Музыкант-авaнгардист, джазовый музыкант, композитор, актёр С.А. Курехин родился 16 июня 1954 года в Мурманске в семье военного. Музыкой он стал заниматься с четырех лет, играл на пианино. Потом, в 1962-1963 году, начал играть в школьном вокально-инструментальном ансамбле. Детство и школьные годы провел в Крыму, в Евпатории. В 1971 году, окончив там среднюю школу, 17-летний Курехин с семьей переехал в Ленинград, где поступил в музыкальное училище имени Мусоргского при Ленинградской консерватории. Из училища его вскоре отчислили за хронические пропуски занятий. Потом он недолгое время проучился в Институте культуры, на факультете хорового дирижирования. Затем работал концертмейстером художественной гимнастики.

Свой путь в музыке Сергей Курехин начинал как рок-пианист; в 1971 году самодеятельная группа "Пост" пригласила его играть на танцах в Александровской, недалеко от Ленинграда. Причем на танцах они играли Артура Брауна и "Grand Funk", что в то время было совершенно невероятно... В 1971-1977 годах Курехин выступал также с группами "Большой железный колокол" и "Гольфстрим". Затем он увлекся свободным джазом и вступил в квартет (позднее трио) ленинградского саксофониста Анатолия Вапирова, с которым выступал на крупнейших джазовых фестивалях страны. Еще в 1970-х годах Курехин в знаменитом ленинградском кафе "Сайгон" познакомился с Борисом Гребенщиковым и "Аквариумом". Уже признанный джазовый музыкант, в первой половине 1980-х годов он заставил "Аквариум" мыслить другими музыкальными категориями и его участие в записи альбомов "Треугольник", "Табу", "Радио Африка", "Дети Декабря" во многом определило развитие всей отечественной рок-музыки. В конце 1970-х годов Курехин также экспериментировал с разнообразными собственными группами. Ему было интересно все: он переиграл на многих рок-альбомах 80-х.

В 1984 году он создал свой ансамбль - "Популярная механика" ("Поп-механика"), в состав которого вошли участники групп "Аквариум", "Кино", "Игры", "АукцЫон", "Джунгли", "Три-О", фольклорный ансамбль А.Федько. Начиная с середины 1980-х годов Курехин уже не участвует в советских джазовых фестивалях вне Ленинграда. Да и в Ленинграде только в виде "Поп-меха". Единственные исключения - фестивали джаза Пярну "87 и Таллинн "88. Создав "Поп-механику", Сергей затащил туда всех музыкантов того времени, перемешав рок-клуб с военным оркестром, сценическое шоу с симфонической музыкой. На сцене гармонично соседствовали хулиганы и оперные певцы, солдаты и балерины... Этот грандиозный проект захватывал огромное количество музыкантов, художников, деятелей всех видов искусств, синтезировал парадоксальным образом совершенно несовместимые вещи, например, академический струнный квартет и рок-группу "Кино", или официозного певца Эдуарда Хиля и театр лилипутов, пожарный оркестр и джазовых импровизаторов. По сцене разгуливали гуси, куры и даже лошади, в то время как исполнялись серьезные оперные арии, которые могли неожиданно смениться псевдо-китайскими наигрышами, но общая драматургия действа контролировалась не только фортепиано и синтезатором Курехина, но и его жестами, прыжками и знаками, коими он сопровождал весь процесс на сцене. Этот грандиозный полигон представлял собой загадочное и масштабное мероприятие, которое публика всегда ожидала с нетерпением и интересом. Его фантазия не знала границ, она боролась с разного рода табу, официозом советской культуры. Можно много говорить о том, чего так и не сделал Курехин, хотя мог, о том, что он сделал не так, как всем хотелось бы, но его творчество и не было ориентировано на всех. "Поп-механика" не только органично вошла в нашу культуру, но в определенный момент поглотила самобытность отечественного рока.

Курехин собирает в своей "Поп-механике" практически все виды искусств - балет, музыку, мелодекламацию, цирк, театральные постановки и кукольный театр, эротический перформанс, живопись, декоративное искусство, кино и т.д. Кажется, что зритель сталкивается с настоящим хаосом, с тотальным смешением всех стилей и жанров в странном полусмешном-полусумасшедшем представлении, в котором непонятно, когда весело хлопать, а когда мрачнеть. По мере развития "Поп-механики" неумолимо расширялось не просто количество элементов, используемых в шоу, но и количество жанров, дисциплин... Самые последние этапы творчества Курехина (многих поставившие в тупик) характеризуются тем, что в этот контекст постепенно включается политика (естественно, экстремистская), ритуал, научные опыты.

