Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит — под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

— Ты что ешь, человече?

— Хлеб, — отвечает косарь.

— А он вкусный?

— Да еще какой вкусный!

— Дай мне отведать.

— Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

— Ладно, — говорит косарь, — научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

— Прежде всего надо землю вспахать...

— Тогда и хлеб будет?

— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

— И можно есть хлеб? — замахал волк хвостом.

— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

— Тогда и хлеб будет? — облизнулся волк.

— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

— Ох, — вздохнул волк, — долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

— Где там наешься! — перебил его косарь. — Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...

— И буду хлеб есть?

— Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...

— Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

— И спечется хлеб?

— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, — закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

— Ну что ж, — говорит косарь, — раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

— Конь, конь! Я тебя съем.

— Что ж, — говорит конь, — ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

— И то правда, — согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк — и бежать.

Прибежал к реке. Видит — на берегу гуси пасутся. «А не съесть ли мне их?» -думает. Потом говорит:

— Гуси, гуси! Я вас съем.

— Что ж, — отвечают гуси, — ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

— Какую?

— Спой нам, а мы послушаем.

— Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп — поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: «Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!»

Только он так подумал, глядь — идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

— Дед, дед, я тебя съем!

— И зачем так спешить? — говорит дел. — Давай сперва табачку понюхаем.

— А он вкусный?

— Попробуй — узнаешь.

— Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

— Баран, баран, я тебя съем!

— Что ж, — говорит баран, — такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

— Спасибо за совет, — говорит волк. — Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

— Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

— Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

Сказки — Белорусские сказки — Народные сказки — Легкий хлеб

Белорусская народная сказка для детей «Легкий хлеб». Вашему вниманию предлагаются лучшие белорусские народные сказки на которых выросло не одно поколение мальчиков и девочек. Белорусские народные сказки, дошедшие из глубины веков. Эти сказки интересны в любом возрасте. Потому что белорусский мудрый народ сочинил их множество — самых разных: веселых и грустных, волшебных и бытовых, для самых маленьких и для тех, кто постарше... На нашем сайте собраны лучшие белорусские сказки. Одну из лучших сказок «Легкий хлеб» вы можете прочитать у нас.

Цели урока: образовательные :

выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особенности сказки;

развивающие: развивать исследовательские навыки учащихся, уметь выделять в сообщении главное, коммуникативных умений

воспитательные: воспитывать нравственную культуру, самостоятельность, уверенность в себе.

Оборудование :

репродукции картин И.Я. Билибина;

разноуровневые вопросы;

дидактический материал

Теоретические понятия: волшебная сказка, элементы композиции.

Проект уроков (1 часа)

№п/п

Этапы урока

Вид деятельности учителя

Вид деятельности ученика

Время

Организационный момент

Сообщение учителя о целях и задачах урока

Слушание

Инструктаж перед самостоятельной работой

Знакомство с дидактическими заданиями, требования к заполнению карты успеха

Знакомство с разноуровневыми заданиями

Самостоятельная работа

Помощь в выполнении разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Выполнение разноуровневых заданий (Приложение № 1)

Мини-семинар

Работа по обобщению изученного (Приложение - презентация)

Выступления по проблемным вопросам

Подведение итогов работы

Суждения учащихся о достигнутых результатах

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Сегодня мы с вами продолжим говорить об УНТ, итак сказка. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» прочитана вами дома, но я думаю, что многие уже были знакомы с ней или читали аналогичные сказки. Но мы уже в 6 классе, так с какой же позиции должны сегодня посмотреть на это произведение. Какие задачи поставим перед собой? (ответы детей). Задачи пишем на доске и в тетради.

Для достижения этих задач как всегда мы будем работать сначала самостоятельно, а в последние 15 минут обобщим, что усвоили, скорректируем проблемные вопрсы.

Поставьте себе цели на этот урок (Ответы учащихся: «Я хочу ответить на «3» («4», «5»). К карте успеха выходим после того как я проверю записи, учащиеся (называю) поднимают руку после того, как выполнят все задания уровня «3» (приложение №1)

А мне хотелось бы, чтобы вы не только ответили связно и верно на вопросы, но и хорошо выступили.

