Словосочетание «черта оседлости» знакомо многим. Мы связываем это понятие с притеснениями в Российской империи, с ограничениями мест проживания и с другими законодательно установленными ограничениями в правах. Временной отрезок, отделяющий нас от этого периода, позволяет рассмотреть явление в исторической перспективе, не только глазами жителя местечка. Мы открываем целый пласт особого уклада жизни в небольших городках-местечках, известных в еврейской среде под названием «штетл». Сегодня мы можем осмыслить события в их взаимосвязанности с политическими процессами, с выживаемостью народа в диаспоре, с его исторической памятью о родине предков, с преданностью их заветам и, наоборот, отказом от них.

Предыстория

В 1569 году образовалось объединённое государство Польши и Литвы, получившее название Речи Посполитой. Оно управлялось королём, который избирался шляхетским (дворянским) сеймом, заседать в котором имело право дворянское сословие. Для управления большими дворянскими поместьями требовались грамотные финансисты, умельцы-мастеровые, ремесленники, торговцы. Поэтому на должности управляющих охотно брали славившихся грамотностью и ремёслами евреев. В молодое многообещающее государство хлынули потоки , страдавших от преследований в Западной Европе.

Еврейской общине была дана широкая автономия в обустройстве общинной жизни. Евреи выбирали раввинов и активистов, собирали налоги для своих нужд и отчисления в государственную казну. Таким образом, общины разрастались, каждая формально подчинялась какому-то землевладельцу, земли которого они брали в аренду, и фактически становились управляющими с большими полномочиями. Можно было арендовать некоторые отрасли сельского хозяйства, гостиницы и много более мелких заведений. Арендаторам такая предприимчивость евреев была выгодна – никаких забот, а денежки исправно поступали. В таких условиях формировались еврейские «штетлы».

Предоставленной евреям властью и привилегиями были недовольны остававшиеся «не у дел» городское сословие, духовенство и казачество. Нараставшее недовольство привело к восстанию Богдана Хмельницкого и большому погрому, унесшему более 13 тысяч еврейских жизней.

«И восстал новый царь…»

Тора, глава Шмот

В середине 17 века, раздираемая внутренними политическими и экономическими проблемами, Речь Посполитая стала ослабевать и к середине 18 века стала неуправляемой. Этой слабостью не замедлили воспользоваться соседние государства: Россия, Пруссия и Австрия. Как голодные хищники они набросились на обессиленную жертву, и кусок за куском стали разрывать её на части. Раздел бывшего могущественного государства произошёл в 3 приёма в 1772, 1791 и 1793 годах. В результате России отошла огромная территория с многочисленным еврейским населением.

Указ, изданный Екатериной второй в 1791 году, был обращён к сведению всего проживавшего населения на включённой в состав России территории и ограничивал поселение за чертой, отделявшей новые территории от существовавшей до раздела Польши. Впоследствии, в 1804г. этот запрет был установлен только для евреев «Положением об устройстве евреев», в котором были перечислены 15 губерний Российской империи, где евреям разрешалось жить.

«Евреи смеются, чтобы не плакать»

Шолом-Алейхем

Своеобразный юмор, острота ума свойственны еврею из местечка, потому что представляют смесь талмудической мудрости носителей духовного гена предков с драматизмом изоляции. Еврейский анекдот лучше всяких научных исследований повествует обо всех событиях жизни и быта «штетла», о , о взаимоотношениях с раввинами, о взаимоотношениях с властями, о предпринимаемых способах обойти ограничения, о тоске по обетованной земле и ещё о многом.

Юмор этот специфичен, по меткому выражению одного собирателя еврейских анекдотов: «Еврейский анекдот с еврейским акцентом – это то, что не еврей не поймет, а еврей уже слышал». Еврей уже слышал, потому что быт, его общение с другими евреями являются этим анекдотом. Когда один еврей встречает другого и спрашивает: «Как дела?» ему отвечают: «крутимся» (на идиш – мен дрейт зих).

В этом ответе вся особенность еврейской выживаемости. Для еврея это выражение, не имеющее точного перевода, значит некую адаптацию к условиям преследования, ограничения и ущемления в правах, и естественное желание выбраться из бедности. Для не еврея – это символизирует изворотливость, хитрость, жадность.