Впоследствии оркестр Курехина объехал всю страну, выступал за рубежом. Шоу "Поп-механики", в которых участвовали музыканты и художники разных школ, камерные и симфонические оркестры, фольклорные и танцевальные коллективы, рок- и джаз-группы, фокусники, мимы и укротители, эстрадные солисты и оперные певцы (иногда число участников достигало 300 человек), имели экстравагантно-эпатажные названия: "Индейско-цыганские медитации", "Пять дней из жизни барона Врангеля", "Как волка ни корми, а Капитаном он не станет", "Переход Суворова через Кутузова". В "Поп-механике" постоянно возникала тема театра, постановки. Иногда концерт фактически полностью превращался в спектакль. В "Поп-механике" участвовало множество знаменитых личностей от музыкантов и певцов до общественных деятелей. И все участники становились своего рода манекенами в странном действе Сергея Курехина, в сознании которого они приобретали особое культовое значение, совершенно отдельное от того статуса, который был присущ им сам по себе. Сквозь всех начинала просвечивать какая-то особая реальность, особое неопределенное существо... Причем это не личность самого режиссера, организатора и манипулятора странного хаоса, но нечто иное, некое "магическое присутствие кого-то еще".

Помимо работы со своим коллективом, Курёхин выступал с сольными программами фортепианных импровизаций, писал музыку к спектаклям и фильмам. В 1988 году ленинградский режиссер Олег Тепцов выпустил фильм под названием "Господин оформитель" - историю девушки, умирающей в 1908 году от чахотки, и слепленной с нее живой куклы, очаровывающей мужчин и губящей своего создателя. Фильм неожиданно прошел "на ура" - благодаря не столько мистическому сюжету и воспаленным глазам Виктора Авилова, исполнявшего главную роль, сколько тщательно воссозданной атмосфере Петербурга "серебряного века", декадентским гравюрам и - необыкновенной музыке Сергея Курёхина. Он впервые работал в кино и, казалось бы, ничего общего не имел с модерном и с "серебряным веком", но удивительно точно почувствовал тон и атмосферу фильма. Воодушевленный удачным дебютом, Тепцов в следующем же году делает второй фильм - "Посвященный". Музыку к нему, естественно, тоже написал Курёхин. Увы, история о странном юноше, получившем в детстве душевную травму и наделенном сверхъестественными способностями, оказалась непонятой даже самыми верными поклонниками "Оформителя". Не помогла и чудесная курёхинская музыка. В числе его работ - музыка к кинофильмам "Трагедия в стиле рок" Саввы Кулиша, "Два капитана 2" Сергея Дебижева, "Замок" Алексея Балабанова, "Три сестры" Сергея Соловьёва, "Научная секция пилотов" Андрея И, "Над темной водой" Д.Месхиева и др.

Как актёр Курехин снялся в фильмах "Лох - победитель воды", "Сломанный свет", "Два капитана 2", "Над тёмной водой", "Комплекс невменяемости". Но с кинематографом Сергею Курехину не повезло, фильмы оказались беспомощными с точки зрения режиссуры. Его дискография насчитывает несколько десятков пластинок, компакт-дисков - "Насекомая культура", "Поп-механика № 17", "Полинезия. Введение в историю", "Опера богатых", "Ибливый опоссум" и др.

С присущим ему обаянием Сергей говорил вещи по своей нелепости совершенно чудовищные, но стоило ему улыбнуться и они воспринимались как реальные. В 1991 году в популярной политической программе "Пятое колесо" на Ленинградском телевидении Курехин сделал шокирующее заявление: "Ленин - это типичный представитель царства грибов. Вот броневик, на котором выступал Владимир Ильич. Если его перевернуть, то по форме все это безошибочно напоминает шляпку гриба, а тело Ленина - это его грибница. Личность гриба более сильна, чем личность человека, и грибная личность замещает личность человека, если человек начинает употреблять галлюциногенные грибы". Имелось в виду, что Ленин и остальные вожди революции употребляли галлюциногены. Лица ведущих передачи были абсолютно серьезны. Лишь один раз интервьюер Сергей Шолохов не выдержал, а вслед за ним рассмеялся и Курехин. Но этот смех обалдевшими зрителями не был воспринят как саморазоблачение. В коммунистической прессе поднялась волна протеста. "Нет, - писали они, - Ленин не может быть грибом, потому что он - человек. У человека и гриба разная морфологическая структура. Ленин умел ходить, говорить, даже петь. А может все это сделать гриб?" Теория "Ленин-гриб" была последней каплей в развенчании идей коммунизма, ведь над вождем можно было шутить.

