Род Мельниковых возник при царе Михаиле Феодоровиче, в конце XVII столетия. Шестеро Мельниковых было в числе "ближних людей", владевших в конце XVII века населенными имениями. Отец П.И. - ча, капитан Иван Иванович, 11-ти лет от роду был унтер-офицером лейб-гвардии Семеновского полка, а в 1801 году, будучи 12 лет, уволен к статским делам с чином коллежского регистратора. В 1807 г. он вступил, по выбору Казанского дворянства, в земское войско (милицию) и, по роспуске его, остался в военной службе, был в походах во время борьбы с Наполеоном, в 1819 году вышел в отставку из военной службы и до смерти своей (1837) служил по выборам дворянства Нижегородской губернии. Мать, Анна Павловна, урожд. Сергеева (дочь Нижегородского помещика), умерла в 1835 году.

До 10-летнего возраста учился дома, с 10 до 15 лет в Нижегородской гимназии, где кончив курс в 1834 г. (тогда в гимназии было еще 4 класса), поступил в Казанский университет по словесному факультету, где и кончил курс в 18 3 7 г. на 18-м году от рождения. При выпуске получил степень кандидата (в университете по старому уставу было 3, а не 4 курса). Первоначальным развитием своим обязан он своей матери, которая любила литературу и историю, сама много читала и сына своего приучила к чтению. Еще у десятилетнего ребенка были у него толстые тетради, в которых по линейкам переписывал он Пушкина, Дельвига, Баратынского и Жуковского. Двенадцати лет он знал наизусть всю "Полтаву", много отрывков из "Онегина" - многие из мелких стихотворений Пушкина он знал наизусть еще прежде. Будучи в гимназии, а потом и в университете, он посвятил себя изучению истории. В 1838 г. он поступил на службу старшим учителем истории и статистики в Пермскую гимназию. Один год, в продолжение которого собирал сведения о том крае, объехал некоторые заводы, обозревал усольские солеварни. Это было первое знакомство П.И. Мельникова с русским народом, знакомство, на которое впоследствии он употребил много времени, чему способствовали и служебные его занятия. А изучал он народ так, как должно изучать его - "лежа у мужика на полатях, а не сидя в бархатных креслах в кабинете, да не разъезжая по почтовым дорогам по казенной надобности"*. Через год был переведен в Нижегородскую гимназию. Здесь на родине своей он начал заниматься преимущественно русской историей, изучая ее по изданиям Археографической Комиссии и другим источникам. В это время он сблизился с бывшим тогда директором Нижегородской ярмарки графом Д.Н. Толстым, бесспорно образованнейшим человеком из всех нижегородцев того времени: влиянию дружбы с графом Толстым П.И. Мельников многим обязан, он обратил его деятельность на изучение русской истории, древностей и русских расколов, которые он впоследствии изучил в такой подробности, что ныне признается специалистом по этой части. В начале 1841 года Мельников, будучи еще 21 года, обратил на себя внимание покойного министра народного просвещения графа С.С. Уварова, который, узнав об его занятиях, назначил его членом-корреспондентом Археографической Комиссии и поручил разобрать архивы присутственных мест и монастырей Нижегородской губернии. Разбором их занимался он и впоследствии, когда оставил ученую службу. В то время, когда он разбирал эти архивы, дано было ему в 1842 г. по именному высочайшему повелению поручение сделать разыскание, не осталось ли потомков Козьмы Минина. Это было по следующему случаю: в 1836 году блаженной памяти император Николай Павлович, быв. в Нижегородском Спасопреображенском соборе, подошел к гробнице Минина, поклонился пред нею до земли и спросил губернатора: остались ли потомки Минина. Губернатор не мог дать положительного на это ответа, и государь приказал ему разыскать, нет ли потомков или родственников бессмертного спасителя России. Такое разыскание губернатор поручил полицмейстеру, как лицу, на обязанности которого по закону лежит отыскание всякого рода неизвестных лиц в городе. Года четыре отыскивал полицмейстер потомков Минина и, наконец, огромная родословная отправлена была в Петербург. Явилось множество потомков, рассчитывавших на щедроты государя: тут были и купцы, и мещане, и солдаты, и кантонисты, но недоставало одного - доказательства действительности их происхождения от Минина. Родословная была возвращена, разбор ее и продолжение разысканий поручено было Мельникову, как занимающемуся разбором архивов. Составленный по этому случаю разбор П.П. Мельников из официального переделал в литературную статью и напечатал в "Отечественных списках" 1842 г Потомков же Минина он не мог отыскать не простой причине: единственный сын Козьмы Минина, стряпчий Нефед Кузьмич, умер бездетным, и пожалованные Минину имения были взяты на государя. Но занимаясь этим делом, П.И. Мельников открыл несколько совершенно новых сведений о Минине и вообще об эпохе 1612 года и в одной купчей крепости отыскал, что Минина звали не Кузьма Минин, а Кузьма Захарыч Минин-Сухорук**.

______________________

* "Поярков", в "Рус. вестнике" 1857 года.
**"Москвитянин" 1850 г. № 21 и 1 852 г. № 6.

______________________

В 1844 году новый Нижегородский губернатор кн. М.А. Урусов пригласил П.И. Мельникова принять на себя редакцию неофициальной части "Губернских ведомостей". Он принял это предложение и издавал их с 1845 до половины 1850 года. Это были единственные "Губернские ведомости", которые издавали не один раз в неделю, как обыкновенно, а по два раза. В них заключается множество исторических, статистических и этнографических сведений, большею частью составленных П.И. Мельниковым, хотя он, как редактор, и не подписывал под ними своей фамилии. Заметим между прочим, что псевдоним Печерский, под которым П.И. Мельников известен в литературе, употреблен им в первый раз в издаваемых им "Ведомостях", именно в 17 № 1850 года под статьею "Концерт в Нижегородском театре".

