Дом плачущей вдовы в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского.

Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости.

После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.

В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней - правительственные структуры.

Над одним из балконов главного фасада дома плачущей вдовы вырезана монограмма бывшего владельца особняка - СА (Сергей Аршавский).

Главная особенность этого двухэтажного здания - грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему "вдова" плачет до сих пор остается загадкой для историков города.

___________________________
В начале 20 века украинская столица утопала в зелени и просто поражала своей красотой. Самой же живописной в городе была улица Лютеранская, бывшая Графская. Она располагалась среди виноградников и шелковичных деревьев, позволяла почувствовать уединение. Именно поэтому здесь любила отдыхать элита Киева. В 1905 году один из домов на этой улице, принадлежавший Льву Гербаневскому, был куплен Сергеем Аршавским – полтавским купцом 2-ой гильдии. Кроме того, он сделал еще один заказ проекта нового дома, разработать который предстояло архитектору Эдуарду Петровичу Брадтману. В 1907 году он был выполнен. Построенный в стиле раннего модерна дом имел два этажа и быстро завоевал статус архитектурного шедевра Киева. Чтобы рассчитаться с долгами сразу после строительства Аршавский сдал второй этаж в наем. Сам же он с детьми и женой разместился на первом этаже, где и прожил до 1913 года. В августе того же года он продал дом купцу 1-ой гильдии Тевье Моисеевичу Апштейну. Главная загадка дома таится в большом каменном барельефе, который стоит на фронтоне парадного фасада. На нем изображено печальное лицо женщины, чью голову украшает венок из кленовых листьев. В те дни, когда на улице идет сильный дождь, по щекам женщины катятся слезы. В связи с этим киевляне и прозвали его «Домом плачущей вдовы». Но почему плачет и почему вдова? На эти вопросы до сих пор не знают ответа ни сами киевляне, ни историки.

Бытует много разных мнений относительно названия этого дома. Согласно одному из них на крыше дома находится резервуар. Во время дождя он наполняется водой. К глазам женщины ведут специальные желоба, по которым течет вода, попадающая на щеки. Так создается впечатление, будто красавицы плачет. Другая же версия гласит, что в этом доме как-то давно пряталась парочка влюбленных – капитан и герцогиня. С ними случилось несчастье: возлюбленный и дети герцогини погибли в море. Безутешное лицо вдовы, залитое слезами, и было увековечено на барельефе. Помимо этих двух версий существует и третья. После смерти Апштейна в течение пяти лет его овдовевшая жена жила в этом доме. Ходят слухи, что она очень тосковала по мужу и оплакивала его. Из поколения в поколение пересказывается легенда, согласно которой во дворе этого дома располагался вагон. В нем Аршавский размещал на ночь допоздна загулявших гостей. Им выдавалось постельное белье и даже готовили чай, а порой раскачивали, что создавало ощущение, будто едешь в поезде.

«Дом плачущей вдовы» - один из самых красивых частных особняков в столице. В 1918 году он был национализирован. Здесь стали работать различные организации, к примеру, Федерация иностранных групп при ЦК РКП (б), которая инициировала Мировую Революцию, а также особый отдел 12 армии и профсоюз Юго-Западной железной дороги. В 1939 году здесь размещался штаб Киевского военного округа, а после Второй Мировой Войны – правительственные структуры. Позднее на протяжении многих лет здание занимал ЦК Компартии Украины. С 1992 года в доме располагалась администрация двух украинских президентов: Леонида Кучмы и Леонида Кравчука.

В 1994 году дом стал официальной резиденцией украинского президента. «Дом плачущей вдовы» имеет два парадных входа. Главный фасад здания расположен на Лютеранской улице дом №23, а другой – на Банковой 17. Оба входа имеют красивую отделку, выполненную из боков искусственного камня, который обработан под руст. Кроме того, фасады отделаны лабрадоритом, серым гранитом, а также изделиями из кирпича сложной кладки и оливковой керамической плитки. На центральном фасаде, над французским балконом с правой стороны имеется монограмма «СА» (Сергей Аршавский). Справа от главного входа стоят кованые ворота, украшенные оригинальным геометрическим рисунком, а слева находится парапет с ажурной оградкой. Этот дом имеет небольшой уютный дворик. В нем посажено множество лиственных деревьев и елей, а также есть скамейки и чудесный пруд, огражденный гранитом, с небольшим фонтанчиком и лебедем из глины. Все эти детали делают его своеобразным зеленым оазисом.

