– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

Вопреки росту популярности модного хэнд-мэйда (недавно в столице прошла масштабная ярмарка ручных поделок) в Молдове всё чаще проявляется интерес к традиционным видам народного искусства. Изделия из дерева, глины, кожи, соломы или лозы притягивают своей аутентичностью, принадлежностью к общей культуре.

Подробнее о традиционных видах народного творчества газете «Аргументы и факты в Молдове» рассказал Адриан ТРИБОЙ – председатель Союза народных мастеров Молдовы, победитель Дельфийских игр в номинации «Народные художественные промыслы и ремесла» (2008 г.).

– В последнее время мы замечаем возрождение интереса к народному творчеству. Был временной вакуум, и люди забыли, как создаются кувшины, как можно изготовить из лозы красивую вазу. Кроме того, это эксклюзив, ручная работа, натуральные материалы. К обладанию такими вещами стремится, наверное, каждый. Мы рады, что практически ни одно культурное мероприятие республиканского масштаба не проходит без нашего участия. И государство поддерживает нас.

кстати

Союз мастеров был создан в 1992 году решением республиканского Конгресса народных мастеров. Сейчас он насчитывает более 350 умельцев всех видов ремесел, распространенных в Молдове.

Гончарное дело

Одно из самых распространенных ремесел в Молдове – гончарное дело. В прошлые времена здесь были целые поселения гончаров. Изготовляли не только керамическую утварь, предметы быта, но и глиняную черепицу, обожженный кирпич для строительства домов. Очагами гончарного искусства считались с. Чинишеуць (Резинский район), с. Юрчень (Ниспоренский район) с. Ходжинешть (Каларашский район), с. Цигэнешть (Страшенский район), с. Николаевка (Унгенский район), г. Комрат, Старый Оргеев. В настоящее время мастеров керамики в республике можно пересчитать по пальцам: в Юрчень (Ниспоренский район) – Георгий Панциру, в Ходжинешть (Каларашский район) – Василий Гончар, в Чорешть (Ниспоренский район) – мастер черной керамики Захария Трибой.

комментарий мастера

Захария Трибой:

– Технология производства черной керамики сохранилась от гето-даков. Как и другие виды ремесел, секреты её изготовления передавались из уст в уста, от отца к сыну. Поэтому так важно беречь наших мастеров. Кроме того, каждый керамист проходит свой творческий путь, учась на своих ошибках, находя новые приемы, уникальные методики.

В отличие от красной керамики мои изделия декорируются методом шлифовки камнем или деревом (орнамент не наносится кистью). Отличается также и более сложным методом обжига. Печь герметично закрывается, создается безвоздушное пространство, в котором глина чернеет. Процесс длится до недели, и он более трудоемкий.

Пэнуш

Одним их древнейших видов народного искусства в Молдове считается пэнуш – плетение из листьев кукурузы. В прошлом из стеблей и листьев кукурузы плели амбары, мебель, колыбели, корзины, всевозможные емкости, шляпы, игрушки, предметы декора. Плетение развито было в Сорокском, Теленештском, Каларашском, Кагульском районах. Сегодня в республике эта традиция практически вымирает. Мастеров этого дела – единицы. Одна из лучших – Наталья Канджя из Криулян.

Плетение из лозы

Интересно с исторической точки зрения плетение из лозы. До сих пор в различных уголках Молдовы можно увидеть постройки, которые возводились вначале в виде плетенных из толстых прутьев стен. Затем их покрывали слоями глины, смешанной с соломой. Такие дома всегда были более тёплыми. Наряду с жильем и хозяйственными постройками наши предки мастерили корзины, циновки, сосуды для хранения продуктов, детские колыбели, кузова для транспортных средств, плетеные заборы. Сегодня это исключительно предметы декора и мебель, которые становятся все более популярными в Молдове. Известные мастера плетения из лозы: Лилия Маня, Тудор Бусуйок, Григорий Волощук, Михай Гэураш, Дарие Ромео. Развито оно в Сороках, с. Рубленица, с. Речула, с. Теленешть, с. Манта, Кишинёве.

Плетение из соломы

Необычна технология плетения из соломы. В Молдове для этого используются овсяная, пшеничная и ячменная солома или их сочетание. Овсяную солому отличают большая гибкость и золотистый, богатый оттенками цвет, который подходит не только для плетения шляп, но и для инкрустирования изделий из дерева. Плетут также из соломы суданской травы, дикого овса. Любопытно, что солому мастера собирают по своему усмотрению, в зависимости от того, какой цвет соломы нужен – серебристый, зеленоватый или светло-желтый в стадии восковой спелости. Затем ее специальным методом вымачивают, плетут всевозможными техниками. Наши мастера: Петр Букэтару, Евгения Молдовану. Центры плетения из соломы находятся в Бельцах и с. Михайлень Рышканского района.

Ковроделие

Известна Молдова своими «бессарабскими коврами», отличавшимися высоким художественным уровнем. Ковроделие и ткачество – это гордость республики. У нас практически ни встретишь дома, в котором не было бы ковров. Раньше их количество имело большое значение, когда шла речь о мастерстве девушки и её семьи. Изначально ковры не изготавливались для продажи – только в редких случаях, когда семья молдаванина попадала в большую беду, крестьянин был вынужден продать ковёр. Сейчас традиция почти утеряна. Мастера этого искусства: Парасковия Пасат, Екатерина Попеску, Нина Крэчун, Елена Спиней. К центрам ковроткачества относились: с. Барабой, Плоп, Кришкауцы, Петрены, Табора.

