормы, «правила туристского поведения». Например, по оценкам, три четверти туристов в Европе посещают культурные достопримечательности, включая тех, кто не связывает свое путешествие с намерением удовлетворить интересы в сфере культуры. По другим оценкам, порядка 30% европейских туристских дестинаций выбираются для посещения из-за присутствия там объектов культурного наследия, а с учетом значимых культурных событий и фестивалей эта цифра возрастает до 45-50%. В связи с этим, можно отметить, что культурные достопримечательности не столько действительно привлекают посетителей, сколько служат средством фокусирования активности туристов и тем самым оружием в конкурентной борьбе между туристскими дестинациями .
    8. С ростом искушенности туристов растет их неудовлетворенность обезличенным стандартным туристским предложением, не учитывающим индивидуальных запросов и поэтому не обеспечивающим получения эмоционально ярких, надолго запоминающихся и значимых по смыслу,как показывают исследования, 40% культурного потребления имеет место во время отпусков и праздничных дней впечатлений. Современный турист предъявляет спрос на получение уникального опыта, в высокой степени ориентированного на его индивидуальные возможности, способности и потребность в творческом самовыражении своей индивидуальности .

    В.А. Квартальнов пишет, что культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

    Культура - уровень развития общества на его историческом пути.Слово культура происходит от латинского culturа и означает возделывание, воспитание, уважение. Обычное определение слова культура - воспитание человека, его моральные качества и уровень поведения. Можно сказать совокупность материальных и духовных достижений человечества.

    Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых и т.д., но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т.п.

    Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых В.А. Квартальнов выделяет:

    Памятники археологии;
    - культовую и гражданскую архитектуру;
    - памятники ландшафтной архитектуры;
    - малые и большие исторические города;
    - сельские поселения;
    - музеи, театры, выставочные залы и др.;
    - социокультурную инфраструктуру;
    - объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
    - технические комплексы и сооружения.

    При посещении другой страны туристы воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

    Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

    Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

    Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

    Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

    Знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;
    - посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т.п.;
    - посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;
    - участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества.

    Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

    Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

    1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
    2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма .

    Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой.

    Культурный туризм исполнять роль массового вида туризма. По оценкам

    Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха.

    Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, отвечающие потребности духовного освоения и духовного присвоения культуры мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности .

    Культурно-познавательный туризм еще называют экскурсионным. По закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсантом является "лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика" .

    Однако до сих пор нет общепринятого определения культурно-познавательного туризма. Приведем определение культурного туризма, данное в Международной хартии туризма (International Tourism Charter, 2002), принятой Международным советом по охране памятников и достопримечательностей (ИКОМОС) (ICOMOS International Council on Monuments and Sites), которое гласит, что культурно-познавательный туризм - это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.

    Следовательно, культурно-познавательный туризм помимо ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями может включать посещение культурных мероприятий, фестивалей, музеев, театров, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями .

    Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

    · знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

    · посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;

    · посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

    · участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества .

    В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма связано прежде всего с тем, что он способствует созданию позитивного имиджа, инвестиционной привлекательности, содействует повышению образовательного и культурного уровня населения, уважения к своей национальной культуре и культурам других народов и стран.

    Развитие культурно-познавательного туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Развитие сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации, сохранению и развитию культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами. Туризм является средством открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению. Кроме того, туризм является средством коммуникаций, взаимопонимания между людьми, средством развития интеллекта.

    К преимуществам культурно-познавательного туризма можно отнести следующие факторы:

    Возможность интегрировать территориальные единицы (страну, округ, регион);

    Повышение привлекательности территориальных единиц, улучшение инвестиционного климата;

    Создание новых рабочих мест;

    Обеспечение более полного использования культурных потенциалов территории .

