Сказочный мир и загадки Д.Р.Р.Толкиена.

Цель:

1. Проверить в игровой форме знание сказки Д.Р.Толкиена «Хоббит».

Мифологические корни.

3. Развивать умение работать в группах.

Разрешите поприветствовать всех присутствующих сегодня на

турнире, посвященном Джону Рональду Роуэлу Толкиену и его сказкам.

Автор знаменитого «Хоббита» и трилогии «Властелин колец» был известным английским ученым, специалистом по средневековому фольклору и мифологии. В его сказках спряталось много загадок, уходящих своими корнями в скандинавскую мифологию. Цель нашего

турнира – не только продемонстрировать знание творчества Толкиена, но самое главное разгадать сказочные загадки.

(звучит песня эльфов)

Песня эльфов.

Сегодня все народы

Пещер, ручьев и скал

На это состязание

Мы пригласили к нам.

Сверкнут в траве озера,

И зацветет земля.

И кончатся раздоры.

Надеемся не зря!

Блесните знанием сказки!

И скажем наперед,

Что победитель будет,

И приз кого-то ждет!

Главный Эльф- Сегодня в турнире участвуют: драконы, тролли, эльфы, варги, волшебник, хоббит и пауки …

(Под музыкальное сопровождение выходят к публике герои турнира)

И, конечно, гномы! (выходят гномы и поют песенку)

Песня гномов.

За синие горы, за белый туман

В пещеры и горы уйдет караван;

За быстрые воды уйдет до восхода

За кладом старинным из сказочных стран.

Волшебники – гномы! В минувшие дни

Искусно металлы ковали они;

Сапфиры, алмазы, рубины, топазы

Хранили они и гранили они.

На звонкие цепи, не толще струны,

Нанизывать звезды могли с вышины;

В свои ожерелья в порыве веселья

Вплетали лучи бледноликой луны.

Гномы – Сокровищ у нас много, но вам никогда ничего не отдадим!

Ведущий – На нашем турнире собрались представители практически всех народов, придуманных Толкиеном или позаимствованных из древних скандинавских легенд. Но есть один персонаж, упоминания о котором вы не найдете в скандинавских мифах, который не любит приключения и испытания. Это самый добродушный, но в то же время отважный герой. О ком же я говорю? Конечно это славный Бильбо Бэгинс. А вот, как все начиналось…

(сценка « Бильбо и волшебник»)

Сценка 1 – Бильбо и волшебник

Автор Данным-давно, когда невероятные истории не казались чем-то особенным, и в мире было гораздо меньше шума и больше зелени, в стране Хоббитон, возле своего домика отдыхал Бильбо Бэггинс. Но вдруг он увидел какого-то старика с посохом.

Бильбо Доброе утро!

Гэндальф Что Вы этим хотите сказать? Просто желаете мне доброго утра, или утверждаете, что утро сегодня доброе? И не важно, что я о нем думаю? Или имеете ввиду, что нынешнем утром все должны быть добрыми?

Бильбо И то, и другое, и третье! Торопиться некуда. Присаживайтесь! Целый день впереди!

Гэндальф Благодарю Вас, но мне сегодня совершенно некогда. Я ищу участника приключения, но не так-то легко его найти.

Бильбо Еще бы, в наших-то края! Мы простой мирный народ, приключений не жалуем. Бр-р! От них одни неприятности! Еще, чего доброго и пообедать из-за них опоздаешь! Не понимаю, что в них находят хорошего?

1 испытание

Итак, хоббит – не эльф, не гном, не человек, не великан. И тем не менее можно догадаться о его родословной. Подумайте, от кого же ведут свой род хоббиты? Ответ обоснуйте. (работа в командах)

Ответ: маленькое прижимистое существо, живущее в норах под землей.(связь с гномами)

У хоббита волосатые лапы.(связь с кроликом)

У хоббита человеческий облик. (связь с человеком)

2 испытание

Следующие персонажи приготовили вам свое испытание. Но сначала догадайтесь, кто это? (сценка: тролли)

Тролли

Трое громадных великанов сидели у огромного костра и ужинали.

Тролль Берт:

Вчера баранина, сегодня баранина – видно, и завтра, чтоб мне лопнуть, опять будет баранина!

Тролль №2

Хоть бы какой завалящий кусок человечены!

Берт:

Чтоб мне лопнуть, погляди, кого я сцапал!

Бильбо:

Я – Бильбо Беггинс. Хоббит.

Тролль№2:

А приготовить еду из него можно?

Тролль №3:

Шкуру ободрать, так поди и мяса-то на один укус останется. Кролик ты несчастный! Берт, отпусти ты его!

Берт:

Не отпущу. Я его поймал. Не лезь!

(потасовка)

Гэндальф:

Не стоит жарить сейчас, всю ночь провозимся!

Тролль №2:

Не начинай снова-здорова!

Тролль №3:

Кто начинает? (потасовка)

А теперь Вы должны вспомнить скандинавскую мифологию и объяснить нам, как связаны персонажи сказок Толкиена и герои скандинавских легенд. В каких сказках принимают участие эти персонажи?

1 команда – тролли (великаны)

2 команда – Варги (волчонок Фенрис)

3 команда – драконы (мировой змей Йормунган)

3 испытание

На листе перепутались эпитеты к сказочным героям. Сложность в том, что они рассыпались, как осколки зеркала. Вам надо собрать эпитеты и выбрать, подходящие к вашему персонажу.

Гномы:

Скупые, хранители золота,искусные мастера,маленькие, бородатые, недоверчивые.