В любом случае, еврей остаётся непонятым. Сначала его «загоняют в угол», не дают возможности работать на земле, ограничивают сферу деятельности, оставляя ему, фактически, торговлю и некоторые ремёсла, а затем упрекают в торгашестве и в нежелании трудиться физически.

«ЗЕМЛЯ, ТЕКУЩАЯ МЛЕКОМ И МЕДОМ», — ГОВОРИТСЯ У НАС В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ. БЕДА ТОЛЬКО, ЧТО ПАЛЕСТИНА — В ПАЛЕСТИНЕ, А Я, КАК ВИДИТЕ, ВСЕ ЕЩЕ ЗДЕСЬ…»

Шолом-Алейхем «Тевье-молочник»

Внутри еврейского местечка, говорящего на языке «идиш», была создана особая замкнутая «идишская» культура. Андрей Кончаловский, честный и тонко чувствующий, кинорежиссёр и сценарист, в своей книге « Возвышающий обман» так описал это явление: «В этих местечках и гетто родились Шолом-Алейхем, Шагал, Михоэлс. И в Италии, и в Америке, и во Франции есть прекрасные писатели-евреи, но нет еврейской культуры».

Он, как и многие, понял, что эта культура родилась, «благодаря остракизму, которому подвергались российские евреи, их вынужденной изоляции».

«Во всём есть хорошее и дурное» — резюмирует А. Кончаловский, и это — аксиома, потому что определяет основной принцип эволюции, который в книге «Зоар» выражен фразой: «преимущество света познаётся из тьмы».

«КОГДА МЫ РАЗРУШИЛИСЬ, ТО И МИР РАЗРУШИЛСЯ С НАМИ ИЗ-ЗА БЕСПРИЧИННОЙ НЕНАВИСТИ, А КОГДА ВЕРНЕМСЯ К СТРОИТЕЛЬСТВУ, И ВЕСЬ МИР БУДЕТ ПОСТРОЕН С НАМИ БЛАГОДАРЯ БЕСПРИЧИННОЙ ЛЮБВИ»

От мудрецов мы узнаём, что должны приступить к исправлению мира (со времени Ари – с 16 века, мы уже находимся в эпохе исправления), но начать мы должны с себя, потому что только мы, обладающие знанием о «возвращении», можем передать его всем.

В наше время «последнего поколения» мы обязаны понять причину страданий. После очередного удара, мы, как бы, отряхиваемся и продолжаем искать место, где мы сможем лучше устроиться. Мы не ищем корень бед, а ждём, что человечество поймёт, какие мы хорошие, талантливые и перестанет нас преследовать. Мы видим результат такой наивной пассивности, когда не отдельная страна с несколькими сателлитами, а весь мир преисполнен Израиля и евреев.

«Исраэль не будет избавлен, пока не будут все в едином братстве»

У евреев есть , обязанность. Ради неё мы должны объединиться на «земле обетованной» и выстроить систему государственных и общественных отношений на основе высших законов, чтобы показать пример единства всему миру. Этого ждут народы мира, которые неосознанно предполагают наличие «секретного оружия» у народа Израиля.

Сегодня принято считать, что черта оседлости — это чуть ли не законодательная репрессивная мера, направленная против иудеев в Российской империи в период с XVIII века и вплоть до революции 1917 года. Якобы иудеи были выделены в отдельную касту людей «низшего сорта» и против них законодательно была закреплена запретительная мера по проживанию в ряде регионов империи. Чуть ли не резервации были созданы для них. Термин «черта оседлости» сегодня принято воспринимать, как синоним политики антисемитизма в царской России. Но это абсолютная неправда!

Начнём с того, что законодательное ограничение в праве передвижения и свободного избрания места жительства в XVIII веке существовало абсолютно для всех сословий, проживающих в России, включая дворян, вне зависимости от их вероисповедания. Таким образом обеспечивалась стабильность империи на всех её территориях. Наличие на них представителей всех сословий позволяло иметь относительную равнораспределённость людских ресурсов, что, в свою очередь, создавало устойчивый социально-экономический фундамент благополучия страны. Таким образом, скажем, купцы имели право записываться в гильдии лишь в пределах тех территориальных образований, жителями которых они являлись.

