Обломов - потомственный дворянин старой закалки. Ему 31 - 32 года, живет в Петербурге в небольшом съемном жилье, и является человеком, который все свое время проводит дома. Илья Ильич не ходит на работу и не сидит за бумажками в здании, он зарабатывает себе на жизнь при помощи других, таких же глупых и недалеких людей. Обломов мечтает вечно сидеть на диване в любимом халате и не волноваться о «глупых» проблемах. Обломов ленивый и мечтательный человек. Однажды он влюбляется в Ольгу Ильинскую, которая хочет всеми силами его изменить, но даже любовь не может его исправить.

Штольц - лучший друг Обломова, знакомый с ним с детства и полная ему противоположность. Ему чуждо лежание на диване и мечтания о лучшей жизни и прекрасном будущем. Андрей Иванович рассчитывает только на свои силы и на собственные умения. Он постоянно идет в перед и старается дойти до своей вершины. Он не понимает, как можно проживать жизнь на одном месте, не путешествовать и не расти. Но, не смотря на это, Штольц ценит Обломова за его чистое искрение сердце и всеми силами старается помочь ему и финансово и в любовных делах.

Ольга Ильинская - молодая прогрессивная помещица 20 лет. Она умная, красивая, эмоциональная девушка, которая берет из жизни все самое лучшее. Ольга похожа на Штольца своими убеждениями и нравом. В тот момент, когда она знакомиться с Обломовым, она замечает человека, который не хочет что-то менять и полагается только на судьбу и мечты. Она не считает хорошим время провождение лежанием на диване, и предаваться грезам. Поэтому после Ильинская тратит все свои силы на изменение Обломова, но даже у нее ничего не выходит.

Агафья Пшеницына - не богатая помещица, лет 30, которая осталась вдовой с двумя маленькими детьми. Она владелица дома, где проживает Илья Ильич. Агафья очень вкусно готовит, хорошо убирает дом, также отлично шьет, в общем, является отличной хозяйкой. Матвеевна тихая, добрая, скромная женщина и одновременно недалекая и глупая. Она предпочтет помолчать и просто согласиться, чем выражать свою точку мнения. Агафья стареться, все сделать для Обломова, она заботиться о нем как мать и ребенке. А после в конце приобретает роль жены для своего съемщика.

Захар – слуга Обломова 50 лет. Он знаком с хозяином с самой молодости и работает у него довольно большое количество времени. Современен по службе у господина Захар стал таким же ленивым и ворчливым как хозяин. Он постоянно жалуется, ноет на ужасные условия, и обманывает Илья Ильича. Захар Трофимович может обокрасть Обломова как в плане денег, как и еды. Слуга представитель старого порядка и считает, что до самой смерти должен служить только одному господину. Он так и остается преданным даже после смерти своего хозяина.

Анисья – кухарка в квартире помещика Ильи Ильича Обломова, ей 47 лет. Она трудолюбивая женщина, добрая, ласковая, тихая и довольно скромная. Анисья не глупый и недалекий человек, она намного умнее слуги Захара. Кухарка видит, что Обломов зря тратит жизнь на диване в халате, отдаваясь несбыточным грезам. Агафья понимает, что жить как дворянин нельзя, так можно и всю жизнь пропустить. Но несмотря на свои противоречивые мысли, она не говорит об этом хозяину и продолжает заботиться о нем и помыкать перед его приказами.

Мухояров – родной брат хозяйки дома Агафьи Пшеницыной. Он немало времени проработал секретарем в канцелярии, и за всю свою службу Мухояров накопил довольно приличную суму денег при помощи взятки. Бывший секретарь наглый и хитрый человек, который сможет продать своих близких за небольшие гроши. Если плохо знать этого человека или посмотреть на него со стороны, можно сказать что он тихий, мелкий и жалкий человек, который боится, поднять голову на дворянина. Но в душе Мухояров как говорилось довольно умный и самовлюбленный человек.

Волков - знатный дворянин, первый гость в доме Обломова 25 лет. Он модный, богатый человек, который прожигает всю свою жизнь не на диване в халате отдавая мечтам, а на различных шумных посиделок со знатными людьми. Он носит только лучшую одежду и украшение, разговаривает только о "высоких" вещах и проблемах. Волков бывает на всех светских встречах, представлениях, театрах и различных вечерах. Для дворянина мнение знатной толпы более важно, чем его желания. Волков готов забыть о своих интересах, лишь ради уважения от других людей.

Судьбинский – он бывший сослуживиц Обломова по канцелярии и является вторым гостем в доме Илья Ильича после Волкова. Он тратит свою жизнь не на богатые светские вечера, не на обсуждение людей и не проводит свою жизнь в доме в поношенном халате. Судьбинский тратит все свое личное время на собственную карьеру. Работник всеми силами старается получать большие премии и лучшие награды. Это приносит ему не маленький доход, но, не смотря на выгоду, он проживает свою жизнь в четырех стенах своего кабинета.

Пенкин – еще один из знакомых Обломова и третий гость в его доме. Он модный писатель и литератор. Пенкин зарабатывает на написание различных книжек, модных статей в газеты и журналы. Он пишет о различных происшествиях, светских новостях и не бедных личностей. Но несмотря на свою довольно легкую карьеру, Пенкин строчит статьи лишь для выгоды, а не получает от этого ни какого удовольствия. Писатель видит довольно насыщенную жизнь, путешествует по всему миру и видит много нового. Но для Обломова он лишь машина, которая старается выжить все соки из жизни.

Алексеев - давний знакомый Онегина и являться уже четвертым гостем в его съемном имении. Он мелкий чиновник, который зарабатывает малое количество денег и не продвигается по служебной лестнице. Алексеев полностью соответствует соей профессии. Чиновник мелкий тихий человек, который не любит выделять среди других, ему легче вжаться в угол, чтобы его некто не видел. Алексеев не горит своей службой, не путешествует по миру, не любит посещать различные шумные светские вечеринки. Он навещает Илья Ильича только ради бесплатной еды и выпивки.

Тарантьев – пятый гость по счету в доме Обломова, около 40 лет. Он является мелким чиновников, как и Алексеев. За всю свою жизнь Тарантьев не продвинулся ни насколько по своей службе. Чиновник, не смотря на свой низкий титул среди знакомых, наглый, хитрый, а также довольно корыстный человек. Он уже довольно долго обворовывает Обломова с Мухояровым, "выкачивают" из него деньги, пока тот тихо лежит на диване и просто это не замечает. Тарантьев мстительный человек, который не забудет не единого слова с действия и не успокоиться, пока не отомстит.

Доктор Обломова - еще один знакомый Обломова и уже последний по счету гость в его доме. Он лечит Обломова, осматривает его и дает ему различные советы. Доктор не привык обслуживать мелких людей и лечит только дворян и светских личностей. Он один из немногих людей, который не наживает на знакомом, а старается поднять его с дивана и показать, насколько разнообразен мир за окном. Он тихий, сдержанный, но внимательный человек. Доктор предпочтет посоветовать, но не заставлять что-то делать.

