Автор многочисленных самобытных пейзажей Арсений Иванович Мещерский родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Двадцатилетним юношей поступил в Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни, С.М. Воробьева, Т.А. Неффа. Чем-то не понравилось молодому художнику обучение в Академии - после трех лет пребывания в ней и получения за свою работу первой серебряной медали он за свой счет уезжает в Швейцарию, где становится учеником известного пейзажиста Калама.


Мещерский Арсений Иванович

Большую часть его картин составляют пейзажи. Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама.

(Швейцарский художник - пейзажист Александр Калам (1810-1864)
)

Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.

В 1859 году художник присылает на суд Совета Академии конкурсную работу "Швейцарский вид", за которую получает золотую медаль и право пребывания за границей за казенный счет.


Швейцарский вид


Швейцарский пейзаж
Вторая половина XIX века
Холст, масло. 78 x 117 см
Херсонкий областной художественный музей им. А.А.Шовкуненко

Помимо Швейцарии он побывал во время командировок и в Крыму. Его пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались большим успехом на академических выставках.

Официальное признание также не заставило себя ждать. В 1864 году А.И. Мещерский получил звание академика, а в 1876 - звание профессора пейзажной живописи. На холстах А.И. Мещерского запечатлены виды Крыма и Кавказа, Малороссии и окрестностей Петербурга. Зима и лесные чащи - любимые мотивы в творчестве художника.


«Пейзаж с елями»
1860-е
Холст, масло. 96 x 77.7 см
Частное собрание


«Озеро в горах»
1860-е
Холст, масло. 98 x 143 см
Частное собрание


«Горный пейзаж»
1860-е
Холст, масло. 59.2 x 77.7 см
Частное собрание


" У воды"
1860
Холст, масло.38,5 x 47 см
Частное собрание


«Горное озеро»
1865
Холст, масло. 81 x 117.5 см
Частное собрание


Прибой


«Горный ручей»
1865
Холст, масло. 74 x 118 см
Частное собрание


«Зимний вечер в Финляндии»
1866
Холст, масло 173 х 266
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств


«Водопад»
1867
Холст, масло. 36 x 59 см
Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого


«Пейзаж с козами»
1868
Холст, масло. 51 x 72 см
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой


«Ледоход»
1869
Холст, масло 35,7 х 53,8

Москва


«Грот на берегу моря»
Холст, масло. 83 x 121 см
Частное собрание


«Альпийская река»
1870-е
Холст, масло. 46 x 64 см
Частное собрание


У родника
1870
Холст, масло.60 x 48 см
Частное собрание


«Зимний пейзаж»
1870
Холст, масло. 42 x 61.5 см
Частное собрание


«Река в горах Швейцарии»
1870-е
Холст, масло. 128 x 198 см
Частное собрание


«Озеро в горах»
1870
Картон, масло. 18.2 x 30.6 см
Частное собрание


«Парк в Сестрорецке»
Холст, масло. 64 x 52 см
Тульский областной художественный музей


«Парусник в море»
1870
Картон, масло. 43.5 x 61.4 см
Частное собрание


«Морской пейзаж»
1870-е
Холст, масло. 40 x 60 см
Частное собрание


«Подень в лесу»
1870-е
Холст, масло. 43 x 32.5 см
Частное собрание


Пейзаж с озером»
1870-е
Холст, масло. 92 x 66 см
Частное собрание


«Крымский пейзаж»
1870
Холст, масло. 63 x 42.4 см
Частное собрание


«Скалистый берег»
1870-е
Холст, масло. 45.5 x 61.5 см
Частное собрание


«Дарьяльское ущелье»
1871
Холст, масло
Государственный Русский музей


«Наводнение в деревне»
1872
Холст, масло. 61 x 128 см
Чувашский государственный художественный музей


«Кавказ»
1873
Холст, масло. 155 x 115 см
Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля


«Лунная ночь. Тишина»
1875
Холст, масло. 82.5 x 52.5 см
Частное собрание


«Вид турецкого города»
1878
Холст, масло. 79 x 64 см


«Зима. Ледокол»
1878
Холст, масло 109 х 177
Государственная Третьяковская галерея
Москва


" У берега "
1879
Холст, масло. 47,5 x 33 см
Частное собрание

Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов.


«Тихая заводь»
1879
Холст, масло. 125 x 96 см
Луганский областной художественный музей


«Тропинка в лесу»
1880-е
Холст, масло. 35.5 x 21.5 см
Частное собрание


«Горный поток»
1880-е
Холст, масло. 86 x 66 см
Частное собрание


«Обрывистый берег. Сосны»
1880-е
Холст, масло. 81.2 x 57.2 см
Частное собрание


«Водопад»
1880-е
Холст, масло. 146 x 107 см
Частное собрание


«Альпийский пейзаж»
1880
Холст, масло. 101 x 75.5 см
Частное собрание


У лесного озера
1884
Холст, масло. 98 x 134 см.
Сумский художественный музей


«Солнечный день»
1884
Холст, масло. 46.5 x 37.5 см
Частное собрание


«Зимний пейзаж с мостиком»
1885
Холст на картоне, масло. 34 x 49 см
Частное собрание


«Парусное судно при солнечном закате»
1886
Холст, масло. 34 x 67 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия

В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.