После раздела Речи Посполитой в конце XVIII века, к России были присоединены территории современной Белоруссии до линии Динабург-Пинск-Збруч, восточная часть Полесья, Подолье и Волынь. На тот момент население этих территорий включало в себя около 2 млн. иудеев. Россия вышла на первое место среди европейских государств по численности еврейского населения, проживающего на территории страны. В отличие от того социально-правового состояния, в котором иудейские кагалы находились при польском протекторате, в России евреи получили все права граждан империи, что было ознаменовано указом «о правах евреев» от 1786 года.

Начиная с этого периода последовали массовые нарушения новыми гражданами империи российского законодательства. Так иудеи, вопреки закону, начали переселяться в крупные города, особенно в Москву и Перербург, где стали записываться в местное купечество. Это вызвало широкое недовольство коренного одноимённого сословия, представители которого искали поддержку у властей и получали её.

Однако, еврейская элита, непонятным образом сочла правомерными свои претензии на права и привилегии, приближавшие её статус к статусу дворянства. Так в 1788 году витебский еврейский купец Цалко Файбишович подал прошение на имя Екатерины II в котором высказывал недовольство политикой местных властей. Как и многие другие представители еврейской элиты, он просил исключительных прав для еврейского населения, формально ставящих их выше остальных граждан империи. Такие прошения поступали ко двору всякий раз, когда в крупных городах пришлых иудеев местные власти принуждали к соблюдению закона.

Сложившаяся ситуация послужила поводом для того, чтобы 23 декабря 1791 года (3 января 1792) Екатериной II был издан указ, в котором декларировалось о том, что императрица не считает нужным делать исключение для евреев в ограничении права передвижения и свободного избрания места жительства, действующего для всех граждан страны. Указом также были определены территории, где дозволялось селиться и торговать евреям, в которые включались места их прежнего проживания в значительной части Царства Польского, Литвы, Белоруссии, Бессарабии, а также дозволялось селиться на территории Новороссии, недавно присоединённой к империи. То есть, фактически данный указ расширял права исключительно евреев по отношению к остальным гражданам, позволяя им по желанию переселяться в южные губернии. Эти территории общей площадью 1,2 млн. км 2 и стали известны, как «черта оседлости». Таким образом, законодательное закрепление мест расселения евреев на территории Российской империи, стало вынужденной итоговой реакцией правительства на массовые нарушения действующего законодательства исключительно еврейским населением.

Расхожее мнение о том, что черта оседлости была отменена коммунистами после революции 1917 года, также не соответствует действительности. Фактически черта оседлости была отменена 19 августа 1915 года Министерством внутренних дел России, а формально — Временным правительством после февральской революции.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ЧЕРТЫ ОСЕДЛОСТИ

Временные границы Черты оседлости

Указом 1791 года Екатерина II очертила территорию, где отныне позволялось жить евреям. В нее вошли земли, отошедшие к империи после разделов Польши (на тот момент Первого, позже к ней были присоединены территории, влившиеся после Второго и Третьего разделов), и также недавно завоёванная (у турок и крымских татар) Новороссия. Поначалу, образование Черты (само название официально появилось много позже, в XIX веке) не было дискриминационной мерой - христиане, включая даже дворян, также имели ограничения в перемещении по империи. Впоследствии, год за годом устрожая правила, царское правительство сделало жизнь евреев в Черте настолько непростой, что Черта Оседлости стала ассоциироваться с дискриминационной политикой по отношению к евреям. Черта была отменена Временным Правительством в 1917 году. В настоящей статье, в соответствии с названием, мы рассмотрим только географические границы Черты в разные эпохи.

