Методическая разработка урока истории в 8 классе (в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)

Еремина Татьяна Дмитриевна,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «Лешуконская СОШ»

УМК: «Всеобщая история. Новая история» (Юдовская А.Я.)

Тема урока: " Итоговый урок по новой истории в 8 классе «Путешествие в 19 век»

Вид урока: урок-путешествие

Цель урока: повторить, систематизировать, обобщить изученный материал

Задачи урока:

    Образовательные:

    Развитие умения формулировать понятия; давать характеристики странам, политическим деятелям

    Развитие умения применять полученные знания при выполнении заданий;

    Продолжение формирования умений работы с текстом учебника, синхронной таблицей, словарем понятий, настенной картой, технологическими картами.

    Развивающие:

    Осуществление системно - деятельностного подхода;

    Развитие внимательности;

    Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к предмету истории;

    Развитие коммуникативных УУД.

Планируемые результаты :

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при работе с учебным материалом.

Предметные: развитие умений работать с учебником и раздаточным материалом, повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.

Методы обучения : игровой, иллюстративный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, технологическая карта с заданием для самостоятельной работы в группах, карточки с флагами и названием стран.

    Организационный момент (5 групп по 4 человека)

    Вступительное слово учителя.

    Какая тема урока?

    Чем займемся на уроке?

Путешествие в XIX век-век столь же прекрасный, сколь и тревожный. За 100 прошедших лет изменилась карта Европы – на ней появлялись и исчезали целые государства, изменилось политическое устройство государств – абсолютные монархии уступили место конституционным и республикам. Это время, когда активно развивается парламентская деятельность, идёт процесс формирования правовых государств, в которых центральное место занимает закон и главный из них – конституция.

XIX век – это время, когда рушатся сословные перегородки, женщины добиваются уравнения в правах с мужчинами. Громадный шаг вперёд сделала наука, изменив производство, быт, уровень жизни людей.

XIX век – это век, когда революция следовала за революцией.

    Революция?

    Буржуазная революция?

    Капитализм?

    О каких странах больше всего шла речь на уроках?

    Страны . Политические деятели .

А) Создание групп по странам (найди своих товарищей) (личность, событие, годы, понятие)

США : Авраам Линкольн, гражданская война, 1861-1865, республиканская партия

Германия : Отто фон Бисмарк, объединение страны, 1866 , «железный канцлер»

Франция : Бонопарт Наполеон, поход на Россию, 1812, Отечественная война

Англия : королева Виктория, «мастерская мира», 1837-1901, «викторианская эпоха»

Б) Задание: составить 2-3 предложения по этим словам (на экране портреты политических деятелей)

В) Перекличка (встает та страна, которая является ответом на вопрос.

    В истории этой страны имело место «дело Дрейфуса»? (Франции).

    В этой стране в XIX веке были две партии –республиканцы и демократы (США)

    Эта страна во внешней политике долгое время придерживалась так называемой политики «блестящей изоляции»? (Англия).

    Её называли «лоскутной империей». (Австро-Венгрия)

    Из какой страны был этот политик, которому принадлежат слова: «Великие вопросы разрешаются не речами и решениями большинства в парламенте, а железом и кровью». (Бисмарку, Германия).

    Эти страны входили в Антанту? (Англия, Франция).

    В этой стране был организован орган самоуправления – коммуна. (Франция)

Г) Показать страну на карте, соотнести карточку с названием страны с государственным флагом страны.

4. Заполни пропуски . (3 минут)

1. В XIX веке изменения во всех сферах жизни общества привели к тому, что промышленный переворот стали называть _______________ революцией.

В это время идёт разрушение ____________ общества. На смену ему приходит общество ___________, для которого характерно _____________ производство.

    Завершение промышленного переворота привело к становлению ____________ капитализма или как его ещё называют _________________.

    Вопрос о том, каким быть обществу, всегда волновал людей. Ответ на этот вопрос пытались дать три общественно-политических течения - ____________, __________, ____________.

    В XIX веке идёт процесс формирования такого общества, где личность может реализовать свои прирождённые права на жизнь, свободу. Такое общество называют ____________.

(промышленной (индустриальной); традиционного; индустриальное; машинное; монополистического; империализм; консерватизм, либерализм, социализм; гражданским).

    Промышленный переворот?

    Завершение промышленного переворота?

    Понятия.

(Для истории 19 века характерны новые понятия. Из букв соберите понятие и дайте ему определение)

    Метрополия

    Аболиционизм

    Модернизация

    Империализм

Какие это понятия? (Можно пользоваться словарем)

Движение женщин за уравнение в правах с мужчинами (эмансипация).

Военно-политический союз в составе Англии, России, Франции. (Антанта).

Крайний национализм (шовинизм).

Лицо, занимающееся распространением религии среди населения (миссионер).

Война между гражданами одного государства. (Гражданская война).

Рабочее движение в Англии (чартизм)

    Политические учения

«Философов-мыслителей XIX века, как и философов в прежние века, волновали вопросы: как развивается общество, что предпочтительней – революция или реформа, куда движется история. В XIX веке в Западной Европе оформились три основные общественно-политические учения: либерализм, консерватизм, социализм . Каждое из них имело свой взгляд на пути развития общества и права личности.

Ваша задача определить, о какой идеологии идёт речь. (Напишите на карточке)

«Государство охраняет собственность».

«Идея всеобщего благосостояния».

«Право на жизнь, свободу, собственность».

«Государство обеспечивает свободу предпринимательства».