Вариант 2

Одним из главных героев в произведении «Обломов», является Обломов Илья Ильич. Он имеет устаревшие взгляды, которые отрицают будущее, так же он очень ленивый человек и ничего не хочет делать и решать. Обломов влюблен в Ольгу, но вскоре развелся из-за ссор и недопонимании друг к другу. Вскоре после развода женился на другой женщине под именем Агафья Пшеничная, которая была вдовой.

А вот следующий персонаж по фамилии Штольц, он полная противоположность Обломова, хоть и является его хорошим другом. Он очень целеустремленный человек, трудяга. Но также у него имеется ряд и отрицательных качеств. С Обломовым они друзья с самого их детства. Штольц уважает его и старается помогать ему во всех делах.

Ольга Ильинская - умная интересная женщина, образованная, эмоциональная. Когда она полюбила Обломова, то старалась переделать его, хотела сделать из него человека целеустремленного и трудолюбивого. Но не получив то, что она хотела, разводится с ним и выходит замуж за другого мужчину, за Андрея Ивановича.

А вот следующая героиня Агафья Матвеевна под фамилией Пшеницина, полный антипод Ольге. Она не очень далекая, но добродушная. Обломова она боготворит и потакает всем его желаниям.

У Обломова имеется слуга по имени Захар Трофимович, он много лет уже у него работает, и часто обманывает своего хозяина. Также может своровать продукты или забрать себе сдачу с покупок. С хозяином ведет себя нагло. Но также имел и положительные качества, он был очень преданный. И даже после смерти своего хозяина он не оставляет его могилу, даже будучи нищим и просся милостыню.

Также присутствует еще он персонаж, он подлый и низкий, является мошенником и старался выманить у своего земляка Ильи Ильича денежные средства. Этот человек наделен множеством отрицательных качеств.

У Обломова в доме также присутствует повариха по имени Анисья. Она была очень трудолюбивым человеком, но вскоре умерла от смертельной болезни.

Еще одним отрицательным героем в произведении был брат Агафьи Мухояров Иван Матвеевич. Это очень лживый человек, он ради своей выгоды готов на все, даже предать своих родных и близких людей. Много лет брал взятки и сделал на этом большое состояние. Он очень хитер и коварен.

Самый яркий персонаж в произведении Волков. Он живет впустую и не приносит никакую пользу окружающим. Любит развлекаться и модничать. Живет легко, ни о чем не задумываясь.

Еще одним гостем Обломова, также, как и товарищ Волков, был Судьбинский. Он такой же пустой и занимается только своей карьерой.

У Обломова и Агафье есть сын по имени Андрей. Агафья отдала его в семью Ольги и Штульца, когда ее муж умер. Она считала, что в их семье он сможет получить хорошее образование и сможет стать человеком с большой буквы.

Также присутствует еще один человек, мелкий чиновник, по фамилии Алексеев. Приходит в дом Обломова, чтобы вкусно покушать.

Пенкин пишет литературу не ради заработка, а потому что ему это очень нравится, это его хобби. Обломов считает его машиной без души.

Главные герои произведения Обломов

Главным героем романа «Обломов» по праву считается Илья Ильич – истинный выходец Обломовки, показавший читателю все пороки русской барщины того времени. Читая строки, не сразу понимаешь, что именно он является представителем класса, который «влиял и на всё и задавал порядок». Автор смог прекрасно показать ту болотную зависимость господ от своих собственных крестьянских душ.

Апатичный человек, потерявший тягу к жизни, знаниям – именно таким нам и предстаёт этот герой. Мы можем чётко наблюдать, как из немного вялого, но любознательного ребёнка, время, проведённое в «тепличной среде», делает безвольный силуэт с мечтательными глазами. Совершенно не удивительно и его наплевательское отношение ко всему в этой жизни, а также то, что тот просто потерял интерес даже к своим собственным чувствам, отдавая должное лишь крохам потребностей, что ещё теплились в тщедушном теле.

Словно бы в противовес, желая уравновесить массивную фигуру Обломова, нам представляют Андрея Ивановича. Человека с железными принципами и верой в то, что всего можно добиться своими собственными руками. Он не лежит на диване, просиживая пестрые халаты, нет. Он работает, добиваясь успеха в своей карьере и личной жизни. Именно такие качества и привлекли Ольгу впоследствии.

Ильинская – эмоциональная натура, желающая подле себя сильную личность. Её вера в высокие идеалы, ум и образованность – всё это, то, что двигало ей в попытках изменить Илью Ильича. Но, к несчастью, тот не смог побороть свою леность, что привело к разрыву отношений. И вот, судьба сводит её с тем, кто более всего подходит на роль идеала – Андрея Штольца.

Агафья Матвеевна – напротив, достаточна проста. Но в искренности её чувств сомневаться не стоит, ибо они проявляются не только в словах, но и действиях этой добродушной женщины, что действительно боготворит Обломова. Не в пользу последнего, но боготворит. Нам показывают её как антипод Ольги, но всё же, в ней есть что-то, что заставляет желать женщине лучшей жизни.

Верной тенью, неизменно сопровождающей Обломова, служит Захар. Он – верный слуга, помнящий былое величие дома своего барина и походящий на него привычками. До самой смерти остаётся тем, кто хранит память о каждом члене бывшей Обломовки. Однако показывает, что может меняться в лучшую сторону, если потребуется (когда тот влюбляется в Анисью).

Сама Анисья – добрая душа с умной головой. К несчастью, слишком рано умерла, но оставила свой след в этой истории. Именно она приводит к изменениям Захара.

Пожалуй, самым неприятным и мелочным героем предстаёт Михаил Тарантьев, что поражает своей корыстность. Мстительный и жадный человек, желающий забрать всё то, что «плохо лежит».

Стива Облонский является второстепенным персонажем романа Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина». Тем не менее его образ является чрезвычайно важным для понимания персонажа Анны Карениной.

  • Сочинение Мой любимый рассказ Чехова - Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – величайший русский писатель. В своих сатирических произведениях он высмеивает такие пороки как жадность, трусость, гордыню, чинопочитание и другие, причём делает

  • Смысл названия повести Очарованный странник Лескова

    В 1873 году Н.С.Лесков написал повесть «Черноземный Телемак», но потом по какой-то причине переименовал её. Произведение получило более точное и ёмкое название – «Очарованный странник».

  • Сочинение про рябину

    Растет в наших лесах стройная красавица рябина. Она привлекает внимание в любое время года. Осенью рябинушка превращается в настоящую красавицу!

  • В самом деле, так ли уж резко расходятся друг с другом замысел I и последующих частей романа? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим систему его образов. Она выполнена по классическому принципу антитезы. Возлежащему на диване «барину» и прожектеру-мечтателю Илье Ильичу Обломову автор устраивает своеобразные «очные ставки». Словно на театральных подмостках, последовательно сменяют друг друга персонажи, призванные продемонстрировать Обломову преимущества альтернативного - деятельного - образа жизни. Сначала является крепостной слуга Захар.