Оставив в 1846 году гимназию, через год П.И. Мельников поступил вновь на службу чиновником особых поручений при Нижегородском военном губернаторе. Здесь он начал изучать народ.лицом к лицу, изучая его до тех пор.лишь в кабинете по книгам и бумагам. Как велика была деятельность Мельникова в это время, довольно сказать, что, не ограничиваясь одной служебной деятельностью, он в то же время издавал "Губернские ведомости", управлял статистическим комитетом, был распорядителем выставки сельских произведений, которую и описал*, разбирал архивы и печатал найденные в них древние акты (до 150 в "Губернских ведомостях" 1848 г.).

______________________

* Жлрнал Мин. Госуд. Имущ. 1850 года.

______________________

Не оставлял он и занятий Нижегородскими древностями, которые он изучил так подробно, что во время посещения Нижнего Новгорода высшими сановниками, учеными и путешественниками губернатор обыкновенно назначал П.И. Мельникова для указания местных достопримечательностей. Таким образом в 1850 году он удостоился высокой чести указывать нижегородские достопримечательности великим князьям Николаю и Михаилу Николаевичам.

В 1850 году он переведен на службу в министерство внутренних дел, где и до сих нор продолжает ее, состоя в чине статского советника и в должности чиновника особ. пор. У класса при министре. До 1852 года он не оставлял Нижег. губ., занимаясь ревизиею городских учреждений, причем имел возможность изучить быт купцов и мещан, с которым до того он был мало знаком. Повесть "Красильниковы", напечатанная в "Москвитянине" (1852 года № 8), была плодом этого изучения.

В 1852 году он был назначен начальствующим статистической экспедицией, которая отправлена была в Нижегородскую губернию. Работы этой экспедиции, находящиеся теперь в министерстве внутренних дел, состоят из тринадцати огромных томов, в которых описана самым подробным образом каждая населенная местность губернии. Только Нижегородская и еще Ярославская губернии до сего времени описаны с такой подробностью. С 1853 по 1857 год он был в постоянных разъездах по приволжским губерниям, имея такие поручения, которые требовали близких и непосредственных сношений с народом. Близкое знакомство с народом видно в его сочинениях. На вопросы, предложенные ему почитателями его таланта - где он так изучил народный язык, П.И. Мельников обыкновенно отвечает: на барках, в скитах, да на мужицких полатях*. Литературную деятельность П.И. начал с 1839 года - первая статья его была напечатана в "Отечественных записках" 1839 г. № 11 под названием "Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь", ряд статей, в которых преимущественно описывалась Пермская губерния, продолжались в "Отечественных записках" 1840 и 1841 года, кроме одной статьи ("Поездка в Кунгур"), напечатанной в "Москвитянине" (1841, № 5). По обстоятельствам, от него независимым, он должен был прекратить в 1841 году продолжение печатания этих дорожных записок, а в 1843 году и совершенно перестал печатать свои сочинения. В эти первые гри года его деятельности напечатаны в "Отечественных записках", кроме "Дорожных записок, следующие статьи: "Исторические известия о Нижнем Новгороде", "Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время", "Солнечные затмения, виденные в России до XVII столетия" и несколько других статей исторического содержания. В "Литературной газете" 1840 г. напечатал он "О персидских праздниках при Сассанидах", писанное еще в университете и обезображенное опечатками до высшей степени, особенно в персидских словах, кроме того, в той же газете помещал он статьи о Нижегородском театре (без подписи фамилии), и там же были помещены первые и притом неудачные опыты его в беллетристике, именно две главы из "Елпидифора Перфильевича" и стихотворение "Великий художник", подражание Мицкевичу. Чтобы видеть, как смотрел П.И. на эти сочинения, приводим несколько слов из письма его к брату его, убитому в 1843 г. на Кавказе: "Ты пишешь, что в Кубанской глуши добыл "Литературную газету" и восхищался "Елпидифором" и "Художником". Плохой же у тебя вкус, если только восхищение твое не произошло единственно от родственного чувства. Никогда не прощу себе, что я напечатал такую гадость, если бы можно было, я бы собрал все листки "Литературной газеты", не только на Кубани, но и по всей Великой, Малой и Белой России и все бы их в печку. Я еще мало знаю людей, чтобы писать повести, и даю тебе и себе честное слово не писать ни стихов, ни прозы до тех пор, пока не узнаю жизнь получше. История и статистика - особь статья. Покаюсь тебе, кстати, еще во грехе: написал я повесть, и повесть большущую, в 14 главах под названием "Звезда Троеславля", да этого еще мало - послал ее к Краевскому, но, слава Богу, он возвратил мне ее для переделок, я ее и переделал на фидибусы - раскуривал трубку этими фидибусами чуть не полгода. - Вот какова огромная звезда была".

______________________

* В 1847 году, когда в Астрахани появилась холера, последовало высочайшее повеление осматривать всех людей, плывущих вверх по Волге на Нижегородскую ярмарку, но с тем, чтобы цель этого осмотра сохранялась в тайне для того, чтобы не произвести опасений холеры на ярмарке, что могло бы повредить успешному ее окончанию. Этот "секретный карантин" находился под начальством П.И. Мельникова, который по этому случаю более месяца провел с бурлаками, переходя с барки на барку у Чечерской брандвахты.