Разделы Польши

Историю современных евреев России следует вести с разделов Польши. Были евреи и при Ярославе Мудром, и при Петре Первом, но ко второй половине 18 века евреев в России не было - им попросту не позволялось там жить. По контрасту, в Польско-Литовском содружестве (Речи Посполитой) в 17-18 веке жило больше евреев, чем во всём остальном мире. Причину этому следует искать в известной народной мудрости - рыба ищет, где глубже. По сравнению с другими странами Европы, в Польше евреям жилось комфортнее всего. Имеются многочисленные примеры дружеских отношений между евреями и польскими аристократами. Евреи добивались для себя таких привилегий, которыми порою не обладали и коренные жители страны.

В середине 17 века начался постепенный упадок Польши. Некогда могущественное и крупнейшее в Европе государство задыхалось в клубке политических и экономических проблем. Никакие важные решения не могли пройти через сейм без согласия всех его членов. Жестокие восстания на востоке страны вымывали человеческие и экономические ресурсы.

К концу 18 века Речь Посполитая настолько ослабла, что её соседи - Россия, Австрия и Пруссия, приступили к постепенному её разделу между собой. В 1773 году войска трёх держав вошли на территорию Польши и аннексировали значительную её часть. России досталась Восточная Белоруссия и так называемая Польская Ливония. На этих землях впоследствии были образованы Могилёвская и Витебская губернии. То был Первый раздел Польши.

Несмотря на отчаянные попытки польских патриотов изменить законы и сохранить свою страну, в 90-е годы отъём польской территории её соседями продолжился. По Второму разделу Польши в 1793 году Россия получила значительные территории Белоруссии и Украины, впоследствии вошедшие в Минскую, Киевскую, Волынскую и Подольскую губернии. В 1795 году раздел Польши завершился. Страна перестала существовать, а к России отошли Литва, остатки Белоруссии и Волыни. Кроме того, в состав России вошло полунезависимое Курляндское герцогство. Когда-то высокоразвитое государство, владевшее даже колониями в Вест-Индии, к 18 веку ослабло и попало в политическую зависимость от Польши и России. С крушением Польши, Курляндия перестала существовать как независимое государство и превратилась в губернию России, с сохранием, впрочем, её жителями многих привилегий, например, отсутствия крепостного права.

Таким образом, Россия, где прежде не было евреев, неожиданно стала обладать чуть ли не крупнейшим в мире еврейским населением. Все земли, полученные при разделах Польши, вошли в состав Черты Оседлости. На них были образованы Витебская, Могилёвская, Минская, Киевская, Волынская, Подольская, Виленская и Гродненская губернии. Кроме того, евреи Курляндии, не вошедшей в Черту Оседлости, получили особый статус - им разрешалось жить в Курляндии, если они там уже жили, но заселять её, в том числе через женитьбу, или даже возвращаться после проживания в другом месте было запрещено.

Наполеоновские войны и Царство Польское

В 1807 году Наполеон, победивший Австрию и Пруссию, образовал на покорённых им территориях полунезависимое государство - Варшавское герцогство, чем заслужил благодарность поляков. В 1815 году, когда делили империю Наполеона, Варшавское герцогство перешло к России. На этой территории было образовано Царство Польское. Белостокская область, однако, вошла в состав «коронной» России. Первоначально предполагалось, что Царство Польское будет квазинезависимым образованием под патронажем российского императора, вроде Финляндии. Однако в результате непрерывных восстаний поляков царское правительство отбирало у Польши привилегии, и к 1870 году 10 губерний Царства Польского были уже обычными губерниями Российской империи. Тем не менее, эти губернии (Варшавская, Калишская, Келецкая, Ломжинская, Люблинская, Петроковская, Плоцкая, Радомская, Сувалкская и Седлецкая) официально частью Черты Оседлости не считались. Евреям позволено было жить там без ограничений, но перемещаться в губернии коронной России или обратно им не разрешалось.

Новороссия

Так назвали земли, перешедшие под контроль России во второй половине 18 века в результате войн с Оттоманской империей и крымскими татарами. Территории эти были мало заселены. Их активное развитие началось в конце 18 века. Были образованы Екатенинославская, Таврическая, Херсонская и Бессарабская губернии. Эти губернии, а также Черниговская и Полтавская, перешедшие к России ещё в 17 веке, вошли в составЧерты Оседлости. Евреев из бывших польских губерний, так же, как и представителей других народов (греков, болгар, немцев, сербов) заинтересовывали в перемещении в Новороссийские губернии, как в города, так и в сельскохозяйственные колонии. Процесс, однако, шёл неравномерно. Если Херсонская и Бессарабская губернии оказались в 19 веке довольно плотно заселены евреями, то в Черниговской, Полтавской, Екатеринославской и Таврической губернияхпроцент еврейского населения оставался незначительным.