    Затем петербургские знакомые Волков, Судьбинский, литератор Пенкин, Алексеев, земляк Михей Андреевич Тарантьев. И наконец, истинный «герой дела» и тоже земляк, друг детства Андрей Карлович Штольц... Читатель видит: с каждым последующим посетителем растет авторитет «человека дела». Но - и в этом весь парадокс! - одновременно повышается читательское доверие и сочувствие к «барину» Обломову, к исповедуемому им созерцательно-мечтательному взгляду на жизнь. Обе позиции начинают не отрицать друг друга, а сложно соотноситься между собой.

    Вот антитеза «Обломов - Захар», барин и слуга. Один всю жизнь мечтал, другой в это время на него работал. Но на первых же страницах обнаруживается глубинное сходство между антагонистами. Как бы ни укорял Захар своего господина «другими», которые с квартиры на квартиру легко переезжают и за границу отправляются, сам он поклонник той же спокойно-со-зерцательной философии жизни, только в ее сниженном варианте. С грязью, тараканами и клопами бороться Захару не позволяет мысль, что они выдуманы самим Господом... Выясняется, что «философия дела» тоже может быть вполне барской. Захар - кривое зеркало Обломова, его двойник, как, впрочем, и Обломов тоже кривое отражение образа своего слуги. Подобно знаменитым Санчо Пансе и Дон Кихоту, они смотрятся как неразлучные друзья-соперники. Умирает Обломов - и жизнь Захара утрачивает всякий смысл.

    Деятельность как замаскированная форма «обломовщины» - этот мотив, все усложняясь от антитезы к антитезе, набирает в романе содержательную силу.

    Петербургские знакомые Обломова, каждый на свой лад, являют духовному взору героя образцы псевдодеятельности, будь то бездумное «порханье» Волкова по столичным гостиным либо пустопорожние рассуждения Судьбинского о целесообразности постройки собачьих конур в губернских присутственных местах. Такую деятельность Штольц впоследствии метко назовет «петербургской обломовщиной». Обломов тоже не заблуждается на ее счет: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Чуть позже, в споре со Штольцем, он выскажется еще определеннее: «Под этой всеобъемностью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему». Мечтательную, но по-своему искреннюю «обломовщину» он убежденно предпочитает той же «обломовщине», но ханжески прикрытой личиной «дела». И этот нравственный выбор, несомненно, говорит в пользу главного героя. Вместе с тем Гончаров не скрывает: корни русского «барства» общие - что у сторонников «мечты», что у приверженцев «дела». Недаром их так тянет друг к другу. «Обломов мог слушать, смотреть, не шевеля пальцами, на что-то бойкое, движущееся и говорящее перед ним».

    Итак, чем сильнее антагонисты Обломова стремятся противопоставить свое «дело» праздному существованию мечтателя-прожектера, тем очевиднее становится их внутренняя зависимость от него. Гончаров подчеркивает важнейший смысл «обломовщины» как родовой приметы характера русского человека вообще. Это фатальный замкнутый круг, за пределы которого не дано выйти ни самому Обломову, ни его оппонентам.

    Но вот в конце I части появляется Андрей Штольц. Гончаров старательно отделяет этого подлинного «героя дела» от предшествующих «деятельных Обломовых». Отделяет, ставя акцент на главной черте характера Штольца. Это еще с детства воспитанная отцом привычка рассчитывать в жизни только на свои силы и всего добиваться собственным трудом. Только тогда карьера, которой вовсе не чурается честолюбивый Штольц, сможет не унизить, а нравственно возвысить личность. И, по мысли Гончарова, в этом принципе буржуазной морали нет ничего предосудительного. В нем - знамение новой европейской цивилизации, в которую вступала Россия 1860-х годов. Более того, в нем - своя новая, ранее неизвестная красота и романтика.

    Начиная с Добролюбова стало хорошим тоном всех критических статей упрекать Гончарова в абстрактности и схематизме изображенного характера Штольца. Мол, раз не показал писатель, в чем конкретно состояло «дело» положительного героя, стало быть, либо не пришло в Россию время для «настоящего дела», либо в самом «деле», которым занимается Штольц, что-то не так. Отсюда толки о расхождении между замыслом и исполнением применительно к образу Штольца, а также тенденциозные поиски всевозможных изъянов в поступках героя.

    Между тем, все обстоит значительно проще и сложнее одновременно. «Герой дела» для Гончарова - это не столько определенная профессия, сколько идеальное состояние души человека новой, буржуазной формации. Штольц относится к работе бескорыстно. Он ее любит не за конкретное содержание (а потому занимается сразу всем - коммерцией, туризмом, сочинительством, государственной службой) и не за материальные результаты (Штольц равнодушен к комфорту), а за то наслаждение, почти эстетическое, которое он получает от самого процесса труда. На вопрос Обломова: «Для чего же мучиться весь век?» - Штольц с гордостью отвечает: «Для самого труда, больше не для чего. Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни...» Штольц в такой же степени «поэт труда», в какой Обломов - «поэт мечты». Оба - неисправимые идеалисты, различна только форма, в которую они облекают свой идеализм. Активность духа, лишенная соображений о его полезности и выгоде, самоценная сама по себе,- вот область, в которой могут мирно сосуществовать «романтик» старого времени и «практик» нового времени.

    Если именно так истолковать характер Штольца, сразу становится понятной и былая принадлежность Вёрхлева (имение Штольцев) к обломовским владениям, и тот задушевный тон, который сопутствует почти всем встречам и беседам двух друзей, и романтическая «прививка» к характеру Штольца, внесенная материнским воспитанием (музыка Герца, атмосфера мечтательности и патриархального уюта). В воспитании Штольца, несомненно, наличествует «обломовский элемент». Только, в отличие от предыдущих «деятельных Обломовых», этот «элемент» в глазах читателя не снижает, а, наоборот, возвышает неразлучную пару «мечтателя» и «деятеля». За окончательным ответом обратимся к «Сну Обломова», который непосредственно предшествует появлению Штольца на страницах романа. Не зря ведь Гончаров называл «Сон» «увертюрой» и «ключом» ко всему произведению и даже опубликовал эту главу отдельно еще в 1849 году.

    Во сне Обломова даётся описание Обломовки. С одной стороны, жизнь в этой деревне поражает своей сонливостью, безмолвием, бездеятельностью, примитивностью, сосредоточенностью на еде. С другой стороны, в описании Обломовки заметен акцент на великолепии окружающей природы, красоте народных праздников, ласке матери. Возникает некая идиллия.Обломовщина как порождение крепостничества заражала нравственным рабством не только Обломовых, но и окружающих, прививая им свои отрицательные черты. Таков Захар.

    Обломов. Большой выразительностью отличается портрет Обломова, в котором отмечена и приятная наружность и отсутствие сосредоточенности в чертах лица. Целыми днями лежит он на диване в халате.

