Материал из Энциклопедия символики и геральдики

Может рассматриваться как производное от двух соединенных основаниями треугольников.

Графический образ:

  • матки, вульвы, иногда - невинности;
  • алмаза.

Графический аналог руны Одал - ограда могилы и образ рыбы, поглощающей покойного.

Ромбовидный рисунок на панцире черепахи, символе лунно-земной богини.

Основные значения:

[ править ]

  • женский творческий принцип, женственность, плодовитость, плодородие, мать, материнство
  • матка, вульва, pudenda mulieris - обычно, с точкой в центре
  • счастье,
  • всепоглощающая материнская любовь, материнство, Великая Мать, Кали
  • земное начало, тьма материнского лона, могила;
  • море, первичные воды, бездна страха,
  • женская порождающая сила

См. также:

Графические символы Треугольник Крест Квадрат Ромб в геральдике Ромбовидный щит Великая Мать Мандорла Йони

Африка

[ править ]

В Мали полуромб с точкой на другом конце был символом молодой женщины.

Древний Восток

[ править ]

Символ шумерской богини-матери Намми.

Китай

[ править ]

Ромб (ллинг-ксинг) - один из восьми благопожелательных символов счастья, означающий благополучное положение дел в государстве, а также эмблема победы.

Двойной ромб (фанг-шенг) - считается на Западе защитным магическим средством.

Один из восьми символов просвещенного человека.

Мезоамерика

[ править ]

Майя установили символическую связь между ромбом и ягуаром (содержащими в себе идею женственности): ягуар охраняет поля в форме ромба и всех, кто находится внутри границ гигантской ромбовидной фигуры, воспроизводящей границы мира.

На нефритовой юбке ацтекской богини рек и озер Чальчиутликуэ, покровительницы путешествующих по воде, супруги бога дождя и грома Тлалока, ромб символизирует плодородие.

Северная Америка

[ править ]

Имеет двойственное образное значение, сочетаясь с фаллическим символизмом змей в декоративном искусстве американских индейцев.

Индуизм

[ править ]

Йони как кольцо или кольца у основания лингама Шивы-творца.

Буддизм

[ править ]

В тантрическом искусстве йони - важный мотив, символизирующих ворота на пути духовного возрождения.

[ править ]

Фигура, существующая в отрыве от «почвы» в угловатой и жесткой самодостаточности. Устойчивость ромба в его внутренней площади, а ударная сила - в остроте и прочности углов. Ромб - жесткая и «упрямая» фигура, сугубо автономная в своем существовании и обеспечивающая свою «живучесть» своеобразной, только ему присущей адаптационностью. Она заключается в способности изменять остроту углов и поперечное сечение. Иными словами, ромб способен предельно обострять свои углы, «вытягиваясь» в длину или, наоборот, превращаться в некое подобие квадрата, «поставленного» на угол. В первом случае острие, как жало, резко повышает разящую проникаемость, а во втором - образуется укрепленный со всех сторон форт. Знак ромба - символ «жесткой идеи», некой парадигмы, он, как и треугольник, олицетворяет ударную силу и могущество, при этом последнее качество у «ромбов» представлено весьма агрессивно. Ромб - это диктат единого властного центра, поэтому ромб как нельзя лучше олицетворяет персонализацию власти. Они предельно жестки и догматичны (жесткость и прочность ромбов обеспечивается изнутри крестовиной!), и для изменения конфигурации ромба должны быть очень веские причины, да и сам процесс подобной модификации для ромба отнюдь не безболезнен.

Точка. С точки начинается любое явление. Она лежит в основе всех измерений, порождает в своем развитии линию, служит центром и опорой креста и круга. Это Неизбежная Середина у даосов, Местопребывания Бога, где примиряются все контрасты и противоречия, - у мусульман, Святой дворец из иудейской Каббалы .

Будучи сама неизменной и неподвижной, она порождает движение: например, вращение колеса и т.д.

Согласно каббалистическому учению, первичная точка есть цент мира пространств и времен. Единство, Бог, Сердце Вселенной, из которого выходят бесконечные пространства, направленные вверх и вниз, вправо и влево, вперед и назад (в индуистской традиции эти линии, расходящиеся во все стороны, символизируют волосы Шивы).

Первичная точка - это непроявленное Единое, образующее тройственное, символ Начала, Середины, Конца, соответствующих трем элементам мистического слова АУМ, которые вместе образуют букву иод; скрытая точка, представляющая собой Основу, из которой происходят все остальные буквы древнееврейского алфавита, символа проявленного мира.

Это центр человеческого Я: дойдя до центральной точки, мудрец достигает сердца - покоя, божественного присутствия.

Согласно мистическому учению Корана , точка, заключенная в круге над именем Аллаха, представляет собой Имя, воплощение Первоначала. Точка и окружность стремятся к тому, чтобы сойтись в единую Точку, которая есть Имя. Это соединение суть процесс «слияния» множественного в Едином, его обожествление.

Круг. Символика круга имела тройное значение: круговорот жизни, временной цикл и божественное начало.

Если центром является точка, откуда берет начало движение и, в более широком смысле, сама жизнь, то круг - это «развитие» центральной точки, расширение во всех смыслах, цикличное повторение времен года, жизни, смерти, дня, ночи и т.д.

Круг заключает в себе идею движения и воплощает временной цикл, вечный круговорот всего сущего: хоровод планет вокруг Солнца (зодиакальный круг), который находит отражение в кругоподобных храмах, арене цирка, в круговом танце дервишей, в магическом передвижении арабских паломников вокруг Каабы, буддистов вокруг ступы, священника с кадилом вокруг алтаря, - символизирующих участие в великом ритме Вселенной.

Символ Совершенства в исламе, Божества и Света в Египте, круг, выражающий идею отсутствия начала и конца, символизирует Вечность в образе змеи (символ жизни), кусающей собственный хвост, - это не что иное, как Уроборос, воплощение следующей формулы: «Единое есть Целое, некая Универсальная Субстанция, разреженная до неощутимого, образующая сокровенную Сущность вещей, нематериальную основу всего вещественного мира…».

Круг - это также «ноль» нашей нумерации, обозначающий потенциальные возможности, эмбрион. Круг, имеющий центральную точку, является воплощением «проявленной сущности», гармонии, порядка Космоса - и имеет предметную соотнесённость с колесом.

Киилкор (круг для медитации) тибетским лам тоже является магическим инструментом: он очерчивает духовные флюиды и мандалу - цветную диаграмму, нарисованную на ткани, бумаге, металле или земле, в центре которой расположена торма (маленькая пирамидка), символизирующая Божество.

Колесо близко символике круга. Колесо с четырьмя спицами символизирует развитие по всем четырем направлениям пространства, четвертичный ритм фаз Луны и смены времен года. Колесо с шестью спицами - это солнечное «колесико», горизонтальная проекция шестиконечного креста, который галлы носили в качестве амулета. Позднее на нем стали писать монограмму с именем Христа , и спицы колеса превратились в латинские буквы I, X и P. Это также буддийское Колесо Жизни, спицы которого символизируют лока, то есть миры: мир богов, людей, титанов, преисподней, привидений и животных. Колесо с восьмью спицами - это кельтское колесо, изображение восьми направлений пространства, символ возрождения, обновления.

Оно похоже на цветок лотоса и восьмиугольник из китайских Па-куа (триграмм). Воплощение вечного движения - Дхармачакра, или колесо Закона - это своего рода космический и духовный зодиак, синтез учения Будды , основной символ всех буддийских школ. Оно порождает пространство и время. Его спицы символизируют восемь троп Благородного Восьмиконечного Пути, продолжения четырех основополагающих истин буддизма (соблюдение моральных принципов, сдержанность в чувствах, владение собой и достижение состояния блаженства). Колесо с пятью спицами - символ гармонии, которая должна существовать между небесным и материальным мирами.

Со ступицей колеса древние сравнивали принцип Целостности: реальность-в-себе подобна неподвижной движущей силе; ощутимые реальности - спицам и ободу колеса. Эти реальности находятся в постоянной взаимозависимости, поэтому философы утверждали, что Единое правит временем и пространством, тогда как множественные сущности погружены в поток становления и протяженности. Во многих цивилизация (центральноамериканских, халдейской, ассирийской, египетской) идею Единства воплощало крылатое колесо .

Диск. Близкий символике круга, диск и его производные (мандала, орел, щит, шар, тонзура и т.д.) есть солнечный символ, и вместе с жезлом и глазом он относится к четырем аспектам солнечного божества, которое едино и триедино одновременно. Он воплощает Бога-судью, или Разум, обладающий способностью отделить тень от света, зло от добра.

Розетка. В искусстве древности, где любая деталь говорила прежде всего на языке духа и имела символическое значение, розетка, стилизованное изображение розы, олицетворяет собой солнечный диск (розетка с восьмью развернутыми лепестками), а иногда - лунный диск (спиралевидная розетка).

Она ведет свое происхождение от символики круга, колеса, солнечных цветов (розы, маргаритки, ромашки, подсолнуха), солнечных звезды и креста.

Сфера. Пространственным аналогом круга является сфера. Согласно герметистам, Бог являет собой сферу, цент которой находится не только на небе, но повсюду - на земле и даже в подземном мире. Такая концепция близка египетскому делению мира на три части: Небо, Земля, Дуат.