Середина 19 века

В 1842 году произошло значительное изменение административных границ Северо-Западного края. Белостокская область влилась в состав Гдодненской губернии, а из Виленской выделилась Ковенская губерния. В Виленскую губернию были добавлены несколько белорусских уездов. Если Ковенская губерния была в основном заселена литовцами, то в Виленской преобладали славянские народы - поляки и белорусы. Обе губернии, при этом, были плотно заселены евреями. Самое же значительное в процентном отношении еврейское население было в Гродненской губерии.

В 1868 году на месте Августовской губернии было образовано две - Сувалкская и Ломжинская. На положении евреев, впрочем, эта реорганизация не сказалась. В Сувалкской губернии проживало довольно много литовцев, особенно в северной половине. Характерно, что подобные решения принимались в Петербурге в интересах русской администрации, без участия поляков, чьё активное сопротивление было к тому времени сломлено.

Первая Мировая война и конец Черты Оседлости

К началу 20 века всё громче звучали голоса о необходимости отмены Черты Оседлости, но Николай I не мог решиться на этот шаг. Официально Черта Оседлости была отменена с крушением царизма, Временным правительством. Однако уже в начале Первой Мировой войны она фактически перестала существовать. Многие тысячи беженцев из западных губерний хлынули в центральные губернии, где им, соответственно, было разрешено проживать.

Между Мировыми войнами

Послевоенное мирное устройство поделило бывшую Черту Оседлости между многими странами. К Латвии отошла Латгалия, или бывшая Польская Ливония, три уезда Витебской губернии, заселённые латышским большинством. Кроме того, в Латвию вошла бывшая Курляндия, кроме Паланги. Литва была образована на месте Ковенской губернии, за исключением части Ново-Александровского уезда, а также северной половины Сувалкской губернии (Волковышский, Марьямпольский, Калварийский и Владиславовский уезды) и небольших участков Балтийского побережья (Паланга от Курляндии и Клайпеда от Восточной Пруссии). Румынии досталась Бессарабия, а также Буковина, принадлежавшая прежде Австрии. Польша получила бывшие Гродненскую, Виленскую, частично Волынскую и Минскую губернии и небольшой участок Ковенской. На этих территориях были образованы пять воеводств: Волынское, Полесское с центром в Бресте (южная часть Гродненской губернии и Пинский уезд Минской), Белостоцкое (северная часть Гродненской губернии), Новогрудское (из частей Гродненской, Виленской и Минской губерний) и Виленское (в основном, из Виленской губернии).

Остальные территории бывшей Черты Оседлости вошли в состав республик СССР - Белоруссии, Украины и РСФСР.

Вторая Мировая война

К началу 1940-х годов вся бывшая Черта Оседлости оказалась в составе СССР. В 1939 году Румынии пришлось оставить Бессарабию, так же, как и Северную Буковину. Затем нацистская Германия и Советский Союз разгромили Польшу, в результате чего были присоединены Волынь, Галиция (территория, входившая в Австрию после Первого раздела Польши), Белостокское, Полесское, Новогрудское и Виленское воеводства. Южная часть Виленского воеводства, так же, как Полесское, Новогрудское и Белостоцкое, перешла к Белоруссии, а северная была передана независимой на тот момент Литве. Наконец, в 1940 году были оккупированы прибалтийские государства.

С нападением нацистской Германии на СССР, вся территория бывшей Черты Оседлости, где по-прежнему плотно проживало еврейское население, оказалась оккупирована нацистами. В результате, был полностью разрушен мир, известный нам по работам Шолом-Алейхема, Агнона и Шагала. Ныне на территории бывшей Черты Оседлости евреи проживают почти исключительно в крупных городах, и в куда меньших количествах.

