Трагедия начинается с авторского посвящения друзьям молодости Гёте, с которыми он связан множеством жизненных перипетий, и кого уже давно рядом с ним нет. Следующая часть – «Театральное вступление», где между Директором театра, Поэтом и Комическим актёром ведется беседа. В ней герои обсуждают проблему соответствия высокой поэзии, с ее истинным назначением, требованиям толпы. Как достигнуть гармоничного сочетания высокого искусства с успехом и популярностью.

В «Прологе на небе» развивается проблема «небес, земли и ада». Главными действующими лицами здесь становятся Бог, Мефистофель, архангелы, а также впервые упоминается имя Фауста. В беседе с владыкой тьмы Господь приводит Фауста в пример как самого верного и усердного своего раба. В ответ Мефистофель берется раскрыть настоящую сущность ученого и объясняет его рвение желанием получить награду за свои старания. Тогда Бог разрешает Мефистофелю испытать Фауста всеми возможными земными наслаждениями и соблазнами, будучи уверенный в его неизменной преданности.

Ученый проводит дни и ночи в своем мрачном, терзаемый своими мыслями. За свою долгую жизнь Фауст многое изучил, многое узнал, но он прекрасно понимает, что, несмотря на всю свою ученость, так и «остался дураком». В отличие от своего недалекого ученика Вагнера, Фауст осознает ограниченность человеческого разума и возможностей науки, их беспомощность перед лицом природы и всего мироздания, полных бесконечных тайн и загадок. Фауст несчастен оттого, что вся жизнь его была прожита напрасно, а все попытки познать истину оказались тщетными.

Но однажды в облике черной собаки ему является Мефистофель, а затем предстает перед Фаустом собственной персоной в одеянии студента. В отличие от Вгнера, неизвестный гость гораздо более умен и куда более проницателен. В разговоре с Фаустом он затрагивает самый корень проблемы, так терзавшей несчастного ученого. Мефистофель насмехается над людской беспомощностью и человеческим уделом.

В другой раз он является Фаусту в нарядной одежде и зовет его с собою, чтобы развеять черную тоску. И если полученное наслаждение захватит ученого настолько, что он никогда не захочет с ним более расставаться, это будет означать полное порабощение Фауста Мефистофелем. Между ними заключается сделка, которая скрепляется кровью, после чего оба отправляются в путешествие. После выпитого зелья, Фауст вновь становится молодым, полным сил, красоты и желаний. Теперь он полностью уверен в своей решимости познать истину и обрести настоящее счастье.

Первым соблазном Фауста стала невинная пятнадцатилетняя девушка Маргарита из простой семьи, неискушенная, бесхитростная натура. Встретив молодого героя, она моментально влюбляется в него, между ними вспыхивает взаимная страсть. Чтобы мать не мешала их с Фаустом свиданиям, Маргарита каждый раз подсыпала ей в напиток снотворное. Но однажды влюбленных застал брат девушки Валентин. Между ним и Фаустом разгорелся скандал, Валентин кинулся в драку, и Мефистофель обнажил шпагу. Фауст последовал его примеру и также ввязался в бой, заколов брата своей возлюбленной. Перед смертью Валентин проклинает гулящую сестру, обрекая ее на вечный позор. Вскоре от рук собственной дочери умирает мать Маргариты. Выясняется, что подсыпая в очередной раз снотворное, девушка не рассчитала дозу, и мать больше не проснулась. Об этом Фауст узнает не скоро, потому как, совершив убийство, был вынужден бежать из города от законного преследования. Позже Маргарита рожает дочку, но умертвляет ее, утопив в реке, дабы спастись от людского гнева. Теперь она заключенная, ожидающая в темнице собственную казнь.

Фаусту является образ возлюбленной, заточенной в неволе с ужасным шрамом на шее. Обращаясь к Мефистофелю, он требует спасти Маргариту. Медлить нельзя, и вскоре оба они оказываются снова в городе. Трагическое свидание влюбленных происходит в темнице. Девушка сначала не узнает своего Друга, но вскоре в ее памяти всплывет вся история ужасных событий, произошедших с ней за последнее время. Она не верит своему счастью, неужели свобода уже так близка? Однако Маргарита отказывается покидать темницу, выбрав для себя мученическую смерть, искреннее раскаяние и Божий суд. Господь спасает душу несчастной девушки, которая отказалась от свободы, там милостиво предложенной ей Мефистофелем.

Во второй части произведения дьявол приводит Фауста к императорскому двору. В стране дела обстоят плохо из-за опустевшей казны. Тогда Мефистофель придумывает хитрую схему, благодаря которой государственный бюджет вскоре пополняется, а народ оказывается одураченным. При двое недолгое время царит настоящая эйфория, а заговорщиков все встречают с восхищением и ликованием.

