Понятия «культуры» и «субкультуры». Слово «культура» происходит от латинского «культивировать» или «возделывать», и именно в таком понимании («искусство земледелия») оно употреблялось до начала XVIII в. Позже его стали относить и к людям, отличавшимся изящными манерами, начитанностью, музыкальностью и т.п. В обыденной лексике, на уровне массового сознания, слово «культура» и по сей день ассоциируется с хорошим воспитанием, посещением театров и музеев, художественной эрудицией.

Современное научное определение культуры значительно шире. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. 1 Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений. 2

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры- хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов. 3

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.

Факторная обусловленность культуры молодежи. В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая понимается нами как содержательная сторона культурной деятельности молодого человека, воплощение в предметных действиях мотивов, потребностей, умений культурного характера. К числу основных факторов, обусловливающих состояние молодежной культуры, относятся следующие.



1. Социум. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной аномии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность-все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная российская культура как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровнях сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой-коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

3. Уровни гуманитарной социализации. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в пользу рекреативно-развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

4.Возрастные особенности молодежи. Юношеский возраст (15-18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. 4 Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию-преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные, в первую очередь, эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5. Особенности поколения. Именно в этой плоскости речь идет о молодежной субкультуре, обладающей не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются свойственно молодежные формы сознания и поведения. 5

Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Кроме того, начиная с 90-х годов, усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи. Так, в частности, вряд ли корректно говорить в социально-психологическом смысле, например, о «петербургской молодежи» как единой группе населения. Безусловно, как поведение, так и ценности,например, молодого бизнесмена, с одной стороны, и молодого безработного,-с другой, не могут не отличаться друг от друга. Тем не менее существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению России.

Особенности молодежной субкультуры. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо определенных политических установок минимально. Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.

«Участие в политической жизни»в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных, отсюда закономерно проистекают и неопределенные политические позиции старшеклассников: лишь треть из них (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Отказ от определенного мнения, выраженный в виде суждений «не задумывался об этом» и «меня не интересует», в целом отличает примерно треть молодежной выборки, причем не только по данному исследованию старшеклассников, но и по опросам студенческой молодежи последних лет.

Известно, что молодежь-наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет. В процессе опроса студентов одного из гуманитарных вузов Петербурга выяснилось, что более 60% опрошенных не знают, кто такие Рыбкин и Шумейко, 52,1% не имеют представления о том, какую партию представляет в Думе Г. Зюганов, четко идентифицировались в сознании только фамилии Ельцина, Гайдара, Руцкого и Жириновского, причем последний воспринимался «сам по себе», безотносительно к своей партии.

Существует мнение, что аполитичность молодежи-закономерный результат чрезмерной идеологизации воспитания прошлых лет, а активная политизированность граничит с социопа-тией. Вряд ли можно согласиться с подобной позицией: если в стабильном обществе приоритеты частной жизни закономерны и естественны, то в ситуации системного кризиса социальная индифферентность молодых чревата необратимыми последствиями для будущего страны. Не менее тревожно и то, что политизация отдельных групп молодежи приобретает черты политического и национального экстремизма.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятии-от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и дея-тельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество)-для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть-«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры-культурное отчуждение.

У итальянских социологов есть термин «агрессия субкультур», которым они обозначают отрыв молодого поколения от многообразия культурного наследия.

Многих думающих людей обоснованно беспокоят «разрушительные мотивы» в музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями. 6

Контркультурные черты молодежной субкультуры. Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают следующие черты, распространенные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге-«ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле-и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения-наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы-наиболее эффективного культурного коммуникатора.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Эта тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего русскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае-вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.

Отсутствие у русской молодежи этнокультурной идентичности как раз приводит, с одной стороны, к более легкому проникновению в молодежное сознание вестернизованных ценностей, с другой же-к проявлениям этатического (державного) национализма.

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодежь, несмотря на определенную и вполне естественную генерационную замкнутость, живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных программ, за исключением социально-адапционных или профори-ентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество-таков а и молод ежь, а следовательно, и молодежная субкультура.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой-к прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях опосредованно) - и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации-семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением, как уже говорилось, -наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.

Примечания

1 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 41.

