Тема урока: «Маленькие люди» в романе

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Оборудование: текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.

Ход урока.

    Организационный этап.

    Актуализация опорных знаний.

Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступление, по мере работы Достоевского над романом?

В чем заключается жанровое своеобразие романа?

Каково значение цвета и чисел в романе?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Роман Ф.М. Достоевского называют социально-философским. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей. В самые тяжелые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь. Этой темой пронизан и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царят особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира, почти все центральные герои романа – люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников – бывший студент. Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин.

Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания.

    Работа над темой урока.

    Объяснение учителя

Имена и фамилии героев тщательно продуманы Достоевским и полны глубокого смысла.

Имя

Его значение в романе

Раскольников

Раскол – раздвоение: с одной стороны, страстная любовь к людям, с другой – полное безразличие к своим интересам.

София

Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова – смиренно несет крест, выпавший на ее долю, и верит в победу добра и справедливости.

Лебезятников

Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублевкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Соню и раскрывает замысел Лужина

Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)

Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя

Разумихин

Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»

Лизавета Ивановна

Значение имени Елисавета – «почитающая Бога»

    Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых»

    Беседа

Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по желтому билету?

    Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»: портреты жены и детей, описание комнаты, жильцы дома.

Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.

С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

Какие художественные приемы использует писатель в этих эпизодах?

На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребенок, но жертвует собой, помогая детям?

Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

Какие уроки дают нам Мармеладов и его семья?

    Обобщение учителя.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живет семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Мармеладова к пьянству.

Катерина Ивановна – женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотного офицера по любви и бежала с ним из родительского дома.

3.Аналитическая беседа: «Семья Раскольниковых»

Почему о Раскольниковых читатель узнает не сразу, а из письма?

Каковы отношения между членами семьи?

Что мы узнаем о матери Раскольникова?

Как характеризует Дунечку ее согласие на брак с Лужиным?

    Работа с карточками.

5.Подведение итогов урока.

В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор.

Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города не только рождает материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. «Маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами.

Домашнее задание.

Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».

(349 слов) Сюжет романа «Преступление и наказание» неразрывно связан с его главным героем, Родионом Раскольниковым: мы наблюдаем за тем, как он переживает по поводу принятия решений, определяющих его дальнейшую судьбу. Выбирая свой путь, он общается с разными людьми. Эти взаимоотношения влияют на его выбор. Именно на характеристиках отдельных второстепенных персонажей я бы хотела остановиться.

Почти все образы героев, которых Ф.М. Достоевский в романе приближает к Родиону Раскольникову, построены на критериях единого типажа –маленького человека. В отечественной литературе словосочетание «маленький человек» определяет тип персонажей, не способных противостоять жизненным катаклизмам и занимающих низкий чин по службе. Они ограничены скромными потребностями и еще более скромными возможностями. В «Преступлении и наказании» автор гиперболизирует проблему этих людей, помещая их на самое дно: герои прожигают дни в нищете и не имеют шанса вернуться к нормальному образу жизни.

Героем, наиболее ярко отразившем в себе черты маленького человека, является Семен Мармеладов. Его история способна вызвать у читателя, как сожаление, так и недопонимание. Хотя господин Мармеладов и живет на грани нищеты, при этом имея кучу долгов, оправдать проблему героя сложно. Отставной чиновник сам довел себя до этого состояния. Даже не собираясь искать выход из сложившийся ситуации, он нашел успокоение в алкоголе. Не обращая внимания на детей и жену, Мармеладов растрачивал последние копейки на себя и на свои порочные желания. Герой жаловался на то, что дома его никто не ждет, но это была лишь его вина.

Но Ф.М. Достоевский вводит в свой роман образ Мармеладова не только, чтобы поразить читателя его несчастьем: в произведении знакомство с отставным чиновником должно раскрыть у Родиона положительные черты характера. Рассказ Семена Мармеладова о его «пропитой» жизни вызывает у главного героя недоумение. Бывший студент не понимает поступков «маленького человека», что еще раз доказывает то, что душа Раскольникова до сих пор жива и способна к возрождению. Кроме того, горе этой семьи подталкивает Родиона к убийству, оправдывая жертву во благо.

Конечно же, Семен Мармеладов не является единственным героем романа, на чьей судьбе оставлена печать «маленького человека». Кроме него, чертами распространенного образа обладает Соня Мармеладова, ее мачеха, Разумихин, Дуня и многие другие. Перед этими героями стоит лишь одна главная цель – разбудить в Родионе противоречивые чувства, являющиеся психологическими двигателями сюжета.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  1. Тема «маленького человека» - сквозная в творчестве Достоевского.
  2. Особенности изображения «маленьких людей» у Достоевского.
  3. Образ Мармеладова и Екатерины Ивановны..
  4. Образ Сонечки Мармеладовой.
  5. Раскольников и его семья.