В современных границах

На сегодня, территория Бывшей Черты Оседлости поделена между семью государствами: Украина, Беларусь, Литва, Польша, Молдова, Латвия и Россия.

В состав Украины входят бывшие Екатеринославская, большая часть Черниговской, Полтавская, Таврическая, Киевская, Херсонская, Волынская и Подольская губернии, а также 3 уезда Бессарабии - Измаильский, Аккерманский и частично Хотинский. Кроме того, Украине принадлежат бывшие территории Австро-Венгрии - Галиция (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск), Северная Буковина (Черновцы) и Закарпатье.

Молдова стоит на месте большей части бывшей Бессарабии. Также, непризнанная Приднепровская Молдавская республика образована на месте бывшей Молдавской АССР - территориальной единицы 30-х годов из участков бывших Херсонской и Подольской губерний.

К Польше вернулась бывшая Белостокская область - Белостокский, Бельский и Сокольский уезды Гродненской губернии. Если говорить о бывшем Царстве Польском, то всё оно, за исключением северной половины Сувалкской губернии, сейчас в составе Польши.

Литва сохранила за собой бывшие Ковенскую и частично Виленскую и Сувалкскую губернии, а также кусок Восточной Пруссии с Клайпедой и клочок Курляндии с Палангой.

В Латвию по-прежнему входят Курляндия, называемая ныне Курземе, и Латгалия - 3 бывших уезда Витебской губернии, Двинский, Режицкий и Люцинский.

Вся сегодняшняя Беларусь стоит на месте бывшей Черты Оседлости. Витебская область включает в себя бывшую Витебскую губернию кроме шести уездов, перешедших к России и Латвии, а также Оршанский, Горецкий и Сенненский уезды Могилёвской губернии, Дисненский уезд Виленской и частично Свенцянский уезд Виленской и Ново-Александровский уезд Ковенской губернии. Могилёвская область включает несколько северных уездов бывшей Могилёвской губернии, а также Бобруйский уезд Минской губернии. В Гомельскую область вошли южные уезды Могилёвской губернии и Мозырский и Речицкий уезды Минской губернии. Брестская область - это Брестский, Кобринский и Пружанский уезды Гродненской губернии и Пинский уезд Минской. Гродненская область включает Гродненский, Слонимский и Волковысский уезды Гродненской губернии, Лидский и Ошмянский уезды Виленской и Новогрудский уезд Минской губернии. Наконец, в Минскую область вошли неупомянутые уезды Минской губернии и Вилейский уезд Виленской.

Немногие знают, но в составе Российской Федерации имеется несколько уездов бывшей Черты Оседлости. Невельский и Себежский уезды Витебской области ныне входят в Псковсую область, а Велижский уезд - в Смоленскую. Кроме того, в Смоленскую область попали большая часть Мстиславского (без Мстиславля, впрочем) и меньшая часть Климовичского уезда Могилёвской губернии. Знаменитые Любавичи находятся именно в России, в Смоленской области. Ну, а в Брянскую область попали 4 уезда Черниговской губернии - Новозыбковский, Мглинский, Стародубский и Суражский. Кроме того, до 1887 года в состав Екатеринославской губернии, а, следовательно, и Черты Оседлости, входили Ростовский-на-Дону уезд и город Таганрог.

Игорь Гинзбург

Сан Диего, США

Возникновение черты оседлости


В 1794 году Российская империя, Королевство Пруссия и Австро-Венгерская империя завершили раздел бывшего Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Приобретения России тогда были огромными: управляемая Екатериной II страна получила в своё распоряжение исторические земли Литвы, Белоруссии и Украины.

На отошедших Российской империи территориях ещё в середине 16-го века проживала половина всех евреев мира. К моменту раздела Речи Посполитой их число увеличилось вдвое, превысив миллион человек и составив 10% от всего населения Польши. Особенно высокая популяция евреев - более двухсот тысяч - тогда наблюдалась в губерниях, окружавших Гродно и Вильно (современный Вильнюс).

