Победа армии зависит от опыта и мастерства военачальника. Лев Толстой преклоняется перед военным мастерством Кутузова. Ценой сожжения Москвы великому полководцу удалось спасти армию, а значит, сберечь государственность страны. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе «Война и Мир» дает возможность проанализировать причины поражения русской армии в первой половине Отечественной войны 1812 года и ее победы в ходе второй половины военной кампании.

Сравнение внешности двух героев

Главной чертой лица Кутузова является улыбка и одинокая слеза на фоне одноглазого выражения лица (русский фельдмаршал потерял глаз вследствие ранения, полученного в бою с турецким десантом в 1774 году). Отечественную войну 1812 года герой встретил глубоким стариком на седьмом десятке лет, прошел ее тяжелым шагом. Пухлое светлое лицо Михаила Илларионовича украшало мудрое выражение одинокой глазницы, он был тучным и сутулым в силу почтенного возраста, но это не мешало князю умело руководить армией.

Наполеону было сорок лет, когда он напал на Россию, его выдающийся живот выглядел смешно при маленьком росте. Бонапарт тщательно следил за своим внешним видом. Руки императора выделялись аристократической белизной, а тело окутывал аромат изысканного одеколона. Чрезмерную полноту ног выдавали обтягивающие лосины белого цвета, а жирную шею подчеркивал синий воротник военного пиджака.

Черты характера Кутузова и Наполеона

Михаил Илларионович Кутузов прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.

Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.

Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.

Наполеон , наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат – это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.

Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона

Кутузов:

  1. Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
  2. Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
  3. Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
  4. Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
  5. Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
  6. Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
  7. Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.

Наполеон:

  1. Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
  2. Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
  3. Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
  4. Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
  5. Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
  6. Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
  7. Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь – помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.

В романе “Война и мир” великого русского писателя Л.Н. Толстого описаны важные события во время Отечественной войны, раскрываются характеры его героев. Один из главных образов романа – великий полководец Кутузов.

Ещё в войне 1805-1807 годов он проявляет проницаемость полководца, старается сберечь армию. После осмотра войска талантливый полководец был убеждён в том, что войска не готовы к бою. Кутузов понимал, что Аустерлицкое сражение не будет выиграно. Он вынужден был принять решение, подчиняясь царской воле. Поражение Кутузов принимает с болью в душе.

Во время Отечественной войны 1812 года великий полководец подчиняет все свои решения основной цели и задачи – победить врага. Читатели часто видят его глазами проницательного князя Андрея. Он увидел главную черту характера старого полководца – “отсутствие личного”. Кутузов относится к солдатам с уважением, переживает за жизнь каждого подчинённого. С презрением он относится только к трусам, а также к карьеристам.

Не все понимают, почему великий полководец принимает решение, и русское войско отступает из Москвы. Кутузов чувствует большую ответственность за такое решение. Он не боится царской немилости, для него главное – полный разгром врага. Он должен спасти армию, а значит– Россию! С точки зрения тактики полководца, потеря города не обозначает потерю всего государства. В его образе чувствуется тесная связь с народом. Это “народное чувство” сделало его народным героем, который выполнил великую историческую миссию во время Отечественной войны. В памяти народа он остаётся талантливым и смелым полководцем.

Наполеон в романе Л. Н. Толстого описывается как честолюбец. Все его решения связаны с попыткой подчинить своей власти все народы. Он хочет направить историю по собственному желанию. Наполеон относится к простым солдатам с презрением и высокомерием. Для него они лишь средства для достижения основной цели – стать властелином мира. Главные черты его характера – это самовлюблённость и индивидуализм, а также безразличное отношение к людям и их интересам.

Автор принижает образ Наполеона, описывая его физические недостатки. Перед читателем – обычный человек, а не властелин народов. Во время Бородинского сражения Наполеон понимает, что как полководец он проиграл. Этот властелин мира бежит впереди своей армии. Он думает только о своей жизни. Автор с сарказмом показывает бегство Наполеона. Все его планы рушатся благодаря патриотическому духу русского народа и таланту великого полководца Кутузова.