«Разрешено, всё, что не запрещено законом».

«Право на участие в решении государственных дел»

(либерализм)

    Найдите в словаре определение этих трех учений.

    Хронология

Соотнесите даты и события

Дата

Событие

А. Парижская коммуна

    1904-1907

Б. образование Антанты

В. Образование Тройственного союза

    1870 – 1871

Г. Франко-Прусская война

Д. отмена рабства в США

    Изобретения.

19 век - век научно-технического прогресса

Найдите в хронологической таблице, какие технические изобретения были сделаны

    1803-первый паровой автомобиль

    1807-пароход

    1825-первая железная дорога в Великобритании

    1844-установление телеграфной связи между городами с помощью аппарата Морзе

    1850-первый подводный кабель

    1863-подземная железная дорога в Лондоне

    1895-кинематограф

    1896 первый сеанс радиосвязи в Петербурге

    В XIX веке американец Зингер придумал устройство, которое облегчило и ускорило процесс создания одежды. Как называлось это устройство? (Швейная машина )

    А соотечественники Зингера Летек Шоулс и Ремингтон придумали машину, в результате применения которой уже не требовался красивый и четкий почерк. Как называлось их изобретение? (Пишущая машинка )

    В конце XIX века появилось изобретение, имевшее неслыханный успех в разных странах. Его называли «ожившей фотографией», «великим немым». Как называлось это изобретение? (Кинематограф )

    В 1889 г. в Париже появилось архитектурное сооружение, смонтированное из многочисленных стальных элементов. Многие парижане считали это сооружение, ставшее в дальнейшем символом Парижа и Франции, безобразным. Как называлось это сооружение? (Эйфелева башня )

    В XIX веке появился велосипед, который быстро стал популярным средством для активного отдыха и вызвал изменение в женской моде. Какая новая деталь женского гардероба позволила женщина заниматься велосипедным спортом? (Шаровары)

    В 1892 годы барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возродить прекрасную античную традицию – проводить мирные соревнования спортсменов из разных стран считая, что такие состязания будут прекрасной гарантией согласия и мира во всем мире. Что предложил Пьер де Кубертен? (Возобновить Олимпийские игры )

    На какое изобретение в английском обществе была такая реакция: «… птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет… лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами…; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрёт от страха при этих отвратительных звуках и свистках» (О железной дороге)

    Что называли экипажем без лошадей? (Автомобиль)

    В XIX веке новыми источниками энергии стали… (нефть, электричество)

    Эта француженка сумела перекочевать в Нью-Йорк лишь по частям и понадобилось ей для этого 214 трансатлантических рейсов. (1886г – за океан перевезена Статуя Свободы. Скульптор – Бартольди)

    Только 14 изобретений из 108 предсказанных им пока не реализованы. О ком идёт речь? (Жюль Верн)

    Открытия в какой области объединяют эти имена: Шрапнел, Кольт, Мэксим, Нобель? (Военная техника)

    Два военно-политических блока, появившиеся в конце 19 века (Тройственный союз и Антанта)

    Заключение.

Мир готовится к большой войне.

Учебник, страница 286, высказывание французского историка Дебидура.

Ответьте на вопрос : Для чего необходимо изучать историю зарубежных стран?

    Домашнее задание: карточка с заданиями

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века совершили ряд выдающихся открытий, которые стали достоянием не только российской, но и зарубежной, мировой науки. Кроме того, они внесли значительный вклад в развитие отечественных знаний и сделали очень много для того, чтобы способствовать подготовке новых кадров для развития морских исследований.

Предпосылки

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили свои открытия во многом потому, что в это столетие обозначилась необходимость поисков новых торговых путей и возможностей для поддержки связи России с другими странами. В конце XVIII - начале XIX века наша страна окончательно укрепила свой статус на международной арене как мировая держава. Естественно, что это новое положение расширило её геополитическое пространство, которое потребовало новых исследований морей, островов и океанских побережий для строительства портов, судов и развития торговли с иностранными государствами.

Русские первооткрыватели и путешественники 19 века состоялись как талантливые мореплаватели как раз в то самое время, когда наша страна добилась выхода к двум морям: Балтийскому и Чёрному. И это неслучайно. Это открывало новые перспективы для морских исследований и дало толчок к строительству и развитию флотов, морского дела вообще. Поэтому неудивительно, что уже в первые десятилетия рассматриваемого столетия русские первооткрыватели и путешественники 19 века осуществили ряд выдающихся исследований, которые существенно обогатили русскую географическую науку.

План кругосветной экспедиции

Такой проект стал возможным во многом благодаря успешным военным действиям нашей страны в конце XVIII столетия. В это время Россия получила возможность строить свой флот на Чёрном море, что, разумеется, должно было стимулировать морское дело. Русские мореплаватели в это время всерьёз задумались над тем, чтобы проложить удобные торговые пути. Этому ещё способствовало то обстоятельство, что наша страна владела на территории Северной Америки Аляской. С ней также необходимо было поддерживать постоянные связи и развивать экономическое сотрудничество.

И.Ф. Крузенштерн ещё в конце XVIII века представил план кругосветной экспедиции. Однако тогда он был отвергнут. Но уже буквально через несколько лет, после воцарения Александра I, российское правительство проявило интерес к представленному плану. Он получил одобрение.