Во время реконструкции самого особняка произошли некоторые изменения. В нем была установлена новая мебель, а сам же дом превратился в гостиную для тех, кто прибыл с визитом по приглашению президента Украины. Сегодня здесь отдыхают делегации иностранцев, президенты с семьями, экс госсекретарь Мадлен Олбрайт, а также глава госдепартамента США Кондолиза Райс и глава МИД РФ Сергей Лавров. Кроме того, в гостинице имеется рабочий кабинет, каминный зал и специальная комната для игры в бильярд. В зале государственных мероприятий находится булава, имеющая инкрустацию, выполненную из камней зеленого и бардового цвета, печать президента, а также его штандарт. В этом же самом зале состоялся исторический саммит Украина-ЕС, в результате которого был подписан Универсал национального единства.

На первый взгляд - обычное здание. Почти наверняка каждый из нас, спеша по своим делам, прошел бы мимо него, не поднимая глаз, если бы не одна занятная деталь - грустное лицо красивой женщины на фасаде. Именно оно и привлекает внимание к этому дому. Именно оно и сделало здание популярным, порождая легенды, слухи и толки. Именно с ним связано народное название дома. Ведь очаровательная незнакомка, украсившая фасад здания, не просто грустит - в дождливую погоду она безутешно плачет, так как капельки влаги, словно слёзы, струятся по каменному лицу.

Выходит, здание принадлежало вдове? Вовсе нет. Известно, что заказчиком особняка выступил полтавский купец 2-й гильдии Сергей Аршавский. Он обратился к известному архитектору Киева Эдуарду Брадтману , который и возвел это здание в 1907 году. Заказчик, хоть и был вынужден сдавать верхний этаж особняка, благополучно прожил в нем с женой и четырьмя детьми вплоть до 1913 года.

Откуда же взялась "вдова"? У каждого киевского экскурсовода припасена своя легенда на этот счет, и не одна. экскурсантам предложат множество версий о происхождении этого названия, одна романтичнее другой.

А те, кто настроен более прозаично, поведают о том, что лицо женщины - это не более чем декоративная особенность, присущая стилю модерн, в котором и выполнен особняк, так называемый античный маскарон. Обычно он выступает символом домашнего очага, своеобразной защитой от дурного глаза, слухов и сплетен. Кто бы мог подумать, что в данном случае этот символ, наоборот, станет их источником!

Кроме загадочного лица женщины, у здания есть и другие отличительные черты. Так, каждый из фасадов здания имеет свое решение. Нашим взорам сегодня доступны два парадных фасада (перекресток улиц Банковой и Лютеранской). Они отделаны лабрадоритом - высококачественным облицовочным материалом, присущим монументальной архитектуре, а также серым гранитом и искусственным камнем под руст. Здание также украшают лепнина из кирпича, керамическая плитка, кованный металл. Над одним из балконов парадного фасада вырезана монограмма заказчика и владельца здания - СА (Сергей Аршавский).

После Аршавского Домом Плащущей вдовы владел купец Тевье Апштейн. После революционных событий особняк был национализирован. В разное время в нем располагались: Федерация иностранных групп при ЦК компартии, Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, правительственные структуры. Сегодня здание находится на балансе Администрации Президента. Вероятно, его используют для приема и размещения высокопоставленных гостей.

Есть здания и архитектурные достопримечательности, которые привлекают своим внешним видом, но на деле оказываются «пустышкой» никакой интересной легенды или истории. Есть такие постройки, мимо которых пройдешь и не заметишь, но стоит немного окунуться в его историю, как сразу каждый камень в этом здании оживает и увлекает в далекое путешествие. А есть архитектурные жемчужины, которые приковывают к себе взгляды прохожих и уносят в водоворот своих тайн, загадок и истории. Именно к таким является Дом плачущей вдовы в Киеве. Фасад в стиле модерна, венчающийся необычной скульптурой женщина, легенды, которые окутывают появление этой женской маски на здании и даже история самого особняка достойны того, чтобы уделить ему достаточно времени.

С чего началась история «плачущей вдовы»

Особняк Аршавского - именно так назывался, да и сегодня называется этот дом неподалеку от Мариинского дворца. Некогда на его месте был небольшой одноэтажный ветхий дом, который был выкуплен купцом Сергеем Аршавским. На его месте в 1907 году появился двухэтажный особняк для купца и его семьи. Тогда еще он не носил название Дом «плачущей вдовы», а так и назывался «особняк Аршавского», о чем по сей день свидетельствуют инициалы купца на фасаде: АС. Правда так сложилось, что сразу после окончания строительства семья купца вынуждена была жить на первом этаже, а второй отдать под сдачу, ведь все деньги ушли на строительство здания.