    Но его характер отличается многосторонностью. Он отличается душевностью, совестливостью, мягкостью, чистосердечием. Он добр, не может причинить человеку зло. Мечты героя отличаются неосуществимостью, иделличностью. Штольц. Будучи антагонистом героя, он пытается расшевелить друга. С детства в Штольце воспитывалась привычку к труду, самостоятельность, воля к достижению цели, бесстрашие перед трудностями. Штольц сам пробивает себе дорогу в жизни. Он не отрицает романтических переживаний. Но самое главное его достоинство в том, что он отрицает любые проявления обломовщины. Именно он точно поставил диагноз болезни друга и нашёл точное слово: «это…обломовщина». Ум Штольца преобладает над сердцем. Ольга Ильинская. Она является по-настоящему положительной героиней. Её образ развивает действо романа, объединяет центральные мужские образы, выявляет достоинства и изъяны обоих главных героев-антиподов. Наиболее ярков характер и человеческое обаяние Ольги проявляется во взаимоотношениях с Обломовым. Обладая нежной и одновременно горячей натурой, она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича. В Ольге возникает желание воскресить интересного для неё, хотя и безвольного человека. Результатом первой встречи с Ольгой становится распоряжение Обломова протереть у себя окна и смахнуть паутину. После второй встречи он чувствует прилив душевных сил. Третья встреча и напряжённое восприятие пения девушки рождает первое признание в любви. Все лучшие свойства Ольги раскрываются в её любви к Обломову: благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, душевная красота. В ней нет ничего буржуазного, её влечёт к значительным делам и борьбе, имеющим общечеловеческий смысл. Пшеницына. Женщина из мещанской среды, простая, заурядная, необразованная. Гончаров иногда сравнивает её с лошадью. Субъективно она любит Илью Ильича, трогательно заботится о нём, обеспечивая покой. Добрая и мягкая женщина нашла в своём преданном чувстве к Обломову смысл своей жизни.9. Роман Гончарова «Обрыв». Изображение «патриархальной идиллии».

    В «Обрыве», как и в первых двух романах, Гончаров рисует широкую обобщающую картину русской жизни переломной эпохи. В первой части романа Гончаров рисует облик столичной светлой среды, её бездушный и холодный аристократизм, ханжество и высокомерие высших дворянско-бюрократических кругов, представленных в романе в образах старого светского жуира Пахотина, эпикурейца-бюрократа Аянова, Беловодовой и другие. Гончаров считала, что большой свет давно порвал с русскими нравами, русским языком, пропитан эгоизмом и космополитическими настроениями. Аянов – тот же обломовец, для которого цель жизни – чин тайного советника, спокойная служба с высоким окладом в каком-нибудь ненужном комитете. В образе Беловодовой представлена стена замкнутости в собственных фамильных преданиях рода.

    Малиновка изобр. как типичный оплот патриархальной идиллии, с установившимися обычаями, веками вытраданными ценностями, едиными и для дворян этого поместья, и для крестьянской избы. Патриархальность эта противится всему новому. Воплощением её в "Обрыве" явл. бабушка. Патриархальность - первобытная простота; традиционность, консервативность. Некий застой обычаев, взглядов, ценностей, защищаемый такими представителями людей 40-60-х гг., как бабушка.

    19. «Обрыв» И.А. Гончарова. Образ художника, идейные и эстетические поиски главного героя. Символика обрыва. Если задать вопрос, каким образом писателем связываются многочисленные персонажи и разнородные сюжетные линии в единое романное целое (пять частей!), такой композиционно связующей фигурой предстает Борис Павлович Райский. Он рано остался сиротой. Происходя из богатого аристократического рода, живет в Петербурге, в то время как его имениями управляют опекун и дальняя родственница, Татьяна Марковна Бережкова. Жизненный путь Райского в основных вехах повторяет Обломова. Он тоже заканчивает университет, служит в Петербурге (правда, не только в канцелярии, но даже «поступил в юнкера», однако «статская служба удалась ему не лучше военной»). Разочаровавшись, выходит в отставку, в том же ничтожном чине коллежского секретаря и с тех пор живет, не имея никаких обязанностей: «…Райскому за тридцать лет, а он еще ничего не посеял, не пожал и не шел ни по одной колее <…>. Он ни офицер, ни чиновник, не пробивает себе никакого пути трудом, связями. Будто нарочно, наперекор всем, остается недорослем в Петербурге».

    В то же время его образ несет в себе принципиально новые черты. Райский – художник. Александр Адуев, как мы помним, обнаруживает в себе дарование весьма скромных размеров. Борис Павлович, напротив, от природы награжден «божьей искрой» таланта. Его подвижная, впечатлительная натура проявляется еще в детстве. Повествуя о детских годах своего героя, Гончаров создает очерк развития талантливого ребенка; со всеми задатками и загадками артистической натуры. «Когда опекун привез его в школу, – рассказывает Гончаров, – <…> первым бы делом новичка было вслушаться, что спрашивает учитель, что отвечают ученики. А он прежде всего воззрился на учителя: какой он, как говорит, как нюхает табак, какие у него брови, бакенбарды…» В школе Райский увлекся живописью и выпросил у учителя рисования «головку» для копирования. Работе Борис предавался с упоением и восторгом – «на ночь он уносил рисунок в дортуар, и однажды <…> у него сделалось такое замиранье в груди, так захватило ему дыханье, что он в забытьи, с закрытыми глазами и невольным, чуть сдержанным стоном, прижал рисунок обеими руками к тому месту, где было так тяжело дышать. Стекло хрустнуло и со звоном полетело на пол…»

    Похвалы первому рисунку, увы, испортили юношу. «Упиваясь легким успехом, он гордо ходил: «Талант, талант!» – звучало у него в ушах». Райский забыл, что последние, самые важные штрихи положил на его картину все-таки учитель. «Но чертить зрачки, носы, линии лба, шей и рук по сто раз – ему было до смерти скучно». Вместо того, чтобы совершенствовать одно полотно, он предпочитал переходить к следующей картине, избегая всех деталей, которые требуют упорного труда. «Дня через три картина бледнела, и в воображении теснится уже другая <…>. Через неделю и эта картина забывалась и снова заменялась другою…» То же самое происходит и с музыкой. «Музыку он любил до опьянения», – сообщает автор. Даже подружился со всеми презираемым мальчиком Васюковым, который умел играть на скрипке. Борис готов защищать от обид товарища; «с умилением» и «с удивлением» слушает его игру. Но попытки научиться – сперва на скрипке у того же Васюкова, затем на фортепиано у немца – провалились, поскольку Борис хотел как «легче», «скорей». «Когда, наконец, он одолел, с грехом пополам, первые шаги, пальцы играли уже что-то свое <…>, – а трудной школы не играли».

