• 2. Дефиниции культуры. Уровни культуры. Широкое и узкое понимание культуры
  • 3. Основные подходы и направления в понимании культуры: вторая природа, взращивание и воспитание, культ
  • Понятие «контркультура»: ее назначение, виды, соотношение с антикультурой.
  • Культурный лаг – разрыв в культурном уровне или между двумя культурами.
  • 2. Культура и культурно-исторические феномены. Соотношение культуры и цивилизации
  • 3. Взаимоотношение культуры и общества
  • 4. Взаимодействие природы и культуры
  • Вопросы к лекционному занятию №3:
  • 4. Основополагающие формы культуры: мифология, религия, искусство, наука
  • 3. Идеалы, нормы и ценности, их роль в культуре
  • Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г.
  • Вопрос 9. Для реликтового уровня культуры не характерны:
  • Вопрос 11. Культура, которая передается от поколения к поколению на уровне естественных способностей человека:
  • Вопрос 12. К функциям человека в культуре не относится:
  • Тема 1.2. Основные объекты культурного наследия (2 часа)
  • 1. Понятие культурного наследия. Материальное и нематериальное культурное наследие
  • 2. Формы и категории нематериального наследия
  • 3. Фиксированные и воплощенные формы нематериального культурного наследия
  • 4. Всемирное культурное наследие. Культурные универсалии и всемирные культурные ценности
  • Вопрос 1. К материальному культурному наследию не относится:
  • Тема 1.3. Культурный туризм как вид туристической деятельности (2 часа)
  • 1. Роль элементов культуры в формировании туристического продукта
  • 2. Историко-культурный потенциал как основа культурно-познавательного туризма
  • 3. Культурно-познавательный туризм в системе туристской деятельности
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма
  • Вопрос 1. К критериям качества туристского продукта в виде культурного наследия не относится:
  • Вопрос 2. Соотнесите названия и разновидности культурного туризма:
  • Вопрос 3. Функцией культурно-познавательного туризма не является:
  • Тема 1.4. Проблемы сохранения объектов всемирного культурного наследия (2 часа)
  • 1. Причины разрушения мирового культурного наследия Всемирное наследие – выдающиеся природные и культурные ценности, составляющие достояние всего человечества.
  • 3. Государственная политика и нормативно-правовая база в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь
  • Государственная политика в сфере сохранения культурного наследия Республики Беларусь: программы, проекты, акции.
  • Назовите основные документы нормативно-правовой базы по сохранению культурного наследия Республики Беларусь.
  • Какой из законов регламентирует охрану и развитие существующих в Беларуси историко-культурных памятников.
  • Назовите объекты охраны юнеско в Беларуси.
  • Раздел II. Памятники мировой культуры (16 часов)
  • Тема 2.1. Исторические типы культуры. Культурные эпохи и стили (2 часа)
  • 1. Типология культуры. Принципы типологии культур
  • 2. Исторические типы культуры
  • 4. Понятие стиля в культуре
  • Тема 2.2. Памятники культуры первобытности (2 часа)
  • Вопрос 1. Появление изображений примитивного земледельческого календаря характерно для стиля:
  • Тема 2.4. Памятники культуры античности (2 часа)
  • 1. Динамическая характеристика культуры античности
  • 2. Характеристики стилей различных периодов культуры античности
  • Вопрос 1. К признакам стиля в памятниках античной культуры не относятся:
  • Тема 2.5. Памятники культуры средневековья (2 часа)
  • 1. Византийская культура: идея и признаки художественного стиля, влияние византийского стиля на культуру других государств
  • 2. Романский стиль в искусстве: идея и признаки художественного стиля, влияние романского стиля на культуру других государств
  • Готика – вершина культуры средневековья: характеристика стиля
  • Вопрос 1. К признакам византийского стиля в памятниках средневековой культуры не относятся:
  • Вопрос 2. Появление канонических, плоскостных и иератичных изображений человека характерно для стиля:
  • Вопрос 3. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 4. Основные признаки готического стиля в архитектуре:
  • Тема 2.6. Памятники Культуры эпохи Возрождения (2 часа)
  • Возрождение и расцвет культуры: архитектура, скульптура и живопись от дученто до маньеризма.
  • Скульптура и живопись Проторенессанса: творения Никколо Пизано, Пьетро Каваллини, Джотто.
  • Памятники культуры эпохи Возрождения: архитектура, скульптура и живопись от кватроченто до маньеризма.
  • Тема 2.7. Памятники культуры эпохи просвещения (XVII – XVIII вв.) (2 часа)
  • Учить распознавать и квалифицировать объекты данной эпохи по признакам, характерным для художественных стилей: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм.
  • Особенности стилей культуры XVIII века.
  • Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века (2 часа)
  • 1. Стили европейской культуры XIX века
  • Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
  • Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
  • Вопрос 3. Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
  • 4. Разновидности культурно-познавательного туризма

    Сегодня в международном туризме помимо традиционного культурно-познавательного туризма в практику уже вошли или входят следующие подвиды культурного туризма: культурно-исторический, культурно-событийный, культурно-археологический, культурно-этнографический, культурно-этнический, культурно-религиозный, культурно-антропологический, культурно-экологический и другие подвиды.