Эльфы:

Добрый народ, прекрасные,музыкальные, радушные, счастливые, беззаботные.

Тролли:

Безжалостные, огромные, недалекие, кровожадные, каменеющие.

4 испытание

Следующее испытание напрямую связано с загадками. Был в сказке один персонаж, обожающий загадывать загадки. Кто же это? (Голлум)

Давайте на него еще раз посмотрим. (сценка «Голлум»)

Голлум

Голлум: Блеск и плеск, моя прелесть! Угощение на славу!

Сладкий кусочек для нас! Голм!

А кто он такой, моя прелесть?

Бильбо: Я мистер Бильбо Бэггинс. Прошу вас, помогите мне выбраться отсюда!

Голлум – Не присесть ли тебе, моя прелесть, не побеседовать ли с ним немного? Как ему нравятся загадки?

Вот, например: Не увидать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

Бильбо: Ну, это легко. Наверное, гора.

Голлум: Ишь, как просто догадался! Пусть у нас будет состязание.

Итак, наступило время загадок. Вспомните загадки Голлума. Почему эти загадки были трудными и одновременно красивыми? (в основе – метафоры)

Попробуйте придумать свои загадки: дождь, ветер, молния, снег, гора, туча.

Блиц

Вопросы задаются по очереди каждой команде.

1 Где гномы нашли меч Оркрист? (в пещере гоблинов)

2 Что делает дневной свет с троллями? (обращаются в камни)

3 Какими магическими чарами обладало волшебное кольцо? (обладательстановился невилимым)

4 Кому принадлежала черная стрела? (капитану лучников Бэрду)

5 Как Бильбо Бэггинс распорядился драгоценным камнем Аркенстоном? (отдал Бэрду и королю эльфов, дабы избежать войны)

6 Назовите единственный способ убить дракона.

Последняя загадка Бильбо звучала так. Что у меня в кармане? А Голлум никак не мог догадаться, что в кармане у Бильбо лежит золотое волшебное кольцо.

В сказках кольца всегда наделены волшебной силой. А корни этого особого отношения к кольцу уходят глубоко в мифологию. Подумайте и объясните, как связано кольцо и времена года? (на каждом столе карточки: кольцо, зима, лето, весна, осень.)

Ответ: кольцо – это вечность, жизнь и смерть, двигающиеся по кругу, как и времена года.)

Итог игры.

Наш турнир закончился. Мы разгадали многие загадки Толкиена. Еще раз встретились с персонажами его сказок. Оказалось, что мифология и сказки тесно переплелись. Настало время для подсчета баллов и награждения победителей.


После веселых рождественских каникул в январе муниципальные библиотеки предлагают своим читателям разнообразные мероприятия, посвященные юбилеям писателей и художников, вопросам права, экологии, здорового образа жизни, профориентации, чтения. Ждем Вас в наших библиотеках!

Юбилеи

Книжные выставки:

11.01
«Великий реформатор» (к 150-летию со дня рождения П. Столыпина)
21.01
Выставка-очерк «Бунтарь поневоле» (к 180-летию со дня рождения Э. Манэ — французского художника) - библиотека-филиал №4

Массовые мероприятия:

13.01
Беседа «Покорила сердце высота » (к 105-летию со дня рождения С.П. Королева) - библиотека-филиал №8

14.01 Выставка «Мастер лесного пейзажа» - библиотека-филиал № 1
24.01 - 31.01 - Выставка «Профессор пейзажной живописи» (в рамках «Вернисажа») - библиотека-филиал № 5
25.01

  • Выставка-вернисаж «Выдающийся мастер пейзажа » - ЦГБ им. М. Горького
  • Выставка «Художник русского леса» - библиотека-филиал № 6
  • 14-00 - Беседа «Лесной богатырь» - библиотека-филиал № 10

Литературные юбилеи

Книжные выставки:

10.01
Библиопортрет «Сказка – жизнь профессора Толкиена» - библиотека-филиал №4
12.01
«Как слово весело твое, как полет шуток острие » (к 390-летию Ж.Б. Мольера) - библиотека-филиал №1
14.01
«Комедиограф великого века» (к 390-летию Ж.Б. Мольера) - библиотека-филиал №5
17.01
«Писатели-юбиляры 2012» (к юбилеям Дж. Толкиена, Л. Кэрролла, Ж.П. Мольера) - библиотека-филиал №7
26.01
«Страна чудес Л.Кэрролла» (180 лет со дня рождения писателя) - библиотека-филиал №6
27.01
«Алмазный мой венец» (к 115-летию В.П. Катаева) - библиотека-филиал №5

Массовые мероприятия:

  • (120 лет со дня рождения Дж.Толкиена) - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина
  • Поэтический час «Верую в свою звезду» (к 80-летию со дня рождения Риммы Казаковой) - библиотека-филиал №9

25.01
Литературный круиз «Добро пожаловать в Средиземье» - библиотека-филиал №2
26.01

  • Поэтический вечер «Давай поговорим, судьба» (к 80-летию со дня рождения Риммы Казаковой) (Клуб «Общение») - библиотека-филиал №6
  • (клуб «Эрудит») - библиотека-филиал №9

27.01
(видеогостиная «Серпантин сказок и приключений») - библиотека-филиал №2
28.01
Обзор «Я родом из детства» (115 лет со дня рождения В.Катаева) - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина

Краеведение

  • Выставка «Липецкий край – заветный край России» (ко дню образования Липецкой обл.) - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Беседа «С милым краем дышу заодно» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Беседа «Здесь Родины моей начало» - библиотека-филиал№10