Мефистофель дарит Фаусту чудесный ключ, отворяющий двери в прошлое, во времена античности и языческих богов. Ученый встречает самую прекрасную в мире женщину – Елену, которая олицетворяет для главного героя идеал духовной и физической красоты.

Тем временем ученик Фауста ставит очередной эксперимент, в результате которого из колбы на свет появляется Гомункул. Он ставится в противовес рожденному в любви ребенку Фауста и Елены. Но жить на свете ему суждено недолго. Ведомый страстью к вечной борьбе, он улетает ввысь и исчезает навсегда. Вскоре героя покидает и сама Елена, ведь абсолютная красота и счастье – вещи несовместимые.

Мефистофель возвращает Фауста в Средневековье. Новая цель ученого – построить плотину и отобрать часть земли. Осуществлению плана мешает хижина, стоящая на пути будущей постройки. Хозяева отказываются обменять свой дом на другое жилище, тогда Фауст в гневе просит дьявола расправиться со стариками. После этого Фауста одолевает безудержная горечь от содеянного.

Вот и подходит жизнь главного героя к своему завершению. Он снова стар, а теперь и вовсе слепнет. А вместо строительства плотины Мефистофель указывает своим прислужникам копать Фаусту могилу. После всего, что с ним произошло, герой понимает, что подлинного счастья не дают ни богатство, ни власть, ни слава, ни обладание самой прекрасной женщиной. Фауст приходит к мысли, что только тот заслужить может свободу, кто боролся за жизнь. Перед его глазами предстает картина, где «народ свободный на земле свободной», и теперь он готов остановить мгновение. В тот же момент жизнь Фауста прекращается, но прежде чем Мефистофель успевает поработить его, как в последнюю секунду ангелы уносят душу Фауста. Он спасен, а значит, прожил свою долгую жизнь не зря.

Вариант 2

На небе беседуют Бог и Мефистофель. Мефистофель говорит Богу, что если у человека не было бы разума, то жилось бы ему чуть-чуть лучше.

Господь рассказывает Мефистофелю о докторе Фаусте, который служит ему и обязательно выбьется из мрака. Мефистофель предлагает Богу спор, он готов перетянуть доктора на свою сторону, искушая его, если Господь позволит ему это. Тот соглашается.

Ночь. Фаусту не спится, он с печалью думает о том, что овладев богословием, изучив медицину, философию, юриспруденцию, он как был, так и остался неучем. Хоть он магистр и доктор, и уже много лет учит других, но все-таки очень многого не знает. Фауст не тешит себя мыслью, что он «светоч людского рода».

Поэтому доктор решается обратиться к магии, он зовет духа, который бы открыл ему «тайну бытия», помог понять внутреннюю связь вселенной…

Вдруг луна гаснет, откуда-то берется дым, затем над челом доктора вспыхивает красный луч. Он ощущает замогильный запах. Доктор понимает, что дух где-то рядом. Фауст в нетерпении, он жаждет увидеть духа, призывает его: «Явись, явись».

Но когда в красном пламени возникает дух, Фауст в первое мгновение испытывает отвращение. Дух обижается: ведь Фауст настойчиво, нетерпеливо звал его, а сам отворачивается.

Доктор смущенно признается, что внешность духа его страшит.

Дух начинает насмехаться над Фаустом – ведь доктор молил черта прийти, возомнил сравняться с ним, разговаривал с духом, как с равным – и вот он трясется от страха!

Тут Фауст взял себя в руки и гордо ответил духу, что не собирается прятать своего лица, да и значит он не меньше этого черта.

Дух пытается убедить доктора, что он, дух, куда более значим. Ведь он повсюду: на земле, на небе, в океане; он ведает жизнью и смертью; он такой же, как Бог.

После этого дух пропал.

Фауст расстроен тем, что дух считает себя выше его. Но, поразмыслив, он раскаивается в том, что посмел приравнять себя к богу. Испытывая сильное разочарование, чувствуя себя ничтожным червем, Фауст намерен покончить с собой. Но ангельское пение и колокольный звон, известившие о том, что Христос воскрес, заставили его передумать.

Фауст со своим учеником Вагнером идет на городскую площадь, где проходят народные гуляния. Там к ним подбежал черный пудель, Фауст берет собачку к себе домой.

Вечером, когда доктор сел за перевод, собака играла рядом. Вдруг Фауст замечает, что пудель обратился в Мефистофеля. Черт принимает образ студента. Фауст интересуется, кто он такой. Дьявол отвечает, что он – сила, которая несет добро, хотя всему желает зла.