«Горная тропа»
1887
Холст, масло. 58 x 40 см
Частное собрание


«Сосны на берегу моря»
1887
Холст, масло. 84 x 54.5 см
Частное собрание


«В кочках»
1889
Холст, масло. 108 x 165 см
Нижегородский художественный музей


«Лесной пейзаж с ручьем»
1889
Холст, масло. 73 x 54.8 см
Частное собрание

Мещерский Арсений Иванович (1834-1902)

Автор многочисленных самобытных пейзажей Арсений Иванович Мещерский родился в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Двадцатилетним юношей поступил в Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни, С.М. Воробьева, Т.А. Неффа. Чем-то не понравилось молодому художнику обучение в Академии - после трех лет пребывания в ней и получения за свою работу первой серебряной медали он за свой счет уезжает в Швейцарию, где становится учеником известного пейзажиста Калама. Влияние учителя на ученика было несомненным, но именно оно позволило А. Мещерскому выработать свой стиль в пейзаже.

В 1859 году художник присылает на суд Совета Академии конкурсную работу "Швейцарский вид", за которую получает золотую медаль и право пребывания за границей за казенный счет. Помимо Швейцарии он побывал во время командировок и в отечественном Крыму. Его пейзажи Швейцарии и Крыма пользовались большим успехом на академических выставках.

Официальное признание также не заставило себя ждать. В 1864 году А.И. Мещерский получил звание академика, а в 1876 - звание профессора пейзажной живописи. На холстах А.И. Мещерского запечатлены виды Крыма и Кавказа, Малороссии и окрестностей Петербурга. Зима и лесные чащи - любимые мотивы в творчестве художника.

Картины художника

Водопад


Зима. Ледокол


Зимний вечер


Мещерский А.И. Зимний вечер. 1866.

Водопад. 1867.

Мещерский А.И. Зимний пейзаж. 1870.

Крымский пейзаж. 1870.

Кавказ.1873.

Мещерский А.И. Зима. Ледокол.1878.

Кавказ, 1880-е гг.

Лесной пейзаж. 1881.

У лесного озера. 1884.

В Кочках 1889.

Озеро Эзель-Ам в Дагестане. 1890.

Морской вид. 1897.

На реке. 1898.

Морской пейзаж.1899.

Дарьяльское ущелье.

Пейзаж с озером.

У родника.

Арсений Иванович Мещерский (1834-1902) - живописец-пейзажист. Большую часть картин Мещерского составляют пейзажи. Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама. Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.
Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях данного живописца не сохранилось. Но бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок.
В 1854 году, когда Арсению было 20 лет, он уже имел основательную художественную подготовку. Он был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф. А. Бруни, С. М. Воробьева, Т. А. Неффа. В следующем году он уже участвует в академической выставке. Для неё он предоставляет два пейзажа, таких как «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». За эти картины Мещерский получает вторую серебряную медаль. 1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За его полотно «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия награждает Арсения первой серебряной медалью. Также в этом году Мещерский решает покинуть стены Академии и оставить занятия. Также были слухи, что Мещерский на свои средства или на средства своего высокопоставленного покровителя отправляется на усовершенствования своей живописи в Швейцарию. За представленную на Академической выставке 1859 года исполненную в Швейцарии картину «Швейцарский вид» Мещерский получает даже не вторую, а сразу же первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. Позже он получил широкое признание и в России, и за рубежом, а также стал профессором Академии художеств. В 1864 году А. И. Мещерский вновь возвращается на родину. Здесь он проживает в Петербурге, но изредка посещает и Финляндию, Прибалтику и Кавказ.
1867 год стал для Арсения знаменательным. А. И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. В 1876 году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора. В конце 1870 - начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.
Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов. В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.
В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
Работы Арсения Мещерского выставлены в Русском музее и Третьяковской галерее.

Живописец, график

По-видимому, происходил из княжеского рода Мещерских. Учился в ИАХ (1854–1857) в классе исторической живописи у Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа и в пейзажном классе у С. М. Воробьева. В 1855 за пейзажи «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости» был награжден малой серебряной медалью, в 1857 за картину «Утро в окрестностях Фридрихсгама» - большой серебряной медалью. В годы учебы в ИАХ начал давать частные уроки живописи и рисунка.