Вариант 2

В основе романа Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит идея противопоставления. Во-первых, в самом названии произведения звучит яркая антитеза двух философских понятий – войны и мира. Во-вторых, характер противопоставления имеет соотношение двух важнейших персонажей, ярких и талантливых полководцев – Кутузова и Наполеона.

Автор изобразил русского главнокомандующего как подлинного вдохновителя, сумевшего привести русский народ к победе. Кутузов – поистине народный герой. Ему чуждо лицемерие и притворство, это честный и простой человек, с одной стороны, но яркая историческая фигура и мудрый полководец - с другой.

Кутузов отлично понимает ход военных событий, дает им правильную оценку, логически верно предсказывая их последствия. Благодаря развитому стратегическому мышлению, непревзойденному таланту лидера, удивительной интуиции и богатому опыту, военные решения полководца оказываются победоносными, а предсказания сбываются. Именно так и произошло, когда Кутузов подчеркнул важность Бородинского сражения и заявил, что победа в нем будет за Россией.

Кутузов идеально подходит для того времени, для ведения войны 1812 года. Когда же приблизилось ее завершение, и русская армия стала вести военные действия в Европе, понадобился новый главнокомандующий. Кутузову в тот момент ничего не оставалось, как сложить полномочия и уйти со сцены. «Представитель народной войны» никак не вписывался в новые обстоятельства, для него там не было места.

Толстой изображает Кутузова по-настоящему живым человеком, со своими эмоциями, жестами, мимикой, характером и поведением. Он подчеркивает выразительную фигуру полководца, его живое лицо.

Интересно, что персонаж этот представляется читателю через его восприятие различными по своим взглядам и социальному статусу лицами. В высшей степени гуманным делают Кутузова беседы с близкими и приятными ему людьми. При этом насколько бы не была велика фигура русского полководца как личности, Толстой отрицал и высмеивал культ великих людей, способных влиять на ход исторических событий. По мнению писателя, судьбу страны может вершить только сам народ, а предводитель может лишь наблюдать и, насколько это в его силах, руководить неуловимой силой войны, исход которой уже заранее известен. Здесь четко прослеживается признание автором идеи фатализма, согласно которой все исторические события предрешены судьбой.

В противовес Кутузову автор ставит Наполеона. Толстой выступает ярым противником культа французского предводителя. Для него этот человек лишь агрессор и варвар, напавший на Россию, разоривший города и села, уничтоживший великие культурные ценности, погубивший столько человеческих судеб. В начале романа писатель высмеивает глупое преклонение перед ложным величием Наполеона. Толстой обращает внимание на то, что поступками французского полководца руководила лишь прихоть, и кроме нее, в его действиях не было никакого смысла.

У каждого из персонажей романа сложилось собственное мнение о Наполеоне. Автор изображает его самовлюбленным, слишком самоуверенным лидером, которого опьяняет собственный успех и мировая слава, и который считает себя вершителем исторического процесса. Вывод Толстого очень прост – не может быть личность по-настоящему великой, если в ней нет ни грамма добра, истины и простоты. Таким образом, по-настоящему великой исторической фигурой является русский полководец Кутузов, для которого на первом месте находится не собственная слава и успех, а победа русского народа в борьбе за свободу своего Отечества.

Сочинение на тему Кутузов и Наполеон в Войне и мире кратко

Кутузов и Наполеон – два великих полководца, талантливейшие люди своего времени, сыгравшие огромную роль в истории человечества. Один завоевавший полмира, и имеющий амбиции на роль мирового правителя. Второй – защитник Отечества, имеющий святую цель – очистить родную землю от врагов.

В их сравнении не стоит вопрос, кто сильнее, кто талантливее, а именно их задача и определяет исход их противостояния. Кутузов движим великой целью – освобождение Родины, это дает ему силы противостоять злу. Он вынужден взвешивать каждый свой шаг, от его решений зависит судьба России, это понимание и определяет его стратегию ведения войны. Кутузов понимает, что армия Наполеона многочисленнее в сравнении с русской армией, да и Россия еще не оправилась после войны с Турцией, поэтому выбирает стратегию заманивания врага в глубь страны, тем самым изматывая его силы. Наполеон же находится в состоянии эйфории, он без особого сопротивления завоевал многие страны, поэтому и не думал встретить сопротивлении со стороны России, и для него сдача Москвы, не была неожиданностью, но он даже и не мог представить, к чему это приведет.