2 Пoдpoбнee см.: Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993; Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

З Пoдpoбнee см.: Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989. Шепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993.

4 Пoдpoбнee см.: Сикевич З.В. Молодежная культура; за и против. Л., 1990.

5 Пoдpoбнee см.: Интеллигенция и нравственность/ Под ред. Л.И.Коханович, В. Т. Лисовского. М., 1990; Молодежь России-социальное развитие/ Редколл. В.И.Чупров (Отв. ред.) и др. М., 1992;

6 Молодежь России: тенденции, перспективы/ Под ред. И.М.Ильинского, А.В.Шаронова. М., 1993; Л и со в кий А. В., Л и со веки и В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. Мурманск, 1994.

7 Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной среды-важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Научи, ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе молодежную субкультуру следует рассматривать в нескольких плос­костях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации. Состояние молодежной культуры, как счи­тает В.Я. Суртаев, обусловлено следующими факторами: 1

    Системный кризис, затронувший социальную струк­туру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономи­ке, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. По­иск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность - все это обусловило специфический характер куль­турной самореализации молодого человека.

    Современная российская культура сегодня находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного раз­вития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознает­ся органами управления. С другой - коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам массовой культуры так же не может не отразиться на системе установок, ориентациях и культурных идеалов молодого человека.

    Попытки реализации целостной программы гумани­тарной социализации в государственном масштабе не увен­чались успехом. Сегодня единая система гуманитарного вос­питания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь не­многочисленные группы молодежи крупных российских го­родов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дис­циплин и так называемой «внеучебной работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным цен­ностям, сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации.

    Юношеский возраст, а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, не­устойчивости желаний, нетерпимости, дерзости. Именно эта спе­цифика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую тера­певтическую функцию - преодоления социального отчуж­дения. Естественно, в подобных группах складываются соб­ственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприяти­ем действительности и юношеским нонконформизмом.

Кроме того, говоря об особенностях молодежной субкультуры в России, необхо­димо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий, а так же усиливающееся ценностное и имущественное расслоение мо­лодежи.

Несмотря на известную неоднородность, молодежной субкультуре в России присущ ряд специфических черт, отличающих ее от других культурных проявлений. К таковым относятся:

    Преимущественно развлекательная направленность . Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) функцией, досуг выполняет и рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге - «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

    «Вестернизация» культурных образцов . Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематическими стереотипами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых «мыльных опер» (для девушек) и видео-триллеров типа Рэмбо (для юношей). Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы переносятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

    Приоритет потребительских ориентаций над креативными . Потребительство ставится главной отличительной чертой молодежной субкультуры как на уровне поведения молодых людей, так и на уровне восприятия культурных норм.

    Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры . Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а так же с престижной иерархией ценностей в данной субкультурной группе, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью.

    Внеинституционалъная культурная самореализация . Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались.

    Отсутствие этнокультурной самоидентификации . В среде молодежных субкультурных групп по большей части отсутствует этнокультурная самоидентификация. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем, именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, тогда как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, то есть того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

Стоит отметить, что указанные выше характеристики в большей или меньшей степени присущи молодежной субкультуре в целом. Однако степень их проявления может существенно варьироваться в зависимости от типа молодежной субкультуры.

Министерство образования и науки России

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Пензенский государственный университет"

Юридический факультет

Кафедра "Коммуникационный менеджмент"


Особенности молодежной субкультуры в современной России


Выполнил:

студент 1 курса

юридического факультета

группы 13ЮЮ2

Проверил: Милаева О.В.


Пенза, 2014 год



Введение

Причины появления молодёжных субкультур

3. Виды молодёжных субкультур

3.1 Музыкальные субкультуры

2 Имиджевые субкультуры

Заключение

Библиография

молодежный субкультура контркультура имиджевый


Введение


"Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…" (Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.).

Молодежная субкультура довольно интересное и многогранное понятие в современной жизни. Я выбрал эту тему по многим причинам. Во-первых, я сам являюсь представителем нескольких субкультур, как и мои друзья. Во-вторых, эта тема как никогда актуальна.

Все чаще понятие "молодежная субкультура" используется учеными-социологами и психологами для объяснения различных общественных процессов и явлений.