    Следует уточнить специфическое содержание указанных подвидов культурного туризма :

    – культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест, тематических лекций по истории и других мероприятий);

    – культурно-событийный (интерес к старинным традиционным или современным постановочным культурным мероприятиям или «событиям» (праздникам, фестивалям) и участие в них;

    – культурно-религиозный (интерес к религии или религиям страны, посещение культовых сооружений, мест паломничества, тематических лекций по религии, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);

    – культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок, участие в археологических экспедициях);

    – культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа или народности), объектам, предметам и явлениям этнической культуры, быту, костюму, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);

    – культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических заповедных территорий, этнических тематических парков);

    – культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции; посещение страны с целью знакомства с современной «живой культурой»);

    – культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, посещение природно-культурных ансамблей, участие в культурно-экологических программах).

    Данные тенденции диверсификации культурно-познавательного туризма демонстрируют расширение спектра мотиваций в рамках культурного туризма и специализацию интересов международных путешественников по различным аспектам культур и культурного наследия посещаемых ими стран и территорий.

    В новом контексте глобальной миссии культурно-познавательного туризма как фактора и инструмента сближения народов, предотвращения конфликтности и нетерпимости, воспитания уважения и толерантности и исходя из понятия культуры как «творения артефактов, исторически первородных и уникальных навсегда», а также как «спектра творческих актов осознанно инновационных, исторически определенных и открытых друг другу как в синхронном, так и диахронном историческом пространстве-времени» культурный туризм развивается сегодня в трех взаимосвязанных и взаимодополняющих направлениях:

    1) познание культуры и культурного наследия,

    2) охрана и возрождение культуры,

    3) диалог культур.

    То есть культурному туризму присущи сегодня три основные гуманитарные функции :

    1) культурно-познавательная и образовательная,

    2) культуроохранная и консервационная,

    3) коммуникационная и миротворческая.

    Манильская декларация по мировому туризму от 10 октября 1980г. провозгласила следующее: «…Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международных отношений.

    Развитие туризма связано с социально-экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад».

    «При практике туризма духовные ценности должны преобладать над элементами материального и технического характера. Такими основными духовными ценностями являются следующие:

      полное и гармоничное развитие человеческой личности;

      постоянно возрастающий познавательный и воспитательный вклад;

      равные права в определении своей судьбы;

      освобождение человека, понимая это как право на уважение его достоинства и индивидуальности;

      признание самобытности культур и уважение моральных ценностей народов».

    В этих тезисах отражены одни из основных функций туризма, как одной из составляющих жизни общества.

    Этим определяются основные потребности человека в культурно-познавательном туризме.

    В основе культурно-познавательного туризма находится знакомство с историко-культурными достопримечательностями и уникальными природными объектами , что способствует духовному развитию человека, его самосовершенствованию.

    Немаловажную роль играет и природная любознательность человека , туристский интерес в постижении чего-то нового, неизведанного.

    Имеют место здесь и современные условия жизни общества: научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

    Туризм (въездной, выездной, внутренний ) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека , затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

    Таким образом, все эти факторы способствуют развитию культурно-познавательного туризма, как одного из основных видов туристской индустрии.

    Вопросы для групповой рефлексии:

    Какие из объектов историко-культурного потенциала Республики Беларусь являются наиболее привлекательными для культурно-познавательного туризма?

    Вопросы для самостоятельного изучения:

      Программный специализированный туризм.

    Тема эссе: « Ожидания от туристической поездки»

    Темы рефератов:

      Организационные формы культурного туризма.

      Современные виды культурно-познавательного туризма.

    Контрольные вопросы:

    Возникновение и развитие культурно-познавательного туризма неразрывно связано с историей возникновения понимания культурных ценностей, признания необходимости их систематизации и разработке нормативных актов по охране. В последние годы во всем мире наблюдаются тенденции пересмотра отношения к природному и культурному наследию, что связано с глобальными процессами создания общего информационного пространства. Тенденция направлена в сторону перемещения культурного наследия из сферы преимущественно декоративного элемента жизни общества в базовую ценность современной цивилизации. Памятники природы, истории и культуры составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира. Они поддерживают природное и культурное многообразие планеты и вносят существенный вклад в устойчивое развитие страны и человеческой цивилизации в целом. Современный этап истории развития культурно-познавательного туризма. Конец XX начало XXI века - этап осознания опасности глобального и бесконтрольного использование культурных ресурсов. Характеризуется наличием следующих факторов: межкультурное влияние, создание единого информационного пространства, законодательное регулирование, разработка и внедрение программ по сохранению культурного наследия. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с большим влиянием туризма на экономику отдельной страны. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем, способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    Государственное образовательное учреждение

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Проректор по учебной работе

    «___»________________2011 г.

    К

    Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

    для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения

    «___» ___________2011 г.

    Рассмотрено на заседании кафедры социально-культурного сервиса и туризма

    «___»__________2011 г.

    Протокол №___

    Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

    Объем ____ стр.

    Зав. кафедрой _________

    «___»__________2011 г.

    Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ

    «___»__________2011 г., протокол № ___

    Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

    «СОГЛАСОВАНО»

    Председатель УМК ___________

    «___»_________2011 г.

    «СОГЛАСОВАНО»

    Зав. методическим отделом УМУ _________

    «___»__________2011 г.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

    Л. В. ИВАНОВА

    КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

    Учебно-методический комплекс

    для студентов очной формы обучения

    направления 100400.62 «Туризм»

    Тюменский государственный университет


    Культурно-познавательный туризм: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400.62 «Туризм» очной формы обучения. – Тюмень, 2011. – 14 с.

    Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

    ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: , д. и.н., профессор.

    © Тюменский государственный университет, 2011.

    1. Пояснительная записка

    1.1. Цели и задачи дисциплины

    Программа «Культурно-познавательный туризм» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направления 100400.62 «Туризм» (профили подготовки «Технология и организация экскурсионных услуг» и «Технология и организация туроператорских и турагентских услуг»).

    Целью курса является формирование системы знаний и организация целенаправленной деятельности студентов по изучению историко-культурного потенциала России в сфере туризма. В процессе изучения курса «Культурно-познавательный туризм» необходимо решить следующие общегуманитарные и прикладные задачи:

    · Выявить теоретические основы и историю культурно-познавательного туризма как разновидность въездного туризма;

    · Акцентировать значение культурно-познавательного туризма в современных условиях;

    · Обозначить тенденции развития культурно-познавательного туризма в РФ;

    1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

    В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

    · способностью к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);


    · готовностью соблюдать этические и правовые нормы , регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

    · готовностью к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, толерантно относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, способен к межкультурным коммуникациям в туристской индустрии (ОК-7);

    Профессиональными компетенциями (ПК):

    · владением теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

    · способностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

    · готовностью к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);

    · готовностью к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

    · способностью к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

    · готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15).

    В результате освоения учебной дисциплины студент должен:

    знать

      ключевые термины и понятия, категории историко-культурного наследия; основные нормативно-правовые документы, регулирующие культурно-познавательный туризм; тенденции и перспективы развития культурно-познавательного туризма;

    уметь

      квалифицированно определять объекты культурно-познавательного туризма, представляющие особую ценность, как для России, так и для мировой цивилизации; применять в своей профессиональной деятельности правила безопасности, культуры обслуживания в культурно-познавательном туризме; вести просветительскую работу среди туристов относительно выявления, охраны и использования памятников историко-культурного наследия России;

    иметь навыки

    · выявления, описания и анализа объектов культурно-познавательного туризма;

    · составления концепции и программы предполагаемого путешествия данного сегмента туристской деятельности, основы продвижения национального и регионального турпродукта;

    · экскурсионного обслуживания и гидового сопровождения по объектам культурно-познавательного туризма.

    2. Структура и трудоемкость дисциплины

    Реферат, отчет по экскурсии

    Планирование самостоятельной работы студентов

    Таблица 3

    Модули и темы

    Неделя семестра

    Объем часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

    Общее знакомство с курсом. Основные термины и понятия

    Подготовка доклада

    К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

    Подготовка реферата

    Работа с литературой

    Подготовка реферата

    Подготовка к контрольному тесту

    Модуль 2. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

    Подготовка доклада

    Подготовка реферата

    Работа с литературой

    Подготовка реферата

    Подготовка доклада

    Подготовка к контрольной работе

    4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

    Дисциплина «Культурно-познавательный туризм» имеет междисциплинарные связи с дисциплиной базового (обязательного) цикла «История», а также с дисциплинами вариативной части профессионального цикла: «Историко-архитектурные памятники Российской Федерации», «Конфессиональный туризм», «Этнографический туризм», «Памятники мировой культуры», «География мировых цивилизаций».

    Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

    Историко-архитектурные памятники Российской Федерации

    Конфессиональный туризм

    Этнографический туризм

    Памятники мировой культуры

    География мировых цивилизаций

    МОДУЛЬ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

    1.1. Общее знакомство с курсом

    Предмет и задачи курса. Туризм как феномен современной культуры. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации . Классификация туризма. Основные понятия курса: культура, индустрия туризма, культурно-познавательный туризм, культурная мотивация, туристический центр, центр туризма, дестинация, рекреационный потенциал, инфраструктура туризма, материальное и нематериальное культурное наследие, достопримечательности, аттрактивность культурных комплексов. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности. Культурно-познавательный туризм и его основные характеристики, ресурсы.

    1.2. К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

    История развития культурно-познавательного туризма. Культурно-познавательный туризм как один из важнейших ресурсов основных туристических регионов мира. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации . Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия. Оценка культурных комплексов. Всемирные центры культурно-познавательного туризма. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

    1.3. Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

    Анализ состояния, проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Инфраструктура культурно-познавательного туризма. Выработка эффективной политики в области культурного туризма на федеральном и региональном уровнях. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия. IV Всероссийская конференция «Реализация государственной политики в области развития культурно-познавательного туризма в Российской Федерации»-2010 в г. Тобольске и II Региональная конференция «Туризм в Тюменской области: региональные особенности и перспективы развития»-2010 в Тюмени.

    1.4. Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

    Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

    МОДУЛЬ 2. КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ – ВАЖНЫЙ РЕСУРС СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    2.1. Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

    История становления и развития культурно-познавательного туризма в России. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Историко-культурные центры Российской Федерации. Группировка городов и населенных пунктов по туристскому культурно-познавательному потенциалу. Особо ценные объекты культурного наследия РФ. Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России.

    2.2. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

    Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

    2.3. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

    Модуль 1. Теоретические основы культурно-познавательного туризма

    Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности

    1. Туризм как феномен современной культуры.

    2. Туризм в условиях культурного многообразия мира и глобализации.

    3. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как разновидность въездного туризма.

    4. Основные характеристики и ресурсы культурно-познавательного туризма.