Очень ярко прослеживается контрастность в отношении двух полководцев к простым солдатам. Армия Наполеона в большинстве состоит из наемников, выходцев из завоеванных им стран. Поэтому не удивительно отношение Бонапарта к солдату, для него солдат был лишь только орудием, которое он использовал для достижения своих целей. Да и армия, состоящая из наемников, никогда не отличалась и не отличается особой верностью и стойкостью. Другое дело Кутузов, он заботился о своих солдатах, ему не была безразлична судьба простого солдата. Национальное единство, которое особенно пробуждается во времена всеобщей беды, способно сотворить чудо, сделать людей непоколебимыми и сильными. Это и произошло в России – всеобщее противостояние завоевателям и сила духа народа привели к победе!

  • Анализ рассказа Абрамова О чем плачут лошади

    Федор Абрамов смог невероятно живо и ярко описать красоту и очарование русской природы. Читатель в буквальном смысле вдыхает аромат цветов и трав, слышим пение птиц, порхание бабочек и лошадей

  • Нисский Г.Г.

    Георгий Григорьевич Нисский родился в 1903 году в Могилёвской губернии. Юного художника сначала обучался у иконописца, а позже поступил в Гомельскую художественную студию им. М. А. Врубеля.

  • Сочинение Основная идея и смысл Песни о вещем Олеге Пушкина

    «Песнь о вещем Олеге» была написана А.С. Пушкиным в 1822 году, именно в эти годы поэта особенно волновала историческое прошлое его Родины. В основу написания данной поэзии у Пушкина легла его свобода мыслить.

  • Образы Наполеона и Кутузова в произведении «Война и мир» являются ключевыми в процессе идейного раскрытия содержания этого бессмертного романа. Герои эти созданы писателем по принципу контраста. Они являются достойными противниками, по характеру представляют собой безусловных лидеров. Однако один из них оказывается обреченным на поражение и бесславие, другой - на великую победу.

    Образ русского полководца

    В школьник может указать, что образ Кутузова, который рисует великий русский писатель, отличается простотой и одновременным историческим величием. В полководце нет ничего наносного. С помощью внешних деталей писатель подчеркивает старость Кутузова - у него рыхлое тело, шрам на лице. Нередко военачальнику трудно взобраться на коня, он очень быстро чувствует физическую усталость. Кутузов всегда спокоен и сдержан, несмотря на то, что ему довелось многое повидать на своем жизненном пути.

    Главные качества Кутузова

    Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона показывает, что при этом писатель не раз подчеркивает гениальность полководческих решений Кутузова. Его личностные качества во многом совпадают с особенностями русского народа. Это простота, стойкость, добро. Военачальник уверен в себе. Хотя телом он слаб, но духом - силен. Одно из главных его качеств - это забота о каждом солдате, искреннее желание сохранить ему жизнь. Князь Андрей замечает, что мастерство Кутузова состоит в духовном руководстве войском. Полководец не замечает своего ранения при Аустерлице. Его самая глубокая рана нанесена бегством союзных войск. При этом штабная верхушка оказывается недовольной тем, что военачальником назначили именно Кутузова. И каждое его решение подвергается критике штаба. Однако одержать победу солдаты смогли только при руководстве Кутузова.

    Продолжая сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона, нужно отметить: русский военачальник - это умудренный опытом человек и отличный политик. Немало людей считали его простаком, однако он предотвращал конфликты внутри штаба - между правителями и группировками. С помощью народного лукавства Кутузов одерживает верх над придворными интригами. У него есть одна замечательная особенность - побеждать врага его же оружием.

    Гуманный военачальник

    Кутузов ощущает близость к родной земле, к народу. Он ничего не предпринимает для того, чтобы Бородинское сражение было выиграно. Однако в противовес остальным он считает, что победа будет одержана. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона показывает, что русского военачальника отличает гуманизм по отношению к врагам. Он понимает: нет смысла проливать кровь. Французы и так унижены. Настоящий полководец должен видеть будущее уже в настоящем - и это свойство есть у Кутузова. Ему и принадлежат симпатии автора произведения.