18.01
Час краеведения «Сказание о земле Елецкой» - библиотека-филиал №9
20.01
14-00 - - библиотека-филиал №10

Экология

10.01
Выставка «В гостях у природы» (ко дню заповедников и национальных парков) - библиотека-филиал №7
11.01
13-00 - Устный журнал «Заповедное дело» - библиотека-филиал №7
13.01

  • 14-30 - - детская библиотека №2
  • - детская библиотека №3

18.01

  • Обзор литературы «Через книгу в мир природы» - библиотека-филиал №8
  • Беседа «Под зеленым парусом в будущее» - библиотека-филиал №10

20.01
14-30 - Виртуальная экскурсия в лес «И жизнь природы там слышна» - детская библиотека №2

В мире книг

  • Выставка-рекомендация «Галерея книжных новинок: выбери и прочитай! » - библиотека-филиал №2
  • Праздничная программа «Винни-Пух пришел к нам в гости!» - детская библиотека №1 им. А.С. Пушкина

24.01
Литературно-познавательное занятие №5 «Азбука стиха» («Игра. Творчество. Развитие») - детская библиотека №3
25.01
Обзор «Молодежные повести: есть о чем поговорить» - ЦГБ им. М. Горького
26.01
Выставка «Книжная галактика: XXI век» - ЦГБ им. М. Горького
27.01

  • Тематический обзор литературы «В мире фантастики» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Библиотечный урок «Как самому выбрать книгу» («Школа маленького читателя») - детская библиотека №3

О праве, здоровом образе жизни, выборе профессии, российской государственности и многом другом

Книжные выставки:

11.01
«Америка – далекая и близкая» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
16.01
«История юридической мысли России» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
17.01

  • Выставка-обзор «По лабиринтам права» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • Выставка-инновация «Техника XXI века» - детская библиотека №2

20.01
«Со спортом дружить – здоровым быть» - библиотека-филиал №8
21.01
«Дороги, которые мы выбираем» (профориентация) - библиотека-филиал №8
24.01
«Ярмарка профессий» - библиотека-филиал №7
26.01
«Слава России не померкнет в веках» (к 1150-летию российской государственности) - библиотека-филиал №2
30.01
Выставка-просмотр «Вокруг света за день» - библиотека-филиал №4

Массовые мероприятия:

13.01
Исторический портрет «Исследователь и путешественник» - библиотека-филиал №4
17.01
- детская библиотека №3
19.01

  • Литературно-историческая игра «Любовь к Отечеству питая…» - ЦГБ им. М. Горького
  • Игра «По ступенькам бизнеса» - библиотека-филиал №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина
  • (история русского быта) (клуб «Наследие») - детская библиотека №3
  • 14-00 - Час общения «Кем быть, каким быть?» - библиотека-филиал №7
  • Молодежное рандеву «Студенчества прекрасная пора» (Ко дню студента) - библиотека-филиал №9

27.01
Час общения «Берги себя для жизни» - библиотека-филиал №8
14-30 - - детская библиотека№2
30.01

  • Обзор «Воинский долг на земле неизменен: книги о воинской славе» - библиотека-филиал №2
  • День информации «Вокруг света за день» - библиотека-филиал №4

Если вы никогда не слышали о Дж. Р. Р. Толкиене и ничего не знаете о его «Хоббитах», «Властелине Колец», «Сильмариллионе», - единственным тому объяснением может служить лишь то, что вы живёте в другой галактике. В этом году исполняется 75 лет со дня написания культового фэнтези «Хоббит, или Туда и обратно».

Джон Рональд Руэл Толкиен, английский писатель, лингвист и филолог, профессор Оксфордского университета, один из составителей оксфордского словаря английского языка. И именно он создал образы эльфов, магов, гномов в том виде, в котором они наиболее привычны нам. Толкиен придумал хоббитов и разработал языки Средиземья, сказочного мира, в котором развиваются события названных книг - книг, которые принесли ему мировую известность, вошли в число самых читаемых и издаваемых в мире.

В 1958 году Толкиен писал в письме своей поклоннице Деборе Уэбстер: «Я на самом деле хоббит. Хоббит во всём, кроме роста. Я люблю сады, деревья и немеханизированные фермы, предпочитаю хорошую простую пищу (не из морозилки!), а французских изысков не перевариваю; люблю и даже осмеливаюсь носить в наше унылое время узорчатые жилеты. Юмор у меня простоватый, и даже самые доброжелательные критики находят его утомительным; я поздно ложусь спать и поздно встаю (по возможности). И мало путешествую».

Хоббит родился летним днём, где-то в 1930 году. Толкиен, тогда ещё молодой профессор, сидел в своём кабинете дома и проверял экзаменационные работы: «Один из кандидатов великодушно оставил одну из страниц своей работы пустой, что, вероятно, является лучшим, что может случиться с экзаменатором, и на этом листе я написал: «В земле была нора, а в норе жил Хоббит.» Имена генерировали в моей голове историю: я подумал, что обязательно должен выяснить, кто такие эти хоббиты.» Однажды Толкиен сказал репортёру, что хоббиты были англичанами, и, соответственно, Шир был Англией. На вопрос, чем был Восток Рохана и юг Харада, Толкиен ответил: «Рохан это по-эльфийски Восток. Азия, Китай, Япония и все места, которые люди с Запада считают далёкими. А Юг Харада это Африка, тёплые страны». Репортёр подытожил: «Получается, что Средиземье это Европа, не так ли?» Толкиен ответил: «Да, разумеется, Северозападная Европа… откуда и пришло моё воображение». (Позже он отрицал, что сказал это.)