Для древних сфера была символом Вселенной, крайнего предела, всестороннего могущества верховного божества (сферу удерживал на плечах Атлант).

Средоточие мира, первичный эфир, символизировала буква иод , 10-я в древнееврейском алфавите. В Индии символом иода и сферы служил цветок лотоса, плывущий по материнским водам, - лепестки его заключают в себе совокупность жизней, которым предстоит зародиться во всех царствах природы. Подобно этому, символами Жизни выступают мяч, шар, а также яблоко.

Стоики пифагорейцы и неоплатоники считали, что душа, освободившись от тела, приобретает форму сферы.

Символом божественного разума служила сфера, пересеченная двумя поперечными полосами, украшенная полумесяцем и семью звездами или разрезанная по диагонали двумя пересекающимися кругами и диском, окруженным знаками зодиака.

Верхняя полусфера (купол) символизирует религиозное вдохновение, а нижняя - сосуд, по своему символическому значению близкий чаше, кубку или вазе.

У египтян сфера (крылатый шар) олицетворяла материю, проходящую через очищение.

Спираль. Принцип спирали часто встречается в природе, и этот символ получил широкое распространение еще на заре человечества. Спирали, образуемые движением воды, материнской и священной стихии, считались проявлениями жизни Вселенной, которую воспринимали как одушевленное существо; таким образом, спираль - это образ жизни. Спираль служила также символом дыхания и, возможно, огня (солнечные розетки со спиралью в центре, витые колонны и т.д.).

Развитие совершается по принципу спирали. Каждый виток - конец одного цикла и в то же время начало следующего. Каждый цикл - это расцвет тех циклов, что ему предшествовали, и подготовка более благоприятных условий для последующих.

Спираль, по которой происходит турбулентное движение, представляет собой символ развития, вечного изменения, чье значение близко символике скорлупы и связано с Водой, Луной и Женщиной (плодородие, рождение и возрождение, любовь и брак).

Плоская спираль похожа на лабиринт: это развитие и регресс (возвращение к центру). Двойную спираль представляют собой змеи кадуцея, на жезле брахмана изображена двойная спиралевидная линия, по обе стороны сушумны расположены два тонких канала, символизирующие противоположные течения, противоборствующие силы, переменный ритм движения, жизнь, Ян и инь.

В винтовых лестницах средневековых соборов спираль - это невидимая тропа, вьющаяся вокруг стен храма, проходя по которой, незаметно для чужого глаза, мы постигаем тайну здания духа, открывающуюся лишь тем, кто поднимается до самого неба.

Квадрат. Квадрат, связанный с символикой числа «четыре», воплощает идею равновесия и упорядоченности Космоса, идею Совершенства.

В Древнем Китае священный квадрат обеспечивал миропорядок и воплощал целостность Империи. Квадрат лежит в основе космоса: Земля является квадратной и делится на квадраты, поселения также являются квадратными. Алтарь земли также имеет форму квадратного холма.

В христианской традиции квадрат является символом космоса и положен в основание зданий многих церквей как воплощение стабильности. Квадрат является совершенной фигурой, символизирующей постоянство, основательность.

Вполне очевидное совершенство квадрата являет собой образец равновесия. Он воплощает Кубический Камень, т.е. идеально уравновешенного индивида, организм которого безусловно подчиняется всем требованиям разума.

Магические квадраты (число вертикальных колонок равно числу горизонтальных) являются концентраторами энергии, они наделены силой, сообщаемой им именем или священным числом, лежащим в их основе.

Куб является символом незыблемости, устоев. Священный цент мусульман в Мекке - Кааба - это каменное сооружение в форме куба, построенное таким образом, что четыре линии исходят из его центра по направлению к четырем углам, соответствуя четырем сторонам света. Этот куб является «пупом мира», Матерью святых мест, троном халифа - Бога на земле.

Ромб. Ромб - один из восьми китайских символов счастья, воплощающий благополучное положение дел в государстве. Он является также и эмблемой победы.

Двойной ромб - два ромба, наложенные один на другой, - считается на Западе защитным магическим средством.

Индейцы племени майя установили символическую связь между ромбом и ягуаром (каждый из них содержит в себе идею женственности): ягуар охраняет поля в форме ромба и все, кто находится внутри границ гигантской ромбовидной фигуры, воспроизводящей границы мира.

Ромбовидный рисунок есть и на панцире черепахи, символе лунно-земной богини.

Треугольник. Первая геометрическая фигура, встречающаяся в древних орнаментах.

В Египте он символизировал триаду духовной воли, любви-интуиции и высшего разума человека, то есть его личность или душу.

В герметической идеографии треугольник с вершиной, устремленной кверху , символизирует Огонь (поднимающееся вверх пламя) и отвечает идее вознесения, духовности, Сухости и Теплоте, Лету, Красному цвету, Железу, знаку Льва, месяцу марту и евангелисту Марку. Треугольник с горизонтальной чертой считается пассивным и означает Воздух, умеренный Огонь, соответствующий Теплоте и Влажности, Осени, Синему цвету, Олову, Юпитеру, Орлу, Скорпиону и евангелисту Иоанну. Перевернутый треугольник означает чашу, готовую принять Воду, и соответствует женскому началу, пассивности, Мудрости, порождающей Главную Идею, Влажности и Холоду, Зиме, Зеленому цвету, Меди, Венере, Ангелу и евангелисту Матфею. Треугольник Воздуха с горизонтальной чертой символизирует Землю, неподвижную стоячую воду и соответствует Холоду и Сухости, Весне, Черному цвету, Свинцу, Сатурну, Быку и евангелисту Луке.

Ацтеки использовали изображение треугольника с вершиной наверху, соединенного с перевернутым треугольником, в качестве символа временного цикла.

Треугольник в сочетании с крестом образует алхимический знак Серы. В перевернутом виде он означает завершенное Великое Делание.

Равносторонний треугольник , символизирующий, по древнегреческой традиции, совершенство, у христиан означает Троицу - Отца, Сына и Святого Духа.

У масонов треугольник символизирует Тройственность Космоса, а его стороны - Свет, Тьму и Время.

Высокий треугольник (с углом 36° на вершине и двумя углами в 72° у основания) образует один из лучей пятиугольника; при увеличении этого угла в 10 раз получается окружность в 360°. Десять прилегающих друг к другу треугольников образуют десятиугольник.

Светящаяся Дельта - это равнобедренный треугольник (с углом 108° на вершине и двумя углами по 36° у основания), в середине которого расположены Божественный Глаз (видимое Солнце, дающее Свет и Жизнь, Логос, Творческое Начало) или священная Тетраграмма I E V E, имя Бога, которое иудейский первосвященник произносил лишь один-единственный раз в году. Его три стороны являют собой выражение формулы: «Правильно думать, правильно говорить, правильно делать», или лозунг: «Свобода, Равенство, Братство». Три вершины означают: Прошлое, Настоящее, Будущее, а весь треугольник: Вечность. Три угла: Мудрость, Сила, Красота, - божественные достоинства, символизирующие собой три царства природы и три фазы человеческой жизни: Рождение, Жизнь и Смерть.

Священный треугольник египтян (вертикальная сторона которого насчитывала три единицы длины и символизировала мужское начало, основание - четыре единицы, символ женского начала, а гипотенуза - пять единиц, символизировала собой плод их союза; в результате получался безукоризненный прямой угол) был символом Природы Всего Сущего. В этом треугольнике, как пишет Плутарх, число три совершенно и выше всех остальных, Четыре есть квадрат, построенный на стороне парной действительности, а что до числа Пять, то оно принадлежит, с одной стороны, Отцу, а с другой стороны - Матери, и состоит из Триады и Двойственности.

Пользуясь двумя соединенными друг с другом треугольниками, арабские архитекторы строили эллипс и вычерчивали купола своих зданий.

Печать Соломона . Эта фигура, образованная пересечением двух равносторонних треугольников - белого и черного, и представляющая собой гексаграмму в виде звезды, символизирует, согласно иудейской и алхимической традициям, образ мира, Звезду Макрокосма или Великого Мира - основное содержание герметического учения. В ней содержатся идеограммы основных стихий: огня (белый треугольник с вершиной наверху), воды (черный перевернутый треугольник), воздуха (белый треугольник, отсеченный основанием черного треугольника) и земли (черный треугольник, отсеченный основанием белого треугольника). Белый треугольник символизирует также Бога или силы развития. Черный треугольник, противопоставленный белому и дополняющий его, - обратное движение, земные силы.

Некоторые оккультисты считают треугольник символом каббалистического солнечного Христа, а в перевернутом виде - идеограммой солнечной Тени, или духовного падения Сатаны. Таким образом, печать - образ истинного Солнца, соединяющего добрые и дурные влияния в единое целое.

Печать - один из символов Философского камня, цели Великого Делания, объединяющего в себе семь металлов царского искусства, семь планет, представляющих собой небо во всей его полноте: Серебро - Луна - верхняя вершина; Свинец - Сатурн - нижняя вершина; Железо - Марс - верхняя вершина слева; Венера - Медь - верхняя вершина справа; Юпитер - Олово - нижняя вершина слева; Меркурий - Ртуть - нижняя вершина справа; Золото - Солнце - центр, точка уникального совершенства.