В первой половине 1990-х годов Курехин увлекся театром. Он обладал просто чудовищной работоспособностью. В сентябре 1994 года вместе со своим приятелем Евгением Рапопортом он учреждает агентство "Депутат Балтики" и осуществляет серию больших и малых проектов. Заявив в одном из интервью, что его можно будет "только танком остановить", Курехин делает в Санкт-Петербурге абсурдно-шутовскую постановку сказки "Колобок" и дорогостоящую, с размахом поставленную садо-мазохистскую драму "Гляжу в озера синие". В этом помпезном шоу принимали участие кролики, еврейский оркестр, множество актеров и музыкантов, арфистки и даже народный артист России Эдуард Хиль. А в конце жизни Курехин увлекся политикой. "Поп-механика" давала представление в пользу кандидата от национал-большевистской партии на выборах в Ленинграде. Но его поход в политику обернулся последним, четырнадцатым местом в округе кандидата, которого Сергей поддерживал. Но он не мог жить, не играя. Любое явление воспринималось как повод для игры ума.

Со своей будущей супругой Настей он познакомился в начале 1980-х. Для обоих это был второй брак, но брак счастливый. Настя, профессорская дочь, закончившая английскую спецшколу и поступившая в Ленинградский университет на географический факультет, даже представить себе не могла, что когда-нибудь станет женой музыканта. Тем более такого, который считался уже одной из первых величин в советской рок-музыке. Впервые она попала на концерт Курехина после долгих его уговоров, в день Космонавтики, 12 апреля 1982 года. Концерт оказался скандальным. Когда музыканты взяли первые аккорды и появилась ассоциация взлета космической ракеты, на сцене лопнул шарик. В этом чиновники усмотрели насмешку над советской космонавтикой. На некоторое время "Поп-Механика" вошла в разряд запрещенных. Однажды, сидя в "Сайгоне", Сергей сказал Насте странные слова: "Мы будем самой счастливой парой, но имей в виду: больше, чем десять лет, я не проживу". Судьба отвела им быть вместе чуть больше - 14 лет.

В апреле 1996 года Курехин вернулся из Москвы в Питер. Записал музыку к фильму, сделал оперу в Большом театре. Настя встречала его на вокзале. Сергея на руках выносили из вагона, у него был сердечный приступ. На следующий день Курехин весь день пролежал в кровати. Вызвали врача, сделали кардиограмму. Сказать что-то определенное не смогли, но опасность вычислили сразу. 7 мая его положили в палату для онкологических больных. Диагноз был редчайший, почти невозможный: саркома сердца. По медицинской статистике, каждый год от рака сердца умирают два человека во всем мире. В России Сергей Курехин оказался первым... Причину его болезни выявить так и не сумели. Многие тогда сомневались, правильно ли был поставлен диагноз. Ведь за год до смерти Курехин прошел полное онкологическое обследование. Тогда болезнь не обнаружили. С таким диагнозом в палату к больному обычно пропускают только самых близких людей. С Курехиным получилось иначе - друзья практически поселились у него. Никто не знал, сколько он проживет, каждый день мог стать последним. Он продержался ровно два месяца.

Настя практически жила в больнице. Так как к больному запускалось ограниченное число людей, в конце дня около палаты выстраивалась живая очередь. В начале июня Курехину сделали операцию. После операции врачи сказали: "Шансы на выживание равны нулю". До этого даже у врачей теплилась какая-то надежда... 16 июня Курехину исполнилось 42 года. На этот праздник съехалось больше 50 человек. Это был первый день рождения, который он решил отметить. Жить ему оставалось две недели. Настя до последнего дня не верила, что Сергей умрет. Она ездила в Сибирь за природными лекарствами и кореньями, приглашала экстрасенсов... Последним шансом было отправить мужа оперироваться во Францию. Тот наотрез отказался. Он не позволял окружающим верить в худшее, шутил по поводу своей болезни, только вот поездок никаких не планировал и о работе не говорил. Он все еще верил в чудо... Но чуда не произошло. Он умирал медленно. Сначала отнялись ноги. Затем он стал терять зрение. 9 июля 1996 года, в 4 часа утра, Сергей Курехин скончался. Казалось бы, причина смерти известна. Но существует здесь какая-то мистика, как считают знакомые музыканта. Курехин всегда увлекался мифологией, религиозной философией, феноменологией. В последние годы с головой ушел в произведения Алистера Кроули - основоположника сатанизма. Теория "Ленин - гриб" взята именно оттуда. Это как раз одна из тысяч мистификаций Кроули. До сих пор говорят: именно то, что Курехин открыл миру эту тайну, стало впоследствии причиной его гибели...

Есть русское поверье: "беда одна не ходит". Не обошла стороной эта примета и семью Курехиных. После смерти отца старшая дочь Лиза впала в депрессию. С папой у нее всегда были особые отношения, доверительные и теплые. И вдруг этого человека не стало. Подорвало настроение девочки и неожиданное изменение в отношении к ней папиных друзей. В рок-тусовке во все времена было принято выводить детей "в свет". Яркая, красивая, талантливая, Лиза всегда блистала в кругу взрослых рокеров. Вся питерская музыкальная среда опекала ее, как родную дочь. В итоге все это оказалось фальшью. Просто многим хотелось работать с гениальным музыкантом, многим хотелось подобраться к нему как можно ближе, поэтому все терпели капризы его ребенка, целовали руки жене, в открытую преклонялись перед талантом Курехина... Для девочки-подростка это обернулось трагедией.