В возрасте девятнадцати лет Толкиен поехал в Швейцарию со знакомыми своей семьи. Там он впервые увидел горы столь близко. Как позже говорили его дети, это произвело на него большое впечатление и, безусловно, оказало воздействие на его работы, ведь в произведениях Толкиена горам уделяется очень много внимания.

Перед возвращением в Англию из Швейцарии Толкиен купил несколько художественных открыток. Среди них была репродукция картины немецкого художника Й. Мадленера, она называется «Der Berggeist», «Горный Дух». На ней изображён старик, сидящий на скале под сосной. У него белая борода, на нём круглая широкополая шляпа и длинный плащ. Он разговаривает с белым оленёнком, который обнюхивает его протянутые ладони; лицо у него насмешливое, но добродушное. Вдали виднеются горные вершины. Толкиен бережно хранил эту открытку. Много лет спустя он написал на листке бумаги, в который она была завёрнута: «Прототип Гендальфа». Основная часть сказки была написана за сравнительно короткий промежуток времени: Дракона первоначально звали Прифтан, Гендальфом звали главного гнома, волшебник же носил имя Бладортин. Имя дракона вскоре было изменено на Смауг, от германского глагола «smugan», означающего «протискиваться в нору»; Толкиен назвал это «дешёвой филологической штучкой». Однако имя Бладортин в течение некоторого времени сохранялось, и повествование продвинулось уже достаточно далеко, прежде чем главного гнома стали звать «Торином Дубощитом», а имя Гендальф (взятое, как и все гномьи имена, из «Старшей Эдды») перешло волшебнику. Оно ему очень подходило, поскольку по-исландски это слово означает «эльф с волшебным посохом»; отсюда - «волшебник».


С тех пор, как Властелин Колец сделался чем-то вроде международного бестселлера, Толкиена приглашали везде и повсюду. Но он принял только одно приглашение: в 1958 году он съездил в Голландию, и поездка оказалась весьма успешной. Главным событием стал «Хоббитский обед», на котором Толкиен произнёс остроумную речь на английском, пересыпанную голландским и эльфийским. Отчасти то была пародия на прощальную речь Бильбо в начале Властелина Колец. В конце выступления Толкиен сказал: «Прошло ровно двадцать лет с тех пор, как я всерьёз принялся составлять историю наших досточтимых предков, хоббитов Третьей Эпохи. Я смотрю на Восток, на Запад, на Север, на Юг - и Саурона нигде не видать; однако же у Сарумана развелось множество потомков. У нас, хоббитов, нет против них никакого волшебного оружия. Однако, господа мои хоббиты, я предлагаю вам такой тост: за хоббитов! Пусть они переживут всех Саруманов и снова увидят деревья, распускающиеся по весне!»

Сам Толкиен не очень-то одобрял биографии. Точнее сказать, ему не нравилось, когда биографию превращают в разновидность литературоведческого исследования. «Я абсолютно уверен, что изучать биографию автора ради того, чтобы понять его труды, - пустое дело». Однако он не мог не осознавать, что, раз его произведения пользуются колоссальной популярностью, вероятность написания биографии после его смерти весьма велика. И, похоже, Толкиен понемногу сам собирал материалы для своей будущей биографии: старые письма и бумаги он снабдил своими комментариями. Кроме того он написал несколько страниц воспоминаний о своём детстве. Однако бытует мнение, что его настоящая биография - это «Хоббит», «Властелин Колец» и «Сильмариллион», ибо истинная правда о нём содержится в этих книгах.

Составитель - Екатерина Сизехина

В публикации использованы материалы сайта t-w-f.narod.ru.
Фото с сайта www.diary.ru, иллюстрации Дж. Толкиена с сайта dreamworlds.ru

Литературные параллели: от творческого наследия Дж. Р. Р. Толкиена - к научно-познавательной литературе.

Ковальская Елена Александровна, методист 1 категории организационно-методического отдела ВОДБ.

Анализ периодики и интернет-ресурсов за последние годы показывает постепенное снижение интереса современных детей и подростков к произведениям Толкиена. Эпоха «Толкиеновского бума», который пришелся на вторую половину прошлого века, закончилась. После выхода в свет голливудской трилогии «Властелин колец» интерес к творчеству писателя возрос, но и это был лишь «всплеск», который сейчас также стихает.

Но дети все еще с удовольствием посещают библиотечные мероприятия, посвященные творчеству Толкиена. Библиотечные игры, квесты и викторины продолжают создаваться, использоваться в работе, публиковаться в профессиональной прессе. Но они, как правило, однотипны. Это связано с тем, что основная масса нашей целевой аудитории (да и многие библиотекари) знакома лишь с «Хоббитом» и «Властелином колец». А меж тем это только небольшая часть огромного, бесконечного мира, который в течение жизни создавал Профессор Толкиен.

Легенда Средиземья и Бессмертных Земель включает восемь эпох, начиная с сотворения мира и кончая Третьей эпохой Солнца, и представляет собой непрерывную и подробную историю, протяженностью более 37 тысяч лет. Все детали Волшебного мира хорошо разработаны, автор придумал его географию, геологию, климатологию, культуру, политику, религию, языки…

Поэтому в играх и викторинах по Толкиену можно не только спрашивать «Куда отправился Фродо?», «Кто такой Арагорн?», «Сколько колец было выковано?» и пр. Игру, связанную с произведениям Толкиена, можно придумать практически по любому из направлений библиотечной работы.

