Пушкин писал роман «Евгений Онегин» более семи лет своей короткой и яркой жизни. Это был огромный период великого русского поэта. Из восторженного юноши он превратился в мудрого человека и мощного художника. Работая над романом, он пережил и южную ссылку, и два года изгнания в Михайловском, жил то в Москве, то в Петербурге, долго ухаживал, преодолевал трудности и, наконец, женился на красивейшей женщине - Наталье Гончаровой.
Калейдоскоп личных событий отражен и в произведении Пушкина. Его герои тоже проживают свои жизни на страницах романа, взрослеют, теряют детскую наивность и натыкаются на суровые шипы реальности. Написание романа совпало с основными жизненными вехами жизни Пушкина, он взрослел и мужал, развивался вместе со своими героями - Евгением и Татьяной. Именно эти две фигуры, кроме самого автора, занимают на протяжении романа читательское внимание и вызывают интерес.
На всю деревенскую природу, на русскую весну, на русскую осень, на русскую зиму Пушкин смотрит широко открытыми глазами Татьяны. Благодаря Татьяне любовно и трепетно воспроизведены крещенские гадания, народные приметы, когда ♦ жеманный кот» накликивает мурлыканием гостей в дом, а при виде падающей звезды нужно непременно загадать желание, или, наконец, поэзия русских святок.Татьяну можно смело считать любимой героиней поэта. Именно ее образ наполняет весь роман непередаваемым ароматом осязаемой женственности. Если бы не Татьяна, мы бы не услышали ни неторопливой речи ее няни, ни «Песни деву
шек», которую Пушкин ввел для того, чтобы ее лукавство, озорство и веселье оттенили и подчеркнули смущение и смятение самой Татьяны.
Образ Татьяны столь многогранен, что Пушкин максимально наполнил его яркими красками и цветовыми оттенками. Кроме того, ей же поручена важная миссия. Именно Татьяна должна разгадать, что в конечном итоге представляет собой Онегин. Правда, она не может быть беспристрастной. Она его любит. Но, как ни бережна она по отношению к любимому человеку, правдивость ее души делает нелицеприятный для Онегина вывод:
Чудак печальный и опасный,
Созданье ада иль небес,
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Это очень резкое замечание позволяет понять, что Татьяна выросла духовно, исполняя порученное ей автором. Это уже не замкнутая в своем достаточно ограниченном мире девушка-подросток, перед нами цельная личность. Личность сформировавшаяся, способная к анализу и обобщениям.
Но это взросление неправильно истолковано окружением: «Как быть? Татьяна не дитя…», и дело клонится к решению возможно быстрее «пристроить» старшую дочку, выдать замуж любыми усилиями. Что же героиня? Какие действия она предпримет? К удивлению читателя, Татьяна безвольно подчиняется. Окружающая среда оказалась сильнее, предрассудки одержали верх над движениями мысли.
Татьяну Ларину везут в Москву, «на ярмарку невест», с единственной целью - найти подходящего мужа. Прощание с деревней тягостное и многотрудное. Сердце сжимается перед отъездом, с тоской она говорит:
Простите, мирные долины,
И вы, знакомых гор вершины,
И вы, знакомые леса;
Прости, небесная краса,
Прости, веселая свобода;
Меняю милый, тихий свет
На шум блистательных сует…
Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?
Дурные предчувствия не обманули Татьяну. Свое знание дальнейшей печальной ее судьбы Пушкин передает читателю характером описания московского света, куда ее привезли.
Как и в главе, посвященной провинциальным дворянам - соседям и гостям Лариных, так и при оценке московского света, Пушкин сатиричен. Сначала Таню везут «по родственным обедам» - и ни в ком из родни «не видно перемены». Потом вывозят на балы, «привозят и в собранье» - всюду ее окружает пошлая толпа глупцов, лгунов, пустых и жадных до сплетен, до обедов, до развлечений.
Что переживает Татьяна в Москве?
Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…
И так каждый день: гости, выезды, встречи.
На все это Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь…
Она всем чужая, непонятная и непонимающая. Но перст судьбы сделал свой выбор. «Толстый генерал» выбрал себе жену. Будущее определено. Жесткая в вопросах брака мораль христианства не оставляет иллюзий на изменения. Муж - как религия, один на всю жизнь и непреложен, как истина.