Настя вспоминала, что в тот день Лиза договорилась пойти с подружкой на дискотеку, но подруга не позвонила. "Когда я пришла домой, Лиза сидела у телефона. Спустя два часа раздался звонок. Какие-то знакомые пригласили ее в гости на другой конец города. Время было позднее. Я ее не пустила. В тот день у нее накопилась и куча других неприятностей, а она всегда была девочкой впечатлительной. Лиза закрылась в своей комнате…" Десяти таблеток сильнодействующего снотворного хватило, чтобы уснуть навсегда. Лиза Курехина умерла тихо, во сне, как отец... На стене в ее комнате висел календарь с портретом отца, и 24 октября 1998 года почему-то было обведено красной ручкой. В тот день какой-то злой рок хотел погубить обоих детей Курехина. Днем его сын с Сергеем Африкой пошли в театр, и, когда переходили улицу, Федя вдруг побежал через дорогу. Водитель еле успел затормозить...

Гибель Сергея и Лизы Курехиных была только звеном в цепи загадочных смертей. В феврале 1997 года покончил с собой организатор первого фестиваля памяти Курехина Борис Райскин. В 1999 году, в день смерти Курехина 9 июля умер его партнер по "Аквариуму" и "Поп-Механике 1" Александр Кондрашкин. Умерли некоторые другие музыканты, принимавшие участие в "Поп-Механиках". Сергей Курехин и его дочь Лиза похоронены в Комарово, что под Питером. Там нет памятника, нет ограды - просто деревянные кресты на приподнятой земле, в конце лета густо усыпанной грибами. Как будто из той самой, выдуманной ради шутки, теории про Ленина.

В некотором смысле Курехин продолжает определять русскую музыкальную жизнь. Через два месяца после его смерти начался фестиваль памяти Сергея Курехина, проведенный Н.Дмитриевым. По существу, это были концерты новой музыки, которые длились около 4 месяцев. В Доме Ханжонкова прошел фестиваль фильмов, музыку к которым написал Курехин. В январе 1997 года в Нью-Йорке стараниями Бориса Райскина был проведен "Интердисциплинарный Фестиваль памяти Сергея Курехина" - гигантский 11-дневный фестиваль, в котором приняло участие больше сотни музыкантов, поэтов и художников. Значительная часть фестиваля проходила в Мекке фри-джаза - клубе "Knitting Factory". Самое необычное в фестивале - то, что в нем принимали участие не только джазовые музыканты из России, США и русской диаспоры, но и музыканты академического плана. Впервые на сцене "Knitting Factory" звучали Шопен и Чайковский, вполне в духе Сергея! Второй "Интердисциплинарный Фестиваль памяти Сергея Курехина" в Нью-Йорке состоялся в мае 1998 года усилиями Дэвида Гросса. В октябре 1998 года прошел большой фестиваль во Дворце Молодежи в Петербурге.

Курехин был человеком чрезвычайно образованным. Он для себя изучал самые разнообразные вещи. Были периоды, когда он фундаментально изучал мифологию, семиотику - науку о знаках, русскую религиозную философию, персонализм, феноменологию. В 1980-х годах серьезно увлекся московским концептуализмом и, наконец, национал-большевизмом, за что на него обиделись многие представители питерской интеллигенции. Его интересы простирались далеко за пределы музыки, это театр и кино, сакральные культы, геополитика, лингвистика, культурология и так далее и так далее. Все, кто знал Сергея Курехина, утверждали, что он был человеком невероятного обаяния и редкого ума, но, при этом, совершенно невыносимым в общении. Смех, ирония и провокация были жизненной и творческой позицией музыканта. Ему хотелось жонглировать смыслами, властвовать над мирами, которые открывались только ему, сталкивать их между собой и любоваться взрывом. Такова была и его музыка. Такова была его жизнь. Такова была и его смерть. Одним лишь фактом своего существования Курехин провоцировал коллег на поиски новых форм, нового музыкального языка. В ряду выдающихся музыкантов того времени: Чекасина и Гребенщикова, Волкова и Летова, Федорова и Герасимова, - Курехин, бесспорно, был первым! Лицедей и мистификатор, о многочисленных творческих "выходках" которого ходили легенды, Курехин был настоящим революционером в искусстве.