______________________

С 1845 по 1850 г. П.И. всю свою деятельность ограничивал работами для издаваемой им газеты. Быть редактором "Губернских ведомостей" - дело трудное: надобно почти все самому писать. И действительно, первые 9 месяцев 1845 года от первого слова до последнего написано самим редактором, а в остальные затем годы по крайней мерс две трети газеты были им писаны. Из больших статей, помещенных в "Губ. ведом.", упомянем о следующих: 1) Иван Петрович Кулибин (1845), писанная по запискам этого замечательного человека, доставшимся П.И. Мельникову; - статья, к сожалению, не кончена. 2) "Нижегородская ярмарка" (1846) - это тоже не конченая статья, была после кончена, дополнена и издана в свет особой книгой под названием "Нижегородская ярмарка", Нижний Новгород, 1846, in 8°, 292 стр. Эта книга обратила на себя внимание ученых*, и автор ее в том же 1846 г. был избран в члены императорских обществ: Русского Географического и Московского сельского хозяйства**. 3) "Нижегородские события с 1462 по 1700 год" (1846). 4) "История Нижнего Новгорода до 1350 г.". 5) "Нижегородское великое княжество" (1847 год). 6) "Духов монастырь" (в Нижнем Новгороде) - статья, после напечатанная отдельной книгой (1848). 7) "Описание города Княгинина" (1849). 8) "Балахна, уездный город Нижегородской губернии" (1849 и 1850) - в 1850 году напечатана отдельной книгой.

______________________

* Об этой книге вот как отозвалось Императорское Географическое Общество: "автор имел благую цель изобразить состояние внутренней нашей торговли в минуту сильнейшего ее годового напряжения, на торжище, где три части света - Россия, Европа и Азия - меняют свои избытки. Представляя в книге своей официальные, нспро-свещающис цифры, г. Мельников должен был употребить много труда и усердия, но несколько беглых замечаний, подчеркнутых им из собственных разведок, касательно происхождения товаров, распродажи их ходебщиками, направления путей и способов сбыта и проч., гораздо более поучительны, нежели все эти мнимые числа (официальные), и нельзя не пожалеть, что шестилетние наблюдения автора составляют лишь малую часть его книги (записки Им. Рус. Геогр. Об. III - 152 и 153).
** Кроме того, П.М. избран в члены Император. Археологического Общества и особым высочайшим повелением назначен членом Временной Нижегородской Археографической Комиссии.

______________________

В 1850 году П.И. Мельников оставил занятия по редакции "Нижегородских ведомостей". В то время, когда он принимал в них участие, самые лестные отзывы слышались о "Нижегородских ведомостях" от ученых и журналистов*. В 1847 году П.И. Мельников имел уже 19 сотрудников и в том числе известных литераторов графа В.А. Сологуба и М.В. Авдеева. Известный археолог наш архимандрит Макарий при содействии П. Ив. Мельникова начал заниматься русскими древностями, и первые его сочинения печатались в "Нижегородских ведомостях". Можно сказать положительно, что до 1845 года нижегородцы не знали истории своего края, но с тех пор познакомились с прошедшим их родины и в Нижет, губ. явилось много скромных, но полезных деятелей. До какой степени П.И. Мельников умел возбудить в нижегородцах сочувствие к истории края, можно видеть из того, что, когда во время великого поста 1847 года открыл в зале Александровского Дворянского института публичные чтения "о России и Нижнем Новогороде в начале XVII столетия", то на эти лекции в таком небольшом городе, как Нижний**, собирались по 350 слушателей***, не считая воспитанников дворянского института, гимназии и семинарии, а по окончании этих лекций губернский предводитель Н.В. Шереметьев письменно, от лица всего дворянства Нижегородской губернии, благодарил П.И. Мельникова, как дворянина Нижегородского, за эти чтения. О способности же П.И. Мельникова держать публичную речь и об умении его сильно действовать на слушателей засвидетельствуют все участники Казанского обеда, бывшего здесь в Петербурге в ноябре прошлого 1857 года.

______________________

* См., например, статью "Москвитянина" 1846 года "Нижний Новгород и "Нижегородские Губернские ведомости", № 6.
** 2 Число жителей без войска 20 000 об. пола.
*** Записки Географ. Общ. IV - 302.

______________________

С 1850 по 1852 год П.И. Мельников помещал статьи свои в "Москвитянине", из которых более других замечательны: "Павловская промышленность" (1851, №14). Вслед за тем он в том же "Москвитянине" (1852, № 8) напечатал первую повесть свою "Красильниковы".

Выше было сказано, что после неудачных опытов на поприще беллетристики П.И. Мельников дал себе слово не писать, пока не узнает народ - и двенадцать лет он ничего не писал в этом роде. Между тем в 1849 г. поселился в Нижнем Новгороде известный литератор В.И. Даль, с которым П.И. Мельников и прежде был знаком, теперь они сблизились еще более, и почти все свободное время П.И. Мельников проводил в семействе В.И. Даля. Этот первостепенный знаток русского быта и уговорил его приняться за литературу. Это было в 1851 году. П.И. Мельников, по служебным занятиям изучавший быт купцов и мещан, написал "Красильниковых" и прочитал эту повесть в семейном кружке В.И. Даля. Одо брение такого писателя, как Даль, заставило П.Ив. Мельникова нарушить данное слово, и он послал "Красильниковых" в "Москвитянин", подписал псевдоним свой Печерский, который придумал он потому, что жил в Нижнем Новгороде на Печерской улице, рядом с удельной конторой, где жил Даль. Повесть "Красильниковы" посвящена Далю, как литератору, вызвавшему П.И. Мельникова на новое поприще литературной деятельности. "Москвитянин", в котором помещены "Красильниковы", мало расходился в публике, и потому повесть эта не могла обратить на себя особенного внимания публики, хотя "Современник" тотчас же указал на эту повесть как на замечательное явление в русской.литературе (1852, № 5). "Давно мы не читали в русской литературе, - сказано было там, - ничего, что бы подействовало на нас так глубоко, что бы поразило нас такою простотою и верностью изображения, таким отсутствием всякой искусственности, как превосходная повесть под заглавием "Красильниковы", помещенная в 8 книжке "Москвитянина" и подписанная Андреем Печерским. Повесть эта обличает в авторе, имя которого мы встречаем в первый раз в печати (если только оно не псевдоним), тонкую и умную наблюдательность и при этом большое уменье владеть языком. Перед силою, сжатостью и безыскусственностью его рассказа, в котором нет ни одной слабой или неверной черты, ни одного неуместного, вычурного слова, где действительность является без прикрас, без подмалевок, без ухищрений фантазии, - бледнеют даже некоторые рассказы лучших и талантливейших современных писателей. По верности действительности, по меткости и по силе впечатления этот рассказ может быть поставлен наряду только с лучшими произведениями". "Отечественные записки" и другие журналы также дали одобрительный отзыв о "Красильниковых". Но после этого П.И. Мельников молчал еще пять лет. Не столько служебные занятия, сколько неуверенность в своих силах отклоняли его от печатания своих рассказов. Много было у него начатых работ, немало и конченых, но написав что-нибудь, он по обыкновению прятал написанное на полгода или и более и потом перечитывал; если ему не нравилась работа, он но обыкновению бросал ее в огонь, чтобы потом как-нибудь не попалась она в типографию, - такое всесожжение нередко повторяется у него и до сих пор.