После полного разорения в августе 1913 года особняк был продан купцу Товию Эпштейну и его жене. Именно его супруга Груня и была единственной вдовой, которую видел особняк. Она пережила своего горячо любимого мужа на 5 лет. И именно с Груней связана легенда, которой манит туристов Дом плачущей вдовы в Киеве. Гласит она о больших страданиях Груни, которая нашла способ видеться с покойным мужем. Для этого она надевала специальную маску, привезенную из индийского храма. В момент, когда маска была на вдове, посередине лба загорался «третий глаз», который освещал темноту и перед Груней появлялся дух ее супруга. Когда вдова заболела и не могла вставать, она приказала создать маску, чтобы приходящий дух мужа мог видеть облик и думать, что это его любимая. После смерти сердце Груни было замуровано в ту же маску.

Эта легенда так плотно окутала особняк, что маскарон в виде женского лица сегодня больше, чем просто оригинальное решение архитектора. Кстати, построено здание было по проекту архитектора Эдуарда Брадтмана.

Дом плачущей вдовы - иллюзия или мистика?

Кроме легенды, которая прочно связана с особняком, есть и другие. Одни гласят о том, что усадьбу для своей сестры, не нашедшей личного счастья, возвел В. Городецкий. Другие истории рассказывают о влюбленных герцогине и моряке, которые скрывались в стенах дома. С тех пор, как любимые и дети герцогини погибли в море, плачущая маска напоминает о ее страданиях.

Но не только такие загадочные объяснения необычного маскарона имеются в арсенале. В ходе исследований было сопоставлено несколько исторических образов с изображением на фасаде усадьбы. Одни приписывали ему образ Медузы Горгоны, другие птицу Алконост из картины Васнецова, ведь за лицом женщины отчетливо видны крылья. Но самым правдоподобным стало сравнением маскарон с мифическим образом Гамаюн, также изображенным Васнецовым в 1897 году. Это образ птицы, знающей все, которая открывала знания о грядущем только тем, кто имеет дар узреть их.

Казалось бы, что особенного в этом маскароне, ведь есть и дома с химерами, почему же вдова так интересует не только туристов, но и специалистов из разных областей? Чтобы понять это, достаточно увидеть Дом плачущей вдовы в Киеве во время дождя. Даже люди с полным отсутствием фантазии смогут увидеть, как по ее лицу стекает слезы. Что это - иллюзия? Магия? Или просто хорошо продуманная система сбора и слива дождевой воды?

Роскошная архитектура и известные гости особняка

Какие загадочные тайны и легенды не окружали усадьбу, не менее привлекательным для каждого остается и его архитектурный стиль. Выполнено здание в стиле модерн, о чем свидетельствуют строгие линии, смягчающиеся определенной отделкой из различных материалов. Фасад, выполненный из желтого кирпича, отлично дополняется коваными изделиями, лепниной, а также гранитом и плиткой. Над основной линией фасада виднеется столь нашумевший маскарон женского лица, который только подчеркивает стиль модерн. Парадная лестница выполнена из мрамора, что не может остаться незамеченным. На каждом этаже находились комнаты, кухня и буфет. В подвале был винный погреб и прачечная.

С 1994 года стены «гостеприимной вдовы» посетили многие известные люди, в том числе Кондолиза Райс, Мадлен Олбрайт, а экс-президент Леонид Кучма был частым гостей в бильярдной этого дома.

Это лишь крупица интересных фактов, тайн и загадок, которые хранит Дом плачущей вдовы. Киев полон удивительных достопримечательностей, которые могут раскрыть для вас еще много всего неизвестного. Опустившись в конец страницы, вы найдете уникальный продукт, который окунет вас в историю загадочного дома - это аудиогид. Бесплатная версия содержит в себе немного основной информации. Если же вы хотите узнать то, что не доступно на страницах книг и интернет-порталах, тогда платная версия ждет вас. С аудиогидом вы получите настоящее удовольствие, путешествуя по разгадкам и интересным фактам создания и истории усадьбы. А взбодрить вашу фантазию помогут уникальные фотографии достопримечательности, которые являются бонусом к платной версии аудиогида. Экскурсовод в кармане - это не только удобно, но и очень увлекательно!