В масонской символике Печать означает Офицеров: Венерабль (Президент масонской ложи) и Смотрители, руководящие Ложей, как бы образуют восходящий треугольник (белый) а нисходящий треугольник символизирует Оратора, Секретаря и Кровельщиков, занимающихся организационной работой.

Похожее на Печать Соломона изображение скрещенных Угольника и Циркуля выражает у масонов идею бесконечного, Духа и Материи.

Гексаграмма. Состоящая из двух равносторонних треугольников, наложенных друг на друга (второй перевернут относительно первого на 180°) и образующих при этом шестиконечную звезду, гексаграмма является вселенским символом.

У индусов гексаграмма символизирует первичную энергию, источник любого творения, а выражает проникновение лингама в йони, или союз мужского и женского начал.

64 китайские гексаграммы, в основе которых 8 триграмм, представляют собой геометрические фигуры, образованные комбинациями черточек Ян и Инь, составляющих И-Цзин, или Книгу Перемен. (Ассоциируемые с числом, элементом, цветом, направлением, планетой, частью тела, животным, периодом и т.д., эти гексаграммы соответствуют каждая определенному символу и используются в гадании.)

Триграмма . Триграммами, или па куа , называют серию из 8 фигур, составленных из прерывистых и сплошных черт, - линейных изображений инь и ан. Образованные при взаимодействии двух начал, эти символические фигуры, значение которых разъясняется в Книге перемен, являются образами всего того, что происходит во Вселенной, и выражают собой движение вещей и их превращения: Подобно круговому изображению инь и ан, они символизируют двойной аспект природы: ее недвойственность и одновременно двойственность; иными словами, единство Бытия и разнообразие мира явлений.

Эти триграммы располагаются в восьмиугольнике, периметр которого означает время, а то, что находится внутри, - пространство. В различных комбинациях они образуют 64 гексаграммы, совокупность которых дает картину взаимодействия во вселенной отрицательных сил инь и положительных Ян, и происходящих при этом преобразований.

Пентаграмма. Пентаграмма в виде пятиугольника или пятиконечной звезды связана с символикой числа пять, символа человека: в нее вписана человеческая фигура, над четырьмя конечностями которой доминирует голова (дух, правящий четырьмя стихиями).

В магии это Звезда Микрокосма, или пантакль Воли, используемый как средство заклинания и овладения.

Это также символ брака, осуществления: пять ее лучей представляют собой плодотворный союз тройки, мужского начала, и двойки - женского.

Пентаграмма, вписанная в невидимый круг, означает для пифагорейцев молчание посвящаемого: ее пять концов символизируют пять лет молчания и учения, предшествующие посвящению.

В этом же смысле знак пламенеющей звезды , который получает масон, дойдя до степени Подмастерье, символизирует личность, дошедшую до Озарения, квинтэссенции, или сущности Я, высвобождаемой посредством кропотливого труда над собой, и подразумевает свободную мысль, очищенную от всех предрассудков и суеверий.

Перевернутая пентаграмма есть символ разрушения, Дьявола (козлиная голова), похотливости и грубых инстинктов.

Звезда (как символ) восходит к Древней Вавилонии , где три звезды , расположенные треугольником, воплощали триаду: Син, Шамаш, Иштар, то есть Луну-Солнце-Венеру.

Звезда служила идеограммой для воплощения понятий Бог и Небо (эта эмблема Неба украшает новогоднюю, рождественскую ёлку).

Полярная звезда , «вокруг которой вращается небесный свод», рассматривалась в качестве первоисточника энергии, символа превосходства. (В Китае она - пуп мира, солнечный столб).

Звезда-провозвестница фигурировала в легенде о рождении Будды (за пять веков до рождения Христа): ее увидела во сне его мыть. В предании о Рождестве Христовом рассказывается о звезде, которую видели волхвы.

Звезда с пятью лучами (Звезда магов) существовала во всех древнейших цивилизациях. Она является матрицей Космического Человека, символическим изображением человека в пропорциях Вселенной, воплощением человеческого микрокосма: Это пылающая звезда алхимиков, пять лучей которой соответствуют четырем конечностям и голове человека (обозначает поэтому верховную власть); помещенная между землемером и циркуле, она символизирует в масонстве возрождение человека, прошедшего посвящение ко времени завершения срока его пребывания в подмастерьях. Пентаграмма соответствует и Золотому числу пифагорейцев, и Божественной Пропорции Леонардо да Винчи, который определил идеальный канон человека, «чей пуп делит тело согласно Золотому Сечению, управляет логарифмической спиралью, по которой развиваются живые существа без изменения их форм».

Перевернутая звезда (верхушкой вниз) становится сатанинским символом, принадлежащим Князю Тьмы, и олицетворяет грубые инстинкты, похотливые желания, которыми владеют животные.

Звезда с шестью лучами - эмблема иудаизма и официального флага Израиля, символ мира и равновесия эмблемы мудрости: Это Щит Давида (результат перекрещения двух треугольников), бывший когда-то талисманом битвы (поэтому ее рассматривают в качестве силы, приведенной в движение, эмблемы мудрости). Это Печать Соломона, одно из обозначений Философского Камня алхимиков, цель Великого Делания, благодаря которому человеческий микрокосм находится во взаимосвязи со вселенским макрокосмом.

Восьмилучевая звезда у египтян - божественный знак, солнечный символ, воплощенное сияние (заключает в себе солнечный круг, крест солнцестояний и равноденствий и стороны света). Это колесо коронованной Кибелы-Деметры, индейское колесо, осьминог доколумбовой Америки, она украшала щиты рыцарей ордена тамплиеров.

Крест . Крест, означающий гармонию между Богом и Землей, является одним из древнейших космических символов. Указывая на четыре стороны света, он лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной. Вертикальная ось связывает полюса относительно экватора, горизонтальная - соотносится с равноденствиями и солнцестояниями. В точке их пересечения находится центр.

Крест символизирует также единство противоположностей. По мнению алхимиков, скрещение вертикальной черты (направленной вверх, активной, пронзающей насквозь и оплодотворяющей) и горизонтальной черты (лежащей поперек, пассивной, женской) - есть, главным образом, знак жизни (плодотворного соединения и реализующей силы). Это олицетворение пары лингам-йони.

В христианской традиции латинский крест , называемый ранее печатью Бога, символизирует распятого Христа . (Крестовое знамение - это символ Веры, знак Всего, знак Искупления: на кресте Иисус спас все человечество, крестом он освящает всех людей до самых глубин существа каждого из них). Крест на Голгофе - не только знак распятия и смерти, но и символ Древа Жизни. Соединяясь с преисподней, куда спустился Христос, чтобы освободить проклятых, крест достигает небесных сфер, куда он же и поднялся, чтобы царствовать.

Символ Веры, крест из красной материи служил знаком принадлежности к крестоносцам, отправляющимся на завоевание гроба Господня в Иерусалим.

Тау (крест святого Антония) - крест без вершины - был символом мироздания и зарождения, прежде чем христианская традиция адаптировала его в качестве символа Спасения: он воздвигался на перекрестках дорог и во дворах церквей. Согласно святому Писанию, ангел Апокалипсиса отмечает чело избранников Бога крестом святого Антония.

Вписанный в круг, крест олицетворяет процесс творения и выступает как символ солнца.

Египетский крест в виде буквы «Т», увенчанный петлей (тау с петлей на конце). Называемый также ключом Нила, символизирует созидательное начало. Его держат в руках божества, он изображается на могила прославленных персон. Является симолом жизни и вечности. Этот крест лежит в основе плана собора. Крест - это также одна из основных форм в устройстве средневековой церкви, встреча времени и пространства, неба и земли. В «распятом» пространстве собора человек находится в центре «сущего». Блуждание уступает место обращению к сердцу креста, который здесь является не орудием пытки, но символом Вечной жизни.

Свастика . Цикл обращения Солнца (помимо колеса) символизируют также вращающиеся фигурки: таково происхождение солнечного креста (свастики ), четыре оконечности которого заканчиваются лапами или ногами, повернутыми в одном направлении. На нем могут быть изображены животные или руки, расходящиеся лучами от общей оси, что в Древнем Египте символизировало вездесущую тройственность в движении миров и свидетельствовало о стремлении египтян к гармонии с космосом. Свастика выступала символом жизни.

Как и крест, вписанный в круг, свастика означает вращательное движение вокруг фиксированного центра, например, солнца (действие Начала по отношению к миру). В христианском мире центр свастики воплощает Христос, а угловые гаммы» - четырех евангелистов. В результате того, что, к несчастью, свастика была заимствована немецкими фашистами, этот символ претерпел деградацию - стал отвратительным символом нетерпимости и смерти.

В Индии свастика служила символом Солнца, Огня и Света и часто изображалась вместе с солнечным колесом и молнией.

Выражая собой идею вращения вокруг неподвижного центра, свастика является символом воздействия Первичного начала на мир, его проявления, цикла и непрерывного обновления.

В Китае свастика (Лей-Вен, свиток молний) некогда символизировала четыре стороны света, а затем приобрела значение «десять тысяч», или число бесконечности. Еще позже ее стали называть печатью сердца Будды.

Мандала . Мандала (в переводе с санскрита «священный круг») - это космограмма, геометрическая проекция Вселенной. Она представляет Вселенную не только как инертное космическое пространство, но также и как вращение во времени; динамика и статика рассматриваются здесь как жизненный процесс, развивающийся из основного принципа (начала), вращаясь вокруг центральной оси, горы Сумеру, axis mundi, на вершине которой отдыхает солнце, а основание уходит в мистические подземные глубины.