Подготовка

И.Ф. Крузенштерн происходил из дворянского рода. Он учился в Кронштадтском морском корпусе и, будучи его учеником, принял участие в войне против Швеции, хорошо себя тогда зарекомендовав. После этого он был отправлен на стажировку в Англию, где получил прекрасное образование. По возвращении в Россию представил план кругосветной экспедиции. Получив одобрение, тщательно к ней подготовился, закупил лучшие приборы и оснастил корабли.

Его ближайшим помощником в этом деле был его товарищ Юрий Фёдорович Лисянский. С ним он подружился ещё в кадетском корпусе. Друг также себя прекрасно зарекомендовал как талантливый морской офицер в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Уже в скором времени были снаряжены два суда под названиями «Нева» и «Надежда». Последним руководил граф Николай Резанов, ставший знаменитым благодаря известной рок-опере. Экспедиция отправилась в плавание в 1803 году. Её целью было исследовать и разведать возможность открытия новых торговых путей из России в Китай и побережье североамериканской территории.

Плавание

Русские мореплаватели обогнули мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, разделились. Юрий Фёдорович Лисянский повёл свой корабль к североамериканским берегам, где отбил захваченный индейцами торговый русский город Ново-Архангельск. Во время этого путешествия он также провёл впервые в истории мореплавания парусный корабль вокруг Южной Африки.

Судно «Надежда» под руководством Крузенштерна отправилось в Японское море. Заслуга этого исследователя состоит в том, что он тщательно исследовал берега острова Сахалин и внёс значительные изменения на карту. Основной же было исследовать в чём давно было заинтересовано руководство Тихоокеанского флота. Крузенштерн вошёл в Амурский лиман, после чего, исследовав берега Камчатки, вернулся на родину.

Вклад Крузенштерна в науку

Путешественники России существенно продвинули русскую географическую науку, выведя её на мировой уровень развития. привлекла внимание широкой общественности. После окончания путешествия оба написали книги, в которых были изложены результаты их исследований. Крузенштерн опубликовал «Путешествие вокруг света», но особенное значение имеет выпущенный им атлас с гидрографическими приложениями. Он заполнил многие белые пятна на карте, провёл ценнейшие исследования морей и океанов. Так, он изучил давление и температуру воды, морские течения, приливы и отливы.

Общественная деятельность

Его дальнейшая карьера была тесно связана с морским корпусом, куда он сначала был определён инспектором. Впоследствии стал там преподавать, а потом вообще его возглавил. По его инициативе были созданы Высшие офицерские классы. В дальнейшем их преобразовали в Морскую академию. Крузенштерн ввёл новые дисциплины в учебный процесс. Это существенно повысило качественный уровень преподавания морского дела.

Кроме того, он помогал в организации других экспедиций, в частности содействовал планам другого видного исследователя О. Коцебу. Крузенштерн принял участие в создании знаменитого Русского географического общества, которому суждено было занять одно из ведущих мест не только в российской, но и в мировой науке. Особое значение для развития географии имел выпущенный им «Атлас Южного моря».

Подготовка новой экспедиции

Крузенштерн через несколько лет после своего путешествия настаивал на тщательном исследовании южных широт. Он предлагал снарядить две экспедиции к Северному и Южному полюсам по два корабля в каждой. До этого мореплаватель почти вплотную подошёл к Антарктике, однако дальше пройти ему помешали льды. Тогда предположил, что шестого материка либо не существует, либо к нему невозможно добраться.

В 1819 году российское руководство приняло решение о снаряжении новой эскадры для плавания. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен после ряда проволочек был назначен её руководителем. Было принято решение о строительстве двух кораблей: «Мирный» и «Восток». Первый спроектировали по плану российских учёных. Он отличался прочностью и водоустойчивостью. Однако второй, построенный в Великобритании, был менее устойчив, так что его пришлось не раз переделывать, перестраивать и ремонтировать. Подготовкой и постройкой руководил Михаил Лазарев, который сетовал на такое несоответствие двух суден.

Путешествие к югу

Новая экспедиция отправилась в 1819 году. Она достигла Бразилии и, обогнув материк, вышла к Сандвическим островам. В январе 1820 года русская экспедиция открыла шестой материк - Антарктиду. Во время манёвров вокруг неё было обнаружено и описано множество островов. Среди наиболее значимых открытий можно назвать остров Петра I, побережье Александра I. Сделав необходимое описание берегов, а также зарисовки животных, увиденных на новом материке, Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен отплыл обратно.

Во время экспедиции, помимо обнаружения Антарктиды, были сделаны и другие открытия. Например, участники обнаружили, что Земля Сандвича - это целый архипелаг. Кроме того, был описан остров Южная Георгия. Особое значение имеют описания нового материка. Со своего корабля Михаил Лазарев имел возможность наблюдать лучше за землёй, поэтому его выводы представляют особенную ценность для науки.

Значение открытий

Экспедиция 1819-1821 годов имела огромное значение для отечественной и мировой географической науки. Открытие нового, шестого материка, перевернуло представление о географии Земли. Оба путешественника опубликовали результаты своего исследования в двух томах с приложением атласа и необходимыми указаниями. Во время путешествия было описано около тридцати островов, сделаны великолепные зарисовки видов Антарктиды и её животного мира. Кроме того, участники экспедиции собрали уникальную этнографическую коллекцию, которая хранится в Казанском университете.

Дальнейшая деятельность

Беллинсгаузен впоследствии продолжил свою военно-морскую карьеру. Он участвовал в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов, командовал Балтийским флотом, а потом был назначен губернатором Кронштадта. Показателем признания его заслуг является тот факт, что его именем назван ряд географических объектов. В первую очередь следует упомянуть море в Тихом океане.