В 1857 году он напечатал в "Русском вестнике" "Пояркова". Дедушку Поликарпа, а вслед за ним "Старые годы" - бесспорно, лучшее его произведение. "Старые годы" его - глубоко поэтическая панихида над нашими беспутными годами, по выражению критика "Библиотеки для чтения" (1857, № 8). Здесь П.И. Мельников обнаружил, по замечанию того же критика, такое изучение частного быта половины XVIII ст., какого мы не встречаем ни у одного из наших повествователей, кроме Пушкина и Гоголя. Выведенные в "Старых годах" личности не только этнографически, но и психологически верны: они думают, говорят, действуют, движутся как живые люди, а это несомненно обнаруживает в авторе поэтический талант. Есть места, где его исторический этюд переходит в драматические сцены, исполненные удивительно художественно"...

За "Старыми годами" следовал "Медвежий угол" - смело, резко и бойко сорвавший маску с мнимо порядочных людей и выставивший на всеобщий позор злоупотребления, о которых прежде не только не печатали, но и громко в обществе не говорили. Этот рассказ произвел чрезвычайно сильное впечатление, и замечательно то, что по появлении его везде заговорили, что под именем Линквиста описано действительное лицо, но одни утверждали, что это лицо находится в том, другие уверяли, что оно в другом городе, так что в редкой губернии не нашлось своего Линквиста. Сверх того, в "Русском вестнике" 1857 года помещен рассказ "Непременный", а в 1858 г. - "Именинный пирог". Теперь С.-Петербургский книгопродавец Давыдов издает сочинения П.И. под названием "Рассказы Андрея Петровича Печерского".

В 1859 году П.И. Мельников издает ежедневную политическую и литературную газету "Русский дневник".

В сочинениях П.И. Мельникова выражается твердая, глубокая вера в прогресс и в великое будущее Русской земли, в сочинениях его везде проявляется задушевная любовь к простому народу и горькая насмешка над людьми привилегированных сословий, исказившими себя ради подражания Западу. Но он вместе с тем и не славянофил, ибо от души говорит: "Нет, что бы ни говорили любители старины, как бы ни величали они времена мимошедшие, а как всмотришься поглубже в эту пресловутую старину, да как вглядишься попристальнее в жизнь наших предков - нелицемерно воздашь хвалу Господу, что не судил он нам родиться полтораста лет тому назад, а сотворил русскими людьми XIX столетия. Прошли, миновались беспутные старые годы: Благодаря Бога они и не воротятся... Припала пора дикого самоуправства, тупого презрения к народу, безверия, смешанного с ханжеством и боязнью черта, надменного высокомерия, так легко и быстро переходившего в подлость и унижение. Слава Богу!"

Но к простому народу и старым годам автор полон глубокой симпатии: "народ наш, - говорит он, - сметливый, добрый и умный народ, не был заражен этой безнравственностью. Вооружаясь терпением, чист, свеж, бодр и юн вышел он из горнила испытания..." ("Старые годы").

На современный народ так смотрит автор: много ли, много ли, кажется, нужно для того, чтобы народ любил, уважал человека? Слово приветливое, да участие в скорби и болезни, да уважение к исконным правам человечества, да зверем не гляди - вот и все. А главное дело - справедлив будь, человеком будь, да не верти мужика по-своему, и будет он весь твой и душой и телом по конец жизни своей. И умрешь, так он добром тебя помянет, не забудет он тебя в своей простой, бесхитростной, не лукавой молитве пред Господом... Правды, правды побольше Русскому человеку - больше ничего ему не нужно... ("Непременный").

Выводя на свежую воду творимые в потемках злоупотребления, П.И. Мельников более всего нападал на казнокрадство: "всяко казенно дело, - говорит он в "Медвежьем углу", - от того казне дорого стоит, что всякий человек глядит на казну, как на свою мошну и лапу в нее запускает по-хозяйски. Всякому барину казной корыствоваться не в пример способнее, чем взятки брать, для того, что с кого взял, тот еще, пожалуй, караул закричит, а у матушки казны языка нет, за то и грабят ее, что без ответа".

Павел Иванович Мельников-Печерский (псевдоним: Андрей Печерский) (1818 - 1883) русский писатель, этнограф-беллетрист..

КРАТКИЙ ДОКЛАД

«Жизнь и творчество П.И.Мельникова-Печерского»

Студентки 3 курса ФС ВПУ

Кристины Узорко

Павел Иванович Мельников родился в 1818 году в Нижнем Новгороде.

Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянского рода. До

поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, много читал. В

1834 поступил на словесный факультет казанского университета, который

успешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение

гимназии.

Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале «Отечественные

записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в

Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появился рассказ

писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какие приготовления

делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературная газета») –

слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода –

роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора,

«списаны с натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти

таких окуньковых, шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном

городе. Роман состоит из 5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин»

не удался Мельникову. Он недостаточно углубился в изучение быта и нравов

народа. Потом Мельников не принимался за беллетристику 12 лет.

Мельникову была интересна история. Ещё в своём родном городе он был

допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды.

Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особых

поручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и начал

литературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновником

Мельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников

получил звание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850

был редактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей»,

где публиковал многочисленные исторические и этнографические материалы,

собранные им самим.

Мельников-Печерский посылает один из лучших своих рассказов

«Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку. «Красильниковы»

Рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет масса деталей из

реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам и фольклористам. На

интересном диалекте говорит девка-чернавка купца Красильникова: «Лыска!

Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!» Красильников – это новый

русский купец середины 19 века. Его апартаменты обставлены роскошно, но он

не считает роскошь функциональной в своём быту. Сам живёт в маленькой

комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуется политикой, мыслит

масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всего пагубно влияет

на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаёт за такими

купцами силу.

С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел, преимущественно по

делам раскола. К государственной службе Мельников относился необыкновенно

ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвал недовольство

начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокий разоритель

скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались

песни и легенды – например, будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал

видеть сквозь стены, или будто в Нижегородской губернии крестьяне видели

его верхом на змие). Однако, досконально изучив раскол, Мельников изменил

своё отношение к нему. В «Отчёте о современном состоянии раскола» (1854) он

возложил ответственность за раскол на низкий нравственный уровень

православного духовенства.

В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «Дедушка Поликарп»,

«Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писатель

обличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов – губернские

и уездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством,

вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником,

досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине

коррупции в государстве страдает беззащитный народ.

В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос. После отмены

крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собой родовое

право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами перед

отечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление

русской культуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и

владели душами.

Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих; однако она

любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них, развязный

старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскому Варлааму

(«Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать черты

мельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то

было во Казани».

В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву и всецело

отдался литературной работе. С 1868 года – постоянный сотрудник «русского

вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым, К.Н.Бестужевым-

Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Один раз видел

Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельников

создал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса

Владимирская», 1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение –

романную дилогию «В лесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал

жене, будучи уже тяжело больным. Перед смертью он задумал несколько

исторических романов («В пещерах» и д-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем

Новгороде, уезжая летом в своё имение, где с увлечением занимался

садоводством.

Дилогия Мельникова повествует о старообрядческом Заволжье середины 19

века, об обычаях местного населения, скитах и тайных сектах, о заготовке

леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебной торговле, о

монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов – жизнь

нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когда

торговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы

персонажей так или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду

денежных отношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть

алчности и стяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в

погоне за материальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит

полюбившую его Настю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому

старику. Показана в дилогии жестокость религиозного фанатизма, который

ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.

находит верность здоровым устоям народной нравственности, предлагает яркую

концепцию национального характера. Мельникова привлекает исключительно

богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструирует мотивы

славянской языческой мифологии.

Романом «На горах» завершилась литературная деятельность Мельникова. В

1881 Мельников переехал на постоянное жительство в Нижний Новгород: там он

и умер в 1883 году, и был похоронен на Покровском кладбище в фамильном

МЕЛЬНИКОВ Павел Иванович родился [псевдоним Анд­рей Печерский) в семье начальника жандарм­ской команды - писатель.

В 1829-34 учился в Ниже­городской гимназии, а затем на словес­ном факультете Казанского университета (окончил в 1837 со званием кандидата).

В 1838-39 пре­подавал историю и статистику в Пермской гимназии. В Перми стал заниматься исто­рией и этнографией края. Поездки по Приуралью дали Павлу Ивановичу материал для «Дорожных записок на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (печатались в 1839-42 в «Оте­чественных записках», «Москвитянине» и «Журнале для чтения воспитанникам воен­но-учебных заведений»).

В 1839 переве­ден учителем в Нижний Новгород. Изучал нижегородские архивы, выявлял доку­менты, имеющие историческое и этногра­фическое значение.

В 1845-50 Павел Иванович - редактор неофициальной части «Нижего­родских губернских ведомостей». Печатал здесь разысканные им исторические мате­риалы, а также описания местных памят­ников старины. Под его руководством не­официальная часть «Нижегородских гу­бернских ведомостей» стала заметным яв­лением в культурной жизни Поволжья.

В 1847-50 - чиновник особых пору­чений при нижегородском генерал-губер­наторе. Выполнение служебных поруче­ний по наблюдению за старообрядцами и «искоренению раскола» сочетал с деятель­ным изучением истории религиозных дви­жений и сект в России.

В 1850 переведен в министерство внутренних дел.

В 1852-53 - начальник статистической экспеди­ции министерства в Нижегородской губернии. Материалы работы экспедиции обобщил в «Отчете о современном состоянии рас­кола» (1853-54), который в рукописном виде имел хождение в высших прави­тельственных сферах и служил источни­ком сведений о старообрядцах. Отноше­ние Мельникова к внутриполитическим проблемам непосредственно зависело от правительст­венного курса. Так, если в начале 50-х гг. он предлагал пользоваться самыми край­ними и жестокими средствами в борьбе с расколом, то в «Записке о русском рас­коле» (1857) рассматривал убеждение как основной метод искоренения религиозных «заблуждений».