Мы обнаруживаем здесь символику вавилонского зиккурата, китайского императорского, а также иранского города, образы мира, в центре которого человек сливается со вселенскими силами, психическую энергию которого он усваивает.

Мандала служит наглядной опорой для медитации, необходимой при посвящении в различные тантрические циклы. Нанесенная на землю с помощью рисового порошка или разноцветного песка, либо на шелковую ткань, - ее конструкция подчиняется неизменным правилам. Каждая деталь имеет символическое значение и помогает медитирующему в его усилии сконцентрироваться, направляя эмоциональный и ментальный потоки к духовной перспективе, все более приближая их к центру индивида, к его истинному Я.

Мандала состоит из квадрата, который вписан в круг, разделенный на три части. Внешний, огненный круг мандалы (или огненная гора), состоящий из пяти цветов, является барьером для непосвященного, символизируя элементы и знание, которое должно сжечь неведение и провести медитирующего к искомому знанию.

Второй круг - это бриллиантовый пояс, или вайра , символ высшего знания, бодхи - состояние просветления, которое, - испытанное однажды, - остается неизменным, словно бриллиант.

Третий круг представлен поясом из лепестков лотоса и символизирует состояние чистоты, благоприятствующее гармоническому течению медитации. Внутри него нарисована мандала, - или дворец, квадрат, разделенный на четыре треугольника, на каждой стороне которого - выступ, изображающий дверь, ведущую к одной из сторон света, охраняемую четырьмя космическими стражами и украшенную половинкой жемчужины.

Периметр квадрата, представляющий собой стену, раскрашен в пять основных цветов.

Центр мандалы отождествляется с горой Меру - осью мира. Он окружен кругом вайры и похож на цветок лотоса с восьмью лепестками, в центре которого находится предмет почитания - божество, его атрибут или символ. Бутон рассеивает лучезарные эманации Будд или их символов, происходящих от лучей Пустоты.

Принцип, аналогичный принципу мандалы, лежит и в основе строительства храмов.

На духовном уровне возвращение к центру происходит с помощью мандалы и лабиринта . В полном объеме его достигает Бодхисаттва, получивший озарение свыше, - соединившись воедино с высшим сознанием, он восседает на алмазном троне, в идеальном центре мира в плоскости абсолютного.

Янтра . Индуистские янтры представляют собой линейные диаграммы, служащие опорой для медитации, используемые вместо мандалы и выражающие ее принцип.

Хотя божества, изображаемые на мандале, здесь заменяются линиями, суть ее остается неизменной; речь идет лишь об упрощенном изображении квинтэссенции той же самой идеи.

Примером янтры может послужить колесо Шри , то есть шакти , или божественного могущества, движущей силы Вселенной, через которую Бог проявляется во всем сущем. Оно состоит из четырех равнобедренных треугольников разной величины, пересекающихся друг с другом, вершины которых направлены вверх, и из пяти треугольников с вершинами вниз. В центре находится невидимая точка бинду (сжатая Вселенная , соединение сил творения, цельное сознание, в котором заключены все миры и существа, которым предстоит проявиться), материнское семя, вокруг которого находятся в равновесии мужские силы (Шива, треугольники вершиной вверх) и женские (Шакти, треугольники вершиной вниз).

В первом круге, охватывающем эти фигуры, нарисованы восемь лепестков, символизирующих собой лотос творения; во втором - лотос с шестнадцатью лепестками, заключенный в тройную окружность (тримехала ), которая, в свою очередь, содержится в квадрате, сориентированном по четырем сторонам света, - символе Земли.

Все вместе это означает отражения первородной Силы в ее основных проявлениях.

Пять треугольников, повернутых книзу, символизируют пятисоставной образ Силы, а их вершины - стремление к реализации.

Четыре треугольника, направленных вверх, символизируют Шиву, а их вершины - возвращение.

Образы божеств в буддийской мандале иногда заменяют санскритскими буквами, которые размещают по углам. Каждая их них имеет свое особое носовое окончание (как и каждый лепесток, каждый угол, каждая фигура) и означает одну из специфических энергий человеческого существа, а также богиню (йогини ), обитающую в этой части тела.

Кроме того, каждое божество, или сила человеческого существа, обладает собственной янтрой и отзывается на особое заклинание - мантр у, которую называют душой янтры .

Как и в мандале, медитирующий начинает с внешнего слоя, с наружных, физических сил тела, и движется внутрь, к силам внутренним, сверхчувственным.

Во время церемоний посвящения в центр янтры ставят чашу с благовонной водой, в которую должно снизойти божество.

Тай-цзи, Дао . Круг и спираль - один из самых древних декоративных мотивов, известных в Китае, где он, вероятно, когда-то имел космологический смысл, - был принят неоконфунцианцами времен династии Сунн для выражения основного понятия своей философии, излагаемой в Книге перемен (И-кинг).

В круге, символизирующем Конечный принцип или Абсолют, инь и ян смешиваются и взаимно порождаю друг о друга в вечном круговом движении. Когда ян доходит до апогея, он превращается в инь…затем инь растет и, достигнув своего максимума, превращается в ян. В действительности ян содержит в себе элемент инь (черная точка), а инь скрывает в себе зародыш ян (белая точка), что обеспечивает их взаимодействие.

Чередование инь и ян управляет всеми изменениями в мире явлений, всеми ритмами - космическими, человеческими, физическими (времена года, биение сердца и т.д.), регулирует жизнь человека, животных и растений, психологические проявления (чередование радости и печали, рассеянности и концентрации).

Японский эквивалент ян и инь - томоё , - фигура, содержащая в себе тройную спираль.

Тай-цзи, круг Единства (монада), символизирует собой ДАО, неразрывное единство космоса и человека, Высший Порядок. Будучи по существу философией человеческой ответственности, Дао указывает человеку Путь (путь Неба, Звезд и Солнца, в своем непрестанном движении влияющих на Землю), принцип, который должен направлять его поведение, не давая ему нарушить порядок и движение мира, - ведь именно человек несет ответственность за Всеобщую гармонию.

Заслуживают внимании в связи с этим, наблюдения Била Гарднера, который проанализировал 22 тыс. логотипов и определил «логотипы будущего»:

1) Причудливые звезды - «символ смысла».

2) Мозаичные сплавы: в основе спираль - «синтез», развитие.

3) Засветка (нет векторных контуров).

4) «Языки пламени» - огонь: жар, скорость, дух бунтарства.

5) Плетеные шары - сила и сложность организации, идея слияния.

6) Тканая фактура (нить!) - внутренний смысл, взаимосвязанные линии добавляют силы, повторение создает ритм = Лабиринт сцеплений (недосказанное содержание).

7) Дуги - идея полета (изгиб - точка назначения).

8) Надувные трехмерные логотипы.

9) Линии из точек - молекулярная структура, электронное печатное плато и т.д.

10) Волны и круги на воде.

11) Растительная жизнь (листья растений) - рождение/смерть, жизненный цикл, экологически чистое решение, солнце и тень, красоты, рост и др. (бабочка из листьев, например).

12) Размытость - идея движения.

13) Завитки (циклическое движение пера, рукописность).

14) Сосиски (самостоятельные отрезки с закругленными краями) Композиция: если вместе - единство совместного действия, отдельно - самодостаточность, индивидуальность.

15) Цвета СМУК - голубой, пурпурный, желтый, черный.



Ромб - один из фундаментальных символов, впервые появившийся на территории нашей страны в эпоху энеолита (памятники Трипольской культуры).
Наряду с другими геометрическими фигурами - кругом, квадратом и равносторонним крестом составляет основу общечеловеческой символики. Он входит в древнейший ромбо - меандровый орнамент, из которого выкристаллизовалась и сама свастика, став основой мифов, народного и традиционного искусства.
Р омб обозначал представление тогдашней человека об окружающем мире, о реальности, наполненную непонятными ей силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Далее ромб, разделенный на 4 части, стал символом плодородия и засеянного поля - символом предков, символом Рода.На свадебных юбках, на вышитых рукавах женских рубашек, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из этих четырех небольших квадратов обязательно изображается небольшая точка. Обычно эта композиция не заслоняла другие элементы. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами остаются просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого взора - фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками.Борис Рыбаков назвал эту композицию ромбо - точечной. Мы же в контексте нашего исследования будем называть ее « засеянного поля» , что, по нашему мнению, ближе к истинной ее названия и четче отражает функциональность, ритуальность и магическими этого символа.Связь « засеянного поля» со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки - невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпки зерном подсыпку соломы и т.п.)
Женщина - уподоблена земли, рождение ребенка - уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказалось не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожелания счастья новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивает это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием « Роженица » - то есть Берегиня, покровительница как рождаемости, так и урожайности.




Как иллюстрацию плодовитости живого существа, например, знак « Засеянное поле» находим на памятниках античной эпохи, например, на греческих сосудах разных эпох. Ромбы с точками изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических крылатых зверей. Иногда ромбо -точечная композиция превращается в своеобразную свастику с меандровым завитками; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на Делосский весе VII века.Возможно, основанием в формировании данного графического символа дала сам человек - анатомическая область, расположенная между верхушкой копчика сзади, вершиной пидлобкового угла, или дуги, спереди и ягодичными холмами снаружи, называемая промежностью, имеет форму ромба; линией, соединяющей седалищные бугры, делится на 2 треугольника: передний - мочеполовой, через который проходят мочеиспускательный канал и влагалище у женщин и мочеиспускательный канал у мужчин, и задний (анальный) , через который проходит прямая кишка. Также однозначно говорит и о половой и о родовой производительность.