Лазарев также отличился после своего знаменитого путешествия к Антарктиде. Он был назначен командиром экспедиции по охране берегов Русской Америки от контрабандистов, с чем он успешно и справился. Впоследствии командовал черноморским флотом, участвовал в за что удостоился нескольких наград. Итак, великие первооткрыватели из России также внеси свой выдающийся вклад в развитие географии.

Внеклассное мероприятие по литературе в 9 классе.

«Литературный калейдоскоп. Путешествие в 19 век».

Учитель русского языка и литературы Седова Ирина Валентиновна

Цели мероприятия:

Образовательные: углубить знания учащихся об эпохе одного из самых замечательных периодов в истории России – эпохе 19 века, расширить представления об особенностях культуры того времени;

Воспитательные: воспитывать уважение к национальным традициям, формировать у учащихся эстетический вкус, прививать любовь к литературе и искусству;

Развивающие: развивать монологическую речь учащихся, формировать навыки коммуникативной компетенции через сотрудничество учителя и учащихся.

Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия:

Звучит музыка. (На слайдах зарисовки из эпохи 19 века)

Учитель. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен…

Ученик. « Друзья, прекрасен наш союз!» -
Читаем мы в строках поэта.

Союз друзей и нежных муз -
Любого времени примета.

Учитель. XIX век - один из самых интересных в истории! Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Островский, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Чехов и многие другие имена связаны с веком, именуемым «золотым».

Учитель. В наше непростое время мы с теплотой и любовью обращаемся к славному прошлому нашей Родины, ищем ответы на волнующие вопросы современности. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить многие проблемы сегодняшнего дня. А 19 век – эпоха особенная. Это «эпоха, пронизанная молодостью. Ей присуща и молодая непосредственность, и молодая прямолинейность, и молодая энергия».

Ученик. Чтобы лучше понять произведения художественной литературы, созданные поэтами и писателями 19 века, представить стиль эпохи, увидеть ее особенности, мы совершим путешествие в век далекий, но от этого не менее интересный. Век, который много привнес в историю, науку, культуру. Итак, в путь!

«Карету мне, карету!»

«В России начала 19 века движение в городах было очень оживленным. Один из путешественников, побывавший в то время в городе, записал в своих впечатлениях, что «извозничьи экипажи в Петербурге гораздо многочисленнее, чем в самых больших городах Европы, улицы заставлены ими. Чуть ли не на каждом углу можно слышать: «Барин! Куда изволите? Прикажите подавать!» Транспортные средства того времени были самые разнообразные. Попробуем выбрать транспорт для нашего путешествия.

Долго ль мне гулять на свете

То в коляске, то верхом,

То в кибитке, то в карете,

То в телеге, то пешком?

Ученик. Карета, коляска, бричка, кибитка, тарантас, сани, телега, возок... Без них невозможно представить дорожный быт старой Рос­сии. Названия экипажей часто упоминались в литературных произведениях. Рассмотрим вначале летние повозки.

Телега - простейшая четырехколесная летняя повозка.

Карета - э то закрытый со всех сторон большой четырехколесный конный экипаж на пружинящих рессорах. Карета имела два или четыре пассажирских места, запрягалась обычно четверкой или шестеркой лошадей. В своем произведении «Дубровский» А.С. Пушкин пишет: «…лошади неслись бы­стро по кочкам проселочной дороги, и карета почти не качалась на своих английских рессорах».

Коляска (от славянского «коло» - колесо). Будучи барской 4-колесной повозкой, коляска, как и карета, имела рессоры и запрягалась в несколько лошадей. В отличие от карет коляски были открытыми или имели половинчатый, часто откидной, верх.

Бричка – лёгкая дорожная повозка с откидным верхом. В ворота гостиницы губернско­ го города NN въехала до­вольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостя­ки: отставные подполковники, штабс - капита­ны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян,- словом, все те, которых называют господами средней руки .

Дилижанс – многоместная крытая карета, запряжённая лошадьми для скорого сообщения, перевозки пассажиров и почты. Копейкин пройдёт мимо Милютинских лавок: там из окна выглядывает, в некотором роде, семга этакая, вишенка по пяти рублей штучка, арбуз громадище, дилижанс этакий…

Зимние повозки.

Кибитка – крытая дорожная повозка. Соседи съехались в возках,
в кибитках, в бричках и в санях.

Возок - это кругом закрытая дорожная повозка на полозь­ях, с дверцами и окнами.

Сани - открытая повозка на двух низких полозьях, запрятавшаяся в одну лошадь, парою или тройкой.

1 станция. «Дворянские усадьбы...»

19 век славился своими дворянскими усадьбами.

Дома косые, двухэтажные,
И тут же рига, скотный двор,
Где у корыта гуси важные
Ведут немолчный разговор.
В садах настурции и розаны,
В прудах зацветших караси.
Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси.

Ученик. Русская дворянская усадьба представляла собой особый мир, который был обустроен в соответствии со вкусами и возможностями владельцев. По стране были разбросаны сотни дворянских усадеб. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.

Учитель. И сейчас мы побываем в некоторых из них. И первым будет, непременно, родовое имение нашего великого земляка, Михаила Юрьевича Лермонтова – Тарханы. Заглянем в Михайловское, Спасское-Лутовиново, посетим Ясную Поляну.

