1. Душевное участие в решении вопросов.
2. Споры и конфликты взрослых.
3. Восприятие образа Гриши.
4. Любовь и творческие опыты.
5. Окончание счастливой поры.

Сознание того, что чудесное было рядом с нами, приходит слишком поздно.
А. А. Блок

Жизнь непременно задает сложные и неоднозначные вопросы, на которые нам приходится отвечать. Но не всегда мы готовы к тому, чтобы сделать первый шаг в правильном направлении. Большую роль в данном случае играет жизненный опыт, который для нас ограничивается рамками семьи, школы и друзей. Взрослым намного легче, чем нам, детям, решать подобные вопросы и проблемы. Но у нас за небольшой период времени тоже складываются свои представления о том мире, в котором мы живем. И мы хоть и по-детски, но пытаемся самостоятельно отвечать на те вопросы, что ставит перед нами жизнь. Такие же проблемы возникают и у героя повести Л. Н. Толстого «Детство».

Писатель рассказывает нам о судьбе одного мальчика — Николеньки, постепенно приближающегося к взрослой жизни. На каждом этапе своего развития он сталкивается с вопросами, на которые ему приходится отвечать. Возможно, что его поступки аргументированы и неверными решениями. Но именно так он видит жизнь и представляет себе путь, по которому следует идти. Автор же не осуждает своего героя, а пытается адекватно показать все оттенки не только образа, но его души. Она словно становится его единственным союзником в решении сложных жизненных вопросов. Например, однажды Николенька слышит разговор отца с Карлом Иванычем, который говорит о неблагодарности. Такая реплика связана с тем, что дети переезжают учиться в Москву, поэтому семья больше не нуждается в услугах домашнего учителя. В этот момент автор представляет нам рассуждения Николеньки по поводу услышанного: «Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие». Главный герой не вмешивается в отношения отца и учителя, но всей своей душой он хочет решить мирным путем тот вопрос, который вызывает столько споров и разногласий среди взрослых.

Новый спор разыгрывается в семье между матерью и отцом Николеньки. Они не могут прийти к общему мнению относительно юродивого Гриши. Maman постоянно привечает подобных людей на своем дворе, но и папе это очень не нравится. В этом эпизоде повести не рассказано о чувствах и поведении главного героя, не раскрыт его душевный мир и понимание данной ситуации. Однако Гриша, разглядывая макушку Володи действительно предсказал то, что дети скоро покинут дом. В таком случае новый вопрос, который ставит жизнь перед Николенькой, заключался в том, верит ли он в предсказания. За ним же Следует новый: как относится к самому юродивому? Ответ дан в самом повествовании, так как оно ведется от лица главного героя. Николенька в одной фразе говорит все об образе гостя: «Это был юродивый и странник Гриша». Такая характеристика подсказывает нам, что мальчик, как и все другие, верил некоторым его предсказаниям. Поэтому в портрет юродивого, составленного Николенькой, входит не только описание внешности, но и его способность угадывать будущее.

Не миновала главного героя и любовная стихия. Ему нравится девочка Катенька. Но когда он проявляет свои чувства к ней открыто, то Володя «осуждает» его, называя подобные отношения нежностями. Поэтому Николенька прячет вспыхнувшее чувство очень глубоко в своей душе. «Я давно уже привык к ее свеженькому белокуренькому личику и всегда любил его; но теперь я внимательнее стал всматриваться в него и полюбил еще больше». Толстой не показывает нам страстных сцен и бурных романов. Такое отношение к жизни было бы не характерно для мальчика десяти лет. Поэтому писатель старается по-детски передать отношения и чувства, которые возникли в сердце главного героя.

Но жизнь не стоит на месте, и приходит час расставания. Перед Николенькой встает новый вопрос, который связан с переездом. На глазах мальчика появляются слезы. Ему жалко расставаться с тем миром, к которому он привык. Но жажда новых впечатлений словно заставляют их высохнуть: «Все, все жалко! А бедная maman? И слезы опять навертывались на глаза; но ненадолго».

