Организация: ДМШ N 3

Населенный пункт: Иркутская область, г.Иркутск

Гаммы на баяне с удовольствием.

Гамма (Gamma, Scala по-итальянски, gamme - по-французски, Tonleiter - по-немецки) - звукоряд, получивший свое название от греческой буквы гамма, обозначавшей нижайшую ноту диатонического звукоряда, простиравшегося от d в большой октаве до е во второй октаве Гвидо Аретинского.

Считается, что технические упражнения и гаммы необходимы для развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Гаммы - основа исполнительского искусства. Музыкант, постоянно играющий их, не будет испытывать проблем с составлением аппликатуры в произведениях.

Игра гамм почти всегда было делом нудным и неинтересным, требующим много времени и терпения: запомнить и отработать на инструменте двенадцать мажорных и двенадцать минорных, количество диезов и бемолей, а еще гармонические и мелодические, и, к тому же не путаться в знаках. А потом их еще сдавать на оценку на техзачете. Нравится - не нравится, хочешь - не хочешь, а учить все-таки придется.

Начнем с теории.

Как правило, на уроках сольфеджио все построения происходят на фортепианной клавиатуре, а кварто-квинтовый круг просто предлагают заучить. Баян же очень удачно устроен: на правой клавиатуре очень удобно строить интервалы и аккорды, а левая клавиатура построена по принципу кварто-квинтового круга. И, если ученик более-менее прилично знает расположение басов на левой клавиатуре, то и заучивать ничего не придется.

Начнем с количества знаков:

Находим ноту до . От нее мы будем играть гамму до мажор – в ней нет ни одного знака. Вверх от нее будут располагаться диезные тональности, вниз бемольные.

Поднимаемся на одну клавишу вверх – нота соль , от нее играем соль мажор с одним диезом фа .

Следующая нота ре , от нее играем ре мажор с двумя диезами фа и до .

Так мы поднимаемся до ноты до диез , от которой играем гамму до диез мажор с семью диезами .

Аналогично спускаемся вниз от ноты до . От ноты фа играем гамму фа мажор с одним бемолем си , далее от ноты си бемоль играем гамму си бемоль мажор с двумя бемолями си и ми . И так мы доходим до ноты фа бемоль , от которой мы можем сыграть фа бемоль мажор с семью бемолями (но скорее всего такие гаммы как до бемоль мажор и фа бемоль мажор мы заменим на энгармонически равные си и ми мажор ).

Мы узнали как определить сколько знаков будет в той или иной гамме. Теперь давайте познакомимся, в какой последовательности добавляются знаки. А последовательность все та же – по кварто-квинтовому кругу.

Мы уже знаем, что первый диез фа . Остальные диезы добавляются в той же последовательности, что и басы - вверх от баса фа , т.е. по белым клавишам: фа, до, соль, ре, ля, ми, си .

Первый бемоль си , поэтому последовательность та же, что и диезов только в обратном порядке, т.е. вниз от баса си по белым клавишам: си, ми, ля, ре, соль, до, фа .

Всю эту информацию можно рассказать ученику за несколько минут, и потом в течение нескольких уроков закрепить.

Количество знаков в минорных гаммах определяется точно так же, только отсчет нужно вести от баса ля , т.к. в ля миноре нет ни одного знака.

Ну что ж с теорией мы разобрались, можно теперь перейти к исполнению. Я предлагаю вам методику выучивания гамм, которая появилась в результате многолетнего опыта моей работы. Достаточно будет уделять гаммам не более 5 минут каждый день и результат не заставит себя долго ждать. А игра гамм превратится ну если даже не в удовольствие, то, во всяком случае, перестанет быть долгим, тяжелым и неинтересным трудом.

Начнем традиционно с до мажора .

Как правило, мажорную гамму левой рукой играют три пальца: второй, третий и четвертый. Расставим пальцы на основном ряду левой клавиатуры: на бас до - третий палец, бас фа – четвертый палец, бас соль – второй палец. Это базовая позиция для начала знакомства со схемой мажорной гаммы. И первое несложное упражнение – это научиться переставлять пальцы с основного ряда на вспомогательный и обратно, соответственно с фа на ля , с до на ми и с соль на си .

Теперь рассматриваем движение этих пальцев во время исполнения гаммы:

Второй палец с ноты соль на основном ряду двигается вверх на ноту ре и обратно, и напротив на вспомогательный ряд на ноту си и обратно;

Третий палец с ноты до ми на вспомогательном ряду и обратно;

Четвертый палец с ноты фа на основном ряду двигается напротив на ноту ля на вспомогательном ряду и обратно.