Тарханы (слайды)

Без тарханских впечатлений не могло быть «Бородина», «Вадима», «Купца Калашникова», стихов «Как часто пёстрою толпою окружён», «Предсказание», ранних драм и многих других произведений М.Ю.Лермонтова. Тарханы, это «царство дивное», он старательно оберегал от «пёстрой толпы». Этот островок был только для него, здесь он отдыхал душой.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, – памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями...

В Тарханах Лермонтов обрёл вечный покой.

Михайловское (слайды)

На древней псковской земле есть уголок, куда люди приходят с особым душевным трепетом. Это знаменитая усадьба Михайловское, неотделимая от творческой биографии А.С.Пушкина. В Михайловском поэтом создано около ста произведений: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «Маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил».

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных....

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет – уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Ни кропотливого ее дозора...

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны...

Спасское-Лутовиново (слайды)

Спасское-Лутовиново и его тенистые липовые аллеи, его окрестности нашли свое отражение на страницах “Записок охотника”, романов, повестей, рассказов Тургенева, которые во всем мире прославили неяркую, но полную неотразимого обаяния красоту природы средней России.

Ясная Поляна (слайды)

В окружении необыкновенно красивой природы творил один из самых великих писателей. Л.Н.Толстой об этом говорил так: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его».

2 станция. «Эпоха и лица».

Учитель. 19 век – век великих людей.

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Посмотрите на экран, вы увидите портреты известных личностей этой эпохи. Скажите, кем были эти люди, в какой области они прославились?

(Отто фон Бисмарк – рейхсканцлер Германской империи; Генрих Гейне – немецкий поэт; Джон Рокфеллер – американский предприниматель, миллиардер; Виссарион Григорьевич Белинский – русский мыслитель, писатель, литературный критик; Александр II – император всероссийский; Винсент Ван Гог - нидерландский художник, Михаил Иванович Глинка – русский композитор; Франсуа Роден – французский скульптор; Афанасий Фет – русский поэт-лирик; Иоганн Штраус – австрийский композитор; Петр Ильич Чайковский – русский композитор; Марк Твен – американский писатель)

3 станция «Умеют же себя принарядить...»

Учитель. Всмотримся в лица людей, гуляющих по этим старинным имениям. Как не похожи они на наших современников. Дело в том, что «различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей». Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.

Все, что связано с костюмом 19 века, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы 19 века, сталкиваемся с тем, что многое в произведении так и остается для нас неизвестным. И сейчас мы познакомимся с модой, которая господствовала в эпоху 19 века.

Ученик. Начало XIX в. характеризуется появлением в искусстве стиля ампир. Стиль ампир отличался, пышностью, блеском и помпезностью.

Мужской повседневной одеждой становится темный (коричневый, черный, синий) шерстяной фрак с высоким воротником-стойкой. Чаще всего его носили со светлыми панталонами и светлым жилетом. Верхней одеждой был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. Головные уборы - высокие шляпы с небольшими, загнутыми с боков полями. Распространенными видами обуви были сапоги и туфли.

Дамы наряжались в так называемые «античные» платья. Их шили с высокой талией, от которой ткань ниспадала свободно, образуя легкие складки. На несколько дюймов под грудью обвивается около тела в шесть дюймов шириною и на спине пушистым бантом сложенный, вишневый, до полу простирающийся и маленькими желтыми или черными звездочками испещренный пояс. Длинное платье по плечам и отчасти по длинным узеньким рукавам убирается коротенькою слегка струящеюся сорочкою. Снизу украшается оно обшивкою из вишневых лент, которая сверху сопровождается легоньким шитьем. На правом плече висит на золотой цепочке... небольшой медальон. Перчатки палевые. Башмаки такого ж цвета, с самыми плоскими каблуками.

4 станция. «Вы вечером к нам будете?»

Смотрите: нас приглашают в гости. Давайте войдем в одно из зданий и посмотрим, как жили люди в 19 веке.

1) «Скажи, альбом, в простых словах...»

Сегодня девушки нередко ведут дневники, альбомы. Форма девичьих альбомов сложилась еще в 19 веке. Тогда альбом был средством самообразования и общения. Он отражал взгляды, вкусы людей.

Ученик. Конечно, вы не раз видали
Уездной барышни альбом,

Что все подруги измарали
С конца, с начала и кругом.
Сюда, назло правописанью,
Стихи без меры, по преданью
В знак дружбы верной внесены,
Уменьшены, продолжены…

Альбомы были стихотворные, нотные, рисованные и смешанные. Альбомы барышень отличались аккуратностью, они включали в себя стихи, выписки, записи, рисунки. Хозяйка давала альбом кому-нибудь из посетителей ее салона с просьбой написать ей стихи. В альбомы писали и Пушкин, и Батюшков, и Баратынский. Альбомы заполняли долго, иногда он переходил от матери к дочери, передавался по наследству.

Ученик. Долго сих листов заветных
Не касался я пером;
Виноват, в столе моем
Уж давно без строк приветных
Залежался твой альбом.
В именины, очень кстати,
Пожелать тебе я рад
Много всякой благодати,
Много сладостных отрад,-
На Парнасе много грома,
В жизни много тихих дней
И на совести твоей
Ни единого альбома
От красавиц, от друзей.

Учитель. Альбом уездной барышни 19 века мог содержать: (слайды)

    клятвы в любви;

    восхищения красотой и умом владелицы альбома;

    пожелания счастья и любви;

    клятвы верности и преданности;

Ребята, попробуйте вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века.

2) «От салонов я был без ума...»

Учитель. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме.

