Конфуций отправился на запад, чтобы спрятать книги в чжоуском хранилище, а Цзы-Лу ему сказал:

Я слышал, среди летописцев в Чжоу был Лао-цзы. Но он отказался от должности и вернулся к себе домой. Не отправиться ли к нему за помощью, если вы, учитель, хотите спрятать книги?

Прекрасно, - сказал Конфуций и отправился к Лао-цзы, но тот отказался помочь, и Конфуций стал его убеждать, излагая все двенадцать основ.

Слишком пространно, - прервал его Лао-цзы и сказал, - хочу услышать самое важное.

Самое важное - это милосердие и справедливость, - ответил Конфуций.

Разрешите узнать, каков характер милосердного и справедливого? - спросил Лао-цзы.

Хорошо, - ответил Конфуций. - Без милосердия нельзя стать благородным мужем; без справедливости нельзя даже родиться благородным мужем. Милосердие и справедливость - таков характер истинного человека. Как же может быть иначе?

Разрешите спросить, - сказал Лао-цзы, - что вы называете милосердием и справедливостью?

От души радоваться вместе со всеми вещами, любить всех без пристрастия. Таковы чувства милосердия и справедливости, - ответил Конфуций.

О! Почти как в речах последышей. Любовь ко всем разве не нелепость? Беспристрастие - разве это не пристрастие? - сказал Лао-цзы. - Если вы, учитель, не хотите, чтобы Поднебесная лишилась своих пастырей, вы должны желать ей постоянства такого же, как у неба и земли. Ведь, конечно, будут светить солнце и луна, будет свой порядок у звёзд и планет, будут стаи птиц и стада зверей, и деревья будут расти вверх. Если бы вы, учитель, действовали, подражая их свойствам, следовали их путём, то уже достигли бы истинного. К чему же столь рьяно вещать о милосердии и справедливости, точно с барабанным боем отыскивать потерянного сына? Ах, вы, учитель, вносите смуту в характер человека!

Конфуций спросил Лао-цзы:

Можно ли назвать мудрым человека, который овладевает путём, будто подражая сильному: делая невозможное возможным, неистинное истинным; или софиста, который говорит, что отделить твёрдое и белое ему так же легко, как различить светила на небе?

Это суетливый мелкий слуга, который трепещет в душе и напрасно утруждает тело. Ведь умение собаки загнать яка, ловкость обезьяны исходят из гор и лесов, - ответил Лао-цзы. - Я скажу тебе, Цю, о том, чего нельзя услышать, о чём нельзя рассказать. У многих есть голова и ноги, но нет ни сердца, ни слуха. Но нет таких, кто, имея тело, существовал бы вместе с не имеющим ни тела, ни формы. Причины движения и покоя, смерти и рождения, уничтожения и появления не в самих людях, но некоторые из причин управляются людьми. Того же, кто забывает обо всех вещах, забывает о природе, уподоблю забывшему самого себя. Только забывшего о самом себе и назову слившимся с природой.

Просмотр видеосюжета «Лики милосердия. История Красного Креста» (ТК Радость моя) (ТК СОЮЗ 2008)

Вопросы к учащимся по сюжету.

Учитель предлагает в парах выполнить задания, отмеченные серым цветом на с. 34.

  1. Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
  2. Чем отличается поучение от рассказа? Что у них общего?

Работа с текстом «Золотое правило» до чтения.

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Работа с текстом «Золотое правило» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста .

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется. (Вот это да!) Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? (Взаимность .)

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. (Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал».)

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с иллюстрацией на с. 35.

– Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)

– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.

– Согласитесь, что в жизни встречаются подобные ситуации, но люди часть теряются и ситуации остаются неразрешёнными.

– А что написано об этом в тексте учебника?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» до чтения.

– Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание.)

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» во время чтения.

Учитель организует комментированное чтение текста.

Иногда мы слышим, как кто-нибудь восклицает: «Ты несправедлив ко мне!», «Это несправедливое наказание!», «Я требую справедливости!» Что это означает? (Предположите.) Рассмотрим происхождение слова «справедливость». Оно восходит к словосочетанию «с правдой» и означает «соответствующий правде, правильный, настоящий, истинный», в отличие от ложного, неправильного. Получается, справедливость – то, что «вместе с правдой, правилами, истиной». (Стало понятнее? Не совсем...)

Это относится и к оценке, которую люди могут дать поступкам человека. Если мы признаём чьи-то поступки правильными, честными – значит, они справедливые. (Верно?) Если мы оцениваем поступки, а не самого человека, значит, и мы поступаем справедливо, даём правильную оценку. Если же мы про хороший поступок говорим, что он плохой только потому, что человек, совершивший его, нам не нравится, – это несправедливо . (Теперь понятно?)