За три года до включения в состав России областей с большой частью еврейского населения Екатерина II выпустила указ о даровании евреям права заниматься торговлей и производством (например винокурением и пивоварением). При этом регионы, на которые распространялись предоставленные российской короной послабления, были жёстко ограничены.


Отношение к евреям в России никогда не было благожелательным. Петру I приписывают высказывание о том, что он бы пожелал видеть у себя в стране «лучше народов магометанской [мусульманской] и языческой веры, нежели жидов», которых он считал плутами и обманщиками. Николай I сравнивал евреев с надувающимися кровью пиявками, которые «высасывают незадачливые сии [юго-западные] провинции до полнейшего истощения».

Интеллигенция Российской империи не была о «лицах иудейского вероисповедания» отличного мнения. Льву Толстому часто приписывают авторство эссе «Что такое еврей?», в котором он якобы использовал эпитеты «святое существо», «первооткрыватель культуры», «олицетворение вечности». Согласно эмигрантскому журналу «Рассвет», это эссе было написано неким Г. Гутманом спустя четыре года после смерти писателя.

Наибольшую нелюбовь к евреям среди жителей России 19-го века испытывали жители тех юго-западных губерний, которые были присоединены после раздела Речи Посполитой. В этих регионах численность еврейского населения не только не уменьшалась, но и увеличивалась благодаря географическим ограничениям. До определённого времени подобная ограниченность шла на пользу культуре евреев России, которая смогла лучше сохраниться благодаря близкому проживанию её носителей.

Русские погромы в еврейской черте оседлости


С 1821 года в прилегающих к Одессе районах начали происходить регулярные погромы еврейских кварталов и поселений. Изначально их устраивали проживавшие там греки, однако ситуация качественно изменилась в 1881 году после убийства императора Александра II: в Черниговской губернии, неизвестными был пущен слух о том, что именно евреи убили освободителя российского крестьянства. Погромщикам даже была выдана бумага, освобождавшая их от ответственности за возможные преступления.

В погромах, захлестнувших территорию черты оседлости после 1881 года, принимали участие мещане, крестьяне и деклассированные элементы. В течение двух лет они ранили около двух тысяч евреев и убили нескольких из них (в том числе семилетнего мальчика, отказавшегося осенить себя крестным знамением), параллельно изнасиловав несколько сотен женщин.

До середины 1882 года погромы продолжались почти без вмешательства властей. В редких случаях погромщиков разгоняли обеспечивавшие правопорядок солдаты. Более того, в высших правительственных кругах империи бытовало мнение о том, что евреи сами виноваты в погромах, которые возникли из-за «некоторых видов экономической деятельности».



Для снижения градуса насилия «лицам иудейского вероисповедания» было запрещено жить в сельской местности. Из-за этого они начали переезжать в города. Согласно переписи 1897 года, население четвёртого по величине города и второго по грузообороту порта страны -Одессы - на треть состояло из представителей еврейской диаспоры. Аналогичная ситуация была и в Екатеринославе (современный Днепр), в котором евреи составляли более 36% от всех жителей.

В мае 1882 министром внутренних дел Российской империи стал граф Дмитрий Толстой, выступивший как решительный противник погромов. Он возложил ответственность за обеспечение правопорядка в губерниях на местное начальство, после чего массовые беспорядки стали возникать гораздо реже. В течение года масштабные погромы прекратились - почти на двадцать лет.

После подписания Николаем II манифеста от 17 октября 1905 года об учреждении Государственной думы в 660 населённых пунктах снова начались масштабные погромы, связанные с участием еврейской молодёжи в антиправительственных выступлениях. Хотя исследователи и отмечают, что жертвами беспорядков становились любые люди, которых погромщики относили к демократам, больше всего погибших тогда было среди евреев - более 800 человек.



Холокост евреев и уничтожение черты


2 апреля 1917 года указом Временного правительства были отменены ограничения на расселение евреев по территории молодой Российской республики. Ещё спустя год значительная часть территорий бывшей черты оседлости вошли в состав восстановленной Польской республики. Через двадцать лет количество евреев на них сравняется с показателями старой Речи Посполитой, составив десять процентов населения.

