«Много на свете трав да цветов, да такой вот только один. Летом распускается прекрасный цветок зонтик у самой опушки леса, привлекая людей красотой, а ароматом своим пчел - собирателей сладкого нектара для целебного меда. В народе зовется он кураем , а ученые люди нарекли его ребросемянник уральский. Много красивых легенд в башкирском народном эпосе прославляют это растение. В Башкортостане цветок курая занимает почетное место на государственном гербе республики. Ценит башкирский народ чудный цветок, считая его символом единения всех родов и племен », - этим вступлением начался прошедший в библиотеке час общения «Легенда Башкортостана - цветок курая».

А посвящен он был проблеме создания в республике биосферного резервата «Башкирский Урал». Сотрудники библиотеки с помощью слайдов и специально подобранной книжной полки раскрыли перед читателями уникальность пяти особо охраняемых природных территорий республики, которые признаны мировым сообществом.

Это Государственный природный заповедник «Шульган-Таш», национальный парк «Башкирия», природный парк «Мурадымовское ущелье» и два зоологических заказника - «Икский» и «Алтын Солок». Эти пять территорий включены во Всемирную сеть биосферных заповедников и отныне находятся под пристальным вниманием ЮНЕСКО. В чем же особенность биосферного резервата? Это территория, призванная демонстрировать сбалансированное взаимодействие природы и человека, концепцию устойчивого развития окружающей среды. Биосферный резерват «Башкирский Урал» - пока единственный в Уральском регионе. В России это 41-й объект. В целом во Всемирную сеть биосферных заповедников входят 599 объектов, которые расположены в 117 странах мира.

Почему именно эти пять территорий нашей республики включены в биосферный резерват, - задали вопрос читатели. Сотрудники библиотеки, отвечая на него, подчеркнули, что эти территории уникальны по своей флоре и фауне: здесь произрастает более 1600 видов растений, обитает более двух тысяч видов животных. В биосферном резервате представлены различные ландшафты - ущелья горных рек, горные степи, луга и огромные лесные массивы, а также расположено огромное количество пещер (166), каждая из которых сказочно красива. На этих территориях распространена бурзянская бортевая пчела, восстанавливается народный промысел башкир - бортничество, бренд которого в настоящее время активно продвигается республикой.

Сначала цветок курая появился на Государственном флаге Республики Башкортостан 25 февраля 1992 года. Новый флаг представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса синего цвета, средняя - белого цвета и нижняя - зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

Синий означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый - их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни.

Широко распространенный в республике цветок курая символизирует дружбу, семь его лепестков - семь родов, положивших начало консолидации народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, - знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России. Подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией и прозорливые предки их почти что четыре с половиной столетия тому назад связали свою судьбу с Россией на договорной основе. Это и подтверждение того, что Башкирия в 1919 году стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Ныне союз этот обретает новое содержание.

12 октября 1993 года цветок курая распустился на Государственном гербе Башкортостана, который представляет собой изображение памятника Салавату на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено два соцветия курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнета, передавалось из уст в уста.

Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он более двух веков символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

(Виктор Сапрыков, Российская Федерация сегодня)

Современный герб Уфы: серебряная куница, бегущая по красно-голубому полю. Его автор - ведущий архитектор института "Башнефтепроект" Юрий Еремеев.

Если в 60-е годы герб не отражал никаких правовых функций города, то в конце 80-х и начале 90-х стал наблюдаться рост самостоятельности местных органов власти, что вызвало новый интерес к единому городскому символу. Это и явилось одной из причин объявления конкурса по созданию современного герба Уфы в 1988 году. Проходил он в два тура. По условиям состязания требовалось отразить в гербе специфику города, его исторические и природные достопримечательности, культурные, национальные, хозяйственно-экономические и другие особенности. В результате большинство проектов (их было 22) оказались перенасыщены различными элементами. Шестеренка, колба, реторта, подшипник, каравай, памятники - далеко не полный перечень фигур, с трудом размещенных на гербовых щитах.