Итак, справедливость – это правильная реакция людей на поступок человека. (А реакция – это...) Например:

– Полезность труда человека для других людей должна вознаграждаться уважением и достойной оплатой. (Согласны?)

– Права, которые получает человек в обществе, должны быть уравновешены обязанностями, которые он должен выполнить перед людьми.

– Добрый поступок должен быть вознаграждён, например, благодарностью, добрым словом. (Справедливо?)

– За совершённое преступление человек обязательно должен быть наказан – штрафом, дополнительной работой или потерей свободы. (А это справедливо?)

Справедливость делает жизнь людей правильной и честной.

В то же время иногда, даже если человек за свои плохие дела заслужил справедливое наказание, мы можем простить его и не наказывать. (Почему? Предположите.) Способность прощать того, кто поступил с нами плохо, называют милосердием. Слово это означает, что у человека «милое сердце», то есть доброе, любящее. Вспомни, как часто родители собирались наказать тебя за какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли наказание. Почему? Потому что они тебя любят и готовы милосердно прощать. (Вспоминаются такие моменты?)

Милосердие может проявиться и в другом. Оказывая кому-нибудь помощь, человек по справедливости может ожидать в ответ благодарности. Однако если человек помогает кому-то просто так, не требуя ничего взамен, стало быть, сердце у него доброе, милое. Значит, среди многих качеств его духовного мира есть и милосердие. Оно дополняет справедливость, и это делает жизнь людей добрее, избавляет нас от равнодушия и жестокости. (Вы согласны?)

Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души» после чтения.

– Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»? (Справедливый – соответствующий правде, настоящий, истинный.)

– А как правильно оценивать человека или его поступки? А хороший человек может совершить плохой поступок?

– Найдите в тексте ответы на эти вопросы, прочитайте их:

«Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?»

«Чем уравновешиваются права человека в обществе?»

«Чем вознаграждаются добрые поступки?»

«Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?»

«Что же делает жизнь человека правильной и честной?»

– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

– Хорошо ли, если один школьник и весь класс в постоянной ссоре?

– Какой совет на эту тему может содержать наш учебник? Какое важное слово там есть? (Милосердие .)

– Предположите, что это значит. Проверим, читая дальше.

– Прочитайте в тексте, что такое милосердие. («Милосердие – способность прощать того, кто поступил с нами плохо».)

– Требует ли милосердный человек благодарности за свою помощь?

– Исходя из того, что мы прочитали о милосердии, какой совет можем мы дать Антошке и классу в ситуации, если бы Илюша не признал своей вины и обиделся? (Надо простить, чтобы дать ему возможность вернуться к товарищам. Может быть, не сразу, но он поймёт, что был неправ.)

Работа в парах с иллюстрациями на с. 37.

– Поработайте в парах, выберите из этих рисунков тот, на котором брат признал, что неправ.

– Какое качество теперь требуется от сестры?

– Объясните, почему вы так считаете.

– Выберите, кто будет отвечать от вашей пары.

– Какие правила нравственности, важные черты человеческой души вы знаете?

– Какой вывод вы можете сделать?

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Энциклопедия « Кругосвет » Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Толковый словарь русского языка Ушакова Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие - взывать к чьему-нибудь милосердию. Толковый словарь Ожегова

МИЛ О СЕРД ИЕ Сердце м и лует любит жалеет

УРОК ОПК № 12

Поляна ДОБРОТЫ

МИЛОСЕРДИЕ ЗЛОРАДСТВО СОСТРАДАНИЕ ЖАЛОСТЬ ЛЮБОВЬ БЛАГОСТЬ ПРОЩЕНИЕ ПОМОЩЬ РАДОСТЬ ДОВЕРИЕ БЕСКОРЫСТИЕ МЕСТЬ ОБИДА ЖАДНОСТЬ РАВНОДУШИЕ УЧАСТИЕ ДОБРОТА СЧАСТЬЕ

Всякому просящему у тебя - дай. БЛАГО ТВОРЕНИЕ

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛЮБОВЬ МИЛОСЕРДИЕ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

У чредила госпитали в Минске, Киеве, Тифлисе, она приглашает на добровольных началах вдов и направляет их в Санкт-Петербургскую больницу для "прямого назначения как ходить и смотреть за больными". После присяги каждой был вручен особый знак золотой крест, на одной из сторон которого было написано "Сердоболие". Высокие моральные качества, служение страдающим людям становится традицией русских сестер милосердия. 1914 год. императрица Мария Федоровна

У милосердия порою много лиц... И странно видеть в чём оно одето... Но, главное ведь в нём не это, А удивительно, что нет ему границ!