Ученик. Салон был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других - политика, третьих – литература, искусство и музыка. (Слайды) Литературные салоны оказали большое влияние на развитие русской культуры. В них впервые читались вслух произведения, которые при существовании царской цензуры появлялись на бумаге много позже.

Учитель. Наших гостей сегодня ждет сюрприз: вы посетите один из таких салонов. Но это чуть позже... А сейчас – одна из забав литературных салонов - шарады. Предлагаю их разгадать.

1) С буквой «Я» - это шторм, изверженье,

Наводненье, паденье кометы,

А без «Я» - то плоды вдохновенья,

Что нам дарят с любовью поэты. (Стихия – стихи)

2) Мой первый слог растет в дубраве,

Второй – глубокая канава,

Добавьте букву или предлог,

Затем найдите третий слог.

Его отлично знает

Тот, кто в бильярд играет.

А в целом – произведение это

Великого поэта. (Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский)

3) Означает слово это

То, что ищут все поэты.

Букв порядок изменяем –

Предприятие получаем. (Рифма – фирма)

4) Кто части велосипеда знает,

Тот слово это отгадает.

А если букву «Д» прибавить,

На сцене можно будет ставить. (Рама – драма)

5) Ты меня отлично знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» заменишь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей – Енисей)

3) «Пора, мой друг, пора...»

Наше путешествие, к сожалению, подходит к концу. Мы оставляем позади и дребезжание булыжной мостовой, и многолюдье улиц, и шум и блеск балов, останутся позади и звуки нежных романсов. Останутся позади...но ведь не забудутся?

Надеюсь, что вам было интересно погрузиться в эту эпоху, а наш «Литературный калейдоскоп» помог по-новому взглянуть на культуру XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.


В мире всегда что-то меняется. Проходят эпохи, великие памятники превращаются в прах. Но у человечества есть защита от духовного вымирания – это память о людях, которые жили и творили в то или иное время. «Память – одно из самых благодатных даров неба,- говорил П. И. Чайковский.- Воспоминания, как луч света, имеют свойство озарять произошедшее как раз настолько, что всё худое не замечается, что всё хорошее кажется лучше». Есть какая-то неразрешимая загадка в притягательности дней, давно ушедших.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Россию 19 века.


Звучит лирическая музыка.
На фоне музыки стихи Рубальской «Во все времена».
Погаси электрический свет,

Тёплым воском пусть плавятся свечи.

Поплывём вспять течению лет

В чьи-то страсти, разлуки и встречи.


Мы откроем старинный сундук,

Пыль времён отряхнём мы с событий

Чтоб забытый, таинственный звук

Из реки дней ушедших к нам вытек.


И в камине огонь затрещит,

Нам поведают сказки поленья…

19 век к нам спешит,

Возвращая к ушедшим мгновеньям.

19 век … Его ещё называют «золотым веком» русской культуры и поэзии в частности. И не случайно золотыми буквами вписаны в историю имена 3 поэтов 1 половины 19 века. Назовите эти имена.
(Портрет Пушкина. Под портретом надпись).
Все гениальные стихи нашей поэзии – братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин.
Н. Доризо.
Пушкин – поэт, но Пушкин больше, чем поэт. Хотя «поэт» великое слово, оно не может выразить всё то, что для нас значит Пушкин.
Пушкин – литература и история.

Пушкин – наука и искусство.

Пушкин – мерило наших духовных ценностей.
(Дети вспоминают по 2-3 строки из Пушкина).

Звучит стихотворение Дементьева «А мне приснился сон».


А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён

Сергеем Соболевским…

Его любимый друг с достоинством и блеском

Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.

Остались боль и ярость,

Да шум великосветский,

Что так ему постыл…


К несчастью, Соболевский в тот год в Европах был .
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:

У Троицкого моста

Он встретил Натали.

Их экипажи встали

Она была в вуали,

В серебряной пыли.


Он вышел поклониться,

Сказать – пускай не ждут.

Могло всё измениться

В те несколько минут.


К несчастью, Натали была так близорука, что, не узнав супруга, растаяла вдали.
А мне приснился сон,

Что Пушкин был спасён.

Под дуло пистолета,

,
Не опуская глаз,

Шагнул вперёд Данзас

И заслонил поэта.


И слышал только лес,

Что говорил он другу…

И опускает руку несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести так поступить не смел. Остался он на месте, и выстрел прогремел.
А мне приснился сон, что Пушкин был спасён.
(Звучит стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова.)
Едва умолк выстрел на Чёрной речке, как всю Россию потрясли, словно мощнейшее землетрясение, стихи Лермонтова «Смерть поэта», и яростное горе потери, неистовая жажда возмездия сделали никому не известного юношу великим русским поэтом. достойным преемником пушкинской музы.

«Во всей мировой литературе я не знаю более близкого духовного родства, чем родство этих 2 гениев»,- писал поэт Николай Доризо. А первый наш нобелевский лауреат Иван Бунин на склоне лет признался: «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет. Это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб в 26 лет.»

Такие поэты рождаются только раз, чтобы стать вечной звездой для человечества.
Вверху одна горит звезда,

Мой взор она манит всегда.

Мои мечты она влечёт

И с высоты меня зовёт…


Хочется вспомнить имя ещё одной немеркнущей звезды 19 века, гениального поэта и драматурга, о котором Пушкин говорил:«Это один из самых умных людей в России».

Господин иностранной Коллегии надворный советник, полномочный министр Российской императорской миссии в Персии, смертью своей шагнувший в бессмертие поэт Александр Сергеевич Грибоедов.