Трипольские находки женских фигурок отражают стройных дев с едва обозначенными грудью, но нередко с признаками начинающей беременности. Это - та же идея семян, новой жизни, но выраженная в иной форме. На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна, то небольшой бугорок, обозначающий беременность, то изображение растения (колоса?) . Иногда живот женщины прикрыт магическим рисунком из четырех квадратов точками в каждом из них (символ поля с семенами?) .




В свадебном обряде славян. А. Рыбаков проследил закономерность вышивания знаков « Засеянное поле» только на свадебной юбки, которую невеста готовила себе к венцу и носила ее в первый год замужества. При этом на детских или бабушкиных юбках, которые отличались бедностью орнаментации, этот знак никогда не вышивали.В вышивке, используемой на женских рубашках установлено точно такое же возрастное разграничение: крупные узоры, выполненные из знака « Засеянное поле» , украшают предплечья только на рубашках молодых женщин и не встречаются ни на детских, ни на бабьих.



Знак « Засеянное поле» в этнографическом материале встречается также на прялках, которые, как известно, часто были свадебным подарком жениха невесте. И здесь ромбо -точечный знак символизирует землю, пашню, расположенную между полуденным и «ночным » , подземным солнцем.Географическое распространение « засеянного поля» очень широкое. В украшении женских одежд, поясов и головных уборов мы встречаем этот символ во всех Украинских (Киев, Чернигов, Карпаты) , в русских и финно - угорских народов, у белорусов, у немцев и западных славян.Большой пласт археологических находок со знаком « Засеянное поле » относится к домонгольской Руси. Этот знак мы найдем и на тканях из курганных погребений близ Чернигова и Смоленска, орнаментированных сплошным узором из ромбов с точками, и на различных ювелирных изделиях.Во времена эллинизма этот знак встречается на специальных глиняных алтариками для жертвоприношений первых плодов, на которых большой ромб, разделенный на четыре части и снабжен точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтариками; по сторонам ромба изображены оба колосса.Этот же знак мы встречаем у скифов Причерноморья. На территории Золотой Балки, поселение II ст. до н.э. - II ст. н.э. , на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден небольшой плоский квадратный алтариками, разделенный тройной линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга. Что в целом дает типичную схему знака « Засеянное поле». Этот же знак находим и в бронзовом веке, например, на сосудах вучедольськои культуры в Славонии (суч.Словения) .Б.А. Рыбаков приходит к следующему выводу: « Даже эти разрозненные примеры, количество которых, впрочем, можно значительно увеличить, убеждают нас в устойчивом, древнем бытовании нашего символа. Семантика его не выходит за рамки магии плодородия: свадебная одежда, плоды земли, половая сила. Двигаясь в своем ретроспективном пути еще дальше, в более ранние эпохи, мы достигаем земледельцев энеолита и неолита. Ромбо - точечную композицию, как в ее полной классической форме, так и в сокращенном варианте (только ромбы или один ромб с точкой) , мы находим в Триполье. В 1965 г. мне пришлось писать по поводу известных трипольских женских глиняных фигурок следующее: « Обилие женских статуэток давно уже получила толкование как проявление культа божеств плодородия. Особый интерес представляют изучены С. Н. Бибиковым глиняные фигурки с зернами пшеницы в составе глины, относящиеся к раннему этапу трипольской культуры. Прежде чем лепить фигурку божества плодородия, глину замешивали на зернах (и муке?) , Выражая тем самым всю суть своих пожеланий. С.Н.Бибиков очень остроумно приурочил изготовление таких фигурок к новогоднему цикла заклинательных земледельческих обрядов. Идея зерна, семян как начала новой жизни пронизывает всю трипольскую пластику среднего и позднего периодов " .Символ « Засеянное поле» , выраженный « четвертованием » ромба -поля -пространства, плотно прижился в многотысячелетней сознании славян, применяясь к наиболее насущных понятий. Например, как часть чего-то - " четверть " , четвертая доля. Как мера длины, четверть значит четверть аршина, пядь, 4 вершка. Как мера земли: четверть десятины, четверичний, т.е. квадратный. Как денежный объем - четвертак, четвертачок. Старинное слово « четь » тоже особенно интересно, так как по его трансформацией мы можем наблюдать образование слова « четверть » - « четь » + « верть » (вертеть) . Если смотреть на графике символа « Засеянное поле» , то можно легко обнаружить: как его ни " верти " , то же будет. Слово « четь » с древнерусского означает « чрево, творить» (по отношению к земле - земля, которая дает) .Археологическим данным прослеживается еще одна сторона символизма знака « Засеянное поле» - принцип четырех сторон света. И этот принцип появляется впервые в керамике трипольских земледельческих племен энеолита - узловые знаки орнамента изображались на боках сосудов таким образом, что они смотрели «на все четыре стороны». Отметим и тот факт, что трипольские чотиричастни жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света.Здесь следует проследить влияние славянской культуры на зачатие и становление египетской. Трипольская культура датируется 6-3 тыс. до н.э. И трипольцы жившие, особенно в поздний период, в энеолитических городах, насчитывавших до 20 - 24 тыс. жителей, что говорит об обязательном социальном расслоении общества с выделением в его среде правителей. Трипольцы были искусными строителями, их здания включали несколько этажей, имели над входом балкон. Огромные (относительно тогдашнего населения Земли) города славян - трипольцев обнаружены на Уманщине и занимают по 400 Га (Тальянки) , 300 Га (Майданецкое) , 250 Га (Доброводы) . В Египте находим, что «практически светлокожие европеоиды атлантического типа реально засвидетельствованы: 1) в египетских росписях, изображающих ливийцев - Кихну конца II - начала I тысячелетия до н.э. , Живших у западных границ Египта, т.е. в Восточной Сахаре. Отсюда становится понятно: чье влияние испытали т.н. египтяне при строительстве пирамид - эти гробницы древнеегипетских фараонов Древних и Средних царств были построены лишь около 2800 - около 1700 до н.э.

В Трипольской культуре четырехугольными были не только жертвенники, подобно располагались четыре листа в орнаменте, четыре солнца на сосуде и т.д. Число четыре занимает очень важное место в трипольской орнаменте, но не столько само по себе, сколько в качестве обозначения четырех направлений. Судя по некоторым данным, в настоящее время уже сформировались понятия «впереди » , « сзади » , « налево» , « направо» и, очевидно, определились понятия « юг» и «север » , «восток » и «запад ». Вполне понятно, почему мысль трипольских художников постоянно возвращалась к распределению главных элементов орнамента по «всем четырем сторонам»: ведь для земледельца эти четыре направления были не только сторонами света - югом, севером, западом и востоком но и сторонами его прямоугольного поля. Поле распахивают в двух направлениях (борозда в одну сторону, борозда в противоположную сторону) , а затем боронуют в двух направлениях, нередко перпендикулярных бороздам. Так ежедневный ритм основной земледельческой работы создавал представление о движении.Родившись в представлениях энеолитических земледельцев, принцип чотирьохкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до нашего времени. В народном искусстве мы видим стремление обезопасить себя магическим рисунком со всех четырех сторон, в старинных заговорах предписывается обращаться «на все четыре стороны» , в сказках враги могут грозить герою « со всех четырех сторон » и т.п. Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира, поэтому не удивительно долговечность как самих представлений, так и графических форм, в которые древние земледельцы сумели вложить свои новые понятия о пространстве...


Отдельно
взятый ромб называют «сердца углубление», так же называют ряды ромбов на вязаных
и бисерных изделиях. В зависимости от своего местонахождения в узоре ромб
изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того он мыслится
как «вместилище для души». На детской люльке существует ромбовидный сегмент,
который тоже называется «сердца углубление», и на него запрещается наносить
узор, чтобы «не испортить жизнь ребенку».



Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными»
отростками. Такие узоры называются «лягушка». Известен обычай почитания лягушки,
«между кочек живущей женщины», «прыгающей женщины», которая способна дарить
семейное счастье, облегчать роды. Изображение лягушки, вышитое бисером на
платке, давало новорожденному здоровье, долголетие. В фольклоре с лягушкой
связано представление о счастье, изобилии. Герой говорит: «Один угол дома пусть
мехами переполняется, в другом углу лягушки пусть прыгают». В русской народной
сказке царевна превращается в лягушку, надев лягушачью шкурку. Таким же способом
принимают облик животных духи хантов.

Ромб как универсальный символ плодородия и чадородия связан с представлениями
о Матери-Прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа, и как Великая
Женщина-Мать. Фигура ромба нашивается в плечевой части одежды, плюс два зигзага,
расположенные по разные стороны от выреза груди, замыкаясь на его конце,
образуют ромбы. Существует стойкое выражение «силу спины охранять, силу груди
охранять».

Ромб является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «мужика половина»,
«поленница дров», «ель», «мышь».

По сегодняшним представлениям хантов, жучков нельзя убивать – это наши
бабушки и дедушки. После смерти одна из душ «уходит в виде маленького невидимого
жучка».