    Выделяют несколько уровней культурно-познавательного туризма:

    Профессиональный, основанный на профессиональных контактах;

    Специализированный, где удовлетворение культурных потребностей является основной целью туриста;

    Неспециализированный, где потребление культурных благ является неотъемлемой, существенной частью, но не основной целью туристской поездки;

    Сопутствующий, где потребление культурных благ в иерархии мотивации туриста занимает более низкую позицию и, соответственно, становится дополнительной, необязательной составляющей его туристского поведения. :

    В зависимости от цели путешествия культурно-познавательный туризм можно разделить на следующие виды:

    Экскурсионный (познавательный) туризм включает в себя поездки с целью ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов в посещаемой стране. Поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно;

    Религиозный (поездка по святым местам);

    Этнографический (целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов);

    Экологический (объекты туристского показа не только историко-культурные, но и природные достопримечательности).

    Остановимся на самом распространенном виде культурно-познавательного туризма - экскурсионном.

    Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются :

    б) по составу и количеству участников;

    в) по месту проведения;

    г) по способу передвижения;

    д) по продолжительности;

    е) по форме проведения.

    Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

    Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

    В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

    Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т.д.

    Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

    Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

    Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

    По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.

    По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

    По способу передвижения -- пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

    Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

    Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

    Некоторые экскурсионные учреждения используют для экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.

    Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.

    По форме проведения экскурсии могут быть различными :

    Экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

    Экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

    Экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

    Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

    Экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

    Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть :

    Экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

    Экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

    Экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

    Учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

    Пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

    Показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.

    Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний.

    География экскурсионных культурно-познавательных туров имеет широкий диапазон и простирается от района проживания туриста до самых экзотических дальних стран. Если традиционно больше всего экскурсионные потоки притягивает к себе Европа, то в последние десятилетия география путешествий с культурно-познавательными целями стремительно расширяется.

    Культурно-познавательный туризм становится популярным направлением и в России. С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну, а также внутреннего туризма могут в основном представлять следующие виды туризма:

    Культурно-познавательный;

    Деловой;

    Специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.)

    Россия обладает уникальным природным и историко-культурным потенциалом, объектами культурного наследия. Данный потенциал может и должен быть использован для организации культурно-познавательных экскурсионных туров. Основные географические центры и объекты культурно-познавательного туризма в России представлены в таблице 1.

    Таблица 1. Объекты культурно-познавательного туризма в России

    География

    Достопримечательности

    Комплекс Московского Кремля, собор Василия Блаженного, храм Христа Спасителя, Новодевичий, Донской, Свято-Данилов монастыри, дворцово-парковые ансамбли Коломенское, Кусково, Останкино. Большой театр, Третьяковская картинная галерея и Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Подмосковные города Сергиев Посад, Звенигород, Серпухов, Коломна, комплексы Троице-Сергиевой Лавры, Ново-Иерусалимского, Иосифо-Валоколамского монастырей. Живописны и романтичны подмосковные усадьбы -Архангельское, Марфино, Абрамцево, Суханово, Мелихово.

    Санкт-Петербург

    Зимний дворец, шпиль Адмиралтейства, Стрелка Васильевского острова, Исаакиевский и Казанский соборы. Медный всадник, скульптуры и изящнейшая решетка Летнего сада, каналы и разведенные по ночам мосты Невы. Сокровища Эрмитажа и Русского музея, Мариинский театр, незабываемые белые ночи. Пригороды: великолепны дворцы и парки Царского Села, фонтаны Петергофа, аллеи Павловска, где проходили знаменитые музыкальные вечера и давал концерты «король вальсов» Иоганн Штраус.

    «Золотое кольцо России»

    от Москвы на северо-восток через древнерусские города: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Углич, Кострому, Суздаль, Владимир и другие.

    В маршрут Золотого кольца входят памятники истории и культуры, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО: ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, шедевры белокаменной архитектуры Владимира и Суздаля, привлекают туристов изделиями старинных русских народных промыслов. Это ростовская финифть, расписные подносы из Жостово, лаковые шкатулки Палеха, произведения стеклодувов Гусь-Хрустального. От поколения к поколению переходят традиции древних мастеров. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале, дом-музей художника Левитана в Плесе, музей «Библиотека русской водки» в Угличе.