Мефистофель подтрунивает над Фаустом, высмеивая присущие людям слабости. Когда он собирается покинуть комнату ученого, тот не хочет отпускать собеседника и чертит пентаграмму. Тогда дьявол напускает на него сон и исчезает.

Вскоре Мефистофель появляется вновь. Теперь он принял образ богатого и знатного господина. Дьявол уговаривает Фауста отправиться с ним, обещая исполнять « любую блажь» доктора. И ученый, не в силах устоять перед искушением, подписывает с Чертом роковой договор кровью. У Мефистофеля есть волшебный плащ, на котором новоиспеченные приятели улетают в путешествие.

В Лейпциге путешественники посещают погреб Ауэрбаха, и там веселятся в компании пьяных гуляк. Когда один из собутыльников проливает на землю вино, которым их угостил Дьявол, оно вспыхивает. Пьяницы набрасываются на Мефистофеля с ножами, но он мгновенно погружает их в состояние эйфории и исчезает вместе с Фаустом.

Дьявол с доктором навещают ведьму. Она угощает Фауста зельем, приняв которое доктор ощущает жар в теле, возвращение молодости.

На улице Фаусту повстречалась прекрасная девушка, Маргарита. Он жаждет познакомиться с ней и просит Мефистофеля помочь ему в этом. Но Дьявол отвечает, что Маргарита - невинная девушка и поэтому не подвластна ему. Фауст напоминает Дьяволу об условиях договора и грозит расторгнуть его, если Мефистофель не устроит свидания.

Маргарита тоже думает о Фаусте и мечтает с ним познакомиться. Мефистофель сплетает вокруг Маргариты хитроумную сеть: подкладывает драгоценности, вводит в заблуждение соседку Марту и постепенно сводит ее с «отличным малым» - Фаустом. Вскоре доктор признается девушке в любви.

Маргарита тоже влюблена. Чтобы остаться с любимым наедине, она тайно дает своей бдительной матери снотворное, полученное от Мефистофеля. После этого девушка позволяет Фаусту ее соблазнить. Узнав о грехопадении сестры, ее брат Валентин хочет сразиться с опозорившим ее человеком и погибает от руки противника.

Мать Маргариты тоже мертва – капли, подлитые дочерью, оказались смертельными.

Фауст остыл к Маргарите. Она осталась беременная в одиночестве, с грузом вины за погубленных мать и брата. Рожденная дочь тоже погибла по ее вине. Свои дни помешавшаяся Маргарита закончила в тюрьме.

Пусть девять в счёт

За раз пойдёт,

А десять сгладь.

Так ведьма учит умножать!

Старуха в лихорадке бредить стала.

Мефистофель

Понять её стараться - труд напрасный:

Глупец и умный с толку будет сбит

Противоречий массою ужасной.

Все это и старо и ново! Посмотри

В историю и вспомни: не всегда ли,

Три за одно, одно за три

Считая, люди вздор за правду выдавали?

Так учат зря болтать с начала всех веков -

С глупцами заводить никто не хочет спора.

Да людям редко что и нужно, кроме слов:

Что в них есть мысли, верят без разбора!

(продолжая)

Познанья свет

Для всех секрет,

Для всех без исключенья!

Порою он,

Как дар, суждён

И тем, вком нет мышленья!

Какая чушь! Я убежать готов:

Пожалуй, лопнет голова от вздора.

Я точно слышу песню хора

Ста тысяч круглых дураков!

Мефистофель

Ну, будет, будет, мудрая Сивилла!

Ты лучше бы стаканчик предложила,

Налив его полнее, до краёв.

Приятелю он не придётся солон:

Недаром ведь все степени прошел он

И много разных делывал глотков.

Ведьма с разными церемониями наливает питьё в бокал;

когда Фауст подносит его к губам, вылетает лёгкое пламя.

Живее пей до дна бокал -

И ты мгновенно ободришься.

На "ты" давно ты с чёртом стал,

А всё ещё огня боишься.

Ведьма открывает круг; Фауст выходит.

Теперь стоять не надо, живо в путь!

Пусть вам глоточек принесёт отраду!

Мефистофель

При случае получишь ты награду;

В Вальпургиеву ночь мне можешь намекнуть.

Вот песенка: чтоб дать всю силу соку,

По временам её должны вы петь.

Мефистофель

Скорей! Иди, а то не будет проку:

Ты непременно должен пропотеть,

Чтоб весь насквозь ты пропитался зельем.

Ты прогуляешься спокойно, без забот -

И вдруг почувствуешь с отрадой и весельем,

Как сладко Купидон играть в тебе начнёт.