После того, как мы добьемся уверенного исполнения мажорной гаммы от ноты до вверх и вниз, можно пробовать исполнять мажорную гамму от других нот, т.к. все мажорные гаммы на левой клавиатуре исполняются по одинаковой схеме.

Переходим к исполнению гамм на правой клавиатуре.

Начнем с первого ряда с ноты до . От ноты до по белым клавишам до следующей ноты до , каждый палец по своему ряду. Добиваемся уверенного исполнения и передвигаемся на другие клавиши первого ряда: играем мажорную гамму от ля, ми бемоль, фа диез . Так как схема та же самая, то это не составит большого труда (только вначале попросите ученика не заглядывать на клавиатуру, а то вид других клавиш его будет сбивать). Параллельно учимся играть мажорную гамму двумя руками сначала от ноты до , затем от других нот первого ряда.

На втором и третьем рядах так же выучиваем сначала гаммы с наименьшим количеством знаков, а затем двигаемся на другие ноты этого же ряда. Потом так же начинаем играть двумя руками.

С мажорными гаммами мы разобрались. Давайте теперь поговорим о минорных .

Принцип выучивания минорных гамм такой же, как и мажорных : достаточно выучить уверенно по одной гамме с каждого ряда и затем просто переносить исполнение выученной схемы на другие клавиши этого ряда, т.е. всего нужно выучить три гаммы вместо двенадцати.

На первый взгляд кажется, что исполнение минорных гамм левой рукой сложнее и схема заметно отличается от мажорных гамм . Давайте разберемся, так ли это на самом деле?

Мы знаем, что основное отличие минора от мажора – это низкая третья ступень . Вот это и возьмем за основу. Поэтому для начала можно поиграть упражнение из трех нот на основном ряду: ре - третьим пальцем, ми – вторым пальцем, фа – пятым пальцем. Затем такое упражнение поиграть от разных нот основного ряда. Нужно добиться уверенного попадания пятым пальцем на третью ступень лада.

Почти всегда начинают учить минорную гамму с основного вида, но схема мелодического вида в восходящем движении ближе всего к мажору , поэтому начнем наше знакомство с минорной гаммой - с ее мелодического вида. Двигаемся пока только вверх (пусть это будет, например, до минор ). От до мажора он будет отличаться только одной нотой – ми бемоль вместо ми , которую мы будем брать пятым пальцем на основном ряду. Играя упражнение, этот ход мы уже отработали, и, дальше мы доигрываем схему мажорной гаммы. В результате получился мелодический вид в восходящем движении.

Следующий вид – гармонический . От мелодического он отличается одним звуком: вместо ноты ля на вспомогательном ряду нужно сыграть пятым пальцем ля бемоль на основном ряду. Опять вспоминаем наше упражнение, его нужно сыграть два раза подряд – сначала от ноты до (до, ре, ми бемоль ) и второй раз от ноты фа (фа, соль, ля бемоль ), и добавить си на вспомогательном ряду вторым пальцем, получился гармонический вид.

(Я умышленно не называю повышенные ступени ля бекар и си бекар , чтобы было больше ассоциаций с до мажором )

После того, как мы научились уверенно играть гармонический вид в восходящем и нисходящем движении, можно переходить к исполнению натурального вида. Здесь нужно изменить еще одну ноту – вместо си нужно играть си бемоль четвертым пальцем на основном ряду. Лучше начинать игру с восходящего движения, т.к. до ноты ля бемоль мы уже знаем как играть (в гармоническом виде) и после этого остается добавить еще си бемоль и тоника. Добившись уверенного исполнения в восходящем движении, отрабатываем нисходящее.

А теперь возвращаемся к мелодическому виду и играем весь вид целиком – вверх (с повышенными ступенями) и вниз натуральный .

Ну вот как видите не все так страшно. Всего нам пришлось уверенно выучить одну мажорную и одну минорную (три вида) левой рукой, а правой три мажорных и три минорных . И, когда вы начнете работать над гаммами (обычно это происходит во втором классе), то за первое полугодие сможете выучить двумя руками все мажорные гаммы, а за второе полугодие все минорные .

Все, что здесь говорилось о выучивании гамм, относится и к выучиванию арпеджио и аккордов. В дальнейшем, чтобы разнообразить работу над гаммами, можно добавить штриховое, динамическое и ритмическое разнообразие.

Пробуйте, у вас все получится, желаю успехов.