«Милосердие и сострадание» это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь, человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле мир добра, красоты и справедливости».

Джек Лондон: «Кость, брошенная собаке, не есть милосердие. Милосердие – это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше её».

Спешите делать добро!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Музыка.4 класс" ,тема "Музыка Японии"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ НА УРОКЕ МУЗЫКИ, РАССКАЗЫВАЕТ КРАТКО О САМОЙ СТРАНЕ....

Презентация к уроку в 4 классе. Тема: "Одежда"

Данная презентация может быть использована на этапе семантизации лексических единиц и на этапе закрепления. Презентация разработана к УМК М.Биболетовой " Счастливый английский" 4 класс....

Материалы к уроку ОРКСЭ, 4 класс. Тема: "Добро и зло"

Материалы к уроку ОРКСЭ по теме "Добро и зло" содержат подборку пословиц и поговорок народов мира о добре и зле, афоризмы, а также материалы по мотивам русских народных и литературных сказок....

Милосердие и справедливость

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо чисто теологического значения имело и существенное этическое содержание: в христианстве от человека требовалось не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на движении сердца.

Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли. Так, по Гоббсу, закон Моисея, в той мере, в какой он предписывал каждому признавать те же права, которые он хочет для самого себя, был законом справедливости. Нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и кардинально ограничивают претензии каждого на обладание всем. Милосердие же не ограничивает, а раскрепощает. Оно требует от человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Пересказывая заповедь любви словами золотого правила, указывая на равенство и эквивалентность, требуемые этой заповедью, Гоббс тем самым истолковывал ее как стандарт общественных отношений. Такое соотнесение справедливости и милосердия оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли.

В более четком и строгом виде это различие установил Гегель. Он указал на то, что Христос не просто противопоставляет «более высокий дух примиренности» законам Моисея, Нагорной проповедью он делает их совершенно излишними. В Декалоге дан именно закон, всеобщий закон, который оказывается необходимым в силу «разделения, обиды», обособленности между людьми. Нагорная проповедь задает иной порядок жизни, который бесконечно разнообразнее Моисеевых законов и потому уже не может быть выражен в специфической для законов форме всеобщности. Дух примиренности утверждает богатство живых связей, пусть даже с немногими людьми, а этого нельзя найти в Декалоге.

В понимании B.C. Соловьевым справедливости и милосердия их соотнесенность с золотым правилом также была существенна. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой золотого правила («Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других»), а милосердие - с положительной («Делай другому все то, чего сам хотел бы от других»). Хотя различия между этими правилами, безусловно, имеются, Соловьев не видел оснований их противопоставлять. И дело не в том, что они представляют собой разные стороны одного и того же принципа, их нераздельность обусловлена предполагаемой Соловьевым цельностью внутреннего духовного опыта личности. Соловьев развивал тот взгляд в истории этики, согласно которому справедливость и милосердие представляют основные нравственные добродетели. Справедливость противостоит эгоизму, а милосердие - зложелательству, или ненависти. Соответственно чужое страдание оказывает влияние на мотивы человека двояким образом: противодействуя его эгоизму, удерживая его от причинения страдания другому и вызывая сострадание: страдание другого побуждает человека к деятельной помощи.

На основе последовательного различения милосердия и справедливости в новоевропейской этико-философской мысли (как отмечалось уже в теме 19) появляется возможность понять их как две фундаментальные добродетели, соответствующие разным сферам нравственного опыта и, соответственно, строже обозначить два основных уровня морали. Требование справедливости призвано снимать противоречие между конкурирующими устремлениями (желаниями и интересами) людей в соответствии с их правами и заслугами. Иной, более высокий, уровень нравственности задается заповедью любви. Как выше было отмечено, Гегель считал, что точка зрения милосердия предполагает, что различия, между людьми как обособленными, имеющими различные интересы, уравненными посредством права, т.е. принудительно, преодолены. Здесь необходимо уточнение: точка зрения любви предполагает различие интересов как бы преодоленным; расхождение интересов не принимается во внимание, требование равенства и взаимности считается несущественным. Этика милосердия призывает человека не сопоставлять сталкивающиеся желания и интересы, а жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего, блага других людей: «Смело давай другому, не учитывая, что ты получишь взамен».