Переезд для мальчика служит определенной границей, которая позволяет заглянуть в свое прошлое. В то же время Николенька переходит на следующую ступень в своей жизни. В ней надо будет не только непосредственно радоваться окружающему миру, но и задумываться над своими поступками. Но если герой вспоминает о прошлом, значит, именно в нем он ищет ответы на те вопросы, которые его мучают.

При прощании с родными Николенька грустит, словно предчувствует, что той беззаботной жизни больше не будет. Но этап взросления рассматривается автором не только как время разочарований, но и как период открытия новых веяний времени. И в этот момент очень важно, на какой основе герой да и простой человек строит свою жизненную позицию. Если у него было прекрасное детство, о котором он может вспоминать с грустью, значит, во взрослой жизни он будет меньше ошибаться. В то же время обращаясь к тем годам и смотря на них уже на определенном расстоянии, человек сохраняет какую-то внутреннюю связь с тем нравственным наполнением, которое было заложено в его детстве.

В этом произведении не показано такое большое расстояние между двумя этапами жизни. Поэтому мы можем судить о том, что происходит в душе Николеньки, который все еще остается ребенком. Он продолжает рассуждать также наивно и легко, как это удавалось ему делать и раньше.

Однако московский мир позволял раскрыться поэтическому таланту мальчика. Он написал свои первые стихи. Но застенчивость не позволила ему преподнести подарок бабушке. Когда же их читает отец, в душе главного героя царит «буря» и смятение. Он боится, что они криво написаны. Но первый опыт удался, бабушка похвалила стихи. Нам в рассказе не показано ликование мальчика, что говорит о его доброй и отзывчивой душе, которой похвала наконец принесла желаемое успокоение. Но повзрослевшая жизнь не такая беззаботная, как кажется на первый взгляд. Она постоянно движется вперед и ставит человека перед неизбежными законами природы. Таким препятствием и ударом для Николеньки становится смерть его матери. «Только в эту минуту я понял... что то лицо, которое за несколько дней было исполнено красоты и нежности, лицо той, которую я любил больше всего на свете, могло возбуждать ужас, как будто в первый раз открыла мне горькую истину и наполнила душу отчаянием». Мальчик по-особенному, по-детски, подходит к своему горю. Возможно, он чего-то не понимает, но горечь утраты все равно находит место в его сердце.

На пороге детства и отрочества важна не только нравственная основа, но и то, как человек впервые самостоятельно решает вставшие перед ним вопросы. В этот период Николенька не разочаровывается в прежних своих надеждах и мыслях. Мы понимаем, что пора детства не накладывает никаких ограничений в решении проблем. Кажется, что человек поступает так, как ему заблагорассудиться. Но следующий жизненный этап заставляет учитывать не только свое я, но мир и чувства другого человека. Так, пространство одного героя словно раскрывается и расширяется и ему приходится впускать в него других людей, от которых непременно зависит и собственная жизнь. «Со смертью матери окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха — эпоха отрочества...».

Взрослые в произведении замечают такой факт, что неприятности старят. Возможно, в этом есть свое определенное отражение реальности. Но именно они готовят героя к реальной жизни. Поэтому те испытания, которые выпали на долю мальчика, заставили его стать старше. Они открыли ему новый, но уже не такой радужный мир. Мальчик становится немного серьезнее и по-другому воспринимает окружающую действительность. Повесть Толстого «Детство» заканчивается новым вопросом, на который герою предстоит ответить в следующий период взросления: «Мне приходит мысль: неужели провидение для того только соединило меня с этими двумя существами, чтобы вечно заставить сожалеть о них?..». Новая жизнь будет также задавать новые вопросы, но Николенька будет подходить к их решению с позиций, основанных на небольшом, но очень весомом жизненном опыте.

Вариант 1.

1. Настоящее имя писателя:

а) Максим Максимович Пешкин;

б) Алексей Максимович Пешкин;

в) Алексей Максимович Горький;

г) Алексей Максимович Пешков.