    Образ Наполеона

    Образ французского военачальника не менее многомерен и сложен, чем образ Кутузова. Немало споров он вызвал у литературных критиков, которые полагали, что Толстой чересчур увлекся обличением Бонапарта.

    Эта историческая фигура для многих была знаковой. Характеристика Кутузова и Наполеона может быть дополнена исторической информацией: французский военачальник сумел сделать блистательную карьеру, чем вызывал восхищение у многих современников. Они искренне считали его гением, который может быть каждому примером для подражания. Но для Толстого в этом образе не было ничего привлекательного. Великий писатель считал его человеком, у которого помрачены «ум и совесть». Продолжая составлять характеристику Кутузова и Наполеона, учащийся может отметить: все то, что совершал Наполеон, противоречило принципам добра. Он был не государственным деятелем, а капризным ребенком, эгоистичным и самовлюбленным.

    Равнодушие к людям

    Писатель обращает внимание на тот факт, что полководец смотрел не на людей, а мимо них. Для него представляло интерес только то, что происходило у него в душе. В этом заключается одно из основных отличий в образах Кутузова и Наполеона. Все то, что не касалось его непосредственно, не имело никакого значения для французского военачальника. Ведь Наполеону казалось, что все события в мире происходят по его воле. Нельзя отрицать, что множество человеческих жизней были в руках Наполеона. Однако интересы этого военачальника глубоко расходились с ценностями народа и теми требованиями, которые выдвигала реальность. Чтобы проиллюстрировать этот факт, достаточно вспомнить эпизод, в котором описывалась переправа польских улан через В то время как они тонули, Наполеон даже не смотрел в их сторону. Военачальник любил проезжать по полю боя после сражения. Вид убитых совершенно его не трогал.

    Личность и ход истории. Два противоположных образа

    Толстой в своем произведении кардинальным образом переосмыслил ту роль, которую оказывает личность на исторический ход событий. И в отношении к этой роли также заключается различие в образах Кутузова и Наполеона. Писатель намеренно решил отказаться от понятия «выдающейся» личности. И в первую очередь развенчать эту высокую идею у него получилось с помощью образа Наполеона. Толстой предложил сравнение этого правителя с мальчиком, который, находясь внутри кареты, дергает за веревочки. При этом ему кажется, что это он управляет ее движением.

    Но в действительности личность оказывается на исторической авансцене или же ниспровергается в мрак забвения по воле более масштабных сил. И представление о них великий русский писатель обобщает в понятии «народ». Ведь военные действия 1812 года - это столкновение русского народа с европейскими. При этом агрессивно настроенная толпа и выдвигает такого предводителя, каким оказался Наполеон - жестокого, эгоистичного, беспринципного, как он описан в романе «Война и мир». Наполеон и Кутузов в этом отношении выступают противоположными фигурами. По своим внутренним качествам Бонапарт полностью соответствует толпе. Их цели совпадают - это «обманы, убийства, грабежи». Одним словом - война.

    Цели полководцев

    Полководец Кутузов - противоположность эгоистичного предводителя. Второй тип исторической личности, описанный Толстым - это настоящий народный вождь, целью которого является спасение Родины, а не воля императора или личные амбиции. Этого полководца интересует судьба России. Его цель также соответствует целям народа - а это мир в значении «отсутствие войны» на родной земле. Этой цели и служит русский военачальник -подчеркивает Толстой. Кутузов и Наполеон имеют совершенно разные цели. Русский полководец подчеркнуто демократичен, прост и открыт в каждом случае. Но это не касается тех ситуаций, когда ему приходится иметь дело с «наполеончиками», служащими в армии или при дворе.

    Интересы Кутузова

    Сравнение Кутузова и Наполеона можно продолжить описанием кажущегося бездействия, пассивности Кутузова, которая представляется парадоксальной. Решение необходимо быстро принять при Бородинском сражении, при Но Кутузов не делает этого, потому что понимает - действия отдельной личности очень мало значат, они не могут изменить общего направления хода истории. События определяют совокупные действия народных масс - всех людей, которые принимают участие в сражении.