    К ультурно-познавательный туризм в социокультурном развитии

    1. История развития культурно-познавательного туризма.

    2. Роль элементов культуры в формировании туристского интереса в условиях глобализации.

    3. Видовая классификация культурного наследия. Объекты культурного наследия.

    4. Методы и принципы оценки культурных комплексов.

    5. Современные мировые тенденции развития культурно-познавательного туризма.

    Российский опыт организации культурно-познавательного туризма

    1. Проблемы и перспективы развития культурно-познавательного туризма в РФ. Потребительский рынок российского туристского продукта.

    2. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

    3. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ.

    4. Инфраструктура культурно-познавательного туризма.

    5. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

    Значение человеческого фактора в организации культурно-познавательного туризма

    1. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

    2. Культура в сфере размещения и транспортно-экскурсионного обслуживания.

    3. Безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

    Экскурсия в музей

    1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в музей с обоснованием возможности включения данной экскурсии в туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Экскурсия в выставочный зал

    1.Подготовка письменного и фото отчета об экскурсии в выставочный зал с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Посещение театрального спектакля, 4 часа

    1.Подготовка письменного отчета с обоснованием возможности включения данного спектакля в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Модуль II. Культурно-познавательный туризм – важный ресурс социокультурного развития Российской Федерации

    Культурно-познавательный туризм и его роль в устойчивом развитии территорий РФ

    1. История становления и развития культурно-познавательного туризма в России.

    2. Историко-культурные центры Российской Федерации.

    3. Особо ценные объекты культурного наследия РФ.

    Технологии культурно-познавательного туризма в современной России

    1. Менеджмент и маркетинг в туризме, брэндирование территорий и объектов.

    2. Туристский продукт. Порядок разработки туристского продукта в рамках культурно-познавательного туризма.

    3. Туристские услуги, их состав. Понятие и состав программы обслуживания. Экскурсионное и гидовое сопровождение туристов.

    4. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма, PR.

    Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

    1. Туристический потенциал Курганской области.

    2. Туристический потенциал Свердловской области.

    3. Туристический потенциал Тюменской области.

    4. Туристический потенциал Челябинской области.

    5. Туристический потенциал ХМАО.

    6. Туристический потенциал ЯНАО.

    Региональное достояние Тюменской области в современной практике культурно-познавательного туризма

    1. Основные положения Стратегии развития туризма в Тюменской области.

    2. Основные положения Закона Тюменской области № 000 от 01.01.01 года «О развитии внутреннего и въездного туризма в Тюменской области».

    3. Основные положения Программы развития культурно-познавательного туризма в Тюменской области.

    Характеристика туристических ресурсов Тюменской области

    1. Объекты историко-культурного наследия юга Тюменской области (города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья).

    2. Музеи, организации науки и образования, архивы, библиотеки, театры, выставочные залы, история, этнография и религия, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны, фестивали искусств и культуры – как привлекательные объекты для въездного и внутреннего туризма.

    3. Музейный туристический продукт.

    Экскурсия в антикварный и сувенирный салоны

    Экскурсия в центр промыслов и ремесел

    1.Подготовка письменного и фото отчета с обоснованием возможности включения данной экскурсии в региональный туристический маршрут культурно-познавательной направленности.

    Тренинг «Разработка проекта оригинального маршрута в рамках культурно-познавательного туризма», 4 часа

    7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)

    Темы рефератов и докладов, творческих заданий

    1. Объекты Всемирного культурного наследия.

    2. Российские объекты культурного наследия и их юридический статус.

    3. Российские и международные Интернет-ресурсы по культурно-познавательному туризму (критический обзор).

    4. Туристический потенциал регионов России (один регион по выбору): Республики Карелия , Вологодской, Новгородской, Псковской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тверской, Тульской, Ярославской, Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Пензенской, Волгоградской, Ивановской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Челябинской, Кемеровской, Курганской, Новосибирской, Омской, Томской области , Красноярского края , Иркутской, Архангельской, Камчатской, Магаданской, Мурманской областей .

    5. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

    6. Культурно-исторические центры России: Ансамбль Московского Кремля.

    7. Культурно-исторические центры России: Основные ансамбли Санкт-Петербурга.

    8. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России».

    9. Культурно-исторические центры России: погост Кижи.

    10. Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля.

    11. История и архитектура Российских усадеб (один регион по выбору): Подмосковье (Абрамцево, Архангельское, Ахтырка, Большие Вяземы, Введенское, Вороново, Глинки, Горенки, Дубровицы, Ершово, Захарово, Знаменское-Садки, Ивановское, Константиново, Клин, Марфино, Мелихово, Мураново, Остафьево, Суханово, Шахматово, Ярополец и др.). Усадьба Тульской области : Поленово – усадьба, Ясная Поляна – фамильная усадьба. Усадьбы земли калужской (Авчурино, Белкино, Городня, Грабцево, Игнатовское, Полотняный завод, Троицкое и др.). Рязанские усадьбы (Истомино, Константиново, Красное, Пущино и др.). Усадьбы Ленинградской области (Гостилицы, Дубки, Тайцы, Дылицы-Елизаветино, Марьино, Парголово, Мурино, Репино-Пенаты, Приютино, Рождествено, Стрельна, Фаберже и др.). Псковские усадьбы (Тригорское, Михайловское, Карево и др.).

    12. Знаменитые и старейшие театры России.