В качестве примера я вам предлагаю интерактивную викторину по естествознанию для учащихся 7-8 классов.

ИГРА

Кроме богов и полубогов, людей и эльфов, гномов и хоббитов, троллей и орков, населявших Арду (в легендариуме - название Земли), Толкиеном были придуманы различные растения, которые, несмотря на свою фантастичность, имеют аналоги в реальной ботанике.

Ботаника.

ТОЛКИН

Галенас — растение со сладкопахнущими цветами, было привезено в Средиземье нуменорцами во Вторую Эпоху Солнца. Благодаря хоббитам, оно стало широко известным как «лист полуросликов», распространилось среди гномов и Следопытов Севера.

Первым из хоббитов галенас вырастил Тобольд Дудкинс в Долгой Долине, местности в Южной Чети Шира. Популярные сорта, выращивавшиеся хоббитами, включали «Лист Долгой Долины», «Старину Тоби» и «Южную Звезду»; культивация травы стала устоявшейся отраслью сельского хозяйства в Южной Чети.

Маг Гэндальф на совещании Белого Совета говорит Саруману, что галенас прочищает голову от теней, скопившихся внутри, дает терпение и возможность слушать ошибочные мнения и не впадать при этом в гнев.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В 1560 г. французский посланник при португальском дворе в Лиссабоне Жан Нико, познакомившись с новым драгоценным растением, обладающим целебными свойствами, прислал его семена в Париж под названием «священной целебном травы». Доктора начали советовать употреблять «целебную траву» от астмы и других болезней, и вскоре «священная трава» превратилась в «чертово зелье».

Во второй половине XVII в. русских послов в Италии как-то угостили порошком из листьев этого растения. Так как в России это еще не вошло в моду, послы пришли в негодование и сказали: «Бог создал хоть одну часть тела негрешащую — нос, а люди и его умудряются довести до греха». (Табак)

ТОЛКИН

Флора Мордора - низкорослые растения, сумевшие выжить в этой «умирающей, но еще не умершей» стране. Включает низкорослые деревца, пучки жесткой серой травы, сморщенные мхи, заросли ежевики и густо растущие кустарники, которые можно было найти около крохотных ручейков, стекающих с гор. Кустарники имеют шипы, которые достигают в длину 30 см.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Латиноамериканская легенда гласит: жил-был в одном индейском племени юноша. Однажды он отправился на охоту и забрался в такие леса, куда никогда не доходил ни один человек. Вдруг его стали преследовать страшные чудовища. Юноша понял, что не сможет убежать от них. Теряя силы, он обратился к богам за помощью. Тогда они превратили его в оленя, чтобы он смог убежать от преследователей. Но чудовища настигали его. И вдруг олень исчез. Он превратился в маленькое колючее растение, похожее на шишку. Так появился первый… (кактус).

ТОЛКИН

Симбельмейн - белый цветок, росший в Рохане, в основном на погребальных курганах королей. Название также переводится со староанглийского как «вечноцвет».

Существуют и другие цветы, выглядящие так же, как и симбельмейн.

Уйлос - белый цветок в форме звезды, «вечноцвет, не знающий времён года и не засыхающий никогда», росший перед Серебряными воротами Гондолина в Первую Эпоху.

Альфирин - белый цветок на погребальном кургане Элендила в Гондоре.

Названия этих цветов также напоминают «вечноцвет»: «уйлос» на синдарине обозначает «вечные снега», а «альфирин» — «бессмертный».

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ Таинственное растение, с которым связано множество легенд и преданий. Некоторые считают, что название цветка пришло к нам из Франции. По-французски называется «Иммортель». У нас же называли его «неувядкой» или «живучкой». Сорвешь его, а он не вянет…

Было еще такое поверье, что, если цветок вырастает на могиле, то душа умершего получила бессмертие в загробной жизни, и его родные и близкие смогут встретиться с ним на том свете. В настоящее время старым преданиям никто не верит, но цветы продолжают расти на братских могилах и курганах, охраняя покой и сон «спящих» безвременно ушедших воинов. (Бессмертник)

ТОЛКИН

Хи́рилорн — наибольшее из деревьев леса Нелдорет, расположенного в северной части Дориата . У него три ствола, одинаковых в обхвате, гладких и очень высоких; до очень большой высоты от земли на них не было ветвей.

На синдарине «Хирилорн» означает «Дерево владычицы». Предположительно синдаринское слово «нелдор» (Вы помните, лес называется Нелдорет) было изначально названием Хирилорна, происходя от слов «нелд» («три») и «орн» («дерево»).

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Род деревьев, описанный Толкиеном, к которому относится Хирилорн, существует и в реальном мире, разве что ствол у него всего один. В некоторых германских языках название дерева совпадает со словом «книга». Связано это с тем, что первые руны писались на деревянных палочках, вырезанных из этого дерева, или на его коре. (Бук)