    И гениальность Кутузова как полководца заключается в том, что он проявляет исключительную чуткость к этой воле. Его внутренние душевные порывы совпадают с теми, что испытывают тысячи простых русских солдат. С одной стороны, это ненависть к врагу, с другой - сострадание к побежденным. Простые люди называют полководца «дедушкой», «отцом» - и тем самым писатель подчеркивает семейный, родовой характер связи людей с их лидером. Также неслучайно Кутузов отказывается от заграничного похода, после того, как русская земля была освобождена. Ведь заграничный поход служит политическим интересам, в нем нет национальной необходимости. Писатель обобщает свои наблюдения над двумя этими личностями фразой «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

    Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" является, по мнению известных писателей и критиков, "величайшим романом в мире". "Война и мир" - это роман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества.

    Основным художественным приемом, который использует Л.Н. Толстой, является антитеза. Этот прием - стержень произведения, пронизывает весь роман снизу доверху. Противопоставлены философские понятия в заглавии романа, события двух войн (войны 1805-07 гг. и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), социумы (Москва и Петербург, светское общество и провинциальное дворянство), действующие лица. Характер противопоставления носит и сопоставление двух полководцев - Кутузова и Наполеона.

    Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов - подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический деятель и полководец. Главное в Кутузове для Толстого - его кровная связь с народом, "то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его". Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его "против воли царя в производители народной войны". И только это чувство поставило его на "высшую человеческую высоту".

    Толстой изображает Кутузова как мудрого полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно правильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии. Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это - победа. Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полководец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главнокомандующий: "Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер".

    В изображении Толстого Кутузов - живое лицо. Вспомним его выразительна фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психологический анализ. Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

    Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых - в неверной позиции Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории.

    Писатель высмеивал культ "великих личностей", созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы. Он пришел к признанию фатализма, утверждая, что все исторические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе. Он, по словам Толстого, "знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти". У Кутузова - толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен.

    Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических событий. И это привело к некоторой противоречивости его образа: он выступает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оценивающий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И в конечном итоге Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

    Антиподом Кутузова в романе выступает Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон - агрессор, напавший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, грабил, уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон -честолюбец, стремящийся к мировому господству. В первых частях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполеоном, которое возникло в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы как "время, когда карта Европы перерисовывалась разными красками каждые две недели" и Наполеон "уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для успеха".

    С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к государственным деятелям той эпохи. Он показывает, что в поступках Наполеона кроме прихоти не было никакого смысла, но "он верил в себя, и весь мир верил в него". Если Пьер видит в Наполеоне "величие души", то для Шерер Наполеон - воплощение французской революции и уже поэтому злодей. Юный Пьер не понимает того, что, став императором, Наполеон предал дело революции. Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит жестокость Наполеона и его деспотизм, а отец Андрея старик Болконский сетует, что нет Суворова, который показал бы французскому императору, что значит воевать.

    Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каждого героя полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: "Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника - "сильнейшего духом", по выражению Толстого.

    Писатель рисует этого знаменитого полководца и выдающегося деятеля как "маленького человека" с "неприятно-притворной улыбкой" на лице, с "жирной грудью", "круглым животом" и "жирными ляжками коротеньких ног". Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса. Его безумная гордость заставляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Всему этому способствует раболепие, окружающее императора.

    Наполеон Толстого -"сверхчеловек", для которого имеет интерес "только то, что происходило в его душе". А "все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли". Не случайно слово "я" - любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы народа, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.

    Сопоставляя двух великих полководцев. Толстой делает вывод: "Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды". Поэтому подлинно велик именно Кутузов - народный полководец, думающий о славе и свободе Отечества.

    Задачи и тесты по теме "Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого Война и мир "

    • Орфография - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    В романе «Война и мир» Толстой создал два символических характера, полностью противоположных друг другу , сосредоточивших в себе полярные черты. Это французский император Наполеон и русский полководец Кутузов. Контрастность этих образов, воплощающих в себе две различные идеологии - честолюбивую, захватническую и гуманную, освободительную - побудила Толстого несколько отступить от исторической правды. Общеизвестно значение Наполеона как одного из величайших полководцев мира и крупнейшего государственного деятеля буржуазной Франции. Но французский император организовал поход на Россию в то время, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Работая над «Войной и миром», Толстой стремился развенчать неоправданное величие Наполеона. Писатель был противником художественного преувеличения, как в изображении добра, так и в изображении зла. Толстой сумел развенчать французского императора без нарушения исторической и житейской достоверности, сняв его с пьедестала и показав в нормальный человеческий рост.