    «Малое Золотое кольцо».

    Старинные русские города Муром, Гусь-Хрустальный, Александров, Юрьев-Польский, Боголюбово

    В месте слияния рек Нерль и Клязьма находится один из самых известных памятников древнерусского каменного зодчества - храм Покрова на Нерли.

    «Жемчужина Беломорья»

    Вологда, Архангельск и Каргополь

    Соловецкие острова с их Спасо-Преображенским монастырем, имеющим богатую и сложную историю, а также знаменитый Кирилло-Белозерский монастырь, в котором хранится ценнейшая коллекция икон XV - XVIII веков.

    Поволжье

    Кострома

    Этот старорусский город, жемчужина церковного зодчества, входит в число главных туристских центров Золотого Кольца.

    Нижний Новгород

    Знаменитая ежегодная ярмарка с ее многочисленными выставками и форумами. Нижегородская земля издавна славится своими народными промыслами: городецкой резьбой, хохломой и городецкой росписью.

    Казань, столица Республики Татарстан.

    В ее истории, в архитектурных памятниках, таких как Казанский Кремль, исконно российский дух причудливо переплетается с неповторимым ароматом Востока. Сегодня Казань - крупный культурный центр, где сосуществуют русские и татарские национальные традиции.

    Среднее Поволжье

    Самара, Саратов, Ульяновск (бывший Симбирск)

    Архитектура старинных волжских купеческих городов.

    Самые крупные города южного Поволжья

    Волгоград (Сталинград) и Астрахань (Царицын)

    Примечателен архитектурный ансамбль центральной набережной города с величественным мемориалом на Мамаевом Кургане в честь защитников Сталинграда. Историческая часть города расположена на острове, омываемом Волгой и ее притоками. На самом высоком холме острова - белокаменный кремль начала XVII века.

    Красноярский край

    Славится своими фонтанами (по их количеству и оригинальности среди сибирских городов у Красноярска нет равных). Красноярский краеведческий музей. К северу от Красноярска вниз по течению реки Енисей расположен старейший во всей Восточной Сибири город Енисейск, основанный в 1619 году. Здесь сохранилось много памятников архитектуры. Севернее, в небольшом городке Туруханске, находится один из самых старых в Сибири мужских монастырей. А в Игарке - уникальный подземный музей вечной мерзлоты.

    Тува - географический центр Азии.

    Тувинское горловое пение, бесконечные степные просторы и горные ритмы заснеженных вершин Саянского высокогорья. Известен своим буддистским храмом, Национальным музеем Тувы -- одним из крупнейших музеев Азии, а также уникальной клиникой, где лечат древними шаманскими методами.

    Крупнейшее пресноводное и самое глубокое озеро мира знаменито своими природными красотами. Байкальский регион также богат и культурно-историческими достопримечательностями.

    Расположен на берегах реки Ангары в 70 километрах от Байкала - крупный культурный, научный и туристский центр Восточной Сибири. Музеи-усадьбы декабристов Сергея Волконского и Сергея Трубецкого. В городе сохранились интереснейшие образцы деревянной резной архитектуры, придающие особый колорит этому старинному городу.

    Земля степей, лесов и гор, лежащая на юге и востоке от Байкала, имеет богатую этническую и религиозную историю. Один из главных архитектурных памятников Бурятии - ламаистский монастырь (дацан) в городе Гусиноозерске, бывший в XVIII - XIX веках центром буддийской религии Восточной Сибири.

    По данным Российской международной академии туризма самыми развитыми и благоприятными рекреационными зонами в России являются Центр, Европейский Юг и Европейский Север . А одним их самых посещаемых регионов - Северо-западный с его уникальным центром - городом Санкт-Петербург. Именно Санкт-Петербург, обладающий огромным историко-культурным потенциалом, становится главным объектом культурно-познавательного туризма.