Они пытаются объяснить поведение юных неформалов с помощью культурных, психологических причин, проблемы отцов и детей и т.д. Это доказывает тот факт, что эта проблема является многогранной и сложной, и для нее не существует универсального и простого объяснения.

Целью моей работы является рассмотрение субкультуры как один из способов самовыражения молодежи.

Для этого нам потребуется следующее:

) сопоставить понятия "субкультуры" и "контркультуры"

) рассмотреть классификацию разных видов субкультур

) изучить виды субкультур.


1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур


Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляет следующее определение: "Культура - совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении".

В широком смысле под субкультурой понимается составная часть официальной культуры, определяющая ценности, менталитет и стиль жизни ее обладателей. Но ни в каком толковом словаре не дадут точного определения этого понятия.

Для обозначения социально-культурных установок, которые противопоставлены официальной культуре использует понятие "контркультура". Контркультура не просто не соответствует нормам доминирующей культуры, но и противостоит ей, идет не во соответствии с господствующими нормами.

Контркультура - специфический вид культуры. Она пытается идти против устоев, норм, морали и создает собственный мир и свою культуру. Особенно популярная она среди молодежи, начиная с 1960-х годов, с появления хиппи и панк культур.

С 60-х годов XX века молодежную субкультуру стали связывать с контркультурой, в которую она и начала превращаться, когда появился некий общий враг в лице официальной культуры.


2. Причины появления молодёжных субкультур


Появление социальной молодежной культуры объясняется целым рядом факторов, основными из которых являются:

1.Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

2.Недостатки системы воспитания и образования.

.Различия между поколениями, проблема "отцов и детей", неблагополучные семьи.

.Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

.Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

При этом многие исследователи считают, что присоединение к какой либо субкультуре является нормальным явлением для подростка. И.П. Башкатов полагает, что "вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не "нормальные" сверстники, а такие же как они, "отверженные" подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы".

Выбор конкретной неформальной группы для подростка считается несвободным, так как часто этот выбор зависит от того, какая субкультура доминирует на территории проживания данного индивида.

Причины вступления подростков в группы:

одиночество - 27%;

непонимание родителей - 24%.

Среди прочих были названы:

стремление к защищенности;

обособленность;

подражание, группирование;

эмоциональная насыщенность общения;

стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Быть причастным к какой-либо субкультуре нормально для подросткового возраста: человек пытается понять себя, свои возможности, найти свой путь. И есть второй фактор: молодежь, как наиболее чуткая и мобильная социальная группа, пытается развиваться в сфере досуга со всеми его негативными и позитивными последствиями.


3. Виды молодёжных субкультур


1 Музыкальные субкультуры


К представителям самых ранних музыкальных субкультур можно отнести рокеров. Рокеры появились в 50-е-60-е годы XX века, в эпоху рок-н-ролла, когда на пике популярности были такие исполнители, как Елвис Пресли, Чак Берри и т.д. Вначале рокеров объединял один принцип - езда на мотоцикле, они могли разгоняться до 160км/ч на улицах Лондона, а потом уже появился стиль.

Рокеры, пожалуй, единственное течение, которое предусматривает лишь позитивное положение к музыке.

Другая сторона рокерской субкультуры - злоупотребление алкоголем, наркотиками и сигаретами, именно такой способ они выбрали для отрешения от реального мира. Но не смотря на это, песни рок течения полны философского смысла, которые могут изменить жизнь людей или хотя бы заставить задуматься. В идеале, рокер - начитанный человек с нестандартным философским мышлением, продукт которого он накладывает на музыку.

Также к ранним музыкальным субкультурам можно отнести панков. Данная субкультура возникла в 70-е годы прошлого века в Канаде США, Австралии. Ее характерными чертами являются любовь к панк музыке и критика общества и его привычек, убивающих его.

Панки отличаются эпатажным поведением и ярким стилем. Многие красят волосы в неестественные цвета и зачесывают их в так называемый ирокез. Часто панки делают татуировки.

Одной из самых трагичных современных субкультур является готичная культура. Эта культура имеет свое восприятие и взгляд на смерть и жизнь. Она не призывает к смерти, ее носителям близко одиночество и отрешение от этого мира, что у них ассоциируется со смертью.