ТОЛКИН

Древа Валар - деревья, сотворённые в начале времён. Древа Валар находились на холме и освещали Валинор, Эльдамар и Тол-Эрессеа. Старшим из Древ был Телперион («Серебристый»), второе Древо называлось Лаурелин («Золотая»). Цветы Телпериона давали серебристый свет, листья Лаурелин испускали золотой. Свет Древ усиливался и ослабевал с периодичностью в двенадцать часов - такова была продолжительность дня в то время.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Калифорнии растет гигантское дерево Генерал Шерман. Оно не только самое старое на Земле дерево этой породы, но и самое высокое из своих собратьев. Его высота составляет 84 метра, а обхват у основания - 31 метр. Приблизительный возраст этого гиганта - 2300-2700 лет. Генерал Шерман привлекает множество туристов. Они описывают это дерево, как «огромный красно-оранжевый камень, вершины которого невозможно увидеть». Удивительно, но это дерево до сих пор растет, ежегодно прибавляя в обхвате приблизительно 1,5 сантиметра. Около дерева американцы, любящие все переводить в цифры, на табличке обозначили, что из его древесины можно было бы построить 40 домов, а если бы его положить рядом с пассажирским поездом, то оно оказалось бы гораздо длиннее. Но дело ведь не в большом объеме древесины! Когда туристам говорят, что дерево росло еще до царя Тутанхамона, то у них захватывает дух. (Секвойя)

Ну, а если есть флора, значит, есть и фауна? - спросите вы. Ответ: да! Конечно! Животный мир Средиземья настолько же разнообразен и уникален, как и растительный.

Зоология.

ТОЛКИН

Мумаки. Величиной с башню предки современных слонов, их использовали во время Войны Кольца в качестве своеобразных «ходячих башен»: пока мумаки со свойственной им природной кровожадностью топтали и протыкали бивнями противников, воины, сидевшие в специальных укреплениях на спине слона, обрушивали на врагов град стрел и копий.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Боевые слоны широко использовались в армиях различных государств в античные времена и в средневековье. Они были грозной силой, в т.ч. благодаря устрашающему эффекту, который они производили на противника. Однако слоны плохо поддаются дрессировке, несмотря на приручение, они остаются непредсказуемыми животными. Отсюда - неудачи их боевого применения.

Истории известен факт, когда восемь десятков слонов устроили бунт прямо на поле боя, что послужило причиной поражения легендарного карфагенского полководца в битве с римскими легионами. Назовите полководца. (Ганнибал)

ТОЛКИН

Быки́ О́ромэ - белые быки, жившие у внутреннего моря Рун. Были названы так людьми Гондора. Ворондил Охотник сделал охотничий рог из рога одного из этих быков, и он стал фамильной реликвией рода Правителей-Наместников Гондора. В конце концов, этот рог попал к Боромиру и был разрублен надвое, когда тот пал в битве с орками у Парт Галена.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

350 лет назад бежал по равнине красивый бык. Но натянул охотник тетиву лука, а может быть и взвел курок примитивного ружья, главное, что выстрелил, даже не подозревая, что стал убийцей последнего на земле. И остались от этого животного только кости, несколько рисунков и множество рассказов.

Согласно этим рассказам это было очень красивое и сильное животное, около 2 метров роста в холке с большими крепкими и острыми рогами. Бык был черной масти, а коровы и телята рыжей или гнедой. Быки водились по всей Европе, а также по большей части Азии и Африки. Сегодня же о них напоминают только домашние коровы. (Тур)

ТОЛКИН

Ме́арас - порода диких лошадей, живших на севере Средиземья. Продолжительность их жизни была равна людской, разум и сила были совершенно исключительными. Они превосходили обычных лошадей в той же степени, что эльфы - людей. Во все времена они служили только королю и принцам Рохана. Однако во время Войны Кольца дружба Гэндальфа Серого со Сполохом, владыкой меарас, привела к тому, что Сполох позволил Гэндальфу оседлать себя и ездить на себе верхом в конце Третьей Эпохи.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Все домашние животные, жизнь без которых сейчас мы даже себе не представляем - собаки, кошки, коровы, козы, кролики и т.д., - когда-то были дикими. А вот с этими лошадками случилось все наоборот. Они являются потомками домашних коней, которых еще в XVI веке завезли в Америку испанские колонизаторы. С того времени более 200 лет они росли и размножались на воле, пока их не начали ловить и объезжать индейцы, а затем и белые. Объезженных коней даже использовали на почтовой службе и в кавалерии США. Их также любили и одомашнивали ковбои. (Мустанги)

ТОЛКИН

Короле́ва Беру́тиэль стала известна из-за своих кошек, точнее - из-за их использования в качестве шпионов. «…у нее было девять чёрных кошек и одна белая, её рабыни, с которыми она разговаривала или читала их память, отправляя их для выведывания всех тёмных тайн Гондора… белая же кошка шпионила за чёрными и мучила их. Ни один человек в Гондоре не решался дотронуться до них, все их боялись и проклинали, когда те проходили мимо».

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Таиланде все кошки сиамские. Впрочем, так же как и собаки, слоны, петухи, бабочки, змеи и муравьи. Почему? (До 1939 года Таиланд назывался Сиамом).