Резьба по камню

Особая роль в художественной обработке камня принадлежит одному из центров развития этого ремесла − селу Косэуць Сорокского района, богатому месторождениями песчаника. В селе Косэуць трудятся известные мастера-каменщики: Александр Чумак, Ион Лозан, Серджиу Кожокару и семейные династии Хэмурару, Загаевских, Золотарёвых и др., у которых обучались многие будущие мастера. В северной части Молдовы каменотёсы работают с зернистым пористым белым камнем, который добывают в карьере близ села Гординешть Единецкого района. Здесь же делают надгробные памятники, стелы и кресты, распятия, дымоходы и др.

Резьба по дереву

Резьба по дереву у нас распространена повсеместно. Наиболее часто использовались акация, ясень, дуб, кизил, орех, бук, граб, черешня, ель, сосна. Каждый мужчина с детства должен был разбираться в породах деревьев. Было известно, что из граба лучше делать орудия труда, из ясеня – втулки для колёс, оси для телеги, клёпки. Из твёрдой древесины кизила – гвозди. Самая красивая мебель получалась из ореха, а из черешни – ложки, фляги для вина. Центры обработки дерева и резьбы по древесине сейчас находятся в Бельцах, Оргееве и Унгенах. Мастера: Думитру Мурузук (Бельцы), Андрей Тихон (Оргеев), Думитру Костандаки (Кишинёв), Ион Тока (Каушаны) и другие.

Кожевенное дело

Историческая литература может многое рассказать о том, как наши предки изготовляли различные изделия из кожи: бурдюки (кожаные мешки), предметы одежды (кожухи, безрукавки, широкие кожаные пояса (chimir) и обувь – сапоги, постолы, туфли и др. Известна и молдавская кушма – каракулевая шапка. Острым концом вверх её носили во время дождя и снега, с загнутым острым концом – кавалеры на свадьбе, с округлённым загнутым концом – старики; молодёжь предпочитала шапки серого цвета, старики – чёрного. В Молдове осталось всего три мастера этого дела: Константин Кожан из Кагула, Леонид Чемортан из Каушан и Думитру Доробан из Яловен.

Плетение из камыша

В Оргееве живет Наталья Морарь – талантливая мастерица, которая плетет из камыша. Её корзины, коврики, предметы декора поражают воображение мастерством и оригинальностью.

Развитие культуры и искусства.

Культура Молдовы и Валахии

Семнадцатый век был временем развития старых культурных традиций и вместе с тем эпохой перелома в культурной жизни. У румын этот перелом проявился в распространении идей позднего Возрождения и в постепенной замене церковного и канцелярского славянского языка румынским. Начиная с времен Михая Храброго в господарских канцеляриях стали появляться документы, написанные кириллицей на румынском языке, а церковнославянский все более ограничивался церковной средой. Это явление облегчило доступ к письменным документам и способствовало приданию культуре светского характера. /353/

Образование. Самые большие успехи в области образования были достигнуты Василием Лупу и Матеем Басарабом. Пользуясь поддержкой митрополита Киевского, Василий Лупу в 1640 г. основал в Яссах Васильевскую коллегию с преподаванием на латинском языке. Для нее было построено отдельное здание и приглашены известные преподаватели из Киева и Москвы, которых впоследствии заменили преподаватели из Греции. По тому же образцу Матей Басараб в 1646 г. основал в Тырговиште так называемую Schola Graeca et Latina , где греческий и латинский являлись языками преподавания для учащихся пятилетних курсов. Известность этой школе принесли ее преподаватели, особенно Пантелеймон Лигарид. Господарь Валахии поддерживал и образование на церковнославянском языке – в 1640 г. он основал Славянскую школу при митрополии Тырговиште.

Позднее, в 1680 г., Шербан Кантакузино основал в Бухаресте коллегию под руководством Иеремии Какавеласа, Иоанна Комнина и других известных преподавателей. В 1694 г. Константин Брынковяну преобразовал эту школу в Академию св. Саввы, ставшую известной не только в Валахии, но также на Балканах и православном Востоке. В Молдове традицию коллегий, начало которой положил Василий Лупу, продолжил Антиох Кантемир, возобновивший в 1707 г. работу господарской академии в Яссах.

Многие молодые бояре обучались за рубежом. Наряду со школами Константинополя это были школы и университеты Падуи, Рима и Венеции (Раду Михня, стольник Кантакузино), Киева (сыновья боярина Удриште Нэстурела), Москвы, Львова (Григорий Уреке), Бара (Мирон Костин), Оксфорда, Парижа, Вены. Одним из инициаторов обучения в европейских университетах был господарь Константин Брынковяну. Так в румынские княжества проникали европейские идеи.

Книгопечатание. Типографии занимались книгопечатанием под покровительством господарей и церквей. Первые книги имели религиозное содержание. Однако во второй половине XVII в. издавалось все больше книг другой тематики. Появились издания на румынском языке. Преобладали переводы с церковнославянского или греческого, но печатались и оригинальные работы. Наряду со старославянскими и румынскими выходили книги на гре- /354/ ческом и арабском языках, востребованные на православном Востоке.

В Валахии книгопечатание развивалось благодаря заботам господаря Матея Басараба, по распоряжению которого в 1637 г. открылась типография в Кымпулунг-Мусчеле. При монастыре Говора типография начала действовать в 1637 г., потом она была перемещена в монастырь Дялу под Тырговиште, где работала до 1652 г. В 1672–1715 гг. в Бухаресте работала типография митрополии, впоследствии ставшая господарской. К концу века открываются типографии в Бузэу (1691–1706) – при тамошнем епископстве, под покровительством Антима Ивиряну, – и в Снагове (1696–1701). В 1705–1707 гг. действовали типография в Рымнику-Вылче, под покровительством все того же Антима Ивиряну, а также в Тырговиште (1708–1719).