Характерный внешний вид готов:

чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);

высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (NewRock, Swear);

чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры);

чёрные повязки на руках (запястьях);

шипованный ошейник;

контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;

серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.

Одним из предков готов являются эмо. По-моему, это самая бессмысленная субкультура, целью которой является впадение в депрессию и склонность к суициду. Характерными чертами являются пирсинг, розовые и черные цвета, татуировки, яркий макияж.


2 Имиджевые субкультуры


Натуризм - течение, в основе которого лежит максимально сближение человека с природой, их гармония, характеризующаяся практикой совместной наготы для оздоровления тела и развития уважения людей друг к другу и природе.

Натуристы проповедуют здоровый образ жизни. Для них нудизм является частью мировоззрения. Таким образом, они считают, человек становится свободным, избавляется от своих страхов и комплексов.

Также к имиджевым субкультурам относятся стиляги, субкультура, образцом для которых является стиль Запада. Они отличаются своеобразным сленгом, одеждой, которая бывает нелепой, отрицанием норм советского общества и цинизм.


3 Политические и мировоззренческие субкультуры


Скинхеды ("бритоголовые") - экстремистское молодежное течение, не объединенное в рамках какой либо определенной организации, а состоящее из нескольких отельных группировок.

Эта экзотическая форма субкультуры зародилась в России в 1990-х годах. Особую популярностью течение скинхедов пользовалось в Москве, Томске, Санкт - Петербурге, Красноярке и т.д. Интересно то, что российские скинхеды переняли у своих западных единомышленников только форму одежды (тяжелые ботинки, цепи, лысина, тату), не обращая внимания на идеологию и менталитет.

Как известно, за рубежом это движение подразделяется на правых (националистов) и левых (скинхедов) . В соотношении они равны, но поведение и стиль правых более заметен. В нашем случае массу бритоголовых составляют либо скинхеды, либо футбольные фанаты.

На данный момент в России представлено три поколения скинхедов, которые отличаются друг от друга по поведению, привычкам, идеологии и менталитету.

К первому поколению относят, так называемых, ветеранов скинхед движения, которые в данном течении уже 30 лет, с начала 1990 года. Их отличают мода и буржуазный образ жизни. Для большей наглядности можно представить одну из поговорок, характерную для этого круга лиц: "Тот не "скинхед", кто меньше, чем на "штуку" "баксов" одет". Неотъемлемые моменты жизни таких "скинхедов": посещение различных концертов и употребление дорогого пива.

Второе поколение можно назвать средними скинхедами, их отличает членство в различных политических партиях и объединениях. "Скинхеды", сотрудничающие с российскими партийными организациями объединились, в основном, вокруг "Народной национальной партии", "Русского действия" Константина Касимовского, "Общество "Нави" и т.д.

И третье поколение составляю подростки 13-14 лет, которые не понимают ни идеологии. ни целей данного движения. Часто это поколение формируется под влиянием более старших скинхедов и не имеет собственного мнения.


Заключение


Субкультура молодежи - свой мир подростков 10-20 лет, который характерен своими ценностями, привычками, нормами, менталитетом и отличен от мировоззрения и культуры взрослых.

Данная субкультура, которая является одним из способов социализации подростка, имеет неоднозначное и противоречивое влияние на молодежь. С одной стороны, она отчуждает их от общей, господствующей культуры, с другой - помогает человеку найти свой путь в жизни, примерив большое количество социальных ролей.

Проблема в том, что подросток и его интересы ограничены его сферами досуга: музыкой, модой, развлечениями. Субкультура молодежи носит развлекательный и потребительский характер и не производит ничего полезного для общества. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

В своей работе я постарался рассмотреть основные причины и виду молодежных субкультур. Именно в городе есть большое количество возможностей вступления молодежи в одно из молодежных неформальных течений. Субкультура не зло и не благо дл человека, оно неотъемлемая часть жизни общества и всей культуры в целом.


Библиография


1.Громов А.В., Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М.,1990 г.

2.Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.

3.Запесоцкий А., Фаин А. "Эта непонятная молодёжь. Проблемы неформальных молодёжных объединений" Москва ПРОФИЗДАТ, 1990.

4.Козлова А.Г., Гаврилова М.С. Молодежная культура и ценности будущего. СПб., 2001.