Первый беллетристический опыт писателя - рассказ «О том, кто такой Елпидифор Перфильевич» (1840) - ученическое по­дражание Н. В. Гоголю , и сам писатель очень невысоко ставил его. Увлекшись истори­ческими и этнографическими исследова­ниями, а затем и служебной карьерой, он надолго отошел от художественного творчества. Лишь в начале 50-х гг. под влиянием известного литератора В. И. Да­ля вернулся к работе в области беллет­ристики, создав ряд рассказов и пове­стей, резко обличавших самодурство купцов, злоупотребления чиновников и крепостнические нравы дворянства. За­мечательное знание провинциального быта и нравов «средних сословий» русского общества, живые интонации бывалого че­ловека и увлеченного рассказчика, доку­ментальная подлинность материала, по­ложенного в основу повествования, при­влекли читателей к этим произведениям Павла Ивановича и обеспечили им значительный литера­турный успех. Однако обличение крепо­стного права и бюрократии литератором Андреем Печерским (этим псевдонимом Мельников подписывал с 1852 свои беллетристи­ческие произведения) не могло заставить прогрессивную часть русского общества забыть о верноподданническом рвении чи­новника министерства внутренних дел.

Свою готовность рьяно исполнять лю­бые предначертания правительствам, лиш­ний раз доказал, написав в 1863 по заданию министерства внутренних дел брошюру «О русской правде и польской кривде» , которая продавалась на ярмарках по ко­пейке и должна была настраивать народ против польских революционеров в связи с восстанием 1863. Салтыков-Щедрин , подвергший эту брошюру критическому раз­бору в специальной статье, показал, что она направлена главным образом против русской демо­кратии.

В 1867 переселившись в Москву, Павел Иванович стал сотруд­ником «Московских ведомостей».

С 1868 постоянным сотрудником «Русского вестника». В «Русском вестни­ке» он поместил ряд исторических работ и очерков:

«Исторические очерки попов­щины» (1864, 1866),

«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» (1867),

«Счис­ления раскольников» (1868),

«Тайные сек­ты» (1868),

«Авдотья Петровна Нарышки­на» (1872) и другие.

В 1868 в этом же журнале был напе­чатан рассказ «За Волгой» , который явился началом романа «В лесах» (1871 - 74, отд. изд. в 1875).

Второй роман Мельникова П.И. - «На горах» (1875-81) по своему сюжету, об­щему замыслу и образам продолжал ро­ман «В лесах». Объединяясь в одно об­ширное повествование, оба романа соста­вили эпопею о быте населения Поволжья и стали главным вкладом Мельникова в литера­туру. Последние главы романа «На горах» Павел Иванович писал, будучи уже тяжело больным.

Уже в рассказах начале 50-х гг. прояви­лись оригинальные черты дарования писателя - тонкого наблюдателя, знатока провинци­ального быта и народного языка, неутоми­мого исследователя старины, фольклора. В рассказах:

«Красильниковы» (1852),

«По­ярков» (1857),

«Дедушка Поликарп» (1857),

«Старые годы» (1857),

«Медвежий угол» (1857),

«Непременный» (1857),

«Бабушкины россказни» (1858) он ориентировался на опыт реалистической литературы гого­левской школы, уходил от официальных тем, от официозных точек зрения.

Прав­дивое изображение произвола и беззако­ний, царящих в медвежьих углах Рос­сийской империи, содержащееся в «Красильниковых» и «Пояркове», дали Чернышевскому основание причислить автора к «даровитейшим нашим рассказчикам». Утверждая, что писателей, «которые бы соединяли значительный литературный та­лант с таким знанием дела и таким энергическим направлением, как г. Печерский, очень мало», Чернышевский ставил Мельникова ря­дом с величайшим сатириком-демократом Салтыковым-Щедриным.

Очерковая точность воссоздания фактов и наряду с этим обилие острых сюжетных положений характерны для рассказов Павла Ивановича. Многие его рассказы представляют собой как бы цепь эпизодов ярких, даже необы­чайных, но реальных, основанных на под­линных происшествиях и передающих су­щественные черты среды и эпохи. Мельников пре­давал гласности хитрые проделки чинов­ников, которые могли быть известны дале­ко не каждому, но о которых он был хо­рошо осведомлен как опытный админи­стратор и к тому же историк, изучавший архивы «присутственных мест» (см. рас­сказы «Поярков», «Медвежий угол», «Не­пременный»). Знакомство с историческими документами и беседы со старожилами во время служебных поездок дали ему мате­риал для изображения злоупотреблений и прямых преступлений помещиков в XVIII в. - в эпоху «дворянских воль­ностей» («Старые годы», «Бабушкины рос­сказни»).

В романах «В лесах» и «На горах» писа­тель в свободной и непринужденной форме создает яркие и живописные картины жизни населения левого, лесистого бе­рега Волги («В лесах») и правого, высокого ее берега («На горах»).

Ставя в центре романа «В лесах» колоритную фигуру за­волжского «тысячника» Потапа Максимыча Чапурина, Павел Иванович окружает его многочислен­ными персонажами, история жизни каж­дого из которых входит в общую мозаику повествования. Писателя особенно при­влекал быт старообрядцев, «хранивших доселе заветную нашу старину». Свобод­ный от крепостной зависимости, промыш­ляющий ремеслом крестьянин и оборо­тистый купец, выбившийся из народа, - вот социальные типы, в которых Мельников видел наиболее полное воплощение исконных черт народного характера. Любуясь патри­архальным укладом семьи Чапурина, под­черкивая в своем герое типичные для кре­стьянина черты - здравый ум, трудолю­бие, привычку к скромному быту, юмор и сметку, Мельников показывает вместе с тем власть денег в жизни людей. Даже преданность старо­обрядчеству писатель связывает с ком­мерческими интересами купцов. Старо­обрядческие монастыри рисуются в романе как хорошо организованные предприятия, ведущие обширное хозяйство и торговлю предметами культа. Трагические судьбы чистых и сильных натур, которые стано­вятся жертвами расчета и хищничества, составляют сюжет многих эпизодов ро­манов Мельникова. Через оба романа проходит мотив трагических женских судеб, о которых пи­сатель повествует поэтическим сказом, под­час переходящим в стилизацию плача или народной песни. Идиллия патриархально­го быта, которая развертывается в пер­вых главах романа «В лесах», уступает затем место правдивому изображению нра­вов «темного царства». Писатель вынуж­ден констатировать, что старинный быт купечества таит в себе семена, которые, созревая, губят все светлое, что восходит к народной жизни. Развитие промышлен­ности и торговых отношений подтачивает патриархальный быт. Семья Чапурина распадается, деньги, которые он добы­вал, копил всю жизнь, не только не при­носят счастья его детям, а губят и разъе­диняют их.