    Кутузов и Наполеон - основная человеческая и морально-философская проблема романа «Война и мир». Эти фигуры, глубоко связанные между собой, занимают центральное место в повествовании. Они сопоставлены не только как два выдающихся полководца, но и как две неординарные личности. Разными нитями, иногда явными, иногда скрытыми, они связаны со многими героями романа. Идеальное представление о народном полководце писатель воплотил в образе Кутузова. Из всех исторических деятелей, показанных в романе, одного лишь Кутузова Толстой называет истинно великим человеком.

    Кутузов для писателя - тип военного руководителя, существующий в неразрывной связи с народом. Назначенный главнокомандующим вопреки воле Александра I, он поставил себе цель, которая в решающий для России момент совпала с волей всего народа. На основе исторических материалов, в процессе работы над романом Толстой создал образ военачальника, во всех действиях которого лежало народное и потому истинное и великое начало. В деятельности Кутузова полностью отсутствуют личные мотивы. Все его поступки, приказы, распоряжения продиктованы гуманной и благородной задачей спасения Отечества. Поэтому высшая правда на его стороне. Он предстает в романе как выразитель патриотической «мысли народной», опирающийся на поддержку и доверие широких масс.

    Толстой сознательно акцентирует внимание на видимой безучастности полководца в определяющие для России моменты. И в сцене перед Аустерлицким сражением, и во время военного совета в Филях, и даже на Бородинском поле он изображен дремлющим стариком. Он даже не прислушивался к тому, что предлагали другие военачальники. Но эта внешняя пассивность Кутузова является своеобразной формой его мудрой активности. Ведь Кутузов категорически заявил императору, что сражения под Аустерлицем давать нельзя, но с ним не согласились. Поэтому, когда австрийский генерал Вейротер зачитывал свою диспозицию, Кутузов откровенно спал, ибо понимал, что изменить что-либо уже невозможно. Но все- таки уже во время сражения, которое закончилось поражением армии союзников, старый генерал честно выполнил свой долг, отдавая ясные и целесообразные приказы. Когда во время построения войска подъехал Александр I, Кутузов, дав команду «смирно», принял вид подначального и нерассуждающего человека, ибо он действительно был поставлен в такое положение. Не в состоянии препятствовать императорской воле, Кутузов тем не менее сумел с непостижимой смелостью выразить свое отношение к ней. На вопрос императора, почему он не начинает боя, Кутузов ответил, что поджидает, когда соберутся все колонны. Вызывающий ответ не понравился царю, который заметил, что они находятся не на Царицыном Лугу. «Поэтому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу», - выговорил Кутузов ясно и отчетливо, вызвав ропот и переглядывания в придворной свите государя. Русский царь плохо понимал характер войны, и Кутузову это очень мешало.

    Несмотря на то, что внешне Кутузов выглядит пассивным, действует он разумно и сосредоточенно, доверяет командирам - своим боевым соратникам, верит в мужество и стойкость вверенного ему войска. Его самостоятельные решения взвешены и обдуманы. В нужные моменты он отдает такие приказы, на которые никто бы не осмелился. Шенграбенская битва не принесла бы русскому войску успеха, если бы Кутузов не принял решение отправить отряд Багратиона вперед через Богемские горы. Замечательный стратегический талант великого полководца особенно ярко проявился в его твердом решении оставить Москву без боя. На совете в Филях слова иностранца Бенигсена: «священная древняя столица России» звучат фальшиво и лицемерно. Кутузов же избегает громких патриотических фраз, переводя этот вопрос в военную плоскость. Он проявляет твердость, решительность и удивительное мужество, принимая на свои старческие плечи груз тяжелого решения. Когда он отдавал приказ оставить Москву, он понимал, что французы разбредутся по огромному городу, и это приведет к разложению армии. И его расчет оказался верным - гибель наполеоновского войска началась в Москве, без сражений и потерь для русской армии.