Ель имела статус священного дерева. Ель с корнями и диском наверху
символизирует мост, соединяющий Нижний и Верхний миры. Считается, что если по
какой-то причине человек желает встретиться с лесным духом, то он, ночуя в лесу,
во-первых, должен под спальное место постелить еловые ветки, а во-вторых,
настрогать еловых стружек и также положить под себя.

В образе мыши священный дух Ем вож ики уничтожает все враждебные сущности
Нижнего мира. Распространен сюжет, когда умерший герой появляется в образе мыши
(иносказательно, «по земле ходящее животное», «мусора животное», «маленькая
белка»), чтобы передать ту или иную информацию.

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО (ЮНОШЕСКОГО) ТВОРЧЕСТВА

Центр художественного образования

Студия декоративно-прикладного творчества

КОНФЕРЕНЦИЯ

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО»

ТЕМА:

«Использование ромбического орнамента Архангельской области в современном трикотаже»

Преподаватель: Муранова Н.Н.

Ученики:Алёшина Юлия

Базильян Маргарита

Белоусова Ирина

Москва, 2008 г

Ромбический орнамент дошёл до нас из глубины веков, когда многие символы имели определённый смысл. С их помощью люди показывали окружающий их мир и своё отношение к нему, к жизни и смерти. Ромбический орнамент наиболее часто встречается в Архангельской области.

Целью нашей работы является исследование ромбическогоорнамента Архангельской области.

Проблема, которую мы попытаемся решить в нашем исследовании – использование элементов традиционного народного орнамента в современном трикотаже для украшения интерьера.

Для достижения этих целей мы поставили себе следующие задачи:

- изучение разновидностей ромбического орнамента, используемые в Архангельской области;

- сравнительный анализ различных ромбов;

- изучение современных тенденций в трикотаже;

- овладение техникой жаккардовых переплетений на плосковязальнойдвухфантурной машине;

- разработка технических рисунков на базе изученного материала;

- прорисовка эскизов моделей.

Простейшие символы орнамента такие как: ромб, квадрат, точки, и т.д. появились с тех времён, когда человек взял в руки уголёк или мел и начал рисовать. Даже тогда они начали иметь определённый смысл, со временем он менялся, появлялись новые значения, другими словами орнамент эволюционировал вместе с человеком.

Рассмотрим один из простейших символов, который известениздавна человеку – Ромб . Он является одним из фундаментальных символов, входит в древнейший ромбо - меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности. Существует несколько гипотез и исследований происхождения и значения ромбического орнамента.

Рассмотрим точку зрения палеонтолога В. Бибиковой в 1965г. На основе некоторых найденных предметов быта датированных палеолитом, была выдвинута гипотеза, из которой следовало, что ромбо - меандровый орнамент различных костяных и деревянных изделий - это повтор естественного рисунка дентина мамонтовых бивней. И из этого она сделала вывод, что ромбо-меандровый орнамент для людей той эпохи был символом мамонта. Он мог означать богатство, силу и власть или приносить удачу на охоте.

Ромб является родоначальником множества символов характерных для геометрического орнамента. Ромбо-меандровый орнамент широко применялся при орнаментировании глиняной посуды, например для ритуальной посуды и пластики он являлся почти обязательным, сосуществуя с другимиритуальными символами.

Существовала и разновидность ромбо-меандрового орнамента с 2-мя меандровыми полосами, расположенными под углом друг к другу. Таким образом, на пересечение меандр получается знак солнца более известный как свастика. Она заняла в геометрическом орнаменте одно из ведущих мест. Название это очень древнее санскритное и на другие языки не переводится. Его можно разделить на две части су -хороший и асти у перед а заменяется на в, поэтому и получается основа свасти. Этот знак дарует всем счастье и приносит добро. А если наложить 2-е свастики друг на другапод 45 градусов, то получится знак солнца половрат .

Ромбо-меандровый орнамент является прародителем множество различных узоров, но существует мнение археолога П. П. Ефименко о первичной решётке. По его словам в основе ромбического орнамента лежала ромбическая решётка. Онаприсутствует в большинстве ремёсел. Например,в резьбе по дереву (кости) она часто использовалась на прялках, это объясняется тем, что традиционно земля на прялках изображалась в виде прямоугольника заштрихованного прямыми и косыми линиями, который располагался в нижней части лопасти, что в целом напоминало вспаханное поле.

Виды решетчатых ромбов по гипотезеП.П. Ефименко

Я считаю, что основополагающим являлась не ромбическая решётка, а ромбо-меандровый орнамент. Потому что его объяснение я считаю более убедительным и правильным. И из них вытекают объяснение значения и истории множества ромбических узоров, в основе которых лежит простейшая геометрическая фигура – ромб с прямыми углами .

Существует множество различных ромбов: ромб с крючками, разделённый на несколько частей, с продлёнными сторонами и т.д.

Примеры вариаций геометрических символов

Возьмём, например, ром, разделённый на 4-е части , так же именуемый «Засеянное поле». Он, прежде всего, связан со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины, заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах: во-первых, как будущая плодовитость девушки-невесты, а во-вторых, как плодовитость вспаханной и засеянной земли (каравай хлеба, обсыпание зерном, подстилание соломы и т. п.). Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Здесь мы видим тот самый комплекс, который выражался в древней Руси понятием «роженицы», «макоши» – покровительницы, как рождаемости, так и урожайности.

Так же, многие исследователи говорят о четырехкратности данного символа и отталкиваются в своих рассуждениях от этого. То есть, деление ромба на 4-е части несёт особое значение, например,в фольклоре есть множество доказательств тому, в пословицах: "четыре угла дома на построение, четыре времени года на совершение", "без четырех углов изба не рубится", "четыре стены на четыре стороны" и т.д. Понятиечетырехкратности было заложено ещё в древности и основано оно на простейших понятиях, которые окружали древних людей: « 4-е стороны света, 4-е времени года и т.д.»

Например, 4-е стороны света объясняют значение такого символа, как ромб, разделённый по серединам сторон. Для этого рассмотрим процесс, который проводился перед началом постройки усадьбы. Глава семьи должен был освятить участок земли, отведённый под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре маленьких квадрата.

Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся «на четыре стороны» и приносил с четырёх полей по большому камню. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После чего земля будущей усадьбы считалась освящённой. Из этого можно сделать вывод, что ромб с разделёнными сторонами,ассоциировался с жилищем, то есть он имел значение дома-очага, благополучия и защиты.

Защитный смысл этого символа так же подтверждается и другим фактом. Известно, что в избе бревна в срубе укладывались с остатком, этот остаток выглядел как рогатина, развилка. У русских даже есть загадка: "Снаружи - рогата, изнутри - камола" (изба). С укладкой первого венца упорядочивалось пространство, обеспечивалась его замкнутость, непроницаемость для внешних, недобрых сил, хаос превращался в космос (то есть порядок). Примечательно, что даже когда избу рубили без остатка, первый венец, наземный был обязательно рогатый. По-видимому, непосредственная близость к "земле-преисподней", "дому мертвых" требовала обеспечения безопасности от такого соседства, от возможных недобрых "происков" "жителей подземного мира". Тем более что земле придавали останки врагов, сраженных в боях при набегах, а своих сородичей древние славяне сжигали на погребальном костре. Известны погребения и срубного типа. Отсюда ясно, почему представленные мотивы ромба с продленными по углам сторонами, с отмеченной серединой, называемые "ромб-репей" (известен еще под названием "малая решетка"), символизировали сруб, огороженное пространство с очагом либо алтарем - местом обитания предков.







Виды различных видов ромбов в вышивке на старинных полотенцах

У некоторых племён этот символ имел значение солнца, круглого солнца с лучами, но из-за того,что этот символ использовался в вышивке и ткачестве, он исказился до ромба с продлёнными сторонами и лучами. Этот ромб с продлёнными сторонами имел значение защиты,как от реальных врагов, так и от тёмных сил, так же он имел и значение солнца, то есть огня, тепла, добра и света.

Потомком ромба с продлёнными сторонами являетсяромб с крючками , подробнейшим образом описанный в статье«Ромб с крючками» А. К. Амброза. Этот ромб говорил о том, что первым поводом для исследований послужили находки на древних поселениях «поченской» культуры (1-2 века) посуды с награвированными изображениями ромбов с крючками. Эти знаки не предназначались для украшения посуды, так как располагались, то сбоку, то снизу сосуда.



Ромбы с крючками на глиняной посуде (1-2 века)

Поиски этнографических аналогий показали что изученный знак –один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента 18-20 веков. Он имеет множество вариантов.

Рассмотрим самые распространённые из них. Например, знак,обозначающий огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога, Тора – одна из основных творческих сил. Проведем некоторые аналогии с Солнцем и плазмой и теорией большого взрыва и периодом формирования Земли, когда на ней происходили активные тектонические процессы, извержения вулканов .