В Молдове типографское дело зарождается при Василии Лупу: в 1642 г. при помощи Петра Могилы открывается типография при монастыре Трех Святителей в Яссах. В 1643 г. здесь были напечатаны «Казания» Варлаама (или «Румынская книга поучений») и другие книги религиозного характера. Деятельность типографии прекратилась, скорее всего, с концом правления Василия Лупу. Во второй половине XVII в. книгопечатание развивалось усилиями господаря Дуки Водэ и митрополита Дософтея, который в 1679 г. вновь открыл типографию Василия Лупу. В 1679 г. начал работать типографский станок, привезенный из России (1681–1686). В целом можно сказать, что в Молдове типографий было меньше, чем в Валахии, но независимо от того, где издавались книги, они получали распространение по всему православному миру.

Библиотеки. Библиотеки существовали, главным образом, при монастырях, где хранились книги и рукописи религиозного характера. Одной из самых известных была библиотека Барновского монастыря в Яссах, в которую вошла библиотека коллегии Василия Лупу. Богатые библиотеки появились при коллегии Трех Святителей в Яссах и при Академии св. Саввы в Бухаресте. Новшеством стало создание крупными боярами светских библиотек, например библиотеки Удриште Нэстурела в Херэшти-Ильфове (середина XVII в.), стольника Константина Кантакузино и Михая /355/ Кантакузино. О библиотеке стольника в Мэрджиени известно, что она состояла из 407 томов на греческом, латинском, итальянском, французском, турецком языках. Некоторые из них попали туда из библиотеки Филипешти де Пэдуре, постельника Кантакузино.

Религиозная и юридическая литература. Значительную часть книжной продукции XVII в. составляла религиозная литература. Впервые были переведены на румынский основные богослужебные книги православия (Литургия, Библия). Эти переводы способствовали распространению в церковных богослужениях румынского языка. В предисловиях и примечаниях можно найти намеки на осознание переводчиками этнического и языкового единства румын Молдовы, Валахии и Трансильвании. Среди изданных в то время книг выделяется «Румынская книга поучений» или «Казания» митрополита Варлаама (1643), пользовавшаяся широкой популярностью в Трансильвании: известно, что там разошлось более 600 экземпляров. Был напечатан перевод с русского на румынский «Учительного Евангелия» (Говора, 1642). Митрополит Дософтей осуществил стихотворный перевод Псалтыри (так называемая Униевская псалтырь, 1673), а также Литургии (1697), Молитвенника (1681) и Житий святых в четырех томах (1682–1686).

В Валахии в 1680 г. издана Литургия (часть текста была набрана на румынском языке), за ней последовали Евангелие (1682) и Апостол (1683), уже полностью напечатанные по-румынски. Затем вышла в свет в Бухаресте румынская Библия (1688), изданная под покровительством господаря Шербана Кантакузино. Над переводом работали братья Раду и Шербан Гречану, которым помогали Николай Милеску Спэтару (Спафарий) и стольник Константин Кантакузино. Это издание Библии является великолепным памятником румынского языка конца XVII в. Она была обращена ко всем румынам и быстро получила известность на всем православном пространстве, населенном румынами. В конце XVII в. прославился Антим Ивиряну, епископ Рымникский, позднее митрополит Валашский, автор написанных на румынском языке «Притч, или Дидахий», а также ряда религиозных работ полемического характера.

В ответ на кальвинистскую и католическую пропаганду был напечатан декрет состоявшегося в 1642 г. в Яссах церковного собора. Потом появился «Ответ на кальвинистский катехизис» (1645), в котором оспаривались кальвинистские воззрения на основопо- /356/ лагающие вопросы христианской веры. В конце XVII в. при поддержке Константина Брынковяну в ответ на католическую пропаганду, усилившуюся в Трансильвании, с греческого на румынский были переведены «Учебник против папского раскола» Максима Пелопоннесского (Снагов, 1699) и работа Петра Могилы «Православный катехизис» (Бузэу, 1699).

Ввиду отсутствия кодифицированных законов в XVII в. были предприняты попытки восполнения этого пробела. Свой вклад в кодификацию внесли господари Матей Басараб и Василий Лупу. Прежде правосудие совершалось по старому византийскому законодательству, проникшему в румынскую среду при посредстве греков и славян. Первым шагом к изменению в этой области стало издание (при поддержке Удриште Нэстурела) «Говорского изборника» (1640) для духовенства, переведенного Михаилом Моксой с церковнославянского языка. В Молдове под покровительством Василия Лупу в 1646 г. в Яссах издается «Румынская книга наставлений» (или «Правила»), переведенный с греческого кодекс законов. К нему добавились разные приложения из гражданского, уголовного, международного, канонического права. Еще один шаг вперед был предпринят в 1652 г. изданием в Тырговиште труда «Исправление закона» (при поддержке митрополита Штефана). К переводам с греческого в ней были добавлены юридические «Синтагмы» Матея Властареса и фрагменты уже упоминавшихся «Правил» Василия Лупу. Эта книга, изданная за счет господаря Матея Басараба, на протяжении многих десятилетий являлась юридическим справочником, которым пользовались как светские деятели, так и церковнослужители во всем румынском православном мире.

Историография. Историческая литература XVII в. представлена летописями, хрониками, работами книжников, обучавшихся в школах Польши или Италии. Испытывая интерес к древней истории, особенно к классическим авторам, они в своих трудах указывали на происхождение румын от древних народов и на латинскую основу румынского языка, распространенного в Молдове, Валахии и Трансильвании, а также подчеркивали непрерывность проживания романского населения в Дакии после ухода оттуда римлян.