    Все же Борис Павлович решает посвятить жизнь искусству. И встречает противодействие родных, в котором отразилось все презрение света к трудовому творческому человеку. «Конечно, для общества почему не иметь приятных талантов: сыграть на фортепиано, нарисовать что-нибудь в альбом, спеть романс <…>. Но быть артистом по профессии – что за блажь!..» – заявляет опекун. Несмотря на уговоры родных, Райский совершает поступок : забросив службу, начинает посещать Академию живописи, учится у настоящего художника Кирилова. Кирилов, угадывая дарование Райского, призывает его: «Нельзя наслаждаться жизнию, шалить, ездить в гости, танцевать и, между прочим, сочинять, рисовать, чертить и ваять <…>. Отдайте искусству все, <…> и что бы ни делалось около вас, куда бы ни увлекала жизнь <…>, чувствуйте одно чувство, испытывайте одну страсть – к искусству!» И тут же скептически добавляет: «Где вам! вы – барин, вы родились не в яслях искусства, а в шелку, в бархате. А искусство не любит бар…» Монолог художника раскрывает первопричину творческих неудач Бориса Павловича. Оттого-то Гончаров называет его «сыном Обломова», оттого этот герой являет собой фигуру трагикомическую – банальная лень, прикрываемая пышными фразами, мешает ему самореализоваться.

    В роман вводится эпизод, который с полным правом можно назвать символическим. Напротив Райского поселился бедный музыкант. Днем и ночью, многие часы упражняется он на своем инструменте, немилосердно терзая слух соседей. «И месяцы проходили так». В сердцах Борис Павлович не раз называет соседа ослом. Вот только однажды «остановился и замер на месте», «слушая с дрожью почти ужаса»: «Звуки не те: не мычанье, не повторение трудных пассажей слышит он. Сильная рука водила смычком, будто по нервам сердца: звуки послушно плакали и хохотали, обдавали слушателя точно морской волной, бросали в пучину и вдруг выкидывали на высоту и несли в воздушное пространство». Неизвестный виолончелист преодолел трудности учебы и теперь может свободно разговаривать, поведать свои думы слушателям через струны: «…Не слыхать ни смычка, ни струн; инструмента не было, а пела свободно вдохновенно будто грудь самого артиста». Потрясенный Райский размышляет: «…Откуда он взял эти звуки? Кто их дал ему? Ужели месяцы и годы ослиного терпения и упорства?»

    Смысл названия: по поверью у обрыва погибло одно семейство и их убийца убил себя. Все трагические события происходят у обрыва. Благополучная жизнь Веры обрывается у обрыва. Двойной смысл романа: внешний и психологический.

    20. Сатирическая поэзия (А.К. Толстой, Козьма Прутков, Н.Ф. Щербина, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев и др.). Основные темы, жанры, приемы. На примере 2-3-х произведений.

    Вообще в поэзии этого времени особую роль играли повествовательные и несколько сатирические жанры, поэтому сатира развивалась и была довольно востребована. На этот раз в развитии сатирической поэзии натуральная школа не сыграла особой роли. Свою роль сыграли 2 журнала – «Свисток» и «Искра».
    «Свисток» был создан по предложению Некрасова и Добролюбова, а поэт Курочкин и художник Степанов основали журнал «Искра». Эти журналы были очень популярны и осмеянию подвергали все возможное.
    «Свисток» выходил всего 4 года, затем был запрещен цензурой, но успел оставить после себя заметный след в истории. «Искра» просуществовала дольше, однако тоже была запрещена цензурой. Ее тираж достигал аж 10тыс экземпляров. Сначала выходила раз в неделю, а потом два. Курочкин был душой «Искры» и пережил журнал всего на 2 года, умерев в страшной нужде. Причиной всех печалей он в основном видел самодержавие и постоянно об этом писал. «Я нашел, друзья, нашел, кто виновник бестолковый наших бедствий, наших зол! Виноват во всем гербовый, двуязычный, двухголовый, всероссийский наш орел!»
    Он верил в победу над торжествующим злом когда-нибудь, однако не без крови и революционного насилия. «Нужны усилия страшные вновь, жертвы, Мучения, темницы и кровь, чтоб хоть крупица от них уступила – грубая сила, стихийная сила!»
    Интересным явлением сатирической поэзии того времени был Козьма Прутков. Собирательный образ, маска, под которой, как считается, скрывались Алексей Толстой, братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы. Его произведения высмеивали умственный застой, политическую благонамеренность, пародировали литературные эпигонства, иначе – подражательство. Примеры: «Эпиграмма» (мне в размышлении глубоком сказал однажды Лизимах, что зрячий зрит здоровым оком, слепой не видит и в очках). Басня (однажды к попадье заполз червяк за шею, и вот его достать велит она лакею. слуга стал шалить попадью. - но что ты делаешь? - я червяка давлю! ах, если уж заполз к тебе червяк за шею, сама его дави и не давай лакею).
    Также от Козьмы Пруткова дошли множество афоризмов, которые актуальны до сих пор. Например, «лучше скажи мало, но хорошо» или «что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе сказать ничего не можешь?».
    Сатирическая поэзия развивалась обособленно, но темы ее не уходили далеко от других жанров, что волновали других поэтов и писателей. Писали в разных жанрах: басни, эпиграммы, романсы, письма, сатирические подражания.

    21. Поэзия А.К. Толстого. Основные мотивы, историческая тема, жанры. На примере 3-4-х произведений.

    А.К. Толстой - поэт с ярко выраженным своеобразием. Его представления о поэзии, ее месте в жизни человека, назначении, характере поэтического творчества развивались под влиянием идеалистических идей. В одном из писем к жене, С.А. Толстой, поэт так определил характер творчества: «...знаешь, что я тебе говорил про стихи, витающие в воздухе, и что достаточно их ухватить за один волос, чтобы привлечь их из первобытного мира в наш мир... Мне кажется, что также относится к музыке, к скульптуре, к живописи.

    Мне кажется, что часто, ухватившись за маленький волосок этого древнего творчества, мы неловко дергаем, и в руке у нас остается нечто разорванное или искалеченное или уродливое, и тогда мы дергаем снова обрывок за обрывком, а потом пытаемся склеить их вместе или то, что недостает, заменяем собственными измышлениями, подправляем то, что сами напортили своей неловкостью, и отсюда - наша неуверенность и наши недостатки, оскорбляющие художественный инстинкт...

    Чтобы не портить и не губить то, что мы хотим внести в наш мир, нужны либо очень зоркий взгляд, либо совершенно полная отрешенность от внешних влияний, великая тишина вокруг нас самих и сосредоточенное внимание, или же любовь, подобная моей, но свободная от скорби и тревог». В поэтической форме эти взгляды были высказаны А.К. Толстым в программном стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...»:

    Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!

    Вечно носились они над землею, незримые оку.

    Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,

    Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,

    Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивленный.

    Представляя обзор творчества поэта в статье «Поэзия гр. А.К. Толстого», Вл. Соловьев отмечал главную идею стихотворения: «Истинный источник поэзии, как и всякого художества, - не во внешних явлениях и также не в субъективном уме художника, а в самобытном мире вечных идей или первообразов».

    А.К. Толстой назвал себя «певцом, державшим стяг во имя красоты». В поэме «Иоанн Дамаскин» он писал:

    Мы ловим отблеск вечной красоты:

    Нам вестью лес о ней звучит отрадной,

    О ней поток гремит струею хладной,

    И говорят, качаяся, цветы.

