Много столетий Золотая баба бередит умы исследователей, путешественников и авантюристов. Кто же она такая? Вполне вероятно, что ее происхождение восходит к временам матриархата и культу Великой Богини. По архаичным сведениям она зачала от громовержца Зевса и родила двух детей Артемиду и Аполлона на Крайнем Севере, в гиперборейских пределах. Ее следы искали на Северном Урале. По преданию это древняя богиня и она сделана из чистого золота. Самое давнее упоминание о Золотой Бабе относится к 1398 году в Новгородской летописи. Это связано со святителем Стефаном Пермским, который обращал в веру Христову местных аборигенов-пермяков, доселе поклонявшихся огню, да воде, да Золотой Бабе. За попами шли стрельцы, которые уничтожали все древние капища - мольбища, а на их месте строили церкви. Но несмотря на христинизацию, народы Югры - ханты, манси и другие до сих пор чтут свою древнюю богиню. Интересно, что чем позднее упоминания о ней, тем дальше на восток отодвигаются ее следы.

На карте 1562 года, составленной англичанином Антонием Дженкинсоном вся территория России носит название Тартария, а Россия и Московия ее части. На карте есть рисунки и тексты, например вверху изображена Золотая Баба в виде Сикстинской Мадонны Рафаэля (автор очевидно не мог видеть настоящей статуи) и текст гласит, что это необыкновенное божество которому поклоняются в той местности и которое дает ответы на все вопросы.

На Северном Урале рядом со знаменитым плато Мань-пупу-нер находится небольшая конусообразная гора Койп (Барабан). По известной легенде когда богатыри поднялись на плато и увидели священную гору Ялпынг-нер, то замерли в ужасе и окаменели. При этом барабан откатился и тоже окаменел. Так вот эта гора Койп-Барабан, если посмотреть на нее с западной стороны, похожа на лежащую женщину с резкими чертами лица. Койп имеет еще и свою собственную легенду. Жила в тех местах женщина-шаман, она попыталась задержать Золотую Бабу, когда та перебиралась через Каменный пояс. Шаманка почему-то самонадеянно посчитала себя хозяйкой Богини, чем нанесла ей оскорбление. Золотая Баба так закричала, что нахальная шаманка упала навзничь и окаменела.

Фото статуэтка "Золотая баба" хранится в музее г. Тюмень

В XI веке о Богине Севера упоминается в скандинавских сагах. Викинги пошли в поход и обнаружили в устье Двины святилище ЮМАЛЫ. Там они увидели деревянную статую с золотым ожерельем и с чашей в руках, наполненную монетами.

В Сибирской летописи говорится об одном из ближайших соратников Ермака Богдане Брязгине, которого отрядили воевать Назымские и Демьянские городки. От лазутчика он знал, что местные аборигены молятся русскому Богу, и Бог тот из чистого золота и в чаще сидит.

Но после захвата городков статуя исчезла. В 1583 году после захвата остяцкого (хантыйского) города Самар сей товарищ побывал в Белогорье - месте близ впадения реки Иртыш (Ирий) в Обь (где был город Асгард Ирийский). Брязгин посетил мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Страница из "Истории Государства Российского" Карамзина, посвященная походу Ермака: "...в сем городе был золотой кумир, будто бы вывезенный из древней России, во время ее крещения; осияки держали его в чаше, пили из нее воду и тем укреплялись в мужестве, что атаманы, стрельбою изгнав осажденных, вступили в город, но не могли найти в нем драгоценного идола...". Упоминаются остяки, так называли хантов.

Вот страница из Краткой Сибирской летописи, которая была выпущена в С-Петербурге в 1880 году. Автор Семен Ремезов (1642-1720).

Здесь в статье 74 говорится о воинах Ермака: "И доехали конями до устья Демьянки реки до княжца Демаяна (так звали татарского князя) и город их велик и крепок. И в сборе 2000 татар и вогуличей и остяков приступили по три дни, не могли попасть в крепость горы... и спрашивали у тех как молятся? Один же в них чувашенин был у Кучума, русского полону, сказал: молятся де они русскому богу и тот де русский бог литой золотой, в чаше сидит, и в ту де чашу налиши воды пьют, и зовут его Христом, а сказывают де привезен от Владимирова крещения, и для того живут смело... " На иллюстрации справа действительно мы видим чашу с сидящей в ней некоей фигурой.

Далее святыня перекочевала в бассейн реки Конды, куда ее перетащили белогорский ханты. В 18 веке продолжается христианизация остяков и следы Золотой Бабы теряются. Один из миссионеров Григорий Новицкий пытался найти ее, чтобы уничтожить, но конечно ему это не удалось. Зато он собрал сведения как о самой святыне, так и о тайном святилище, где она хранилась.

Как будто бы ее видели в 1930-х годах в бассейне реки Обь на святилище казымских ханов. В органы поступило донесение что на реке Казым (или Кызым?) - правом притоке Оби - местные ханты скрывают Золотую Бабу и тайно поклоняются ей. В это время шла ожесточенная борьба с религиозными предрассудками. Чекисты схватили местного шамана и бросили в застенки. Отряд направился к тайному капищу с целью найти пресловутую Золотую Бабу. Драгметалл все же, можно пополнить казну. Но местные ханты-охотники перестреляли всех чекистов. Расправа последовала немедленно. Другой отряд чекистов перестрелял всех мужчин этого хантыйского племени и разорил капище. Но святыня исчезла...

На этой старинной карте Золотая баба обозначена на ОБИ

В 1981 году в местах близ Северной Сосьвы (Северный Урал) побывал один пермский кинооператор М.А.Заплатин. Он рассказывал о встрече с местным стариком-манси, который предупреждал, что в горы ходить нельзя, т.к. там находится Сар-ни-Эква или Золотая женщина. "Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили себя сами" - говорил он.

Какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Было множество предположений на этот счет. Древнеримская богиня Юнона, древнеегипетская Исида, Богородица, бодхисатва милосердия Авалокитешвара, Калташ-Эква (Калтась) - жена верховного мансийского бога Нуми-Тарума... И куда же она в конце концов исчезла? Кстати, Исида, которую египтяне называли Исет, - это же наша родная река Исеть, берущая начало в бажовских местах неподалеку от Гумешек...

Золота Баба невольно наводит мысли на Хозяйку Медной горы Павла Петровича Бажова. Ведь не случайно появились сказы о Владычице уральских подземных богатств. Она всегда в малахитовом т.е. зеленом платье. А может быть Золотая Баба вовсе не золотая а медная? А медь как известно окисляется и зеленеет. У древних угров, населявших Урал, были медные статуи. Но все таки почему у нее такое русское имя? Обские угры называли Золотую Бабу еще Старуха. А белогорские остяки (ханты) называли ее Словутес т.е. славянка.

В древности на территории Сибири жили сибирские русы - красивый рослый голубоглазый народ - наследники выходцев из Арктиды. У них то и были свои славянские боги. Об этом подробно пишет томский ученый-писатель-путешественник, исследователь Югры Георгий Сидоров. Золотая Баба - это древняя славянская ведическая богиня Лада. Когда-то на южном берегу Ладожского озера стояло ее святилище. Во всех дошедших до нас обрывках описаний ее внешнего вида упоминается младенец как-бы находящийся внутри нее. Это оказывается Лель - ее дитя. С наступлением христианства их перетаскивали постепенно все дальше и дальше на восток волхвы-хранители. От капища к капищу. Странствия Золотой Бабы проходили сначала по пермской земле, потом по таежным урочищам вогулов (манси) и хантов. Получается, что зырянская Юмала, мансийская Сорни-Эква и Сорни-Най хантов и золотой идол обских угров - это все наша Золотая Лада. И наконец, по версии Г.Сидорова она прибыла в верховья Енисея на плато Путорана, точнее в один из его подземных городов. Туда же перекочевали видимо и ведические библиотечные сокровища - славяно-арийские веды например. Не все же сожгли конкистадоры князя Владимира. Может быть, с наступлением новой эры Водолея (или Волка по славяно-арийским ведам) эти знания как-нибудь откроются людям и наконец узнаем настоящую, а не выдуманную историю.

Легенда о «Золотой Бабе» - языческом идоле, отлитом из чистого золота и спрятанном где-то на Севере в Гипербарее , среди бескрайних рек, болот и лесов, своими корнями уходит древнейшие времена.

«Золотая баба» гипербореев.

Тысячу лет существовали легенды о несметных сокровищах Гипербореи, о неприступных Рипейских горах (Уральские горы) , где в снежной северной бездне спрятана колоссальная статуя Золотой бабы - идола, сделанного из чистого золота , и стерегущих её аримаспов, живущих рядом с гипербореями.

В «Истории» Геродота, можно прочесть, что за далёкими Рипейскими (Уральскими) горами, находится «проклятая часть мира, где постоянно идёт снег», живут нервы, способные превращаться в волков, воинственные амазонки, «одноглазые мужи - аримаспы» (греч. Αριμασποι), владеющие несметным сокровищами и «грифы, стерегущие золото , а ещё выше за ними, у самого моря – гипербореи » , не знающие смерти.

О племени аримаспов древнегреческий историк Геродот узнал от скифа Аристея.(IV, 27) , сложившего «свою эпическую поэму, которая теперь у эллинов называется « » (Геродот IV 13, 14, 27;)

Возможно, аримаспы, о которых говорил Геродот 2500 лет назад, и были хранителями Золотой бабы. По-скифски слово «аримаспы» переводится, как: “арима” - единица, а “спу” – глаз . Можно предположить, что древние греки называли это племя аримаспы (одноглазые) оттого, что аримаспы «спали с открытым глазом », то есть были всегда начеку, охраняя свои золотые сокровища.

Поиски «Золотой бабы» продолжились в средневековье. Впервые о Золотой бабе прямо упоминается в русской летописи 1398 года.

Первым епископом, кому удалось хоть как-то укоренить христианство на северных землях, стал Стефан Пермский, крестивший Коми в 1379 году. Крещение сопровождалось достаточно агрессивными действиями христианских миссионеров : капища язычников уничтожали, деревянных идолов, распространенных повсеместно - нещадно сжигали. Подтверждением тому существует иконизированное изображение Стефана с занесенным топором над «священной березой» , увешанной мехами животных, икона символизировала борьбу с верой «диких народов».

После укоренения христианства в административных центрах региона, Стефан решил укрепить христианство в глубинке, но этом мешала легенда о существования древней святыни – идола «Золотой Бабы», но все попытки добраться до святыни язычников оказались тщетны, хранители надежно прятали свою святыню в тайге, подальше от глаз агрессивно настроенных христианских миссионеров .

В XIV веке христиане боролись с идолом, как одной из главных святынь язычников. А в XVIII веке рассказы о таинственной «Золотой Бабе» выступали в Европе некой визитной карточкой неизвестной России.

О существовании идола упоминается в ряде средневековых изданий, а о его местоположении упоминал австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн в издании «Записки о московитских делах» 1549 года.

Золотая баба на карте 1562 года

Крещение идолопоклонников.

Крещение севера проходило с боями - язычники не хотели отказываться от поклонения идолам, не принимая христианскую веру. Процесс обращения северян в христианство был крайне долгим и, нельзя сказать, что абсолютно успешным, так как и в наше время на северных просторах встречаются целые народы, почитающие идолов и отвергающих христианство. Так получилось, что «Золотая Баба» стала серьезным препятствием на пути церкви – аборигены считали золотой идол своей основной святыней, о котором слагали легенды и мифы.