Дай в зеркало мне бросить взор прощальный:

Так был прекрасен образ идеальный!

Мефистофель

Не стоит: наяву увидишь ты

Образчик лучший женской красоты.

(В сторону.)

Да, этим зельем я тебя поддену.

Любую бабу примешь за Елену!

Сцена 7. УЛИЦА

Фауст и Маргарита проходят.

Прекрасной барышне привет!

Я провожу вас... если смею.

Маргарита

Прекрасной барышни здесь нет!

Домой одна дойти сумею.

(Вырывается и уходит.)

Как хороша! Я клятву б дал,

Что в жизни лучших не видал!

Так добродетельна, скромна -

И не без колкости она.

А взор потупленных очей

Запечатлён в душе моей.

Румяных губ и щёчек цвет...

Ах, позабыть его нет сил!

А как суров и краток был

Её находчивый ответ!

Восторг - и слов тут больше нет!

Входит Мефистофель.

Ты должен мне добыть девчонку непременно.

Мефистофель

Ту, что только что прошла.

Мефистофель

Как, эту? У попа она сейчас была

И от грехов свободна совершенно:

К исповедальне подойдя,

Отлично всё подслушал я.

Она на исповедь напрасно -

Пришла: невинна, хоть прекрасна, -

И у меня над нею власти нет.

Не меньше ж ей четырнадцати лет?

Мефистофель

Ты говоришь, как сердцеед порочный.

Подай ему сейчас любой цветок!

Он мнит, что нет любви, нет чести прочной,

Которой он похитить бы не мог!

Но не всегда бывает это впрок!

Почтеннейший магистр-педант, нельзя ли

Меня теперь избавить от морали?

Без лишних слов, скажу тебе одно:

Знай: если эту ночь я в неге страстной

Не проведу с малюткою прекрасной,

То в полночь нам с тобой расстаться суждено!

Мефистофель

Подумай, друг: не всё же мне подвластно!

Мне надобно не меньше двух недель,

Чтоб достижимой сделать эту цель:

Сыскать предлог, найти заручку...

Будь семь часов спокоен я -

Не надо чёрта мне в друзья,

Чтоб соблазнить такую штучку!

Мефистофель

Ты судишь, как француз, слегка.

Прошу тебя, однако, не сердиться.

К чему так сразу - взять и насладиться?

Утеха, право, тут не велика.

Не лучше ли пойти путём интрижки;

Увлечь её, водить и так и сяк,

Как учат нас иные книжки?

Мой аппетит хорош и так.

Мефистофель

Нет, кроме шуток, лишь впросак

Попасть с горячностью здесь можно.

Здесь надо дело осторожно

Вести - тут сила не возьмет:

Тут хитрый надобен подход.

Достань же мне вещицу от бесценной,

Сведи меня в покой её священный,

Достань платочек мне с её груди,

Подвязку хоть на память мне найди!

Мефистофель

Ну, если так влюбился ты в девицу,-

Смотри, как верно я тебе служу

И каждою минутой дорожу:

Сегодня ж к ней сведу тебя в светлицу.

К ней? Ею обладать?

Мефистофель

Не сразу же! Она уйдёт

К соседке; ты ж в уединенье скромном

О счастье будущем мечтам отдайся томным.

Когда ж? Сейчас?

Мефистофель

Немного попоздней.

Так не забудь достать подарок ей!

Мефистофель

Как, уж дарить? Недурно для начала!

Успехи делать может он вполне!

Известно много старых кладов мне.

Теперь пора проведать их настала.

Сцена 8. ВЕЧЕР

Маленькая опрятная комната. Маргарита заплетает косу.

Маргарита

Я, право, дорого б дала,

Когда бы я узнать могла,

Кто этот видный господин.

Должно быть, это дворянин:

Так благородно он глядел

И так уверен был и смел.

Мефистофель и Фауст.

Мефистофель

За мной, потише - вот сюда!

(после некоторого молчания)

Я здесь один хочу остаться.

Мефистофель

(оглядывая комнату)

У девушек так чисто не всегда!

(Выходит.)

(осматриваясь кругом)

О милый сумрак, о приют святой,

Привет мой вам! Владей, любви томленье,

Душой моей; питай свое стремленье

Надежды милой сладкою росой!

Как дышит здесь повсюду дух покоя,

Порядком все проникнуто кругом!

Средь бедности довольство здесь какое!

Святой приют! Благословенный дом!

(Бросается в кожаное кресло у постели.)

Прими ж меня, семейный старый трон!

Отцов и дедов нежил ты покоем

В дни радости и горя, окружен

Детей беспечным шумным роем!