II .Работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся с разноуровневыми заданиями (Приложение № 2)

III . Мини-семинар. Обсуждение выполненных заданий . Использование ключевых фраз и презентации. (Приложение №3 ,4)

Вспомним, какие виды сказок мы знаем? А «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» к какому виду относится?

Особенность волшебной сказки - это особая композиция, напомните ее составляющие. (зачин, концовка, сюжет, КУЛЬМИНАЦИЯ).

И, конечно же, герои тоже своеобразные в волшебной сказке. Назовите героев.

Каждый из героев выполняет особую роль в композиции сказки. Всегда есть вредитель, даритель, помощник, царевна, герой и т.д. Назовите их.

Но за каждым из героев стоит древняя история, мифологические корни. Расскажите о Бабе Яе, о Иванушке, о молодильных яблоках.

Еще раз вернемся к композиции. Какие мотивы лежат в каждом элементе композиции? Приведите примеры из сказки. А из других волшебных сказок?

И обязательно волшебные предметы. Ваши примеры из сказки. Какую роль они играют.

Но не просто разложены события, расставлены герои, они говорят, как ковер ткут, окутывают словесами, заклинают. Ваши примеры.

IV. .Обобщение учителя.

Итак, подведем итоги нашей работы. Обобщим всю информацию. Особенности волшебной сказки. Чему учит сказка, как это ненавязчиво передано народом для будущего поколения? Домашнее задание.

VI. Подведение итогов работы . Суждения учащихся о достигнутых результатах по карте успеха.

Отметим активных плюсами на карте успеха.

V. Рефлексия.

Ребята, оценим свою работу. Справились ли с поставленными вами целями? (Ответы учащихся).

Приложение № 1

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Уровень « З»

1. Запишите главных героев «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»

2. Какой вид сказки перед нами (бытовая, о животных, волшебная)? Свои аргументы запишите.

3. Назовите волшебные предметы (не менее 7-8 из 11 предметов).

Уровень «4»

1. Заполните в таблице, какие роли выполняют персонажи сказки.

2. Заполните таблицу примерами из сказки, иллюстрирующими элементы композиции.

Элементы

композиции

Мотив

Пример

Развитие сюжета

Кульминация

Развязка

Уровень «5»

1. Выпишите не менее пяти сказочных оборотов речи (например, буйну голову повесил, жили-были…).

2 Прочитайте текст о происхождении одного из сказочных героев. Ответьте на вопросы предложенные к тексту.

Приложение к заданиям

Иван-Царевич — один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века. Иван-Царевич выступает в сказках в двух разных ипостасях:

  • положительный персонаж , борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Очень часто в начале сказки Иван-Царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своем царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-Царевич получает назад свое царство, трон или находит своих царственных родителей. Но даже если он изначально царевич, то в конце сказки он обычно получает своеобразный приз в виде чужого полцарства, царской или королевской дочери, волшебного или дорогого коня, драгоценных или волшебных предметов или даже дополнительного ума или волшебных умений.
  • отрицательный персонаж , который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, например, Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлен и наказан, но практически никогда — убит.

ВОПРОСЫ:


-Какие награды получает Иван-царевич за свои добрые дела?

-В каких случаях Иван- царевич является отрицательным героем?


Баба-Яга в славянском фольклоре обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, окружённой забором из человеческих костей с черепами. Баба Яга обладает способностью уменьшаться в размерах - таким образом она и перемещается в ступе. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей и зажаривает их в печи (Баба-яга занимается каннибализмом). Своих жертв она преследует в ступе, погоняя её пестом и заметая след помелом (метлой). Согласно крупнейшему специалисту в области теории и истории фольклора В. Я. Проппу, выделяются три вида Бабы-Яги: дарительница (она дарит герою сказочного коня либо волшебный предмет); похитительница детей; Баба-Яга-воительница, сражаясь с которой «не на жизнь, а на смерть», герой сказки переходит к иному уровню зрелости. При этом злобность и агрессивность Бабы-Яги не являются её доминантными чертами, но лишь проявлениями её иррациональной, не детерминированной натуры. Подобный герой есть в немецком фольклоре: фрау Холле или Берта.