Так же широко известно трактование этого знака, как союз или противостояние двух начал . Тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил – один их главных, если не главный закон в язычестве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День с ночью, это, наконец, мужчина и женщина. Правь – царство всепобеждающей правды, справедливости, царство светлых богов, в нем располагается прекрасный Ирийский сад с молодильными яблоками и молочной рекой, в нем живут волшебные птицы, туда попадают люди, жившие в явском мире по Прави – справедливо, по совести (подобен саду Гесперид греческих мифов). Навь – темное царство хаоса и разрушения, в ней живут темные боги и люди, живущие по законам Кривды. Конфликт между ними понятен – Навь пытается уничтожить мир, Правь пытается его сохранить, сохраняет в нем свой порядок, единение же их в том, что ни одна из этих сил не может ни победить ни проиграть, без них мир не мыслим, их существование – условие существования мира, их единения мы наблюдаем в мире Яви, мире людей.

Другая же разновидность этого знака обозначает птицу, это тот знак,через который животный мир получил отражение в символах. Знаки унаследовали свойства животных. Особый же смысл имеют знаки, обозначающие птиц, ибо птица – существо для древних загадочное, магическое. Многие светлые боги могут обращаться в птицу. Перун – в орла или ворона, Волх – в Финиста - Сокола. А в вышивке этот знак часто обозначал душу человека. Число перьев на ней также должно соответствовать сакральным числам. Душа, как символ,в прикладном творчестве похожа на птицу.

Ромб с крючками встречается во множестве ремёсел и орнаментов не только в явном виде, но его, как основу, можно так же разглядеть в различных символах. Возьмём, например, малоизвестный символ цветок папоротника Огнецвет . По легенде, дошедшей до нас ещё со времён языческих верований, цветок папоротника расцветал в ночь на Ивана Купалу, когда по языческим верованиям начинало холодать, тогда молодые люди и девушки шли в лес и искали Огнецвет, который цвёл всего одну ночь, нашедший его получал любовь и счастье.

Если мы вглядимся в знак Огнецвета, то увидим, что он относится к числу символов, называемых ромб с крючками. И, действительно, в основе этого символа по центру лежит ромб, его стороны продлены вверх и загнуты к земле. Так же, если присмотреться, мы можем увидеть в этом символе уже известные нам знаки: птица, сидящая на вершине цветка, две линииперегнутые пополам, смещенные, таким образом,что посередине получается ромб, что в совокупности представляет собой знак двух начал, и также, присмотревшись, мы можем увидеть изменённый символ небесного огня, который часто трактовали, как солнце. Тем самым в знаке Огнецвета или цветка папоротника сочетается несколько простых символов с уже известным нам значением, поэтому мы видим, что Огнецвет включает в себя душу человека, солнце и два противоборствующих начала Правь и Навь или Добра и Зла. То есть, Огнецвет включал в себя некую модель мира, характерную для язычника, в которой располагались: солнце, как сердце мира и человек между Правью и Навью. Этот символ просто описывал представление древнего человека о реальном окружающем его мире.

Также было множество других видов ромбов :

- ромбы с продленными и загнутыми крюками сторонами – поле, давшее всходы;

- обыкновенный ромб , обозначал Мать-Землю;

- ромб, пересеченный двумя диагоналями , имел в народе название – «хряст» - поле вспаханное;

- ромб с остриями по углам (тоже любимый народный мотив), назывался «репей» и, в свою очередь, делился на множество мотивов: ромб с отметами по сторонам – «гребенчатый», с городками и т.д.

Наряду с усложнениями ромба надо еще упомянуть об его упрощениях:

- треугольник (его половина);

- зигзаг (повторение треугольников).

К ромбическим узорам относится и косой крест , всегда помещенный между ромбами. Такой крест имеет ряд усложнений в виде обогащения концов. Сюда же относятся узоры в виде буквы S и своеобразной женской фигуры, где ромбы обозначают голову и тело, крючки – руки и треугольник – юбку. В народе этот узор называется «скоморохи».

На основе изученного материала, можно сделать следующие выводы: изучаемый знак сохраняет общую форму, но зато бесконечно варьирует в деталях. Крючки трактуются то в виде плавных завитков, то спиралей, то меандров. Знак имеет то одну, то две, то четыре пары крючков. В парах крючки загнуты то наружу, то внутрь. Так же варьируется и ромб: его середина то пуста, то перекрещена двумя или несколькими перпендикулярами (шашечная, иногда с точками в центре каждой шашки); состоит из двух треугольников или заштрихованы вкось и т.д. Изменчивость деталей формы, однако,не меняет сущность знака.

Нельзя провести резкой грани между ромбом с крючками и другими вариантами ромбов. Как было написано ранее, по форме различаются простой ромб («круг»), «репей», «круг» со многими «отлетами», ромб с двумя парами отмет, ромб с четырьми отмктами, расположенными

посередине сторон – возможность вариации велика. Но, несомненно, что все ромбы, включая ромбы с крючками, образуют одну большую группу родственных между собой символов.

Изученные материалы не дают пока возможности точно датировать время появления ромба, ромба с крючками, так как почти все его изображения относятся уже к тому времени, когда чисто культовый символ начинается превращаться в орнамент. Наиболее вероятным временем возникновения ромба остается период раннего производящего хозяйства, «период стихийно – демонического хтонического мировоззрения» по терминологии А.Ф.Лосева. «В это время человек впервые начал управлять действием некоторых законов природы; возникло понятие вещи».

Символ был изображением божества, и поэтому изображался при ритуальных действиях. Ромбы с крючкамимогли чертить на земле и на хлебе, поэтому их ранние, неорнаментальные изображения почти не сохранились. Некоторое представление о таких обрядах дает уже ранее описанный обычай «закладываемой усадьбы».Другая группа возможных обрядов – обряды типа всезерния. В специальном сосуде варили зерна злаков, магически имитируя воспевание посевов и злаков.

Постепенно символ плодородия претерпел некоторые изменения и расчленился на несколько разновидностей.

Культ добрых змей, хранителей воды привел к появлению узора из двух свернувшихся в клубок змей, который является модификацией меандра. Появился «змеиный меандр», напоминающий волну и классический меандр, выражающий идею воды.

Вторым направлением было соединение ромба с точкой. Еще в древности появился и упрочился в народном орнаменте на века узор из четырех ромбов с точкой внутри каждого из них. Такой ромб встречается на протяжении многих веков вплоть до наших дней. Особенно часто он применялся при орнаментировании свадебных вещей (полотенец, понев и др.), что подтверждает давно известную по фольклорным данным тесную связь представлений о плодородии земли с плодородием женщины.

Третьим направлением является превращения ромба в устойчивый символ плодородия. К ромбической основе добавились завитки или росткипо внешним углам ромба.

Постепенно знак терял значение святыни, но сохранял магическое значение. Например, в середине 19 века, сохранялся обряд «чтения» узоров во время крещенских смотрин невест. Старуха показывала собравшимся гостям вышитые невестой подолы рубах и объясняла значение каждого узора.

Наконец, знак превращается только в украшение. Вступают в полную силу законы художественного творчества, форма знака быстро искажается и исчезает и появляется большое количество разновидностей ромба.

В одежде славян были широко распространены два цвета - белый и красный, но представлены они были во всех своих оттенках, так как это были цвета Солнца: белый - это "белый свет", ясный свет Солнца; красный - это тепло, жар, огонь, даруемый Солнцем.
Допускались в одежде синие, голубые и зеленые цвета, как цвета воды и леса, но преобладание белого и красного,несомненно,было всегда.




Итак, мы рассмотрели множество символов, характерных для севера России, восновекоторых заложен ромб. Каждый из них очень интересен

своей историей и трактовкой. Поэтому, мы решили использовать их в нашей работе. Наша работа включает в себя не только ромбический орнамент, она так же принадлежит к широко распространённому сейчас в дизайне Русскому стилю. Он включает в себя всеизвестные элементы культуры Руси от мотивов бисероплетения до дошедших до нас архитектурных комплексов и сооружений, от хохломы, гжели до вологодского кружева,всё это изучается и преобразуется в дизайнерские идеи. Сейчас в моде преобладают следующие тенденции :

- модны изделия с имитацией ручного вязания, которые дополняются этническими атрибутами;

- основные требования в моде: многослойность, пластичность, крупные рисунки и абстрактность;

- основные трендовые тенденции: геометрические орнаменты прошлого, рассмотренные через призму будущего;

- применениеярких контрастных цветов в трикотаже, таких как, красный, белый, синий, желтый, зеленый

- также сейчас модно украшать трикотажные изделия различными аксессуарами,например, кружевом и вышивкой, помпонами, помпонами из бархата, украшенные стразами или бисером.

В соответствии с тенденциями моды и изучив ромбический орнамент Севера, переработали его в наш комплект.

В основе нашего комплекта лежит ромбический орнамент. У нас было несколько вариантов пледа. Они разнообразны, при разработке эскизовмы хотели отобразить в компоновке орнамента некий смысл. Вначале мы разработали эскизы, основанные на простейших элементах ромбического орнамента, например, ромб, разделённый на четыре части. Но в последствии мы решили использовать более упрощённую компоновку: просто полосы жаккарда или же квадраты, расположенные по контуру, или пространство, заполненное квадратами полностью. В

В итоге мы выбрали последний вариант, по нашему мнению с его помощью проще выразить всю полноту и многогранность ромбического орнамента севера. Наш плед, как можно заметить, делиться на квадраты. Мы выбрали именно такую геометрическую форму, потому что в семантике она напрямую связана с ромбом и часто имеет то же значение. Внутри каждого квадрата располагается составленный нами по мотивам ромбического орнамента ромбический рисунок. Мы составили множество технических рисунков, эскизов, различных по своему виду и составу.