2. Первую часть своей автобиографии Горький написал:

а) в 1913 году;

б) в 1923 году;

в) в 1933 году;

г) в 1943 году.

3. Повесть, которой заканчивается жизнеописание автора, называется:

а) «Мои институты»;

б) «Мои университеты»;

в) «Мои академии»;

г) «Мои техникумы».

4. Что такое трилогия?

б) Это три , объединённые в одно целое единством или идейного содержания.

в) Это произведение, отдельные части которого обязательно воспроизводились в течение одного дня.

5. В каком городе жила семья Кашириных?

а) Астрахань

б) Москва

в) Нижний Новгород

г) Самара

Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты…

а) Дядя Яков

б) Дядя Михаил

7. Имя главного героя повести «Детство»

а) Цыганок

б) Николенька

8. Акулина Ивановна приходилась главному герою

б) бабушкой

9. Кто является главой дома в семье Кашириных?

а) дядя Яков

б) бабушка

а) сравнения;

б) противопоставления;

в) синекдохи;

г) эпитеты.

11. Отличие от других произведений автобиографического характера заключается:

а) в романтическом воспевании детства;

б) в общности судьбы ребёнка с народом;

в) в отстранённости повествования от реальности;

г) в непонимании назначения человека на земле.

12. За что главный герой был наказан в первый раз?

а) за лень

б) за наперсток

в) за скатерть

г) за уроки

13. Кто научил героя грамоте?

а) тетка Наталья

б) бабушка

в) дедушка

г) отец

14. Какое чувство испытывал главный герой, находясь в семье деда?

а)любовь

б)равнодушие

в)желание вырваться из этой семьи

г)ненависть

15. . Каковы впечатления Алеши от «неумного племени»:

а) негодование;

б) удивление;

в)отвращение;

г) восторг.

16. Писатель вводит в повесть сцену «пляски бабушки» для того, чтобы показать:

а) красоту русского народного танца;

б) талант, одаренность, красоту души бабушки;

в)благотворное воздействие бабушкиного таланта на окружающих;

г) неумение отдыхать в семье Кашириных.

17. О ком таким образом отзывается Алеша: «Так закончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране - лучших людей её».

а) о Цыганке;

б) о дяде Якове;

в) о Хорошем деле;

г) о деде Каширине.

в) передана одним из персонажей.

7 класс. Тест. М. Горький «Детство».

Вариант 2.

1. Укажите годы жизни М. Горького

2. В каком городе родился М. Горький?

а) Москва

б) Астрахань

в) Нижний Новгород

3. Какие произведения составляют автобиографическую трилогию писателя?

а) «Детство», «В людях», «Мои университеты»

б) «Детство», «Отрочество», «Мои университеты»

в) «Детство», «В людях», «Юность»

4. Что такое автобиографическое произведение?

а) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведения.

б) Автобиографическое произведение – это произведение, в котором автор описывает собственную жизнь.

в) Автобиографическое произведение – последовательное описание человеком событий собственной жизни.

5. К какому герою относится следующее описание?

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом…

а) Бабушка

в) Тётка Наталья

6. К какому герою относится следующее описание?

Тихонькая, пугливая …, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что сквозь них можно было видеть всё сзади её головы.

а) Бабушка

в) Тётка Наталья

7. В каком году была написана повесть «Детство»?

8. От какого лица ведётся повествование?

в) от третьего

9. Как ведут себя дядьки: Яков и Михаил?

а) веселятся

б) постоянно ссорятся

в) уважают друг друга

10. Выражения «похожие на цветы», «тёмные как вишни, зрачки» – это:

а) сравнение;

б) антитеза;

в) метафора;

г) гипербола.

11. . Рассказывая о «свинцовых мерзостях жизни», автор стремился показать:

а) «... Тот тесный, душевный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек».

б) Что «это – живучая, подлая правда... Это та правда, которую необходимо знать до корня...».

в) Что «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

12. С кем подружился главный герой?