    14. Ведущие музеи России.

    15. Центры традиционных народных промыслов России.

    16. Уральский Федеральный округ и его туристический потенциал

    17. Исторические города Тюменской области в культурно-познавательном туризме.

    18. Потенциал исторического центра города Тюмени в культурно-познавательном туризме.

    19. Сельские храмы и мечети Тюменской области.

    20. Архитектурные ансамбли Тобольска.

    Контрольные вопросы к экзамену

    1. Классификация туризма. Культурно-познавательный туризм как вид туристской деятельности.

    2. Значение культурно-познавательного туризма в социокультурном развитии в условиях глобализации

    3. Понятие «наследие». Видовая классификация культурного наследия. Международное законодательство в сфере культурно-познавательного туризма

    4. Объекты всемирного культурного наследия. Оценка культурных комплексов.

    5. Российские памятники в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

    6. Нормативно-правовая база и основы системы регулирования туристской деятельности в РФ. Региональные программы сохранения и использования культурного наследия.

    7. Российский опыт организации культурного туризма.

    8. Роль специалистов в организации культурно-познавательного туризма и обслуживании туристов.

    9. Технологии культурно-познавательного туризма в современной России.

    10. Основные этапы разработки маршрута в рамках культурно-познавательного туризма. Информационное обеспечение культурно-познавательного туризма.

    11. Культура в сфере обслуживания, безопасность жизни, здоровья, имущества, прав и интересов туристов.

    12. Оценка историко-культурного потенциала России как туристского ресурса. Культурно-исторические центры Российской Федерации.

    13. Культурно-исторические центры России: погост Кижи и его туристский потенциал.

    14. Культурно-исторические центры России: архитектура северных монастырей России и их туристский потенциал.

    15. Культурно-исторические центры России: Москва и пригороды.

    16. Культурно-исторические центры России: Санкт-Петербург и пригороды.

    17. Культурно-исторические центры России: «Золотое кольцо России» и его туристский потенциал.

    18. Культурно-исторические центры России: комплекс Казанского Кремля и его туристский потенциал.

    19. Культурное наследие провинциальных городов России: Великий Новгород, Псков, Смоленск, Рязань, Вологда и их туристский потенциал.

    20. Наследие русской усадьбы. Усадебный туризм.

    21. Музеи, театры, выставочные центры, объекты этнографии, народные промыслы, антикварные магазины и сувенирные салоны как ресурс развития культурно-познавательного туризма России.

    22. Уральский Федеральный округ и его рекреационно-туристический потенциал.

    23. Туристический потенциал регионов России: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

    24. Характеристика туристических ресурсов Тюменской области.

    25. Объекты историко-культурного наследия Тюменской области: города Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск и их предместья.

    8. Образовательные технологии

    В учебном процессе используются активные и интерактивные формы проведения занятий: презентации, IT-технологии, экскурсии, разбор конкретных ситуаций с использованием каталогов туристских фирм, встречи со специалистами в области сервиса и туризма.

    9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    9.1.ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». – М.: Современная экономика и право, 2001. – С. 43-53.

    2. ГОСТ Р 50681–94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг».

    3. ГОСТ Р 50690–2000 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Туристские услуги. Общие требования».

    4. ГОСТ Р 50644–2009 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов».

    5. Культурное наследие России и туризм. – М.: Институт Наследия, 2005. 172 с.

    6. Седова -просветительный туризм: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2003. – 96 с.

    7. , Малыгин -исторические центры России. – М. Academia, 2005. – 271с.

    9.2.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. , Ивачев и перспективы развития туризма на базе историко-культурного наследия: справочно-методический сборник. – Тюмень, РИЦ ТГАКИ, 2007. 108 с.

    2. Александрова туризм. – Москва: ЭКМОС, 2004. – 340 с.

    3. Балюк и индивидуальные тексты экскурсий на внутренних маршрутах: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. – 120 с.

    4. Балюк «Тюмень». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

    5. Балюк «Тобольский тракт». – Тюмень: -ПРЕСС», 2010. – 76 с.

    6. Балюк «Тобольск». – Тюмень, 2007. – 48 с.

    7. Биржаков в туризм (3-е изд.). – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.

    8. Внедрение тренинговой системы и технологических практикумов в туристском образовании: Учебно-методическое пособие для студентов / сост. , . – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. – 124 с.

    9. Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. – М.: Институт наследия, 1999. – 337 с.

    10. , Сергеева туризма: Учебное пособие. – Минск: Новое знание, 2006. – 640 с.

    11. Захарова туризма: монография. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 80 с.

    12. Каурова сферы туризма. Учебное пособие. – Москва – Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2004. – 320 с.

    13. Квартальнов как фактор туристской мотивации. Культурный или познавательный туризм. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    14. Квартальнов: Учебник. – 2-е изд., перераб. – Москва: Финансы и статистика, 20с.

    15. Кудимова туризм и эффективность использования национального туристского потенциала в его развитии. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    16. Культурный туризм: конвергенция культуры и туризма на пороге ХХ1 века. Учебное пособие / Под. ред. Я Брауна, В. Андерсен, В Гордина. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 212 с.

    17. Мазенкова региональной культуры: учебное пособие . – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 108 с.

    18. , Саак туризма. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2003. – 94 с.

    19. Миронова Т. Н. Сохранение культурного и природного наследия: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005. – 76 с.