Быть может, милая моя в кругу детей,

Горя румянцем щёчек, ликовала

И, благодарная за ёлку, всех нежней

Сухую руку деда целовала.

Твой дух, о дева, надо мной парит,

Дух тихого довольства и порядка;

Устами матери тебе он говорит,

Чтоб чистой скатертью твой стол был устлан гладко,

И учит посыпать, узоры выводя,

Песком весь чистый пол каморки тесной.

О милая рука! Божественность твоя

Из хижины создать способна рай небесный!

А здесь!..

(Отдергивает полог кровати.)

Святой меня объемлет страх!

Я не ушел бы, кажется, отсюда!

Лелеяла природа в легких снах

Здесь ангела, и вот - явилось чудо!

Дитя дышало в сладком сне,

И чистой творческою силой

Прекрасный образ в тишине

Расцвел, божественный и милый!..

А я? Сюда что привело меня?

О небо, как глубоко тронут я!

Чего хочу? Чем совесть так задета?

1. Главные герои трагедии Гете «Фауст».

2. Встреча Фауста и Маргариты.

3. Грехопадение Маргариты.

4. Трагический финал любви Фауста и Гретхен.

5. В чем был не прав Мефистофель.

Философская трагедия Иоганна Гете «Фауст», по мнению критиков, - это столкновение человеческих характеров, столкновение идей, принципов, борьбы разных мнений. Место и время действия в ней условны, лишены исторических признаков, условны и образы трагедии. Так, Фауст - ученый, который находится в поиске истины. Мефистофель - фантастический образ с чертами скептика и остроумца, дьявол, символ сомнения, отрицания и разрушения. А в Маргарите можно увидеть реальный тип немецкой девушки XVIII века. Фауст впервые увидел Маргариту на улице. Его восхитила красота и скромность девушки:

...Л взор потупленных очей запечатлен в душе моей.

Румяных губ и щечек цвет...

Ах, позабыть его нет сил!

Фауст мечтает и просит Мефистофеля о встречи с ней. Мефистофель же стремится отвлечь Фауста от его высоких помыслов и разжигает в нем страсть к девушке. На какой-то момент Мефистофелю удается его замысел, и Фауст требует, чтобы он помог ему соблазнить девушку. Но девичья комната Маргариты (Гретхен), в которой он появляется, будит в нем лучшие чувства. Он очарован покоем, простотой, чистотой и скромностью этого жилища:

Порядком все проникнуто кругом!

Святое место! Благословенный дом!

...Я не ушел бы, кажется отсюда!

Лелеяла природа в легких снах

Он пришел в дом Маргариты с грешными мыслями, но душевная чистота девушки и ее дома заставили устыдиться этих мыслей:

...Смиренье, скромность чувств невинная, святая -

Вот самый лучший дар...

Скромность Маргариты не позволяет ей думать о себе лучше, чем на самом деле. Девушка искренне не понимает, за что ее полюбил такой почтенный гражданин, как Фауст:

...И что во мне находит он?

Маргарита как бы воплощает в себе мир простых чувств, естественного, здорового существования. Фауст, с презрением отбросивший мертвое знание, вырвавшийся из полумрака своего средневекового кабинета, тянется к ней, чтобы обрести всю полноту жизненного счастья, земной, человеческой радости. Для Фауста она воплощение самой природы. Фаусту показалось, что именно с Маргаритой он обретет всю полноту счастья, а девушка поверила ему. Но ученый не сразу увидел, что маленький мир Маргариты - часть того узкого, душного мира, из которого он стремился вырваться. Маргарита была соблазнена Фаустом, забеременела и, побоявшись осуждения, наказания, сплетен и людской молвы, избавилась от ребенка.

Всю силу большого женского чувства Гете передает в проникновенном монологе Гретхен за прялкой. И хотя вся сцена состоит из одного лирического монолога, она обозначает целый этап в судьбе героини:

Покоя нет,

Душа скорбит...

Не красен свет...

Уже исчезли светлые, радостные интонации в голосе Маргариты. В душевном смятении она молится перед статуей Богоматери:

Скорбя, страдая,

О мать святая,

...Я плачу, плачу, плачу,

И рвется грудь моя...

...Меня позором не убей!

Молю тебя я,

О мать святая,

Склонись, склонись к беде моей!