В Петровскую эпоху, на Северный Урал отправился христианский миссионер Григорий Новицкий , истинный верующий, образованнейший человек, автор первой этнографической монографии «Краткое описание о народе остяцком». Миссионер решил завершить дело, начатое Стефаном - найти и уничтожить Золотой идол. Однако охота за идолом стоила жизни Григорию Новицкому, при невыясненных обстоятельствах он погиб. Что явилось причиной его гибели неизвестно, возможно, он достиг цели и нашёл то, что искал, но хранители идола не дали осуществить задуманного, а возможно он просто пал жертвой природных катаклизмов. После того как Григорий Новицкий не вернулся, официально «за идолом» никого более не отправляли, однако, попытки найти «золотую бабу» не прекращались, но поиски из чисто религиозных целей, перешли в категорию «золотой лихорадки». Идол стал объектом вожделения авантюристов и искателей сокровищ, коих на Руси уже и в те времена было не мало.

«Эльдорадо» русского севера.

Самый большой в мире золотой самородок был найден в России 26 октября 1842 года. Крепостной крестьян, 17-летний сирота Никифор Сюткин, работавший на в недрах Царско-Александровского прииска близ Миасса, нашёл на глубине трёх метров огромный золотой самородок, в виде «Большого треугольника» весом 36 килограммов 16 граммов. Известно, что Никифор Сюткин за свою находку получил премию размером в 4 390 рублей, что по тем временам было гигантской суммой, в придачу к этим деньгам ему была выписана «вольная», обеспечившая ему свободу. К сожалению, Никифор не стал помещиком, да и новую жизнь не начал, а спился, потеряв рассудок от неожиданного богатства. Самый большой в мире золотой самородок «Большой треугольник» х ранится в Москве, в алмазном фонде России.

С началом массовой колонизации казачьими отрядами территорий Урала и Сибири истории о золотом идоле стали символом легкого богатства, аналогично легенде о «Золотом человеке» из Эльдорадо, имевшей популярность среди испанских конкистадоров, покоривших Южную Америку. Сам Ермак Тимофеевич, великий покоритель Сибири, услышав однажды легенду о золотом божке дремучих Манси, серьезно заинтересовался идолом. Однажды один из его главных сподвижников, казачий атаман Богдан Брязга сообщил, что своими глазами видел заветную статую, штурмуя Самарский острог, расположенный на месте впадения Иртыша в Обь.

Семен Ульянович Ремезов (этнограф, картограф) автор книги, вышедшей в XVIII веке, описывает увиденное атаманом Богданом Брязгой : «И оттоль поидоша на Обь и виде много места пустово и присташа на Белогорье ; ту бо у них мольбище большее богыне древней : нага с сыном настуле седящая ; приемающе дары от своих, и дающие ей останки во всяком промылсе».

Однако, как не пыталось войско Ермака добраться до заветного клада, ничего не получилось, при приближении недоброжелателей идол загадочным образом исчезал, буквально растворялся в воздухе. Кстати, неудачи охотников за идолом, по некоторым данным, объясняются мистической способностью Золотой Бабы уходить из рук преследователей.

В книге путешественника, естествоиспытателя Сигизмунда фон Герберштейна, одного из собирателей сведений о золотом идоле, «Записки о московитских делах» , несколько строк посвящено таинственным способностям Золотой Бабы: «Чувствуя чужаков, идол может либо исчезнуть из под носа у всякого, кто хочет им завладеть, либо издать какие-то звуки, сравниваемые с диким ревом, что отбивает желание к нему приближаться, либо может вовсе сбросится с обрыва в Обь».

Эти романтическо-мистические характеристики золотого идола свидетельствуют ни о чем ином, как о существовании некого круга жрецов-хранителей, оберегающих золотого идола, но остающихся в его тени. Не от их ли рук погиб христианский миссионер Новицкий, не они ли помогли исчезнуть статуе при штурме святилища атаманом Богданом Брязгой? И не с ними ли позднее вступили в бой сотрудники НКВД…?

Находки-Аркаима

Охотник, исследователь, писатель Константин Носилов в начале прошлого века выведал у старого манси неизвестную ранее историю о Золотой Бабе, кардинально меняющей представление о ситуации вокруг идола. По рассказам старика манси, в молодости, занимавшегося охотничьим промыслом, в глухих, труднодоступных таежных завалах тайги, он видел «золотую бабу». Старик манси описал идол в точности как донесли его образ летописи. В рассказе сходились все мелкие детали, кроме одного – идол, которого видел старик манси, был не из золота, а из серебра! Видимо, у манси существовало несколько копий идола, на случай, если охотники все же доберутся до цели и, завладев драгоценной копией, наконец-то оставят в покое идола золотого – настоящего.

После распада СССР у пытливых умов появилась возможность поработать в архивах с ранее секретными документами. В одном из таких документов писатель, историк Демин В.Н. обнаружил крайне любопытную заметку. Оказалось, что в тридцатых годах ХХ столетия легендой о несметном кладе – Золотой Бабе, заинтересовались на Лубянке . Стране были нужны деньги, и шанс пополнить казну дармовым золотом упускать было нельзя. На Северный Урал послали спецотряд НКВД с целью найти золотого идола и передать его в руки государству. И охота началась: вскоре в руках сотрудников спецотряда оказались данные, полученные на допросах местных жителей о том, что в районе Кызымских хантов , в лесном святилище местный шаман прячет некую золотую статую . Чекисты ринулись к указанному месту, но при их появлении им было оказано вооруженное сопротивление, но силы были не равны и «охранники»за «золотой бабой» были перебиты все до единого.

А вот что произошло дальше: была ли в святилище статуя или нет, исследователь однозначного ответа получить не смог - документы о судьбе той операции сохранились не полностью и как раз «на самом интересном месте» ниточка оборвалось. Однако Демин считает, что спецотряд все же завладел заветной статуей и вывёз её в Москву.

Стоит ли ставить точку в поисках идола?