Загадочный и прекрасный «Дом плачущей вдовы» (его еще часто называют «Домом безутешной вдовы») находится в самом центре . Точно не известно, почему дом получил такое поэтическое название, но на фасаде виднеется женская маска. Когда в столице идет дождь, из каменных глаз женщины текут слезы.

История дома

Ранее на углу улиц Лютеранской (Графская) и Банковой стояла деревянная одноэтажная усадьба, которую в 1882 году приобрел коллежский советник Андрей Гербаневский. Кроме дома, на территории был небольшой сад с фонтаном, конюшня, каретная. В 1902 году этот дом унаследовал Лев Гербаневский – помещик с Пирятинского уезда.

В 1905 году этот одноэтажный дом вместе с близлежащей территорией покупает полтавский купец Александр Аршавский. Именно благодаря ему на месте небольшого дома появился роскошный дом, который впоследствии называли особняком Аршавского.

Сразу после сделки Аршавский заказал разработать проект нового дома киевскому архитектору Эдуарду-Фердинанду Брадтману. Чтобы увековечить свое имя в истории столицы, Александр Аршавский решил оставить после себя шедевр архитектуры, поэтому не скупился и выбрасывал кучу денег на работу и на материалы. Также были построены два гаража для автомобилей, комнаты для прислуги, 2 погреба, а украшал всю эту роскошь большой сад.

Строительство начали в 1907 году, а уже в 1908 году на Графской красовался двухэтажный особняк в стиле модерн. Однако на возведение всей этой роскоши Аршавский потратил огромную сумму денег, поэтому вынужден был второй этаж сдавать в аренду В. Слатвинскому. Однако когда особняк стало удерживать слишком дорого, Александр Аршавский продал его богатому купцу Тевье Апштейну в 1913 году. Через 4 года купец умирает, а его вдова, Труня Иосифовна, вместе с семьей прожила в этом особняке еще 2 года. Кто знает, но возможно она так тосковала за своим мужем, что особняк стали называть «Домом безутешной вдовы».

В 1918 году «Дом плачущей вдовы» в Киеве национализировали, а потом закрыли на реконструкцию. В течение десятилетий здесь размещались различные организации. Однако с 1994 года бывший особняк Аршавского стал официальной резиденцией Президента Украины. Сегодня здесь останавливаются иностранные делегации и гости главы государства. Для простых посетителей вход закрыт, но остается возможность любоваться архитектурным шедевром снаружи.

Как доехать

«Дом плачущей вдовы» расположен по улице Лютеранская, 23. Ближайшая станция метро – «Крещатик». Идти нужно по улице Городецкого, через площадь Ивана Франко выйти на улицу Банковую, где стоит еще один архитектурный шедевр – . Затем идти до перекрестка улиц Банковой и Лютеранской, где и расположен «Дом безутешной вдовы».

Главная особенность этого двухэтажного здания - грустное женское лицо вылепленное на фасаде. Когда идет дождь по каменным щекам безутешной красавицы текут капли и кажется что она плачет. Именно из-за этого барельефа дом получил такое название. Впрочем, кто изображен на барельефе и почему «вдова» плачет до сих пор остается загадкой для историков города.

История дома Плачущей Вдовы

Этот особняк в стиле модерн был построен в 1907 году по заказу полтавского купца 2-й гильдии Сергея Аршавского. Архитектором стал Эдуард Петрович Брадтман, построивший в Киеве немало домов, среди них и здание Театра Соловцова, ныне театр им. Ивана Франка, в котором до 1917 г. гастролировали все русские и зарубежные знаменитости. После окончания строительства Аршавский сдал внаем весь второй этаж особняка чтоба рассчитаться с долгами. Аршавский с женой и четырьмя детьми жил в особняке до 1913 года. В августе 1913-го он продал его известному киевскому купцу первой гильдии Тевье Апштейну.

В 1918 году особняк был национализирован, в нем находились Федерация иностранных групп при ЦК РКП(б), Особый отдел ХІІ армии, профсоюз Юго-Западной железной дороги, а с послевоенного времени и до наших дней - правительственные структуры.

Каждый из четырех фасадов здания имеет свое решение. Два парадных фасада, которые выходят на перекресток улиц Банковой и Лютеранской, отделаны лабрадоритом, серым гранитом, блоками искусственного камня обработанным под руст, лепными украшениями из кирпича, оливковой керамической плиткой, желтым кирпичом сложной кладки и кованым металлом. Над одним из балконов главного фасада вырезана монограмма бывшего владельца особняка - СА (Сергей Аршавский). Справа от главного входа в особняк - изысканные кованые ворота с геометрическим рисунком.