    «Мое убеждение состоит в том, - отмечал А.К. Толстой, - что назначение поэта - не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая любовь к прекрасному, которая сама найдет себе применение безо всякой пропаганды». Толстой высказал эту мысль уже на закате своих дней, в 1874 г., когда подводились итоги жизни, но начиная с 1840-х годов поэт не приемлет то прагматическое понимание искусства, которое начало укореняться в литературе. О примитивно понимаемой пользе, в том числе и искусства, высказывались многие русские писатели-мыслители - Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и др. В 1871 г. Толстой напишет «балладу с тенденций» «Порой веселой мая», в которой в яркой сатирической форме (диалога наивной невесты и прагматического жениха) представит «полезные» воззрения нового времени:

    И взор ее он встретил,

    И стан ей обнял гибкой.

    О, милая! - ответил,

    Со страстною улыбкой:

    Здесь рай с тобою сущий!

    Воистину все лепо!

    Но этот сад цветущий,

    Засеют скоро репой!

    Наивысшим проявлением красоты жизни была для А.К. Толстого любовь. Именно любовь открывает человеку суть мира:

    Меня, во мраке и пыли

    Досель влачившего оковы,

    Любови крылья вознесли,

    В отчизну пламени и слова;

    И просветлел мой темный взор,

    И стал мне виден мир незримый.

    И слышит ухо с этих пор,

    Что для других неуловимо,

    И с горней выси я сошел,

    Проникнут весь ее лучами,

    И на волнующийся дол,

    Взираю новыми очами.

    И слышу я, как разговор,

    Везде немолчный раздается,

    Как сердце каменное гор,

    С любовью в темных недрах бьется,

    С любовью в тверди голубой,

    Клубятся медленные тучи,

    И под древесною корой,

    Весною свежей и пахучей,

    С любовью в листья сок живой,

    Струей подъемлется певучей.

    И вещим сердцем понял я,

    Что все, рожденное от Слова,

    Лучи любви кругом лия,

    К нему вернуться жаждет снова.

    И жизни каждая струя,

    Любви покорная закону,

    Стремится силой бытия

    Неудержимо к Божью лону.

    И всюду звук, и всюду свет,

    И всем мирам одно начало,

    И ничего в природе нет,

    Чтобы любовью не дышало.

    («Меня во мраке и пыли», 1851, 1852)

    Как и в пушкинском «Пророке», который близок образностью к стихотворению А.К. Толстого, в произведении нарисована картина перерождения обыкновенного человека в пророка, поэта под влиянием могущественной Божественной силы любви. Любовь для Толстого всеобъемлющее, высшее понятие, основа, на которой строится жизнь. Одним из проявлений высшей любви является любовь земная, любовь к женщине. Закономерно, что еще в начале своего творчества А.К. Толстой обращается к вечному в мировой литературе сюжету о Дон Жуане. Его драматическая поэма «Дон Жуан» рисует главного героя как подлинного рыцаря любви, и именно любовь открывает «чудесный строй законов бытия, явлений всех сокрытое начало».

    Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимает любовная лирика, циклы стихотворений, связанные с образом С.А. Миллер (Толстой). Это такие произведения, как «Средь шумного бала», «Колышется море», «Не верь мне друг », « Когда кругом безмолвен лес », « Что ты голову склонила », «Усни, печальный друг», «Не ветер, вея с высоты», «Минула страсть», «Слеза дрожит» и другие. Любовное чувство выражено Толстым психологически конкретно, точно и просто, иногда даже наивно, но одновременно и утонченно. Толстой разнообразен в формах выражения лирического чувства. Исследователем творчества А.К. Толстого И.Г. Ямпольским отмечено, что слова грусть, тоска, печаль, уныние наиболее часто употребляются поэтом при определении собственных любовных переживаний и переживаний возлюбленной поэта («И о прежних я грустно годах вспоминал», «И думать об этом так грустно», «И грустно так я засыпаю» и др.). В стихотворениях, стилизованных под народные песни, интонация, как правило, иная - удалая, страстная, в них с чувством любви неразрывно связано стихийное чувство свободы, независимости, безрассудности (стихотворения «Ты не спрашивай, не распытывай», «Коль любить, так без рассудку» и др.).

    Красотой для А.К. Толстого полон не только мир чувств человека, но и мир природы. Гимн земной красоте звучит в поэме «Иоанн Дамаскин»:

    Благословляю вас, леса,

    Долины, нивы, горы, воды!

    Благословляю я свободу,

    И голубые небеса!

    И посох мой благословляю,

    И эту бедную суму,

    И степь от краю и до краю,

    И солнца свет и ночи тьму,

    И одинокую тропинку,

    По коей, нищий, я иду,

    И в поле каждую былинку,

    И в небе каждую звезду!

    Воссоздавая красоту природы, мира, поэт прибегает к звуковым, зрительным, осязательным впечатлениям. Важны для поэта осязательные впечатления. Сам он признавался: «Свежий запах грибов возбуждает во мне целый ряд воспоминаний. ...А потом являются все другие лесные ароматы, например, запах моха, древесной коры, запах в лесу во время сильного зноя, запах леса после дождя... и так много других..., не считая запаха цветов в лесу». В балладе «Илья Муромец» он пишет:

    Снова веет воли дикой,

    На него простор,

    И смолой и земляникой,

    Пахнет темный бор.

    Часто, особенно в ранних произведениях (преимущественно в 1840-1850-е годы), картины природы в поэзии А.К. Толстого сопровождались историческими и философскими размышлениями. Так в знаменитом стихотворении «Колокольчики мои» поэтическая картина природы сменяется раздумьями лирического героя о судьбе славянских народов:

    Громче звон колоколов,

    Гусли раздаются,

    Гости сели вкруг столов,

    Мед и брага льются,

    Шум летит на дальний юг,

    К турке и к венгерцу -

    И ковшей славянских звук,

    Немцам не по сердцу!

    Стихотворение становится современным, сопряженным с раздумьями русской интеллигенции о единстве славянских народов. В более позднем периоде творчества пейзаж в поэзии А.К. Толстого будет самостоятельной и самоценной картиной, лишенной декоративной яркости, непритязательной, реальной, скромной. Ежедневное, будничное по-пушкински поэтически преображается А.К. Толстым:

    Сквозит на зареве темнеющих небес,

    И мелким предо мной рисуется узором,

    В весенние листы едва одетый лес,

    На луг болотистый спускаясь косогором.

    И глушь и тишина. Лишь сонные дрозды,

    Как нехотя свое доканчивают пенье;

    От луга всходит пар...

    («На тяге»)

    Пейзажные зарисовки часто смыкаются в произведениях А.К. Толстого с балладными мотивами. В стихотворении «Бор сосновый в стране одинокой стоит» характер пейзажа имеет балладные черты - ночной бор, погруженный в туман, шепот ночного ручья, неясный свет месяца и т. д. Строка «Я люблю в том бору вспоминать старину» навевает мысль о дальнейшем балладном развертывании сюжета, которого, однако, не происходит.

    Для поэзии А.К. Толстого характерен момент недоговоренности, недосказанности. «Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому ее пополнить по своему», - отмечал поэт в письме 1854 г. к С.А. Миллер. Подобную недосказанность, неисчерпаемость мысли, чувства можно отметить в стихотворениях «По гребле неровной и тряской», «Земля цвела» и др. В балладе «Алеша Попович» поэт напишет:

    Песню кто уразумеет?