Лучше скажи мало,
но хорошо.
Козьма Прутков

Автор сайта о себе любимом и музыке

Слова иногда нуждаются в музыке,
но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ Музыка - это стенография чувств. Лев Толстой

Прелюдия

Авторы этого само(м)учителя ни в коем виде не опровергают основы теории и преподавания музыки. Однако, не все же готовы стать великими музыкантами, как, примеру, Святослав Рихтер, и посвятить себя и всё своё время музыке. Большинство любителей пения хотели бы просто уметь подыграть на гитаре, пианино, баяне или аккордионе, когда за праздничным столом гостям захочется спеть.

По европейской традиции ноты звукоряда принято называть буквами латинского алфавита, т.е. С(до), D(ре), E(ми), F(фа), G(соль), A(ля), H(си). А аккорды, построенные от этих нот, обозначают добавлением к ним дополнительных букв и/или цифр. Для баяна и аккордиона символами Б, М и 7 обозначаются соответственно мажорное ("большое") и минорное ("малое") трезвучие и малый мажорный септакорд.

Не секрет, что мелодию можно транспонировать, т.е. исполнять её в любой другой тональности. При этом соотношение звуков в аккордах сопровождения останутся прежними, изменится только их высота. Но запись этих аккордов в европейской традиции в различных тональностях различная.

В то же время запись, предлагаемая Оськиной и Парнесом для всех тональностей одинаковая!

На рисунке ниже приведена нотная запись аккордов для параллельного звукоряда До-мажор - Ля-минор и для параллельного ряда Ми-бемоль-мажор - До-минор, а также их обозначения, по Оськиной и Парнесу. Они предлагают для обучения игре на слух обозначить цифрами ступени звукоряда любых параллельных тональностей, которые в мажоре образуют ряд 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, а в миноре - 6, 7, 1, 2, 3, 4, 5.



Буквами "б", "м" (как для баяна) в этом самоучителе обозначаются соответственно мажорное (б ольшое") и минорное ("м алое") трезвучия, а буквой "с" малый мажорный с ептакорд.

Тоника

Повторяю (до меня это долго "доходило"), если играть в Ля-миноре, то тоника мелодии будет обозначаться 6м, и в До-миноре (также как и в любой другой минорной тональности) тоника будет тоже обозначаться 6м. Тоника в мажоре для всех тональностей будет обозначаться 1б.

Самое удивительное для меня оказалось, что левая клавиатура баяна и аккордиона уже приспособлена для аккомпонемента. В первых двух вертикальных рядах левой клавиатуры (если считать от меха) находятся басовые звуки, а следующих трёх - готовые аккорды (в третьем ряду мажорные (б), в четвёртом - минорные (м) и в пятом - септакорды (с) от соответствующего звука напротив во втором горизонтальном ряду.

Мало этого, все самые нужные аккорды располагаются рядом.

Аккорды для баяна в До-мажоре - Ля-миноре

.

Аккорды для гитары в До-мажоре - Ля-миноре


Дивертисмент

Аккорды для пианино в До-мажоре - Ля-миноре

Аккомпанируем поющим русскую народную песню "Коробейники"


Вот

Баян - самый молодой инструмент, техника игры на котором находится на стадии становления: постоянно расширяется репертуар, требующий выполнения новых технических задач, появляются новые приёмы игры.

Необходимое условие успешного исполнения произведения - подбор аппликатуры. За последнее время принципы подбора аппликатуры на баяне претерпели существенные изменения: традиционная (трёхпалая) заменилась на позиционную (пятипальцевую) систему, при применении которой используются все пальцы, причём позиционная аппликатура отличается не только применением первого пальца, но и чередованием пальцев: пальцы идут друг за другом, что не противоречит анатомическому строению руки.В традиционной аппликатуре пальцы идут вразнобой (2-4-3-4), что неудобно и противоречит физиологии. По этому поводу ведутся дискуссии, преподаватели-баянисты разделились на два «лагеря»: появились сторонники традиционной системы и приверженцы позиционной системы. Кто прав, кто не прав, может показать практика. Кому пришлось сравнить данные системы при игре на баяне, тот пришёл к тому, что позиционная система более удобна, при игре легче добиться автоматизма, да и исполнители высшего уровня уже не пользуются традиционной системой. Если проследить игру на других инструментах (фортепиано, скрипка, аккордеон, гусли, домра, балалайка),то можно сделать вывод, что везде применяется позиционный принцип игры.

Проследим по методическим пособиям, школам игры на баяне, самоучителям разных авторов, какие изменения претерпела аппликатура.