Скорее всего, чекисты взяли лишь его копию, настоящая же Золотая Баба была спрятана в другом, более надежном месте. Наличие второго идола подтверждает и то, что совсем недавно вновь появилась информация о о «золотой бабе», на этот раз на охоту за реликвией отправились журналисты одной из центральных газет. Но экспедиция успехом не увенчалась, и команде пришлось вернуться в Москву. Таёжное бездорожье севера стало непреодолимой преградой на пути поисков. Тем не менее, если информация об идоле поступает вновь, то, скорее всего, идол всё ещё где-то спрятан.

Золотая баба - made in China?

Вопрос, кто создал Золотую Бабу, стоит перед историками давно. Гипотез на этот счёт высказано уже немало, кто-то считает, что «золотую бабу» отлило племя Вогулов, кстати, одноименный фильм, снятый на Свердловской киностудии в 1986 году, в деталях обыгрывает эту версию и довольно убедительно.

Кто-то придерживается версии о том, что золотой идол достался «по наследству» северянам от протоцивилизации гиперборейцев. Гиперборея перестала существовать, и народ, населявший её, ушёл с обжитых земель, северяне нашли статую в одном из заброшенных храмов и с тех пор поклоняются святыне. Опираясь именно на версию о гиперборейских корнях, многие историки делают вывод о том, что божество, отлитое из золота, было крайне почитаемым, и поэтому образ был увековечен не в единственном экземпляре, а, как и подобает культу, во множественном. Отсюда и копии идола, о которых говорят очевидцы.

Схожий образ Золотой Бабы можно найти и в культуре Китая. Китайская богиня Гуань инь – покровительница семейного очага, женщин и деторождения. Её изображали сидящей на стуле в окружении детей. Первым своё предположение о возможном родстве Гуань-инь с Золотой Бабой высказал поэт и прозаик Сергей Макаров в книге, посвященной истории освоения севера «Земной круг».

Как китайская богиня могла оказаться на северном Урале? Все довольно просто, по версии сторонников китайского следа: золотой идол был завезен в Сибирь торговцами из поднебесной, где и был обменен на меха. А поскольку образ богини был близок по духу местным племенам, чтившим божественную суть женщины, забыв о буддизме, северяне приспособили идола под собственные духовные потребности.

Но, несмотря на лаконичность, эта версия не идеальна и нуждается в серьезной доказательственной базе, как собственно и вся история о золотом идоле, держащаяся лишь на преданиях и показаниях отдельных очевидцев. А пока история Золотой Бабы остается лишь красивой легендой таинственного Севера, будоражащей умы авантюристов, желающих легко и быстро разбогатеть на древнем сокровище, найти русское Эльдорадо, где спрятан «золотой человек»….

В самой сердцевине гор Северного Урала есть таинственное место - плато Маньпупунер. «Малой горой идолов» называют его оленеводы местной народности манси. И название это не случайно. Подобно застывшим великанам возвышаются семь причудливых каменных фигур. Древняя мансийская легенда говорит, что когда-то каменные столбы были семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой Ялпингнер — священную гору вогулов. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую вершину Койп, поднимающуюся южнее Маньпупунера, и все его спутники окаменели от страха.

Страшный идол

Но существует и другая легенда, которую, правда, реже можно услышать от манси, каждое лето перегоняющих стада оленей вдоль по Уральскому хребту. Если посмотреть на гору Койп со стороны небольшого безымянного холма, расположенного к западу от Уральского хребта, то отчетливо видна лежащая на спине женщина с резкими, пугающими чертами лица.

По преданию, которое я слышал от оленеводов, это окаменевшая шаманка, наказанная за попытку оскорбить одного из древнейших идолов, почитаемых когда-то всеми народами Севера, - Золотую бабу. Когда идол перебирался через Каменный пояс - Уральские горы, шаманка, считавшая себя хозяйкой гор, попыталась задержать Золотую бабу. Страшным голосом закричал идол, и от звука этого голоса умерло все живое на много верст кругом, а шаманка упала навзничь и обратилась в камень.

О криках, которые издавала Золотая баба, свидетельствуют не только легенды манси, но и воспоминания иностранцев, побывавших на Руси. Так, итальянец Александр Гваньини в 1578 году писал: «Рассказывали даже, что в горах по соседству с этим истуканом слышали звук и громкий рев на подобии трубного».

Что же это за таинственный идол, наводивший на местных жителей страх страшным ревом? Откуда он появился и куда исчез?

Божество Перми Великой

В России древнейшим письменным упоминанием о Золотой бабе является Новгородская летопись 1538 года. В летописи говорится о миссионерской деятельности Стефана Пермского. Он ходил по Пермской земле и ставил на месте древних святилищ храмы. В летописи записано, что Стефан сеял веру Христову на тех землях, где ранее поклонялись зверям, деревьям, воде, огню и… Золотой бабе.

Предания о Золотой бабе, скрывающейся где-то на Севере, появились очень давно. Они связаны с легендарной обширной страной, раскинувшейся в IX-XII веках в лесах, покрывающих долины Северной Двины, Вычегды и верховья Камы. На Руси земли эти называли Пермью Великой, а в скандинавских странах - могущественным государством Биармия или Бьярмаланд. Населявшие эту территорию народы поклонялись огромному идолу - Золотой бабе. Ее святилище, находившееся, по скандинавским сагам, где-то в устье Северной Двины, днем и ночью охраняли шесть шаманов. Много сокровищ было накоплено служителями идола, носившего в сагах имя Юмала. Богата была Пермь Великая шкурами ценных пушных зверей. Не скупясь, платили за них купцы из лежавшей в низовьях Волги Хазарии и викинги из далекой Скандинавии.

Однако шло время. Окрепшие соседи Перми Великой протянули к этой богатой, но малонаселенной области свои цепкие руки. Сначала это были новгородские ушкуйники, потом дружины московского великого князя. Спасаясь от христианства, почитатели идола прятали Золотую бабу то в уральских пещерах, то в непроходимых лесах по берегам Оби, то в недоступных ущельях гор Путоран на Таймыре.