Анализ традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии приводит к двум выводам. (1) При том, что милосердие является высшим моральным принципом, нет оснований всегда ожидать его исполнения от других. Милосердие является долгом, но не обязанностью человека; справедливость же, вменяется человеку как обязанность. В отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, справедливость же - непреложным. (2) Милосердие вменяется человеку как моральное долженствование, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Принцип справедливости утверждается обычным порядком (как в основе своей правопорядком) цивилизованного общества. Заповедь же любви базируется на том особом типе межчеловеческих отношений, в которых ценности взаимопонимания, соучастия, человечности утверждаются людьми инициативно.

Милосердие и справедливость

Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом Моисея и заповедью любви, которое помимо чисто теологического значения имело и существенное этическое содержание: в христианстве от человека требовалось не скрупулезное соблюдение правил, нередко формальных, а праведность, покоящаяся на движении сердца.

Этический аспект различения Декалога и заповеди любви был воспринят в новоевропейской мысли. Так, по Гоббсу, закон Моисея, в той мере, в какой он предписывал каждому признавать те же права, которые он хочет для самого себя, был законом справедливости. Нормы Декалога запрещают вторгаться в жизнь других людей и кардинально ограничивают претензии каждого на обладание всем. Милосердие же не ограничивает, а раскрепощает. Оно требует от человека позволять другому все то, что он сам хочет, чтобы было позволено ему. Пересказывая заповедь любви словами золотого правила, указывая на равенство и эквивалентность, требуемые этой заповедью, Гоббс тем самым истолковывал ее как стандарт общественных отношений. Такое соотнесение справедливости и милосердия оказало значительное влияние на последующее развитие европейской этико-социальной мысли.

В более четком и строгом виде это различие установил Гегель. Он указал на то, что Христос не просто противопоставляет «более высокий дух примиренности» законам Моисея, Нагорной проповедью он делает их совершенно излишними. В Декалоге дан именно закон, всеобщий закон, который оказывается необходимым в силу «разделения, обиды», обособленности между людьми. Нагорная проповедь задает иной порядок жизни, который бесконечно разнообразнее Моисеевых законов и потому уже не может быть выражен в специфической для законов форме всеобщности. Дух примиренности утверждает богатство живых связей, пусть даже с немногими людьми, а этого нельзя найти в Декалоге.

В понимании B.C. Соловьевым справедливости и милосердия их соотнесенность с золотым правилом также была существенна. Соловьев соотносил справедливость с отрицательной формулировкой золотого правила («Не делай другому ничего такого, чего себе не хочешь от других»), а милосердие - с положительной («Делай другому все то, чего сам хотел бы от других»). Хотя различия между этими правилами, безусловно, имеются, Соловьев не видел оснований их противопоставлять. И дело не в том, что они представляют собой разные стороны одного и того же принципа, их нераздельность обусловлена предполагаемой Соловьевым цельностью внутреннего духовного опыта личности. Соловьев развивал тот взгляд в истории этики, согласно которому справедливость и милосердие представляют основные нравственные добродетели. Справедливость противостоит эгоизму, а милосердие - зложелательству, или ненависти. Соответственно чужое страдание оказывает влияние на мотивы человека двояким образом: противодействуя его эгоизму, удерживая его от причинения страдания другому и вызывая сострадание: страдание другого побуждает человека к деятельной помощи.

На основе последовательного различения милосердия и справедливости в новоевропейской этико-философской мысли (как отмечалось уже в теме 19) появляется возможность понять их как две фундаментальные добродетели, соответствующие разным сферам нравственного опыта и, соответственно, строже обозначить два основных уровня морали. Требование справедливости призвано снимать противоречие между конкурирующими устремлениями (желаниями и интересами) людей в соответствии с их правами и заслугами. Иной, более высокий, уровень нравственности задается заповедью любви. Как выше было отмечено, Гегель считал, что точка зрения милосердия предполагает, что различия, между людьми как обособленными, имеющими различные интересы, уравненными посредством права, т. е. принудительно, преодолены. Здесь необходимо уточнение: точка зрения любви предполагает различие интересов как бы преодоленным; расхождение интересов не принимается во внимание, требование равенства и взаимности считается несущественным. Этика милосердия призывает человека не сопоставлять сталкивающиеся желания и интересы, а жертвовать своими личными интересами ради блага ближнего, блага других людей: «Смело давай другому, не учитывая, что ты получишь взамен ».

Анализ традиции разделения милосердия и справедливости в истории философии приводит к двум выводам. (1) При том, что милосердие является высшим моральным принципом, нет оснований всегда ожидать его исполнения от других. Милосердие является долгом, но не обязанностью человека; справедливость же, вменяется человеку как обязанность. В отношениях между людьми как членами сообщества милосердие является лишь рекомендуемым требованием, справедливость же - непреложным. (2) Милосердие вменяется человеку как моральное долженствование, однако он сам вправе требовать от других лишь справедливости и не более того. Принцип справедливости утверждается обычным порядком (как в основе своей правопорядком) цивилизованного общества. Заповедь же любви базируется на том особом типе межчеловеческих отношений, в которых ценности взаимопонимания, соучастия, человечности утверждаются людьми инициативно.