ТОЛКИН

Кре́байн - вид больших ворон, населявших Дунланд в Третью Эпоху. Часто использовались как слуги и шпионы сил тьмы, в частности, Саруманом. В ходе Войны Кольца стая кребайн была отправлена на поиски хранителя Кольца.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Многие заключенные этой тюрьмы слышали странное приветствие воронов, перед смертью: королева Джейн Грей в 1553 году, герцог Эссекс в 1601. Со временем возникло суеверие, что если вороны покинут крепость, Британия падет. Один из монархов, Карл II, отнесся к нему достаточно серьезно, чтобы издать специальный указ, защищающий птиц. С тех пор здесь постоянно проживают не менее шести ворон. Они официально включены в реестр, как солдаты. (Тауэр)

ТОЛКИН

Крылатые драконы были выведены Морготом в Первую эпоху. Помимо прочих драконьих особенностей, таких как выдыхание пламени, стальная чешуя и когти, ядовитая кровь, злобный, но острый интеллект, гипнотические и телепатические способности и любовь к сокровищам, обладали парой крыльев, позволявших им передвигаться по воздуху. О драконах с крыльями не было ни слуху, ни духу до Третьей эпохи, когда Смауг Золотой, чуть ли не последний из крупных крылатых драконов, захватил королевство гномов Эребор.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

Один из древнейших хищников, останки которого были найдены в отложениях каменного угля времен юрского периода. Это очень опасный и прожорливый монстр. Две пары крыльев позволяют ему летать очень быстро и ловко. Своих жертв он может ловить и поедать прямо на лету, а количество пищи, которую он съедает за день, может вдвое превосходить его собственный вес. Англичане назвали монстра Dragonfly, что переводится как «Драконовая муха». (Стрекоза)

ТОЛКИН

Величественные орлы , служили Манвэ, владыке ветров. Были его глазами, благодаря им валар мог следить за всем Средиземьем. Некоторые орлы, называемые Великими, были гигантскими. Со времён войны за Сильмариллы помогали Свободным народам.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В Средние века изображение орла начало появляться на многочисленных фамильных, а затем и государственных гербах. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. В геральдике орёл символизирует силу, мужество, дальновидность и бессмертие. Но просто орлов не бывает. Есть разные орлы, и называются они по-разному. Среди современных государств изображение конкретно этого представителя имеется только на гербе и флаге Мексики. Этот же орёл официально считается национальной птицей данной страны. Это самый крупный, самый знаменитый и самый типичный из орлов. (Беркут)

ТОЛКИН

Глубинный Страж . Таинственное создание, обитающее в озере у западных ворот Мории. Неизвестно, что это и сколько их, но нрав Стража явно не самый лучший - во время похода Балина с целью отвоевать Морию у орков обитатель озера утопил гнома Оина. Когда же в копи попытались сунуться члены Братства Кольца, из воды высунулись бледно-зелёные щупальца и схватили Фродо.

ВОПРОС С КНИЖНОЙ ПОЛКИ

В далекие времена люди так описывали осьминогов: «Множеством гнусных ртов приникает к вам эта тварь; гидра срастается с человеком, человек сливается с гидрой. Вы - одно целое с нею. Вы - пленник этого воплощенного кошмара. Тигр может сожрать вас, осьминог - страшно подумать! - высасывает вас. Он тянет вас к себе, вбирает, и вы, связанный, склеенный этой живой слизью, беспомощный, чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище. Ужасно быть съеденным заживо, но есть нечто ещё более неописуемое - быть заживо выпитым».

Однако с распространением этого изобретения осьминоги были реабилитированы. Жак Ив Кусто, который одним из первых наблюдал за спрутами в их естественной среде обитания, писал, что осьминоги боялись его команду даже больше, чем команда боялась их. Что за изобретение? (Акваланг)

Заключение

Викторины в таком формате можно совершенствовать до бесконечности, используя для этого различные разделы отраслевой литературы. Помимо научно-познавательной функции такой тип игры повышает читательскую культуру школьников, способствует расширению их кругозора и знакомит с творчеством таких классиков британской литературы, как Дж. Р. Р. Толкиен.

«Путешествие в Волшебную страну»

(по произведению Дж.Р.Р.Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»)

Разработка внеклассного мероприятия

по литературе

для учащихся 6 класса и их родителей.

Подготовила учитель литературы

ГБОУ СОШ с.Чубовка

М.р.Кинельский Самарской обл.

Артамонова Галина Николаевна

Цели мероприятия:

  • Подведение итогов летнего чтения (произведение Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» было в списке книг для прочтения на летних каникулах);
  • Развитие интереса к предмету;
  • Знакомство с образцами мировой художественной литературы для детей; развитие навыка самостоятельного чтения;
  • Воспитание нравственных понятий, доброго отношения друг к другу.

Описание игры:

Игра проводится совместно с родителями, которые становятся членами жюри и одновременно выступают в роли гостей - героев книги Толкиена (каждый из родителей заранее ознакомлен со своей ролью и по возможности готовит себе костюм героя):

Голлум - любитель загадок; Бред – смелый человек, не любящий слов; Беорн – справедливый, но не доверяющий никому; Гендальф – волшебник, проводивший гномов в путь.

Класс делится на 3 команды и выбирает себе название по названиям добрых обитателей Волшебной страны: хоббиты, эльфы, гномы . Команды заранее готовят эмблемы и девизы для своих групп, которые бы выражали сущность каждого сказочного народа:

  • Гномы.

Гору всю перекопаем,

Хоть на грош богаче станем…

  • Эльфы

Раз, два, три, четыре,

Кто добрей и краше в мире?

Это мы, это мы –

Эльфы сказочной страны.

  • Хоббиты

Умеем бесшумно ходить мы в тиши,

Но нас в приключенья втянуть не спеши…

За верные ответы и правильно выполненные задания даются очки, жюри после окончания игры подводит итоги и выбирает команду-победительницу, проводит награждение.

Оформление: портрет писателя; выставка детских рисунков, иллюстрирующих фрагменты произведения; карта сказочной страны; выставка книг Дж.Р.Р.Толкиена. Музыка Э.Грига «Марш гномов».

Оборудование: у каждой команды должны быть на столе чистые листы бумаги, ручки, фломастеры или цветные карандаши; карточки с заданиями; рисунки для конкурса «третий лишний».