Тут же подстерегают ее новые удары: упреки брата и его гибель, смерть матери, отравленной Мефистофелем. Маргарита ощущает себя трагически одинокой. Гете выразительно рисует силы, которые обрушиваются на несчастную жертву и уничтожают ее. Маргарита - подлинная трагическая героиня: она виновна и сама ощущает свою вину. Свою вину в грехопадении с Фаустом она пытается загладить в молитвах перед Богородицей в соборе. Кроме сознания нравственной вины, в Маргарите говорит и сознание греха, которое привито ей церковью, и страх перед наказанием. Совершив аморальный проступок, она не только не находит поддержки и помощи, но чувствует занесенную над собой карающую руку церкви. Вот почему ей трудно дышать от мощных звуков органа, на нее давят своды собора. И если она совершила преступление, убила своего ребенка, то только потому, что он не будет признан церковью.

Мефистофель скрыл от Фауста трагедию Маргариты, и ученый корит дьявола за его молчание. Фауст очень переживает. Глубокое чувство Гретхен, чувство вины и свое бессилие нашли отражение в одной из последних сцен первой части трагедии, Которую Гете написал в прозе. Фауст сокруша­ется: «В одиночестве! В отчаянье! В страданиях долго блуж­дала она по земле - и вот теперь заключена, заключена в темницу на ужасные мучения, как преступница, - она, это несчастное, милое создание! Вот до чего дошло! И ты, изменник, недостойный дух, смел скрывать все это от меня!»

Безумная Маргарита в тюрьме то поет народную песню о распутнице-матери, то, принимая Фауста за палача, умоляет его сжалиться над ней. Как светлый луч, эти мрачные мысли пронизывает воспоминание о радости недавней любви. В короткий миг просветления она узнает Фауста, но уже не верит в его любовь. И снова встают перед ней картины приближающегося утра казни.

Напрасно в финале злорадствует Мефистофель. Чистота и непорочность девушки при встрече героев победили низкие, страстные помыслы Фауста. В конце трагедии он мучается от чувства собственной вины за погубленную девичью честь и жизнь. Он наказан отчаяньем, ведь известно, что отчаяние - лучшее наказание. Маргарита виновна, но она предстает перед нами как человек, прежде всего потому, что ее чувство к Фаусту было чистым, искренним, глубоким, беззаветным.

Несчастная история Маргариты опирается всего лишь на одно весьма краткое упоминание в народной книге о докторе Фаусте: «Он воспылал страстью также к одной красивой, но бедной девушке, служанке жившего по соседству торговца».

Маргарита - первое искушение на пути Фауста, первый соблазн возвеличить отдельный "прекрасный миг". Покориться чарам Маргариты означало бы, так или иначе, подписать мировую с окружающей действительностью. Маргарита, Гретхен, при всей ее обаятельности и девической невинности - плоть от плоти несовершенного мира, в котором она живет. Бесспорно, в ней много хорошего, доброго, чистого. Но это пассивно-хорошее, пассивно-доброе само по себе не сделает ее жизнь, ни хорошей, ни доброй. По своей воле она дурного не выберет, но жизнь может принудить ее и к дурному. Вся глубина трагедии Гретхен, ее горе и ужас в том, что мир ее осудил, бросил в тюрьму и приговорил к казни за зло, которое не только не предотвратил ее возлюбленный, но на которое он-то, и имел жестокость толкнуть ее.

Неотразимое обаяние Гретхен, столь поразившее Фауста, как раз в том,
что она не терзается сомнениями. Ее пассивная "гармоничность" основана на непонимании лживости общества и ложности, унизительности своего в нем положения. Это непонимание не дает ей усомниться и в "гармонии мира", о
которой витийствуют попы, в правоте ее бога, в правоте пересудов у
городского колодца. Она так трогательна в своей заботе о согласии Фауста с
ее миром и с ее богом:

Ах, уступи хоть на крупицу!
Святых даров ты, стало быть, не чтишь?

Фауст

Маргарита

Но одним рассудком лишь,
И тайн святых не жаждешь приобщиться,
Ты в церковь не ходил который год?
Ты в бога веришь ли?

Фауст не принимает мира Маргариты, но и не отказывается от наслаждения этим миром. В этом его вина - вина перед беспомощной девушкой. Но Фауст и сам переживает трагедию, ибо приносит в жертву своим беспокойным поискам то, что ему всего дороже: свою любовь к Маргарите. Цельность Гретхен, ее душевная гармония, ее чистота, неиспорченность девушки из народа все это чарует Фауста не меньше, чем ее миловидное лицо, ее "опрятная комната". В Маргарите воплощена гармония человеческой личности, гармония, которую, по убеждению Фауста, быть может, вовсе не надо искать, к которой стоит лишь "возвратиться". Это другой исход - не вперед, а вспять, - соблазн, которому, как известно, не раз поддавался и сам автор.