5.Куницина В.Н., Какринова Н.В. Межличностное общение. Учебник для вузов. С-Пб, 2001.

6.Латышева Т.В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы/ "Социс" -2010. - №15. - с. 94.

7.Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

.Лисовский В.Т. Социология молодежи: Учебник. СПб., 1996.

.Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79-87.

10.Ольшанский Ф.Д. "Неформалы: групповой портрет в интерьере" Москва "Педагогика" 1990

11.Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000;

12.Щепанская Т. Антропология молодёжного активизма // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ). СПб.: Норма, 1999. С. 262 - 302.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Состояние современной молодежной субкультуры, причины ее возникновения, классификация, характеристика типов, их внешний вид, символика и атрибутика. Мировоззренческая, ценностно-ориентационная и переориентационная составляющие молодежной субкультуры.

    реферат , добавлен 11.10.2009

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Понятие "субкультура" как набор символов, убеждений, ценностей, норм поведения, отличающие сообщества. Неформальные молодежные движения. Хиппи, панки, металлисты, экстремалы, скинхеды и фенсы.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Общая характеристика современных политических процессов России и их влияние на общественно-культурную ситуацию в стране. Феномен молодежной субкультуры. Основные признаки неформалов. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса (на примере Москвы).

    курсовая работа , добавлен 23.04.2011

    Социологический аспект молодежной культуры. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе. Явление группового стереотипа и группового поведения в границах своего поколения; типология молодежной субкультуры.

    реферат , добавлен 19.12.2009

    Молодежная субкультура как форма самовыражения молодых людей, роль имиджа в их образе жизни. Имиджевая манифестация в изучении молодежной субкультуры. Семантические аспекты имиджа и понятие манифестации. Символика внешнего имиджа молодежных субкультур.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2009

    Понятие культуры, ее элементы и формы. Имидж для представителей молодежной субкультуры, ее символы и средства. Молодежные, ролевые движения, индустриальные и спортивные субкультуры. Генетические связи и конфликты между ними. Особенности картины мира.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Современные подходы к пониманию молодежной субкультуры. Специфическая система норм и ценностей каждой социокультурной общности. Культура сословий и современных социальных групп. Определение и сущность маргинальной культуры, субкультуры, контркультуры.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Место моды и субкультуры в современном обществе. Неформальные объединения молодежи, их собственный ценностный строй, обычаи и нормы. Характерные черты субкультуры, специфический стиль и формы жизни и поведения участников, их ценности и мировосприятие.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

Семенова И.

На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?

Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи :

1.Выявить особенности субкультуры молодежи.

2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.

3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу : молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРДОБСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБОУ СПО «СМТ»)

ДОКЛАД

для научно-практической конференции

Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры

Научный руководитель:

Гончарова Т.А. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Исполнитель:

Семенова И.А. студент группы У-21 специальности 190604

Сердобск

2011

Готическая субкультура

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения этой самой gothic-субкультуры в мире. Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила, которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера, которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков чувствовали себя в привычной обстановке. Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе, отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного, самосовершенствование…

Эмо

На базе поклонников эмо (особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей) и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Отаку

Термин «отаку» применяется в отношении любителей аниме и манги. Но, если любой отаку - анимешник, то не всякий анимешник - отаку, так как в отаку - это человек очень серьезно увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии (причем все это вместе и сразу). На основе личных наблюдений и данных собранных на просторах интернета можно выделить некоторые признаки отаку: интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда; имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр; читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете; участвует в аниме - фестивалях, косплее и других мероприятиях; занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы наблюдаем активное формирование очень интересной молодежной субкультуры.


Подписи к слайдам:

«Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры»

Цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. З адачи: 1.Выявить особенности субкультуры молодежи. 2.Рассмотреть историческую постановку проблемы. 3. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме. 4. Проанализировать особенности формирования субкультуры молодежи г.Сердобска.

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. Термин «Goth» был придуман журналистами для характеристики нового стиля, и означал – «варварский» из-за грубости и жесткости звучания новой музыки.

Эмо (англ. emo, сокращение от «эмоциональный») - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка.

Отаку В последние годы в развитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультуры во многих странах.

Граффити Г раффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинэйджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену.

Социологическое исследование