    20. Наследие и современность: десять лет Институту Наследия. Информационный сборник. Вып. № 10. М.: Институт Наследия, 2002. 287 с.

    21. Никишин туризм как технология управления региональным развитием . – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    22. Памятники отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Полное описание России. Удмуртия . – М.: Редакция альманаха «Памятники отечества», 1995. – 192 с.

    23. Прентис Ричард. Опыт становления и развития культурного туризма: Учебное пособие / Пер. с англ. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. – 232 с.

    24. Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания. – Реж: Изд-во «Малыш и Карлсон», 2010. – 288 с.

    25. Культурный туризм // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2003. - № 3. – С. 34-36.

    26. Самойленко туризма: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. – 368 с.

    27. Культурный туризм / http: // www..culturalmanagment. ru/biblio/47

    28. Сапожникова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2006. – 240 с.

    29. Севан в исторических городах и регионах Европы и России. – Режим доступа: http:// www. culturalmanagement. ru

    30. Сенникова география Уральского, Сибирского и Дальневосточного регионов: учебно-методическое пособие. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2008. – 152 с.

    31. Соколова туризма. Учебное пособие. – Москва: Академия, 2004. – 350 с.

    32. Справочник паломнических организаций Русской Православной Церкви. Вып. 1. Издание журнала «Православный паломник» (Приложение к журналу). М., 2003. 31 с.

    33. Сто великих музеев мира / Авт.-сост. . – М.: Вече, 2000. – 511 с.

    34. Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. 156 с.

    35. Туристские объекты Тюменского региона: выпуск первый. Памятные места юга Тюменской области / рук. Проекта. – Тюмень: Изд-во РИЦ ТГАКИ, 2007. 72 с.

    36. Туристические ресурсы Тюменской области [Электронный ресурс]. – URL: http:// www. w-siberia. ru /. – Загл. с экрана.

    37. Тюменская область. Путеводитель «Пти Фюте». – М.: «Авангард», 2005. – 176 с.

    38. Чудеса России [Электронный ресурс]. – URL: http://www. ruschudo. ru/. – Загл. с экрана.

    10. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

    Сайты департамента стратегического развития Тюменской области, комитета по туризму г. Тобольск, информационного центра Тюменской области по туризму, департамента по экономике и инвестиционной политике Тюменской области.

    11. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

    Для поведения лекционных занятий необходима аудитория, оборудованная мультимедийными средствами для работы в программе PowerPoint, а также для показа учебных видеофильмов: СD-проектор с пультом дистанционного управления , звуковое оборудование, экран и компьютер.

    1

    Культурно-познавательный туризм является наиболее популярным и перспективным из всех видов туризма XXI века, так как, используя достижения прошлых лет, он помогает установить взаимопонимание между людьми, воспитывает уважение к многообразию культур и повышает интеллектуальный и духовный уровень населения. В статье проведен анализ проблем туризма в современной России и намечены пути совершенствования внутреннего туризма за счет создания новых культурных центров с выставочными залами и развитой сферой отдыха и развлечений, комплексных музеев под открытым небом, подготовки хорошо обученных специалистов в области туризма, внедрения новых форм управления. Рассматриваются характерные особенности культурно-познавательного туризма и главные факторы его развития. В заключение даются рекомендации для успешного развития культурно-познавательного туризма в России. Для этого необходимо улучшать инфраструктуру туристских объектов, грамотно использовать скрытые туристские ресурсы в провинции, применять накопленный опыт и находить более эффективные методы работы.

    культурный туризм

    достопримечательности

    культурные центры

    музеефикация

    археологические объекты

    туристские ресурсы

    1. Горбунова М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2006.

    2. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном сервисе и туризме // htpp: // tjurlib /net.

    3. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., 2009.

    4. Лихачев Д.С. Раздумья о России. – СПб., 1999.

    5. Лихачев Д.С. Русская Культура. – М.: Искусство, 2000.

    6. Отнюкова М.С. Культурный туризм и социальное конструирование достопримечательностей // Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области. – Саратов, 2004.

    Культурный туризм получил широкое распространение во второй половине XX века, когда многие развитые страны перешли от индустриального к постиндустриальному обществу, одной из особенностей которого является значительное расширение доступа к культурным благам. Наибольшей популярностью в настоящее время пользуется культурно-познавательный туризм. В 80-е годы академик Д.С. Лихачев подчеркнул, что для сохранения жизни человека не менее важна, чем природная биологическая среда, среда, созданная культурой его предков и им самим . Культура - это душа нации . В данный момент главной проблемой в туризме в России является развитие внутреннего и въездного туризма. Также в настоящее время чрезвычайно остро стоит проблема поиска национальной идеи. Изучение собственного прошлого и использование опыта и достижений многих сотен поколений, живших до нас, как нельзя лучше будут способствовать ее решению.

    В XXI веке специалистами туристского бизнеса наиболее перспективным направлением в туризме признается именно культурно-познавательный туризм как единственно способный открыть путешественнику новое, интересное и непознанное. Надо подчеркнуть, что именно культурный туризм развивает разные формы человеческого общения, устанавливая и закрепляя взаимопонимание между людьми, уважение к многообразию культур и обычаев. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения и укрепления независимости и самобытности народов. Культурно-познавательный туризм представляет собой в настоящее время совершенно новую сферу культурного отдыха и духовного образования. Расширению культурного туризма в наше время способствуют развитие всех видов транспорта, межрегиональные и международные культурные контакты, становление и совершенствование индустрии туризма в нашей стране и в мире .