Грибоедов не только музыкант и поэт, он ещё и композитор. Послушайте написанный им вальс.

(Звучит вальс Грибоедова).


Грибоедов оставил после себя 2 вальса, но прежде всего он известен нам как автор комедии «Горе от ума», где что ни строка – то афоризм.

(Учащиеся вспоминают афоризмы). Ещё будучи юными, полными сил, Пушкин, Грибоедов посещали салон княгини Зинаиды Волконской. Здесь бывали Жуковский, Тургенев, Одоевский - самое блестящее общество Москвы. В 19 веке в дворянской среде были популярны литературно-музыкальные салоны. здесь устраивали литературные чтения. концерты, театральные представления.Сама хозяйка великолепно пела. На слушателей производил особое впечатление её звучный голос. Вот как писал об этом поэт Иван Козлов.


Мне говорят: «Она поет -
И радость тихо в душу льется,
Раздумье томное найдет,
В мечтанье сладком сердце бьется;
А я, я слез не проливал,
Волшебным голосом плененный;
Я только помню, что видал
Певицы образ несравненный.

О, помню я, каким огнем

Сияли очи голубые,

Как на челе ее младом

Вилися кудри золотые! И. Козлов. Княгине 3. Волконской

Но одним из самых распространённых развлечений высшего света были балы.

На бал люди приходили одетыми парадно.

Кавалеры во фраке, смокинге или костюме, белой рубашке и обязательно в перчатках.


Причём, дама могла отказать кавалеру без перчаток, и для кавалеров лучше прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.

Дамы и девушки одевались в платья белого или пастельных тонов. Они долго размышляли над цветом и фасоном платья. Вот как описывает это великий классик 19 века Гоголь в своей комедии «Ревизор».

(Инсценировка).
В тон платья подбирались перчатки или надевались белые. Девушкам рекомендовалась скромная причёска. В любом случае шея должна была быть открыта. На балах следовало появляться с минимальным количеством украшений: подвеска на шее, скромный браслет.
Во время бала какой – нибудь господин отделяется от ряда зрителей и подаёт руку даме, стоящей напротив. Пара пускается в путь, убыстряя или замедляя шаг, в ногу с теми, кто идёт впереди. Наверное не так просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнём тысячи глаз.

Пройти с изяществом, благородством, простотой, когда на вас смотрят … Даже большим актрисам не всегда это удавалось.


Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
(Исполняется вальс).

А вот как описывает бал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин».


Во дни веселий и желаний
Я от балов был без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь
. Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:
Держите прямо свой лорнет!
Не то... не то, избави боже!

А. Пушкин « Евгений Онегин».
«Держите прямо свой лорнет»… Действительно, у женщин 19 века было много милых аксессуаров: лорнеты, сумочки, веера.

Существовал скрытый язык веера.

Если веер развёрнут, дама отмахивается, это означает: «Я замужем»
Веер закрывается – вы мне безразличны.
Открывается один лепесток – будьте довольны моей дружбой.
Веер полностью раскрыт – вы мне нравитесь, я Вас обожаю.
Если дама, глядя на мужчину, похлопывала по руке закрытым веером, то по количеству ударов её избранник узнавал час свидания.

Юных девушек с шестнадцати лет начинали вы­водить в свет. И это было огром­ным событием в их жизни. Никто лучше Л. Н. Толстого не передал это состояние ожидания праздни­ка, суматошных сборов, волне­ния.

Откроем роман «Война и мир» на странице, где описывает­ся первый бал Наташи Ростовой...

«Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила тому, что это будет... Мужчины стали подходить к дамам и стро­иться в пары... Больше половины дам имели кавалеров... Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в танец. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и блестящими испуганными глаза­ми глядела перед собой, с выраже­нием готовности на величайшую радость и на величайшее горе... "Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танце­вать между первыми, неужели ме­ня не заметят все эти мужчины... Они должны же знать, как мне хо­чется танцевать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцевать со мной…»

(Кадр из фильма Бондарчука «Война и мир».)

Кроме балов, в шумных светских гостиных устраивали маскарады. Они особенно были любимы обществом. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощённому общению.

Именно на бале-маскараде состоялось знакомство известного поэта 19 века А. К. Толстого и Софьи Андреевны Миллер.

В светской толпе он почему-то сразу обратил на неё внимание. Маска скрывала её лицо, но глаза сквозь неё смотрели пристально и печально.

Прекрасные волосы венчали голову. Она была стройна и изящна. Голос её завораживал. Они проговорили недолго. Тщетно он просил её открыть лицо, снять маску… Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было бы с ним, Алексеем Константиновичем Толстым, и с ней, Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились? Быть может, именно той январской ночью1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки будущего небывалого по красоте романса.
(Звучит романс «Средь шумного бала».)
У А. К. Толстого встреча «средь шумного бала» имела счастливое продолжение. В Софье Андреевне он нашёл не только единственную свою женщину, но и умного друга.

Софья Андреевна была незаурядной женщиной, прекрасно образованной. Современники утверждал, что она знала 1,5 десятка языков, была отличной музыкантшей, прекрасно пела. Обладала решительным и стойким характером, обожала, как и Алексей Константинович, охоту и скачки на коне во весь опор.

Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший туда добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи.

С нею он изъездил пол0россии, с нею же уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея Константиновича была вечным чувством.