В поисках святыни

Откуда же появилось у народности манси такое странное божество? Большинство ученых считают, что Золотая баба - мансийская богиня Сорни-эква. Это имя на русский язык переводится как «золотая женщина».

По поводу происхождения самого идола мнения разошлись. Исследователь истории Биармии Леонид Теплов предполагает, что золотую статую могли унести из разграбленного Рима в 410 году во время нападения угров и готов. Часть из них вернулась на родину к Ледовитому океану, и античная статуя стала символом северного народа.

Другие ученые ведут путь таинственной богини из Китая, считая, что это статуя Будды, который в Поднебесной сливается с образом богини Гуаньинь. Есть сторонники и христианского происхождения Золотой бабы. Они предполагают, что это статуя мадонны, которая была украдена во время набега на один из христианских храмов.

Завладеть Золотой бабой пытались давно. Во время своих походов на Югру новгородцы охотно грабили языческие святилища. Пытались добраться они и до скрывающегося в дремучих лесах золотого идола, но тщетно. Интересовались статуей и удалые отряды Ермака. О Золотой бабе они услышали от чуваша, перебежавшего в их стан при осаде татарского городища. Чуваш поведал о том, что в осажденном городище остяки молятся «богу золотому, что в чаше сидит». Услышав о золоте, казаки с новыми силами кинулись на приступ городища. После кровопролитной сечи взяли они стены, но драгоценного идола не нашли. Накануне штурма его удалось по тайным подземным ходам вынести из осажденного городища.

Во второй раз казаки услышали о Золотой бабе, когда добрались до Белгородья на Оби. Здесь находилось самое почитаемое остяками капище. Именно сюда, по слухам, была привезена святыня сибирских народов. Но и в этот раз добраться до Золотой бабы Ермаку не удалось. При приближении его отрядов жители успели спрятать идола. Казаки расспросили остяков о Золотой бабе, и те подтвердили, что действительно было «у них мольбище большое богине древней».

Поклонение роботу?

Не обделили вниманием Золотую бабу и исследователи нашего времени. Большой интерес проявили к идолу уфологи. Уфологи говорят, что это божество нисколько не похоже на другие святыни северных народов, оно словно с неба свалилось.

Именно эту версию происхождения золотого идола выдвинул когда-то уфолог Станислав Ермаков. Он считает, что Золотая баба - робот-инопланетянин, которого по какой-то причине, может, из-за частичной неисправности, оставили на Земле его хозяева. В течение некоторого времени Золотая баба могла передвигаться, и именно с этим связаны легенды манси о «живом» идоле. Потом, по мнению Ермакова, робот начал постепенно выходить из строя. Сначала он еще мог издавать какие-то звуки, а затем окончательно превратился в золотую статую.

Мне довелось несколько лет работать на Северном Урале, в местах, по которым, по мнению исследователей, и прошел золотой идол, скрывающийся от преследователей христиан. На Урале я услышал от оленеводов манси несколько историй, связанных с Золотой бабой.

На Северном Урале есть покрытая густым лесом куполообразная гора Манья-Тумп. До самого последнего времени оленеводы, перегоняющие летом свои стада по Уральскому хребту, и близко не подходили к горе. «Давно-давно гора ходи нельзя. Кто ходи, тот хворай долго и умирай. Старый люди говори - там пупы стоял, Сони Эква, Золотая Баба. Страшно было близко ходи. Баба широко кричал. Люди говори страшный голос».

Немного севернее Манья-Тумп возвышается еще одна гора, с которой тоже связаны легенды о страшном крике Золотой бабы, - Койп. Окрестности этой горы удивительно подходят для зарождения легенды о капище идола. У подножия горы лежит почти круглое озеро. На его берегу можно увидеть покрытые лишайником глыбы, в которых, немного пофантазировав, можно угадать остатки древнего святилища.

Перегоняющие летом стада манси обязательно заезжают к этому святилищу, чтобы оставить свои дары на четырехугольной, будто бы вырубленной людьми гранитной плите.

Между горами Манья-Тумп и Койп есть еще одно место, которое также может быть связанно со страшными криками Золотой бабы. Это гора Отортен, самая высокая точка Урала. Зимой 1959 года здесь погибла прекрасно подготовленная группа лыжников Уральского политехнического института. Спасатели, отправившиеся на поиски туристов, обнаружили палатку с изрезанной задней стенкой и тела, лежащие в глубоком снегу. На лицах всех погибших застыло выражение смертельного ужаса.

Некоторые члены комиссии, проводившей расследование причин трагедии, считали, что причиной, приведшей к такой страшной смерти, могло быть воздействие инфразвука большой интенсивности.

Что могло издавать такие убийственные звуки? Вернемся к версии Станислава Ермакова о внеземном происхождении Золотой бабы. Почему же космический робот, созданный цивилизацией, далеко опередившей земную, неожиданно частично вышел из строя?

На этот вопрос может помочь ответить один эпизод в описании похода викинга Торира Хунда в Биармию: «Счастливо приплыли викинги в устье Двины к торговому городу в Биармии… Храм высшего божества биармов, как достоверно знали викинги, находился в дремучем лесу, недалеко от устья реки Вин (Двины). Туда-то и задумали они пробраться…

Торир Хунд, всадив топор свой в ворота, с его помощью перелез через них. Это же сделал и Карли, и они впустили товарищей внутрь обнесенного забором пространства. Подойдя к кургану, викинги набрали столько денег, сколько смогли унести…

Добрались они до самого изображения Юмалы, которое возвышалось среди священной ограды. На шее бирманского бога висела драгоценная цепь. Карли прельстился цепью и так сильно рубанул топором по шее истукана, что голова с ужасающим треском свалилась с плеч долой».

Отрубить голову литой статуе викинг вряд ли бы смог. Другое дело, если перед ним стоял робот, состоящий из металлического каркаса, покрытого тонким слоем золота. Подоспевшие сторожа святилища прогнали викингов. Те чудом смогли пробраться к кораблям, побросав собранные сокровища.