Двойственная (амбивалентная) природа Бабы-Яги в фольклоре связана, во-первых, с образом хозяйки леса, которую надо задобрить, во-вторых, с образом злобного существа, сажающего детей на лопату, чтобы зажарить. Этот образ Бабы-Яги связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации. Так во многих сказках Баба-яга хочет съесть героя, но либо накормив, напоив, отпускает его, давая с собой клубок или некие сокровенные познания, либо герой убегает сам.

ВОПРОСЫ:

-Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

-Почему герой просит Бабу Ягу напоить, накормить, спать уложить?

-Почему вход со стороны леса?

Яблоко. Известно, что по русской традиции на могилу умершего клали зеленое яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчеты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти - державой, тем самым подчеркивается что правитель держит в руках землю (т.е. властвует).

ВОПРОСЫ:

-Какую роль выполняют яблоки в данной сказке?

Приложение № 1

КАРТА УСПЕХА

суждения по статьям

кол-во «+» за устные ответы

оценка за выводы на уроке

оценка

Приложение № 3

НАЧНИ ФРАЗУ

Я ДУМАЮ… В ОТЛИЧИИ ОТ…

Я СЧИТАЮ… ПО СРАВНЕНИЮ С…

На мой взгляд… Мне пришло на ум…

Мне кажется… Читая …

А я прочитал иначе… Хочу возразить…

Не согласен… Меня поразило…

ПРОЧИТАВ ЭПИЗОД О.., ПОНЯЛ…

ПРЕДСТАВЛЯЮ...

МАСТЕРСТВО РУССКОГО НАРОДА В..

ОТВЕТЫ:

На «4» 1.

На «4» 2.

Элементы

композиции

Мотив

Пример

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

Царь очень устарел и глазами обнищал

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Федор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, отправляются на поиски молодильных яблок

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда ее побеждают или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в ее девичье царство

Уровень «5»

Сказочные обороты речи :

буйну голову повесил,

жили-были, в некотором царстве,

в некотором государстве,

царь собирает пир на весь мир,

долго ли. коротко ли,

Вот Баба Яга дело справила -Ивана-царевича накормила…

Долго ли, коротко ли дело делается…

Скачать дополнительнеы материалы у уроку molodilnie_yabloki.zip

МОУ «Рябининская СОШ»

Голохвастова Марина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

I I квалификационной категории

Учитель Артемовской СОШ №2

Запыкина Надежда Сергеевна

Тема. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и ее герои.

Цель :

    выявить жанровые особенности волшебной сказки, значения образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символического значения яблока, композиционных особенностей «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»;

    формировать исследовательские и коммуникативные навыки учащихся, навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, умения выделять главное в прослушанном тексте;

    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II . Определение темы и целей урока.

- учащимся представляется презентация (приложение 1) , в которой подобраны картины известных художников, изображающие разных героев русских сказок, а также иллюстрации к сказке «Молодильные яблоки». Дети, просмотрев слайды, высказывают свое мнение по поводу темы урока. После обсуждения разных мнений, выводится тема урока (возможно с помощью учителя).

Запись темы в тетради и определение целей (каждый ученик определяет для себя цель на урок). Цели обсуждаются и основные записываются на доску учителем.

III . Работа по теме урока.

    Беседа с классом.

Назовите героев сказки.

Царь, Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич, бабушка-задворенка, волшебные кони, девица Синеглазка и её сыновья, Нагай-птица и её птенцы.

- определите положительных героев и отрицательных.(ответы детей)

    Сообщение подготовленного ученика о Бабе Яге. Обращение к репродукции картины И.Я.Билибина «Баба Яга» (приложение 1).

Задание: по ходу выступления ответить на вопросы.

Каково значение «курьих ножек» у избушки Бабы Яги?

Почему герой просит Бабу Ягу накормить, напоить, спать уложить?

Почему вход в избушку со стороны леса?