Ход игры.

Звучит музыка Эдварда Грига «Марш гномов»

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами попробуем совершить игру-прогулку, небольшое путешествие туда и обратно: в мир Средиземья, созданный Джоном Роналдом Руэлом Толкиеном. Если вам придётся по душе этот мир и его обитатели, вы вернётесь в него снова, перечитывая «Хоббита» и открывая для себя другие произведения английского писателя.

Конкурс 1 « Что вы знаете об авторе произведения?»

Командам нужно ответить на 2 вопроса по домашнему заданию:

1команда

Где и когда родился Толкиен?

Что вы знаете о его детстве?

2команда

Какое образование получил писатель?

Какие интересные факты биографии писателя вам запомнились?

3команда

Как родился замысел книги про хоббита?

Какие ещё произведения принадлежат Дж.Р.Р.Толкиену?

Конкурс 2 « Путешествие по карте сказочной страны» .

Каждая команда получает карточки, на которых написаны названия тех мест, где проходили герои во время своего путешествия. Нужно расположить карточки в той последовательности, в которой проходило путешествие (представители команд располагают карточки на доске с помощью магнитов). Оценивается быстрота и правильность.

Конкурс 3 Телеграмма.

Командам предлагается текст телеграммы, присланной из сказочной страны. Нужно найти в ней ложную информацию и объяснить, почему этого не могло быть.

1команда

«Один тролль подружился с главным гоблином и поселился в орлином гнезде».

2 команда

«Хоббиты решили пойти войной на орлов, которые разоряли их гнёзда на высоких берёзах».

3команда

«Смог – имя короля эльфов, которого Беорн - волк и чудовище - подарил паукам на обед».

Конкурс 4 «Угадай героя» произведения и прокомментируй эпизод, с которым связана цитата. (Задания на карточках каждой команде)

1команда

«И он надел фартук, разжёг плиту, вскипятил воду и быстро перемыл всю посуду. Потом уютненько позавтракал на кухне и тогда только приступил к уборке столовой».

2 команда

«Они поджаривали куски барана на длинных деревянных вертелах и слизывали с пальцев жир. В воздухе разносился дивный аппетитный аромат ».

3команда

«Он спал на боку, сложив крылья, подобно громадной летучей мыши, в его длинный живот вдавились драгоценные камни и золото от долгого лежания на богатом ложе »

Конкурс 5 « Кто это?» И где происходит диалог?

Инсценированное задание (родители инсценируют диалог пауков) Задание для всех команд.

Жаркая была схватка но дело того стоило, - сказал один - Ну и жёсткая у них шкура, зато внутри они наверняка сочные.

Да, да, повисят немножко – ещё вкуснее станут, - подхватил другой.

Убейте их сейчас, говорю вам, - просвистел четвёртый, - а потом пусть повисят дохлые.

Да они и так уже дохлые, поверьте мне, - возразил первый.

Ничего не дохлые. Сейчас один крутился – видно очухался. Идём – покажу.

Конкурс 6 « Загадки Голлума». Инсценированное задание для капитанов команд (один из родителей выступает в роли Голлума и загадывает капитанам команд загадки)

1 команда

На красных холмах

Тридцать белых коней

Друг другу навстречу

Помчатся скорей,

Ряды их сойдутся,

Потом разойдутся, -

И смирными станут

До новых затей.

2 команда

Огромный глаз сияет

В небесной синеве,

А маленький глазок –

Сидит в густой траве.

Большой глядит – и рад:

«Внизу мой младший брат».

2 команда

Её не видать

И в руки не взять,

Царит надо всем,

Не пахнет ничем.

Встаёт во весь рост

На небе меж звёзд.

Всё начинает –

И всё кончает.

Конкурс 7 «Третий лишний». (На рисунке, который даётся каждой команде, изображены предметы, принадлежащие одному из героев)

Исключите лишний предмет, объясните свой выбор.

1 команда

Колпак гнома, борода, волосатые ноги.

2 команда

Кекс, трубка, сапоги

2 команда

Пчелиный улей, медвежья шкура, кольцо

Конкурс 8 «Бесшумная походка». Всем игрокам одной команды завязывают глаза и выстраивают парами друг против друга так, чтобы между ними было расстояние в две вытянутые руки. Игроки другой команды должны как можно тише между игроками с завязанными глазами, которые могут поймать их. Затем команды меняются местами. Выигрывает тот, кого не поймали.

Конкурс 9 « Вопрос на засыпку». Команды задают соперникам 2 вопроса на знание произведения (по одному каждой команде)

Конкурс 10 « Художник». Нарисуйте портрет представителя вашего народа (по названию команд).

Подведение итогов. Пока жюри подсчитывает баллы, учитель проводит небольшую беседу.

- Ребята, а какова была цель героев, когда они отправлялись в путь?

Только ли сокровища нужны Бильбо? Что оказывается важнее богатства?

Изменился ли Бильбо? Каким он стал?

Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему?

Объявление итогов, награждение.

Использованная методическая литература:

  1. Ерёмина О.А. «Литература.Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.
  2. Смирнова Н.Е., Ципенко Н.Н. «Литература. Русские и зарубежные произведения: Игровые уроки. 5-6 кл. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.
  3. «Уроки литературы в 5 классе» (Серия «Внимание: опыт»)./ Под ред. Евлампиевой. – Чебоксары: «Клио»,1998.
  4. И.Н. Тореева «КВН на уроках литературы». – Чебоксары: «Клио», 1996.