В «Прогрессивной школе игры на баяне» Ю. Акимова показано, что первый палец должен находиться за грифом, в нотном тексте указывается традиционная аппликатура. Выделено три основные позиции правой руки на клавиатуре. Первая позиция: 2, 3, 4пальцы располагаются по рядам клавиш в хроматической последовательности. Вторая позиция: при игре аккордов, интервалов, арпеджио, применяется и при использовании первого пальца. Третья позиция: при игре аккордов в широком расположении и полифонической фактуры. Второй палец помещается в третьем ряду, а пятый - в первом ряду.
В «Школе игры на баяне» А.Е.Онегина сказано, что при игре на баяне большой палец правой руки применяется при исполнении пятизвучных аккордов и больших растяжках пальцев, в связи с этим применение большого пальца может осуществляться на позднем этапе обучения.
Для определения этого положения руки пальцы нужно поставить таким образом: второй- на клавишу до, третий - на ми, четвёртый- на ре. Второе положение руки: локоть опущен вниз и отведён в сторону. Такое положение удобно для исполнения арпеджированных пассажей, октав и аккордов. Для определения такого положения руки можно взять ля-мажорное трезвучие с добавлением основного тона.

В данном издании говорится, что устройство правого грифа баяна рассчитано на исполнение произведений с использованием преимущественно четырёх пальцев правой руки, большой палец скользит по внутренней стороне грифа параллельно указательному. Это позволяет хорошо ощущать клавиатуру, находить нужные клавиши. Большой палец, находясь за грифом, участвует в яркой, эмоциональной и тонкой нюансировке: незначительное изменение силы давления большого пальца на гриф раскрашивает динамику произведения.

Выделены факторы, влияющие на выбор традиционной или позиционной аппликатуры для исполнения произведения:

-музыкальные способности учащегося;
-степень технической подготовленности;
-особенности и физическое состояние (в смысле утомляемости) обеих рук;

Общие моменты, где использование большого пальца на клавиатуре желательно:
-в произведениях полифонического и подголосочного склада;
-для исполнения на легато последовательности из двойных нот;
-при исполнении широких аккордов и больших скачков;
-чтобы избежать перемены положения руки там, где большой палец может
сохранить стабильность положения руки;

Автор говорит о том, что нужно научиться сочетать четырёхпальцевую и пятипальцевую аппликатуру, не исключает возможности применения большого пальца на клавиатуре. В данном пособии есть раздел, содержащий упражнения, гаммы двойными нотами, арпеджио для игры пятипальцевой аппликатурой.
В«Начальной школе игры на баяне» П.И.Говорушко аппликатура рассматривается как способ развития исполнительской техники. «Одним из таких путей является применение более рациональной аппликатуры, нахождение её новых, оптимальных вариантов, исключение из практики как устаревших положений, так и не подтвердивших свою результативность аппликатурных нововведений». В общих чертах это сводится к упорядочению системы подкладывания и перекладывания пальцев и ограничению их необоснованных перемещений, более полному подчинению принципа их чередования закономерностям деятельности мышечного аппарата.

В данном источнике говорится о том, что традиционная система противоречит закономерностям деятельности мышечного аппарата, но и при игре позиционной аппликатурой двукратное подкладывание первого пальца является труднопреодолимым порогом. Автор пришёл к компромиссу, изменил аппликатуру так, что осталось одно подкладывание, второе заменено использованием четвёртого пальца. П. И. Говорушко советует преподавателю: для воспитания у учащихся аппликатурных навыков выявлять закономерности применения аппликатуры и добиваться их прочного усвоения. Исключать перенесение одних и тех же пальцев на далеко расположенные клавиши, преодолевать скачки в мелодии пальцами, не занятыми исполнением предшествующих звуков, по возможности за счёт естественного растяжения мышц, без дополнительного передвижения всей кисти, по возможности применять одни и те же пальцы на повторяющихся нотах в отдельных мелодических построениях. Данные рекомендации можно выполнить лишь при использовании позиционной аппликатуры.
В«Самоучителе игры на баяне» О.Ф.Агафонова, П.П.Лондонова, Ю. В. Соловьёва описывается традиционная система игры на баяне, о применении первого пальца речи не идёт.
В«Самоучителе игры на баяне» А.П.Басурманова также описана традиционная система игры на баяне, однако затронут вопрос о применении первого пальца. Клавиатура и гриф стандартного баяна приспособлены к четырёхпальцевой системе игры, при которой большой палец находится за грифом. Поэтому нужно, прежде всего, овладеть игрой четырьмя пальцами и соответствующей постановкой руки. Позже, когда баянист начинает играть сложные произведения и ему «не хватает пальцев», он осваивает вторую постановку руки, при которой большой палец находится над клавиатурой, то есть в положении, удобном для его применения в игре. Однако из-за неприспособленности грифа и клавиатуры большой палец применяется и при этой новой постановке только в необходимых случаях. В самоучителе дана постановка руки, удобная для игры четырьмя пальцами, так как нотный материал несложный. Для желающих даны упражнения для развития первого пальца.