    Рассказывая о событиях Отечественной войны 1812 года, Толстой вводит Кутузова в повествование в момент отступления русской армии: Смоленск сдан, неприятель приближается к Москве, французы разоряют Россию. Главнокомандующий показан глазами различных людей: солдат, партизан, князя Андрея Болконского и самого автора. Солдаты считают Кутузова народным героем, способным остановить отступающую армию и привести ее к победе. Русский народ верил в Кутузова и преклонялся перед ним. В решающие для России моменты он всегда рядом с армией, говорит с солдатами на их языке, веря в силу и боевой дух русского солдата.

    Русский народ выиграл войну 1812 года благодаря Кутузову. Он оказался мудрее Наполеона, потому что лучше его понял характер войны, которая не была похожа ни на одну из предыдущих войн. По мнению Толстого, именно отстраненность помогала Кутузову яснее видеть происходящее, сохранять независимость ума, иметь собственную точку зрения на происходящее и использовать те мгновения боя, когда неприятель попадал в невыгодное положение, в интересах русской армии. Защита Родины и спасение армии стоят у Кутузова на первом месте. Производя смотр полка в походе, он внимательно подмечает малейшие подробности внешнего вида солдат, чтобы на основании этого сделать вывод о состоянии армии. Высокое положение главнокомандующего не отделяет его от солдат и офицеров. Обладая замечательной памятью и глубоким уважением к людям, Кутузов узнает многих участников прежних походов, помнит их подвиги, имена, индивидуальные особенности.

    Если Наполеон в своей тактике и стратегии совершенно не учитывает моральный фактор, то Кутузов, приняв командование армией, первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух войска, внушить солдатам и офицерам веру в победу. Так, подъехав к почетному караулу, он с жестом недоумения произнес всего одну фразу: «И с такими молодцами все отступать и отступать!» Его слова прервались громкими криками «Ура!»

    Кутузов, по мнению автора, был не только выдающимся историческим деятелем, но и прекрасным человеком, цельной и бескомпромиссной личностью - «простая, скромная и потому истинно величественная фигура». Его поведение всегда просто и естественно, речь лишена напыщенности и театральности. Он чутко реагирует на малейшие проявления фальши и ненавидит преувеличенные чувства, искренне и глубоко переживает неудачи военной кампании 1812 года. Таким он предстает перед читателем в начале своей деятельности на посту полководца. «До чего... довели! - проговорил вдруг Кутузов взволнованным голосом, ясно представив положение, в котором находилась Россия». И князь Андрей, который находился рядом с Кутузовым, когда были сказаны эти слова, заметил на глазах старика слезы. «Они у меня будут конину жрать!» - обещает он французам, и в этот момент ему нельзя не верить.

    Толстой изображает Кутузова без прикрас, неоднократно подчеркивает его старческую дряхлость и сентиментальность. Так, в важный момент генерального сражения мы видим полководца за обедом, с жареной курицей в тарелке. Впервые писатель назовет Кутузова дряхлым, говоря о Тарутинском сражении. Месяц пребывания французов в Москве не прошел даром для старика. Но и русские генералы вынуждают его терять последние силы. В день, назначенный им для сражения, приказ не был передан войскам и сражение не состоялось. Это вывело Кутузова из себя: «Трясясь, задыхаясь, старый человек, придя в то состояние бешенства, в которое он в состоянии был приходить, когда валялся по земле от гнева», он напустился на первого попавшегося офицера, «крича и ругаясь площадными словами...» Однако все это Кутузову можно простить, потому что он прав. Если Наполеон мечтает о славе и подвиге, то Кутузов прежде всего заботится о Родине и об армии.

    На образ Кутузова повлияла философия Толстого, согласно которой действиями человека движет высшая сила, фатум. Русский полководец в романе "Война и мир" - фаталист, убежденный в том, что все события предопределены волей свыше, считающий, что в мире есть нечто сильнее его воли. Эта мысль присутствует во многих эпизодах романа. В заключении повествования автор как бы подводит итог: «...в настоящее время... необходимо отказаться от сознаваемой свободы и признать не ощущаемую нами зависимость».