Москва - последний свидетель той деревенской девушки, которую мы видели в начале романа. Течение жизни меняется, из Москвы начнется путь, который приведет Таню к пьедесталу, сделает княгиней, почитаемой, богатой, знаменитой.
«Свет» изменит Татьяну. Она примет его условности, откажется от одних правил и примет другие:
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Москва станет в судьбе Татьяны Лариной поворотным моментом. Был закончен небольшой, но важный период - взрос- іісн не и становление личности. Встреча с Онегиным - первый серьезный жизненный опыт; знакомство с теми умственными интересами, которые волновали Онегина, чтение его книг, я пились первым важным этапом в нравственном развитии Татьяны. Москва ввела ее в свет, кардинально изменила миро- носприятие. Будучи в этом городе, Татьяна еще могла рассуждать о выборе, ждать Евгения или не ждать, соглашаться на замужество или нет. Вся дальнейшая жизнь, принимая во инимание особенности личности Лариной, уже не предоставит гіі такого шанса:
Но я другому отдана
И буду век ему верна!
Татьяна Ларина повторит типичную для того времени женскую судьбу - безответная любовь, брак не по воле сердца, а навязанный. Любовь, данная ей судьбой, не смогла изменить точения событий, привычного для эпохи века минувшего. Татьяна не смогла устоять против света и покорилась. И путь в это покорение начался в тот момент, когда она безропотно поехала в Москву, чтобы занять место на полке среди такого же товара, как она, безликого и обезличенного.
Татьяна Ларина - это любимая героиня Александра Сергеевича Пушкина в романе "Евгений Онегин". Она представляет собой образ русской девушки пушкинской эпохи.
Характер Татьяны был сформирован с помощью французских романов и русских традиций. Героиня любит обычаи "милой старины", ее еще с самого детства пленяют страшные рассказы. Многие сближают Татьяну с Онегиным. Она одинока в обществе - он нелюдим. Ее мечтательность и странность - его самобытность. Они резко выделяются на фоне остальных. Но она не похожа на Онегина тем, что не является "повесой", как Онегин, из-за чего становиться воплощением авторского идеала.
Ее внутренняя жизнь обусловлена не светским обществом, не мнением света, а влиянием природы. Ее воспитала простая русская крестьянка.
Поэтика народных гаданий воплощена в знаменитом сне Татьяны. Он как бы предопределяет судьбу девушки, предвещая и ссору двух друзей, и гибель Ленского, и скорое замужество.
Наделенная пылким воображением и мечтательной душой, Татьяна с первого взгляда узнала в Онегине тот идеал, представление о котором она составила по сентиментальным романам. Возможно, девушка интуитивно почувствовала сходство между Онегиным и собой и поняла, что они созданы друг для друга.
То, что Татьяна первой написала любовное письмо, объясняется ее простотой, доверчивостью, незнанием обмана. А отповедь Онегина, на мой взгляд, не только не охладила чувства Татьяны, но усилила их: «Нет, пуще страстью безотрадной Татьяна бедная горит».
Онегин продолжает жить в ее воображении. Даже когда он уехал из деревни, Татьяна, посещая господский дом, живо ощущает присутствие своего избранника, Здесь все напоминает о нем: и забытый на бильярде кий, «и стол с померкшею лампадой, и груда книг», и лорда Байрона портрет, и чугунная статуэтка Наполеона. Чтение книг Онегина помогает девушке понять внутренний мир Евгения, задуматься о его истинной сущности: «Уж не пародия ли он?»
По мнению В.Г. Белинского, «Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму». Мне кажется, она перестала идеализировать «своего героя», ее страсть к Онегину немного утихла, она решает «устраивать свою жизнь» без Евгения.
Вскоре Татьяну решают отправить в Москву - «на ярмарку невест». И тут автор в полной мере раскрывает нам русскую душу своей героини: она трогательно прощается с «веселой природой» и «милым, тихим светом». Татьяне душно в Москве, она стремится в мыслях «к жизни полевой», а «пустой свет» вызывает ее резкое неприятие:
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно…
Неслучайно, выйдя замуж и став княгиней, Татьяна сохранила естественность и простоту, столь выгодно отличавшие ее от светских дам.
Встретив Татьяну на рауте, Онегин был поражен переменой, происшедшей с ней: вместо «девочки несмелой, влюбленной, бедной и простой» явилась «равнодушная княгиня», «величавая, небрежная законодательница зал».