Тема «маленького человека» является у Ф. М. Достоевского сквозной во всем его творчестве. Так, уже первый роман выдающегося мастера, который называется «Бедные люди», затронул эту тему, и она стала основной в его творчестве. Практически в каждом романе Достоевского читатель сталкивается с «маленькими людьми», «униженными и оскорбленными», которые вынуждены жить в холодном и жестоком мире, и никто не в силах помочь им. В романе «Преступление и наказание» тема «маленького человека» раскрыта с особой страстью, с особой любовью к этим людям.
У Достоевского наличествовал принципиально новый подход к изображению «маленьких людей». Это уже не бессловесные и забитые люди, какими она были у Гоголя. Их душа сложна и противоречива, они наделены сознанием своего «я». У Достоевского «маленький человек» сам начинает говорить, рассказывать о своей жизни, судьбе, бедах, он рассуждает о несправедливости мира, в котором живет он и такие же «униженные и оскорбленные», как он.

В романе «Преступление и наказание» перед глазами читателя проходят судьбы многих «маленьких людей», вынужденных жить по жестоким законам холодного, враждебного Петербурга. Вместе с главным героем Родионом Раскольниковым читатель встречает на страницах романа «униженных и оскорбленных», вместе с ним переживает их душевные трагедии. Среди них и обесчещенная девочка, за которой охотится жирный франт, и бросившаяся с моста несчастная женщина, и

Мармеладов, и его жена Екатерина Ивановна, и дочь Сонечка. Да и сам Раскольников также относится к «маленьким людям», хоть и пытается возвысить себя над окружающими его людьми.
Достоевский не только изображает бедствия «маленького человека», не только вызывает жалость к «униженным и оскорбленным», но также показывает противоречия их душ, соединение в них добра и зла. С этой точки зрения особенно характерен образ Мармеладова. Читатель, безусловно, испытывает сочувствие к бедному, измученному человеку, который в жизни потерял все, поэтому опустился на самое дно. Но Достоевский не ограничивается одним только сочувствием. Он показывает, что пьянство Мармеладова навредило не только ему самому (его выгоняют с работы), но также принесло много несчастий его семье. Из-за него голодают маленькие дети, а старшая дочь вынуждена пойти на улицу, чтобы хоть как-то помочь обнищавшему семейству. Вместе с сочувствием Мармеладов вызывает к себе также презрение, его невольно обвиняешь в бедах, свалившихся на семью.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. С одной стороны, она всячески пытается не допустить окончательного падения, вспоминает свое счастливое детство и беззаботную молодость, когда она танцевала на балу. Но на самом деле она просто утешается своими воспоминаниями, разрешает приемной дочери заниматься проституцией и даже принимает от нее деньги.
В результате всех несчастий Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни, спи-вается и кончает с собой. Погибает от чахотки его жена, вконец измученная нищетой. Они не вынесли давления общества, бездушного Петербурга, не нашли в себе сил противостоять гнету окружающей действительности.

Совершенно другой предстает перед читателями Сонечка Мармеладова. Она тоже «маленький человек», более того, хуже ее судьбы ничего нельзя придумать. Но, несмотря на это, она находит выход из абсолютного тупика. Она привыкла жить по законам сердца, по христианским заповедям. Именно в них она черпает силы. Она понимает, что от нее зависят жизни ее братьев и сестер, поэтому полностью забывает о себе и посвящает себя другим. Сонечка становится символом вечной жертвенности, в ней живо великое сочувствие к человеку, сострадание ко всему живому. Именно образ Сони Мармеладовой становится самым очевидным разоблачением идеи крови по совести Раскольникова. Не случайно вместе со старухой-процентщицей Родион убивает и ни в чем не повинную ее сестру Лизавету, которая так похожа на Сонечку.

Беды и несчастья преследуют и семью Раскольникова. Его сестра Дуня готова выйти замуж за противного ей человека, чтобы материально помочь своему брату. Сам Раскольников живет в нищете, не может даже прокормить себя, поэтому даже вынужден заложить кольцо, подарок сестры.

В романе много описаний судеб «маленьких людей». Достоевский с глубокой психологической точностью описал противоречия, царящие в их душах, сумел показать не только забитость и униженность таких людей, но и доказал, что именно среди них встречаются глубоко страдающие, сильные и противоречивые личности.

Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».

Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты.

Вот бросается с моста женщина, «с желтым, продолговатым испитым лицом и впавшими глазами». Вот идет по улице пьяная обесчещенная девочка, а за ней следует жирный франт, который явно охотится за нею. Спивается и кончает с собой бывший чиновник Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом.

Достоевский подчеркивает власть среды над человеком. Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик. Стоит только вспомнить, в каких условиях приходится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и униженные. Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб. Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом. Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей.

Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира. Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла. Очень характерен в этом отношении образ Мармеладова. С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому бедному и измученному человеку, задавленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «маленькому человеку». Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги. Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

Мечется по безумному городу герой Достоевского Раскольников и видит только грязь, горе и слезы. Этот город настолько бесчеловечен, что кажется даже бредом безумца, а не реальной столицей России. Поэтому не случаен и сон Раскольникова перед преступлением: пьяный парень под хохот толпы насмерть забивает маленькую, тощую клячонку. Этот мир страшен и жесток, в нем царят нищета и порок. Именно эта клячонка становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные.

Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении. Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные личности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях. Безусловно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье воспаленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию.

Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы, абсолютного тупика жизни. Не изучая книг по философии, а просто по зову сердца она находит ответ на те вопросы, которые мучают философа‑студента Раскольникова.

Ф. М. Достоевский создал яркое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя. Пристально вглядываясь в душу «маленького человека», он открыл в ней залежи душевной щедрости и красоты, не сломленные тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и в мировой литературе.

(398 слов) Типичный образ «маленького человека» представлен во многих произведениях русских классиков: «Шинели» Н.В.Гоголя, «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Их персонажи – слабые, нецелеустремленные, неспособные к решительным действиям, занимающие низкое положение в обществе. «Униженные и оскорбленные» Ф.М.Достоевского немного отличаются от них.

С первых страниц произведения «Преступление и наказание» читатель знакомится с главным героем романа. Родион Раскольников – бывший студен, «задавленный бедностью». Из-за нищеты персонажу пришлось бросить свою учебу и постоянно искать средства, чтобы выжить. Условия его обитания ужасны. Комната Раскольникова похожа на «гроб», «клетушку», «шкаф», но не на квартиру. Герой живёт в грязном районе, где постоянно на улицах можно встретить пьяных. Но Раскольников не подстраивается под обстоятельства, как Башмачкин, он стремится найти выход из этого низкого положения. Создав собственную теорию, он воплощает свои идеи в жизнь.

Образ маленького человека в романе Достоевского раскрывается и на примере семьи Мармеладова. Раскольников знакомится с Семёном Захаровичем в трактире. Он узнаёт все подробности его нищей жизни. Мармеладов не может противостоять тяготам свалившихся на него трудностей, единственный выход он видит в пьянстве. Персонаж остался без работы, его дочери – Соне — приходится идти «по жёлтому билету», чтобы заработать деньги на существование (которые впоследствии Мармеладов пропьёт). Катерина Ивановна больна, маленьких детей кормить нечем. Это безвыходное положение морально подавляет бывшего титулярного советника. Но, несмотря на нищету, Мармеладов не утратил лучших черт человеческого характера. Персонаж признается Раскольникову в том, что он искренне любит и Катерину Ивановну, и своих детей. Ему стыдно за свое безволие, он заявляет герою: «А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?». Вместе с автором мы сострадаем несчастному герою, а не глумимся над ним.

Соню также можно отнести к «маленьким людям». Ее комната походила на «сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника» — «бедность была видимая». Соне приходится «грязным» способом зарабатывать деньги, которых все время недостаёт. Но, несмотря на такое положение, с помощью веры она сохранила свою душевную чистоту. Любовь Сони возродила Раскольникова, благодаря ней персонаж раскаялся в своём преступлении.

Так, «маленькие люди» Достоевского не имеют одного привычного нам образа забитого и несчастного человека. Все они разные, у каждого своя история, где трагизм переплетается с героизмом, которого мы не привыкли видеть ни в Башмачкине, ни в Вырине. Каждый из них по-своему восстает против судьбы, неуклюже борется с ней, но все же не сдается, принимая удар за ударом. Даже слабовольный Мармеладов ищет наслаждения в побоях жены, а горе – на дне стакана. Они не согласны смириться со своей незначительностью и живут полной эмоциональной жизнью, спасая себя в надежде спасти других.

Многомудрый Литрекон просит Вас подмечать недочеты работы и жаловаться на краткое сочинение-рассуждение, если оно Вам не подошло.