Сергей Курехин - виртуозный пианист, выдающийся композитор, сумасшедший и гениальный заводила футуристической "Поп-Механики", а также философ, актер и литератор. Он первый шоумен эпохи 80-90-х годов и самый серьезный музыкант советского андеграунда, творчество которого во многом определило развитие российской авангардной музыки. О технике его игры на клавишных ходили мифы. Бешеная скорость игры на фортепиано наводила ужас на профессионалов и восторг армии его поклонников. Например, когда в Англии появились его первые компакты, музыкальная пресса дружно заявила, что запись фортепьянной игры Курехина при сведении ускорена, что никакой нормальный человек не может играть так быстро. Откуда же они могли знать, что Курехин именно НЕ нормальный человек? Его творческая фантазия не знала границ, а его внутренней свободе завидовало все музыкальное сообщество страны... Он стал первой настоящей легендой питерского андеграунда. Временами кажется, что он был не чем иным, как мифом. Музыканты Северной столицы открыто признают, что с его уходом закончилась эпоха ХХ века для Санкт-Петербурга. Он не любил Москву, и у Петербурга всегда был козырь перед Москвой - у нас есть Курехин. Критики еще долго будут ломать голову, как охарактеризовать музыку Курехина и куда ее отнести. Но кажется, что в том-то все и дело, что она не вписывается ни в какие рамки, как и вся личность большого художника - Сергея Курехина.

"Поговорив с человеком о художественном творчестве, можно сразу понять, в каком возрасте прекратилось его развитие. Эти люди, как правило, называют эту остановку убеждениями или верой. Человеку начинает казаться, что он все уже познал, все изучил... Я же считаю, что процесс эволюции может остановить только смерть…"

С. Курехин

Курёхин Сергей Анатольевич – советский и российский музыкант, композитор, актер, киносценарист, автор музыки к фильмам.

Сергей появился на свет 16 июня 1954 года в Мурманске в семье военного и школьной учительницы. В 1958 году Анатолий Иванович и Зинаида Леонтьевна Курехины вместе с сыном переехали в Москву. Прожив некоторое время в столичной коммуналке, они обменяли свою комнату на квартиру в Евпатории. Когда Сергею исполнилось 17 лет, он вместе с семьей переехал в Ленинград.

После окончания средней школы Курехин был зачислен в Институт культуры им. Крупской. Он долго определялся с факультетом, пытаясь одновременно учиться сразу по нескольким направлениям, но не справился с нагрузкой и был отчислен. Чтобы поддерживать себя на плаву, Сергей подрабатывал аккомпаниатором в детской гимнастической секции. В это время он начал свои первые музыкальные эксперименты.

Творчество

Музыка стала неотъемлемой частью жизни Сергея с раннего детства. Уже в возрасте четырех лет он начал играть на рояле, удивляя преподавателей быстрым прогрессом. В период с 1971 по 1977 годы Курёхин пробовал себя в качестве рок-музыканта, затем увлекся джазом. Некоторое время он выступал вместе с джазовым ансамблем Анатолия Вапирова.

В 1981 году Курёхин впервые участвовал в записи альбома группы «Аквариум». предложил Сергею регулярное сотрудничество на почве их общего интереса к западной музыке. Последующие альбомы группы стали выходить уже с новым звучанием, Гребенщиков отмечал, что в этом была большая заслуга Курёхина.


В 1984 году Сергей уже имел определенный вес в отечественных музыкальных кругах и был известен за границей. Он стал автором беспрецедентного для своего времени арт-проекта «Поп-механика». Песни, исполняемые музыкантами данного объединения, были написаны в разных стилях и жанрах. Постоянным членом проекта был только Сергей Курёхин.

Перфомансы «Поп-механики» сопровождались цирковыми выступлениями, показом мод, чтением стихов, различными представлениями. Состав участников все время был разным. За время существования проекта в его представлениях приняли участие несколько сотен человек.


На протяжении жизни Сергей проявлял интерес к кино. Он снялся в восьми кинолентах и написал музыку для 24 фильмов. Один раз он попробовал себя и в качестве сценариста. Музыкант был на гастролях в Японии, Германии, Англии, сотрудничал с известными европейскими джазовыми и рок-музыкантами.

Его фото появлялись в зарубежной прессе, а компания BBC сняла в середине восьмидесятых документальный фильм о Сергее «Comrades: All That Jazz». В девяностые годы Курёхин пробовал себя в качестве издателя и телеведущего, он также сочинял и исполнял сольные фортепианные концерты.

Личная жизнь

Талант Сергея привлекал к нему множество женщин, поэтому его личная жизнь кипела и бурлила. Мимолетные встречи, бурные романы и два законных брака - все это было в жизни Курёхина. Известная актриса в своих интервью упоминала о Сергее, как о мужчине, определившем направление всей ее жизни. Это он посоветовал девушке поступать в театральный вуз, привил вкус к литературе и музыке.


У них с Курёхиным в восьмидесятые годы случился четырехлетний роман. Гузеева вспоминала, что Сергей был единственным мужчиной, который сам бросил ее. Он ушел к девушке, на которой впоследствии женился. Этот факт на долгие годы определил особый статус Сергея для Ларисы.