Где же сейчас находится золотой идол? В качестве последнего пристанища Золотой бабы называют три труднодоступных уголка России: низовье Оби, верховья Иртыша в районе Калбинского хребта и непроходимые ущелья плато Путорана.

Золотая Баба


Вот уже несколько десятков лет ученые, искатели приключений и просто авантюристы ищут следы легендарной Золотой Бабы. Рассказы о ней заставляют учащенно биться многие сердца и манят в неведомые края. Одних толкает на ее поиски предание, что она сделана из золота; другие откликаются на образ Золотой Богородицы, который носит в своем сердце каждый. Но никто не знает, откуда она пришла и куда ушла…

Известный российский историк А. Асов в своем исследовании приводит несколько версий о ее происхождении. Одни говорят, что Золотую Бабу принесли из Китая, другие считают ее родиной Иран или Индию, третьи – Древний Рим. Последний раз эту святыню видели в 1930-х годах в тайном святилище кызымских ханов – в бассейне реки Обь, поэтому некоторые ученые считают, что Золотая Баба не были принесена ниоткуда, а является произведением местных сибирских мастеров.

Самое древнее упоминание о загадочной Золотой Бабе встречается в Новгородской летописи за 1398 год. Записано оно было после миссионерской деятельности Стефана Пермского, который ходил по пермской земле: «Сей научи Пермьскую землю вере Христове, а прежде кланялися зверем и деревом, воде, огню и Золотой Бабе». Вслед за Стефаном шли стрельцы и разрушали языческие святилища пермяков, а на их месте ставили церкви.

О Золотой Бабе писали и иностранные ученые. В Западной Европе интерес к неведомой Югре (стране угров) возник благодаря сочинениям итальянца Юлия Помпония Лэта, который считал, что угры – предки современных венгров – участвовали в походе Алариха на Рим и в разграблении города. «На обратном пути, – пишет Помпоний Лэт, – часть их осела в Паннонии и образовала там могущественное государство; часть вернулась на родину к Ледовитому океану и до сих пор имеет какие-то медные статуи, принесенные из Рима, которым поклоняются как божествам». Итальянцы считали, что Золотую Бабу вывезли из Рима угры, которые в союзе с готами разрушили Римскую империю, а Золотая Баба – это будто бы статуя Юноны.

Писал о Золотой бабе и поляк М. Меховский в своем «Трактате о двух Сарматиях»: «За областью, называемой Вяткой, по дороге в Скифию, стоит большой идол Золотая Баба… Соседние племена весьма чтут его и поклоняются ему». С тех пор известия о Золотой Бабе стали широко распространяться, ее помещали на картах Московии англичане А. Дженкинсон и А. Вид. А. Дженкинсон, например, на своей карте сделал такую надпись: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать и куда перекочевывать, и идол (удивительное дело!) дает вопрошающим ответы, и предсказания точно сбываются».

Особенностью этих карт являлось следующее обстоятельство: чем позднее карта, тем дальше на Восток отодвигалась Золотая Баба. Может быть, первоначально ей поклонялись только в пермских краях, а потом – в связи с христианизацией этих мест – ее перенесли за Урал?

Рисунки Золотой Бабы у разных авторов различны. У М. Меховского, например, это статуя стоящей женщины, у А. Вида – женщина с рогом изобилия, а у С. Герберштейна она изображена в виде богини Минервы с копьем в руке. Через восемь лет его же Золотая Баба напоминает сидящую Мадонну с ребенком на руках. Итальянец Гваньини писал, что Золотая Баба была вытесана из камня и представляла собой женщину с двумя детьми, одного ребенка она держала на руках, другой стоял рядом и назывался ее внуком.

Золотую Бабу почитали и славянской богиней. По многочисленным сведениям ханты, манси и русских старожилов, Золотая Баба долгое время хранилась в Белогорье – местности на Оби близ впадения в нее Иртыша. Это подтверждает и Сибирская летопись, в которой повествуется о приключениях Богдана Брязгина, ближайшего друга и соратника Ермака. После взятия в 1583 году остяцкого городка Самар он посетил в Белогорье мольбище остяков «богыне древней; нага с сыном на стуле сидящая; приемлюще дары от своих, и дающе ей остатки во всяком промысле, а еже кто по обету не даст, мучит и томит; а хто принесет жалеючи к ней, тот пред ней пад умрет, имеща бо жрение и съезд великий. Егда же вниде им слух приезд Богдана, велела спрятатися и всем бежати; и многое собрание кумирское спрятаща и до сего дни».

Через некоторое время исчезнувшее из Белогорья божество объявилось в бассейне реки Конды. Его тайно перенесли туда белогорские ханты, но потом следы Золотой Бабы теряются. Православный миссионер Григорий Новицкий, проповедовавший в начале XVIII века христианское учение остякам, пытался найти спрятанную статую и уничтожить ее, но сделать это ему не удалось. Он смог собрать лишь много ценных сведений как о самом кумире, так и тайном святилище, в котором хранилась Золотая Баба.

Так какое же божество олицетворяет Золотая Баба? Некоторые ученые предполагают, что так могли называть золотую (или позолоченную) Мадонну с младенцем, которую завезли в пермскую землю, а оттуда она попала в Западную Сибирь. Однако М.П. Алексеев, один из авторитетных знатоков «биографии» Золотой Бабы, считает даже саму догадку эту неправдоподобной, «хотя бы потому, что русские не имели скульптурных образов Мадонны; а если и имели, то резались они из дерева и, кроме того, конечно, едва ли куда вывозились из церквей». В своем исследовании «Сибирь в известиях иностранных путешественников и писателей» М.П. Алексеев предположил, что Золотая Баба – это статуя бодхисатвы милосердия Авалокитешвары, который в китайском буддизме приобрел женский образ Гуаньинь – богини милосердия. Гуаньинь была спасительницей тех, кто подвергался опасностям во время морских плаваний или переходов через высокие горы.