Мы делили квадрат на полосы горизонтальные и вертикальные, делали сплошной узор и наоборот узор местами в разнобой и т.д. Из составленных рисунков мы выбрали более подходящие и на наш взгляд правильные эскизы.

Рисунок №1

Каждый квадрат у нас, так же,как и каждый символ в древности имел определённое значение, например,в основе первого квадрата лежит широко известный и используемый в различных ремёслах знак засеянного поля. В этом квадрате мы хотели продемонстрировать, как можно показать традиционный для русского крестьянина мотив земли, сбора и посева урожая и так же благополучия и богатства. Для людей древней Руси предмет с таким изображением помогал вовремя земледельческих работ и приносил богатство и удачу в дом.

Рисунок №2

А второй квадрат обозначает светлое царство. Мы бы его сейчас назвали «раем», адля язычника это царство Прави. В центре нашей композиции располагается символ, похожий на символ Небесного огня справа и слева от него располагается прямо и зеркальноотображённый знак птицы или души человеческой, так же там мы видим обилие маленьких ромбов, что в свою очередь означает изобилие и благо. Мы видим на этом квадрате: души людей, различных прекрасных птиц вокруг изобилие различных благ и в центре всего этого находится небесный огонь.

Рисунок №3

В центре третьего квадрата расположен знак двух начал, в данном случае, мы рассматриваем его, как обозначение мужчины и женщины, слева и справа расположены крупные ромбы, которые в данном контексте обозначают дом и очаг. В данном эскизе мы позволили себе добавить свой элемент, это своего рода сердечко, известное всем как символ любви. В итоге на этом квадрате изображены мужчина и женщина рядом с ними витает любовь, а они в свою очередь находятся возле дома, в котором горит семейный очаг.

Рисунок №4

На четвёртом квадрате так же изображен символ противостояния двух начал, кроме этого здесь изображёно засеянное поле, а далее мы видим ромб с продлёнными сторонами, он несёт значение защиты и обозначает дневное светило – солнце. Если предположить, что две стихии -это времена года -лето и осень, то получиться, что здесь изображено время сбора урожая, а точнее конец лета -начало осени, когда солнце не так сильно греет, уходит с пьедестала своей наибольшей активности, поэтому оно изображено с края композиции. В это время урожай уже созрел, но ещё не собран поэтому на поле есть ещё точки.

Мы не только попытались создать традиционный для ромбического орнамента рисунок, но и смогли вложить в него характерный для жителя древней Руси смысл. Вязали мы всё это не руками что было бы традиционнее, а с применением современных ручных вязальных машин. Так же мы использовали новый для нас метод вязки по перфокарте. Этот метод был изучен нами в течение занятий, мы более подробного изучили метод и его применение на практике, поняли простоту и полезность перфокарт.

Сам метод заключается втом, что с помощью перфоратора набивали, согласно техническому рисунку,перфокарту (перфокарта – это разлинованная на клетки лист, на котором указываются ряды и клетки,ширина перфокарты – 24 иглы, поэтому раппорт наших рисунков – 24 иглы). Там, где шел основной рисунок или фон мы не пробивали «дыру», а где был дополнительный цвет – пробивали).

При создании нашей работы, мы использовали переплетение «одинарный жаккард» - это переплетение, в котором петли образованы не подряд; в местах пропущенных петель нить тянется в виде протяжки. С точки зрения технологии выработки,жаккардом называют такое переплетение, при вязании которого некоторые иглы выключаются из работы, поэтому они не получают новой нити, а старых петель не сбрасывают. Одинарным он называется потому, что мы вязали на одной фантуре машины.



В итоге мы создали не только прекрасный комплект, но и освоили новые методы вязания, так же мы открыли для себя неведомый раньше Русский стиль в дизайне интерьера и главное познакомились с символикой ромбического орнамента севера. Мы смогли свести в едино все эти новые знания и применить их в нашей работе.

Терминология:

Ромб - один из фундаментальных символов. Он входит в древнейший ромбо-меандровый орнамент, обозначавший представления человека об окружающей реальности, наполненной непонятными ему силами. Позже, в неолите ромб обозначал женское начало: с женщиной стали связывать плодородие. Дальше ромб, поделенный на 4 части, был символом плодородия и засеянного поля. В Средневековье в христианстве и исламе квадрат был символом земного мира, а наложенный на него ромб - символом мира небесного. Символ указывал на присутствие в земном мире небесного мира. И защиту небесного мира. В народной культуре русских ромб тоже был символом защиты. Ромб имеет защитное значение у большинства народов Евразии и символизирует присутствие высших сил.

Жаккард - это переплетение, в котором петли образованы не подряд; в местах пропущенных петель нить тянется в виде протяжки. С точки зрения технологии выработки,жаккардом называют такое переплетение, при вязании которого некоторые иглы выключаются из работы, поэтому они не получают новой нити, а старых петель не сбрасывают.

Одинарный жаккард – жаккард, который вяжется на одной мгольнице машины.

Коловрат – две свастики, наложенные друг на друга под 45 градусов.

Свастика – знак солнца, который образуется на пересечениеи меандр. Она заняла в геометрическом орнаменте одно из ведущих мест. Название это очень древнее санскритное и на другие языки не переводится. Его можно разделить на две части су -хороший и асти – есть, быть. По правилам грамматики у перед а заменяется на в, поэтому и получается основа свасти. Этот знак дарует всем счастье и приносит добро.

Орнамент - (ornamentum - украшение) - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере ), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка ). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

Ромбо – точечная композиция - На свадебных «молодецких» паневах, на вышитых рукавах женских рубах, на девичьих головных уборах очень часто встречается один и тот же характерный узор: ромб или косо поставленный квадрат, разделенный крест-накрест на четыре маленьких квадрата или ромба. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Эта композиция называется «ромбо-точечной». Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора - фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками

Перфокарта - это разлинованная на клетки лист, на котором указываются ряды и клетки,ширина перфокарты – 24 иглы, поэтому раппорт наших рисунков – 24 иглы.

Двухфантурная плосковязальная машина – это плоская машина – полуавтомат, с двумя игольницами (или станинами).

Макошь - славянская богиня вселенской судьбы . Имя славянской богини Макоши настолько древнее, что установление точной его этимологии является делом весьма трудным. Например, Б.А. Рыбаков относительно имени Макоши сообщает:

«Не ясна не только этимология имени Макоши, но даже его орфография. Принимая часто встречающуюся в источниках форму Мокошь, это слово связывали с глаголом «мокнуть» или же с финским племенным названием «мокша», хотя у самой мордвы-мокши такого божества нет. Что же касается формы написания имени богини, то и в письменных источниках, и в этнографических записях встречаются два варианта: Мокошь и Макошь. Составитель Пискаревского летописца дает сразу обе формы: «…Макош или Мокош». В.И. Даль приводит пословицу, из которой явствует акающее произношение: «Бог не Макеш – чем-нибудь да потешит»» .

Очевидно, В. Даль имел в виду более правильный вариант звучания русской пословицы: Бог не Макеша – чем-нибудь да потеша. И мы можем привести ещё одну аналогичную поговорку: Бог не Микишка – видит на ком шишка. Даже в двух этих произведениях русской народной мудрости мы отчётливо замечаем указание на сферу деятельности богини Макоши – судьба, рок, воля Божья.

И при этом, все ученые сошлись на том, что Макошьединственное женское божество древнерусского пантеона ».

Литература:

1) Юрий Арбат «Русская народная роспись по дереву», изд-во «Изобразительное искусство», Москва, 1970;

2) Сборник статей под ред. И.Я. Богусловской и В.А. Суслова «Русское народное искусство Севера», изд-во «Советский художник», Ленинград, 1968;

3) А.П. Косменко «Народное изобразительное искусство вепсов», изд-во «Наука», Ленинград, 1984;

4) С.В. Иванов «Орнамент народов Сибири, как исторический источник.Народы Севера и Дальнего Востока», изд-во «Академии наук СССР», Москва,1963;

5) В.А. Фалеева «Русская народная вышивка»,Ленинград, 1949;

6) Статья А.К. Амброза «Раннеземледельческий культовый символ.(«Ромб с крючками»)», изд-во «Советская археология», 1965, № 3;

7) С.В. Жарникова «О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г.П.Дурасова);

8) Амброз А. К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа.- Сов. археология, 1966, № 1, с. 61-76;

9) И.И. Шангина«Образы русской вышивки на обрядовых полотенцах 19-20 вв, к вопросу о семантике древних мотивов сюжетной вышивки»,диссертация, Москва, 1975;

10) А.А. Белошеева «Космологические представления языческой Руси в народном декоративно-прикладном искусстве»,автореферат,Москва, 2006;

11) А.А. Тюняев «Засеянное поле – древнейший славянский религиозный символ плодородия», статья из Интернета;

12) Роман Багдасаров «Что означает ромб?», статья из Интернета;

13) Л.М. Русакова «Образ мира в геометрическом орнаменте русских крестьянок», Новосибирск,1987$

14) Василенко В.М. «Русское прикладное искусство. Истоки и становление», изд-во «Искусство», Москва,1977;

15) Вагнер Г.К. «От символа к реальности», Москва, «Искусство», 1980;

16) Б.А. Рыбаков «Происхождение и семантика ромбического орнамента»;