Первый раз Курёхин женился в восемнадцать лет на Татьяне Паршиной. Жена родила ему дочь Юлю в 1974 году. Общий ребенок не помог скрепить отношения молодых людей, через несколько лет семья распалась.


Второй раз Курёхин женился в 1983 году, и этот брак был более удачным. Со своей женой Анастасией он провел остаток жизни. В 1984 году у супругов родилась дочь Лиза. Через десять лет у Сергея появился долгожданный сын и наследник Фёдор.

Болезнь и смерть

Весной 1996 года у Сергея случился сердечный приступ. После обследования стало известно, что музыкант серьезно болен. Врачи диагностировали у Курёхина саркому сердца. Его поместили в больницу в отделение для онкологических больных. В июне Сергею сделали операцию, после которой врачи предупредили жену, что шансов на выздоровление не осталось. 9 июля 1996 года музыкант скончался.


Жена Курёхина упоминала в интервью газете «Московский комсомолец», что хотя причина смерти ее мужа ясна и понятна, близких людей не покидает ощущение какой-то мистики. Сергей незадолго до смерти увлекся трудами основоположника сатанизма Алистера Кроули. Даже свою самую знаменитую теорию «Ленин-гриб» Курёхин придумал под влиянием своего нового увлечения.

Казалось, в мистику происходящего верил и сам музыкант. За несколько недель до смерти Сергей попросил жену покреститься самой и провести обряд над их маленьким сыном. Анастасия сделала все, как просил муж. Через два года после смерти Курёхина с его детьми случилось несчастье. В один и тот же день его сын чуть не попал под машину, а дочь Лиза наглоталась снотворного. Фёдор остался жив, но Елизавета умерла и была похоронена рядом с отцом на Комаровском кладбище.

Дискография:

  • 1981 – The Ways of Freedom
  • 1982 – Треугольник («Аквариум»)
  • 1982 – Электрошок («Аквариум»)
  • 1985 – Концерт («Поп-механика»)
  • 1985 – 3-й Ленинградский рок-фестиваль («Поп-механика»)
  • 1986 – Дети декабря («Аквариум»)
  • 1986 – Утренние упражнения в ореховом доме
  • 1987 – Введение в Поп-механику («Поп-механика»)
  • 1987 – Насекомая культура («Поп-механика»)
  • 1991 – Ибливый опоссум («Поп-механика»)
  • 1992 – Опера богатых
  • 1995 – Воробьиная оратория

Сергей Курехин - талантливый музыкант, актер и сценарист. Многим представителям современной молодежи имя и фамилия этого человека ни о чем не говорят. Специально для них мы подготовили статью, в которой содержится информация о нем.

Биография Сергея Курехина: детство и юность

Он родился в 1954 году (16 июня) в Мурманске. В какой же семье воспитывался будущий музыкант-авангардист? Отец Сергея, Анатолий Иванович, был военным. Мужчина дослужился до капитана второго ранга. А его мать, Зинаида Леонтьевна, преподавала математику в школе. Вскоре она сменила работу, устроившись на должность художника-оформителя.

Когда Сереже было 4 года, он вместе с семьей переехал в Москву. Но и там Курехины задержались ненадолго. Им удалось обменять столичную коммуналку на квартиру в Евпатории (Крым). Там мальчик посещал местную школу.

С 1971 года семья проживала в Ленинграде. По окончании средней школы Сережа подал документы в Институт культуры им. Крупской. Он пытался обучаться сразу на нескольких факультетах. В итоге его везде отчислили. Чтобы не умереть с голода, парень брался за любые подработки.

Творческая деятельность

В период с 1971 по 1977 г. Сергей Курехин выступал с такими группами, как «Гольфстрим», «Пост» и «Большой железный колокол». Позже он всерьез увлекся джазом. Его приняли в квартет, которым руководил саксофонист В. Вапиров.

В начале 1980-х годов Курехин вернулся в рок-индустрию. Наш герой начал сотрудничать с группой «Аквариум». Борис Гребенщиков называл его отличным аранжировщиком. В 1984 году Сергей создал свою группу под названием «Поп-механика». Также он выступал сольно с фортепианными программами.

На счету Сергея Курехина съемки в 8 кинокартинах («Дом под звездным небом», «Два капитана-2», «Трагедия в стиле рок» и другие). Также он написал музыку к 24 фильмам и придумал сценарий к картине «Музыкальные игры» (1989).

Личная жизнь

Музыканты, как известно, являются влюбчивыми и романтичными натурами. Наш герой не является исключением. В его жизни было несколько головокружительных романов.