В Молдове вышло сочинение Григория Уреке «Летопись земли Молдавской от Драгоша Водэ до Арона Водэ» (1359–1594), в котором постулируется идея родового единства румын: «Мы из Рима /357/ исходим». Логофет Мирон Костин, воспитанный, как и Г. Уреке, в польских католических коллегиях, создал «Летопись земли Молдавской от Арона воеводы» (1594–1661). Мирон Костин был и автором ряда работ на польском языке, пользовавшихся признанием в ту эпоху. Среди них – написанное в 1686–1691 гг. сочинение «О происхождении молдаван», где доказывается латинское происхождение румын, «Хроника Молдавской и Мунтянской страны», в которой он вновь возвращается к данном вопросу. Николай Костин продолжил начатую традицию, обратившись к самым истокам Молдавского государства. Он создал «Летопись земли Молдавской от сотворения мира» (доведена до 1601 г.), воспользовавшись при этом древнегреческими и латинскими источниками. Летописи распространялись в рукописях и списках. Со временем в них вносились изменения, исправления, добавления – ныне трудно отличить оригинал от поздних списков. Изложение Николаем Костиным исторических событий продолжил Ион Некулче, автор работы под названием «Летопись земли Молдавской от Дабижи Водэ до второго правления Константина Маврокордата» (1661– 1743), которой предшествовал составленный им сборник легенд и исторических преданий, известный под названием «Несколько слов».

На развитие историографии в Валахии в значительной мере повлияло противостояние боярских партий. Для семейства Кантакузино была написана «История Валахии» или «Хроника Кантакузинов» (с 1290 до 1690 г.), автором которой был Стойка Лудеску, а Раду Попеску создал «Историю господарей Валахии (1270–1728)» для представителей семьи Бэляну. Выполненной по заказу боярской партии можно считать и работу логофета Раду Гречяну, сторонника господаря Константина Брынковяну, называвшуюся «История Валахии с октября 1688 г. до марта 1714 г.». В конце XVII в. наиболее известным валашским историком был стольник Константин Кантакузино, образованный боярин, хорошо знавший историю Древней Греции и Древнего Рима. В его главной работе, «Истории Валахии», рассматривался вопрос о латинском происхождении румын, их единстве и непрерывности проживания на территории бывшей Дакии. Незаконченная (или частично утерянная) рукопись излагает, к сожалению, историю страны только до прихода гуннов.

Художественная и научная литература. Интерес к изящной словесности вырос вследствие ее светского характера и распрост- /358/ ранения письменности на румынском языке. Так, Николай Милеску Спэтару (Спафарий) описал свое путешествие во главе русской миссии в Китай, составив карту маршрута. Этот труд вызвал большой интерес читающей публики. Спафарию принадлежат также переводы с греческого языка Ветхого Завета и перевод труда под названием «Аритмологион» (т. е. нумерология). Стольник Константин Кантакузино составил карту Валахии, отпечатанную в 1718 г. господарским секретарем Антонио Мария дель Кьяро в Венеции. На территории княжеств ходили в списках басни Эзопа, а также «Житие святых Варлаама и Иоасафа, или Дарственный цветок». Это была нравоучительная литература. Многочисленные переводы вызывали необходимость составления словарей. В 1649 г. появился «Славянско-румынский лексикон и толкование имен». Теодор Корбя составил латинско-румынский словарь под названием Dictiones latinaecum Valachica interpretatione .

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Возникновение и развитие феодальных отношений на территории Валахии, Молдавии и Трансильвании В период VI-VIII вв. в сложном процессе ассимиляции местным населением многочисленных этнических элементов, в том числе и славянских, формировались народности будущих валахов и

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Экономическое и социальное развитие Валахии и Молдавии. Крестьянские движения Несмотря на опустошения, причиненные татаро-монгольским нашествием Валахии и особенно Молдавии, в XIV-XV вв. в обоих княжествах наблюдался значительный экономический подъем. Развивалось и

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 3. Коллаборационизм в области науки, культуры и искусства Свои специфические черты имело сотрудничество части граждан СССР с оккупантами в таких сферах, как наука, культура и искусство. Осознавая, что эти области жизни населения РСФСР могут способствовать развитию

Из книги История Румынии автора Болован Иоан

Михай Храбрый (1593–1601) – «господарь Валахии, Трансильвании и всей Молдовы» Благодаря двум главным достижениям своего краткого правления – спасению валашской государственности в условиях османской экспансии и объединению румынских княжеств и Трансильвании – Михай

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

РАЗВИТИЕ ТАКТИЧЕСКОГО И СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА Главная особенность тактики этого периода уже исследована в предыдущей главе, а именно усиление значения конницы. В военный трактат конца VI в., так называемый Стратегикон, входит детальное описание вооружения,

автора Вёрман Карл

11. Развитие искусства Паоло Позже Паоло вместе с Тинторетто принимал широкое участие в украшении библиотеки (теперешнего королевского дворца) и Дворца Дожей в Венеции. В последнем «Похищение Европы» в зале дель Антиколеджио прекраснейшая мифологическая картина

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

Развитие немецкого искусства В начале нового столетия и над Германией занялась заря нового, более полного содержанием существования. На колесах торговца через Альпы проникло благосостояние, без которого искусства чахнут, а на крыльях слова проник гуманизм, возродивший

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

8. Развитие искусства в Аугсбурге Разностороннее и пышнее, чем в Ульме, живопись развивалась в более богатом духовными силами имперском городе Аугсбурге. миниатюра и с ней вместе гравюра на дереве также были в большом ходу в богатом швабском торговом городе, зато гравюра

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

Развитие нидерландского искусства Под властью императора Карла V вся область Нидерландов, представлявшая в это время от фрисландкого севера до валлонского юга часть Германской империи, наслаждалась в первой половине XVI столетия богатейшим расцветом торговли,

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

ГИТЛЕРОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Культурный ренессанс18 июля 1937 года Гитлер выступил с речью на открытии Дома германской культуры в Мюнхене, который должен был заменить прежний Стеклянный дворец. В результате краха Германии после войны, отметил он, возник

Из книги Эллинистическая цивилизация автора Шаму Франсуа

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

28. Какова культура Возрождения в Италии, (ее важнейшие достижения в области культуры и искусства)? Культура Возрождения не была достоянием одной только Италии, но она зародилась именно в Италии, и путь ее развития отличался исключительной последовательностью.