Образ Бабы Яги относится к эпохе матриархата, и многое в нем остаётся загадочным. Нет пока убедительного объяснения имени «Яга».

Образ Бабы Яги, стоящий на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мертвых благодаря совершению определённых ритуалов, и связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). Баба Яга принадлежит сразу к двум мирам – миру мёртвых и миру живых.

Избушка Бабы Яги «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», т.е. окуренных дымом столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» - небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё VI-IX вв.). Герой, встречающий на границе жизни и смерти избушку Бабы Яги, направляется в неведомый мир, чтобы добыть волшебные предметы или освободить пленную царевну. Пройдя испытания в избушке Бабы Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.

После выступления дети отвечают на вопросы в парах, обсуждают ответы и озвучивают.

    Работа в парах с раздаточным материалом. Дети получают текст об Иване-царевиче. На доске появляется слайд с картинами В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем».

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 века.

Иван-царевич выступает в сказках как положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным и слабым. Очень часто в начале сказки Иван-царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван-царевич получает назад своё царство, трон или находит своих царственных родителей. В конце сказки он обычно получает полцарства, царскую дочь в жёны, волшебного или дорогого коня.

Иногда Иван-царевич может быть и отрицательным персонажем, который противопоставляется другим царевичам или персонажам простого происхождения, например Ивану-рыбацкому сыну. В этом случае Иван-царевич зол, коварен и различными способами пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженную награду. В конце бывает посрамлён и наказан.

Обычно Иван-царевич (как и Иван-дурак) является младшим из трёх сыновей царя.

    Беседа о символическом значении яблока. (Дети высказывают свое мнение о том, что символизирует яблоко. Затем ученики слушают рассказ учителя и сопоставляют со своим мнением. Определяют кто был прав, а кто ошибался).

Русская традиция по-своему толковала образ и символику яблока. Известно, что на могилу умершего клали зелёное яблоко, что должно было свидетельствовать о сохранении в памяти живых облика умершего и напоминать о том, что жизнь на земле продолжается. Прижилась на Руси и пословица о том, что «яблоко от яблони недалеко падает», т.е. дети идут по стопам своих родителей, зачастую повторяя их ошибки и просчёты.

Яблоко ассоциируется не только с неразгаданными тайнами рождения и смерти, но и с одним из символов царской власти – державой, тем самым подчёркивается, что правитель держит в руках землю, т.е. властвует.

    Беседа о композиции волшебной сказки. Учитель задает вопросы, дети отвечают.

- Что такое композиция? Что включает композиция сказки?

Так как не все помнят данный материал, учитель раздает карточки (приложение 2) каждому, идет обсуждение прочитанного.

6. Самостоятельная исследовательская работа с текстом в группах (класс делится на 2 группы, каждая группа работая с текстом, заполняет пропуски в таблицах).

Таблица 1.

В таблице ученики заполняют третью часть.

Пример

Завязка

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу.

Царь очень устарел и глазами обнищал…

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего.

Фёдор-царевич, Василий-царевич, Иван-царевич отправляются на поиски молодильных яблок.

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки.

Иван-царевич сражается с девицей Синеглазкой, побеждает прекрасную девицу и женится на ней.

Развязка

Преодоление потери или недостачи.

Иван-царевич возвращается во дворец, уезжает с Синеглазкой в её девичье царство.

Таблица 2.

Учащиеся заполняют правую часть таблицы.

Итог работы. Беседа. Каждая группа представляет результат своей работы, затем сверяют с эталоном, исправляют ошибки и беседуют по вопросам:

Выявление признаков волшебной сказки.

Какова композиция «Сказки о молодильных яблоках и живой воде»?

Как распределены роли в сказке?

Каковы характерные мотивы сказки?

Назовите встретившиеся в сказке волшебные предметы. Какую роль они играют в сказочном повествовании?

Кувшинец о двенадцати рылец.

Плита-камень с надписью: «Направо поедешь – себя спасать, коня потерять. Налево поедешь – коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь – женату быть».

Терем под золотой крышей.

Плётка нахлёстанная, двенадцать подпруг с подпругою.

Избушка на курьей ножке об одном окошке.