Но внутренне Татьяна осталась такой же внутренне чистой и нравственной, как и в юности. Именно поэтому она, несмотря на свое чувство в Онегину, отказывает ему: «Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана; я буду век ему верна».
Такой финал по логике характера Татьяны закономерен. Цельная по натуре, верная долгу, воспитанная в традициях народной нравственности, Татьяна не может построить свое счастье на бесчестии мужа.
Автор дорожит своей героиней, он неоднократно признается в любви к своему «милому идеалу». В поединке долга и чувства, разума и страсти Татьяна одерживает нравственную победу. И как ни парадоксально звучат слова Кюхельбекера: "Поэт в 8-ой главе похож сам на Татьяну», в них заключен большой смысл, ибо любимая героиня - не только идеал женщины, но скорее идеал человеческий, такой, каким хотел его видеть Пушкин.
"Ни красоты сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей."
"Задумчивость ее подруга."
"Её изнеженные пальцы не знали игл."
"Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала. Про вести города, про моды беседы с нею не вела."
"Ей рано нравились романы: они ей заменяли всё."
"Она в семье своей родной казалась девочкой чужой"
Очутившись после отъезда хозяина в доме Онегина,Татьяна принимается за чтение книг в его деревенском кабинете."Но показался выбор их ей странен", - замечает поэт.
Удивляться этому не приходится.Провинциальная барышня,Татьяна была читательницей с запоздалыми литературными вкусами. Круг ее чтения составляли преимущественно романы второй половины 18 века.В этих романах, как уже говорилось, действовали герои благородные, добродетельные,верные законам долга и чести, способные совершить подвиг самопожертвования.В пылком воображении Татьяны все они " В единый образ облеклись,/ В одном Онегине слились".
Теперь же, в библиотеке Онегина,Татьяна находит совсем иные книги, о которых не подозревала. Это новинки европейской литературы, главным образом, творения писателей -романтиков: Байрона, Шатобриана, Бенжамена Констана и других - произведения,
В которых отразился век
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящем в действии пустом.
В отличие от романов Ричардсона и Руссо здесь господствовали герои холодные и опустошенные, разочарованные и эгоистичные, герои, совершающие преступления, творящие зло и наслаждающиеся злом. Неудивительно, что Татьяне " открылся мир иной " - трагически - противоречивый душевный строй современного человека.Открылся ей отчасти и характер самого Онегина. Ведь с особым вниманием читает она страницы, где встречаются на полях его замечания, " черты его карандаша " и где " Онегина душа / Себя невольно выражает / То кратким словом, то крестом, / То вопросительным крючком ".Татьяна начинает понимать: если и можно сравнить Онегина с литературными героями, то не с благородными и восторженными персонажами литературы минувшего века, а с холодными и скучающими героями литературы новейшей.Новейшая романтическая литература в библиотеке Онегина и вся обстановка его деревенского кабинета так же полно раскрывает его потаенный душевный мир, как раскрывает сон Татьяны ее собственную душу. Но в отличие от Онегина Татьяна имела возможность проникнуть на " заповедную территорию ", получить доступ к тайнам души своего избранника.
" Вход Татьяны в дом Онегина воспринимался как вход в его внутренний мир, в его душу!" -заметил А.Л. Слонимский.
Теперь - то, кажется Татьяне, она до конца поняла Онегина, разгадала его тайну: " Ужель загадку разрешила?/ Ужели слово найдено?" (имеется ввиду слово, зашифрованное в шараде).
Отныне он в ее глазах - " москвич в Гарольдовом плаще ", едва ли не пародия на героя времени. Как видим,Татьяна вновь связывает Онегина с определенным литературным типом. И вновь ошибается.Ибо разочарование Онегина,его хандра, его душевные муки непритворны и искренни (как вполне искренни и переживания самой Татьяны, почерпнутые как будто из французских романов).
С сюжетной развязкой романа первым связал эпизод чтения Белинский. «Посещения дома Онегина и чтение его книг, - писал он, - приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму».Само это перерождение,по мысли критика, - процесс двойственный: здесь и безусловный рост личности, и падение ее - отказ от священнейших прав ради «идола» светского мнения. Соответственно двойственен и акт сознания, пережитый в кабинете Онегина: Татьяна «поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви». Но «это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности как она есть и если жить жизнию сердца, то про себя, в глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям».
P.S.не "понила",а "поняла"