    Кто поймет ее словами?

    Но от звуков сердце млеет,

    И кружится голова.

    Не только мир красоты становится предметом изображения в творчестве А.К. Толстого. Миру красоты противопоставлен в его поэзии мир светских предубеждений, пороков, мир обыденности, с которым Толстой, как воин, но с «добрым мечом» вступает в сражение. Неслучайно в произведениях поэта часто появляются образы с военной атрибутикой:

    Двух станов не боец, но только гость случайный,

    За правду я бы рад поднять свой добрый меч.

    Господь меня готовил к бою,

    Любовь и гнев вложил мне в грудь,

    И мне десницею святою,

    Он указал правдивый путь...

    Мотивы открытого противостояния злу окружающего мира звучат в стихотворениях «Я вас узнал святые убежденья», «Сердце, сильней разгораясь от году до года» и др. Наиболее сильно, ясно, полемично звучат эти мотивы в стихотворение 1867 г. «Против течения»:

    Правда все та же!

    Средь мрака ненастного,

    Верьте чудесной звезде вдохновения,

    Дружно гребите во имя прекрасного,

    Против течения!

    В резкой форме мотивы неприятия всего того, что противно красоте, внутренней свободе звучат в юмористических и сатирических стихах А.К. Толстого.

    Роман «Обломов» писался в течение более чем десяти лет. Работа над произведением началась в 1846 году, «Сон Обломова» был опубликован в 1849, закончен роман в 1858, а напечатан в 1859. Первая его часть создавалась в 40е годы, вторая и последующие две – в 50е. В первой части романа Гончаров делает основной акцент на изображение обломовщины как определенной социальной среды. Дальнейшая эволюция творческого замысла привела к тому, что автор приходит к сознательному усложнению темы: личность, данная в сложных взаимоотношениях со средой и временем, представленная на широком социально-историческом фоне, становится основным объектом исследования Гончарова.

    Характер Обломова потребовал от автора особой организации действия, построения сюжета. Писатель воспользовался структурным принципом – отрывочное, эпизодическое строение частей с хронологическим смешением событий. Личность героя дается в эволюции – с детства до преклонных лет и смерти, но в центре внимания автора только те эпизоды биографии Обломова, которые необходимы для расстановки идейных акцентов. Четыре временные вехи выделены у Гончарова: детство – жизнь на Гороховой улице – любовь – Выборгская сторона –смерть. Причем основную нагрузку в объяснении характера героя несут воссозданные в романе детство и отрочество, а о молодости, времени, когда окончательно формируется личность, ничего практически не говорится. Каждая из этих временных частей – самостоятельная единица повествования, с особым внутренним строением. Каждая автономна, замкнута, герой помещен в определенное время и пространство, окружен кругом локальным персонажей, которые затем как бы отпадают от него. Такая структура создает впечатление эпизодической отрывочности жизни, лишенной развития, целостности.

    Действие Обломова охватывает время с 1819 по 1856 год. В первой части почти нет движения сюжета, это своеобразное введение к роману. Необычайно важное место в романе занимает «парад гостей» Обломова. Явно внесюжетные персонажи, они появляются, в строгом порядке сменяя друг друга. Гости необходимы автору как средство характеристики главного героя и как необходимый атрибут среды, в которой живет Обломов. Все они – своеобразные «двойники» героя, и каждый представляет тот или иной вариант возможной судьбы Обломова, но он отвергает все: не прельщает его ни светский успех, ни карьера, ни игра в отличительство. Появление гостей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга: Петербург светский (Волков), Петербург бюрократический – канцелярский и департаментский (Судьбинский), Петербург литературный (Пенкин).



    Автор подробно прослеживает тот путь, который привел Обломова на его знаменитый диван: университет, юношеские увлечения поэзией и искусством, светская жизнь и, как итог, - разочарование во всем. Та жизнь, которой герой живет сейчас, не удовлетворяет его, но ничего изменить в ней он не может и не хочет: он барин, он «не такой,как все», он имеет право ничего не делать. Осознавая однако ущербность своего бытия, Обломов мучается над вопросом: «Отчего я такой?» «Сон Обломова» - ответ на этот вопрос.

    «Обломов» - центростремительный по своему типу роман. Образная система построена по принципу радиусов, где в центре - Обломов, а по радиусам к нему расположены другие персонажи. К главному герою стягиваются все сюжетные линии, к нему обращены характеристики других персонажей. Используя такой прием, автор добивается максимальной объективации героя, который как бы освещен непрерывно с разных сторон разными источниками света.

    В романе за Обломова борются две силы: деятельное интеллектуальное начало, которое воплощают Ольга и Штольц, и старая Обломовка. Штольц все надежды на будущность Ильи Ильича связывает с малым кругом деятельности (навести порядок в деревне, сменить старосту, ехать за границуольц все надежды на будущность Ильи Ильича связывает с малым кругом деятельности ()лощают Ольга и Штольц, и старая Обломовка.), а Ольге, для которой «жизнь – долг, обязанность», хочется, чтобы Обломов занялся общественно-полезной деятельностью.

    Назначение Штольца в романе – быть антиподом Обломову, социальным и психологическим. Поэтому в личности его акцентируются такие качества, как трезвость, рационалистичность, скептическое отношение к чувству, расчет. Штольц – деятель, труд для него – «образ, содержание, стихия и цель жизни». Но чем больше нагнетается подобных качеств, тем больше Штольц проигрывает Обломову с его мягкой душой, гуманностью, чистотой и бескорыстием. Автору ясно одно: будущее не в сфере практицизма и буржуазного предпринимательства.

    Главная сюжетная ситуация – взаимоотношения между Обломовым и Ольгой. Ольга Ильинская, личность глубокая, самобытная, - единственный в романе персонаж, равнозначный Обломову. Любовь, охватившая героев, обнаружила все самое лучшее в натуре каждого, дала сильнейший импульс для духовного развития. Ольга становится для Обломова «путеводной звездой», он с радостью выполняет «программу перевоспитания», приготовленную ему Ольгой, не замечая, что своей жизнью он просто «дублирует» жизнь избранницы – читает то, что читает она, ездит туда, куда ездит Ольга, выполняет все ее поручения. Разрыв неизбежен: возвышенная, идеальная, романтическая любовь Обломова не может составить счастье женщины, подходящей к жизни с позиций сильной личности.

    Глубоко перестрадав, оба героя навсегда сохраняют в душе любовь друг к другу, хотя Обломов вскоре женится на своей квартирной хозяйке Агафье Пшеницыной, в Ольга выйдет замуж за Штольца.

    Смерть Обломова в финале романа представлена как естественное завершение той драмы, которая началась еще в детстве: от неумения надевать чулки до неумения жить.