    Только единицы иностранных туристов и немногие наши соотечественники представляют, что на территории большинства областей и районов России находятся уникальные археологические, этнографические, исторические, архитектурные и природные памятники. В последние десятилетия в нашей стране были открыты интереснейшие памятники эпохи палеолита, неолита, эпохи бронзы, раннего железного века и Средневековья, содержащие культурные и художественные ценности, которые по уровню эстетического исполнения и исторической значимости сопоставимы с широко известными сокровищами мировых цивилизаций. Эти памятники, по уверениям специалистов, представляют собой огромный культурный потенциал для развития туризма в провинции. Надо отметить, что введение в туристский оборот местных достопримечательностей даст толчок именно для развития культурно-познавательного туризма, который становится популярным и востребованным во всем мире.

    Есть и еще одна очень важная сторона в этом вопросе - это проблема образования и воспитания. Развитие культурного туризма, способствующего гармонизации человека и общества, человека и природы, во всех развитых странах находится в поле зрения государства. Основными объектами такого туризма являются памятники истории, природы и культуры, археологии. Эти же памятники являются постоянными значительными источниками дохода, решают проблему создания рабочих мест, способствуют познанию малой родины.

    Существуют три основных отличия современного культурно-познавательного туризма:

    1) активная роль и позиция туриста имеют первостепенное значение, очень высока возможность выбора маршрутов и форм их прохождения;

    2) привлекающая роль не отдельных памятников, как ранее, а целостного культурного окружения;

    3) культурные ресурсы того или иного региона России выступают как культурный капитал, способный к воспроизводству, в том числе и за счет поступлений от современных форм туризма.

    Главными факторами культурного туризма, по мнению исследователя М.Ю. Горбуновой, являются, во-первых, клиенты как потребители данных услуг; во-вторых, обеспечивающие доступ к этим услугам предприятия . Как и другие направления, культурно-познавательный туризм организуется вокруг достопримечательностей, которые условно можно разделить на несколько типов: исторические, археологические, природные, архитектурные, геологические, спортивные, политические, религиозные и комплексные. Разнообразный по тематике познавательный туризм подразделяется на два основных типа: стационарные туры (включают в себя городские экскурсии) и маршрутные туры (большинство предлагаемых комплексных туристских проектов и путешествий). В любом случае познавательный туризм представляет собой концентрацию объектов культурного наследия, таких как:

    1) памятники археологии;

    2) культовая и гражданская архитектура;

    3) малые и большие исторические города;

    4) сельские поселения;

    5) музеи, театры, выставки;

    6) социальная инфраструктура;

    7) объекты этнографии, центры прикладного творчества;

    8) технические комплексы и сооружения.

    В последнее время популярной формой культурно-познавательного туризма стал развлекательный туризм. Следует помнить, что в основе культурного туризма лежит потребность в интеллектуальном, духовном и коммуникативном развитии человека. Поэтому в настоящее время появляется огромное количество совершенно новых туристских направлений: этнографическое, археологическое, флористическое; на туристский рынок выносятся предложения фототуров, милитари-туров, винных, религиозных и свадебных туров. Развиваются событийный, образовательный, экологический и другие виды культурно-познавательного туризма, появляются новые музеи, среди них есть и частные, например в подмосковном Середниково, с возможностью внедрения индивидуальных программ. И в первую очередь надо отметить эмоциональное воздействие таких форм культурного туризма, как интерактивность, ролевые игры и театрализация. Практически это продукты развлекательного туризма, но имеющие под собой глубокие нравственные и культурные корни. Такие проекты могут быть периодическими, разовыми, а могут стать и постоянно действующими.

    В традиционной российской культуре путешествия символизируют ожидание необычного и эмоционально насыщенного культурного опыта, прежде всего связанного с переживанием исторической и природно-эстетической реальности . Россия обладает мощнейшими туристскими ресурсами, но в настоящее время на ее долю приходится всего 1 % мирового туристского продукта. Значит, дело в развитии туризма, недостаточном появлении на рынке нового туристского продукта и новой, качественно отличной от прежней, современной туристской инфраструктуры. Таким образом, повышение уровня местного туризма не только значительно увеличит бюджет, но и сыграет свою роль в воспитании патриотизма среди молодежи и привлечет внимание к культурному наследию регионов нашей страны. Для развития внутреннего туризма необходимо разработать и воплотить в жизнь новые, современные формы работы.

    Состояние туризма в России нельзя признать удовлетворительным. Сложное социально-экономическое положение, низкий уровень доходов населения, невысокий уровень управленческой структуры российского туризма - перечень причин можно продолжать долго. Но основными из них являются инертность, а также нежелание или неспособность государственных структур и организаций, занятых в сфере туризма, использовать опыт, накопленный в нашей стране в годы советской власти, а также опыт наиболее продвинутых в этом направлении стран.

    Реализация новых целей туризма делает необходимой не только структурную перестройку социально-политического и экономического характера, но и внедрение новейших информационных технологий в туристский бизнес.