Курехин Сергей дважды официально оформлял отношения в ЗАГСе. Первый раз он женился в 18-летнем возрасте. Его избранницей была юная Татьяна Паршина. В 1974 году она подарила Сергею первенца - очаровательную дочку Юлю. Со временем отношения между супругами стали ухудшаться. Даже общий ребенок не помог сохранить семью.

После развода с Таней наш герой недолго пребывал в статусе холостяка. Однажды в жизни известного музыканта появилась молодая девушка, приехавшая из провинции. Речь идет о Ларисе Гузеевой. Курехину она сразу же понравилась. Он красиво и настойчиво ухаживал за брюнеткой. В итоге девушка согласилась встречаться с ним. Сергей Курехин и Лариса Гузеева прожили в гражданском браке почти 4 года. Поначалу в их отношениях царили страсть, взаимопонимание и уважение. В какой-то момент музыкант объявил ей о том, что встретил другую девушку. Ларисе хотелось разрыдаться от обиды. Но она сдержала себя, собрала вещи и ушла.

Второй брак

Новой избранницей Сергея Курехина стала 22-летняя девушка Анастасия. Она из обеспеченной и уважаемой семьи. Ее отец - физик, вице-президент академии естественных наук. Но нашего героя в ней привлекли вовсе не деньги и большие связи. Настя понравилась ему своей образованностью и богатым внутренним миром.

Вскоре влюбленные сыграли свадьбу. Торжество проходило в одном из лучших московских ресторанов. Если вы думаете, что банкет полностью оплатил отец Насти, то сильно ошибаетесь. На тот момент Курехин Сергей был известным актером и музыкантом. Он зарабатывал приличные деньги. Поэтому мог обеспечить себя, жену и детей.

В 1984 году у Сергея и Анастасии родилась общая дочь. Малышка получила красивое имя - Елизавета. Долгое время супруги мечтали о появлении сына. И кажется, в небесной канцелярии услышали их молитвы. В 1994 году в семье Курехиных произошло пополнение. На свет появился долгожданный сын Федор.

Сергей Курехин: причина смерти

Для начала расскажем предысторию. В апреле 1996 года Сергей Курехин перенес сердечный приступ. Произошло это в поезде «Москва-Санкт-Петербург». Несколько крепких мужчин на руках вынесли его из вагона. Сергея доставили домой. На следующий день к нему пришел врач. Он сделал кардиограмму. Результаты оказались весьма плачевными. Доктор посоветовал Курехину госпитализацию в отделение для онкологических больных. Наш герой собрал необходимые вещи и отправился в клинику, где ему поставили страшный диагноз - рак (саркома сердца).

Супруга Анастасия сутками находилась в больнице. Она ухаживала за мужем, а также оказывала ему моральную поддержку. Женщина до последнего надеялась на то, что Сергей Анатольевич справится с болезнью.

16 июня 1996 года - единственный день рождения, который Курехин решил отметить. Поздравить его с 42-летием приехали почти 50 человек (друзья, коллеги, родственники). А спустя 2 недели музыканта и сценариста не стало.

Вечный покой Сергей Курехин обрел на расположенном неподалеку от Санкт-Петербурга. В настоящее время могила известного музыканта находится в плачевном состоянии. Деревянный крест потускнел от снега и дождя. Имя и фамилия на табличке почти стерлись.

Еще одна трагедия

Тяжелее всего смерть Сергея Курехина переживала его старшая дочь Елизавета. После похорон отца девочка стала замкнутой и малообщительной. В октябре 1998 года она приняла 10 таблеток снотворного. Эта доза оказалась для нее смертельной.

В заключение

Биография и личная жизнь Сергея Курехина были подробно нами рассмотрены. Теперь вы знаете, как он строил свою карьеру и от чего скончался. Пусть земля ему будет пухом…

В 90-е имя Сергея Курехина знал, пожалуй, каждый россиянин. Курехин был не только музыкантом и композитором, но и актером, и поэтом, и сценаристом. Он умер в 42 года. Через несколько месяцев скончалась и его 15-летняя дочь Елизавета.

Кто такой Сергей Курехин?

Долгое время он работал с джазовыми коллективами и группой «Аквариум», а в 1984 году создал собственный проект под названием «Поп-механика».

Кроме того он снялся в нескольких фильмах и даже писал стихи и сценарии для кинокартин. Он часто выезжал на гастроли в Европу, был в Японии, сотрудничал с мировыми знаменитостями.

Папина дочка

Между тем личная жизнь артиста складывалась не столь удачно, как его карьера. В первый раз он женился в 18 лет. Несмотря на рождение ребенка, брак вскоре распался. Однако в 1982 году в гостях у Бориса Гребенщикова Сергей познакомился с дочерью физика Георгия Фурсея. Анастасия Фурсей стала второй и последней женой музыканта.