У Еремеева было два варианта. В первом он взял за основу печать Уфимской приказной избы XVII века. На ней помещена куница, под ней расположено изображение стилизованного растения. Герб представлял собой пересеченный щит: в верхней части - бегущая куница (исторический символ города), в нижней - цветок курая (символ Башкортостана). Под щитом лента с текстом: "Уфа - столица БАССР". За основу второго был выбран губернский герб, существовавший до 1917 года, так как изображение куницы на нем более выразительно и монументально, чем на гербе 1782 года. А конкурсные требования заложены в геральдические цвета.

Оба проекта заняли призовые места. После доработки, 14 февраля 1991 года на VII сессии городского Совета народных депутатов был утвержден второй вариант. Поле щита на нем рассечено на две равные части. Правая, голубого цвета, символизирует красоту природы, окружающей город, воды рек, на месте слияния которых основана Уфа. Левая, красного цвета, является символом стойкости города и его жителей на протяжении всей истории (стороны герба определяются от лица, держащего щит). Единственной геральдической фигурой является изображение серебряной бегущей куницы с червлеными глазами и языком. Оно принято как элемент старого герба ввиду исторической ценности. Современный герб получился простым, лаконичным, запоминающимся и хорошо читающимся на расстоянии, то есть отвечающим всем требованиям геральдики. Он на протяжении уже десяти лет является символом города.



Курай — самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Можно сказать, что это — символ башкирского народа. Цветок курая изображен на государственном флаге республики.

Но был ли курай всегда башкирским инструментом? И вообще, какова история его происхождения? Несмотря на то, что этот музыкальный инструмент по праву возведен в народе и республике до уровня культа, исследований на эту тему практически нет. Диссертация Ильясова Т. Т. дает очень детальное описание инструмента, его роль и место в новейшей истории башкирского народа, но не дает ответа на главный вопрос — откуда этот музыкальный инструмент появился у башкир.http://v4.udsu.ru/files/1295719106.pdf

А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:
1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.
2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.
3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.
4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.
5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский "цуур". Его изображение вы видите на фото.

А вот как на нем играют.
http://yandex.ru/video/pad/search…

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.
Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.
Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).
Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще… Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории "протяжных песен" ("узун куй") и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием "Черный иноходец" ("Кара Юрга") и др.

И еще… Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.
1. Среди какой группы башкир распространен курай?
2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: "Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним."

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.
История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является "Кунграт", ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур (а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

И сейчас курай, как музыкальный инструмент, распространен в основном среди тунгаурских башкир. Можно сказать больше, 70 процентов всех кураистов, освоивших технику игры на инструменте не в школе и не в музыкальном кружке, а у родителей — представители тунгаурских башкир. Почти все знаменитые кураисты до 80-х годов 20-го века были тунгаурами. А и остальные тоже — соседние тунгаурам бурзянцы и катайцы. Крамольно, наверное, об этом писать, но остальные башкиры курая не знали. Ни в одной деревне вдоль рек Белой (ниже впадения в него Нугуша), Ашкадара, Демы, Юрюзань, Ай, Сунь, Танып, Караидель, Тюй, Сарс, Сармасан и др башкиры на курае не играли. Широкое распространия курай получил значительно позже. Сначала во времена совместных походов башкирских полков в составе войск Золотой Орды, потом Российской армии. Во времена проведения совместных йыйынов, свадеб и других торжеств. Позже, начиная с советского времени — уже через преподавание в кружках, училище искусств и т. д. Мощнейший импульс развитию курая дало его размещение на Государственном Флаге Республики Башкортостан. Он стал символом республики. Открылись целые классы и факультеты по его преподаванию в училище искусств и в Академии искусств. В каждом районе открылись кружки по преподаванию игры на курае, появились целые ансамбли. Большую роль в популяризации инструмента сыграли такие мастера, наши современники, как Мухамат Ичкужин, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Роберт Юлдашев, Расуль Карабулатов, Азат Бикчурин и др. Благодаря им он стал поистине визитной карточкой башкирского музыкального творчества, да и всей республики. Низкий поклон им!
Но так было не всегда. В 70-ее годы 20-го века на одно из торжеств республиканского уровня было решено пригласить 70 кураистов. Искали по всей республике. Еле- еле наскребли. Курай — практически вымирал. На своей прародине — в Монголии он практически уже изчез.http://m.youtube.com/watch?v=Ml0SmD6ngP0 . Последний настоящий цуурчи умер в 2003-м году. Сейчас там его пытаются возрождать, но шансов очень мало.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.
Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