    Захар – одно целое с Обломовым, через весь сюжет проходят они неразлучной парой. Гончаров связывает героев принципом дополнительности: оба не умеют жить, оба никогда не совершали самостоятельных поступков, обоих опустошила привычная обыденность жизни. К драматическому финалу оба идут противоречиво связанной парой. Умирает Обломов – нищета, паперть и голодная смерть ожидает Захара.

    Роман “Обломов” явился вершиной творчества Гончарова. С большой художественной силой заклеймил он в нем крепостничество, которое, по мнению его, неизбежно шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм поместного дворянства и показал “обломовщину” как зло и бич русской жизни. Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с самого детства.

    Причиной расставания Ольга и Обломова стала совокупность нескольких факторов. Во-первых, несовпадение мироощущений героев. Апатия, равнодушие героя – это не только природная лень и сила привычек, но и своеобразный протест против бессмысленной, суетной петербургской жизни. Однако, отвергая этот образ жизни, Илья Ильич мечтает об иной, осмысленной деятельности. Жизнь для Обломова – это не только любовь. Личностный потенциал героя гораздо шире того, что может предложить ему счастливая любовь. Ольга же, мечтая возродить Обломова, погружает его в ту же «тину мелочей». Вместо личностной реализации в широком жизненном плане героя погружают в заботы о личном благополучии (устройство имения в деревне). Ольга – натура яркая, незаурядная, мечтающая о благородной деятельности, однако в действительности ее мечтательные порывы утихают в маленьком семейном мирке. Отношения с Ольгой не дают герою всей полноты счастья, ощущения гармоничности жизни. Кроме того, Обломов – романтик, и любовь для него – это необыкновенная мечта.

    В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича - все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров мировой классики.

    Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа - Илья Ильич Обломов - человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич - приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

    В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

    В портрете Ольги Ильинской преобладают другие черты. Она «не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом... Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые - признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. Этот портрет свидетельствует о том, что перед нами гордая, умная, немного тщеславная женщина.

    В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают такие черты, как мягкость, доброта и безволие. Ей около тридцати лет. Бровей у нее почти не было, глаза - «серовато-послушные», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Обломов принимает ее такой, какая она есть и дает ей меткую оценку: «Какая она... простая». Именно эта женщина была рядом с Ильей Ильичем до его последней минуты, последнего вздоха, родила ему сына.

    Столь же важно для характеристики персонажа описание интерьера. В этом Гончаров является талантливым продолжателем традиций Гоголя. Благодаря обилию предметно-бытовых деталей в первой части романа читатель может составить представление об особенностях героя: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его... На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат... Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу...» Подробно описывая предметы, окружающие Обломова в повседневной жизни, Гончаров обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всем протяжении романа остается его пленником.

    Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

    Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь - это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

    Не случайно автор так подробно описывает домик в Крыму, в котором поселились Ольга и Штольц. Убранство дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», в нем было много гравюр, статуй, книг, что говорит об образованности, высокой культуре Ольги и Андрея.

    Неотъемлемой частью созданных Гончаровым художественных образов и идейного содержания произведения в целом являются имена собственные героев. Фамилии героев в романе «Обломов» несут в себе большую смысловую нагрузку. Главный герой романа по исконной русской традиции получил свою фамилию от родового имения Обломовки, название которой восходит к слову «обломок»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси. Размышляя о русской жизни и ее типичных представителях своего времени, Гончаров одним из первых заметил сбой внутренних национальных черт, чреватый обрывом, или обломом. Иван Александрович предугадал страшное состояние, в которое в XIX веке начинало впадать русское общество и которое к XX веку стало массовым явлением. Леность, отсутствие определенной цели в жизни, горения и желания трудиться стало отличительной национальной чертой. Есть и другое объяснение происхождения фамилии главного героя: в народных сказках часто встречается понятие «сон-обломон», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.

    Анализируя современную ему жизнь, Гончаров искал среди Алексеевых, Петровых, Михайловых и других лиц антипода Обломова. В результате этих поисков возник герой с немецкой фамилией Штольц (в переводе с немецкого - «гордый, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство»).

    Илья Ильич всю свою сознательную жизнь стремился к существованию, «которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной мирно-хлопотливой жизни». Такое существование он нашел в домике Пшеницыной. «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки (как «пшеничная булочка»). Имя этой героини - Агафья - в переводе с греческого языка означает «добрая, хорошая». Агафья Матвеевна - тип скромной и кроткой женщины-хозяйки, образец женской доброты и нежности, жизненные интересы которой ограничивались лишь семейными заботами. Служанка Обломова Анисья (в переводе с греческого - «исполнение, польза, завершение») по духу близка Агафье Матвеевне, и потому они так быстро подружились и стали неразлучны.

    Но если Агафья Матвеевна любила Обломова бездумно и беззаветно, то Ольга Ильинская буквально «сражалась» за него. Ради его пробуждения она была готова принести в жертву свою жизнь. Ольга любила Илью ради него самого (отсюда фамилия Ильинская ).

    Фамилия «друга» Обломова, Тарантьева , несет в себе намек на слово таран . В отношениях Михея Андреевича с людьми выявляются такие качества, как грубость, наглость, настырность и беспринципность. Исай Фомич Затертый , которому Обломов дал доверенность на управление имением, оказался мошенником, тертым калачом . В сговоре с Тарантьевым и братцем Пшеницыной он мастерски обворовал Обломова и хорошо затер свои следы.

    Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля - все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

    Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

    На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

    Что это? - спросил он только, поглядев на халат.

    Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар.

    Обломов как сел, так и остался в кресле».

    Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова - бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

    Начало произведения построено на столкновении суетного мира Петербурга и изолированного внутреннего мира Обломова. Все посетители (Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев), наносящие визиты Обломову, являются яркими представителями общества, живущего по законам фальши. Главный герой стремится отгородить себя от них, от той грязи, которую приносят его знакомые в виде приглашений и новостей: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

    На приеме антитезы выстроена и вся система образов в романе: Обломов - Штольц, Ольга - Агафья Матвеевна. Портретная характеристика героев также дается в противопоставлении. Так, Обломов - пухлый, полный, «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; Штольц же весь состоит из костей и мускулов, «он беспрестанно в движении». Два совершенно разных типа характера, и трудно поверить что между ними может быть что-то общее. И тем не менее это так. Андрей, несмотря на категоричное неприятие образа жизни Ильи, сумел разглядеть в нем черты, которые трудно сохранить в бурном жизненном потоке: наивность, доверчивость и открытость. Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, «голубиную нежность и внутреннюю чистоту». Обломов не только бездеятельный, ленивый и апатичный, он открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним, идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью.

    Два ключевых женских образа романа - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына - также даны в противопоставлении. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга - сильная, гордая и целеустремленная натура, в то время как Агафья Матвеевна - добрая, простая и хозяйственная. Стоило бы Илье сделать один шаг в сторону Ольги, и он смог погрузиться в ту мечту, которая была изображена во «Сне…». Но общение с Ильинской стало последним испытанием для личности Обломова. Его натура не способна слиться с жестоким внешним миром. Он отказывается от вечного поиска счастья и выбирает второй путь - погружается в апатию и находит покой в уютном доме Агафьи Матвеевны.