Иконография Гуаньинь не противоречит изображениям Золотой Бабы на средневековых картах; возможно, у нее был какой-то более древний прототип индуистского божества.

Версия М.П. Алексеева как будто объясняет и еще один феномен, связанный с Золотой Бабой. В героическом эпосе якутов есть легенда о Дьес Эмигет (Медной статуе), которая издает звук, «как сверчок». Некоторые ученые предположили, что эти звуки могли быть вызваны трубами, но ни на одном из известных рисунков такие трубы не изображены. Другие считают, что звук издавал особый свисток, в который дует ветер; высказывалось даже предположение, что сама Золотая Баба – это колокол. Если же речь идет все-таки о Гуаньинь, то одна из ее статуй в Тибете имела белую раковину, издающую нежный звук плещущегося моря. Когда раковина звучала, Гуаньинь излучала «мягкое сияние»; Дьес Эмигет тоже испускала «синий цвет».

Однако возражение М.П. Алексеева, будто скульптурные изображения Мадонны «никогда не вывозились из церквей», М. Косарев считает неубедительным. По той простой причине, что в истории известны многократные набеги хантов и манси на пермские земли, когда разорялись села и посады и вывозилась бытовая и церковная утварь. Таким образом, эти племена были знакомы с христианским богом еще задолго до похода в Сибирь Ермака. Упоминавшаяся выше Сибирская летопись свидетельствует, что ермаковские казаки с удивлением узнали, что ханты нередко используют в качестве священных идолов христианские изображения.

Князь Н.С. Трубецкой, известный русский этнограф, считал, что Золотая Баба изображает Калтась (Калташ-Экву) – жену верховного ханты-мансийского бога Нуми-Тарума. Манси считали Калтась матерью всего живого: она покровительствует новорожденным, определяет судьбу и срок жизни каждого человека, отмечая их жизненный путь на священных бирках.

Версии, гипотезы, предположения… Их очень много, но однозначных ответов на вопросы – «Как на самом деле выглядела Золотая Баба? Какое божество она олицетворяла и куда исчезла?» – до сих пор нет.

В 1981 году в местах, близких истокам Северной Сосьвы, побывал пермский кинооператор М.А. Заплатин, рассказавший впоследствии о встречах с местными старожилами. Один старый манси говорил ему, что в горы ходить нельзя, ибо там находится Сарни-Эква («Золотая Женщина»): «Вам ее не найти. Ее куда-то утащили наши старики, а потом убили сами себя».

Но куда «утащили»? На север? Знаменитый фламандский картограф Г. Меркатор нанес на карту у устья Оби слова «Zolotaja baba». Устье Оби – это южная часть полуострова Ямал, которая находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты. В. Нейман, поддерживающий версию М.П. Алексеева (что Золотая Баба – это статуя бодисатвы Авалокитешвары), задается вопросом: «Почему статуя из Центральной Азии оказалась так далеко от своей родины?». Он выдвигает очень любопытную гипотезу о том, что арии пришли в Центральную Азию 7-8 тысяч лет назад с погибших арктических островов. Может быть, впоследствии кто-то из их потомков в поисках своей далекой прародины отправился назад на север и взял с собой Золотую Бабу… Статую, которая тогда еще напоминала незабытую богиню жителей Арктики, а затем стала святыней угров.

Расследование гипотезы о том, что Иисус на самом деле мог быть жителем Ярославской губернии,



привели меня к неожиданному открытию, которое на первый взгляд совершенно никак не связано с интересующим вопросом. Однако это может оказаться не совсем так. Находка может быть связана и с историей сына Бога и с исчезнувшей цивилизацией Урала


Прелюбопытнейшую картину оставил нам Лукас Кранах (Отдых на пути в Египет). Столько в ней загадок, что в пору устраивать международный турнир по их отгадке, на подобие турниров по «собиранию кубика Рубика». Впрочем, творчество большинства художников 15-16 вв. одна сплошная головоломка.

Во первых, они все дружно писали сцены из жизни Иисуса, во вторых они, не сговариваясь «заблуждались» и изображали в Иудее европейские пейзажи, а иудеев вполне европейскими людьми. И в третьих - это климат. Как рождество, так и казнь Иисуса, изображены на фоне замёрзших рек и заснеженных лесов, полей и городов. Причём детали совершенно сбивают с толку, поскольку не соответствуют времени, которое якобы отражают. Т.е. ощущение того, что вся история с Рождением, смертью и Воскресением происходила при их жизни, в 16 веке, и не в какой-то там Палестине, даже не на юге континета, а на севере. Хвойная растительность, берёзы и рябины, явно указывают, что события происходили как минимум во Франции - Германии, а то и Скандинавии или даже России. Более поздним художникам уже объяснили как правильно нужно изображать живших в нулевом веке от рождества христова. А вот «тупые» средневековые художники упорно изображали на картинах библейских персонажей своими современниками. Всё бы ничего. Можно списать на моду. На пример наш Никас Сафронов тоже изображает знаменитых и богатых в рыцарских доспехах. Но я, полагаю, что дело тут совершенно не в этом. Ведь ветхозаветных персонажей никто не додумался изображать в рыцарских доспехах и верхом на конях. И интерес к ним возник уже к 19 веку. Почему? А вот бурный всплеск к новозаветной истории вспыхнул локально и в одно время. Несуразица очевидна. Это как если бы сейчас все художники, словно сговорившись, начали писать сцены из книжки Герберта Уэллса «Война миров». А вот если посмотреть на экран телевизора и потыкать пальцем в кнопочки на «лентяйке», то вы заметите поразительную вещь. В мире ничего не происходит, потому, что все новостные каналы всех стран и континентов вещают об одних и тех же событиях! Теперь понятно? По моему, очевидно, что художники, бродячие музыканты, циркачи и театры выполняли в средние века ту роль, которую сейчас выполняют СМИ. Письменные источники того времени в основной массе были уничтожены, а вместо них были созданы новые. А те немногие, что уцелели - были безжалостно переправлены. Сложнее с живописью и скульптурой. Править достаточно сложно, хотя и такое встречается. В основном, неугодное -уничтожалось. Так были переписаны почти все фрески, а некоторые просто закрашены. Самый же популярный метод - фальшивая датировка. Именно таким образом сочинения средневековых авторов были отнесены к античности. И не только средневековых, но и художники 19 века «состарились» почти мгновенно на тысячу лет. Именно поэтому сейчас миллионы туристов, стоят раззявив гамбургероприёмники, у произведений «античных» авторов, и «ренессансных» Рафаэля, Боттичелли и пр.
Это всё я рассказал лишь для того, чтоб стало понятно, как нужно относиться к «свидетельствам старины глубокой». Но вот творения Питера Брейгеля, как и Лукаса Кранаха, как то особняком стоят в общем ряду художников. Детали, изображённые на картинах, иногда ставят в тупик. Бывает так, что даже через несколько часов после просмотра, ловишь себя на мысли о том, что перед мысленным взором стоит фантом увиденного, и постепенно начинают приходить мысли о том, что же всё - таки так тебя поразило.
Долго нарпягал память, в попытках вспомнить, где я это уже видел? Наконец я понял, что именно мне показалось у Кранаха знакомым. Ну конечно! Карта Зигмунда фон Герберштейна! Там я видел «Марию» с младенцем и ребёнком постарше!