Фауст первоначально не хочет нарушить душевный покой Маргариты, он удаляется в "Лес и пещеру", чтобы снова "созерцать и познавать". Но влечение к Маргарите в нем пересиливает голос разума и совести; он становится ее соблазнителем. В чувстве Фауста к Маргарите теперь мало возвышенного. Низменное влечение в нем явно вытесняет порыв чистой любви. Многое в характере отношений Фауста к предмету его страсти оскорбляет наше нравственное чувство. Всю глубину падения Фауста мы видим в сцене, где он бессердечно убивает брата Маргариты и потом бежит от правосудия.

После всего этого герой возвращается к Маргарите, испуганный пророческим видением в страшную Вальпургиеву ночь.

Взгляни на край бугра,
Мефисто, видишь, там у края
Тень одинокая такая?
Она по воздуху скользит,
Земли ногой не задевая.
У девушки несчастный вид
И, как у Гретхен, облик кроткий,
А на ногах ее - колодки.
. . . . . . . . . . . . .
И красная черта на шейке,
Как будто бы по полотну
Отбили ниткой по линейке
Кайму, в секиры ширину.

Но за время его отсутствия совершается все то, что свершилось бы, если б он пожертвовал девушкой сознательно. Гретхен умерщвляет ребенка, родившегося от Фауста, и в душевном смятении признает себя виновной в убийстве матери и брата.

Тюрьма. Фауст - свидетель последней ночи Гретхен перед казнью. Теперь он готов всем пожертвовать ради неё, быть может и тем наивысшим - своими поисками, своим великим дерзанием. Но она безумна, она не дает увести себя из темницы уже не может принять его помощи. Гёте избавляет и Маргариту от выбора: остаться, принять кару иди жить с сознанием совершённого греха. Многое в этой последней сцене первой части трагедии - от сцены безумия Офелии в "Гамлете", от предсмертного томления Дездемоны в "Отелло". Но чем-то она их всё же превосходит. Бить может, своей предельной простотой. Но прежде всего тем, что здесь - впервые в

западноевропейской литературе - поставлены друг перед другом полная беззащитность девушки из народа и это беспощадное полновластье карающего ее феодального государства.

Для Фауста предсмертная агония Маргариты имеет очистительное значение. Слышать безумный, страдальческий бред любимой женщины и не иметь силы помочь ей - этот ужас калёным железом выжег всё, что было в чувстве Фауста низкого, недостойного. Теперь он любит Гретхен чистой, сострадательной любовью. Но - слишком поздно: она остаётся глуха к его мольбам покинуть темницу. Безумными устами она торопит его спасти их бедное дитя:

Скорей! Скорей!

Спаси свою бедную дочь!

Вдоль по обочине рощ,

Через ручей, и оттуда,

Влево с гнилого мостка,

К месту, где из пруда

Высунулась доска.

Дрожащего ребенка

Когда всплывет голова,

Хватай скорей за ручонку,

Она жива, жива!

Теперь Фауст сознает всю безмерность своей вины перед Гретхен; равновеликой вековой вине феодального общества перед женщиной, перед человеком. Его грудь стесняется "скорбью мира". Невозможность спасти Маргариту и этим хотя бы отчасти загладить содеянное - для Фауста тягчайшая кара:

Зачем я дожил до такой печали.

Одно бесспорно: сделать из Фауста беззаботного "ценителя красоток" и тем отвлечь его от поисков высоких идеалов Мефистофелю не удалось. Мефистофель должен взяться за новые козни. Голос свыше: "Спасена!" - не только нравственное оправдание Маргариты, но и предвестник оптимистического разрешения трагедии.

Главная тема трагедии «Фауст» Гете - духовные поиски главного героя - вольнодумца и чернокнижника доктора Фауста, продавшего душу дьяволу за обретение вечной жизни в человеческом обличье. Цель этого страшного договора - воспарение над действительностью не только с помощью духовных подвигов, но и мирских добрых дел и ценных открытий для человечества.

История создания

Философская драма для чтения «Фауст» писалась автором в течение всей его творческой жизни. Она основана на наиболее известной версии легенды о докторе Фаусте. Идея написания - воплощение в образе доктора высших духовных порывов человеческой души. Первая часть была закончена в 1806 году, автор писал ее около 20-ти лет, первое издание состоялось в 1808 году, после этого она претерпела несколько авторских доработок при переизданиях. Вторая часть была написана Гете в преклонные годы, а издана приблизительно через год после его смерти.

Описание произведения

Открывают произведение три вступления:

  • Посвящение . Лирический текст, посвященный друзьям молодости, которые составляли круг общения автора во время его работы над поэмой.
  • Пролог в театре . Оживленный спор Директора театра, Комического актера и Поэта на тему значения искусства в обществе.
  • Пролог на небесах . После рассуждения о разуме, данном Господом людям, Мефистофель заключает с Богом пари о том, сможет ли доктор Фауст преодолеть все трудности пути применения своего разума исключительно на благо познания.