Яблоня с молодильными яблоками, а под яблоней колодец с живой водой.

Палицы боевые, копьё долгомерное, сабельки острые, кинжалище булатный.

Какова интонация русских народных сказок? (ответы детей)

Русской сказке свойственна музыкальность. Сказочные обороты речи делают повествование похожим на песню.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Беседа.

Чему учит сказка?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

Д/з. Подготовить художественный пересказ «Сказания о белгородских колодцах».

« » — повествует о привычных ценностях, таких как доброта, искренность, смелость, честность, которые могут сослужить хорошую службу даже в те моменты, когда надежды на лучшее остаётся всё меньше и меньше.

Чему учит «Сказка о молодильных яблоках»?

Сказка утверждает веру в добро и справедливость. Учит самостоятельности, вежливости, осторожности в суждениях, гостеприимству.

1. Прежде всего обратим внимание на поведение старика царя, который в погоне за молодильными яблочками не пожалел своих сыновей. Как сгинули по очереди два старших сына, так он даже не вспомнил о них, по прежнему мечтая только о молодильных яблочках. Какая тут мораль? Нельзя думать только о себе , даже если тебе очень и очень плохо.

2. Старшие сыновья отправившись за яблоками решили свернуть на дорогу, которая предвещала женитьбу и попали в подвал. Тут мораль такова: Если уж делаешь какое-то дело, то делай его до конца, а потом уже и о развлечениях думай.

3. Иван-царевич добрался до молодильных яблок, встретив три бабы Яги и каждая одарила его конем, тронутая его вежливостью и обходительностью. Мораль тут такова: Доброе слово и ведьме приятно. Относись к людям по хорошему и они это оценят.

4. Братья, спасенные Иваном сбросили его в пропасть, желая приписать его успех себе. Но в итоге были биты Синеглазкой и опозорились. Мораль: Не приписывай себе чужие заслуги, лучше сам заслужи уважение других людей своими делами.

Эта русская народная сказка даёт важные жизненные уроки, такие как:

  1. Нужно быть вежливым и обходительным, уважать старших. На примере Ивана видно, что его уважительное отношение к Бабе-Яге и ее сестрам, помогло ему добраться до колодца и яблони. Он вежливо просил их о помощи и они не отказали, дали ему хороших коней и мудрые наставления.
  2. Нужно слушать советы и инструкции. Бабки-Ёжки запретили ему брать более трёх яблок и одного кувшина воды, а ещё строго настрого запретили смотреть на богатырку Синеглазку, иначе конь не сможет стену перепрыгнуть. Иван ослушался старшую сестру Бабы-Яги и поглядел на спящую девицу. Та проснулась и погналась за ним, так как он украл яблоки молодильные и воду живую. А потом, когда они полюбили друг-друга, и Синеглазка просила идти во дворец, не сворачивая, и ждать ее три года - Иван не послушался. Он пошел спасать братьев из плена и пострадал за это.
  3. Нужно быть смелым, добрым, и уметь прощать, как Иван. Он спас братьев из плена, птенцов от непогоды. Он простил братьев за обиду, за то, что они его обворовали и чуть не убили и не выдал их отцу.

Главный урок сказки

Во всех сказках и литературных произведениях есть уроки и наставления для читателей. В этой сказке показывается важность человеческих отношений, что нужно любить и не обижать близких, уважать старшее поколение. Нельзя пытаться добиться успеха за счёт других людей, особенно родственников. Ложь, в любом случае, будет открыта, а за плохое поведение и обман будет стыдно, а может и наказание последовать. К примеру, братья Ивана обокрали его и присвоили себе его заслуги, обманули отца. Но, правда вскрылась, им пришлось самим сознаться в своём поступке отцу, за что и были изгнаны . А Иван своей добротой заслужил любовь Синеглазка и помощь от Бабы-Яги и ее сестёр. Он пожалел птенцов, а птица в ответ спасла его. Сказка учит смелости и отваге, ведь братья испугались за свою жизнь, и в плен попали. А Иван пошел трудной дорогой, которая смерть предвещала, но победу одержал и любовь нашел.