автора Семенов Юрий Иванович

1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ 1.4.1. Понятие культуры вообще О понятии культуры написаны горы литературы. Существует огромное множество определений слова «культура». Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл.

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом Культура есть общезначимый опыт. Поэтому она всегда есть опыт определенных совокупностей людей. Разные человеческие общности жили в различных условиях. Поэтому в каждой из них складывался свой


Зодчество Процесс генезиса и становления собственно молдавского искусства, в том числе и зодчества относится ко второй половине XIV-первой половине XV в. Оно формировалась путем воплощения народом местных самобытных традиций и творческого усвоения византийского, южно- и восточнославянского и в меньшей мере романского и готического стилей.

XV-XVI вв. - время формирования основных черт молдавского архитектурного стиля. В Молдавии строились каменные крепости, укрепленные монастыри, господарские дворы, церкви. Очень многие из них не сохранились. Лучше сохранились крепости. Самые ранние из них Шкея, Сучава, Нямц, Четатя Албэ. Сначала они были прямоугольной формы, небольших размеров, укрепленные прямоугольными башнями с высокими стенами, завершающимися каннелюрами.

Появление артиллерии привело к изменениям во второй половине

XV- XVI в. в архитектуре и конструкции крепостей. Стефаном Великим были построены новые крепости Роман, Оргеев, Килия, восстановлены и расширены старые, воздвигнуты новые более толстые стены с круглыми или многогранными башнями, бастионами и бойницами.

Образцом фортификационной архитектуры является построенный Петром Рарешом (1543 г.) по итальянскому образцу Сорокский замок. Он круглый в плане, диаметром около 30 м, с толстыми высокими стенами, четырьмя круглыми и одной прямоугольной надвратной башнями. Гражданское зодчество было представлено господарскими дворами, построенными Стефаном Великим в разных городах страны: Сучаве, Бакэу, Котнарь, Яссах, Пятре, Хушь. От них сохранились лишь незначительные остатки сводчатых погребов, фундаментов, обломки профилированных камней, фрагменты керамики.

Основой становления и дальнейшего развития культовой архитектуры послужили типы двух самых ранних церквей: Святого Николая в Рэдэуцах базиликового плана готического стиля, построенной Богданом I (1359-1365) и Святой Троицы в Сирете Петра Мушата трехконхового плана с чертами моравско-сербского стиля. Отталкиваясь от базилики из Рэдэуц, школа местных мастеров выработала местный тип культового строения - церковь прямоугольного или просто продольного типа (Дол- хешты - до 1481 г., Лужаны - после 1453 г., Бэлинешть - 1492-1493, Воловэц- 1500-1502)

При Стефане Великом на первый план выходит выработанный местными мастерами на базе церкви Святой Троицы из Сирета тип молдавской церкви трехконхового плана с купольным барабаном над наосом (Пэтрэуць, Милишэуць - 1487 г., Воронец, Святого Ильи в Сучаве - 1488 г.). Конструктивное решение системы поддержки купольного барабана является инновацией молдавской архитектурной школы и состоит в создании «системы молдавского свода». Ей не только нет прецедента в предшествующий период, но и нет аналогий во всей средневековой архитектуре. Другим отличительным признаком культовой архитектуры этого времени было применение на поверхности абсид высоких слепых ниш, опиравшихся на цоколь поясов, и малых ниш над ними, а также поясов вдоль верхней части фасадов из поливных керамических дисков разных форм и цветов, искусное чередование каменной и кирпичной кладки.

В последнее десятилетие правления Стефана Великого молдавские строители создали путем синтеза черт обоих планов - трехконхового и прямоугольного - местный архитектурный тип культового здания, названного смешанным, или переходным. Процесс его формирования продлился до второй половины XVI в.: Борзешть (1493-1494), Рэзбоень (1496 г.), Пятра (1497-1498).

Культовая архитектура XVII в. характеризуется большим разнообразием. Появляется новый тип, представленный церковью монастыря Драгомирна (1609 г.), построенной А. Кримкой и М. Барновским. Она впечатляет своими пропорциями, высокой изящной башней, где каждый камень украшен резными узорами. Каменный тройной пояс, местами витой, опоясывает посередине фасады церкви.

Самым выдающимся памятником молдавского зодчества XVII в. является церковь Трех Святителей в Яссах - ктитория В. Лупу. Ее размеры, гармония конструкции и специфический резной растительный и геометрический орнамент, покрывающий все ее фасады, придают импозантный и торжественный вид.

Рельефная орнаментация каменных стен молдавских храмов является результатом восточного влияния.

К этому же времени относится и Дмитриевская церковь в Оргееве (1631-1636), портал церкви сохранился в своем первоначальном виде.

Построенная проилавским митрополитом Даниилом и представляющая однонефную базилику с полукруглой абсидой и Коробовым сводом Каушанская церковь Успения (1763-1767) обнаруживает сходство с балканскими и особенно валашскими памятниками брынковянского типа.

Живопись. Молдавская живопись развивается с конца XIV в. под влиянием византийской живописи, опосредованно через ее южнославянские формы, которые были более выраженными, простыми и близкими народному восприятию. Молдавские мастера на основе многовековых традиций народного искусства, глубоко усвоив и творчески переработав формы живописи византийского типа, создали собственную молдавскую школу живописи.