В 1857 на собственные средства уехал за границу. Поселился в Женеве, где работал под руководством А. Калама. В 1858 просил Совет ИАХ разрешить участвовать в конкурсе на получение малой золотой медали с картиной «Вид в Савойе», однако к конкурсу допущен не был. В 1859 за картину «Швейцарский вид (Льды на Ландеке)» награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую поездку за границу на четыре года.

В 1860–1864 - пенсионер ИАХ в Европе. В те же годы побывал в Крыму. По возвращении в 1864 за картины «Утро на Южном берегу Крыма» и «Вид в окрестностях Луги» удостоен звания академика. В 1876 за картину «Вид у истоков Риона» получил звание профессора.

Жил в Петербурге. Писал пейзажи; много работал в техниках акварели и сепии, занимался литографией. В 1867 сопровождал великого князя Алексея Александровича в кругосветном путешествии. Неоднократно ездил в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Грецию, в 1898–1899 работал на Афоне, посетил Италию, Турцию, Швейцарию.

С 1855 - участник выставок. Экспонировал работы на выставках в залах ИАХ (1855–1899, с перерывами), Общества поощрения художников (1867), Московского общества любителей художеств (1872–1882, с перерывами), ТПХВ (1884–1886), Всемирных выставках в Париже (1867, 1879), Вене (1873), Лондоне (1873), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882), Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставке в Нижнем Новгороде (1896). Член и экспонент Общества выставок художественных произведений (1876–1882, с перерывами; член с 1875, в 1876–1878 - председатель правления Общества), Общества русских акварелистов (1881–1902, с перерывами, член с 1880). Член-учредитель (1890) и первый председатель Санкт-Петербургского общества художников (1895–1902, с перерывами). Член Санкт-Петербургского собрания художников (Клуб художников, 1870-е).

Провел персональные выставки в Петербурге (1883, совместно с И. К. Макаровым), Москве (1900). В 1903 в Петербурге состоялась мемориальная выставка художника.

Мещерский - один из крупнейших мастеров пейзажной живописи в России последней трети XIX века, превосходный колорист и рисовальщик. В своем творчестве выступал последователем академической традиции, в некоторых работах близок передвижникам. Излюбленными темами картин являлись морские, горные, зимние пейзажи, особое место в которых отведено передаче эффектов освещения.

Творчество художника представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее.

Мещерский А.И. Зимний вечер. 1866.

Водопад. 1867.

Мещерский А.И. Зимний пейзаж. 1870.

Крымский пейзаж. 1870.

Кавказ.1873.

Мещерский А.И. Зима. Ледокол.1878.

Кавказ, 1880-е гг.

Лесной пейзаж. 1881.

У лесного озера. 1884.

В Кочках 1889.

Озеро Эзель-Ам в Дагестане. 1890.

Морской вид. 1897.

На реке. 1898.

Морской пейзаж.1899.

Дарьяльское ущелье.

Пейзаж с озером.

У родника.

Арсений Иванович Мещерский (1834-1902) - живописец-пейзажист. Большую часть картин Мещерского составляют пейзажи. Это удивительные, необыкновенно реалистичные, яркие и дышащие жизнью картины. Многое в манере художника напоминает его учителя, пейзажиста Калама. Однако Мещерский не только заимствовал приемы швейцарца, но и развил собственный стиль пейзажа, который был и остается его «фирменным знаком». Арсений Иванович всегда считал себя «рисовальщиком» природы.
Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях данного живописца не сохранилось. Но бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному роду Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок.
В 1854 году, когда Арсению было 20 лет, он уже имел основательную художественную подготовку. Он был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф. А. Бруни, С. М. Воробьева, Т. А. Неффа. В следующем году он уже участвует в академической выставке. Для неё он предоставляет два пейзажа, таких как «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». За эти картины Мещерский получает вторую серебряную медаль. 1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За его полотно «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия награждает Арсения первой серебряной медалью. Также в этом году Мещерский решает покинуть стены Академии и оставить занятия. Также были слухи, что Мещерский на свои средства или на средства своего высокопоставленного покровителя отправляется на усовершенствования своей живописи в Швейцарию. За представленную на Академической выставке 1859 года исполненную в Швейцарии картину «Швейцарский вид» Мещерский получает даже не вторую, а сразу же первую золотую медаль, звание классного художника и право на заграничное пенсионерство. Позже он получил широкое признание и в России, и за рубежом, а также стал профессором Академии художеств. В 1864 году А. И. Мещерский вновь возвращается на родину. Здесь он проживает в Петербурге, но изредка посещает и Финляндию, Прибалтику и Кавказ.
1867 год стал для Арсения знаменательным. А. И. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. В 1876 году за свое полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора. В конце 1870 - начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.
Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Мещерский сильно заболел. Вскоре Арсений слег. Пневмония не отпускала его почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Он начинает страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов. В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Анны третьей степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.
В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга… Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы».
Работы Арсения Мещерского выставлены в Русском музее и Третьяковской галерее.