В романе «На горах» образ «тысячника» Чапурина отходит на задний план и цен­тральной фигурой становится «миллион­щик» Смолокуров, ведущий свою родо­словную не от крестьян-умельцев, а от рыцарей наживы, составивших свой ка­питал прямым разбоем. Сам Смолоку­ров тоже совершил не одно преступление, сколачивая миллионное состояние. Таковы же и другие представители «крупной ком­мерции» (Морковников, Орошин, Доро­нин). В романе «На горах» усилены сатириче­ские и обличительные моменты и ослаблен поэтический элемент, которым, напротив, богаты описания природы, старинного бы­та, эпизоды, рисующие мир чувств моло­дых девушек, в другом произведении- «В лесах». В романе «На горах» более круп­ным планом изображается эксплуатация рабочих предпринимателями, антагонизм, существующий между хозяевами и работ­никами, дается картина бунта бурлаков. Оба романа реалистическим изображением мало известных до них областей жизни рас­ширяли круг явлений, охваченных и осве­щенных литературой.

Горький ценил писателя как стилиста и знатока народной речи. От­нося его к числу «богатейших лексикаторов наших», Горький призывал писателей учиться у него умению черпать художественные средства из сокровищницы уст­ного народного творчества - фольклора.

Произведения Мельникова Павла Ивановича неоднократно переиз­давались в советское время. Они поль­зуются популярностью у советского чи­тателя.

Умер - , Нижний Новгород.

Павел Иванович Мельников - знаменитый русский писатель, этнограф-беллетрист. Известен больше под псевдонимами: Андрей Печерский, Мельников - Печерский.

Биография Мельникова Павла Ивановича

Он был рожден 25 октября в 1818 году. Его отец служил начальником жандармской команды. Все свое детство писатель прожил в городе Семенове. Закончил обучение в нижегородской гимназии в 15 лет, затем в 1834 году поступил в Казанский университет на словесный факультет, который окончил в 1837 году. После выпуска был оставлен при университете для подготовки к кафедре славянских наречий. Но после одной приятельской вечеринки его отправили в Шадринск в должности учителя, и только в виде милости ему предоставили место в пермской гимназии учителем истории и географии. Во время каникул Мельников приезжал на уральские заводы, общался с народом и знакомился с народными традициями. В 1839 году он был переведен в Нижний Новгород.

Первое свое произведение Мельников опубликовал в 1839 году в журнале «Отечественные записки». В 1841 году он получил звание корреспондента Археологической комиссии. В период с 1 января 1845 и по 14 мая 1850 гг работал редактором «Нижегородских губернских ведомостей», где опубликовывал собранные им самим исторические и этнографические материалы.

С 1847 года находился при нижегородском генерале губернаторе в должности чиновника особых поручений. С 1850 года служил чиновником особых поручений МВД, В 1852-1853 находился в должности руководителя статистической экспедицией, занимающейся изучением старообрядческого раскола в Нижегородской губернии. Он непосредственно занимался преследованиями, в том числе разорениями старообрядческих скитов и молелен. Меры, рекомендованные им в это время правительству, были крайне суровы. Мельников предлагал, к примеру, там, где живут раскольники и православные, брать рекрутов только с раскольников, а ребятишек, рожденных от браков с беглыми попами, отбирать у родителей и передавать в кантонисты.

В 1866 году вышел в отставку в должности статского советника и переехал в Москву. Через три года был послан в Нижегородскую, Вятскую, Пермскую, Уфимскую и Казанскую губернии для изыскания от Волги к северу самого кратчайшего направления для Южной Сибирской дороги.

Писал свои произведения под псевдонимом Андрей Печерский, который придумал Даль В. Псевдоним Печерский произошел от названия улицы, на которой он проживал, он употребил его первый раз в 1850 году под статьей «Концерт в Нижегородском театре».

В 1859 году публиковал и редактировал газету под названием «Русский дневник», выпускаемую в Санкт-Петербурге. В 1874 году Мельников вместе с Московским обществом любителей русской словесности отпраздновал 35-летний юбилей с начала литературной деятельности.

Наиболее известное его произведение: дилогия «В лесах» и «На горах», в которых подробно описан быт и обычаи Комаровского скита и нижегородских купцов.

В 1881 году Мельников переехал в Нижний Новгород на постоянное место жительства; навещал летом свое имение в Ляхово, где увлеченно занимался садоводством. К концу 70-х годов Мельников душевно заболел. К ляховским крестьянам мог выйти в парусиновом балахоне с двумя орденскими лентами крест-на-крест, в туфлях и треуголке с плюмажем, держа в руках огромную бутыль с водкой.

Умер Мельников 1 февраля в 1883 году. Изначально был захоронен в Нижнем Новгороде на кладбище Крестовоздвиженского монастыря в фамильном склепе. В 1957 году его перезахоронили на Красном (Бугровском) кладбище.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Мельникова Павла Ивановича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Павел Иванович Мельников родился 25 октября 1818 года в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье. Окончив нижегородскую гимназию, он в 1834 году поступил на словесный факультет Казанского университета, где его буквально захватило увлечение Востоком. К сожалению, мало кто из преподавателей мог поддержать его. Так, один из профессоров читал свои лекции по гимназическому курсу, повторяя из года в год одно и тоже, так, что первокурсники просто добывали у старших курсов конспекты лекций для сдачи экзамена. Мельников пошел иным путем. Он прилежно изучал персидский, арабский и монгольский языки, и в 1837 году окончил университет со степенью кандидата.