Высокое мастерство молдавских живописцев нашло свое отражение в росписях церквей, господарских дворцов и боярских домов, создании икон и художественном оформлении древних рукописей. В одной молдавской грамоте первой четверти XV в. отмечается, что Александр Добрый дарит зугравам целые села и мельницу за роспись церквей и дома. Столь щедрое вознаграждение может свидетельствовать о значительном объеме работ по росписи этих сооружений.

Основными центрами развития живописи были монастыри Нямц, Хомор, Путна.

Одним из освоположников молдавской школы живописи был известный книжник, миниатюрист и копиист монах Нямецкого монастыря Гавриил Урик. Он был автором художественного оформления переписанного им Тетраевангелия (1429 г.) с многоцветными и выразительными миниатюрами четырех евангелистов во весь лист, украшенного также титульными листами, виньетками, заставками, начальными буквами (инициалами).

Произведения Г. Урика в области миниатюристики в значительной мере способствовали развитию настенной живописи, поскольку послужили образцами и прототипами в живописи не только для миниатюристов, но и для живописцев.

Под их влиянием во второй половине XV в. были украшены фресками интерьеры церквей в Долхештах и Лужанах - самых ранних памятников настенной росписи. Сходна с ними по стилю и роспись интерьера церкви в Балинештах (1473 г.), исполненная известным молдавским зугравом XV в. Гавриилом Иеромонахом. В XVI в. живопись, сохраняя свои древние традиции, достигает широкого распространения. В Сучаве создан особый цех зугравов.

XVT-начало XVII в. - время расцвета молдавской внешней настенной живописи. Она характерна главным образом для церквей, построенных Петром Рарешом, например, церкви Святого Георгия в Хырлэу (1530 г.), Пробота (1532 г.), Хомор (1535 г.), Воронец (1547 г.) и др- Содержание росписи в основном религиозное. Помимо теологического смысла эта роспись является оригинальным способом антитурецкой пропаганды.

Внешняя роспись церквей является чисто молдавским творением, не имеющим себе подобных нигде в мире. Главная ценность ее помимо высокой художественности заключается в призыве молдавского народа к борьбе с чужеземными захватчиками: турками, татарами и др.

С конца XV в. развивается иконопись, на которую оказала сильное влияние русская школа живописи. Кроме того, что в Молдавию ввозились русские иконы, многие церкви, например церковь Трех Святителей, расписывались приглашенными русскими мастерами.

Немалую художественную ценность представляет роспись интерьера Каушанской церкви Успения середины XVIII в., в шторой заметен синтез византийских, молдавских и валашских традиций.

Значительного развития изобразительное искусство Молдавии достигло и в художественном оформлении рукописей. Наиболее ярким произведением этого жанра является Четвероевангелие Никодима, монаха монастыря Хомор, в котором исполнен самый совершенный и близкий к оригиналу портрет Стефана Великого. Искусство XVI-XVII вв. продолжает старые традиции. Попытки митрополита Молдавии искусного оформителя книг А. Кримки внести в миниатюристику новый графический декоративный стиль не нашел последователей.

Гавриилу Урику и его ученикам принадлежит изобретение оригинального каллиграфического стиля для памятников славянской письменности в Молдавии, известного под названием «молдавский извод». Для него были характерны элегантность письма, геометрический орнамент, сочетание подобранных со вкусом цветных рисунков.

К «молдавскому изводу» в XVII в. примкнул и А. Кримка. Блестяще изготовленные им титульные листы и элегантность инициалов и букв демонстрируют традиции, восходящие к творчеству Г. Урика.

Ценными произведениями молдавского средневекового искусства являются вышивки. Они уже в первой половине XV в. достигают уровня произведений большого художественного значения. Все вышивки носят в основном культовый характер. Характерным элементом для некоторых из них являются мастерски вышитые портреты во весь рост.

Самая древняя из молдавских вышивок - епитрахиль Александра Доброго и его жены Марии, отнесенная к категории «праздничных». В этой вышивке, а также и эпитафии митрополита Макария (1428 г.) и эпитафии, подаренной в 1437 г. игуменом Силуяном Нямецкому монастырю, чувствуется влияние византийско-сербских традиций.

Уникальным является погребальное покрывало Марии Мангупской - жены Стефана Великого (1477 г.), простая красота которого восходит к поэтическому миру Востока, неся в себе яркие византийско-балканские черты.



Фефилова Е.Ф. Кишинев Постеукэ Г.Г. Село Буковка, Блузы женские. 1977-1978


Природа Молдавии, нашей южной республики, отличается большим своеобразием. На юге тянутся степи, в центральных районах - массивы светлых лиственных лесов, на севере - лесостепь. Везде бескрайние поля, сады, виноградники, масса красивейших цветов.

Дом сельского жителя Молдавии снаружи и внутри красиво оформлен. Глубокой внутренней связью объединен он с окружающей прекрасной природой. И природа, и жилище - единый мир обитания человека.
Особенно красивы дома центральной, лесной полосы Молдавии, по берегам реки Реута, в селах Бранешты, Фурчаны. Прежде были более распространены дома с соломенными крышами. Перед домом находится забор с массивными резными воротами, которые имеют навершие, украшенное многоплановой геометрической резьбой и прорезным ажурным ребнем.
Резьба была разнообразной - плоской и прорезной, ажурной.
Дома в центральных районах Молдавии, кроме резьбы, имели многоцветную роспись. В последнее время в стенной росписи стали использоваться не только традиционные мотивы букетов цветов в вазонах, но и сюжеты, почерпнутые из печатных изданий, телевизионных передач, из увиденных профессиональных художественных произведений. Такая стенная декоративная роспись в творчестве мастера по своей художественной стилистике сближается со станковым примитивом.
С резьбой и красочной росписью, увенчанный декоративным кованым дымником, дом смотрится торжественно и празднично.
Дома северных районов также украшались резьбой по дереву, но несколько беднее. Отличительной особенностью их был сооруженный на гребне крыши «плюмаж» из резного дерева, а фронтон украшался крупной розеткой - солнышком, как и у белорусских домов.