Вот цитата: "Эксперты полагают, что прообразом шоора был древний китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю. Существует несколько видов «хуцзя», а шоор является одним из них. Этот музыкальный инструмент так давно появился, что шоор называют в Китае «музыкальной окаменелостью».

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Исследовательская работа

по предмету: Родной язык

на тему: «Курай – символ Башкортостана»

Выполнила: Халикова Аделина

ученица 3 Г класса МАОУ «СОШ №26»

Руководитель: Нигматуллина Елена Алексеевна,

учитель начальных классов

2017 год

Введение

Ежедневно, приходя в школу, я вижу герб и флаг моей республики – Башкортостан.

На них изображено стилизованное соцветие курая, состоящее из семи лепестков.

У башкир также издавна известен музыкальный инструмент – курай, который считается одним из символов башкирского народа.

Что же связывает оба этих понятия? И почему скромному растению отдали такое предпочтение среди других?

Эти и другие вопросы и послужили выбору темы моей исследовательской работы: «Курай – символ Башкортостана».

Цель: изучить историю возникновения курая и его роль в культурной жизни башкирского народа.

Задачи:

Изучить литературу по данному вопросу;

Побеседовать со взрослыми о происхождении и значении курая;

Лучше узнать историю и культуру своего народа.

Гипотеза: изучив историю возникновения и значение курая, я буду лучше знать культуру и обычаи своего народа.

Объект: курай – музыкальный инструмент.

Предмет исследования: история возникновения и значение курая, как символа Башкортостана.

Результат работы: создание альбома «Курай – символ Башкортостана».

В Краткой энциклопедии Башкортостана приводятся такие сведения: «КУРАЙ (k урай) – башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты».

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralence (Реброплодник уральский), произрастающего в хвойных и берёзово-осиновых лесах, на лесных вырубках, в оврагах и около болот. Стебель растения прямой, бороздчатый, внутри полый (пустой). Взрослое растение достигает высоты до двух метров.

Этимология названия «КУРАЙ» до конца не выяснена. Возможно, это слово имеет древнетюрское происхождение и образовано слиянием слов «кура» - стебель крупных зонтичных растений и «най» - тростник, флейта.

Курай изготавливают путём обхвата стебля руками поочерёдно, отмеряя от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Курай имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Отверстия вырезаются, начиная снизу: первое – на расстоянии 4 пальцев, следующие три – на расстоянии 2 пальцев, последнее пятое – на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от четвёртого отверстия.

В наше время этот музыкальный инструмент имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления (шпон дерева, металл). Длина курая варьируется в зависимости от разновидности – от 120-180 мм до 450-1000 мм. Музыкальный диапозон – около трёх октав.

Что послужило прообразом современного курая доподлинно неизвестно. Инструменты типа продольной открытой флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов подобного типа. Так, например, открытая флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан), относящегося ко 11 веку до н.э. В кургане Бишунгаровского могильника (Башкортостан) найдена костяная флейта с одиннадцатью отверстиями, датируемая 1 V – 11 вв. до н.э. А в музее Филадельфийского университета хранится серебряная шумерская флейта, датированная примерно 2600 годом до н.э., с тем же количеством и расположением отверстий, что и на курае.