    Одним из наиболее перспективных направлений в развитии туризма представляется создание центров культурной, научной, просветительской деятельности на базе археологических, этнографических, исторических, архитектурных, природно-ландшафтных памятников, а в оптимальном варианте - комплексных музеев под открытым небом. Богатый опыт создания таких объектов накоплен в зарубежных странах, например Флево в Голландии, Лейр в Дании, Батсер-Хилл в Англии, Дюппель в Германии. В последние годы музеефицированные комплексы начали создаваться в России, такие, как Этномир в Калужской, Костенки в Воронежской, Аркаим в Челябинской областях и др. Такие центры, по сути, представляют собой новую модель деятельности культурных институтов с практически неограниченными ресурсами и возможностями. На их базе может быть создана принципиально новая для многих регионов сфера отдыха и развлечений.

    Особенно интересны в этом плане музеефицированные памятники, расположенные в природных национальных парках, заповедниках и заказниках. Однако деятельность таких центров не ограничивается только человеческой историей и культурой. Общение с природой, ее изучение, а также решение проблем взаимоотношения природы и человека, воспитание бережного отношения к окружающей среде также могут и должны входить в сферу деятельности такого центра. В целом можно сказать, что одной из целей таких учреждений должна быть экологизация жизни человека в широком смысле этого слова.

    Кроме того, на современном этапе развития внутреннего туризма совершенно необходимо возвращаться к старым, давно и несправедливо забытым, но интереснейшим маршрутам, разработанным еще в советское время. До 1990-х гг. в России, не считая краеведческих и литературных, присутствовали почти исключительно традиционные архитектурные, например Кижи, или литературные, к примеру Тарханы или Ясная Поляна, мемориальные музеи.

    В последние годы получила развитие музеефикация специфических, известных узкому кругу специалистов памятников - археологических объектов. Музеефикация археологических объектов позволяет не только решить проблему сохранения этого уникального наследия, насчитывающего много веков и тысячелетий, но также способствует возникновению принципиально новых форм хранения и показа этих уникальных экспонатов и комплексов. Во многих регионах России создаются специализированные археологические музеи, а также музеи-заповедники под открытым небом. Такие учреждения способствуют улучшению пропаганды и популяризации археологического наследия. Археологические фонды, составляющие львиную долю имеющихся экспонатов, являются одними из наиболее интересных, с точки зрения посетителей. Но в большинстве случаев они располагают весьма скромными помещениями для хранения и экспозиционно-выставочными объемами. Нехватка специалистов, в том числе археологов и профессиональных музейщиков, приводит к тому, что выставочные площади весьма скучны и неинформативны.

    Очень интересными экспозициями являются археологические музеи или археологические отделы в краеведческих музеях в Москве, Самаре, Волгограде, а также музеефицированные археологические памятники, такие как Танаис, Херсонес, Аркаим и другие. Однако в таких музеях под открытым небом, как правило, отсутствует развитая сфера обслуживания посетителей и отдыхающих (нет гостиниц, кафе, пунктов проката спортивного и другого инвентаря и автотранспорта, лодочных и яхт-станций, пляжей, автостоянок, магазинов и др.). Как правило, посещение таких музеев ограничивается знакомством с экспозицией, так как такие музеи создавались, как правило, в научно-исследовательских целях, а обслуживанию экскурсантов и туристов в них отводилось одно из последних мест. Поэтому необходимо развивать инфраструктуру этих туристских объектов.

    Создание центров нового типа предполагает не только наличие выставочных залов и комплексов, но также развитой сферы отдыха и развлечений. Работа центра должна быть направлена на то, чтобы посетитель не просто ознакомился с имеющимися достопримечательностями и экспозициями, но и получил максимально положительный эмоциональный заряд. Как известно, наилучшим показателем эффективности деятельности любого учреждения, занятого в сфере социально-культурного бизнеса и туризма, является степень «возвратности» посетителя. Соответственно, чем лучше и разнообразнее будет организовано времяпрепровождение туристов и экскурсантов во время посещения центра, тем более велика вероятность повышения данного показателя.

    Следует отметить, что большая роль в развитии современного культурно-познавательного туризма принадлежит грамотным, профессионально подготовленным менеджерам, к тому же специалисты в туризме должны быть хорошими психологами. Хорошо обученные специалисты могут разобраться с различными нововведениями и инновациями в туристском бизнесе.

    В условиях рыночной экономики туристские организации все более осознают необходимость разработки новых товаров и услуг и связанную с этим выгоду. Прогнозирование прибыли нового туристского продукта является задачей инновационного менеджмента , как вида культурно-экономической и предпринимательской деятельности туристских фирм для эффективной организации инновационных процессов. Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы.

    Тема туризма, очевидно, приобретает новое звучание и может стать одной их важнейших доминант развития человечества в третьем тысячелетии. Все больше людей преодолевают пространственные барьеры в надежде приобщиться к иной культуре, получить новые знания и впечатления. Таким образом, туризм становится устойчивым элементом досуговой активности личности и способствует сохранению культурного наследия, обмену культурной информацией, но его развитие поднимает многие вопросы и проблемы, часть которых обозначена в этой статье.

    Рецензенты:

    Чепик В.Д., д.п.н., профессор кафедры сервиса и туризма, ФГБОУ ВПО «Гжельский государственный художественно-промышленный институт», Московская обл., пос. Электроизолятор;

    Логинова Л.Ф., д.и.н., профессор кафедры теории и прагматики культуры, ОЧУ ВО «Гуманитарно-социальный институт», Московская область, пос. Красково.

    Библиографическая ссылка

    Коржанова А.А. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-18. – С. 4044-4047;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37904 (дата обращения: 11.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»