Точно. Как раз рядом с Лукоморьем изображена легендарная Золотая баба.
По легенде, Золотая баба - отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. Точное происхождение Бабы неизвестно. Но рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера

А в тексте самих «Записок» Герберштейна находились удивительные сведения: "За Обью, у Золотой Бабы, где Обь впадает в океан, текут реки Сосьва, Березва и Данадым, которые все берут начало из горы Камень Большого Пояса и соединенных с ней скал. Все народы, живущие от этих рек до Золотой Бабы, называются данниками князя Московского. Золотая Баба, то есть Золотая Старуха, есть идол у устьев Оби, в области Обдоре. Собственно Обдором и называли страну в районе реки Обь.

Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавских сагах. В1023г. варяги, которых вел знаменитый Торер-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двинеим удалось узнать местонахождение святилища Юмалыи тайно проникнуть в него. Поражённые скандинавы увидели большую деревянную статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.


Юмала это Бог, которого мы называем Перуном. Коми и пермяки говорят - Йомал, Эстонцы - Юмал, самы - Юмбел, немцы - Доннер,
литовцы - Перкун, скандинавы - Тор, а в географии имя этого Бога отразилось в топониме ЯМАЛ. Вот какая интересная мозаика сложилась. А что же скандинавы называли Биармией (Бьярмланд)? Ответ прост - Пермь. Пытаясь разобраться с былинной географией я воспользовался картами средневековья и попытался наложить их на современную, и тут меня ждало великое потрясение. Я вновь вернулся туда, откуда начинал рассказ о слезах таинственной цивилизации северного Урала. Всё те же места, Вишера, Тулым, Кваркуш. Сколь не броди - вернёшся к стыку Екатеринбургской и Пермской губерний. И это не просто совпадение. Это не может быть простым совпадением! На карте мне удалось найти предположительное место, где Золотая баба была, если она не миф. А то, что за сказкой кроются реальные события, так это уже практически не ставится под вопрос. Александр Сергеевич Пушкин тоже слышал от Арины Родионовны рассказы о Золотой бабе. Именно они стали движущей силой при написании этого:

"У Лукоморья дуб зелёный
златая цепь на дубе том
и днём и ночью кот учёный

всё ходит по цепи кругом
идёт на право - песнь заводит
налево - сказку говорит."


Возможности отправиться к месту, которое мне показалось тем самым, где Герберштейн «разместил» таинственный артефакт у меня пока нет, поэтому воспользовался тем, что имеется. А именно программкой « Google » «Планета Земля».

Лечу над тайгой, и вдруг…. Посреди пармы высится необычный холм! Настоящий курган, который выглядит инородным в данной местности. Эдакий прыщ, пуп земли. Подобные образования мне не раз приходилось встречать на Колыме. Чтоб ясно себе представить как это выглядит на местности, высыпьте на лужайку ведро щебня. (Нет своей лужайки, Сгодится соседская, или газон во дворе.) Теперь мысленно увеличьте полученное примерно в сто тысяч раз и представление будет вполне реальным.

Кто в природе высыпает булыжники в одном месте - тайна. Но мест таких на планете достаточно.

Самое известное - Патомский кратер в Иркутской области. Но известность он получил исключительно благодаря своей необычной форме.

На самом деле таких тысячи.
Видели когда-нибудь горку земли, которую оставляет после себя крот? Уверяю, это очень похоже. Только вместо комков земли кто-то или что-то выдавливает на поверхность дроблёный камень.
Есть и ещё ассоциация. Например разрушенный в вдрызг монолит из базальта. Ну и нельзя исключать рукотворность таких объектов. Они вполне могут оказаться насыпными курганами. Только возникает вопрос: - Какова должна быть цель строителей, чтоб они не пожалели таких титанических усилий по переноске мелких камней (вес их редко достигает 50 кг.)? Если верить легенде про Тамерлана, который велел каждому воину принести по одному камню в определённое место, чтоб узнать, какова численность его войска, и предположить, что это был обычный для тех времён метод ведения статистики, и предположить, что найденный курган из «этой оперы», то тогда получится, что люди всей планеты пришли в одно место, и у каждого был обломок от одной базальтовой скалы. Не реально.
Но всё же, а вдруг под этим курганом, который находится в десятках километров от дорог, и ближайшего жилья? Может великая тайна Золотой бабы сокрыта в уральской тайге?