В 1984 году на свет появилась Елизавета. По воспоминаниям близких четы Курехиных, она была настоящей «папиной дочкой». Всякий раз бывая за границей, музыкант в первую очередь отправлялся на поиски подарков для Елизаветы.

По словам матери, дочь, в свою очередь, доверяла Сергею все свои секреты и советовалась с ним по любому поводу. Его мнение всегда оказывалось для нее приоритетным.

Единственное выступление

Елизавета Курехина, как и ее отец, писала стихи и песни, а также делала первые шаги на эстраде. Наталья Пивоварова, солистка группы «Колибри», руководившая одно время молодежным музыкальным проектом «Молочный шейк», в котором участвовала Елизавета, отзывалась о ней самой, ее талантах и «бешеной энергии» с неизменным восторгом.

Девушка успела выступить перед публикой лишь однажды. Она спела всего одну песню. Это произошло на одном из первых вечеров памяти ее отца, которые организовывала после смерти Сергея Курехина его вдова.

Смерть отца

В начале мая 1996 года Курехину неожиданно стало плохо. Анастасия вызвала скорую. Врачи диагностировали у Сергея саркому сердца. 9 июля того же года Курехин скончался.

У девочки началась депрессия после смерти отца. Даже творчество перестало ее радовать. Как утверждала мать Елизаветы, дочь тяготилась отсутствием одобрения каких-либо ее начинаний со стороны Сергея. Ей необходимо было знать его мнение, получить совет.

Самоубийство

Девочка не вынесла и 2-х лет разлуки с любимым отцом. В конце октября 1998 года мать не отпустила дочь к подруге, сославшись на поздний час. Елизавета не стала спорить с матерью. Она ушла в свою комнату, и покончила с собой. Когда приехала скорая, было уже поздно. Спасти 15-летнюю Елизавету Курехину не удалось.

Авангардист Сергей Курёхин в основном, прославился как гениальный музыкант и композитор, но у него в активе было несколько интересных ролей и сценариев в кино. Он начинал свою музыкальную карьеру как клавишник, играл во многих современных группах, в том числе – знаменитом аквариуме Бориса Гребенщикова. Последние годы жизни он посвятил проекту «Поп-механика» который считал самым главным своим детищем. Причиной смерти Сергея Курёхина стало редкое онкологическое заболевание.

Он родился в 1954 году, в Мурманске и музыкой стал увлекаться ещё в детстве. Свою профессиональную деятельность начал в ленинградских рок-группах, участвовал в выступлениях джазового ансамбля Анатолия Вапирова и в 1980-х годах играл в «Аквариуме». В 1984 году Курёхин впервые собрал свою группу «Поп-механика», имеющую непостоянный состав: в ней выступали певцы и музыканты самых разных стилей. Концерты этого коллектива могли сопровождаться показом мод, выступлениями циркачей, различными театральными эффектами.

В 1985 году Курёхин принял участие в записи альбомов групп «Алиса», «Кино», «Начальник Камчатки» и других. Им заинтересовались зарубежные искусствоведы и критики, появились иностранные фильмы о его творчестве. У Курёхина, благодаря этому, был собственный синтезатор и это активизировало выступление «Поп –механики». В 1986 году состоялось знакомство Сергея с режиссёром Олегом Тепцовым и он написал музыку для фильма «Господин оформитель».

С этого времени композитор стал получать приглашения по созданию музыкальных композиций к фильмам. Их оказалось около 30. Группа «Поп-механика» приглашалась на гастроли за границу и имела там успех. В начале 1995 года Курёхин стал членом партии НПБ под предводительством Эдуарда Лимонова и её идейным функционером. Это послужило причиной ссоры со многими старыми друзьями. Гребенщиков, считавший это увлечение Курёхина ещё одной из его артистичных провокаций, оказался в меньшинстве – большинство поверило в искренность Сергея, разорвав с ним отношения.

Один из последних шокирующих концертов группы Курёхина прошёл осенью 1995 года в Хельсинки и имел громкий успех у финских зрителей. «Поп-музыка» получила массу самых заманчивых предложений на гастроли за рубежом. Но преждевременная кончина руководителя группы положила конец грандиозным планам артистов. В начале 1996 года Сергей ещё успел сделать важную звукозапись в США и запланировать выезд своего коллектива в Лондон. Уже в мае у него стало болеть сердце и он был вынужден лечь в клинику на обследование.

Но сложная операция и все усилия, предпринятые врачами, были напрасными. У него оказалось редчайшее заболевание – саркома сердца, вот почему умер Сергей Курёхин в возрасте 42 лет. После его смерти стали сиротами дочь Юлия 1974 г.р. от первого, и двое детей от второго брака: Елизавета, 1984 г.р., покончившая с собой в 1998 году и Фёдор, родившийся в 1994 году.

Он похоронен на Комаровском кладбище под Санкт-Петербургом.

1673 Просмотров