Скорее всего, исторические корни курая необходимо искать в истории скотоводческих племён-кочевников в ходе «Великого переселения народов» на запад, где подобные музыкальные инструменты были изначально инструментами пастухов.

Кем был он, срезавший впервые стебель курай-травы? Чабан ли, ушедший с лошадьми далеко в горы, или умудрённый сэсэн-сказитель, услышавший в полой тростинке задушевный посвист влетевшего в горловину ветра, доподлинно не известно.

Существует легенда о том, как злой хан, у которого на голове рос рог, призывал к себе молодых людей для стрижки волос. И те, узнавая тайну хана, карались смертью. Один из них спасся, бежал, и на горе услышал звуки, издаваемые травяным растением – кураем. Юноша срезал стебель растения, сделал в нём отверстия и заиграл мелодию, которая поведала всем о злой тайне хана.

Также курай упоминается в древних башкирских эпосах: «Акбузат», «Кара-Юрга», «Заятуляк и Хыухылыу».

Ясно одно: башкирам с кураем повезло – сама природа подарила им величайшее своё творение – самобытную флейту.

Истории неизвестно, кто был первым кураистом земли башкирской, но уже в древнем устном народном творчестве весьма часто упоминается курай, называются имена сэсэнов-сказителей, которые были искусными кураистами. Одним из них назван в 18 веке кураист Бурунбай Кутдусов. Любимыми кураистами башкирского народа в 20-м веке признаны: Ишмулла Дильмухаметов, Азат Аюткулов, Ишморат Ильбаков.

Ежегодно в Башкортостане проводится Республиканский конкурс кураистов.

Популярность курая так велика, что на нём играют и старые, и молодые музыканты. Так в 2007 году состоялся Съезд кураистов, где самому молодомуисполнителю было 6 лет, а самому старшему – 83 года.

В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь», представляющий собой фигуру мальчика с кураем.

В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.

В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкортостана», проведённого Министерством культуры и национальной политики РБ, курай был признан одним из чудес Башкортостана.

Башкирская культура, создаваемая веками, чрезвычайно богата и многогранна, в выразительности танца, в словах песни и эпоса, в звучании курая сокрыта вся история жизнестойкого и трудолюбивого народа. Музыка – поистине международный язык, понятный и сближающий быстрее и прочнее, чем многие политические соглашения. Мелодии курая, вышедшие на мировые сцены, яркое тому подтверждение.

Роль и место данного инструмента в этнической культуре башкир огромны: курай является не только важным, а порой и главным элементом культуры – он превратился в один из символов башкирского народа, выполняя почти такие же функции, как гимн, флаг, герб. Не случайно его золотое соцветие стало национальной эмблемой башкирского края. Корона с изображением семи лепестков-тычинок, обрамлённых золотым кругом, легла в основу Государственного флага Башкортостана, символизируя «Древо жизни». Семицветье курая означает единение многих народов. А если учесть, что Башкортостан – многонациональная республика, то такая эмблема становится символом дружной, единой. Равноправной семьи народов.

Вывод: Курай – очень древний музыкальный инструмент, оказавший сильное воздействие на культурное наследие башкирского народа. Его символическое изображение – неотъемлемая часть башкирской символики. Игра на курае, развиваясь в течение столетий, стала важным элементом народных праздников и трудовых будней башкир, обогащая и передавая из поколения в поколение его самобытное и уникальное звучание, внося свой бесценный вклад в культурное развитие всей страны.

Простой напев пульсирует и бьётся,

Напоминая чистотой росу.

Задумчиво рыдает и смеётся

Тростинка, срезанная в лесу.

В ней шёпот волн печальной Агидели.

В ней дробный звон серебряных подков.

И зримое неистовство метели

Летящих лет и пройденных веков.

Мой курай, зазвени над водой,

Над листвой, где разбрызганы росы!

Словно жаворонок молодой,

Мой курай, зазвени, заиграй!

Всеми красками звонкого мира!

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!