    Личность Наполеона, противопоставленного в романе Кутузову, раскрыта иначе. Толстой разрушает культ личности Бонапарта, который был создан в результате побед французской армии. Отношение автора к Наполеону чувствуется с первых страниц романа. Там, где французский император действует, как один из героев романа, Толстой подчеркивает его неистребимое желание все время выглядеть великим, откровенную жажду славы. Он «не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого» - говорит Толстой.

    До самой Бородинской битвы Наполеон окружен атмосферой прославления. Это тщеславный, эгоистичный человек, думающий только о своих личных интересах. Где бы он не появлялся - на Праценских высотах во время Аустерлицкого сражения, в Тильзите при заключении мира с русскими, на Немане, при переходе французскими войсками русской границы - везде его сопровождают громкое «Ура!» и бурные овации. По мысли писателя, преклонение и всеобщее обожание вскружили Наполеону голову и толкали его на новые завоевания.

    Если Кутузов постоянно думает о том, как избежать ненужной гибели солдат и офицеров, то для Наполеона человеческая жизнь не представляет никакой ценности. Достаточно вспомнить эпизод переправы наполеоновской армии через Неман, когда, спеша выполнить приказ императора - найти брод, многие из польских улан стали тонуть. Видя бессмысленную гибель своих людей, Наполеон не предпринимает никакой попытки остановить это безумие. Он спокойно прохаживается по берегу, изредка взглядывая на улан, развлекавших его внимание. Необыкновенным цинизмом веет от его высказывания накануне Бородинского сражения, которое должно было стоить жизни сотни тысяч людей: «Шахматы расставлены, игра начнется завтра». Люди для него - шахматные фигуры, которые он двигает, как ему заблагорассудится, ради своих честолюбивых целей. И в этом проявляются основные черты французского полководца: тщеславие, самовлюбленность, уверенность в собственной правоте и непогрешимости. С чувством удовлетворения объезжает он поле битвы, самодовольно оглядывая тела убитых и раненых. Честолюбие делает его жестоким и бесчувственным к страданиям людей.

    Раскрывая характер Наполеона, Толстой акцентирует внимание на его актерстве, ибо он везде и во всем старается играть роль великого человека. Так, перед портретом сына, который ему приносят, он «принимает вид задумчивой нежности», ибо знает, что за ним наблюдают и каждое его движение и слово фиксируются для истории. В отличие от Наполеона Кутузов прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета и страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям.

    Кутузовской стратегии в романе Толстого резко противопоставлена ограниченность Наполеона. Писатель акцентирует внимание на тактических ошибках французского императора. Так, Наполеон стремительно продвигается в глубь такой огромной и неизвестной страны, не заботясь об укреплении тылов. Кроме того, вынужденное безделье французской армии в Москве разложило ее дисциплину, превратив солдат в грабителей и мародеров. О непродуманности действий Наполеона свидетельствует его отступление по разоренной им же Смоленской дороге. Толстой не просто повествует об этих ошибках Наполеона, но и комментирует их, давая французскому полководцу прямую авторскую характеристику. Он не скрывает своего глубокого возмущения подлостью императора-главнокомандующего, который, спасаясь бегством, бросил и обрек на гибель в чужой стране приведенную им армию.

    Преклоняясь перед человечностью, мудростью, полководческим талантом Кутузова, писатель считает Наполеона индивидуалистом и честолюбцем, которого постигла заслуженная кара. В образах Наполеона и Кутузова Толстой показал два важных для него человеческих типа, воплотивших в себе два мироощущения. Одно из них, выраженное в образе Кутузова, близко для писателя, другое, явленное в образе Наполеона, ложно. В центре толстовской эпопеи стоит высокая и глубокая мысль о достоинстве большинства человечества. Для автора «Войны и мира» взгляд, «установившийся в угоду героям», это ложный взгляд на действительность, и «человеческое достоинство говорит» ему, «что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон». Всем своим произведением Толстой внушает читателю это убеждение, нравственно укрепляющее каждого, кто знакомится с романом «Война и мир».