Попеску A.M. Село Клишево, Оргеевский район Коврик (ницурка) «Румбэ» 1978

Большое своеобразие дому придают детали из резного камня. Колодцы любовно оформлены пышными, как балдахины, навершиями. В искусстве украшения колодцев сказалось почтительное отношение крестьянина к воде.
Часто навершия делались из прорезной жести и были ажурными, легкими, подобными драгоценным коронам.
Художественная обработка лозы и дерева. Из лозы и дерева изготовляют предметы декоративной мебели, прялки, ложки с резными ручками, бытовую утварь и посуду. Привлекают внимание деревянные сундуки с резьбой и красочной росписью. На них обычно рисуют масляными красками два вазона с пышными яркими букетами цветов, которые на лицевой стороне обрамляют замковое отверстие. Крышка расписывается красными розами. Сложным» архитектурными сооружениями были кровати на резных ножках-колоннах, с филенками спинок, также покрытыми росписью. Роспись была цветочная, декоративная, крупная, несколько размашистого кистевого мазка. Для различных нужд делались традиционной национальной формы деревянные фляги - «плоски», больших и малых размеров. С лицевой и обратной стороны их покрывали геометрической неглубокой резьбой.
Наибольшего расцвета достигла резьба по дереву в бытовых изделиях в 1940-1950-х годах. В это время в Молдавии работали блестящие мастера В. Новик и И. Цеханович. В их работах превалировала пластичная форма, а резьба занимала подчиненное положение.
Мастер часто оставлял некоторую часть поверхности не заполненной резьбой, гладкой.
К большому сожалению, от изготовления практичной деревянной посуды в конце 1950 х - 1960-е годы мастера перешли к производству всяческого рода незначительных поделок. Только мастер М. Чебан в 1970-е годы был верен традиции создания крупных предметов из дерева со строгой резьбой геометрического и растительного характера.
Из дерева изготовляли посуду и домашнюю утварь главным образом в тех местностях, где было больше лесов а вот керамикой занимались повсеместно.

Мазур А.С. Село Кобольчин Село Сосуд с узким горлом (бурлуй) 1978

Керамика - один из древнейших художественных промыслов Молдавии. Уже пять тысяч лет назад в Прутско-Днестровском междуречье большого расцвета достигла Трипольская культура. Найденные в археологических раскопках керамические сосуды и сегодня удивляют высоким качеством обожженного черепка, практичными, удобными в пользовании формами, красивым крупным завитком узора. Известные с тех времен формы мисок, горшков, ваз на всем протяжении дальнейшего развития молдавской керамики просуществовали почти без изменений. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до н. э расцвела так называемая фракийская культура, давшая основу для развития современной керамики.
В VI-VIII веках уже нашего времени земли современной Молдавии были заселены славянами. Уже с X века у них гончарный промысел стал таким же основным видом деятельности, как земледелие для землепашца и животноводство для скотовода. Мастера усложняют технологию изготовления изделий, появляется большее разнообразие форм и декора. От тех времен дошли предметы, в черепках которых золотистым блеском светится добавляемая в глиняную Массу слюда. Новые виды керамики - серая и красная - с богатыми узорами ангобом и штампом распространяются в
X-XIV веках с появлением на территории Молдавии балкано-дунайской культуры.
Современная молдавская керамика в своей основе имеет древние традиции фракийской, дако-романской, славянской и возникшей в конце бытования балкано-дунайской культур, собственно молдавскую художественную традицию. И по сей день промысел существует в типах красной, серой и черной керамики. В Чинишеуцах, как и в Кобольчине, на месте древних славянских поселений, предпочитают делать черную керамику. Формы сосудов черной керамики обладают особой монументальностью, которая подчеркивается их суровым темным цветом, отливающим как бы серебром от употребляемого лощения поверхности. Подобные сосуды бывают больших размеров, они предназначены для переноски и хранения воды. Их поверхность украшается штампованным орнаментом, а иногда по обожженной бархатистой черной поверхности сосуд покрывается простым лощеным линейным орнаментом, который ложится по форме, оттеняя ее округлость и мягкие изгибы.
Жители Юрчен и Цыганешт предпочитают красную и белую керамику. Дако-романская традиция и сегодня прослеживается в сосудах из красной и белой глины, в изделиях, имеющих широкое устье, поливу и развитую декоративную роспись. Для этой керамики характерны зеленые, желтые и коричневые глазури. Под глазурной росписью нередко употребляется коричневый и красноватый ангоб.
Собственно молдавская художественная традиция наблюдается в керамике, имеющей характерную роспись мелкого рисунка, выполненного ангобами.