У каждой эпохи свой идеал женщины. Для светской женщины 19 века были естественны знание языков, умение петь, танцевать, музицировать.

Изменилось время.

Изменилась мода, но неизменными и вечными должны оставаться такие понятия и чувства, дарящие свет, как любовь, верность, честь, красота, искусство, добро.
Всего-то - чтоб была свеча,

Свеча простая, восковая,

И старомодность вековая

Так станет в памяти свежа.


И поспешит твое перо

К той грамоте витиеватой,

Разумной и замысловатой,

И ляжет на душу добро.


Уже ты мыслишь о друзьях

Все чаще способом старинным,

И сталактитом стеаринным

Займешься нежностью в глазах.


И Пушкин ласково глядит,

И ночь прошла, и гаснут свечи,

И нежный вкус родимой речи

Так чисто губы холодит.

Основное различие туризма прошлых лет и современного - наличие рынка туристических услуг. В XVIII - XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVI11 - XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах. В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг - путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.

Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г.. Стефенсон - паровоз в 1814 г.). Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса.

В XVIII - XIX вв. благодаря обособлению туризма в особый род экономической деятельности появляются страны, лидирующие в этой области. Особую роль на мировой арене в ту эпоху играли богатая колониями Англия, обособившиеся в 1776 году США и активно включившаяся благодаря Петру I в международную деятельность Россия. Туристическая деятельность в этих странах заметно активировалась в рассматриваемый период благодаря ряду факторов. Англия легко заняла позицию лидера, поскольку это была одна из первых стран Европы, ставшая на путь капиталистического развития, благодаря чему она характеризовалась более высоким уровнем цивилизации и обустройства быта по сравнению со многими странами. В Англии, а чуть позже - и по всей Европе начинают активно строиться железные дороги, которые, по восхищенному выражению Г.Гейне, "убили пространство" - то есть значительно ускорили и упростили путешествия. США в этот период также начали экспансионную политику. Увеличился захват и освоение новых земель, развитие колоний, как следствие - иммиграция в "новый свет" англичан и французов, которые ускорили переход Штатов к капиталистическому способу развития.


В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.). Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.

В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения; туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и "клубов путешественников", члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна "80 дней вокруг света"). Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.

Увеличению количества путешественников среди людей среднего класса способствует введение отпусков для рабочих и служащих и уменьшение рабочего дня, то есть высвобождение досуга. Идет рост сети железных дорог, развитие экономических связей, торговых путей внутри Европы и с другими странами, развитие пароходостроения и судоходства. В США развитие сети железных дорог субсидировалось правительством на 35- 50%; кроме того, там активнее, чем в Европе, шло развитие автомобильного транспорта: с 1891г. началось его конвейерное производство. США также удалось в определенной степени преодолеть главное препятствие для путешественников, среди которых стала очень популярна Европа - океан. С 1838г. было установлено регулярное сообщение между Нью-Йорком и Англией. В социальной сфере огромную роль сыграла отмена рабства: фактически высвободился еще один социальный слой "потенциальных путешественников"; кроме того, этот шаг привел к увеличению благосостояния населения.

В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.

К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.

Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.

В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. В XVIII веке одним из самых знаменитых курортов в Англии являлся курорт "Брайтон". Здоровье продолжает играть большую роль в выборе места отдыха и предпочтение отдается местам, которые расположены ближе к побережью, морскому отдыху. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.

В США туризм как вид досуга фактически отсутствовал в период территориальных войн, но после признания независимости начал развиваться внутренний туризм с познавательными, торговыми и политическими целями, а так же туризм въездной.

Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран. Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран.

Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.

В 1838 г. первая туристская поездка на пароходе Грейт-Вестерн стала отправной точкой для развития морских круизов. Это было одним из развлекательных туров. Захватнические войны Наполеона открыли для Запада Египет, в который хлынули туристы. Но при этом многие местности оставались для туристов малопривлекательными: так, посещение Африки ограничивалось ее северными прилегающими к морю районами.

Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком. В XIX веке, особенно ближе к началу двадцатого, уже было развито фактически все разнообразие современных "потомков" постоялых дворов: отели, мотели (появились с развитием автомобильного транспорта), хостелы, гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы (обусловлены возникшим в середине XIX века интересом к так называемому "экологическому" туризму - в основном, горному).

Заключение. Туризм - та отрасль человеческого существования, которая напрямую зависит от уровня развития цивилизации: существующих средств передвижения - их скорости, удобства и безопасности - ассортимента предлагаемых развлечений. Буквально год назад возник принципиально новый вид туризма - космический. По сообщениям газет, американцы, несмотря на недавнюю трагедию шаттла "Колумбия", собираются продолжать бизнес в сфере космического туризма, разрабатывая Специальные конструкции шаттлов для доставки на орбиту новых космических туристов и снижения стоимость подобных путешествий. В более привычном для нас "земном" туризме, конкретнее - в его международной отрасли наблюдаются активные процессы транснационализации и глобализации, во многом опосредованные интеграцией Европейского сообщества. Постепенно из "элитного" времяпровождения туризм превратился в массовый вид отдыха, и сегодня он играет столь важную роль в жизни множества людей, что превратился в уникальную крупнейшую мировую индустрию.

Таким образом, историю развития туризма нельзя считать ни завершенной, ни замершей на каком-то этапе: она тесно переплетена с историей человечества, как определяясь ею (о чем уже сказано выше), так и определяя ее, поскольку и само развитие туризма воздействует на экономику, социальную и культурную среду и международные контакты страны.

Экскурсионный туризм