Несмотря на последствия Первой мировой и Гражданских войн, еврейское население советской части территорий, которые раньше входили в черту оседлости, снова начало интенсивно расти по мере того, как люди возвращались в родные места. К 1939 году евреи стали вторым после русских национальным меньшинством Украинской ССР и составили почти половину от всего городского населения Белорусской ССР.

В 1939 году войска нацистской Германии оккупировали Польшу, а ещё через два года - территории Украины и Белоруссии. Там они начали проводить политику отчуждения еврейского населения. Реализована она была через создание этнического гетто в Варшаве, население которого в течение четырёх последующих лет из-за голода и бунтов уменьшилось в десять раз.

Позднее нацисты начали уничтожать проживавших на территории бывшей черты оседлости евреев. Только в трёх самых известных «лагерях смерти», созданных на территории Польши - Освенциме, Треблинке и Собиборе - было убито по меньшей мере полтора миллиона человек. Ещё 150 тысяч человек были убиты в находящемся возле Киева урочище Бабий Яр.

После окончания Второй мировой войны многие советские евреи отказались приезжать на выжженные территории, которые раньше считали своим домом. Одни остались жить там, где они пережидали эвакуацию, другие уезжали в созданное в 1948 году еврейское государство Израиль. Ещё несколько волн эмиграции последовали после распада Советского союза в 1991 году.

Сегодня территория, на которой в 16-м веке находились самая большие еврейские диаспоры планеты, поделена между шестью странами: Польшей, Украиной, Белоруссией, Литвой, Латвией и Эстонией. Там проживает около 130 тысяч евреев - меньше 1% от мировой численности.

При создании исторической справки использованы материалы Атласа истории еврейского народа и Краткой еврейской энциклопедии.

Термин «черта оседлости» имеет сегодня негативную окраску, а часто и воспринимается неверно, как какая-то демаркационная граница.

Чертой оседлости называлась граница территории Российской империи, за пределами которой с 1791 по 1915 годы запрещалось постоянное проживание евреев. Важно понимать, что за этой границей находилась не узкая полоска земли, а площадь в 1 224 008 кв. км, то есть, по сути, целая страна, превосходившая по территории Молдову, или Белоруссию, или Украину. Для сравнения: территория Израиля - 22 072 кв. км.

Евреи и Екатерина II

Большинство евреев оказалось в Российской империи после разделов Польши (1772-1794 гг.). В результате первого раздела Речи Посполитой в 1772 году в Россию перебрались около 200 тысяч евреев. Российская власть учла специфику уклада их жизни. За евреями были сохранены права на публичное отправление веры и владение собственностью.

Ограничивать в правах евреев начала Екатерина II, но до радикализма конца XIX века и погромов было ещё далеко. В 1795 году черта оседлости включала уже 15 губерний: Волынскую, Екатеринославскую, Киевскую, Подольскую, Полтавскую, Таврическую, Херсонскую, Черниговскую (современная Украина); Витебскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую (современная Беларусь); Виленскую, Ковенскую (современная Литва) и Бессарабскую (современная Молдова).

Защита от внешних влияний

Известно, что Наполеон, набирая ополчение, обратился к евреям Франции: «Кто вы, граждане или изгои?»

Евреи, проживавшие за чертой оседлости на территории Российской империи крайне редко шли на сотрудничество с Наполеоном. Они восприняли нашествие как угрозу своей культуре, традициям и вере, то есть изгоями они себя не ощущали, а стали активно помогать русской армии в борьбе с захватчиками.

Черта оседлости была не только формой дискриминации (причем не по национальному, а по религиозному принципу), но ещё и формой защиты еврейского общества от внешних влияний.

Евреев долго не брали в армию, они не платили налогов. Им дозволялось заниматься многими видами деятельности, в том числе винокурением и пивоварением, разрешалось работать ремесленниками и мастеровыми. После появления черты оседлости не все евреи ограничивались в правах. Исключение делалось для евреев неиудейского вероисповедания, для купцов первой гильдии, дантистов, провизоров, фельдшеров, механиков, тех же винокуров и пивоваров, лиц, окончивших высшие учебные заведения, приказчиков евреев-купцов первой гильдии.