а) Леня

б) Михаил

в) Яков

г) Цыганок

13. Кто на пожаре проявил мужество?

а) дедушка

б) Цыганок

в) бабушка

г) мать героя

14. Куда после школы пошел учиться главный герой?

а) в гимназию

б) в люди

в) в училище

г) опять в школу

15. Что явилось «самым ярким впечатлением» в период болезни Алеши:

а) посещение Цыганка;

б) посещение деда;

в)сказки бабушки.

16. Как характеризует деда Каширина его поведение после пожара:

а) понимает неблаговидность своего поведения;

б)благодарен бабушке;

в) боится за детей и за свою семью;

г) боится потерять свои хозяйские права.

17. Прочитайте отрывок. Чем вызваны изменения в душе Алеши: «С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

а) путешествием на пароходе;

б) ссорой с дядьями;

в) несправедливым и жестоким на-казанием;

г) встречей с Хорошим делом

18. Произведение М. Горького «Детство» - это …

а) роман

б) рассказ

в) повесть

Ключи «Детство» М. Горький

Вариант 1

    г

    а

    б

    а

    в

    в

    в

    б

    в

    г

    б

    в

    в

    в

    в

    а

    в

    б

Вариант 2

    б

    в

    а

    а

    а

    в

    б

    а

    б

    а

    а

    г

    в

    б

    а

    а, г

    в

    в

На вопрос Ответьте на вопросы к произведению максима горького детство: заданный автором скособочиться лучший ответ это В повести "Детство" М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых
едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная,
большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни
мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она
всегда была рядом. Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива,
она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.
При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее
походили на кошачьи. У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка,
глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и
светлым. Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные.
Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно
сердилась. Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала
Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с
первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и
близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка
была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир
таким, какой он есть. М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и,
возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в
дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни. II вариант Повесть М. Горького
"Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова, помогли вырасти
писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную,
еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка - Акулина Ивановна.
Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью,
которая свойственна русскому народу. Алексей увидел впервые бабушку, когда
ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала
окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от
утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А
кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые
матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.. " Для Алеши Пешкова
бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала
самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся на _
темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом".
Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья,
куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным
дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но
защелкивается скорлупа... и не перечь, не то расправа будет розгами.
Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других
членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав. Ее теплом
наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала
она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный
под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила
мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и
все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. А
ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. |Оба, и пламя и бабушка,
сражались за мастерскую. Кто кого. |Она спасала то, что было ей дорого,
было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар
был потушен, бабушка - получила ожоги, но еще и находила слова утешения для
других. М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам
всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя
воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕСТ по повести Л.Н.Толстого «Детство» Подготовила учитель литературы Борисенко Э.А.

1.Повесть «Детство» относится к трилогии: а) «Детство. Отрочество. Юность»; б) «Детство. Молодость. Старость »; в) « Детство. Юность. Зрелость »; г) « Рождение. Детство. Отрочество ».

2. Повесть «Детство» относится: а) к поэтическим произведениям; б) к автобиографической прозе; в) к приключенческой прозе; г) к романтическим произведениям.

3. Главным героем повести является: а) Николенька Иртеньев; б) Володя Арсеньев; в) Гриша; г) Карл Иванович.

4.Повествование ведётся от лица: а) свидетеля событий, происходящих в поместье; б) Николеньки; в) Карла Иваныча; г) автора.

5 . Какая книга стояла на «собственной» полке Карла Ивановича: а) Библия; б) учебник арифметики; в) один том из истории Семилетней войны; г) Повести временных лет.

6. Сколько лет было сестрице Любочке: а) одиннадцать; б) двенадцать; в) девять; г) пятнадцать.

7. Закончите предложение, которое диктовал Карл Иванович на уроке чистописания: «Из всех пороков самый ужасный – это…» а) ложь; б) неблагодарность; в) корысть; г) предательство.