После окончания университета Мельников был оставлен на факультете для подготовки к профессорству, но молодости свойственны безрассудства. Досадное происшествие на дружеской вечеринке перечеркнуло планы вчерашнего студента. В 1838 году по указанию попечителя казанского учебного округа "за провинность" на студенческой пирушке Мельников был назначен в провинциальный город Шадринск, Пермской губернии. Только милость начальства позволила ему остаться учителем истории и статистики в пермской гимназии. Впоследствии он стал преподавать еще и французский язык. Работая в гимназии, Мельников стал изучать быт и нравы народа, объездил многие уральские заводы, а в 1839 году смог перевестись в родной Нижний Новгород, где продолжил преподавать историю в гимназии. Здесь Мельников нашел для себя более близкий круг людей, чем в среде учителей гимназии. Он сблизился с такими консервативными мыслителями, как В.И. Даль и М.П. Погодин, познакомился со знатоком старообрядчества архиепископом Иаковом.

Мельников продолжал заниматься изучением истории, статистики и археологии, начал работу над историческими трудами и даже произвел изыскания о потомстве К. Минина, впервые установив полное имя последнего. Особенно увлекла его тема русского старообрядчества.

С 1847 года Мельников уже чиновник особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе князе М.А. Урусове. При этом его деятельность заключалась в выявлении "раскольников", наблюдении, розыске беглых старообрядческих попов и т.д. Ликвидировались старообрядческие заволжские скиты, запечатывались часовни. Мельников, не просто исполнял свои чиновничьи обязанности, но и активно проводил мысль о том, что старообрядчество опасно для государства, поскольку старообрядцы готовы поддержать любую власть, которая предоставит им свободу вероисповедания. По словам Н.С. Лескова, Мельников стал для старообрядцев "зорителем".

В конце 1854 года Мельников представил "Отчёт о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии", написанный по заданию министра внутренних дел, в котором с одной стороны осудил старообрядчество, считая, что типичный старообрядец обладает такими "досадными" чертами, как "нетерпимость, косность, невежество", а с другой стороны отметил свойственную старообрядцам сообразительность и деловитость. Познакомившись в 1866 году с общиной Рогожского кладбища, он писал министру внутренних дел: "Главный оплот будущего России все-таки вижу в старообрядцах. А восстановление русского духа, самобытной нашей жизни все-таки произойдет от образованных старообрядцев, которые тогда не раскольники будут". Двойственность в оценки старообрядчества не понравилась начальству, и служебная карьера Мельникова застопорилась. Он переезжает в Петербург, общается с А.Н. Майковым, а после начала эпохи реформ при Александре II, заявляет о том, что преследование раскола опасно для государства. Изменение своих взглядов писатель объяснил отнюдь не общей либерализацией политического курса, а имеющимся у него накопленным опытом отношений со старообрядцами. К тому же у самодержавной власти были гораздо более опасные противники, чем старообрядцы. В 1863 году выходит брошюра Мельникова "О Русской правде и польской кривде", направленная против Польского восстания. Впоследствии Мельников-Печерский еще раз выступит против проявлений польского сепаратизма и любых покушений на целостность Российской империи в очерке "Княжна Тараканова и принцесса Владимирская" (М., 1868).

Новый писатель - Андрей Печерский родился с легкой руки В.И. Даля, придумавшего этот псевдоним в 1850 году. Тогда Мельников сотрудничал в "Нижегородских губернских ведомостях", публикуя там многочисленные очерки. Одна из статей, появившаяся в 1850 году была подписана им как Печерским. В дальнейшем свои художественные произведения Мельников публиковал под псевдонимом, а исторические работы - под подлинной фамилией. В 1856-1857 гг. Мельников-Печерский напечатал серию рассказов, которые высветили во всей беспощадности чиновничий произвол, царивший в "медвежьих углах" России. Редакторы стремились пригласить писателя в свои журналы.

В 1866 году, выйдя в отставку, Мельников-Печерский переехал в Москву и стал жить в доме В.И. Даля, сотрудничая в различных изданиях. Роман "В лесах", принесший ему славу публиковался в журнальном варианте в 1871–1875 гг. Он увидел свет отдельным изданием в 1875 году и сразу же вызвал интерес у читателей. Вторая часть дилогии о русском старообрядчестве "На горах", публиковалась в журнале в 1875–1881 годах, и вышла отдельной книгой в 1881 году. Колоссальное количество бытовых, жизненных подробностей, знание старообрядческих обычаев и монастырских нравов, песни, легенды, пословицы, живой народный язык - все это создало особый неповторимый колорит произведений, сделало романы чрезвычайно популярными.

Последние годы жизни Мельников-Печерский провел в своем нижегородском имении - селе Ляхово, погруженный в работу. Когда здоровье уже не позволяло писать, он диктовал жене заключительные главы романа "На горах". Всего дилогия писалась около двадцати лет, и была главным трудом писателя. В 1882 году писатель лишился дара речи, а 1 февраля 1883 года он скончался, оставив нам уникальные работы, основанные на многолетнем опыте изучения старообрядчества.

Современные старообрядцы неоднозначно оценивают творчество и деятельность писателя. Отмечая, что его сочинения "содержат много важных исторических сведений"; они не забывают о том, что Мельников-Печерский одно время "был активнейшим участником преследования старообрядцев" (Мельников Павел Иванович // Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996. С. 168-169).


© Все права защищены