Болду М.Д. Село Табаны, Бричанский район Навершие на колодец 1978

Творчество выдающегося молдавского мастера С. Чоколова во многом способствовало появлению новых черт в молдавском промысле. С. Чоколов разрабатывает линию лепной керамики, нередко отказываясь от гончарного круга, создает свои произведения в свободной пластике, используя выразительность самой эластичной глины и нецветистой гаммы красок поливы. Декоративность и насыщенность художественными идеями работ С. Чоколова удивительны. Можно сказать, что он пошел дальше традиционных форм керамики Молдавии, усилив в своих произведениях черты народной сказки. Творчество профессионального художника С. Чоколова неотделимо от основ народного молдавского промысла по сути своей и богатейшему использованию народных традиций. Наследие народного гончарного промысла лежит в основе творческой работы и другого мастера молдавской керамики, выдающегося профессионала Э. Греку, статус которого как профессионального художника не мешает ему творить в русле лучших традиций народного национального гончарного промысла. Выполненные им в последние годы кувшин для воды - «бурлуй», ваза в традициях черной задымленной славянской керамики свидетельствуют о том, что художник исключительно интересно и бережно развивает один из пластов богатейших традиций народного искусства: в традиционной технологии изготовления, тонком понимании специфики пластического решения, применении старинного декора лощеного орнамента по черной матовой поверхности.
Молдавская керамика в творчестве народных мастеров развивается в богатом разнообразии форм и декоративного оформления. Наибольшее распространение сегодня получили те произведения, в которых веселый узор из темно-зеленых пятен, белых черточек и точек выполняется в свободной живописной кистевой манере и красиво ложится по желто-золотистому полю поверхности глиняного сосуда.
Лепная керамика, черная задымленная, красная и белая с поливой и рисунком ангобами - получила широкое развитие в современном декоративно-прикладном искусстве.
Костюм. Различные виды народного искусства соединялись в ансамбле молдавского костюма. Ткачество, вышивка, украшения головного убора и обуви, различного рода бусы, ожерелья делали костюм произведением национального искусства.
В Молдавии значительными были различия между городским и сельским костюмом. Сельский отличается большой стабильностью на протяжении веков. Городской костюм, особенно высших классов, господарский, постоянно испытывал на себе изменчивое влияние моды, причем эта мода в большой степени зависела от политических ситуаций. В XVI веке молдавский Костюм высших классов послушно следовал польскому, с XVII по XIX век городская одежда Молдавии была под сильным влиянием турецкой традиции. До XIX века в молдавской городской одежде бытовали турецкий кафтан, а также женский камзол и шерстяные накидки- плащи турецкого происхождения. Но основная масса сельского населения осталась верна народной культуре.
Традиционный тип рубахи - «кэмешэ молдовеняскэ» отличается многочисленными сборками, образующимися при стягивании ворота шнурком. Такие рубахи мы видим и на фракийских женщинах рельефов колонны Траяна в Риме.
Вышивка молдавских женских рубах, как правило, бывает одного или двух цветов. Даже когда вышивка красочна, празднична, обильна, она все равно монохромна, но обогащена мережками и прошвами.
Красивы рубахи женщин Бричанского района. Они носят несколько укороченные рукава, которые ниспадают пышными фестонами. Рукава украшены кружевом, а чуть выше полосы кружева располагается вышивка. На плечевых вставках рубахи более мелкая вышивка и всего в один цвет - зеленые листочки, а на груди - центр всей композиции вышивки и цветовой и ритмический - крупные красные розы и зеленые ветки с Листьями. Такой продуманной и в цвете и в ритмике предстает перед нами молдавская вышивка.
Со второй половины XIX века усложняется вышивка женских рубах - «алтицэ-рыурь». Плечевая вышивка- алтицэ спускается низко на рукав и строится в более усложненной композиции. Сохраняя строгость цветовых отношений, всего в две краски, такая вышивка богатством декора, своим обилием и яркостью смотрится исключительно нарядно.
Молдавский женский костюм представляет собой декоративный ансамбль тесно взаимосвязанных между собой компонентов, свидетельствующих о высоком вкусе народных мастериц. Более крупный рисунок был на тканых юбках, мельче - филигранный узор рубах, чуть тронут вышивкой головной убор - нэфрамэ. Иногда вертикальные полосы вышивок делались на спине, это придавало большую стройность фигуре.
Древнейшие в молдавской вышивке - геометрические орнаменты. И тогда как к концу XIX века на севере Молдавии начинают распространяться растительные узоры, на юге, в Чимишлийском, Кагульском, Вулканештском районах, до сего дня продолжают господствовать геометрические.
Молдавский костюм красиво дополняют тканые узорные плечевые котомки, которые были более декоративными, веселых пестрых расцветок, чем сам костюм.
Ковроделие .
С внедрением в ковроделие химических красителей контраст цвета поля и узора становится основным характерным свойством молдавского ковра. К началу XX века широкое распространение получает ковер «рэзбой», в центре композиции которого находятся невообразимо яркие, объемные благодаря приему изображения светотени почти натуралистические розы. Иногда они соединены в букеты. На темном фоне ковра крупные розы горят как пламя. На кайме в дополнение к красочному центру изображается яркая гирлянда роз.
Предприятия ручного ковроделия Молдавии сосредоточены главным образом в Страшенском и Ниспорен- ском районах. Тут предпочитают классический молдавский ковер гармоничной сдержанной гаммы. Предприятия много выпускают маленьких ковриков - «ницурка», всего в два цвета, строгих геометрических орнаментов.
Произведения художественных промыслов Молдавии в красивом ансамбле сосуществуют в парадной комнате жилища молдаванина - «каса маре». Обычно это нежилая, неотапливаемая комната для приема гостей, в которой находились самые красивые вещи: расписные деревянные сундуки с приданым для дочерей, на сундуках - стопки пестрых одеял и красочных ковров, на лавки положены тканые шерстяные дорожки - «лэичер», стены украшены паласами, в резных шкафчиках и на полках - гончарная посуда, которая вносит свою праздничную ноту яркой, веселой, зелено-золотистой росписью. На стенах висят вышитые рушники. Стены и печку - «куптор» женщины расписывали цветочными композициями.
«Каса маре» в доме молдавского жителя и сегодня подлинный домашний музей, который говорит о талантах и большом вкусе живущего в доме человека.

Антонова H.B. Кишинев Ковер (рэзбой) «Моя Молдова» 1978 Бойко Л.З. Кишинев Ковер (рэзбой) «Стелла» 1978