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

26 ЯНВАРЯ (Милосердие) Богатому нельзя не быть немилосердным. Дай он волю естественному чувству милосердия, он скоро перестанет быть богатым.1 Не крайняя ли несообразность в том, что мы сами сидим за трапезою в смехе и пресыщении, а между тем, слыша, как другие плачут,

Из книги Что всё это значит? Очень краткое введение в философию автора Нагель Томас

11 ИЮЛЯ (Милосердие) Истинное милосердие – только милосердие сильного, отдающего свои труды и усилия слабому.1 Подача милостыни только тогда доброе дело, когда то, что подается, есть произведение труда.Пословица говорит: сухая рука прижимиста, потная рука торовата. Так и в

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

24 НОЯБРЯ (Милосердие) Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству.1 Будьте сострадательны к тем бедным, которые

Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

25 ДЕКАБРЯ (Милосердие) Милосердие, чтобы быть истинным, должно быть совершенно независимо от одобрения людей и предполагаемой награды в загробной жизни.1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

8. Справедливость Разве это справедливо, что одни люди рождаются в богатстве, а другие - в бедности? А если несправедливо, то нужно ли с этим что-то делать?Мир исполнен неравенства - и внутри одной отдельно взятой страны, и между разными странами. Одни дети рождаются в

Из книги Истины бытия и познания автора Хазиев Валерий Семенович

1. Милосердие (Karitas) и любовь. - Поскольку человек живет не только в борьбе, но также и во взаимной помощи, этой помощи свойственна некоторая упорядоченная правильность, границы которой в обществе в силу его нравов и учреждений бывают во всякое время неопределенны. Помощь

Из книги Еврейская мудрость [Этические, духовные и исторические уроки по трудам великих мудрецов] автора Телушкин Джозеф

Справедливость и милосердие Смысловым центром этики Моисея является идея справедливости. Отсюда - ее суровость и беспощадность. Идея милосердия в ней выражена крайне слабо. Говоря точнее, милосердие в ветхозаветной этике не обрело самоценного значения, оно существует

Из книги Юридическая этика: Учебник для вузов автора Кобликов Александр Семенович

Тема 24 МИЛОСЕРДИЕ Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Как этическое понятие милосердие восходит к Пятикнижию, в котором древнееврейское слово «hesed», (т. е. «любящая доброта») выражало принцип

Из книги Малый трактат о великих добродетелях, или Как пользоваться философией в повседневной жизни автора Конт-Спонвиль Андре

Милосердие и долг В истории этики милосердная любовь как нравственный принцип в той или иной форме, естественно, признавалось большинством мыслителей. Однако высказывались и серьезные сомнения: во-первых, достаточно ли милосердие в качестве этического принципа и,

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Милосердие и справедливость Заповедь любви была выдвинута христианством в качестве универсального требования, содержащего в себе по смыслу и все требования Декалога. Но вместе с тем и в проповедях Иисуса, и в посланиях апостола Павла намечается различие между законом

Из книги автора

2. Милосердие как основа гуманизма Милосердие было нужно людям всегда. Что же это такое? Чувство? Мысль? Слово? Действие? Или общественное событие, которое можно организовать и которым можно управлять?Попытаемся заглянуть за ширму внешней суеты вокруг явления, которое

Из книги автора

64. «Милосердие его – на всех созданиях» Еврейская этика и животные Немногие обращают внимание, что в Десяти Заповедях утверждается гуманное отношение к животным: А день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб

Из книги автора

§ 2. Справедливость Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о

Из книги автора

Справедливость Рассмотрим последнюю из четырех главных христианских добродетелей. Тема эта настолько необъятна, что нам понадобятся и три другие. И разумеется, сама справедливость как таковая, поскольку она вызывает огромное количество споров и привлекает к себе

Из книги автора

Милосердие Милосердие – в том смысле, какой я вкладываю в этот термин, – есть добродетель прощения.Что значит прощать? Если, следуя сложившейся традиции, подразумевать под прощением готовность зачеркнуть совершенную ошибку, считая, что ее никогда не было, то это не в

Из книги автора

Милосердие (Charit?) Бескорыстная любовь к ближнему. Милосердие – вещь весьма полезная, ибо далеко не всякий ближний способен вызвать в нас бескорыстный интерес.Поскольку к ближнему мы по определению относим любого человека без исключения, милосердие в принципе