Часть первая

Доктор Фауст, понимая ограниченность человеческого разума в познании тайн мироздания, пытается покончить с собой, и только внезапные удары пасхального благовеста мешают ему осуществить этот замысел. Далее Фауст со своим учеником Вагнером приводят в дом черного пуделя, который превращается в Мефистофеля в образе странствующего студента. Злой дух поражает доктора своей силой и остротой ума и искушает благочестивого отшельника вновь изведать радости жизни. Благодаря заключенному договору с дьяволом Фауст вновь обретает молодость, силу и здоровье. Первым искушением Фауста становится его любовь к Маргарите - невинной девушке, впоследствии поплатившейся жизнью за свою любовь. В этой трагической истории Маргарита не единственная жертва - также случайно от передозировки снотворного зелья погибает ее мать, а брат Валентин, вступившийся за честь сестры, будет убит Фаустом на дуэли.

Часть вторая

Действие второй части переносит читателя в императорский дворец одного из античных государств. В пяти актах, пронизанных массой мистико-символических ассоциаций,сложным узором переплетаются миры Античности и Средневековья. Красной нитью проходит любовная линия Фауста и прекрасной Елены, героини древнегреческого эпоса. Фауст и Мефистофель путем различных уловок быстро становятся приближенными ко двору императора и предлагают ему довольно нестандартный выход из сложившегося финансового кризиса. Под конец своей земной жизни, практически незрячий Фауст предпринимает строительство плотины. Стук лопат злых духов, роющих ему могилу по приказу Мефистофеля, он воспринимает за активные строительные работы, переживая при этом мгновения величайшего счастья, связанного с великим делом, реализованным во благо своего народа. Именно в этом месте он просит остановить мгновение своей жизни, имея на это право по условиям контракта с дьяволом. Теперь ему предопределены адские муки, но Господь, оценив заслуги доктора перед человечеством, принимает иное решение и душа Фауста отправляется в рай.

Главные герои

Фауст

Это не просто типовой собирательный образ прогрессивного ученого - он символически представляет собой весь род людской. Его сложная судьба и жизненный путь не просто аллегорически отражаются во всем человечестве, они указывают на моральный аспект существования каждой личности - жизнь, труд и творчество на благо своего народа.

(На изображении Ф. Шаляпин в роли Мефистофеля )

Одновременно дух разрушения и сила противостоящая застою. Скептик, презирающий человеческую природу, уверенный в никчемности и слабости людей, не способных справиться со своими греховными страстями. Как личность, Мефистофель противостоит Фаусту неверием в добро и гуманистическую сущность человека. Он предстает в нескольких обличьях - то шутника и балагура, то слуги, то философа-интеллектуала.

Маргарита

Простая девушка, воплощение невинности и доброты. Скромность, открытость и душевная теплота притягивают к ней живой ум и мятущуюся душу Фауста. Маргарита - образ женщины способной на всеобъемлющую и жертвенную любовь. Именно благодаря этим качествам она получает прощение от Господа, несмотря на совершенные ей преступления.

Анализ произведения

Трагедия имеет сложное композиционное построение - она состоит из двух объемных частей, первая имеет в составе 25 сцен, а вторая - 5 действий. Произведение связывает в единое целое сквозной мотив странствий Фауста и Мефистофеля. Яркой и интересной особенностью является трехчастное вступление, представляющее собой завязку будущего сюжета пьесы.

(Образы Иоганна Гёте в работе над "Фаустом" )

Гете основательно переработал народную легенду, лежащую в основе трагедии. Он наполнил пьесу духовно-философской проблематикой, в которой находят отклик близкие Гете идеи Просвещения. Главный герой трансформируется из чародея и алхимика в прогрессивного ученого-экспериментатора, восстающего против схоластического мышления, весьма присущего эпохе Средневековья. Круг проблем, поднимаемых в трагедии, весьма обширен. Он включает в себя размышления над тайнами мироздания, категориями добра и зла, жизни и смерти, знания и морали.

Итоговый вывод

«Фауст» - уникальное произведение, затрагивающее извечные философские вопросы наряду с научно-социальными проблемами своего времени. Критикуя недалекое общество, живущее плотскими удовольствиями, Гете при помощи Мефистофеля параллельно высмеивает систему немецкого образования, изобилующую массой бесполезных формальностей. Непревзойденная игра стихотворных ритмов и мелодики делает «Фауст» одним из величайших шедевров немецкой поэзии.