8. О ком Толстой сказал: «О великий христианин!» а) о Наталье Савишне; б) о Грише; в) о матушке; г) о папа.

9. «Вся её жизнь была любовь и самопожертвование…» - говорит Толстой: а) о бабушке; б) о Мими; в) о маменьке; г) о Наталье Савишне.

10. Как фамилия Карла Ивановича: а) Бауер; б) Мауер; в) Мюллер; г) Миллер.

11. Почему перед отъездом в Москву на уроке Николенька плакал: а) Карл Иванович Больно стукнул его хлопушкой; б) он был очень расстроен предстоящей разлукой; в) Володя дразнил его; г) он вспомнил свой сон.

12. О ком Николенька сказал: «…выйти из-под его влияния было не в моей власти»: а) о Карле Ивановиче; б) о Володе; в) о Сереже Ивине; г) о папа.

13. Какой предмет туалета искал Николенька перед танцами: а) галстук; б) лайковые перчатки; в) серебряные запонки; г) шелковый платок.

14. Как называется танец, на котором Николенька «совершенно осрамился»: а) галоп; б) вальс; в) мазурка; г) кадриль.

15. Кому Николенька признался в своей любви к Сонечке: а) Карлу Ивановичу; б) матушке; в) папа; г) Володе.

16. Особенность психологизма в произведении Л. Н. Толстого – это: а) осознание главным героем своей избранности и гениальности; б) наличие неменяющегося характера главного героя; в) постоянная противоречивость в отношении главного героя к окружающим его людям; г) меняющийся внутренний мир главного героя.

17. О ком И. С. Тургенев писал Н. А. Некрасову: «Ты прав – это талант надёжный… Пиши к нему – и понукай его писать»: а) о Н.В.Гоголе; б) о Л.Н.Толстом; в) о Николае Иртеньеве; г) о самом Н.А.Некрасове.

Предварительный просмотр:

Тест по повести М.Горького «Детство» (7 класс)
1.Настоящие имя и фамилия писателя:
А) Алексей Каширин
Б) Алексей Пешков
В) Максим Пешков
Г) Максим Горький
2.Дата выхода в свет повести «Детство»:
А) 1902
б) 1908
В) 1913
Г) 1923
3. Кому посвятил повесть «Детство» писатель:
А) Дедушке
Б) Бабушке
В) Матери
Г) Сыну
4.В каком городе жил Алеша с родителями до поездки к деду?
А) Нижний Новгород
Б) Саратов
В) Астрахань
Г) Москва
5.Сколько лет было бабушке Алёши, когда он поселился в их доме?
А) 45
Б) 50
В) 55

Г) Более 60
6. Какой мастерской владел дед Каширин?
А) Сапожная
Б) Ткацкая
В) Красильная
Г) Гончарная
7. Узнай героя по описанию:
«..быстро шёл… в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим
носом и зелёными глазками».
А) Дед Каширин
Б) Дядя Яков
В) Григорий Иванович
Г) Хорошее Дело
8. Какую работу выполнял дедушка в годы молодости:
А) Сапожника
Б) Красильщика
В) Бурлака
Г) Водовоза
9. Кто в доме Кашириных играл на гитаре и пел:
А) Дядя Михаил
Б) Дядя Яков
В) Бабушка
Г) Цыганок
10. Каких животных подкармливал Цыганок, играя с ними:
А) Кошек
Б) Собак

В) Мышей
Г) Лошадей
11. Как называется средство речевой выразительности в выделенном словосочетании:
«Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая
кошка, ­ она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь»:
А) Эпитет
Б) Метафора
В) Сравнение
Г) Гипербола
12. Укажите основной признак, отличающий автобиографическую повесть от других
жанров:
А) Произведение, в котором изображаются одно или несколько событий жизни героя;
Б) Повествование основано на фактах биографии, которые художественно осмыслены
автором;
В) Повествование о событиях прошлого, которое ведется от лица рассказчика;
Г) Описание жизни человека, основанное на точных фактах.
Ключи:
1
2
3
4
5
6
Б
В