В «Школе игры на баяне» Ю.Т.Акимова наряду с традиционной системой даётся представление о применении большого пальца на клавиатуре. Автор считает, что вынесение первого пальца на клавиатуру связано с определёнными трудностями: нарушается контакт руки с клавишами, ориентация на клавиатуре, правая рука выключается из процесса управления мехом, положение баяна менее устойчиво. Задача преподавателя состоит в том, чтобы привить учащемуся навыки целесообразного сочетания аппликатурных систем, использования преимуществ четырёх- и пятипальцевой аппликатуры.

Первый палец рекомендуется вводить после усвоения правил посадки и постановки, получения навыков ощущения клавиатуры. В противовес сказанному автор говорит, что при игре на выборной клавиатуре «традиционной» аппликатурой кисть предельно поворачивается вверх, в запястье левой руки могут возникнуть болевые ощущения. «Поэтому для исполнения гамм в выборной клавиатуре рекомендуется иной, более рациональный принцип сочетания „традиционной“ и позиционной аппликатуры».
Стативкин Г.Т. в пособии «Начальное обучение на выборно-готовом баяне» предлагает последовательность изучения гамм в своеобразном комплексе, что создаёт благоприятное условие для унификации аппликатурных позиций в работе над гаммами, образуется система аппликатурно-позиционных блоков.

«Достигаемые при этом навыки не только упрощают и облегчают учебные процессы, но, что не менее важно, влекут за собой значительное повышение качества слухового контроля, так как стандартизация двигательных навыков при активном участии музыкального слуха и памяти может довольно легко (и незаметно) привести ученика к овладению всеми родственными тональностями». Из приведённых схем гаммообразных последовательностей можно заметить, что все их виды укладываются в две основные позиции как на правой, так и на противоположной (выборной) клавиатуре баяна. Каждая из этих позиций имеет ограниченное число разновидностей, из которых можно составить четыре универсальных упражнения, заключающих весь объём исполнительских трудностей, характерных для данного вида баянной техники.

В учебном пособии Петра Серотюка «Хочу быть баянистом» рассмотрен принцип интонационных моделей, с которым связано «развитие аппликатурных навыков на основе позиционной игры» . В начале каждого раздела проставлены ладовая попевка и варианты аппликатуры. Ученик сам «изобретает» несколько вариантов аппликатуры и с помощью преподавателя выбирает оптимальный. Это позволяет выработке аппликатурной дисциплины, развитию гибкости мышления, двигательной памяти, индивидуальной исполнительской техники и формированию постановки руки.

В«Современной школе игры набаяне» В.А.Семёнова есть раздел, посвящённый позиционной игре. Автор Школы говорит о том, что для успешного овладения позиционной игрой нужно подготовить к игре первый палец. «Сначала необходимо освоить лёгкий удар первым пальцем правой руки по клавише». Поворотом кисти от клавиатуры нужно приподнять первый палец над клавишами (замах), при этом первый палец выпрямляется. Теперь производится собственно удар по клавише за счёт поворота кисти.

Этот навык необходим для качественного звукоизвлечения в гаммообразных последовательностях. При нажиме клавиши не нужен замах, достаточно предварительного её касания. Способом нажима играем медленные мелодии. Наследующем этапе нужно научиться играть одноголосные последовательности в позициях на трёх, четырёх и пяти клавишах (начинать нужно с упражнений в виде арпеджио на клавишах, расположенных на одном ряду). В.А.Семёнов рекомендует сразу формировать постановку руки с выносом первого пальца на клавиатуру.

Леонид Гурулев

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 - указательный палец (второй палец)
3 - средний (третий палец)
4 - безымянный (четвертый палец)
5 - мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным . Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом . В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные , минорные , доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до ) и аккорд от этого баса (до-мажор ):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой "Б ".
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой "М ".
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой "7 ".

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си ). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я "покрасил" в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд - третий палец, ряд мажорных аккордов - второй. Следите за движением меха, за звуком.